Открытое письмо нины брагинской ректору рггу ефиму пивовару. Государственные награды, почетные звания, благодарности

На минувшей неделе в Центральном доме художника на Крымском валу состоялось торжественное открытие выставки «Метрополис. Избранное». Выставка объединила живопись, фотографии, графику, скульптуру и другие работы ведущих художников России из Московской лиги деятелей культуры и искусств «Метрополис».

На выставке были представлены работы вице-президента лиги «Метрополис», руководителя Учебного центра «Арт-дизайн» РГГУ, члена Союза художников России Галины Викторовны Волковой.
Выставочные работы изготовлены и оформлены компанией «ПроЛаб».

На открытии президент лиги Александр Яковец отметил, что выставка дала возможность собрать авторов различных направлениях творческой деятельности с их виденьем, эмоциями и палитрой актуальных тем, мимо которых они не смогли пройти и оставили для себя, для зрителя как «фрагмент реальности» их жизни. А. Яковец подчеркнул, что «Метрополис» объединяет более ста художников со всей России. Он пожелал участникам выставки дальнейших творческих успехов и плодотворного сотрудничества с лигой, а гостям мероприятия – приятных эмоций от работ.
В своей речи руководитель Учебного центра «Арт-дизайн» Галина Волкова поблагодарила всех участников экспозиции, а также всех посетителей за поддержку, поскольку опора и участие очень важны для каждого творческого человека. Она отметила, что является членом лиги с момента ее создания и на ее глазах проходило становление и развитие союза. Галина Викторовна отметила, что во многом успех лиги зависел от мастерства и энергии ее создателей – Александра Яковца и безвременно ушедшего Георгия Уланова.
Галина Викторовна также представила сигнальный экземпляр находящегося в печати ее нового альбома «Ощущения», объединившего фотографические работы автора за несколько лет. Дизайн издания создавался совместно с лигой.
Она отметила, что авторы лиги являются постоянными гостями и участниками выставок в РГГУ – многие кабинеты в университеты украшены работами авторов «Метрополиса», поскольку опыт состоявшихся художников благотворно влияет на молодых специалистов.
На открытии выступил также ректор РГГУ, чл.-кор. РАН Ефим Пивовар, который подчеркнул, что в университете с момента его создания реализуется принцип образования средствами искусства, поэтому развитию художественных практик уделяется большое внимание: «Мы рады, что коллеги из «Метрополиса» выбирают аудитории РГГУ для съемок, что наш университет дает им вдохновение. Бесспорно, начинания лиги можно назвать жизнеутверждающими, несмотря на любые жизненные обстоятельства – в них нет распространенной сегодня погоней за обличениями, но в них есть стремление к жизни и свету».
Председатель координационно-попечительского совета «Метрополиса», скульптор Сергей Гай поблагодарил присутствующих за теплые отзывы о работах, а также рассказал об истории выставки. Идея и концепция мероприятия принадлежала безвременно ушедшему Георгию Уланову – президенту лиги, однако воплотить замысел удалось уже после его смерти. Он отметил, что авторы сами выбирали работы для экспозиции, поэтому она получилось очень личной.
Председатель союза дизайнеров города Москвы Александр Фалдин поздравил организаторов с успешной выставкой в одном из главных выставочных залов России. Александр Фалдин вручил лиге «Метрополис» и ее президенту почетный диплом за вклад в развитие фотографического искусства.

(по материалам сайта www.rggu.ru)

