Как называется кавказская вышивка полотенец. Старт в науке. Горизонтальная волнистая линия

Сегодня трудно представить себе значение вышивки в жизни старой русской деревне. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. А так же вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.

Вышитыми тканями украшали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-рушники развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода - будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

Присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.

Не менее сорока вышитых полотенец должна была приготовить каждая девушка себе в приданное. Самое большое и нарядное - жениху в знак согласия невесты и ее родителей на свадьбу. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой изукрашенное полотенчико клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: использовали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.

Свою особую роль оно играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.

С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.

На большие праздники - Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе - хаты обвешивали более украшенными рушниками - праздничными, а в пост - „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.

Районная конференция научно – исследовательских работ

ИСТОРИЯ О ПОЛОТЕНЦАХ

Россия, Челябинская область,

Чебаркульский район, д.Мельниково

Заварницына Елена, Лукина Анастасия

Зюзина Анна

Научный руководитель: Заварницына А.А

Педагог дополнительного образования

Мельниково

2009

  1. Введение ………………………………………………………………… 3
  2. Из истории полотенец……………………………………………. . 4
  3. Вышитые полотенца Евгении Григорьевны …………. . 7
  4. Полотенца в приданое…………………………………………… 9
  5. Вывод……………………………………………………………………… 1 0
  6. Описание практической части……………………………….. 11
  7. Используемые материалы и литература………………. 12
  1. ВВЕДЕНИЕ

Ежедневно нас окружает большое количество вещей, о происхождении которых мы даже, никогда не задумываемся. Среди этого количества вещей есть такой предмет, как полотенце. В каждом современном доме их большое количество. Мы вытираем полотенцами лицо и руки, ходим в душ, в баню. Также полотенце является необходимой вещью на кухне.

Мы решили провести исследование, откуда пришел в наш современный дом такой необходимый предмет ежедневного быта, как полотенце. В нашей работе мы использовали материал энциклопедии «Русская изба», а также рассказы местных жителей.

Цель работы:

Выяснить откуда пришел к нам такой необходимый предмет быта, как полотенце в жизни русской деревни.

Задачи исследования:

  1. Найти и изучить литературу, в которой упоминается о происхождении и использовании полотенец.
  2. Провести опрос местных жителей на предмет старинного использования полотенец.
  3. Найти старинные вышитые полотенца.
  4. Восстановить одно из найденных полотенец для сохранения и передачи будущим поколениям.

ИЗ ИСТОРИИ ПОЛОТЕНЕЦ

Предполагается, что полотенце произошло от тканного пояса. Поверхность пояса, изготовленного на ткацком стане, увеличилась, а горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний – вертикальный. Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна – это полотенце.

Полотенце – это полотнище белой ткани, домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, тесьмой, бахромой.

Рукотерка – кусок белой холщевой ткани для вытирания лица и рук, после умывания, а также для вытирания после мытья в бане. В отличие от полотенца рукотерка была короткой и мало украшенной.

Рушник, тоже, что и полотенце. От трубы беленого полотна рушили (резали) полосу длиной 4 метра отсюда и название пошло- рушник.

Рушник в доме- царь. Каждому рушнику – свой узор, каждому узору – свое значение.

Молельный рушник- рушник с вышитой молитвой вывешивался над иконами в красном углу.

Крестильное полотенце, вышивали для крещения ребенка.

Свежий хлеб из печи сажали - на бранном полотенце, его маками по полю вышивали.

Рукобитное полотенце вышивали на сговор молодых.

Молодые в церкви на венчальное полотенце коленами вставали, такие полотенца крестами и голубками вышивали.

Полотенца чтили на Руси, от дедов к внуком передавали, из пожаров вытаскивали. Красивые рушники годами расшивали. Более двухсот строчных швов вышивальщицы знали. Чтобы быстрей к празднику - вышивали одностороннее, а девушка к свадьбе - двустороннее вышивала. Узелки на вышивке нельзя было оставлять, считалось, что они могут привести к ссоре.

Мелкие огрехи также нельзя было перепарывать, чтобы не вносить беспорядок в судьбу.

Красная изба не углами, а пирогами. Углами тоже красна Русская изба.

