Художник-педагог А.Сапожников и его научно-методические положения в преподавании рисования. Полный курс рисования - Сапожников А.П Смотреть что такое "Сапожников, Андрей Петрович" в других словарях

«Рисование», как учебный предмет, начинает свою историю с 1804 года, хотя, строго говоря, в некоторых учебных заведениях занятия рисованием велось и раньше. Так, в кадетских корпусах их ввели с 1732 года, в гимназиях при Петербургской Академии наук, Московском и Казанском университетах - со средины ХVIII в. Однако, в кадетских корпусах эти занятия были частью военной подготовки воспитанников, а названные гимназии еще не стали типом учебного заведения, каждая из них работала по своему учебному плану.

Время с начала ХIХ в. до его 60-х годов характеризуется раз­ложением феодально-крепостнического строя России и, хотя и медленным, но развитием капиталистического уклада. Необходимость реформ ощущалась уже в начале царствования Александра I. Различные комиссии раз­рабатывали проекты реформ, в том числе, и в области народного образования.

По утвержденному царем "Уставу учебных заведений" (1804 г.) соз­давались приходские, уездные училища и гимназии. В учебных планах этих учебных заведений (кроме приходских училищ) было предусмотрено преподавание рисования. В двухгодичных уездных училищах оно преподавалось в обоих классах, на что выделялось по 4 урока в неделю в каж­дом. В гимназиях, которые имели четырехлетний курс, на рисование от­водилось во всех классах по I двухчасовому уроку в неделю; для заня­тий учащиеся объединялись: первый класс со вторым, третий - с четвертым. По содержанию и методам занятия рисованием в то время не отличались от обучения в младших классах художественной школы, где в основном акцент в методах преподавания ИЗО строился на копировании (известно, что в училище при Академии художеств поступали дети 8-9 лет). Методической основой копиро­вания была вышедшая в русском переводе в 1795 году книга И. Прейслера "Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству.

В соответствии с книгой Прейслера обучающиеся рисованию сначала знакомились с проведением прямых, кривых линий. Ученики рисовали с гра­вюр вазы и несложные криволинейные орнаменты. Затем с гравюр же ри­совались части человеческого тела, причем правильность рисунка проверялась посредством вертикальных и горизонтальных линий. Наконец, тоже с образцов, рисовалась целая фигура человека.

Таким образом, обучение по копировальной системе состояло в пе­рерисовке образцов - гравюр, называемых в обучении "оригиналами". Они изображали орнаменты, детали архитектуры, античные скульптуры или их части.

Сущность нового понимания целей и задач рисования в общеобразо­вательной школе была определена выдающимся русским методистом первой половины XIX в. А.П.Сапожниковым следующим образом: "Цель... заключается в развитии способности изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно, чтобы, в случае надобности, воспитанники могли без затруднения нарисовать с натуры полезную машину, необходимый инструмент, любопытный вид местности или другой предмет... Сверх того, уменье рисовать способствует судить правильнее об изящных искусствах, доставляющих благороднейшее наслаждение обра­зованному человеку".

Вместе с осознанием особых задач рисования как учебного предмета школы в нарождавшейся русской педагогике начались поиски путей изме­нения содержания и методов обучения рисованию. Они привели к возникно­вению новой системы обучения, которая уже в 30-х годах XIX в. была основательно разработана тем же А.П.Сапожниковым. Внешне она мало отличалась от той системы, которая несколько раньше, была предложена Песталоцци в начале XIX в., на Западе. Это иногда давало повод ква­лифицировать работу А.П.Сапожникова как простое заимствование системы Песталоцци В действительности воefрос о взаимоотношениях между работами того и другого так просто решен быть не может.

