Зпмпу й хуреи - фтй уелтефб обуфтпклй зпмпуб. дйуфбогйпоощк лхту. Исследования речевого голоса Ф. Шаляпина Как Шаляпин соединял речь с пением

Уникальность голоса Шаляпина

Широко распространено мнение, будто секрет шаляпинского воздействия на слушателей -- в небывалой мощи и красоте его певучего баса. Это не совсем верно. И мировая, и русская сцена знали голоса куда более мощные, чем шаляпинский. И немало было очень красивых басов. Но не было в мире голоса, который был бы наделен таким разнообразием тембров и красок. „Мощь шаляпинского голоса, -- пишет певец С. Левик, неоднократно выступавший в спектаклях вместе с Шаляпиным, -- была не природной, а следствием его умения распределять свет и тени..." Иначе говоря -- менять и разнообразить тембры. „Чисто физиологически голос Шаляпина не был феноменом, но как художественный феномен этот голос неповторим".

Свой голос Шаляпин подчинил себе до пределов возможностей. Вот почему он звучал у него и мощнее, и звучнее, и шире, чем у других певцов, наделенных от природы более мощными голосами. И воспринимался как голос небывалый, неповторимый, единственный.

Говорили о школе, которую он прошел в Тифлисе у своего первого и, по существу, единственного учителя Д. Усатова. Однако это не может вполне объяснить вокального совершенства Шаляпина, ибо он усвоил все лучшее из того, что ему приходилось слышать, -- элементы всех школ -- и растворил их в „горниле своего пения" до такой степени, что они даже и не угадывались в его исполнении.

Шаляпин не мог бы достигнуть этого, если бы не был наделен даром гениального музыканта. Этот дар заключается в умении передавать не один лишь музыкальный текст, а заложенное внутри его содержание. „Ноты -- это простая запись, -- говорил Шаляпин,-- нужно их сделать музыкой, как хотел композитор".

Готовясь к выступлению в опере Демон, он на генеральной репетиции обратился к дирижеру Альтани с просьбой разрешить ему продирижировать со сцены всю свою партию. Альтани протянул ему палочку, и Шаляпин запел, показывая оркестру, чего он от него хочет. Когда он дошел до кульминации и заключительной арии, оркестранты пришли в такой восторг, что сыграли Шаляпину туш.

Деятели искусств о Шаляпине

Замечательный дирижер Фриц Штидри, концертировавший в Советском Союзе в 20--30-х годах, говорил, что плохой дирижер показывает то, что обозначено в партитуре, а хороший -- то, что ему дает партитура на его свободное художественное усмотрение. Шаляпин широко пользовался этими заложенными в партитуре возможностями.

Шаляпин даже не может быть назван в обычном смысле исполнителем вокальной партии потому, что каждый раз -- в большей или меньшей степени -- был сотворцом композитора. И тут правомерно сопоставить его с такими художниками, как, скажем, великий пианист Ферруччо Бузони, который привносил свои представления в трактовку Баха, Моцарта, Бетховена, хЛиста, Шопена. Или со скрипачом Эженом Изаи. Или с пианистом Леопольдом Годовским.

Музыковед Л. Лебединский как-то сравнил граммофонную запись одной из сцен Бориса Годунова в исполнении Шаляпина с музыкальным текстом Мусоргского. И выяснил, как далеко отошел Шаляпин от прямой передачи этого текста. Об этом же рассказывал В. Мейерхольд драматургу А. Гладкову. „Шаляпину в сцене „бреда", -- вспомнил он, -- было нужно время для замечательной актерской импровизации: он тут целый кусок играл без пения,-- а музыки не хватало. Тогда он попросил повторить в этом месте так называемую музыку „курантов". Те, кто слышал и видел его в этой роли, должны признать, что получилось замечательно". „Я не думаю,-- продолжал Мейерхольд, -- что сам Мусоргский стал бы с ним спорить. Но, разумеется, нашлись знатоки партитуры, которые были возмущены. Как-то я слушал по радио Бориса и поймал в сцене „бреда" те же „куранты". Значит, это стало традицией. Вот так бывает всегда. Сначала ты самоуправный новатор, а потом -- убеленный сединами основатель традиции".

И, действительно, многие шаляпинские открытия стали такими же каноническими, как листовские или бузониевские редакции фортепианной литературы. Это не значит, что каждый певец или пианист может вторгаться в авторский текст. Нет и нет! На это может пойти только гениально одаренный художник, завоевавший творческое право на это!

Известный советский виолончелист, профессор Московской консерватории Виктор Кубацкий вспоминает, как в 1920 году, во время сценических репетиций в Большом театре, чуть выдавалась свободная от пения минута, Шаляпин выходил на авансцену и, прикрывая ладонью глаза от острого света, вслушивался в игру виолончельной группы. Будучи концертмейстером группы, Кубацкий предположил, что Шаляпин не доволен звучанием и задал ему этот вопрос.

„Нет, -- ответил Шаляпин. -- У виолончелей я учусь петь". Сказать это мог только очень большой музыкант.

Шаляпин был глубоко убежден, что вся сила его пения заключена в точности интонации, в верной окраске слова и фразы. И вспоминал, как ощутил он это впервые, когда в молодые годы разучивал партию Мельника. Он работал упорно, а образ получался ненатуральным.

Недовольный собой, он обратился к знаменитому трагику Мамонту Дальскому. Дальский велел не петь, а прочесть ему по книге пушкинский текст. И когда Шаляпин прочел -- с точками, запятыми, передыханиями, -- Дальский обратил внимание на интонацию. „Ты говоришь тоном мелкого лавочника, -- заметил он, обращаясь к Шаляпину,-- а мельник -- степенный мужик, собственник мельницы и угодьев". „Как иголкой, насквозь, прокололо меня замечание Дальского, -- вспоминает Шаляпин. -- Я сразу понял фальшь моей интонации, покраснел от стыда, но в то же время обрадовался тому, что Дальский сказал слово, созвучное моему смутному настроению. Интонация, окраска слова -- вот оно что! Значит. .. в правильности интонации, в окраске слова и фразы -- вся сила пения".

И много раз в воспоминаниях своих Шаляпин говорил об интонации, как о способе проникновения в существо роли, в никем до него не раскрытые глубины романсов и песен. „Я нашел их единственную интонацию", -- пишет он о романсах и песнях Мусоргского. „Интонация одной фразы, правильно взятая, превратила ехидную змею в свирепого тигра", -- вспоминает Шаляпин другой момент, когда Мамонтов на репетиции Псковитянки подсказал, чего недостает ему в характере Грозного. „Холодно и протокольно звучит самая эффектная ария, -- пишет Шаляпин далее, -- если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний".

И надо сказать, что чуткие музыканты, слушавшие Шаляпина, всегда отмечали значение интонационного мастерства в общем впечатлении от его гениальных спектаклей. И еще отмечали глубокий внутренний ритм.