Полотенца использовались для праздничного убранства избы. Они вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы или приезда долгожданной родни.

Полотенца обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в ее деревне.

По обычаю полотенца являлись необходимой частью девичьего приданного. Полотенцами украшали дугу лошади в свадебном поезде. Длинный холст стелили у входа в церковь, по нему шли молодые. «Поколенным полотенцем», то есть побывавшим на свадьбах матери и бабушки, сваха покрывала плечи невесты. Полотенце использовались невестой в качестве фаты. Накинутое на голову должно предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент жизни. Полотенце применялось в обряде «соединения молодых» перед винцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие»

Полотенцем одаривали бабку – повитуху, принимавшую роды, куму и куму, крестивших младенца. Полотенце присутствовало в обряде «Бабина каша», который происходил через несколько дней, после рождения ребенка. Им прикрывали горшок с кашей, совместное поедание которой рассматривалось как закрепление родственного союза и включения в него новорожденного.

Однако особую роль играло полотенце в погребально – поминальной обрядности. Вышитые полотенца вешали над головой покойного, которого клали в красном углу. Оно должно было оставаться висеть под иконами в течение сорока дней. Полотенца привязывали к дуге лошади в похоронном поезде. На них опускали в могилу гроб.

Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русской деревне, в их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в качестве оберега, знака принадлежности к определенному семейно – родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей», внимательно наблюдавших за жизнью живых.

Такая символика полотенца исключила использование его для вытирания рук, лица, пола, посуды. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.

ВЫШИТЫЕ ПОЛОТЕНЦА ЕВГЕНИИ ГРИГОРЬЕВНЫ

Чтобы найти какие- то факты, более позднего использования полотенец мы отправились в гости к жителям – старожилам деревни Мельниково и села Травники.

Первая кого мы посетили, была жительница с. Травники Шумихина Евгения Григорьевна.

Молодость Евгении Григорьевны прошла в д. Туманы, Кировской области. В ее семье ткань для полотенец изготавливали сами. Полотно ткали такой ширины, какая была необходима для изготовления полотенца. Евгения Григорьевна показала нам домотканое полотно, изготовленное на ткацком стане, еще ее мамой. Астраханцевой Анной Федоровной, 1910 года рождения (проживала д. Туманы, Кировской области). Точную дату изготовления полотна Евгения Григорьевна не помнит, но предполагает, что было это примерно в 40- годах. Готовое полотно украшали вышивкой и кружевом.

Вышитыми полотенцами дом украшали. Перед большими праздниками (Пасха, Рождество и т.д.) избы обязательно белили, или и только после этого по всей избе развешивали полотенца. Самые красивые полотенца вывешивали в красном углу. Полотенцами также украшали зеркала, старые фотографии или просто развешивались по стенам избы.

К свадьбе девушка должна была вышить большое количество полотенец. По количеству полотенец и красоте вышивок на них судили об умениях невесты и о достатке семьи. Полотенца приносили в дом жениха, и развешивали по стенам, чтобы люди могли полюбоваться на работу невесты, оценить ее вкус и трудолюбие. На свадьбе невеста одаривала полотенцами свекра и свекровь, родственников и дружков жениха, а также подружек.

С давних времен и по нынешние времена полотенца остаются белые, без вышитых узоров полотенца. На полотенцах несли гроб, отдавая последнюю дань уважения умершему, на них опускали гроб в могилу. После проведения похорон, полотенца раздавали односельчанам, а вышитое полотенце вешали на крест, и оставляли на кладбище.

В будние дни для вытирания лица и рук использовали простые полотенца без вышивки. И только в редких случаях, в большие праздники гостям могли подать вышитое полотенце, но вышивка на таком полотенце была совсем простая. Полотенца используемые на кухне для вытирания посуды также не орнаментировались вышивкой.

Евгения Григорьевна показала нам несколько полотенец.

Одно из полотенец выполнено»тамбурной вышивкой» при помощи крючка. Евгения Григорьевна рассказала,… что это полотенце она вышивала вместе с мамой в возрасте 8- 10 лет, когда они еще проживали в Кировской области. На этом полотенце Евгения Григорьевна училась искусству вышивания. Вышивка выполнена нитками светлых тонов на ярко – красном поле ткани, которая вставлена в белую основу полотенца, обработанную фабричным кружевом. Возраст этого полотенца составляет примерно 60 лет.

