Тяжелый ракетный крейсер адмирал нахимов. Крейсер "адмирал нахимов" оснастят новой системой обнаружения пожара. Последний из «Адмиралов»: новое слово в кораблестроении

Адмирал Нахимов – название тяжелого атомного ракетного крейсера, вступившего в 1988 году в боевой строй Северного флота ВМФ СССР. Какими-то особыми заслугами он не успел отметиться, десятилетие спустя его поставили на ремонт с широкомасштабной модернизацией. Процесс этот, включает применение самых современных технологий, принятых на вооружение в современном кораблестроении.

На ремонте он остается и сейчас, подробности, по понятным причинам, не слишком освещаются. Неизвестно, станет ли после этого «Адмирал» флагманом российского флота, но то, что он будет одним из лучших кораблей такого типа, это вне всяких сомнений.

Первый «Адмирал Нахимов» – отсчёт «несчастных» кораблей

Мало кто знает, но нынешний атомный крейсер, уже седьмой корабль в истории российского флота, носящий имя прославленного флотоводца. Всех его предшественников постигла печальная участь, так, словно какой-то рок преследует суда с этим названием. Моряки, народ суеверный, склонны видеть в этом мистический след – якобы, здесь не обошлось без вездесущих потусторонних сил. Такое объяснение, конечно, далеко от научного, но в трагической судьбе каждого «Нахимова» есть что-то необъяснимое.

Первым из них был броненосный крейсер (фрегат) «Адмирал Нахимов», спущенный со стапелей Балтийского судостроительного завода в 1885 г. Спроектировал судно гениальный военный кораблестроитель инженер-полковник Самойлов, добившийся потрясающих результатов.

Благодаря его стараниям, крейсер, был самым современным и эффектным военным кораблём, в момент спуска на воду. Он стал первым из судов Российского Императорского флота оборудованный оружейными башнями, палубная артиллерия играла второстепенную роль, и на нем уходила в прошлое.

Длина, м 101,3
Ширина, м 18,6
Осадка, м 8,3
Водоизмещение, тонн 8473
Мощность, л. с.
-средняя
-предельная

4000
7768
Максимальная скорость хода, узлов 16,7
Броневая защита, мм
борта
барбетов
рубки
палубы

254
203
152
51-76
Основная корабельная артиллерия 4х2 х 203-мм
10 х 152-мм
Дополнительное вооружение 12 х 47-мм
6 х 37-мм
2 х 64-мм
Торпедные аппараты 3 х 381-мм
Экипаж, человек 572

Военная история корабля оказалась не слишком продолжительной, первая и последняя война, в которой он принял участие – Русско-японская. Но броненосному крейсеру «Адмирал Нахимов» не посчастливилось показать все свои боевые качества в серьезном столкновении. Проходя Корейский пролив, русская эскадра подверглась атаке японского флота, крейсер получил 30 пробоин и начал черпать воду.

Вблизи острова Цусима он был торпедирован японскими миноносцами, получив пробоину в носовой части по правому борту. Утром 15(28) мая 1905 года, при появлении вражеских судов, он был затоплен командой.

Трагическая история судов, носящих имя прославленного адмирала

«Адмирал Нахимов» был не первым, и далеко не последним из одноименных кораблей, которые буквально преследовали несчастья. Многие связывают эти события именно с названием, приписывают какие-то тайны и пытаются найти закономерность в этом. Но ничего подобного в истории всех «Адмиралов», не прослеживается, все, что их объединяет, только именем и ограничивается.

Что касается гибели судов, ничего мистического в ней нет, она кажется естественной, хотя, не все так просто, некоторые моменты просто не поддаются объяснению.

Первым, чья гибель впоследствии дала основание говорить о роковой закономерности, был торговый пароход «Адмирал Нахимов», в 1897 г. совершавший обычный рейс в Константинополь. Он попал в шторм вблизи Босфора, и затонул с грузом зерна и всем экипажем.

Следующим из «несчастливых судов» стал крейсер Черноморского флота «Червона Україна», до Октябрьской революции называвшийся «Адмиралом Нахимовым». В ноябре 1941 г., после массированного налёта вражеской авиации, находясь у входа в Цемесскую бухту, он получил многочисленные повреждения, а спустя несколько часов затонул.

Единственный из «Нахимовых» не затонувший, а закончивший свои дни вполне мирно, был советский крейсер построенные вскоре после войны. В 1960 году его списали, и некоторое время использовали как мишень при испытании новых противокорабельных ракет, в результате этого он получил серьезные повреждения – днище крейсера было деформировано настолько, что ремонту он не подлежал.