В ноябре настоящего года были обнародованы итоги мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, который проводился Министерством образования и науки России. Многие, узнавшие результаты, были удивлены и шокированы тем, кто попал в список неэффективных вузов. Попробуем без лишних эмоций разобраться в причинах этого.
В августе-сентябре Минобрнауки собирал со всех государственных вузов сведения об их деятельности. Причинами этого много, в том числе желание собственника (государства) сделать работу вузов более эффективной и полезной для населения, т.к. ряд учебных заведений давно уже забыл, чем он на самом деле должен заниматься. Критерии оценки вузов и были названы показателями эффективности. Туда вошла следующая информация, состоящая из 5 крупных блоков: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность и инфраструктура. Каждый из разделов включает в себя от 4 до 17 пунктов. Данные брались по состоянию на тот момент, т.е. на сентябрь этого года.
Среди вузов, вокруг неэффективности работы которых было особенно много шума, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). У многих возник вопрос: почему учебное заведение, имеющее почти 100-летную историю и довольно популярное у нынешних абитуриентов попало в список «плохих вузов».
Сразу после появления информации в СМИ, началась волна возмущения в основном исходившая от студентов, которые никак не ожидали, что окажутся в некачественном учебном заведении. Их вины в этом и нет, просто вуз, студентом которого они стали оказался не таким хорошим, как его преподносили. Больше студентов расстроилось только множественное руководство вуза от ректора и проректоров до огромного количества директором, деканов и разных других начальников, рискующим при таком развитии событий потерять свои насиженные годами, а порой и десятилетиями, места. Во многом от них исходила информационная волна о заговоре врагов против вуза, желающих уничтожить уникальное учебное заведение. Но враги, как это часто бывает, находятся не снаружи, а внутри. Правда не враги руководства, а студентов, аспирантов и рядовых работников. Что же так возбудило всех и насколько все у вуза действительно плохо?
Начнем с критерия 1 - образовательная деятельность. Суда вошли различные показатели, касающиеся зачисления в вуз, количества аспирантов, качества преподавателей и т.д. Если формальный критерий со средним балом ЕГЭ у РГГУ все обстоит более менее, он выше минимально необходимого, то суть самой системы приема в вуз шокирует.
У вуза в виду статуса университета достаточно много бюджетных мест, но абитуриентам не стоит обманываться на счет своих шансов поступить. На ряд специальностей, или как теперь это называется направления, почти все бюджетные места были заняты победителями олимпиад, причем не всероссийских, а внитривузовских, т.е. которые проводит сам вуз, а результаты считают его сотрудники. Например, международные отношения, где было зачислено 45 победителей олимпиад, юриспруденция – 25 человек, реклама и связи с общественностью 13 . Всего победителей и призеров олимпиад РГГУ было около 500 человек, т.е. с запасом на всех желающих поступать мимо государственной системы ЕГЭ. Преимущества такого поступления: ЕГЭ в школе можно сдать на минимальное положительное число балов, а в вуз, если «решишь вопрос» с руководством факультета, подводящего итоги олимпиады, поступись гарантировано.
Если родители спохватиться поздно, то можно включить ребенка в различные группу льготников и так протащить его в вуз. Как это делается в РГГУ показывалось в фильме Бориса Соболева «На дне знаний 2» по телеканалу «Россия 1» 4 июня 2012 года. Герой того шоу декан отделения международных отношений РГГУ Опарина Марина Владимировна, предлагала поступить в вуз, записав ребенка в инвалиды. Причем договаривалась о поступлении в кафе прямо у вуза. Ощущение полной вседозволенности типичное чувство большинства бюрократов вуза. Они делают этого годами. Тем более кто может усомниться в честности поступления в такой старинный и авторитетный университет? Да и ректор постоянно на радио и телевидении, разве такие люди могут совершать порочные поступки?
С магистратурой и того проще. Абитуриенты, как в золотые для вузовской бюрократии времена до ЕГЭ, все решают сами. Внутри вуза создаются комиссии, принимающие экзамены устно и письменно. Экзамен принимает 1, редко 2 человека, так как сложно найти большее число доверенных лиц, которые оценят результаты ответа нужным образом, плюс само мероприятие должно остаться рентабельным. С устным экзаменом совсем просто – все на субъективное усмотрение экзаменаторов. С письменным не на много сложнее. Абитуриент заполняет тест определенной ручкой, что облегчает проверяющим задачу по корректировке ответов. Такая система приводит к тому, что среди абитуриентов масса гениев, набравших по 100 из 100 возможных балов по одному экзамену.
Следующим из критериев Минобрнауки и реального престижа вуза является число иностранных студентов. Минимальное их число должно быть всего 3% от общего количества учащихся. В РГГУ – это чуть более 2%, причем подавляющее большинство это граждане СНГ, которые вообще вынесены в отдельную группу. В реальных цифрах иностранных студентов в вузе лишь около 300 человек.