Следующее полотенце было вышито чуть позже. Вышивка по ткани выполнена швом «сложный крест», края полотенца отделаны филейным вязанием, выполненным при помощи крючка. Полотенце использовалось для украшения избы.

Еще одно полотенце, показанное нам Евгенией Григорьевной, выглядит совсем скромно. Вышивка на нем выполнена швом «простой крест» и вытянута в узенькую линию, расположенную по самому краю полотна. Вполне возможно, что именно такие полотенца использовали для вытирания лица и рук. Все полотенца, показанные нам Евгенией Григорьевной, выполнены из домотканого полотна.

Очень интересное полотенце мы нашли у Лебедевой Анны Ивановны, проживала в селе Русская Теча, Красноармейского района, Челябинской области.

Полотенце было сделано специально для украшения икон красного угла. Края полотнища полотенца соединены между собой. По низу полотенце орнаментировано двумя полосами вышивкой. Вышивка выполнена швом «сложный крест». Между полосами вышивки и по низу полотенца вставлены узоры филейного вязания, по бокам также располагается вышивка. Основа полотенца выполнена из ткани фабричного производства.

ПОЛОТЕНЦА В ПРИДАНОЕ

Евдокия Петровна достала с дальней полки шифоньера несколько полотенец. «Раньше молодежь гуляла мало, девушки сидели дома, занимались рукоделием, готовили себе приданое.

Мы с моей подругой Печенкиной Валентиной (1935 г.р.) помогали, друг другу собирать приданое. Подруга хорошо вышивала, а я умела вязать крючком кружева. Когда я собралась замуж, подруга вышила мне в подарок два полотенца, а я обвязала их крючком».

Полотенца, представленные Кашигиной Евгенией Петровной вышиты двусторонним гладьевым швом, основа полотенец выполнена из ткани приобретенной в магазине, края полотенца обработаны филейным вязанием. Полотенца были сделаны примерно в 1957 – м году, к свадьбе Евдокии Петровны.

Евдокия Петровна разворачивает еще одно полотенце. «Это полотенце принадлежало моей свекрови Кашигиной Наталье Михайловне (193 г.р.). Свекровь рассказывала, что полотенце было вышито для свадебного обряда и перешло ей еще от ее мамы. А свадьба У Натальи Михайловны была необычной, она состоялась как раз в тот день, когда умер В.И.Ленин. В стране был объявлен траур, все увеселительные мероприятия были запрещены. Но так как к свадьбе было уже все готово, то родители решили свадьбу не отменять. Свадьбу провели скромно, тихо, без лишнего шума и веселья, в кругу семьи.

Полотенце, принадлежащее Кашигиной Наталье Михайловне, вероятнее всего тоже выполнено из ткани, приобретенной в магазине. Вышивка на полотенце выполнена швом «простой крест», в традиционных для старинной вышивки цветах: красном и черном. В центре вышивке изображен венец с инициалами внутри. Мы предположили, что венец с буквенными инициалами внутри, дает права предположить, что полотенце действительно имеет отношение к свадебному обряду. Веней выполнен швом «сложный крест», также в красно – черных цветах. Края полотенца обработаны кружевом фабричного производства.

У полотенец Евдокии Петровны есть еще одна интересная особенность, вот уже много лет они пользуются большим спросом у жителей нашей деревни. Редкая свадьба проходит без полотенец Евдокии Петровны. На некоторых свадьбах полотенца повязывают свидетели, сопровождающие жениха и невесту, а иногда на них подают хлеб соль при встрече молодых.

Примерно в 60-ых годах в деревенский быт стали входить полотенца фабричного производства, постепенно вытеснив вышитые, они прочно вошли в современный быт человека. Но культура пользования полотенцами сохранилась. С большими мягкими и красивыми полотенцами мы ходим в душ, баню. Полотенцами попроще, мы вытираем лицо, а для рук и на кухне используем вафельные полотенца. Но в нашей современной жизни не забыты и старые вышитые полотенца. Их по – прежнему используют в проведении современных свадеб. Неизменным остаются полотенца и в проведении похоронного обряда.