Некоторое время вокруг него сохранялась секретность, в результате чего, у многих людей разыгралась фантазия. Но опять трудно провести параллели, между ним и броненосным крейсером «Адмирал Нахимов» затонувшим у острова Цусима.

А вот в гибели пятого и шестого «Адмиралов Нахимовых», действительно, прослеживается нечто таинственное и неприродное. Сначала несчастье постигло научно-исследовательское судно, неожиданно затонувшее в 1973 г., оно камнем ушло на дно на глазах многочисленных свидетелей, всего за минут после того как перевернулось.

Происходило это в небезызвестной роковой бухте, буквально у самого причала Новороссийска, а вместе с кораблем утонула половина экипажа. Наиболее трагической, стала судьба последнего из затонувших кораблей с именем великого флотоводца. В его истории нет взаимосвязи с броненосным крейсером «Адмирал Нахимов», но местом крушения, странно, но снова стала Цемесская бухта.

В последний день августа 1986 года, круизный теплоход «Адмирал Нахимов», при хорошей видимости столкнулся с балкером «Петр Васев» у мыса Дооб, в 13 км от Новороссийского порта.

В 23 ч. 20 мин., спустя всего 8 минут после не понятно как случившегося столкновения, теплоход полностью скрылся под водой. Это стало настоящей катастрофой, повергшей весь советский народ в шок – из почти 1000 пассажиров и членов экипажа погибло или пропало без вести 423 человека, среди них было почти 100 детей.

Последний из «Адмиралов»: новое слово в кораблестроении

Атомный крейсер пр. 1144 Орлан «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) является одним из 4-х линкоров подобного типа. Его спустили со стапелей 29 апреля 1986 года, за 4 месяца до катастрофы одноименного круизного теплохода, а через два года он уже вступил в строй Северного флота. Правда, назывался он тогда «Калинин», переименовали его уже после распада СССР, в 1992 году. Послужной список нового «Адмирала» состоит из нескольких выходов на тактические учения со стрельбами в водах Баренцева и Белого моря.


По результатам, крейсер прекрасно себя проявил, и хотя в целом проект 1144 признали провальным, «Адмирал Нахимов» единственный из себе подобных оправдал надежды.
Первым делом «Адмирал Нахимов», тогда еще «Калинин», после спуска на воду отправился на Балтику, где проходил 2-х месячное тестирование ходовых возможностей. Техники остались довольны всеми показателями, после чего, крейсер пошел в Северное море, где создавались более сложные условия на завершительной стадии испытаний.

В общей сложности, за это время он преодолел более 5000 морских миль, никаких неполадок в работе двигателей и системе навигации, не обнаружили. Новенький ракетный крейсер признали вполне годным к службе, и в конце 1988 г. он влился в 120 Бригаду, входившую в состав Краснознаменного Северного флота, где стал самым мощным из его судов.

После учебных стрельб, с использованием главного ракетного комплекса, проводившихся в 1989 г. в акватории Баренцева моря, будущий «Адмирал Нахимов» заслуженно получил награду главкома ВМФ СССР. Спустя год, в 1990 г. он снова отличился на стрельбах в водах Белого моря, и был признан лучшим боевым судном из входящих в 7-ю оперативную эскадру Северного флота.

В начале 1991 г. уже заслуженный и признанный командованием ракетный крейсер, включенный в состав тактической группы состоящей из 4-х судов под командованием Александра Бражника, отправился на свое первое боевое дежурство в район Средиземного моря.

Здесь крейсер оказался в центре событий, в момент спасения экипажа с тонущего турецкого судна «Свероглу». Миссия его длилась полгода, после чего тяжелый крейсер в конце июля 1991 г. вернулся в Североморск.

«Адмирал Нахимов» в тяжелые годы для российского флота

С распадом Советского Союза для крейсера, тогда еще носившего название «Калинин», как и всего ВМФ России, наступили тяжелые времена. В самом конце сентября 120-я Краснознаменная бригада, одна из самых боеспособных в Северном флоте была расформирована. Из отдельных судов бригады создали 43-ю ракетоносную дивизию, и снова крейсеру повезло больше чем многим другим, отправившимся на разборку и утилизацию, его приняли в ряды новообразованной тактической флотилии.


Спустя полгода, в апреле 1992 г. корабль получил нынешнее название и стал объектом пристального внимания иностранных делегаций из Финляндии и Италии, посетивших «Адмирал Нахимов» той же осенью.