Основная масса специальностей, по которым обучает вуз не то, что не уникальна, обучение по ним ведется в подавляющем большинстве вузов как государственных, так и частных. Это менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, юриспруденция, экономика, финансы и кредит и т.д. и т.п. То, же что университет пытается преподнести как уникальное также не всегда таким является. По истории, филологии, документоведению и архивоведению, востоковедению и африканистике обучение осуществляют и другие вузы. В самом же РГГУ группы студентов этих специальностей крайне малочисленны. Бывает число студентов доходит до 5-6. Особенно этим грешит факультет истории, политологии и права (ФИПП) вообще дублирующий все другие подразделения вуза.
Еще при оценке образовательной деятельности учитывается качественный состав преподавателей. Сколько кандидатов и докторов. Но самым интересным здесь является не формальное количество людей с учеными степенями, а профильность их образования. Здесь дела обстоят не очень, в особенности на популярных факультетах, куда в педагоги по вышеупомянутым причинам пытаются записаться все куму не лень. Менеджменту обучает специалисты по радиосвязи и радиовещанию, различным видам управления документоведы, юриспруденции биологи, информационным технологиям в управлении филологи, они же отвечают за всю науку на факультете управления, список можно продолжать долго. Не говоря уже о том, что эти люди никогда не работали за пределами этого вуза, но ведут у студентов прикладные практико-ориентированные дисциплины, учат управлять фирмой и государством. Интересно, знали ли родители какие специалисты будут обучать их детей?
Критерий 2 - научно-исследовательская деятельность. Вуз не осилил и этот параметр. Сюда включены такие показатели как число публикаций преподавателей в различных изданиях и объем научных разработок в денежном эквиваленте на одного научно-педагогического работника. Большинство работ в вузе выходит в соавторстве 2-3 человек, хотя бывает и больше авторов, статьи носят характер тезисов на несколько страниц и выпускаются в сборниках вуза, куда берется все подряд. К тому же преподаватели мало мотивированы писать, т.к. зарплата пишущих и активно выступающих на различных конференциях людей и бездельников одинакова. Что касается денег на научные разработки, то их никогда не видело большинство сотрудников вуза. Внутривузовские гранты распределяются по принципу «честности», поэтому мало кому хватает. А внешние, даже если человек и получил их один раз, то вряд ли захочет повторить этот опыт. Система построена таким образом, что без бумаг, подписанных руководством факультета, института и вуза педагог не может подать документы на всероссийские и международные конкурсы. К нем, которому придется собственно вести всю документацию и осуществлять научные разработки и открытия, присоединяются декан, его зам, директор, иногда проректор или ректор, что делает бессмысленным все мероприятие. Рядовой преподаватель не может получать вознаграждение больше руководства. Работать же наоборот, руководство не будет. Поэтому ему придется в одиночку за копейки тащить на себе весь проект. Подобный опыт надолго отбивает тягу к научным грантам.
Критерий 3 - финансово-экономическая деятельность. Это самое интересное. Многие жители страны могли слышать речь председателя правительства страны В. Путина на встрече с ректорами высших учебных заведений в феврале 2012 года о необходимости с сентября повысить зарплату профессорско-преподавательского состава вузов до уровня не ниже средней по экономике региона. На увеличение фондов оплаты труда преподавателей государство дополнительно выделило 2,65 млрд. рублей. Во многих вузах ситуация с зарплатой поменялась, но а в РГГУ для простых педагогов осталась такой же плачевной. На это министр образования и науки Д. Ливанов указал ректору РГГУ Е. Пивовару на совещании в ноябре этого года. Похоже, что министр не разделил щедрость руководства вуза, установившего продолжительностью на октябрь-декабрь рядовым преподавателям в зависимости от должности надбавки от 2000 до 3700 рублей в месяц.
Всего в университете 1900 преподавателей, у половины из которых основным местом работы является другая организация. Обычная месячная зарплата рядового преподавателя без вычета налогов около 18 тыс. рублей, кандидата наук на должности доцента около 29, доктора наук на должности профессора 35. Что во всех случаях меньше средней зарплаты по Москве в 45,6 тыс. рублей.
Из информации на сайте РГГУ и выступлений ректора Е. Пивовара преподаватели узнали, что средняя зарплата в вузе 48,6 тыс. рублей. Но большинство педагогов никогда не получало столь ощутимую сумму за свой нелегкий труд. Откуда же она взялась? Ответ достаточно прост: необходимо лишь вспомнить народную мудрость о курице – кто-то съел две, другой ни одной, в итоге получается, что каждый насладился одной курицей. Примерно такая же ситуация и в вузе, только кушает тут не каждый второй, а в лучшем случае каждый двадцатый.
На оплату труда и другие выплаты в 2011 г. вуз потратил 1639,4 млн. рублей. Даже, если посчитать что в вузе работает на полную ставку работает 1000 человек и еще 1000 по совместительству на половину и четверть ставки, то на каждого должно прийтись по 1 млн. 93 тыс. рублей в год или 91 тыс. рублей в месяц. Следовательно, если месячный доход основной массы составляет менее 30 тыс., то остальные две трети получает кто-то другой. Кто это может быть?