ВЫВОД: таким образом, полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождал человека всю его жизнь. На полотенце принимали новорожденного, на полотенцах провожали человека в последний путь. Особенно много должно быть полотенец в приданом девушки. Каждое старинное полотенце читается по – своему, имеет свое значение, но все они несут солнечную энергию радости, счастья, добра, любви и благополучия.

ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

В практической части нашей работы мы попытались восстановить одно из найденных нами полотенец, принадлежащее Кашигиной Наталье Михайловне. В ходе этой работы мы освоили декоративные швы, используемые в вышивании «простой крест», использовали умение филейного вязания крючком.

Прежде чем приступить к работе, мы изучили рисунок на полотенце и предположили, что рисунок был выполнен по счету нитей, без использования канвы.

Затем мы постарались как можно точнее перенести схему рисунка на бумагу в клетку, немного исправив его и сделав более симметричным.

За основу полотенца использовали хлопчатобумажную бязь, приобретенную в магазине. Для того чтобы вышить схему рисунка более правильно и точно, по краям полотенца пришивали канву.

Рисунок на полотенце выполнен в традиционных красно – черных тонах.

Края полотенца отделаны вязаным кружевом. Кружево связано в технике «филейного вязания крючком».

Вышивку на полотенце сделали Зюзина Аннв и Лукина Анастасия. Обвязку крючком по краю полотенца выполнила Заварницына Елена.


Ольга Тимонина - кандидат педагогических наук, преподаватель Воскресной школы Успенского Колмовского храма Тимонина указывает на христианский смысл полотенец для венчания: они должны напомнить о словах Апостола Павла, которые читаются во время венчания, о том, что сочетание двух любящих людей – это "тайна", которая должна быть сокрыта от постороннего взгляда. Вышитые на полотенцах виноградная лоза, гроздь, древо жизни символизируют Царствие Небесное, в котором должны оказаться венчающиеся.

***

Искусство ткачества и вышивания имеет многовековую историю, оно известно еще со времен Ветхого Завета, где упоминаются женщины, мудрые сердцем, прядущие для храма Соломона и составляющие искусные ткани. Согласно Библейским текстам, Сам Бог исполнил сердце их мудростью, "чтобы делать всякую работу искусного ткача и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссоновой ткани". Археологам известны фрагменты вышивки, сохранившиеся со времен Древнего Египта и расцвета Вавилонской культуры, находят фрагменты вышивки и в древних славянских курганах. Колыбелью вышивки общепринято считать Восток.

О распространении вышивки в Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам, времени крещения Руси. В это время широкое распространение приобретает вышивка золотом. Ее мотивы и узоры были восприняты из Византии. Постепенно вышивка стала одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. К 19 веку, как свидетельствуют этнографические материалы, на Руси уже все женщины владели искусством вышивки, вышивали ширинки и полотенца шерстью, льном, шелком, золотом. В фольклорных текстах находим упоминания об этом:

Она шила вышивала шириночку,
Шила вышивала чистым серебром,
Она строки строчила красным золотом.

Полотенца бывали и ткано-бранные, что также нашло отражение в народной поэзии:

Как во той ли да во светлице
Как сидела тут красна девица
Душа Аннушка полотно ткала,
Радость Карповна да миткалинное,
Что по краешкам круги золоты,
По уголышкам ясны соколы…"

В вышитых узорах полотенец, как и в фольклорных текстах, раскрываются народные представления о мироздании, венчает которое Божья Церковь.

Замечу, что такие имена как Макошь, Даждьбог, Перун и пр. в фольклорных текстах если и поминаются, то как идолища и с эпитетом "поганые".

Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века, среди музейных экспонатов этого времени распространенными вышитыми произведениями народного искусства являются полотенца.

Использование вышитых полотенец до сих пор тесно связано с народными православными обычаями и обрядами. В таинстве духовного рождения младенца сразу после купели восприимник принимает в крестильные пелены. На полотенце - подножии стоят молодые в таинстве венчания. Убрус или божник покрывает иконы в храмах и в святых углах современных домов. На вышитых полотенцах несут иконы во время крестных ходов, вешают пелены-полотенца под иконы в храмах, застилают полотенцами аналой, дарят полотенце в Церковь на сороковой день на помин души, жертвуют Церкви полотенца перед венчанием и крещением, на полотенце выносят молодым хлеб-соль, полотенцем пользуются священники в алтаре, ими протирают иконы.