В середине осени 1994 г. атомный крейсер принял участие в тактических учениях в составе ударной группы, 7-й оперативной эскадры, вместе с эсминцами «Росторопным» и «Безудержным». Учебные стрельбы проводились при непосредственном участии командующего 43-й ракетоносной дивизии контр-адмирала Лякина,и под руководством, находившегося на борту «Адмирала Нахимова» контр-адмирала Доброскоченко.

Проводились учения в чрезвычайно сложных условиях, что указывало на их значимость, специально для этого перекрыли акваторию на площади 300 км. Как и 4-ю годами ранее, крейсер показал лучший результат и заслуженно получил награду главкома ВМФ.

В очередной раз «Адмирал Нахимов» доказал свою уникальность и состоятельность.

Из 11 учебных мишеней в виде крылатых ракет, идущих по низкой траектории с интервалом пуска в 5 секунд, тяжелый крейсер поразил 7 из них. Для стрельбы использовались ракеты комплекса «Форт» и «Оса-МА», 19 из которых было выпущено в течение 70 секунд, только 4 боезаряда прошли мимо и упали в море.

Для сравнения, эсминцы из состава оперативной группы, израсходовав намного больший боезапас, сбили всего 2 мишени. Результаты, показанные тяжелым крейсером, стали поворотным моментом, и примером для подражания при оснащении других боевых кораблей ВМФ России.

Увядающая мощь «Убийцы авианосцев»

На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».


Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.

Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:

Наименование ТАКР «Адмирал Нахимов» Ракетный крейсер типа «Тикондерога» Крейсер французских ВМФ «Кольбер»
Длинна, м 251 172,8 180,5
Ширина, м 28,5 28,5 20,3
Осадка, м 9,1 9,7 6,5
Водоизмещение:
- стандартное
- полное, тонн

24300
26190

-
9800

9085
11100
Скорость хода:
- средняя
- максимальная, узлов

17
32

-
32

-
33
Мощность, л. с. 140000 80000 87000
Дальность похода, миль Без ограничений 6000 4000
Артиллерия 1 х 2 АК-130 2 х 1 АУ Mk 45 127-мм 2 х 1 100-мм Model68
Зенитное вооружение 6 ЗРАК «Кортик» 2 х 6 Phalanx CIWS 20-мм
2 х 1 Mark-38 25-мм
6 х 2 57-мм modele 1951
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 «Форт»
ПУ ЗРК «Оса-М»
ПКРП «Гарпун»
УВП «Томагавк»
1 х 2 ПУ ЗРК «Масурка»
Противолодочное вооружение 1 х 10 РБУ-12000
2 х 6 РБУ-1000
- -
Авиационная поддержка 3 Ка-27 2 Bell AH-1Z Viper: 1 вертолет
Экипаж, человек 727 387 560

Вполне очевидно, что характеристики современного тяжелого и броненосного крейсера позапрошлого века «Адмирал Нахимов», не идут ни в какое сравнение. Однако в конце прошлого века, командование Северного флота ВМФ России, признало его технически устаревшим.


По срокам службы, он намного уступает предшественнику, его боевой путь оказался необычайно коротким, всего 9 лет. Ему так и не удалось выйти на заветное боевое дежурство на просторах Североатлантического стратегического сектора. Вместо этого, в 1997 г., после посещения и благословления патриарха, крейсер ушел в свой последний на сегодняшний день поход – в доки Северодвинского ремонтного завода.

Ремонт «Адмирала Нахимова» и общая модернизация устаревших систем

По начальному плану, предполагалось модернизированный атомный ракетный крейсер нового поколения «Адмирал Нахимов», спустить на воду к концу нынешнего года. Но задержки, связанные с высокой стоимостью запланированного проекта, не позволили этого сделать, он был заморожен более чем на десятилетие. С 1999 до 2012 гг. он нетронутым простоял на Севмаше в Северодвинске, за 12 лет, единственное что сделали – выгрузили отработанное ядерное топливо.

С 2011 до 2012 гг. велись работы по подготовке линкора к преобразованию, и только в 2013 году, после окончательного заключения контракта с Военным Министерством, начался переход к активной фазе модернизации.

В течение 3 лет продолжался полный демонтаж устаревшей электроники и технического оборудования. Параллельно с этим, ремонтники занимались дефектацией корпуса – единственное, что останется от старого крейсера. В конце 2014 года основательно разгруженный «Адмирал Нахимов» перевели в док с наливным бассейном, где в начале 2015 года приступили к огневой части работ.