Наверное, тот, кто занимает в вузе руководящую должность, хотя правильнее сказать должности, т.к. мало кто из верхов ограничивается одной. Тройка лидеров по числу руководящий должностей выглядит следующим образом. 1 место – Архипова Надежда Ивановна – директор Института экономики, управления и права; декан факультета управления; заведующая кафедрой организационного развития; заведующая кафедрой государственного и муниципального управления. 2 место - Логунов Александр Петрович – декан факультета истории, политологии и права; заведующий кафедрой истории России нового времени; заведующий кафедрой кафедра культуры, мира и демократии. 3 место – Шкаренков Павел Петрович – декан историко-филологического факультета; заведующий кафедрой истории древнего мира; директор учебно-научный центр глобалистики и компаративистики. Наличие двух руководящих должностей – это норма для вуза. Именно руководящих, т.к. те или иные деканы и завкафедрами еще числятся профессорами на кафедрах своих друзей. Почти повсеместно совмещение должностей декана факультета и заведующий одной из кафедр факультета. За все эти должности руководители всего и вся получают деньги. Если к этому числу прибавить еще и должности в руководстве диссертационных советах и других структурах, то общее число должностей будет ужасающим. Самое отвратительное, что эти люди ни сколь не стесняются подобному числу должностей, а наоборот кичатся этим, говоря о своей всеобщей востребованности.
Помимо желания самому занять как можно больше хлебных должностей в РГГУ не менее распространено кумовство. Рекордсменом с большим отрывом здесь является директор–декан-завкафедрой-завкафедрой Архипова Н.И. Ее дочь, Крапчатова Ирина Николаевна, является заведующей кафедрой уголовного права и процесса и заведующей криминалистической лаборатории в руководимом мамой институте. А ее супруг, Крапчатов Александр Иванович заведует лабораторией активных методов обучения (деловых игр) в тещином институте. Кстати, данное подразделение уникально для вуза. Оно не имеет ничего общего ни с лабораторией, ни с активными играми, только лишь с активностью мамы-тещи и ее страстью всеобщего контроля и обогащения. Функции этого подразделения заключаются в обслуживании оргтехники и закупки картриджей, что для всех остальных институтов и факультетов выполняются специализированными подразделениями вуза.
Наверняка каждый абитуриент РГГУ удивлялся, а затем долго пытался разобраться почему в вузе на одни и те же специальности происходит набор на нескольких факультетах? Все просто: во-первых, блатные и родственники не являются какими-то уникальными специалистами, а, как правило, заканчивали наиболее популярные специальности, поэтому если подходящее место занято, то необходимо придумать еще одно такое же; во-вторых, не каждый декан способен найти клиентов для заполнения всех бюджетных мест, поэтому их надо дробить. Наиболее интересным здесь является уже не раз упомянутый нами факультет истории, политологии и права, занимающий целый этаж в одном из зданий РГГУ и состоящий из следующих кафедр: истории и теории государства и права (при этом в вузе есть целый юридический факультет из 6 кафедр), теории и практики общественных отношений (дублирует значительно более многочисленную кафедру маркетинга и рекламы на факультете управления), современного востока (в вузе есть Институт филологии и истории и Институт восточных культур и античности), истории и теории исторической науки (исторических кафедр в вузе и так немало), теоретической и прикладной политологии, социальных коммуникаций и технологий; культуры, мира и демократии.
Критерий 4 – инфраструктура. На каждого студента должно приходится не менее чем, по 13 кв. метров зданий, в РГГУ менее 10 кв. метров. И это при том, что в данном показатели учитывалась все помещения, имеющиеся у вуза. Но большинство помещений вообще не предназначено для студентов. Студенты и преподаватели вуза хорошо знают условия, в которых им приходится заниматься: маленькие, душные, обшарпанные комтотенки и подвальные помещения. В вузе только один корпус и то не полностью отдан под учебу – 2-й. Правда в нем всего 2 лифта и идут занятия у двух третей студентов вуза, поэтому на 8-9 этажи приходится либо подминаться пешком, либо ждать в очереди лифт по 20 минут. Остальные практически полностью состоят из кабинетов, офисов сторонних фирм, номеров и общежитий для посторонних людей, расхаживающих по коридорам в полотенце после душа. При этом руководство всех уровней работает в больших роскошно отделанных кабинетах с просторными приемными с несколькими секретарями. Апартаменты ректора, например, отделаны в классическом стиле как в лучших дворцах мира и достигают нескольких сотен метров. При этом преподаватели вместе со студентами-дипломниками и аспирантами в вперемешку с лаборантами и методистами ютятся в маленьких помещеницах-кафедрах и коридорах.
Таким является при беглом взгляде РГГУ. Обидно, но вуз с уникальными корнями и историей мало что позитивное из себя представляет в настоящем, а думы о будущем не могут вызвать ничего кроме боли. Можно яро критиковать критерии оценки вузов, говоря, что они плохие и необъективные, предлагать свои, по которым все у вуза хорошо. Можно хитрить, мол, тогда у нас были плохие показатели, а за 2 месяца мы все резко изменили. Это лукавство. Все учебные заведения были в равных условиях и подавляющее большинство сильных вузов попало именно в списки эффективных. А плохому танцору всегда что-то мешает…

Коллектив сотрудников и преподавателей РГГУ

Нина Владимировна Брагинская (род. 15 мая 1950) — российский историк культуры, антиковед, переводчик, публикатор и комментатор греческих и латинских авторов, наследия российских антиковедов (О.М. Фрейденберг, Я.Э. Голосовкер, В.И. Иванов). Доктор исторических наук (1992). Ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ (с 1992), профессор Института восточных культур и античности РГГУ (с 2003). Руководитель научно-учебного центра антиковедения ИВКА. Член редколлегии исторического журнала Arbor mundi.

Н.В. Брагинская - Е.И. Пивовару:

Глубокоуважаемый Ефим Иосифович, еще весной я с изумлением обнаружила на сайте РГГУ утвержденный приказом от 26 февраля «Кодекс этики и служебного поведения преподавателей и других работников РГГУ». Кодекс этот был обсужден комиссией по противодействию коррупции, в которой, кроме Вас как ее Председателя, нет ни одного преподавателя. И эти администраторы, проректор Волков, руководители бухгалтерии, правового кадрового, имущественного, регионального и др. управлений, должны рассматривать случаи нарушения преподавателями этики и правил поведения и налагать дисциплинарные взыскания. Так и вижу эту картину.

В протоколе заседания комиссии в том же разделе сайта сказано, что в феврале было решено вынести этот Кодекс на обсуждение Ученого совета. По сведениям из секретариата Ученого совета Кодекс никогда не обсуждался. Между тем при заключении договоров Управление кадров предлагает подписать бумагу об ознакомлении с локальными нормативными актами, в том числе - с Кодексом.

Между тем, локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Т Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 20 апреля 2007 г.).

Признаться, среди составителей кодекса я не обнаружила ни одного человека, который хотя бы отдаленно обладал таким нравственным авторитетом, чтобы позволить ему не то что диктовать этические нормы приказом, но даже предлагать их к рассмотрению.

В Кодексе этики присутствуют антиконституционные нормы, ограничивающие права человека, например 2.1.13-15, а также бессмысленные нормы, например, соблюдать законы и иные нормативные акты РФ (2.1.5). Законы не нуждаются в защите со стороны кодекса служебного поведения, у них есть более эффективные механизмы защиты.

Обращаю Ваше внимание и на то, что преподаватели, уличенные в подлоге своих квалификационных работ, диссертаций, и содействии другим в таких подлогах являются заслуженными профессорами РГГУ и занимают руководящие должности, хотя не только очевидна аморальная сторона их деятельности, но вероятна и ее коррупционная составляющая. Об этой актуальной для нашего университета проблеме Кодекс не говорит ничего, а Вы, как ее Председатель не предпринимаете никаких мер.

Но дело не только в правовом, этическом и лингвистическом уровне текста Кодекса и не только в способе его навязывания администраторами преподавателям и другим работникам.
Дело в том, что до своих седых волос я сама выбирала, каким нормам следовать, и так буду поступать и дальше. Я готова обсуждать с коллегами те мои поступки, которые они сочтут неэтичными, и прислушиваться к их мнению. Но по своей природе этика подлежит кодификации, примерно как вдохновение. На внутренние убеждения человека можно влиять, их можно и должно воспитывать, но нельзя предписывать. Послушайте меня хотя бы как переводчика и комментатора «Никомаховой этики» Аристотеля: этические нормы не могут быть вменены, как законы или правила дорожного движения. Это заблуждение, и хотя в нем упорствуют различные инстанции, они делают это напрасно. Все равно вменить этику нельзя. Или это не этика.

Так, никаким кодексом не предписано ни Вам, ни Историко-архивному Институту вступаться за Сергея Владимировича Мироненко, Вашего коллегу, достойного человека, когда на него началась атака из-за известного казуса с фальсификацией «подвига 28-ми панфиловцев». А ведь «пришли» уже за профессиональной честью историков-архивистов. Не вступились, значит, не вступились, дело совести. Но Ваше заявление от имени РГГУ, а значит, и моего, и моих коллег о готовности нашего университета участвовать в пропагандисткой вахте в защиту «правильных мифов», вот этого позволить уже нельзя. Нет, Ефим Иосифович, хотя бы за нас не решайте таких вещей. Неписаный кодекс этики не позволяет этого делать.

С наилучшими пожеланиями,
Н.Брагинская.

Ефим Иосифович Пивовар — профессор истории, доктор исторических наук, специалист в области новейшей истории, член-корреспондент РАН. Он объединил в себе еще и прекрасные качества руководителя и просто хорошего человека. Многочисленные друзья и коллеги отзываются о Ефиме Иосифовиче как о человеке добром и веселом.

Детство

В 1956 году, как и многие другие его ровесники, пошел в первый класс школы № 1150, которая находилась в Подмосковье в городе Перово. Теперь это уже территория Москвы.

Несмотря на то, что в семье Ефима Иосифовича Пивовара не было представителей науки, еще со школьной скамьи будущий профессор мечтал стать историком. Все началось с увлечения археологией. В четвертом классе он прочел книгу "Занимательная археология" Монгайта, которая его потрясла. Дальше знакомство с наукой продолжилось чтением книг о кумранских рукописях, что произвело на школьника огромное впечатление.

Любимые учителя

Ефиму Иосифовичу очень повезло с учителями истории, их он помнит и сейчас. Мадлена Александровна, которая была грозой всех учащихся, преподавала в пятом классе "Древний мир".

Вторая учительница, Надежда Павловна, увидев тягу ребенка к познаниям, назначила его архивариусом школьного кружка. Мальчик впервые попал в архивы музея города Москвы, он ознакомился с архивами родного города Перово. Школьник узнал историю образования города, истоки происхождения его названия. Он стал интересоваться преданиями, связанными с его малой родиной.

И сегодня, когда Ефиму Иосифовичу приходится находиться в архиве, он испытывает какой-то трепет от самого пребывания в этих стенах не зависимо от того, какие данные в этот момент он изучает.

Последней учительницей истории была Зинаида Ивановна Чернякова, с которой историк имел счастье встретиться в настоящее время и, в благодарность за полученные знания, вручить авторский учебник.

Увлечение археологией

В школьные годы, продолжая увлекаться археологией, Е. И. Пивовар не раз принимал участие в археологических раскопках.

Сразу после окончания школы он поступил в МГУ на исторический факультет, где обучался у таких уважаемых в исторических кругах преподавателей, как В. З. Дробижева и И. Д. Ковальченко.

Здесь, оставаясь верным своим интересам, молодой человек вступил в научное студенческое общество археологов. Но его дядя, который был инженером, убедил парня отвлечься от истории древности и обратить внимание на историю ХХ века. Да и школьная учительница Зинаида Ивановна тоже, немного с усмешкой, сказала: "Что это - археология?" Прислушавшись к их словам, будущий ученый переориентировался на изучение истории ХХ века и занимается этим до сегодняшнего дня.