Однако большинство искусствоведов, этнографов и культурологов говорят преимущественно об отживших языческих обрядах, ритуалах и народных суевериях, связанных с узорами и использованием полотенец. Эти толкования носят нередко предположительный характер. В свое время Рыбаков предпринял попытку обобщить и систематизировать весь материал о языческих верованиях, отображенных, по его мнению, в русском народном православном искусстве.

Ученые до сих пор рассматривают весь археологический и изобразительный материал, находящийся в большом хронологическом промежутке между скифо-сарматскими древностями, с одной стороны, и этнографическими сборами XIX - XX вв. – с другой, с точки зрения древних языческих верований.

Теперь, после того как учеными исследованы все исторические и этнографические данные о славянских божествах и рудиментах этого культа в народной культуре, мы можем приступить к рассмотрению обрядовой роли полотенец в православной традиции

В зависимости от использования в старину, полотенце называли по-разному. Всего можно насчитать около 30 названий. Наиболее древнее из этих названий - "убрус". В этом наименовании православное предание хранит истинные причины особого почитания шитого и шито-бранного полотенца и широту его обрядового использования в народной православной культуре.

Согласно этому восточному преданию 4 в. н.э., первой иконой стал Нерукотворный образ Христа, который запечатлелся на полотенце-убрусе, которым Господь отер Свой Лик. Таким образом, полотенце - это вещь, избранная Самим Богом для нерукотворного запечатления Своего Образа в первые века нашей эры.

В словаре живого великорусского языка Владимира Даля находим упоминания о следующих полотенцах и их ритуальном использовании в православных обрядах: "УБРУС м. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце, особ. нарядное и браное; || низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, стар. почетная ширинка, подносимая молодою, на поклон; статья эта обратилась в налог, и местами, в наше время, ширинки взимались с новоженов, как дань. А кто дочерь дает замуж, и он волостелю дает, за повоженный убрус, четыре деньги, Акты. Отирая слезы убрусцем, летописн. Убрусный окладец. НАБОЖНИК, БОЖНИК м. смол. полотенце, повешенное на иконе.

ПЕЛЕНА ж. вообще, широкая, или сшитая полотнищами ткань, для покрытия чего; ткань, для обвою, обертки чего. Стол накрыт белой пеленою, скатертью. Окна завешены цветными пеленами, занавесками. Пелены постельные, простыни. Гробные пелены, плащаница, во что в древности, а иные народы и поныне, завивали трупы. || Убрусец, подвешиваемый под икону, нередко шитый золотом, низанный. На образ убрус, под образом пелена. Пелена младенца, пеленка, простынька, в которую кутают его, доколе он не носит одежи. || Церк. плат, с нашитым крестом, для покрытия престола и жертвенника. Какова пелена (т. е. ткань), такова ей а цена. Я еще в пеленках - а уж лень моя с теленка! Свят муж, только пеленой обтереть, да в рай пустить. Оленка в пеленках. Пеленальная покромь, свивальник. Сев. пялить произн. пелить и пелиться: вероятно, пялить одного корня с пела, означая: шириться, тянуться вдаль и вширь. ЛЕНТИЕ ср. греч. церк. утиральник, ширинка, полотенце, ручник. ОБЫДЕННОЕ ПОЛОТЕНЦЕ, обыденный, овыденный, сев. вост. однодневный, одноденный, суточный, в один день сделанный, одни сутки длящийся. Обыденная церковь есть в Москве и Вологде; по преданью, они выстроены миром в сутки, по обету, после чумы или мора: вологодский Спас овыденный в 1618 г. Это путь обыденный, в сутки сходить либо съездить. Обыденник, запад. полотенце, ширинка на икону; прядется и точется, по обету, в сутки. За хорошего жениха, она Богородице обыденник обещалась.