В конце 2015 – начале 2016 гг. завершили выгрузку старого оборудования и работы по дефектации, перейдя к процессу грунтовки обновленной конструкции. В настоящий момент, уже ведутся активные работы по монтажу современных систем и технического комплекса.

Такие же кардинальные перемены, кроме технической части, коснутся и вооружения, крейсер будет полностью переоснащен. Комплексы «Кортик», «Смерч» и «Форт», разработанные еще 40 лет назад, безнадежно устарели, они малоэффективны по сравнению с современными стандартами НАТО.

Вместо старого советского вооружения, планируется установить на «Адмирале Нахимове» 10 новейших комплексов вертикального ракетного пуска «Калибр» и «Оникс».

Особенно примечательны , достигающие скорости в 8 Махов, и уничтожают даже небольшие цели на расстоянии более 1000 км. Но главные особенности такого вооружения, это полная беспомощность ПВО против них.

По новому плану, озвученному официальными представителями Севмаша, окончание модернизации намечено на 2021 год. Каким он будет, можно еще представить, даже с учетом скупых сведений об этом. А вот что ждет уже седьмой «Адмирал Нахимов» в будущем, и не повторит ли он судьбу своих предшественников, об этом приходится только гадать

Видео

Адмирал Нахимов

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

«Адмирал Нахимов» - первый броненосный крейсер (фрегат) Российского Императорского флота с башенной артиллерией . Стал самым большим парусным бригом за всю историю российского флота. По числу орудий главного калибра и весу бортового залпа вдвое превосходил своих современников. Большую часть службы провел на Дальнем Востоке. Погиб в Цусимском сражении 28 мая 1905 года. По легенде на нем находилась «казна» российской эскадры в золотых слитках, благодаря ей крейсер остается единственным обследованным кораблем из погибших в Цусимском сражении.

Общие сведения

Адмирал Нахимов, Павел Степанович

Предпосылки к созданию

Российские специалисты Морского технического комитета в то время были заворожены отличными проектными данными британского крейсера, который кстати говоря строился в целях возможного противодействия именно российским броненосным крейсерам в дальних морях. Предполагалось, что ему придется вести не эскадренный бой, а одиночные дуэли. Также русских инженеров привлекла «французская» система расположения главного калибра - ромбом (по одному орудию в оконечностях и по одному с каждого борта). Это позволяло сконцентрировать в любом направлении огонь трех орудии, также разнесение орудий главного калибра далеко друг от друга повышало живучесть корабля. К тому же наличие полного парусного вооружения наряду с деревянной и медной обшивкой подводной части корпуса, которые в то время считались обязательными для русских крейсеров позволяло из-за отсутствия угольных и ремонтных баз вне метрополии совершать длительные переходы без докования и догрузки угля. Все это и послужило основой для выбора прототипа.

Проектирование

Первоначальный проект броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» с 229-мм орудиями в барбетных установках.

По требованию, изложенному в задании на проектирование «океанского броненосного крейсера типа Imperieuse», так тогда именовался корабль в канцелярской переписке. Броня по ватерлинии должна была быть не менее 254 мм. Корабль должен был иметь артиллерию главного калибра 280 мм, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение.

Проектирование нового крейсера осуществляли в чертежной Кораблестроительного отделения Морского технического комитета. По сравнению с английским прототипом на 1,5 м был увеличен диаметр барбетов , чтобы в них могли поместиться 229-мм орудия Обуховского завода . Из-за желания сохранить отработанные на Балтийском заводе паровые машины двойного расширения и цилиндрические котлы изменилось расположение и размеры машинного и котельных отделений.

Это повлекло за собой удлинение броневого пояса. Отсутствие в этих отделениях водонепроницаемых переборок снижало живучесть корабля . Однако перенос ближе к корме машинного отделения позволял обойтись одной дымовой трубой . В 1,5 раза по сравнению с прототипом увеличенный запас угля и дополнительная суммарная нагрузка подняли проектное водоизмещение до 7782 т. увеличились длина корпуса и осадка на 1,83 и 0,1 м. соответственно. Вес пустого корпуса без брони по расчетам должен был составлять 2937,4 т. На бронирование отводилось 974 т. или 12,5% от проектного водоизмещения.