„Мне всегда казалось, -- пишет Б. Асафьев,---что источники шаляпинского ритма, как и его глубоко реалистического интонационного пения, коренятся в ритмике и образности русской народной речи, которой он овладел в совершенстве".

И в этом не было разноречия у всех, кто вспоминал искусство Шаляпина как синтез „голосового дара", интонации, ритма, слова, сценической пластики. Наиболее чуткие отмечали при этом удивительное проникновение Шаляпина в строй русского языка, шаляпинское произношение, чувство слова, присущее ему органически.

„Фокус Шаляпина -- в слове, -- утверждал К. Станиславский.-- Шаляпин умел петь на согласных. Мне много пришлось разговаривать с Шаляпиным в Америке. Он утверждал, что можно выделить любое слово из фразы, не теряя при этом необходимых ритмических ударений в пении. . . Не обладая силой звука, например, баса [В. Р.] Петрова [он] производил несравненно большее впечатление благодаря звучности фразы".

Действительно, вокалистам известно, что Шаляпин умеет окрашивать слог, „сжимать" и „растягивать" его, не нарушая ни словесной, ни музыкальной структуры. И мало кто из русских актеров так понимал стих, как Шаляпин. Когда он поет пушкинского Пророка с несколько холодноватой музыкой Римского-Корсакова, то потрясает проникновением в библейский строй пушкинской речи, торжественность и образность пушкинского стиха. шаляпин голос оперный театр

И объяснение этого удивительного действия заключается прежде всего, как я думаю, в понимании соразмерности всех элементов, важности гласного слова, в умении донести рифму, окрасить в передаче каждый звук, каждый слог.. .

Слияние музыки с пластикой слова Шаляпин умел передать не только на русском, но и на других языках. Так, исполняя в Милане партию Мефистофеля в опере Бойто по-итальянски, он поразил итальянскую публику не только пением, не только игрой, но и своим итальянским произношением, которое великий певец Анжело Ма-зини назвал произношением „дантовским".

„Удивительное явление в артисте, -- писал Мазини в редакцию одной из петербургских газет, -- для которого итальянский язык -- не родной". Французская пресса неоднократно отмечала тонкое владение Шаляпина речью французской. Впрочем, и тогда, когда Шаляпин пел за границей по-русски, он потрясал самую искушенную публику.

В 1908 году, когда Париж готовился впервые увидеть Бориса, на генеральной репетиции, на которую были приглашены все замечательные люди французской столицы, Шаляпин пел в пиджаке (костюмы оказались нераспакованными). Исполняя сцену галлюцинации, после слов „Что это? Там!... В углу... Колышется!..." он услышал вдруг страшный шум и, косо взглянув в зал, увидел, что публика поднялась с мест, а иные даже встали на стулья, чтобы посмотреть, что там такое --- в углу? Не зная языка, публика подумала, что Шаляпин что-то увидел там и испугался внезапно.

„Сальвини!" --кричали Шаляпину в Милане после успеха в опере Бойто, сравнивая его с одним из величайших трагических актеров XIX столетия.

Великие исполнители ХХ века

Фёдор Шаляпин. Царь-бас

Как Сабинин в опере Глинки, я восклицаю:
«Радость безмерная!»
Великое счастье на нас с неба упало!
Новый, великий талант народился...

(В. Стасов)

Мы живём в то удивительное время, когда чудеса стали обычным, повседневным явлением. Благодаря одному из таких чудес и мы сейчас, так же как когда-то Владимир Васильевич Стасов, можем воскликнуть: «Радость безмерная!» - слышим голос Шаляпина.

Царь-бас

«Про Шаляпина кто-то сказал, - писал В. И. Немирович-Данченко, - когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».

Этот голос, однажды услышав, действительно невозможно забыть. К нему возвращаешься вновь и вновь, несмотря на несовершенство старых грамзаписей. Прекрасные голоса были и до, и после Шаляпина, но с его высоким «бархатным» басом, отличавшимся невероятной выразительностью, сравниться могут немногие. И завораживает слушателя не только уникальный тембр, но и то, насколько точно и тонко удавалось певцу передать малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении, будь то оперная партия, народная песня или романс.

Шаляпин поднял вокальное искусство на новую высоту, преподав уроки музыкальной правды тем, кто был рядом, и щедро поделившись своими секретами с грядущими поколениями артистов.

А история жизни русского Царь-баса – это урок для всех. В каких бы условиях ты ни жил, коль есть в тебе искра таланта – иди за мечтой, трудись, стремись к совершенству… И всё получится.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастроли за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поёт партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Энрико Карузо , дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14).

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании ёмких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одарённость великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело.

Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижёры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижёра и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всём стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди ...»

Особое значение имело участие Шаляпина в «Русских сезонах» как пропагандиста русской музыки, прежде всего творчества М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова . Он был художественным руководителем Мариинского театра (1918), выборным членом директорий Большого и Мариинского театров. Выехав в 1922 году за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский Союз, жил и умер в Париже (в 1984 году прах Шаляпина перенесён на Новодевичье кладбище в Москве).

Крупнейший представитель русского исполнительского искусства, Шаляпин, был равно велик и как певец, и как драматический актёр. Его голос - удивительный по гибкости, тембровому богатству - звучал то с проникновенной нежностью, задушевностью, то с разящим сарказмом.

Мастерски владея искусством фразировки, тончайшей нюансировки, дикции, певец насыщал каждую музыкальную фразу образным смыслом, наполнял её глубоким психологическим подтекстом. Шаляпин создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир своих героев.

Вершинными творениями артиста явились образы Бориса Годунова («Борис Годунов» М. П. Мусоргского) и Мефистофеля («Фауст» Шарля Гуно и «Мефистофель» Арриго Бойто). Среди других партий: Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон-Кихот («Дон-Кихот» Ж. Массне).

Шаляпин был выдающимся камерным певцом: чутким интерпретатором вокальных произведений М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского , А. Г. Рубинштейна , Р. Шумана, Ф. Шуберта, а также проникновенным исполнителем русских народных песен. Выступал и в качестве режиссёра (постановки оперы «Хованщина», «Дон Кихот»). Снимался в кино. Ему принадлежат также скульптурные, живописные работы.

Память об артисте увековечена в городе его детства – Казани. К 125-летию со дня рождения здесь был открыт первый в мире городской памятник Ф. И. Шаляпину работы скульптора Андрея Балашова. Он занял место на пьедестале возле Богоявленского собора, в котором когда-то крестили Шаляпина, на центральной улице города.

Арии из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского

Больше всех композиторов Шаляпин любил Мусоргского. И пел его так, что кажется, будто всё, созданное Мусоргским, создано именно для Шаляпина. А между тем...