В Таинстве Крещения пелены символизирует духовную чистоту, которую обретает крещаемый. Во время таинства венчания полотенце - подножие также знаменует собою чистоту и святость брака, супружескую верность. В этом таинстве невеста прообразует Церковь, возлюбившую Христа, а жених – Самого Бога, возлюбившего Церковь Христову. Подножием ног Господних в Библейских текстах именуется ковчег откровения (ср. Пс 79:2; 98:5; 131:7; 1 Парал. 28:2; 2 Цар. 6:2; 4 Цар 19:15), которому поклоняться велит слово Божие (Пс. 98:5; 131:7). Значение прообраза духовной чистоты и благоговения перед святыней сохраняется и за пеленой под иконою и убрусом, божником, набожником, покрывающим иконы и в изображениях полотенец в фресковой живописи. Их символическое значение сродни символическому значению титлов над буквами в церковнославянском языке.

До сих пор полотенце, освященное в церковных Таинствах Крещения или Венчания, становится семейной святыней и хранится в красном углу. Каждый узор на нем для верующих - это не просто украшение.

Исследователь христианской церковной археологии А.С. Уваров писал: "Тут каждое изображение имеет свое символическое значение, соответствующее известному понятию или известному выражению… Главным источником для символических изображений (христианских -О.Т.) были языческие памятники. Произведения языческих писателей также послужили для заимствования известных выражений или типичных формул… При выборе символических изображений христиане опирались на творения св. Климента Александрийского (? – до 225 г.), главы Александрийской богословской школы, стремящийся к единению христианской веры и эллинской культуры, а также других современных ему авторов. Именно св. Климент указал на удобство применения египетских иероглифов для символического языка христиан. Из них изначально были позаимствованы знаки ладьи, птицы (голубя), рыбы, лиры и якоря. Св. Климент советует христианам расширять язык символов, но при этом гнушаться тех, которые напоминают мерзость некоторых таинств языческих божеств, человеческие жертвоприношения и тому подобное. Первенствующая Церковь к его совету прислушалась. Язык символов стал пополняться, в первую очередь, новыми заимствованными из Библейских книг или теми символами, которые упоминались у церковных писателей, предшествующих св. Клименту".

Перечислим некоторые из этих символов, встречающихся в христианской символике и подробно истолкованных А.С. Уваровым. К прообразу ладьи (Церковь Земная и Небесная) со временем добавились сетчатый орнамент (мрежа, невод – Царствие небесное), трезубец (знак апостольского служения, уловление человеческих душ верою во Святую Троицу). Из растительных знаков можно выделить следующие прообразы. Виноградная лоза – Иисус Христос, ветви – Его ученики, виноградная гроздь – кровь Христа и святых мучеников Древо Жизни - Древко Креста Господня, Райская Церковь, Премудрость Божия. Деревце, цветок – праведник, родовое древо праведника, цветы на нем – праведные человеческие души, два цветущих деревца – Рай, пребывание святых душ в Раю. Трава, лист – бренность человеческой плоти. Плоды – плоды добродетелей, плоды Святаго Духа, духовная зрелость души. Венок – честь, слава. Засеянное поле – мир. Зерно, семя – Слово Божие, посеянное в мир, Сыны Царствия, Царствие Небесное. Чаша (бочка), колоски - знак Евхаристии (причастия), то же, что и хлеб и вино. Из зооморфных символов Библейских книг стали изображаться олень - прообраз христианского смирения, конь – символ служения Господу и покорного следования Его Воле, прообраз целого народа или человека, ведомого Богом, лев – неподобное подобие Господа нашего Иисуса Христа, два льва - Небесные Силы, помогающие праведникам. Птица – прообраз молитвенной души, вкушающей плоды добродетелей, пава – прообраз нетления и бессмертия, петух - знак Воскресения. Наконец, антропоморфные знаки. Всадник – Ангел или человек, исполняющий Волю Бога, женская фигурка – Церковь Земная, воздетые вверх руки – молитва Земной Церкви.

Встречаются и заимствованные геометрические знаки. И это далеко не весь список символов, рассматриваемых Уваровым на основе церковной археологии и предании Церкви. Все они встречаются в вышитых композициях на полотенцах, ширинках, подзорах и на одежде православных народов. О каждом из этих знаков за двадцать веков проповеди христианской веры написано немало. Судя по всему, русский народ очень хорошо был знаком и с устным преданием Церкви и с этими письменными источниками, так как нет такого народного узорочья, в котором не проповедовалось бы Православие. Эти же знаки мы встречаем и в православной храмовой архитектуре, и на алтарных преградах, и на тканях священнических облачений, и на вышитых крестьянских полотенцах.