А.П.Сапожников действительно знал и высоко ценил взгляды Песталоцци на обучение рисованию, о чем свидетельствует его отзыв: "Песталоцци и Ланкастер пребудут истинными благодетелями юношества, облегчившими средства к обучению: и хотя способ первого покинут, но не менее того, направление, им указанное, принесло свой плод" . Исходя из идей Песталоцци о замене копирования с оригиналов рисованием геометрических фигур и тел, Сапожников, однако, творчески переработал его систему, изменив ее направленность. В отличие от Песталоцци Сапожников исходил из специфики рисова­ния с натуры. Для него изображение геометрических фигур было средст­вом обучения детей изобразительным умениям, применение которых по­лезно в различной человеческой деятельности. Практическая направлен­ность обучения определила и характер разработанной Сапожниковым мето­дики наблюдения учащимися явлений перспективы; которую он подкрепил изображением оригинальных моделей для рисования с натуры и демонстрирования на уроках.

Курс рисования геометрических форм мыслился Сапожниковым как подготовка к рисованию предметов окружающей действительности. Перехо­дом к рисованию этих предметов было изображение комбинаций из геомет­рических тел в виде домов, башен, лестниц и т.д.

В разработке методики обучения Сапожников исходил из сохранения тесной связи между развитием зрительного восприятия учащегося и вооружениeм его необходимыми знаниями и практическими умениями. Так, говоря об изучении перспективы, он указывал: "Изучение правил перспективы, по принятому также всюду способу, основанному на чертеже без натуры, слишком продолжительно, запутанно и не может быть преподаваемо в пансионах и школах... Сапожниковым была разработана стройная последовательность обу­чения рисованию, которая следующим образом определяла порядок прохождения учебного материала:

1. Рисование линий.

2. Рисование правильных прямолинейных фигур.

3. Рисование правильных криволинейных фигур.

4. Рисование плоскостей, уходящих в глубину (сначала рисовались плоские фигуры прямоугольной формы, потом - круг).

5. Рисование геометрических тел, ограниченных плоскостями - куба, призмы, пирамиды.

6. Рисование цилиндра, конуса, шара.

7. Рисование комбинаций из геометрических тел, составленных так, что они напоминают предметы действительности (см. таб. 3).

8. Овладение техникой светотени.

Новая система обучения рисованию, разработанная А.П.Сапожниковым, позволила последовательно осуществлять обучение рисованию, вычленяя учебные задачи и в полной мере используя классную форму занятий. В 30-х годах XIX в. она была наиболее передовой системой обучения рисованию не только в России, но и на Западе, где господствовало соединение копировальной и геометрической систем в работах учеников и последователей Песталоцци.

Действительный статский советник, почетный вольный общник Имп. Академии Художеств, живописец-любитель.

Род. в 1795 г., ум. в 1855 г. 17-го марта. Состоя на службе по инженерному корпусу, посещал довольно долгое время рисовальные классы Имп. Акад. Художеств.

В 1830 г. получил в управление собственную чертежную великого князя Михаила Павловича, руководил художественными изданиями ее и в том же году, будучи уже инженер-полковником, избран в почетные вольные общники Академии Художеств.

В 1832 г. подарил Академии эстамп Кузеня, представляющий Страшный суд. В благодарность за это Академия представила ему, в виде подарка, выбрать для себя "одну статую или две головы" из находящихся в Академии.

В 1834 г. С. составил "Начальный курс рисования" и подарил его вместе с образцами (моделями и гипсами) Академии для раздачи ученикам ее на экзаменах.

С 1844 г. состоял главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях.

С. в свое время известен был, как рисовальщик картин к басням Крылова (1834 г.), костюмов русской гвардии и армии. Принимая живое участие во всех открытиях, облегчающих техническую часть художеств, он один из первых занимался применением гальванопластики к снятию копий с выгравированных досок. Вместе с Ф. И. Прянишниковым издал "Ветхий завет в 86-ти очерках, с рисунков Агина, гравированных К. Афанасьевым" (1846 г.) и "Костюмы всех народов в литографических рисунках". С. был также известен заботливостью о развитии талантов художников, вверенных его руководству Обществом поощрения художеств (казначеем которого он состоял с самого основания этого общества).