После окончания университета молодой историк решил продолжать развиваться в данном направлении и поступил в аспирантуру Института истории, а затем защитил кандидатскую диссертацию.

Стремительная карьера

В период с 1973 по 1986 год Е. И. Пивовар заведовал несколькими отделами в журнале "История СССР".

В 1986 году он был принят на работу в Московский государственный историко-архивный институт, где за десять лет смог сделать стремительную карьеру: от старшего преподавателя до заведующего кафедрой, декана и, наконец, проректора по научной работе.

В своей дальнейшей профессиональной биографии Пивовар Ефим Иосифович за период с 1990 по 1993 год прочел несколько курсов лекций по истории за рубежом. Он преподавал в университетах Чикаго, Иллинойса, штата Мичиган и других.

В 1997 году Пивовар Ефим Иосифович принимается на должность профессора исторического факультета в Московский Государственный университет. А уже через два года он является заместителем декана исторического факультета Московского Государственного университета.

С 2004 года Пивовар Е. Ф. заведовал кафедрой истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ.

В 2005 году профессор Пивовар занимает должность заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья.

Российский государственный гуманитарный университет

В 2006 году назначают ректором РГГУ Ефима Иосифовича Пивовара. Эту должность он получил путем тайного голосования университетской конференции, что стало для профессора полной неожиданностью. В Минобрнауки очень одобрительно отнеслись к этому избранию.

Российский государственный гуманитарный университет был организован в 1991 году.

К моменту избрания Пивовара ректором, университет приобрел скандальную славу, и главной задачей профессора было сохранить вуз.

Заслуги ректора

В период руководства Пивовара РГГУ очень успешно развивало международные отношения. Каждый год тысяча студентов и преподавателей участвовали в международном обмене. Особенно активно шло сотрудничество с вузами Германии. По окончании учебы в рамках данного проекта студенты получали двойной диплом. Это был первый опыт для России получения дипломов одновременно двух вузов в гуманитарной сфере.

На фото Пивовар Ефим Иосифович вручает диплом выпускнице РГГУ.

В 2010 году Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ о награждении ректора РГГУ Е. И. Пивовара Орденом Дружбы.

В университет стали возвращаться преподаватели, которые ранее ушли из РГГУ по разным причинам. В вузе расширился штат зарубежных профессоров. Возросло количество лекций, читаемых на иностранных языках.

В 2011 году профессор был переизбран ректором на второй срок. За него проголосовало подавляющее большинство делегатов выборной конференции.

В 2016 году срок пребывания Е. И. Пивовара на должности ректора подошел к концу, а переизбираться он уже не мог.

3 мая 2018 года Ефим Иосифович Пивовар за заслуги в ведении научно-педагогической деятельности и подготовку квалифицированных специалистов был награжден Орденом Почета.

Личная жизнь

Галина Викторовна Волкова, жена Ефима Иосифовича Пивовара, также историк по образованию. Они учились на одном курсе в МГУ, где и познакомились. Еще в студенческие годы Галина заинтересовалась фотографией и стала развивать в себе этот талант.

Галина Волкова много бывала за границей, а полученные впечатления выражала в своих работах.

Многие фотоработы Волковой находятся в частных коллекциях разных стран мира.

С 2006 года она работает в РГГУ руководителем фотоцентра. Руководит отделением "Арт-дизайн". Является членом Творческого Союза Художников и членом творческого объединения "Метрополис".

Вклад в науку

Е. И. Пивовар внес большой вклад в изучение истории Отечества ХХ-XXI веков. Принимал участие в формировании российской школы количественных методов исследований в сфере истории. Руководил исследованиями, которые имели весомое значение для изучения биографий русских эмигрантов и русского зарубежья в XX веке, а также изучения истории стран постсоветского пространства.

Участвовал в Международных конгрессах исторических наук, конференциях, коллоквиумах.

Читал курсы лекций в зарубежных странах.

Под руководством профессора защищено шестнадцать кандидатских диссертаций. Он являлся консультантом трех докторских диссертаций.

В заключение хочется отметить, что Пивовар Ефим Иосифович, безусловно специалист высшей категории в своей сфере. Но, кроме этого, он объединил в себе еще и прекрасные качества руководителя и просто хорошего человека. Многочисленные друзья и коллеги отзываются о Ефиме Иосифовиче как о человеке добром и веселом. А такие качества как ум, деловая хватка и отзывчивость довольно редко сочетаются в одном человеке.