«Большое моё огорчение в жизни, что не встретил Мусоргского. Он умер до моего появления в Петербурге. Моё горе…»

Да, они никогда не знали друг друга. Впрочем, нет, это не так. Мусоргский Шаляпина действительно не знал. И об этом очень грустно думать. Как был бы счастлив Модест Петрович Мусоргский, если бы услышал, увидел в исполнении Шаляпина своего царя Бориса, своего Варлаама, Пимена, Досифея, всех своих мужиков, которых с такой любовью, с такой огромной болью и состраданием воспел в музыке.

А Шаляпин знал Мусоргского. Он понимал и любил его, как самый близкий друг. Сердцем большого художника он чувствовал каждую мысль его музыки, знал в ней каждую ноту. Все сочинения Мусоргского, которые мог спеть бас, были в его репертуаре. В опере «Борис Годунов» - три басовых партии. И все три исполнял Шаляпин.

Мы знаем, что Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актёром. И хотя мы никогда не видели, как играет Шаляпин, мы понимаем это, глядя на его портреты в ролях. Трудно поверить, что это один и тот же человек, что это всё - Шаляпин.

И ведь не только грим и костюм так меняют артиста.

Борис Годунов . У Бориса Годунова сильное, волевое лицо; это красивый, мужественный человек с острым, пытливым взглядом. Но где-то в глубине его умных, прекрасных глаз бьётся, кричит большая тревога, почти отчаяние.

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Бориса (пролог) «Скорбит душа…» из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Дочь Шаляпина, Ирина, вспоминает:

«Поднялся занавес, и под колокольный звон, «ведомый под руки боярами», появился царь Борис.

Скорбит душа...

Мы слушаем, как поёт Шаляпин. Красивый, сочный, густой, хочется сказать - царственный голос. Только в царственном этом величии нет покоя. В голосе ясно слышится тревога и печаль. Смутно на душе у царя Бориса. Не радует его колокольный звон, не радует торжественное избрание на царство. Но Борис Годунов - человек сильной воли. Он переборол свою тревогу. И вот уже по-русски широко:

А там сзывать народ на пир…

Словно обнял всех этот могучий, щедрый бас:

Всем вольный вход; все гости дорогие…

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти...» (2 действие) из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Пимен - совсем другой. Много знает этот старик. Многое видит. Он спокоен и мудр, его не мучают угрызения совести, оттого его взгляд так прям и покоен. Помните, у Пушкина: «Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Пимен пишет перед лампадой» .

Приглушённо звучат голоса струнных в оркестре, неторопливо, однообразно нанизывается нотка за ноткой. Словно тихий шелест гусиного пера по старинному пергаменту, словно тянется затейливая вязь славянского письма, повествуя о «минувшей судьбе родной земли».

Ещё одно, последнее сказанье и летопись окончена моя...

Мудрый усталый голос. Очень стар этот человек. Из голоса Шаляпина исчезла вся страстность, вся напряжённость, которая так потрясала нас в Борисе. Сейчас он звучит совсем ровно, совсем спокойно. И в то же время есть в нём какая-то неуловимая характерность. Что-то он напоминает. Но что? Впрочем, вам он может и ничего не напомнить: вы, наверное, не слышали никогда церковного пения. Разве только в кино. А Шаляпин хорошо знал, как поют священники: всегда хоть немного, но «в нос», чуточку гнусавя. Вслушайтесь в голос Шаляпина Пимена... Певец придаёт ему еле заметный «церковный» оттенок. Он чувствует, что этого требует музыка Мусоргского.

Почти весь монолог Пимена звучит неторопливо, раздумчиво. Но в голосе Шаляпина нет однообразной, скучной монотонности. Если в партии Бориса его можно сравнить с палитрой художника, на которой вы видите самые разные краски - и синюю, и жёлтую, и зелёную, и красную, то голос Шаляпина-Пимена - это как бы палитра с разными оттенками одной краски (мне почему-то представляется - лиловой) от густого тёмного до светлого; размытого.

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Пимена (1 действие) из оперы «Борис Годунов», в исп. Ф. Шаляпина.

Варлаам . Вот он, весь как на ладони - неряшливый, обрюзгший, полупьяный бродяга. Но стоит взглянуть в его глаза, сразу видишь: нет, совсем не так прост этот беглый монах,- глаза у него умные, хитрые и очень недобрые.

Каким представляет его себе сам Шаляпин?

«Мусоргский с несравненным искусством передал бездонную тоску этого бродяги... Тоска в Варлааме такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумать этакое разгульно-пьяное, будто бы смешное...»

Вот почему такие глаза у Варлаама-Шаляпина.

В трагедии Пушкина роль Варлаама очень небольшая. Больших монологов у него нет. И Мусоргский, создавая своего Варлаама, не стал выдумывать ему какие-то специальные арии. Но помните, у Пушкина сказано: «Варлаам запевает песню «Как во городе было во Казани»?

Всезнающий Стасов разыскал подлинный текст этой старинной русской песни, которая рассказывает о том, как царь Иван Васильевич Грозный брал Казань. Эта песня и стала первой характеристикой Варлаама. А вместо второй, указанной у Пушкина песни Варлаама «Молодой чернец постригся», Варлаам Мусоргского поёт песню «Как едет ён».

Две песни и рассказывают нам о характере Варлаама. И как рассказывают! Особенно если Варлаама поёт Шаляпин.

Мы слушаем первую песню - «Как во городе было во Казани» и понимаем, что Шаляпин, говоря о том, как он представляет себе своего Варлаама, открыл нам не всё, что есть в его беглом монахе.

Как и с порохом, та бочка закружилася,
По подкопам, по подкопам покатилася,
Да и грохнула...

О нет, не только пьяный разгул слышится в голосе Варлаама. Стасов говорит, что Варлаам «распевает зверообразно и люто». Он говорит это о музыке Мусоргского, но и Шаляпин поёт именно так – «зверообразно и люто». Огромная сила - дремучая, неуёмная – чувствуется в этом человеке. Вырвется она когда-нибудь на волю!.. И вырывается.

«Впоследствии, - пишет Стасов, - этот самый Варлаам могучей рукой поднимет грозную народную бурю против иезуитов, забредших в Россию с Лжедмитрием» . Речь идёт о сцене, которая в дореволюционные времена была запрещена цензурой. Это финальная сцена оперы - народное восстание под Кромами, в котором Варлаам играет очень важную роль.

Вот вам и беглый пропойца-монах!

Три роли - три разных человека. У таких разных людей, конечно, и голоса должны быть совершенно разными. Но раз мы говорим о Шаляпине, то вполне понятно, что голос будет у всех один - незабываемый шаляпинский бас. Его узнаешь всегда, если слышал хоть один раз.

Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама (1 действие) из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Рондо Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Ф. И. Шаляпин исполнял в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» партии Руслана и Фарлафа, и именно во второй роли он, по словам А. Гозенпуда, достиг вершины, превзойдя своих знаменитых предшественников.