Безусловно, свое православное значение имеет и цвет вышивок. И по сей день во все праздники православные священники облачаются в праздничные одежды определенного цвета, а в Пасху во время Богослужения снимают с себя великопостные темные одеяния и облачаются в одежды всех праздничных цветов, по очереди. Венчает эту радугу красок в пасхальной череде – белый цвет. Та же символика цвета имеет место и в окраске куполов, по которым за версту можно было определить, в честь какого события освящен храм. Рассмотрим, как соотносится символика цвета в многовековом искусстве православной Церкви и в устном народном творчестве.

Красный (алый, багровый, бардовый, розовый) цвет. В фольклорном слове: "Расчесал милый кудри, утеха моя! По алому кафтану, надежа моя!", "Да еще все цветики аленьки, один всех алее, да еще все дружочки миленьки, один всех милее". Красный в русском фольклоре – это синоним прекрасного, возвышенного, имеющего царское достоинство, посвященного Христу. Это цвет Крестной Жертвы Христа, цвет пасхальной радости, радости вечной любви и жизни вечной. Именно этот цвет преимущественно используется в народной вышивке. Не случайно и венчальный, свадебный сарафан был красного цвета.

Белый цвет. В фольклорных текстах: "бело личико", "белы рученьки", "как лебедь белая". На Руси вышивали красным по белому и белым по красному. Белый цвет - цвет неземной чистоты и святости, цвет божественного, ангельского достоинства, цвет духовного преображения.

Серебряный и золотой цвет. Цвет святых угодников Божиих, которые в священных текстах сравниваются с золотом и серебром очищенным. Ангелы препоясаны по груди золотыми лентами, праведникам Господь обещает золотые венцы, венцы славы и чести. Парчовые золотые и серебряные облачения носят священники в дни памяти преподобных.

Золотыми и серебряными венцами, украшенными жемчугом и дорогими каменьями, в Церкви венчают непорочных молодых, вступающих в благословенный Богом брак, во время этого ритуала принято обмениваться кольцами. О Новом Иерусалиме, убранном как невеста, украшенная для мужа своего, в Библии говориться: город - чистое золото, как прозрачное стекло.

В фольклорных текстах: "злат перстень", "колечко золотое", "золотой венец", "венец жемчужный", "Он в козловы сапоги обряжается, он во цветное платье снаряжается, он походит, молодец, во Божью Церковь… Он ведь крест – от кладет по писанному, он молитву творит сам Иисусову, на все стороны четыре поклоняется, в три ряда у него кудри завиваются. Во первой ряд завивались чистым серебром, во второй раз завивались красным золотом, во третий ряд завивались скатным жемчугом". "Она шила, вышивала чистым золотом"...

Синий (голубой, лазоревый) цвет. Цвет небесной, девственной чистоты пресвятой Девы Марии. В одежды голубых и белых оттенков облачаются священники в дни памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников.

В произведениях фольклора: "что лазоревый цветок – красны девушки у нас", "синь кафтан оболокала".

Зеленый цвет. Цвет Святаго Духа, который все животворит, Им все дышит, все растет и процветает. Зеленый цвет - цвет жизни вечной, цвет неувядающих райских садов, которые не знают смерти и тления, цвет вечной весны и лета Господня. В зеленых облачениях священники выходят в День Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим и в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, исполненных Духа Святаго. В священных текстах кедры ливанские, зеленые виноградники, цветущие травы, густая листва, ветви - прообразуют собой праведников, увядание трав и цветов – бренность человеческой жизни, сухие травы – грешников.

В фольклорных текстах: "травушка муравушка зелененькая", " верба моя вербочка, с винограду веточка", " что за травушка за муравушка! Что за молодцы разудалые", "Не созревши, зеленую (черемушку) нельзя заломать, - не узнавши, красную девку нельзя замуж взять".