11 декабря в РГГУ состоялась презентация художественного альбома фотографий вице-президента лиги «Метрополис», руководителя учебно-научного центра «Арт-Дизайн» РГГУ, члена Союза художников России Галины Викторовны Волковой «Ощущения». Данная книга является результатом долгой и усердной работы Галины Викторовны совместно с Московской лигой деятелей культуры и искусств «Метрополис».

Открыл презентацию ректор РГГУ, чл.-кор. РАН Ефим Пивовар, который поздравил Галину Викторовну с этим знаменательным событием, отметив, что центр «Арт-Дизайн» всегда радует своими произведениями. Он рассказал, как долго готовился проект и сколько сил было вложено в его реализацию: «Я наблюдал со стороны и видел, как сложно было выбрать лучшее из огромного количества материалов». Ректор также отметил, что работа произведена и опубликована полностью в России, что, несомненно, является поводом для гордости.

Выступившая на презентации директор учебно-научного Центра визуальной антропологии и эгоистории, заслуженный профессор РГГУ Н.И. Басовская рассказала о своей многолетней дружбе с Галиной Викторовной и том, как развивался проект: «То, что было изначально просто увлечением человека, занимающегося многим другим, на моих глазах превращалось в страсть, а затем - в профессию. И это превращение – ободряющий пример для многих людей». Она также отметила, что сейчас нужно опираться именно на вечные ценности, такие, как красота, преподнесённая в данной работе.

Директор Института Массмедиа Н.К. Сванидзе обратил внимание на то, что сборник фотографий получился «внутренне свободным». По его мнению, у автора снимков есть эта внутренняя свобода, и ей нравится всё, что она видит.

Галину Викторовну также поздравил директор Института всеобщей истории РГГУ, член наблюдательного совета РГГУ, академик А.О. Чубарьян. Он описал выход сборника как неординарное событие и для университета, и для гуманитарной науки в целом. Александр Оганович отметил, что дизайн сейчас является целым научным направлением, а подобные проекты способствуют привитию молодёжи вкуса к искусству, жизни, прекрасному.

Директор музейного центра РГГУ, замдиректора ГМИИ им. А.С. Пушкина И.В. Баканова обратила особое внимание, что «человек живёт и питается впечатлениями», и призналась, что выставка и сборник вызвали у неё массу положительных чувств. Она подчеркнула, что фотограф и педагог – это редкое сочетание в одном человеке, и отметила особенную «фотоповествовательность» в сборнике. Ирина Викторовна также указала на важность выхода данного альбома как культурного наследия и источника вдохновения для студентов РГГУ.

Проректор по учебной работе, директор ИАИ А.Б. Безбородов назвал сборник «произведением искусства, очень многогранным источником позитивных ощущений». Он поздравил Галину Викторовну, а также коллектив факультета истории искусств. Александр Борисович также сказал, что данное событие является результатом творческого синтеза, который лежит в основе университета с неординарным учебным процессом. По его словам, благодаря усилиям Галины Викторовны и её коллектива, в университете сохраняются традиции и используются новые технологии для обучения студентов творческим специальностям.

Проректор по учебной работе, директор ИЭУП Н.И. Архипова отметила, насколько название сборника фотографий соответствует его содержанию: «Каждая фотография здесь – это действительно ощущение, личное отношение к изображению самого художника, это сопереживание». Она отметила, что каждый кадр альбома способен вызвать в человеке массу эмоций, затронуть душу, и ещё раз поздравила всех с выходом сборника.

Проректор по международным инновационным проектам В.И. Заботкина подчеркнула, что каждая фотография в сборнике несёт в себе целую картину эмоций, передаваемых автором, а также отметила, что альбом является отражением автора: «Каждая встреча с Галиной Викторовной – это всегда приятное удивление, это всегда масса эмоций».

В адрес фотохудожника прозвучало ещё много тёплых слов. Сама Галина Викторовна поблагодарила всех присутствующих за поздравления и поддержку, которую ей оказывали в течение всего времени подготовки сборника, а также пригласила всех на презентацию сборника «Ощущения» на «Мосфильме» 18 декабря. Всем также были подарены экземпляры альбома с подписью автора.