Дерзость, хвастовство, безудержная наглость, опьянение собственным «мужеством», зависть и злоба, трусость, сластолюбие, вся низость натуры Фарлафа раскрывались Шаляпиным в исполнении рондо без карикатурного преувеличения, без подчёркивания и нажима. Здесь певец достигал вершины вокального исполнительства, с виртуозной лёгкостью побеждая технические трудности.

Слушание: М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», в исполнении Ф. Шаляпина.

Песня варяжского гостя из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

Песня Варяжского гостя в исполнении Шаляпина - суровая, воинственная и мужественная: «О скалы грозные дробятся с рёвом волны». Тембр низкого мужского голоса и густая звучность духовых, преимущественно медных инструментов, хорошо гармонирует со всем обликом Варяга - отважного воина и морехода.

Партия Варяжского гостя таит в себе огромные художественные возможности, позволяющие создать яркий сценический образ.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко», в исполнении Ф. Шаляпина.

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь моя заря…» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»

«Шаляпинский Сусанин – это отражение целой эпохи, это виртуозное и таинственное воплощение народной мудрости, той мудрости, что в тяжёлые годы испытаний спасла Русь от погибели».

(Эдуард Старк)

Арию Сусанина Шаляпин с блеском исполнил на закрытом дебюте в Мариинском театре, когда приехал из провинции покорять столицу и был принят на императорскую сцену в день своего полного совершеннолетия 1 (13) февраля 1894 года.

Это прослушивание состоялось по рекомендации покровителя искусств, крупного чиновника Т. И. Филиппова, известного своей дружбой с русскими композиторами и писателями. В доме Филиппова юный Шаляпин встречался с сестрой М. И. Глинки Людмилой Ивановной Шестаковой, которая осыпала молодого певца похвалами, услышав в его исполнении арию русского национального героя.

Иван Сусанин в творчестве Фёдора Шаляпина сыграл судьбоносную роль. Весной 1896 года певец решает на лето ехать в Нижний Новгород. Там происходит его встреча с С. И. Мамонтовым – Саввой Великолепным, промышленником и меценатом, реформатором оперного театра, создателем Русской Частной оперы и подлинным собирателем талантов. 14 мая спектаклем «Жизнь за царя» с Шаляпиным в главной роли начались регулярные выступления труппы Мамонтова, гастролировавшей в Нижнем Новгороде.

Слушание: М. Глинка. Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря» из оперы «Иван Сусанин», в исп. Ф. Шаляпина.

Шаляпин был необычайно музыкален. Он не просто понимал и знал музыку, он жил в ней, музыка пронизывала всё его существо. Каждый звук, каждое дыхание, жест, каждый шаг - всё было подчинено ей.

Великий певец всегда «выбирал» из богатейшего арсенала технических приёмов именно тот, которого требовал от него музыкальный образ. Шаляпин полностью отдаёт свой голос на службу музыке. Он люто ненавидит певцов, которые главным в своей деятельности считают собственное пение.

«Ведь вот знаю певцов с прекрасными голосами, управляют они своими голосами блестяще, то есть могут в любой момент спеть и громко и тихо... но почти все они поют только ноты, приставляя к этим нотам слоги или слова... Поёт такой певец красиво... Но если этому очаровательному певцу нужно в один вечер спеть несколько песен, то почти никогда одна не отличается от другой. О чём бы он ни пел, о любви или ненависти. Не знаю, как реагирует на это рядовой слушатель, но лично мне после второй песни делается скучно сидеть в концерте».

Не думайте, однако, что глубокое понимание музыки пришло к Шаляпину само собой. Были у него и ошибки, и неудачи, и срывы. Была неудовлетворённость собой. Так было даже с обожаемым им Мусоргским.

«Мусоргскому я упорно не изменял, исполнял его вещи на всех концертах, в которых выступал. Я пел его романсы и песни по всем правилам кантиленного искусства - давал рёберное дыхание, держал голос в маске и вообще вёл себя, как порядочный певец, а Мусоргский выходил у меня тускло...»

Так было в молодости. И Шаляпин пробует, репетирует, добивается. По-шаляпински страстно он рвётся к знаниям, жадно впитывает всё, что кажется ему нужным для достижения единственной цели. Цель эта - служение музыке.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Опера «Иван Сусанин»:
Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря...» , mp3;
Глинка. Опера «Руслан и Людмила»:
Рондо Фарлафа, mp3;
Мусоргский. Опера «Борис Годунов»:
Монолог Бориса (пролог), mp3;
Монолог Пимена (1 действие), mp3;
Песня Варлаама (1 действие), mp3;
Монолог Бориса (2 действие), mp3;
Римский-Корсаков. Опера «Садко»:
Песня Варяжского гостя, mp3;
(все произведения в исполнении Фёдора Шаляпина)
3. Сопровождающая статья, docx.

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин соединил в своем творчестве два качества: актерское мастерство и уникальные вокальные данные. Был солистом Большого и Мариинского театров, а также Метрополитен Опера. Один из величайших оперных певцов.

Детство Федора Шаляпина

Будущий певец родился в Казани 13 февраля 1873 года. Родители Федора Шаляпина обвенчались в январе 1863 года, а через 10 лет у них родился сын Федор.

Отец работал архивариусом в земской управе. Мать Федора – Евдокия Михайловна была обычной крестьянкой из села Дудинцы.

Уже в детстве стало ясно, что у маленького Федора музыкальный талант. Обладая красивым дискантом, он пел в слободском церковном хоре и на деревенских праздниках. Позже мальчика стали приглашать петь и в соседние церкви. Когда Федор с похвальной грамотой окончил 4 класс, его отдали в учение к сапожнику, затем к токарю.

В 14 лет мальчик начал работать в земской управе Казанского уезда писарем. Зарабатывал 10 рублей в месяц. Однако о музыке Шаляпин никогда не забывал. Научившись нотной грамоте, Федор старался все свое свободное время посвящать музыке.

Начало творческой карьеры певца Федора Шаляпина

В 1883 году Федор впервые попал в театр на постановку пьесы П.П.Сухонина «Русская свадьба». Шаляпин «заболел» театром и старался не пропускать ни одного спектакля. Больше всего мальчику нравилась опера. А самое большое впечатление на будущего певца произвела опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Отец отправляет сына в училище учиться на столяра, однако когда заболела мать, Федор был вынужден вернуться в Казань, чтобы ухаживать за ней. Именно в Казани Шаляпин начинает пытаться устроиться на работу в театр.

Наконец в 1889 году его принимают статистом в престижный хор Серебрякова. До этого Шаляпина в хор не приняли, а взяли какого-то долговязого, страшно окающего юношу. Через несколько лет, познакомившись с Максимом Горьким, Федор рассказал ему о своей первой неудаче. Горький усмехнулся и сказал, что этим окающим юношей был он, правда и его быстро изгнали из хора ввиду полного отсутствия голоса.