Черный цвет. Иноческие облачения имеют черный цвет. Он прообразует отрешенность от мира, глубокое покаяние, углубленное самосозерцание, как бы постоянное пребывание человеческой души во аде, с надеждой взирающей на Господа, смерть для греха. Это цвет земли и тления. В Великий пост священство и носит темные одежды в память о крестных муках Христа, Его погребении и сошествии во ад. В музеях России и в частных коллекциях есть образцы мужских рубах с вышивкой черной нитью по белому.

В фольклорных текстах: "черная тоска – кручинушка", "черна черничка, красна земляничка", "чернички мои, сестрички мои", "черна ряса". Все эти цвета и символические знаки известны еще с эпохи верхнего палеолита, с приятием христианства все они были переосмыслены, в Слове Божием (в Библии) им возвращен богоданный и изначальный смысл. Поиски многоразличных языческих дохристианских толкований индоевропейского узорочья, безусловно, имеют научный интерес, но к искусству русского православного народа они не имеют уже никакого отношения.

Ольга Тимонина

Цитировано по:

Обрядовая роль полотенец в православной традиции //

Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск № 8

Сегодня я хочу рассказать о рушниках, истории возникновения, значениях и народных традициях на Руси, с ними связанных. Меня чрезвычайно интересует история народной вышивки, с удовольствием расскажу, и покажу фото. Мы никогда не узнаем, кто начал первым вышивать, но возникнув в древности, искусство вышивки крестом, стало любимым рукоделием русских женщин. Народные традиции, связанные с любимыи творчеством, вызывают у меня особый трепет, желание побольше узнать.

Рушники — история возникновения

В разные времена, вышивали нитями конопли, хлопка, льна, шелка и натуральным волосом. Не так давно, на территории России археологи обнаружили фрагменты одежды, относящиеся к IX-XII векам, вышитых золотом.

Вышивали рукодельницы полотенца, постельники, головные уборы, повседневную одежду и праздничные наряды.

Но вышитые крестом полотенца — это не только предмет быта. За многие века вышивка стала неразрывно связана со старинными обрядами и обычаями русского народа. Каждый рушник имел свое значение.

Значение рушников — фото

С раннего детства девочек обучали искусству вышивания, и к 13-15 годам они становились настоящими мастерицами. По вышивке судили, насколько хозяйственна и трудолюбива будущая невеста. Приданное девочки вышивали сами, и во время сватовства будущие родственники внимательно рассматривали его.

Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, традиции соблюдались свято.

Молодых встречали караваем, красующимся на расшитом красными и золотыми нитями полотенце. Во время венчания молодые становились на венчальный белый рушник. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты, слова «Совет да любовь», «На счастье». Как символ жизненного пути, по которому вместе пойдут муж и жена.

Свадебные полотенцасохранялись в семье, передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

Вышитыми крестом полотенцами украшали иконы, это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. Обязательно вышивали две начальные буквы от имени Б.М. (Богородица Мать) или И.С. (Иисус Христос).

Были и специальные хлебные полотенца-хлебники. На них клали хлеб, поскольку положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.

Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.

Вышитые полотенца для крестин обязательно вышивала крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка получилась счастливой и радостной. Черный цвет не использовался никогда.

Помню, в детстве, в нашем доме был рушник, от старости он стал тоненьким, мать вырезала середину и сшила. Сколько лет ему было, и кто вышивал, я не знаю, и мне ужасно жаль. Интересно, в вашей семье имеются рушники и традиции, связанные с ними? И знаете ли вы историю возникновения и значения их?

information]Интересном рукоделие:

Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение . Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.

Особенности традиционной вышивки

При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:

  • отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке . Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
  • использование только натуральных тканей и нитей . Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
  • настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.

При выполнении вышивки на свадебном эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи , а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.

Важно : в одном изделии следует использовать не только сочетающиеся цвета, но и сочетающиеся символы.

Узоры и их символизм

Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.

Основными знаками считаются:


Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы :


Отличия русского, украинского, белорусского рушников

Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.

Однако базовые отличия существуют:

  • в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
  • украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов , многоцветными узорами;
  • в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью .

На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:


Белоруссия
Россия
Россия
Украина

Еще примеры орнаментов на рушниках: