Честь и бесчестие достоевский. Сочинение по направлению: Честь и бесчестие. Цитаты и эпиграфы

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сочинение: Отчаяние

По Далю, понятие «отчаяние» обозначает состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. Значит, его источник совсем не обязательно должен быть связан, скажем, с общественно-политико-экономическим фоном в социуме. Другое дело, что переживаемый исторический этап как-то обострил тонкие моменты в жизни людей, подведя их к неутешительным, так сказать, мыслям в плане перспектив. Но ведь из многих ситуаций должен быть выход, не так ли?

Согласно утверждению одного из героев пьесы знаменитого французского писателя, философа-экзистенциалиста ХХ века Жана-Поля Сартра «Мухи», «настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния».

Наверное, у каждого может быть свое понимание произнесенного, но ведь озвученную Сартром мысль возможно рассмотреть и с точки зрения как бы предоставленного человеку права выбора: что он собирается предпринимать в свете охватившего его (или периодически возвращающегося к нему) отчаяния? Продолжать угасать или приступить (восстановить) к активной деятельности, пусть и через значительные тернии?

В данном контексте ракурс отчаяния действительно можно определить как начальный (в определенной степени) путь к поиску необходимого решения, пробития тропинки к новым вершинам. То есть отчаяние, в зависимости от восприятия личностью «обстановки» внутри себя, может поспособствовать рождению (реанимации) вроде как утерянных сил (кто-то скажет, кондиций). Говоря иными словами, взять верх над отчаянием - это фактически преодоление себя, когда на смену стагнации постепенно наступает надежда, а вместе с ней и уверенность.

К слову, дело может быть и в том, что человек просто-напросто устал от неоднократных усилий, не дающих ожидаемый им результат. А отсюда - формирование в нем неуверенности в правильности избранной им жизненной дороги. Тут уместно сослаться на датско-американского журналиста, фотографа, прошедшего нелегкий жизненный путь, Якоба Августа Рииса (конец XIX - нач. XX в.).

«Когда начинает казаться, что уже ничто не может помочь, - писал он, -я иду смотреть, как каменотес наносит сотню ударов по камню, но трещина на нем не появляется. Лишь после сто первой попытки камень разделяется пополам. Однако я понимаю, что этому поспособствовал не заключительный взмах резака, а весь предшествующий труд».

Возможно, кому-то сказанное напомнит известную пословицу: «Под лежачий камень вода не течет», практически призывающую к активности, ибо для получения необходимого тебе знаменателя, нужно, как минимум, не прекращать движения к намеченной цели.

В аспекте рассматриваемого представляется целесообразным привести эпизод, на который в своей книге ссылается выдающийся советский прыгун в высоту, Олимпийский чемпион 1964 года Валерий Брумель. Так, он вспоминает, как один из тренеров легкоатлетов провел эксперимент на обычные приседания, суть которого заключалась в психологическом воздействии. Тренер задал подопечному, присевшему около семисот раз, вопрос, по какой причине тот завершил упражнения. Спортсмен сослался на «свинец» в ногах, круги перед глазами и даже страх смерти в случае еще одного приседания. Однако тренер в течение двух недель убеждал воспитанника в способности человеческой мышцы на неограниченную работу.

«Преодолеть себя нужно только однажды, - сказал он, - потом сразу станет легче».

Как следствие, легкоатлет не дотянул до пяти тысяч приседаний всего пару сотен попыток. В.Брумель пишет, что столкнувшись с этой информацией, он задумался, а существует ли вообще предел человеческих возможностей?

Возможно, кто-то данный пример назовет некорректным в преломлении к рассматриваемой теме. Но так ли все однозначно? Отметим, что сам В.Брумель на пике своей спортивной карьеры попал в аварию, приведшей к перелому ноги в тяжелейшей форме. Перенеся 29 операций, он начал ходить лишь после лечения ставшим после этого случая знаменитым хирургом-ортопедом Гавриилом Илизаровым. Спустя некоторое время В. Брумель вновь оказался в секторе для прыжков(!).


Что приводит человека к отчаянию?

Отчаяние. Состояние безнадёжности, ощущение того, что «исхода нет» и лучше не будет. Это духовный кризис, когда человек думает, что не сможет изменить свою жизнь к лучшему. Что же приводит человека к отчаянию? Думаю, не только тяжелые жизненные невзгоды, но и утрата веры в светлое будущее, в возможность изменить своё существование и идти вперёд, преодолевая препятствия.

В романтическом рассказе М. А. Горького «Старуха Изергиль» автор показывает нам, как люди приходят к отчаянию. Для этого он включает в повествование легенду о Данко и обращается к давним временам. Весёлые, смелые и сильные люди, жившие в старину, погрузились в отчаяние, когда пришли иные, более могущественные племена и прогнали их в глубь леса.

Смрад от болот губил людей, но они не могли бороться с более сильными и злыми врагами, так как не имели права погибнуть – они обязаны были хранить заветы своих предков. Соплеменники впали в отчаяние, потому что не верили в то, что смогут пройти сквозь густой непроходимый лес к свету и солнцу. В этот момент явился Данко, который повёл их сквозь лесную чащу, и они пошли за ним, когда обрели веру. Отчаяние вновь пришло к ним в одну тёмную грозовую ночь, когда они утратили веру в своего предводителя и были готовы от злобы разорвать героя, обвиняя его в своих бедах. Данко разорвал обеими руками грудь, вынул оттуда горящее сердце, и, зачарованные ярким пламенем, люди вновь обрели веру и пошли за своим вождём, который вывел их на просторную солнечную поляну, а сам погиб.

Автор подводит нас к мысли о том, что к отчаянию люди приходят тогда, когда утрачивают веру в возможность изменения своей судьбы и боятся бороться за лучшую долю. Он поёт гимн тому смельчаку, который готов преодолеть преграды и повести за собой людей, вселяя в них веру в лучшее будущее, даже если ему придётся пожертвовать собой ради других.

Приведём ещё один литературный аргумент. В пьесе М. А. Горького «На дне» герои оказались не только на дне жизни, но и на дне своей души, исчерпав запасы веры, надежды и любви. «Бывшие люди» живут в ночлежке, раздражены, разобщены, озлоблены. Но вот приходит странник Лука, который вселяет веру в возможность изменения жизни к лучшему. Он ничего не обещает Сатину, Барону, Бубнову, так как эти «босяки» давно смирились со своей судьбой и не готовы бороться за выход со дна жизни к свету. «Лукавый старец» обращается только к тем, кому нужна надежда и кто готов преодолеть отчаяние. Спившемуся Актёру Лука говорит, что где-то есть бесплатная лечебница для алкоголиков, вселяя в него веру в то, что можно начать новую жизнь. Актёр бросает пить, подметает улицы, зарабатывая себе на дорогу. Но вот старец неожиданно исчезает, не сообщив Актёру адрес лечебницы. А Сатин говорит, что старик лгал из жалости, что никакой бесплатной больницы не существует. Утративший веру Актёр не выдерживает отчаяния и заканчивает жизни самоубийством.

Мы пришли к выводу, что человек приходит к отчаянию, когда утрачивает веру в возможность изменить свою жизнь к лучшему. Чтобы этого не случилось, нужно обладать волей, смелостью и решительностью.


Что такое надежда?

Что такое надежда? Этим вопросом задается большинство людей, но так и не находят ответа. Надежда- это прежде всего вера человека в хорошее будущее, ожидание, предчуствие чего- то жизненно важного для него. Я считаю, что в любой жизненной ситуации у человека всегда должна оставаться надежда на лучшее. Существует много литературных произведений, где главные герои не теряют веры.

Одним из таких произведений является рассказ А. П. Чехова "Ванька". Главный герой Ванька- маленький мальчик сирота. Он пишет письмо своему дедушке. Его письмо пропитано добротой, теплыми словами, Ванька хочет, чтобы дедушка забрал его к себе. То место, где живет Ванька, ему не нравится, так как его бьют. Ванька вспоминал все теплые моменты, связанные с его детством, проходившим в деревне у дедушки.

Письмо наполнено верой в то, что дедушка как только прочтет письмо, сразу заберет Ваньку. Но читатель понимает, что этого не произойдет, так как в поле для адресата указывается "на деревню дедушке". Таким образом, надежда Ваньки не угасала, и он верил, что любимый дедушка приедет за ним.

Еще одним ярким примером веры в лучшее является произведение А. С. Грина "Зеленая лампа". Ив, один из героев рассказа, который был бродягой. Однажды он встретил двух богачей, они накормили его, одели. После этого они предложили платить ему за то, что он будет каждый вечер ставить лампу на окно, и, не выходя из дома сидеть рядом с ней. Ив согласился, и каждый вечер он надеялся что произойдет какое-нибудь чудо. Несколько лет Ив зажигал эту лампу и одновременно с этим читал книги. Прошло 8 лет. Ив стал доктором. Таким образом, надежда Ива помогла ему обрести новую жизнь.

В заключение хочется сказать, что человек никогда не должен терять надежду, что бы ни случилось. Ведь она всегда может помочь выбраться даже из самых сложных ситуаций. Она заставляет человека верить в лучшее и стремиться к цели.


Цитаты на тему: Надежда

Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность.
Карлейль

Надежда живет даже у самых могил.
Гёте И.

Надежда - единственное благо, которым нельзя пресытиться.
Вовенарг

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.
Суворов А. В.

Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.
Гораций

Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче
Тибул

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.
Сенека

Надежда есть самое полезное из всех пристрастий души: поелику она содержит здоровье через спокойствие воображения.
Державин Г. Р.

Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни.
Ларошфуко

Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.
Гете И.

Надежда на радость немного меньше, чем сбывшееся удовольствие.
Шекспир У.

Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.
Фалес

Надежды - сны бодрствующих.
Платон

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Пушкин А. С.

Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.
Вовенарг

Надежда - лучший врач из всех, какие известны.
Дюма А. отец

Нам не пристало падать духом.
Цицерон

Надежда - это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется... Страх же есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется.
Декарт

Надежда, сопровождающая нас всю жизнь, не покидает нас даже в час смерти.
Поуп А.

Вся моя надежда - на себя самого.
Теренций

Даже в самой безнадежности борьба остается надеждой.
Роллан Р.

Где умирает надежда, там возникает пустота.
Леонардо да Винчи

О обманчивая надежда человеческая!
Цицерон

Дорога чести

Что такое честь и куда ведет её дорога? Какими качествами обладают люди, идущие дорогой чести? Попробую ответить на эти вопросы. Я думаю, честь - это образ жизни, основанный на совестливости, благородстве, правдивости и мужестве. Мне думается, что если ребёнок с колыбели впитает в себя эти качества, то его жизнь пойдет по правильной дороге.