А первое выступление статиста-Шаляпина закончилось провалом. Ему была поручена роль без слов. Кардинал, которого играл Шаляпин, вместе со свитой должен был просто пройти по сцене. Федор очень волновался и постоянно повторял свите: «Делайте все как я!».

Едва вступив на сцену, Шаляпин запутался в красной кардинальской мантии и упал на пол. Свита, помня о наставлениях, последовала за ним. Кардинал так и не смог подняться и пополз через всю сцену. Едва ползущая свита во главе с Шаляпиным оказалась за кулисами, режиссер от всей души дал пинка «кардиналу» и спустил его с лестницы!

Первую сольную роль - роль Зарецкого в опере «Евгений Онегин» -Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

В сентябре того же года Шаляпин переезжает в Уфу и начинает петь в местной опереточной труппе Семенова-Самарского. Постепенно Шаляпину стали поручать небольшие роли во многих спектаклях. После окончания сезона Шаляпин присоединился к странствующей труппе Деркача, с которой он гастролировал по городам России, Средней Азии и Кавказа.

Жизнь Федора Шаляпина в Тифлисе

Как и для многих других великих представителей русской литературы и искусства Тифлис сыграл очень важную роль и в жизни Шаляпина. Здесь он познакомился с бывшим артистом Императорских театров, профессором Усатовым. Прослушав певца, Усатов сказал: «Оставайтесь учиться у меня. Денег за учебу я не возьму». Усатов не только «поставил» голос Шаляпину, но помогал ему материально. В 1893 году состоялся дебют Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра.

ЭЙ, УХНЕМ! Русская народная песня. Исполняет: ФЁДОР ШАЛЯПИН.

Через год все партии для баса в тифлисской опере исполнялись Шаляпиным. Именно в Тифлисе Шаляпин приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

Расцвет творчества Федора Шаляпина

В 1895 году Федор Шаляпин приезжает в Москву, где заключает контракт с дирекцией Мариинского театра. Первоначально на сцене Императорского театра Федор Иванович исполнял только второстепенные роли.

Встреча с известным меценатом Саввой Мамонтовым положила начало расцвету творчества Шаляпина. Мамонтов пригласил певца на работу в Московскую частную оперу с окладом в три раза превышавшим зарплату в Мариинском театре.

В частной опере по-настоящему раскрылся многогранный талант Шаляпина, а репертуар пополнился многими незабываемыми образами из опер русских композиторов.

В 1899 году Шаляпина пригласили в Большой театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф. Он стал всеобщим любимцем. Современники певца так оценивали его уникальный голос: в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин.

Федор Шаляпин. Элегия. Романс. Old Russian Romance.

Музыкальные критики писали, что, видимо, русские композиторы XIXвека «предвидели» появление великого певца, поэтому написали столько замечательных партий для баса: Иван Грозный, Варяжский гость, Сальери, Мельник, Борис Годунов, Досифей и Иван Сусанин. Во многом благодаря таланту Шаляпина, включавшего в свой репертуар арии из русских опер, композиторы Н.А.Римский-Корсаков, А.С.Даргомыжский, М.Мусоргский, М. Глинка получили мировое признание.

В эти же годы певец получает европейскую известность. В 1900 году его приглашают в знаменитый миланский La Scala. Сумма, которая выплачивалась Шаляпину по контракту, на тот период являлась неслыханно высокой. После пребывания в Италии певца стали каждый год приглашать на гастроли за рубеж. Мировая война, революции и гражданская война в России на долгих 6 лет «поставили крест» на зарубежных гастролях певца. В период с 1914 по 1920 годы Шаляпин не выезжал из России.

Период эмиграции

В 1922 году Шаляпин отправляется на гастроли в США. В Советский Союз певец больше не вернулся. На Родине, в свою очередь, приняли решение о лишении Шаляпина звания Народного артиста. Путь в Россию был окончательно отрезан.

За границей Шаляпин пробует силы в новом искусстве – кино. В 1933 году он снимается в фильме «Дон Кихот» режиссера Г.Пабста.

Личная жизнь Федора Шаляпина

Федор Шаляпин был женат дважды. С первой женой, итальянской балериной, Ионой Торнаги певец познакомился в 1898 году в Нижнем Новгороде. В этом браке родилось сразу семеро детей.

Позже, не расторгнув первого брака, Шаляпин сближается с Марией Петцольд. У женщины на тот момент уже было двое детей от первого брака. Они долго тайно встречались. Официально брак был зарегистрирован лишь в 1927 году в Париже.

Память

Умер Шаляпин весной 1938 года в Париже. Великий певец был погребен на кладбище Батиньоль в Париже. Только почти через полвека в 1984 году его сын Фёдор добился разрешения на перезахоронение праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Повторные похороны прошли со всеми почестями.

А через 57 лет после смерти артиста ему посмертно вернули звание Народного артиста СССР.

Так, наконец, состоялось возвращение певца на Родину.

Мало людей обладают таким обаянием,

как Шаляпин. В его существе живет

странная волшебная сила, и когда он гово-

Шведская газета "Stokholms dagblad" (9.05.1930)

ных обсуждений знатоков, критиков, журналистов, коллег и про-

сто восторженных почитателей его таланта, то о речевом голосе

великого певца в литературе встречаются лишь немногие упоми-

нания. Судя по ним (см. эпиграф), Шаляпин обладал удивительно

тельному певческому звуку. К счастью, одна единственная запись

хранилась. Это стихотворение С. Надсона «Грезы»", в котором

речь идет о певце (паже), покорившем своим пением королеву и

толпу придворных.

Почему Шаляпин избрал именно это стихотворение для применения

своего гениального артистического таланта к речевой декламации?

Здесь, по-видимому, было несколько причин психологического свойст-

ва, и объясняются они близостью содержания стихотворения «Грезы»

личностным переживаниям и жизни самого Шаляпина. Ведь Шаляпин в

прошлом - как бы такой же «безвестный паж», которого когда-то даже

не приняли в хор, по его собственному признанию, а ныне (1922-й год)

триумфально покоряющий толпы любителей вокала. В 1901 г., будучи

еще совсем молодым, он уже покорил главную «цитадель» вокального

искусства- взыскательнейшую публику театра «Ла Скала» и теперь

покоряет Америку и сцены всего мира... Его пение также вызывает

восторг и слезы умиления на глазах слушателей, а мощный голос спо-

собен сотрясать и сердца и люстры («И люстра из подвесков хрусталя

на серебре цепей, померкнув задрожала!», - декламирует Шаляпин

Наконец, есть еще слова в стихотворении Надсона, близкие сердцу

Шаляпина: «О, Родина моя! Прими меня, я твой!». Волнующее вос-

клицание, с которым буквально выкрикивает эти слова Шаляпин, о

многом говорит. Он - плоть от плоти русского народа - обречен жить

и петь на чужбине. И всю оставшуюся жизнь мечтать вернуться на

Родину, - «...мечтать, - как пишет И.С. Козловский, - с такой любо-

вью, с таким страданием...» и не иметь возможности вернуться... Это

величайшая психологическая драма певца земли русской. И недаром

Шаляпин, не имея возможности приехать в Россию, но горя желанием

для исследований пластинок с записью речевой декламации Ф.И. Шаляпиным стихотворе-

ния «Грезы».