Из картин С. известны: "Прометей" (в полный рост и в тот момент, когда, прикованный к скале, видит он налетающего на него орла) - в академич. музее (1830 г.). "Вакханалия" - у Ф. И. Прянишникова и копия с картины "Полтавская битва", находящаяся в инженерном департаменте, где служил С. Из гравюрных работ его известны: 1) Грифонаж; большая доска, посередине, которой хорошо оконченная голова богини в шлеме. 2) 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождение Христиана Христиановича Виольдамура". Сочинение В. Луганского. 3) Атлас зоологии, 52 картинки.

СПб. 1847 г. 4) 92 контурные картинки к басням Крылова.

СПб. 1834 г. Изд. Смирдина. 5) 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Траяна и русских князей до нашествия татар. Период первый". Литографированы с картин Ф. Г. Солнцева. 6) Гравюра очерком, женщина-амазонка, в рост; за спиною колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается.

Архив Имп. Акад. Худ., дело № 155 (1830 г.), № 65 (1834 г.), № 91 (1847). - "Сборник мат. для истории Акад. Xуд.", тт. II-III. - Энциклопедические Словари Гербеля и Толля. - "Русский Архив", 1892 г., XI, 312. - Ровинский, "Словарь русских граверов". Е. Т. {Половцов} Сапожников, Андрей Петрович - живописец-любитель (1795-1855). Будучи произведен в офицеры в 1811 г., служил после того по инженерной части в разных должностях до 1844 г. и тогда назначен главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях.

Имея основательное знакомство с живописью, для изучения которой посещал классы Академии художеств, С. занимался в свободное от службы время писанием исторических картин и портретов.

Он оказал искусству немаловажную услугу различными изданиями, в особенности же руководством к изучению рисования, остающимся доныне лучшим из учебников по этой части. От Общества поощрения художников, в котором С. состоял одним из деятельнейших членов, был поручен ему надзор над пенсионерами этого учреждения, и его попечениям и вниманию в значительной степени были обязаны своим развитием многие художники, образовавшиеся при поддержке общества.

За эти услуги искусству Академия худ. признала его в 1830 г. своим почетн. вольн. общником.

В музее Академии можно видеть образец живописи С. - картину "Прометей, прикованный к скале и терзаемый орлом". {Брокгауз} Сапожников, Андрей Петрович (Sapochnicof); Д. С. С; живописец-гравер; род. 1795, ум. 17 марта 1855; в 1840 г. первый начал делать копии с медных гравированных досок посредством гальванопластики; с 1847 почетный вольный общник Академии художеств; составил курс рисования; по его заказу нарисованы 83 контурных рисунка из Нового Завета художником Агиным и выгравированы К. Афанасьевым.

Его работы: 1. Грифонаж; большая доска (6.4 х 5.11), в средине которой хорошо оконченная голова богини в шлеме (вся фигура по грудь); слева видна рука, держащая рейсфедер; повыше львиная морда с виноградным листом.

Внизу карандашом помечено: "Грав. Сапожников". Акад. художеств, книга Уткина. 2-54. 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его аршета"; сочинение В. Луганского.

С альбомом картин на пятидесяти трех листах, рисованных известным художником... СПб. 1844"; в лист в ширину. 55-106. Атлас Зоологии, 52 картинки.

СПб., 1847. В лист, в длину. 107-198. 92 контурные картинки к басням Крылова;

СПб., 1834; два тома; изд. Смирдина. 199-212. 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения Славен от времени Трояна и Русских до нашествия Татар. Период первый.

Письма к г. академику Бюшингу, или опыт к составлению полного курса Истории, Археологии и Этнографии для Питомцев Санктпетербургской Академии Художеств; 70 нумерованных и 1 ненумерованная страниц" (Остроглазов, Русский Архив; 1892. Ноябрь. 312). Эта книжка была написана Олениным по случаю заказа, сделанного Николаем I Басину: "написать картину Крещение Руси". 213. В собрании Е.Н. Тевяшова есть лист в 4°, гравюра очерком, женщина (амазонка) в рост, за спиною ее колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается.

Лист этот куплен из собрания Геннади; внизу в углу подпись карандашом: "Saposchnikow fec". Е.Н. Тевяшов относит к работам Сапожникова еще следующие: 214-220. 7 картинок к книге: "Четыре сказки моей Надинке". СПб. 1833 г. 221-225. 5 картинок в книгу: "Были и Небылицы Казака луганскаго 4 ч. СПб. 1839" и 226. Пейзаж с обелиском и с монограммою, составленною из букв A и С. {Ровинский} Сапожников, Андрей Петрович д. с. с., почетный вольный общник И. А. Худ., живописец-любитель, писатель, казначей Общ. поощр. художников с основ. его; род. 1795, † 17 мар. 1855 г. {Половцов}

Сапожников, Андрей Петрович

Действительный статский советник, почетный вольный общник Имп. Академии Художеств, живописец-любитель. Род. в 1795 г., ум. в 1855 г. 17-го марта. Состоя на службе по инженерному корпусу, посещал довольно долгое время рисовальные классы Имп. Акад. Художеств. В 1830 г. получил в управление собственную чертежную великого князя Михаила Павловича, руководил художественными изданиями ее и в том же году, будучи уже инженер-полковником, избран в почетные вольные общники Академии Художеств. В 1832 г. подарил Академии эстамп Кузеня, представляющий Страшный суд. В благодарность за это Академия представила ему, в виде подарка, выбрать для себя "одну статую или две головы" из находящихся в Академии. В 1834 г. С. составил "Начальный курс рисования" и подарил его вместе с образцами (моделями и гипсами) Академии для раздачи ученикам ее на экзаменах. С 1844 г. состоял главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях. С. в свое время известен был, как рисовальщик картин к басням Крылова (1834 г.), костюмов русской гвардии и армии. Принимая живое участие во всех открытиях, облегчающих техническую часть художеств, он один из первых занимался применением гальванопластики к снятию копий с выгравированных досок. Вместе с Ф. И. Прянишниковым издал "Ветхий завет в 86-ти очерках, с рисунков Агина, гравированных К. Афанасьевым" (1846 г.) и "Костюмы всех народов в литографических рисунках". С. был также известен заботливостью о развитии талантов художников, вверенных его руководству Обществом поощрения художеств (казначеем которого он состоял с самого основания этого общества). Из картин С. известны: "Прометей" (в полный рост и в тот момент, когда, прикованный к скале, видит он налетающего на него орла) - в академич. музее (1830 г.). "Вакханалия" - у Ф. И. Прянишникова и копия с картины "Полтавская битва", находящаяся в инженерном департаменте, где служил С. Из гравюрных работ его известны: 1) Грифонаж; большая доска, посередине, которой хорошо оконченная голова богини в шлеме. 2) 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождение Христиана Христиановича Виольдамура". Сочинение В. Луганского. 3) Атлас зоологии, 52 картинки. СПб. 1847 г. 4) 92 контурные картинки к басням Крылова. СПб. 1834 г. Изд. Смирдина. 5) 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Траяна и русских князей до нашествия татар. Период первый". Литографированы с картин Ф. Г. Солнцева. 6) Гравюра очерком, женщина-амазонка, в рост; за спиною колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается.

Архив Имп. Акад. Худ., дело № 155 (1830 г.), № 65 (1834 г.), № 91 (1847). - "Сборник мат. для истории Акад. Xуд.", тт. II-III. - Энциклопедические Словари Гербеля и Толля. - "Русский Архив", 1892 г., XI, 312. - Ровинский, "Словарь русских граверов".