Теоретический чертеж и спецификация корпуса были утверждены на заседании Морского технического комитета 1 декабря 1882 года. 25 января 1883 года комиссия под председательством генерал-майора К.В. Левицкого рассмотрела 9 представленных чертежей с расположением котлов и механизмов корабля. На этом же заседании определили размерения рангоута и площадь парусов. На крейсер предстояло установить две мачты и бушприт , полная парусность равнялась 3025 м². На следующий день эти чертежи были утверждены управляющим Морским министерством генерал-адъютантом И.А. Шестаковым. После подготовки строительных чертежей, 30 марта 1983 года вышло постановление Адмиралтейств-совета за № 1683 о фактическом начале работ по постройке корабля.

Постройка и испытания

Морское ведомство подписало контракт на «построение железного корпуса с окончательной отделкой и полным вооружением» нового крейсера с Балтийским железо-судостроительным и механическим обществом 10 мая 1883 года.

До конца ноября на заводе шли работы по подготовке к стапельным работам. 1 декабря 1883 года с Балтийским заводом был заключен так же контракт на изготовление паровых машин и множества вспомогательных паровых механизмов. Постройка корпуса началась 20 декабря 1883 года в специально изготовленном для этого эллинге завода. 15 апреля 1884 года из Главного морского штаба на флот разослали приказ в котором говорилось что:

Спуск на воду «Адмирала Нахимова»

Командиром корабля был назначен капитан 2-го ранга К.К. Де Ливрон. Торжественная церемония официальной закладки была проведена в июле 1884 года, чтобы ее мог посетить отдыхающий в Петергофе Российский император Александр III.

Спуск на воду броненосного фрегата «Адмирал Нахимов» состоялся в понедельник, 3 ноября (21 октября по старому стилю) 1885 года. Императорская чета прибыли к пристани завода на катерах в сопровождении великих князей, чинов двора и генералов. Кроме того на церемонии присутствовали почти все адмиралы Петербурга и Кронштадта, большое число офицеров и гардемаринская рота Морского корпуса. Александр III, поднявшись на борт принял рапорт от командира корабля капитана 2-го ранга Де Ливрона, совершил осмотр корабля, после чего в 11:50 приказал начать спуск. Вся церемония заняла около 20 минут.

В процессе постройки в проект крейсера были внесены изменения. Так например опускаемую дымовую трубу посчитали целесообразным заменить постоянной. Вместо конструктивно сложного стального бушприта с с выдвижным утлегарем установили бушприт традиционной конструкции. Уменьшили размерения рангоута и площадь парусного вооружения. Сократили высоту обеих мачт на 0,38 м. и отказались от добавочных парусов - лиселей . Но самым серьезным изменениям подверглась артиллерия крейсера. Из-за задержки с разработкой современного станка с коротким откатом для 229-мм орудий образца 1877 года было решено установить в барбетах по два 203-мм орудия образца 1884 года. Схема размещения орудий осталась прежней, это заметно увеличивало общую скорострельность и вес бортового залпа. Новые чертежи барбетных установок, уменьшенного до 7 м диаметра разрабатывал корабельный инженер полковник Н.А. Самойлов.

Спуск на воду

В конце 1885 года на корабле, стоявшем у заводской стенки начали испытания переборок наливом воды в отсеки. К весне на крейсере установили машины, котлы и почти все вспомогательные механизмы, была начата установка дымовой трубы. Только 7 июля 1888 года крейсер вышел на «частную заводскую пробу машин», испытания затянулись по причине ремонта корпуса, поврежденного летом 1887 года при входе в Купеческую гавань Кронштадта. При при водоизмещении 7785 т. и осадке 7,62 м. крейсер показал наибольшую скорость в 16,67 узла. Максимальная мощность машин составила 8012 л.с. На официальных испытаниях 22 сентября 1888 года при водоизмещении 8259,7 т. и средней осадке 8,03 м. корабль по сумме четырех пробегов на мерной миле развил мощность 7508 л.с. и среднюю скорость 16,09 узла.

Описание конструкции

Корпус

Теоретический чертеж корпуса

Корпус крейсера изготавливался из листовой стали Сименса-Мартена производства Путиловского завода. Соединение листов стали производилось железными заклепками. По всей длине корпуса проходил вертикальный внутренний киль из 13-мм стальных листов, к нему крепился угловой сталью горизонтальный киль из таких же листов, но в два слоя. Форштевень и ахтерштевень изготавливались из бронзовых отливок. Форштевень выше батарейной палубы продолжался железной конструкцией, а на высоте тарана переходил в горизонтальный брештук , который прочно соединялся с броневым настилом нижней палубы.