124 _____________________ В.П. Морозов_____________________

петь для русских, уже в конце жизни в возрасте за 60 все же соверша-

ет далекое путешествие в Китай и Японию, чтобы увидеть, если не

русские земли, то лица русских людей, обосновавшихся там в эмиг-

рантских поселениях, и петь для них: «Пятнадцать лет я пел на рус-

ском языке перед иностранными аудиториями, - заявил великий ар-

тист, - а теперь с энтузиазмом и особым наслаждением буду петь в

Харбине перед русской аудиторией!». <...> «От Харбина у меня впе-

чатление такое, будто я попал в чисто русский город, с русскими ли-

цами, русским кондовым бытом. Когда я третьего дня совершал про-

гулку по вашей «5-й Авеню» - Китайской улице, меня несказанно ра-

довали русские вывески русских же магазинов; навстречу то и дело

попадались русские лица; мне на минуту показалось, что я попал в

российские края» (цит. по: Мелихов, 1998).

Но давайте включим проигрыватель и послушаем, как Шаляпин

читает стихотворение «Грезы».

Когда еще дитя, за школьною стеной С наивной

дерзостью о славе я мечтал, Мне в грезах виделся

пестреющий толпою Высокий мраморный

залитый светом зал. Был пир... веселый пир в

честь юной королевы...

Слышим мы величественные звуки знакомого шаляпинского

хорошо резонирующий в грудном и верхних резонаторах звук «на

опоре», безупречную, как и в пении, четкость дикции и орфоэпии.

Как раскаты грома, нарастает и ниспадает сила звука, волнами пе-

рекатывается, то повышаясь, то понижаясь, интонация. Меняются

тины происходящего в королевском замке...

стихотворение «Грезы», проанализировала И.И. Силантьева и за-

фиксировала ее в нотной записи (см. рис. 38). При этом она дает

свои интересные комментарии.

И. Силантьева: «Ф. Шаляпин наполняет интонации психологиче-

Взлетающая и опадающая, как легкий шарф, интонация, заключенная

в словах «безвестный паж», - это исполненный сожаления глубокий

вздох; но упрямо повторяющиеся последующие звуки и впрямь твер-

дят: «я властвую толпой!». Изящная, грациозная интонация воспроиз-

водится Шаляпиным в словах «как королева ниц склонилась»; толпу

рыцарей декламатор изображает рядом повторяющихся звуков одина-

ковой длительности. Очи дев воздеты - и интонация увлекает вообра-

жение вверх; слезы их бегут долу - и интонация никнет. Кульминация

на словах «и льется песнь моя широкими волнами» достигает звука

«ре» - того самого звука, который венчал вздох пажа, звука, который

Искусство резонансного пения 125

на полтона выше «королевского», - ведь паж победил свою госпожу!

Целотонный нисходящий звукоряд - поступь утвердившегося в своем

искусстве безвестного певца - следует после кульминационного звука,

вознесенного на чистой квинте, и эта волна возвращается к своему бе-

регу - тонике, чтобы начать новый разбег - новую строфу».

Рис. 38. Звуковысотная интонация речевого голоса Ф.И. Шаляпина при декламации

стихотворения «Грезы» (по: Силантьева, 2001).

Проведенный нами компьютерный анализ звуковысотной ин-

совпадения с нотной записью И.И. Силантьевой. На рис. 39 по-

при чтении фрагмента стихотворения, представленного в нот-

ной записи И. Силантьевой. Как показывает гистограмма, наи-

более часто встречающаяся (доминирующая) высота речевого

re до re1, то есть немного больше одной октавы. Таким образом,

Шаляпин в речи использует лишь часть своего более чем двух-

октавного диапазона, но этого вполне достаточно, как мы слы-

шим, для подчеркивания всех эмоционально-художественных

нюансов стихотворения «Грезы».

126 В.П. Морозов

Рис. 39. Гистограмма распределения высоты речевого голоса Ф. Шаляпина при чтении

стихотворения С. Надсона «Грезы». Высота столбиков показывает относительное чис-

ло звуков (%), произнесенных с той или иной высотой (обозначена внизу нотными

знаками и в Гц).

Обратимся теперь к рассмотрению спектральных особенностей

О, выделенной в слове «грозО ю» во фразе «И мощною грозО ю

гремит». Хорошо видно, что в данном речевом звуке имеется мак-

симум F7 на частоте 2418,8 Гц, практически соответствующий

высокой речевой форманты (ВРФ, назовем ее так) Шаляпина в

данном звуке достигает весьма большой величины (37,1%; см.

при выражении гнева (на рис. 36).

Но зададим себе вопрос: может быть и в других хороших ре-

Для ответа на этот вопрос мы проанализировали голос нашего

выдающегося диктора радио Юрия Левитана. Его могучий, вели-

чественный, необычайно красивого тембра бас часто звучал по ра-

дио во время Великой Отечественной войны, передавая последние

известия с фронта, обращения верховного главнокомандующего

Сталина к народу и армии, вселял в сердца людей уверенность в

победе. Недаром Гитлер, говорят, обещал 100 тысяч марок за жи-

вого или мертвого Левитана, настолько велика была сила психоло-

победу над врагом.

Искусство резонансного пения 127

Рис. 40. Ф. Шаляпин, «Грезы» С. Надсона. Гласная О в слове «грозО ю», во фразе «И

мощною грозО ю гремит...». Высокая речевая форманта F7 (отмечена затенением)

имеет относительный уровень 37,1% и расположена в области 2428,8 Гц, что соответ-

Рис. 41. Диктор радио, Юрий Левитан, гласная А в слове «друзьЯ ». Хорошо выражен-

н а я в ы с о к а я р е ч е в а я ф о р м а н т а (о т н о с и т е л ь н ы й ур о в е н ь 31,9% и ча с т о т а

Fmax= 1439,7) не соответствует частоте ВПФ п е в ч е с к о г о голоса.

Рис. 42. Сопоставление интегральных спектров речевых гласных Ф. Шаляпина и Ю. Левитана.

Гласные Шаляпина А и О в словах пА ж, толпО й, кристАльна, чистА , и льЁ тся, грозО ю из стихо-

творения С. Надсона «Грезы». Гласные Левитана А и О в словах госудА рства, вклА д, брА тский,

нарО дов, истО рией. О н, ПО льши, плО д, стрА н, завоевания, из зачитанного им по радио текста

последних известий. Важное отличие: высокая речевая форманта (ВРФ) Шаляпина располагает-

ся в области около 2300 Гц (что близко к ВПФ в его певческом голосе), а ВРФ Ю. Левитана в об-

ласти около 1400 Гц, что почти на 1000 Гц ниже ВРФ Шаляпина. ВРФ указаны стрелками.

128 В.П. Морозов

«левитановский» тембр. Но вершина ее располагается значительно

ниже (почти на 1000 Гц), чем ВРФ в речевом голосе Шаляпина.

Среднестатистические исследования спектров гласных в разных

закономерность. Таким образом, исследования показывают, что

обязательно соответствует формантной структуре другого рече-

дио Ю. Левитана).

Проведенные нами аналогичные исследования голоса известного

драматического артиста народного артиста СССР Олега Баси-

лашвили (см. альбом спектров в Приложении 2) показали также

хорошо выраженную в его спектре ВРФ в области около 1600 Гц,

что близко в ВРФ Левитана, но также существенно ниже ВРФ Ша-

ляпина, кроме того, подобные результаты были получены при ис-

(В. Качалов, И. Прудовский и др.).

Что касается происхождения ВРФ, то совершенно очевидно,

что оно связано с активностью резонансной системы голосового

аппарата (как и все формантные области), однако различия в час-

тоте ВРП и ВПФ столь же очевидно свидетельствуют о том, что

при образовании этих формант резонансная система у разных об-

следованных нами певцов и артистов работает по-разному.

Таким образом, нам нужно подчеркнуть здесь важную законо-

е г о вы с о к а я р е ч е в а я ф о р м а н т а, п р ак т и ч е ск и с о о т в е т -

ствует по частоте высокой певческой форманте его

же сопоставлением данных двух частей таблицы 6: верхней части,

на которой приведены результаты определения относительного

уровня ВРФ (%) и ее частотного положения (Гц) в различных ре-

чевых гласных Шаляпина, и нижней части, на которой представ-

лены относительные уровни ВПФ (%) и ее частотное расположе-

ние (Гц) уже в его певческих гласных, выделенных из различ-

ных вокальных произведений.

Сопоставление показывает, что средние значения частотного

расположения высоких формант в речевых и певческих гласных

Искусство резонансного пения 129

Шаляпина оказываются весьма близкими (2354,9 Гц и 2513,0 Гц

соответственно в речевых и певческих гласных), т.е. практически

совпадающими, поскольку в певческих гласных Шаляпина встре-

чаются и такие значения, как в его речевых (см.: «О, если б мог

выразить в звуке...», нижняя часть табл. 6).

Таблица 6

Сопоставление характеристик форманты в речевом (ВРФ)

гласи фраза ВРФ, % ВРФ, Гц

А .. .безвестный пА ж... 12,4 2361,5

О ...я властвуютолпО й... 20,0 2411,6

А ... кристальна и чистА ... 21,8 2293,5

А ... кристА льна и чиста... 25,8 2306,5

О ...и льЁ тся песнь моя... 28,5 2337,6

О .. .и мощною грозО ю гремит... 37,1 2418,8

Среднее значение 24,3 2354,9

гласи фраза Произведение ВПФ, % ВПФ, Гц

А дА и та со мной Ноченька 58,5 2667,0

А за КудеЯ ра- Легенда о 12 разбойниках 41,4 2502,0

О за Кудеяра-разбО йника Легенда о 12 разбойниках 57,8 2527,0

А рА збила ты сердце мое О если б мог выразить в звуке 29,1 2371,0

О КакО й я мельник?! Мельник в «Русалке» 27,9 2498,0

Среднее значение 42,9 2513,0

Обозначения: ВРФ, % - относительный уровень высокой форманты в речевых

гласных; ВРФ, Гц- частотное расположение высокой речевой форманты (ВРФ) в

спектре речевых гласных; ВПФ, % - относительный уровень высокой певческой

форманты в спектрах вокальных гласных; ВПФ, Гц - частота ВПФ в спектрах во-

кальных гласных.

3.4.8.9. Основные выводы

высокая певческая форманта (ВПФ) (группа высоких обертонов),

придающая тембру приятную на слух звонкость и полетность, т.е.

ные залы, преодолевать маскирующее влияние музыкального со

высоких обертонов, близкая по частоте к высокой певческой фор

манте (высокая речевая форманта, ВРФ).

130 _____________________ В.П. Морозов____________________

3. Совпадение частотных значений высоких формант (высокой

речевой форманты и высокой певческой форманты) в речевом и

4. Физиологическая природа явления в свете развиваемой ав

тором резонансной теории вокальной техники (Морозов, 1996,

1998, 20016) состоит в том, что резонаторы голосового аппарата

Шаляпина по своим природным свойствам (размеры, форма)

были так устроены и функционировали, что уже в речевых

гласных образовывали высокую речевую форманту, близкую по

частоте к высокой певческой форманте и соответствующую ти

5. Вследствие этого Шаляпину приходилось не слишком много

перестраивать механизм образования своего речевого голоса, что

бы получить хороший певческий звук.

также и высказывания таких мастеров пения как Тоти Даль Монте

знания самого Шаляпина.

Ф. Шаляпин: «В мои первые годы в искусстве я занимался у учи-

телей, считавшихся блестящими. Они действительно сделали много

для моего художественного вкуса и понимания. Но методы, вырабо-

танные их «системой», не привились к моему горлу. Я обнаружил

вдруг, что мне трудно петь. Тогда я вернулся к своим методам, кото-

рыми я пользовался с тех пор, как впервые обнаружил свой голос, и -

добился естественности.

ренностью могу сказать, что лучшим является тот, который сам певец

считает - вернее, чувствует - для себя наиболее натуральным. Но

когда певец начинает ощущать, что продолжительное пение утомляет

его горло, значит, тут были применены неправильные методы, непра-

вильное преподавание».

7. В целом объективные исследования показали, что уникальная

художественно-исполнительская одаренность великого Шаляпина

сочеталась в нем со столь же уникальной вокальной одарен

8. Практическое значение феномена состоит в том, что наличие

щей по частотному положению высокой певческой форманте

казателей природной вокальной одаренности данного певца (см.

следующий параграф).

Искусство резонансного пения 131

Который дан нам самой природой

– У каждого из нас свой, не похожий на других, оттенок голоса. Эту особенную, неповторимую «окраску» голоса музыканты называют французским словом «тембр». Повторите это слово. (Тембр.) Тембр (от французского timbre – «метка, отличительный знак». Э то особенная, неповторимая «окраска» голоса

– Высота голоса зависит от длины голосовых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше. Вы уже знаете, что музыкальные инструменты делятся на группы. Так и певческие голоса подразделяются на мужские, женские и детские голоса. Давайте познакомимся с каждой группой поближе.

(В ходе совместного обсуждения заполняется таблица, и просл ушиваются фрагменты арий, исполненные разными оперными голосами – на усмотрение учителя)

(Звучит песенка Герцога из оперы Дж. Верди “Риголетто” в исп. И.Козловского)

Эта ария была очень популярна. А когда И.С. Козловский брал высокие ноты, можете себе представить, что творилось в зале?

Что значит умение петь ? (кого мы считаем певцом или мастером пения? и что необходимо для этого?)

(В форме мозгового штурма выявляются основные требования к умению петь)


  • должен быть талант, слух, голос;

  • для того чтобы научиться петь, нужно сначала научиться правильно дышать, правильное дыхание помогает долго держать ноту;

  • голос должен быть поставлен, а поставить голос – это:
- открыть возможности голоса;

Правильно держать дыхание;

Для сохранения здоровья и предупреждения расстройств голоса важно выполнять следующие упражнения.

Вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его заполнение). Выдох через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются. Повторить 5-6 раз.

Для развития акустических и тембровых свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма (выполняем упражнения) .

Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрывать полость зева, а не рот. Повторить 10 раз.

– По тембру и высоте различают три типа мужских голосов: тенор, баритон и бас.

Тенор-альтино (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов . Мужчина, поющий "женским" голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. (Олег Безинских, Павел Плавич)

(Звучит Ария Керубино из оперы В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро»

–– Многим из вас, наверняка, известно имя Александра Градского. Это известный российский певец , поэт и композитор. Уже много лет его удивительный голос волнует многочисленную команду его почитателей, и все его песни являются образцом вокального мастерства. Александр Градский (средний по тембру между тенором-альтино и характерным тенором), Леонид Агутин, Пелагея, Дима Билан (драматический тенор) (Звучит – «Мой друг лучше всех играет блюз»)

– 7 июля 1991 года в Риме при открытии чемпионата мира по футболу впервые выступили три выдающихся тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Запись выступления певцов разошлась рекордным тиражом в истории классической музыки. (Звучит запись голосов.)

– Муслим Магомаев – азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец и композитор. Он обладал необыкновенным, красивым голосом. В его репертуаре было более 600 произведений. По сей день, он остаётся кумиром для многих поколений людей. (Звучит запись голоса певца.)

– Дмитрий Хворостовский – выдающийся российский и британский музыкант и один из лучших баритонов современности, которого знает весь мир. Он поёт в лучших оперных театрах мира . (Звучит запись голоса певца.)

Фре́дди Ме́ркьюри (1946 1991 ) - британский певец парсийского происхождения Был Фредди скончался 24 ноября 1991 года от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа . Один из величайших рок-певцов и обладатель одного из величайших голосов за всю историю музыки».

Фёдор Шаляпин – выдающийся русский оперный певец. О нём писали, что в "Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин». Шаляпин был разносторонне одаренной личностью – увлекался живописью, графикой, скульптурой, обладал литературным талантом, снимался в кинофильмах.

Поль Робсон американский певец (бас), актёр, правозащитник, полиглот. Он исполнял песни и говорил более чем на 20 языках, в том числе и на русском . (Звучит запись голоса певца, песня «16 тонн».)

Сопрано – самый высокий женский голос.

Существует лирическое, драматическое, колоратурное.

Галина Вишневская известная всему миру российская оперная певица, театральный режиссёр, педагог, актриса. Ее прекрасный голос покорил миллионы людей в разных странах мира. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира. (Звучит запись Чайковский «Евгений Онегин», сцена письма Татьяны)

Любовь Казарновская – одна из самых знаменитых современных российских оперных звезд, обладающая голосом удивительной красоты, Лирическое сопрано . Певицу наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали.

Мария Каллас – греческая и американская оперная певица (драматическое сопрано), одна из величайших певиц ХХ века. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом «Божественная».

Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Повторите это слово. (Меццо-сопрано.) Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.

Елена Образцова – это знаменитая во всем мире российская оперная певица, актриса, педагог. Она ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. (Звучит запись Рахманинов «Вешние воды»)

Тамара Синявская – российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Выдающаяся представительница русской вокальной школы, обладающая уникальным, благородным и сильным голосом. Её голос вы слышали в начале урока.

–– Монсеррат Кабалье – испанская оперная певица. Специалисты считают, что репертуар Кабалье – один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. Ее голос имеет и мягкость, и непревзойденную силу (Звучит дуэт с Фреди Меркьюри Гимн «Барселона»)

Контральто – самый низкий женский голос. Повторите это слово. (Контральто.) Этот голос встречается довольно редко и отличается особой выразительностью.

Бейонсе - популярная американская певица (контральто)

Лина Мкртчян (контральто) - певица, отличающаяся высокой музыкальной культурой и самобытной трактовкой исполняемых произведений. Ее теплый, полнозвучный голос обладает исключительным диапазоном - от самых низких контральтовых до неожиданно высоких сопрановых нот. В репертуаре певицы свыше сорока программ, в основе которых духовные и камерные произведения. Это старинная музыка XIII-XVIII вв., западно-европейская духовная и оперная музыка, русская вокальная классика, романтические и авангардные циклы. Лина – первая русская певица, исполнявшая русскую духовную музыку в Ватикане . (Звучит запись голоса певца Ave Maria. Бах-Гуно..)

Дискант – В группе человеческих голосов дискант - самый высокий голос мальчиков (Повторите это слово. (Дискант.)

Робертино Лоретти – итальянский певец, В начале 60-х годов 20 века, в подростковом возрасте, он завоевал мировую известность, благодаря своему очаровательному, ангельскому голосу-дисканту. (Звучит запись голоса певца.)

Альт – низкий детский певческий голос. Повторите это слово. (Альт.)



Мужские голоса

Женские голоса

Детские голоса

Тенор – самый яркий мужской голос; исполнитель – красавец-герой, блистательный любимец женщин. (И.Козловский, С.Лемешев, Пласидо Доминго , Л.Паваротти, Хосе Каррерас , Александр Градский, Дима Билан ).

    • Тенор-альтино (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов. Мужчина, поющий "женским" голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. ( Олег Безинских, Павел Плавич)
Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. (Муслим Магомаев, Фреди Меркьюри, Д.Хворостовский)

Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов, тяжелый, крупный, красивый, гладкий (Ф.Шаляпин)


  • Сопрано -

  • Колоратурное - наиболее подвижный, самый высокий женский голос (В.Барсова, Б.Руденко, Ю.Загоскина)

  • Лирическое - отличается мягким тембром (Л.Казарновская)

  • Драматическое – большая сила звучания, (М.Гулегина, М.Калласс)

  • Меццо-сопрано - сочетаются полнота звучания и низкий грудной регистр. Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано (Е.Образцова, М.Максакова, М.Кабалье)

  • Контральто – самый низкий женский голос с наиболее выраженным бархатным грудным регистром, в природе встречается очень редко. (А.Петрова, Л.Мкртчян, Бейонсе, А.Пугачёва)

  • Дискант – это высокий детский певческий голос . (Робертино Лоретти – итальянский певец).

  • Альт – низкий детский певческий голос.