{Половцов}

Сапожников, Андрей Петрович

Живописец-любитель (1795-1855). Будучи произведен в офицеры в 1811 г., служил после того по инженерной части в разных должностях до 1844 г. и тогда назначен главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях. Имея основательное знакомство с живописью, для изучения которой посещал классы Академии художеств, С. занимался в свободное от службы время писанием исторических картин и портретов. Он оказал искусству немаловажную услугу различными изданиями, в особенности же руководством к изучению рисования, остающимся доныне лучшим из учебников по этой части. От Общества поощрения художников, в котором С. состоял одним из деятельнейших членов, был поручен ему надзор над пенсионерами этого учреждения, и его попечениям и вниманию в значительной степени были обязаны своим развитием многие художники, образовавшиеся при поддержке общества. За эти услуги искусству Академия худ. признала его в 1830 г. своим почетн. вольн. общником. В музее Академии можно видеть образец живописи С. - картину "Прометей, прикованный к скале и терзаемый орлом".

{Брокгауз}

Сапожников, Андрей Петрович

(Sapochnicof); Д. С. С; живописец-гравер; род. 1795, ум. 17 марта 1855; в 1840 г. первый начал делать копии с медных гравированных досок посредством гальванопластики; с 1847 почетный вольный общник Академии художеств; составил курс рисования; по его заказу нарисованы 83 контурных рисунка из Нового Завета художником Агиным и выгравированы К. Афанасьевым. Его работы:

1. Грифонаж; большая доска (6.4 х 5.11), в средине которой хорошо оконченная голова богини в шлеме (вся фигура по грудь); слева видна рука, держащая рейсфедер; повыше львиная морда с виноградным листом. Внизу карандашом помечено: "Грав. Сапожников". Акад. художеств, книга Уткина.

2-54. 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его аршета"; сочинение В. Луганского. С альбомом картин на пятидесяти трех листах, рисованных известным художником... СПб. 1844"; в лист в ширину.

55-106. Атлас Зоологии, 52 картинки. СПб., 1847. В лист, в длину.

107-198. 92 контурные картинки к басням Крылова; СПб., 1834; два тома; изд. Смирдина.

199-212. 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения Славен от времени Трояна и Русских до нашествия Татар. Период первый. Письма к г. академику Бюшингу, или опыт к составлению полного курса Истории, Археологии и Этнографии для Питомцев Санктпетербургской Академии Художеств; 70 нумерованных

и 1 ненумерованная страниц" (Остроглазов, Русский Архив; 1892. Ноябрь. 312). Эта книжка была написана Олениным по случаю заказа, сделанного Николаем I Басину: "написать картину Крещение Руси".

213. В собрании Е.Н. Тевяшова есть лист в 4°, гравюра очерком, женщина (амазонка) в рост, за спиною ее колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается. Лист этот куплен из собрания Геннади; внизу в углу подпись карандашом: "Saposchnikow fec".

Е.Н. Тевяшов относит к работам Сапожникова еще следующие:

214-220. 7 картинок к книге: "Четыре сказки моей Надинке". СПб. 1833 г.

221-225. 5 картинок в книгу: "Были и Небылицы Казака луганскаго 4 ч. СПб. 1839" и

226. Пейзаж с обелиском и с монограммою, составленною из букв A и С.

{Ровинский}

Сапожников, Андрей Петрович

д. с. с., почетный вольный общник И. А. Худ., живописец-любитель, писатель, казначей Общ. поощр. художников с основ. его; род. 1795, † 17 мар. 1855 г.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Сапожников, Андрей Петрович" в других словарях:

    Сапожников (Андрей Петрович) живописец любитель (1795 1855). Будучи произведен в офицеры в 1811 году, служил после того по инженерной части в разных должностях до 1844 года, и тогда назначен главным наставником наблюдателем черчения и рисования в … Биографический словарь

    - … Википедия

    Сапожников русская и еврейская фамилия, произошла от слова «сапожник». Известные носители: Сапожников, Абрам Самуилович (1923 1998) Герой Советского Союза, Сапожников, Алексей Васильевич (1868 1935) русский химик. Сапожников,… … Википедия


Скачать: polniykursrisovaniya2003.pdf

ПОЛНЫЙ КУРС
РИСОВАНИЯ
УЧЕБЕНИК
РУКОВОДСТВА
ДЛЯ
ВОЕННО-УЧЕБНЫХЪ ЗАВЕДЕНШ.
КУРСЪ РИСОВАШЯ.
Издание второе.
СОСТАВИЛЪ
А. Сапожншовь
САНКТПБТБРВУР ГТ»
1849.
"Курс рисования" А. Сапожником является подарком для художника любого направления. Она несет аромат классической русский реалистической школы прошлого столетия, располагает к ризмыииению и медитации, помогает углубить свои познания. Лаконичный и точный язык изложения раскрывает секреты мастерства. Не хочется показать знакомым, но прежде всего, конечно, детям. Книга помогает более глубокому постижению видимого мира.
Александр Абрамов, художник, член МОСХа и Международной Федерации художников ЮНЕСКО
Сложившийся в настоящее время разрыв в системе художественного образования особенно отрицательно сказывается в обучении рисунку, который является основой для всех видов изобразительного искусства.
Переиздание полного курса рисования, составленного А. Сапожниковым в IS49г. - хорошая помощь педагогу и ученику, - это настольная книга абитуриентов и студентов художественных училищ и вузов.
Лапин Е.К., художник. Заслуженный работник культуры. Директор ДХ/// Л" /, г. Москва
Книга сия чрезвычайно актуалыш именно теперь, в конце XX века, в период "размывания" нравственных эстетических и профессиональных критериев, без которых невозможно становление русской национальной культуры. Педагогический метод А. (апожникова особенно важен ныне, ибо развивает в работе с натурой пе пассивно-глазное, поверхностное отношение к конструкции и форме, а заставляет ученика постоянно инициировать и тренировать не только руку и глаз, но, прежде всего, голову. Такая методика служит прекрасным фундаментом для становления художника, позволяет максимально использовать полученные знания для дальнейшего творческого пути вне зависимости от "цеховых" ограничений и выбранного материала.
? Валерий Малолетков.
$ ^ -> Народный худо.не ни к России,
Золотой медалист Российской Академии Художеств, Председатель / ЭК МИХПУ им. (троганова, член редколегии журнала "Юный художник
Л.П. САПОЖНИКОВ
ПОЛНЫЙ КУРС РИСОВАНИЯ
Под редакцией главного редактора журнала «Художественный совет» В.II. Ларионова
Четвертоа издание
Москва И з да тел ь с I в о «A JIЬВ - В» Творческая школа «Мастер-класс» 2003
УДК 741/744 ЬБК 85.15н7 С19
Сапожников Л.П.
С19 полный курс: РИСОВАНИЯ
Под редакцией Ларионова. М.: АЛЕВ-В. 2003. - 4-с изд. - 160 с.
Представляем Вам один из лучших российских учебников по изобразительному искусству, впервые вышедший в середине XIX века в Санкт-Петербурге.
Книга будет полезна учителям ИЗО в средних школах, руководителям изостудий, преподавателям рисунка, композиции в ДХШ и ДШИ. а также родителям, желающим приобщить своих детей к миру прекрасного.
На обложке: И.Фирсов. Юный художник.
Холст, масло. Середина XVIII века.
УДК 741/744 БВК 85.15я7
© Издательство "АЛЕВ ". 1996.
© Издательство "АЛЕВ". 1997. ©Издательство "АЛЕВ". 1998.
ISBN 5-94025-045-0 Издательство "AJILB-B". 2003.4-е изд.
УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Перед вами уникальный русский учебник рисования А. П. Сапожни-кова, впервые опубликованный в Санкт-Петербурге в 1834 году.
В предисловии читаем: "... цель, с которою учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно.”
Можно с уверенностью сказать, что в этих словах отразился смысл программы Сапожникова, который и достижение пели поставил по-новому1, приучая воспитанников во время работы не бездумно копировать, а мыслить, рассуждать, анализировать. Автор впервые обращает серьезное внимание на рисование с натуры, указывает кратчайший путь построения изображения любого предмета через упрощение его формы в начальной стадии.
Учителю, ведущему занятие, рекомендуется не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять ошибки словесно. Нужно чтобы дети, следуя собствен но му пониманию устных указаний педагога, могли правильно нарисовать каждый новый объект.
Для облегчения этой задачи служила серия моделей из проволоки и картона, которые обычно располагались рядом с натурой и помогали ученику разобраться в особенностях ее формы, явлениях перспективы и светотени. Так, при рисовании гипсовой головы Сапожников предлагает воспользоваться проволочной моделью.
Новый метод нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных, но и в специальных художественных заведениях. Успех объяснялся тем, что в этом пособии наглядно и просто раскрывались законы построения трехмерного пространства на плоскости. Выпушенный впоследствии второй том с материалами по изучению строения человеческого тела и любопытными рекомендациями по сочинению картин составил полный курс рисования и стаи настольной книгой начинающих художников и любителей изобразительного искусства.
Положительные моменты методики Л.И. Сапожникова не потеряли своей значимости и сегодня, когда происходит активное возрождение альтернативных образовательных структур.
1 >

Родился в Петербурге, в семье военного советника. Из дворян.

Получил домашнее образование.

6.1807 – определен юнкером в Инженерный корпус .

1816 – назначен батальонным казначеем.

1819-20 – командир Кондукторской роты Главного ИУ. Капитан гвардии.

Посещал классы Императорской Академии художеств (ИАХ) в качестве «постороннего ученика» и занимался в мастерской известного исторического живописца В.К. Шебуева. Кроме того, много сил и энергии отдавал организованному в 1820 г. Обществу поощрения художников, входил в его комитет и был казначеем.

Инженер-полковник (1822).

1827 – возглавлял Чертежную Его Высочества Вел. князя Михаила Павловича.

«За услуги по надзору и поддержанию пенсионеров Общества » ИАХ в 1830 г. признала Сапожникова почетным вольным общником ИАХ.

В конце 1830-х гг. вышла книга с гравюрами Сапожникова «Рисунки к краткой истории Кавалергардского Ея Императорского Величества Императорского полка с 1724-го по 1832 год». Альбом литографий, раскрашенных акварелью, был поднесен императрице Александре Федоровне, ставшей с 1826 года шефом полка. Акварели заключены в красивый мозаичный переплет из темно-зеленого сафьяна, украшенный золотым тиснением и инкрустацией кожи 5 цветов.

Разработал и издал для учащихся «Курс рисования» (1830-40), который пользовался большим успехом и не раз переиздавался. Новый метод нашел применение не только в общеобразовательных, но и художественных учебных заведениях. Успех объяснялся тем, что в этом пособии наглядно и просто раскрывались законы построения трехмерного пространства на плоскости.

Действительный статский советник (1832).

С 1844 – занимал должность «главного наблюдателя за рисованием и черчением в военно-учебных заведениях », в т.ч. и в Главном ИУ . В этой должности находился практически до самой смерти.

За верную службу Отечеству неоднократно удостаивался различных государственных наград и поощрений, был награжден орденами св. Владимира и св. Анны.

А.П. Сапожников сумел утвердить свой путь становления в искусстве, в чем-то соприкасавшийся с ИАХ, в чем-то от нее отличный, связанный с такими новыми течениями, как «натуральная школа». Обладая от природы наблюдательностью, чувством юмора, он стремился к постижению мастерства, приобретая известность, как талантливый художник во все более широких кругах. Его жизнь и творчество – яркий пример раскрытия самобытного таланта и натуры увлекающейся, сумевшей оставить неповторимый след в самых разных областях он одновременно и военный инженер, и живописец, и график и скульптор, а также издатель, коллекционер, педагог, автор первого русского пособия по теории и практике рисования для общеобразовательных учебных заведений.