Именно по этой дороге шел герой повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев. Провожая на военную службу, старший Гринёв просит сына беречь честь. Молодой человек, неукоснительно следуя завету отца, служит родине, мужественно защищая Белогорскую крепость. Приехав на место службы в Оренбургскую губернию, юноша знакомится с семьей капитана Миронова. Сам начальник крепости, его жена и их дочь Маша, которая очень ему понравилась, радушно принимают Гринёва. Петр начинает дружить с разжалованным за кровавую дуэль офицером Швабриным, который за глаза наговаривает на Машу Миронову разные нелицеприятные вещи. Вскоре выясняется, что Швабрин сам влюблен в девушку. Офицера одолевает сильнейшая ревность и зависть к более счастливому сопернику. Швабрин жестко критикует стихи, написанные Петром для Маши, и оскорбляет её честь, намекая на продажность девушки. В этом поступке, я думаю, начинает проявляться истинное лицо Швабрина. Он предстает перед нами в образе бесчестного, лживого и завистливого человека, который не имеет представления о чести. Как человек благородный и честный Гринёв не мог вытерпеть такого оскорбления, поэтому вызвал противника на дуэль, которая, к счастью, закончилась лишь легким ранением оскорбленного юноши. Дальнейший захват Белогорской крепости отрядом Пугачева еще раз показал истинные лица героев повести. Ни капитан Миронов, ни его помощник, ни сам Гринев не захотели присягнуть лжеимператору, поэтому были приговорены к казни. Они до конца были верны долгу чести. Петра спасло от виселицы лишь то, что Пугачев признал в нем своего благодетеля, некогда милосердно подарившего ему заячий тулупчик. А вот Швабрин, напротив, предательски переходит на сторону врага, его даже назначают главным в крепости. В отсутствии Гринева Швабрин истязает Машу, пытаясь заставить её выйти за него замуж. Узнав об этом, Петр, несмотря на опасность, мчится из далекого Оренбурга на спасение любимой. Поступить иначе ему не позволяет совесть и уважение к памяти погибшего капитана крепости. Я думаю, что именно за свое благородство, честность и мужество Гринев получил самое лучшее, что может быть для человека: счастье, взаимную любовь и незапятнанную совесть. Швабрин же за свою трусость, ложь, лицемерие и бесчестие был предан строгому суду.

Сравнивая жизненный путь этих двух героев, невольно приходишь к выводу, что образ идущего дорогой чести Гринева может послужить прекрасным примером для подражания.

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Для вдохновения!

Зависит всё, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

Песня из к/ф "Мушкетёры. 20 лет спустя"

Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва


Возможные темы сочинения

Возможные темы сочинений (подборка Ирины Анатольевны Суязовой)

1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

8.Почему честь ценилась во все времена?

9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)

13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

22. Какого человека можно назвать человеком чести?

23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

25. Честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

26. Близкое мне по духу понятие чести…

27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло...

33. Что значит идти дорогой чести?

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»

Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

Материалы к вступительной части сочинения

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Материалы к основной части сочинения

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
1988

"Чувство собственного достоинства..."

Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается в момент

под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы -

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею -

Каждый выбирает для себя.


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Роберт Бёрнс

Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

Всем известно, что проблема чести и бесчестия является ключевой в жизни каждого человека. На эту тему написано большое количество книг, снято много фильмов. О ней говорят и взрослые опытные люди, и не знакомые в полной мере с жизнью подростки.

Что такое бесчестие? Бесчестие - это некое оскорбление, в буквальном смысле потеря чести при каких-либо обстоятельствах, позор.

Эта тема действительно была важна на протяжении всего бытия человека и не теряет актуальности в современном мире. Поэтому очень многие писатели обращались к данной проблеме в своих произведениях.

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин

Поднятая проблема является ключевой в этом произведении Александра Сергеевича. По его мнению, бесчестие - это то, чего следует больше всего бояться. Олицетворение благочестия в романе - Гринев и вся его семья, а также его возлюбленная и её родные. Резко противопоставлен ему Швабрин. Это абсолютная противоположность Гринева. Даже фамилия у персонажа говорящая. Швабрин - жуткий эгоист, который потерял офицерскую честь, переметнувшись к Пугачеву.

«Песня про купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич переносит читателя во времена правления Ивана IV, известного введением опричнины. Опричники, верные подданные царя, были так любимы им, что могли позволить себе любое действо и остаться безнаказанными. Так, опричник Кирибеевич обесчестил замужнюю женщину Алену Дмитриевну, а её муж, узнав об этом, решил пойти на верную погибель, но вернуть честь своей жене, вызвав Кирибеевича на бой. Этим купец Калашников показал себя благочестивыми человеком, мужем, который пойдёт на все ради чести, даже на собственную смерть.

А Кирибеевич отличился только трусостью, потому что даже не смог признаться царю, что женщина была замужем.

Песня помогает ответить читателю на вопрос о том, что такое бесчестие. Это прежде всего трусость.

«Гроза», А.Н. Островский

Катерина, главная героиня драмы, воспитывалась в чистой, светлой атмосфере доброты и ласки. Поэтому, выйдя замуж, она полагала, что её жизнь будет такой же. Но Катерина попала в мир, где правят совсем другие порядки и устои, а следит за этим всем Кабаниха - истинный тиран и ханжа. Катерина не выдержала натиска и лишь в любви Бориса нашла утешение. Но не могла она, человек верующий, изменять мужу. И решила девушка, что лучший выход для неё - самоубийство. Таким образом, Катерина поняла, что бесчестие - это уже грех. И страшнее него нет ничего.

На протяжении многих веков шла борьба: честь и бесчестие воевали в одном человеке. И только светлая и чистая душа могла сделать правильный выбор, эти пороки и пытались показать русские классики в своих бессмертных произведениях.

О сколько я бы написала на эту тему! Но кто нибудь вообще читает то что я пишу? Помню как то на сайте одном писала чуть не по каждой книге из классической литературы - статьи=отзывы, там аж под 4 тысячи знаков было... на такие отзывы нет желающих.

НИ ОДНОГО ПРОСМОТРА!

_____

Еще и минусов тьма)))

"Правосудие" как у Ильфа и Петрова тоже продается, весьма "успешно"))

за рубль продано.

О чем сие говорит? О том, что пишу на книги сама себе.

Зато мне хорошо после написания таких отзывов, а это главное, дальше тоже буду писать, не обессудьте.

Начало тут.

Итак, ради чести для себя буду писать ибо есть что сказать, а бесчестие мне не грозит - ибо самый строгий судья - я сама, так же как и самый злейший враг. Я знаю, что я хорошая, честная - перед самим собой - а значит имею право. И от скромности точно не помру.

Идеально подошло бы произведение "Война и мир" в эту тему, но мы не ищем легких путей, правда? Давайте посмотрим на любое произведение которое вы знаете и читали. Ну не верю что за все время школьной программы не прочли ни одно? Ну в младших классах "Честное слово"(Пантелеев) то наверное читали? Про парнишку, который на часах стоял до последнего в парке? А уж "Буратино", который тоже обещал папе отнести пять монет, а не прогулять точно читали и вдели и слышали. У Высоцкого еще в песне поется - значит правильные книги ты в детстве читал! Я как то села однажды на форуме и по просьбе подруги сделала список книг для каждого класса на лето, давно сие было - если ребенок с детства эти книги прочитает - он никогда не станет "нехорошим человеком!" Даже если сильно захочет - мозг не позволит! А уж если не читал - то родители дорогие мои - учитель сделал все что мог! Со слезами на глазах, летом в деревне села и заставила прочитать в неделю по одной книги из своего списка - потом плоды пожинать будет поздно. Растим честного человека? Вкладываем в свое же будущее, а не Учителя! Учитель выпустит из школы вашего ребенка, а уж что в его "сосуде" будет булькать - вам испить придется.

Честь... многие путают с обязанностями - ты не обязан коллективу по его просьбе убить кого то, мол тогда потеряешь свою честь - мол обещал иди стреляй! - честь - береги честь смолоду? Молодые имеют права на ошибки и ошибаться, а взрослые нет. Не маленький уже - в школе ты еще можешь "школоту" из себя строить и задирать "заучку" в очках, а во взрослом коллективе - на тебя уже будут смотреть на не вполне адекватного человека - которому место по высшей мере в местах отдаленных от "выросших личностей". Кем ты станешь? - Личностью или ЛиШностью? Образованным человеком или Образованцем?

Вчера тебе подали руки сотни человек, поддержали помогли, а ты оправившись отряхнувшись начал дальше унижать-гадить-бить? Не пора ли разобраться в себе? Хотя наверное уже поздно..

Бесчестие.. Когда человек поступает ка кто против правил, или не так как договорились - "не по-понятиям" - его записывают раз и навсегда в бесчестные люди. Неважно, что вчера тот человек поступил с тобой ужасно, неприятно, некрасиво. Это его поступок. важно, что завтра он попросит у тебя помощи и ты, как "честный перед собой человек - ему поможешь!" Если поступишь из чувства мести по другому - жалеть начинаешь - поступил бесчестно, допинал другого когда ему было плохо - просто потому что тебе это понравилось однажды.. ты поступаешь честно? Он тебе - ты ему? В принципе, с точки зрения честности - да, ты верно логически поступил. С точки зрения морали - ты поступил - бесчестно.

Такая тонка грань между тем - как поступить, а как не стоит...

Лично я редко когда у кого то спрашиваю совета, бывают в жизни ситуации которые могут поставить в явный тупик. Однако ты вырос на честных книгах и знаешь заранее как в правилах по шахматам - как поступить и ты так поступаешь. Ни смотря ни на что, даже если коллектив против и тебя начнут игнорировать - ты перед собой честный!

В коллективе, в школе - молодые люди часто ошибаются, делая выбор между своими поступками, под давлением, или под своими личными амбициями. Мало когда юный человек остановится, отложит "месть" на другое время. Эмоции в таком возрасте очень сложно контролировать, да и в более взрослом возрасте редко удается сдержать агрессию, гнев, печаль, слезы.. Особенно когда рядом полно подстрекателей и любителей разжечь огонь - чтобы потом посмотреть что будет.

Классическая литература нам дает все ответы - взять хотя бы действия Паратова из Островского "Бесприданница" (люблю все что он написал и поэтому знаю его произведения лучше всех), а действия Карандышева? Так ему хотелось выглядеть среди "избранных" классов - своим, что он готов был положить на алтарь своих амбиций жизнь девушки.. Мне тут очень нравится мамаша Ларисы. Она "продавала" своих дочек? Или пристраивала их так, чтобы они потом не побирались? Старшую дочь отдавая в далекие теплые страны, осознавая что ей там будет нелегко (мир не меняется!) - она переживала.. даже собралась отправить ей сколько может денег. Значит не так уж она была и неправа. Столько там примеров, что одного отзыва не хватит.

______________________________________________

Отступление.

Дорогой друг, если ты не читал "Бепсриданницу", но тебе грозит писать сочинение - посмотри кино одноименное с Михалковым! Срочно, перед самым написанием сочинения, не раз смотри, а пять- шесть. Уверена, что образы всплывут на написании сочинения (там почти четыре часа тебе дается, успеешь!) - другие вообще можешь не успеть. Уж раньше если не читал, смысл начинать сейчас)) Потом, когда тебе будет за 30 - многие произведения ты сам захочешь прочесть не из под палки

______________________________________________

Если терпеть не можете "Бесприданницу", вот вам идеальный пример для сочинения "Дикарка" - так давайте вместе погибнем!)))

Или "Гроза". К сожалению, на "грозу" фильм неудачен.. черно-белый, наклон в революцию идет, не туда куда надо. Поэтому не стоит смотреть, лучше читать. А вот "Дикарка" на ютуб, отличный современный фильм есть! Сама с радостью смотрела - как на даче побыла! Отлично получился - посмотри, потому что если ты вложишь не про одно произведение, а по три примера - будет отлично, учителя любят начитанных. Удиви комиссию) выбей себе дополнительные баллы)))

Я могла бы тебе сто раз написать сочинение, но знаешь - зачем вообще придумывают школу и в частности школьную программу - обязательно к прочтению - классику? Они не для того чтобы тебя замучить! Они тебе дают трамплин с которого ты или грохнешься - неверно изучив тактику и методы прыжка в жизнь и будешь ползать, или взлетишь и соберешь все медали! - выбирай.

Я бы с радостью разобрала бы "Герой нашего времени", он как никак кстати подходит к теме - но мне не нравится Лермонтов и не мое и все. Так что сам.

Уже скоро будет более 6 тыс знаков, поэтому по этой теме я напишу позже продолжение.

Так то и этого достаточно. Но так хочется писать))