Набор корпуса был выполнен по продольной системе, который имел по четыре стрингера из стальных листов на каждый борт. Между стрингерами располагались шпангоуты десять из которых были водонепроницаемыми. Между 22 и 114 шпангоутами проходило внутреннее водонепроницаемое дно , доходившее до четвертого стрингера. По диаметральной плоскости корабля в машинно-котельном отделении от внутреннего дна до жилой палубы проходила продольная водонепроницаемая переборка толщиной от 7,9 до 9,5 мм. Фланговые переборки толщиной 5,56 мм между 36 и 102 шпангоутами, той же высоты проходили с внешней и внутренней стороны угольных ям. Между внешней переборкой и бортовой обшивкой имелся коридор, позволявший производить осмотр креплений броневых плит пояса.

Подводная часть крейсера имела двухслойную деревянную обшивку. Первый внутренний вертикальный слой из сосновых брусьев, второй горизонтальный - из досок лиственницы. Поверх деревянной обшивки днище обивалось в два слоя медными листами с просмоленной бумагой между слоями. К стальной обшивке угольниками был прикреплен деревянный киль, изготовленный из тика. Фальшкиль и боковые кили длиной 49 м. были изготовлены из лиственницы и обшиты медными листами. Боковые кили крепились на уровне третьего стрингера.

Бронирование

Схема бронирования

Броневой пояс проходил между шпангоутами 32 и 106 и имел общую длину 42,4 м. С концов пояса корпус перекрывался броневыми траверзами образовывая цитадель, внутри которой находились все жизненно важные элементы. Верхняя кромка пояса возвышалась над водой на 0,876 м. Его броневые плиты крепились к обшивке через прокладку из горизонтально проложенных брусьев лиственницы толщиной 254 мм. Общая высота пояса составляла 2,4 м, верхняя его часть высотой 1,22 м набиралась из плит толщиной 229 мм, нижняя - 152 мм. Траверзы имели толщину в верхней части 229 мм и сужались к низу до 152 мм.

Сверху цитадель перекрывалась броневой или жилой палубой, которая шла поверх броневого пояса. На протяжении от носа до кормы она настилалась из стальных листов толщиной 12,5 мм, а в районе цитадели имела второй слой из плит толщиной 37,3 мм. Оба слоя изготавливались из мягкой стали, все стыки и пазы для герметизации были прочеканены. На уровне ватерлинии в нос от 12 до 32 и в корму от 106 до 130 горизонтально, а далее снижаясь и доходя до штевней , располагалась карапасная палуба . Она также имела два слоя при общей толщине 76,2 мм. Верхняя палуба имела стальной настил из 7,9-мм стальных листов, поверх которого были уложены сосновые доски толщиной 76 мм. Батарейная палуба на протяжении батареи 152-мм орудий имела стальной настил из 6,4-мм листов, которые не доходили до диаметральной плоскости на на 2,75 м. Под бортовыми барбетными установками батарейная палуба набиралась из 12,7-мм стальных листов в два слоя. На этой палуба поверх настила укладывались вперемежку сосновые и дубовые доски толщиной 88 мм.

На деле паруса оказались в большей степени помехой, чем полезным дополнением к паровым машинам. При плавании экономическим ходом при попутном ветре паруса добавляли всего 1 узел скорости. При ветре в 3-4 балла при плавании только под парусами в галфвинд скорость была менее 4 узлов из-за сопротивления гребных винтов. К тому же, очень проблемным маневром был поворот оверштаг .

Вспомогательное оборудование

Корабельная динамомашина

В состав рулевого устройства входил один простой небалансирный руль . Рулевая рама с рудерпостом, петлями и крючьями отливалась из бронзы, руль обшивался деревом на на медных болтах и медными листами. Рулевая машина была заказана в Англии.

На корабле широко использовались паровые вспомогательные механизмы: машина для проворота гребных валов, лебедки для подъема шлака и золы, приспособления для бесшумного отвода излишнего пара из котлов в холодильники, шпили Бакстера , два локомотивных котла для привода большой двухцилиндрой пожарной машины с двумя центробежными помпами. Она находилась в машинном отделении, а пожарные рукава были проведены в каждую палубу. Для отвода воды из трюма служили две центробежные помпы системы Дж. Гвина, каждая со своей машиной без холодильника, и два эжектора системы Фридмана.

Электроэнергию вырабатывали четыре динамо-машины Грамма мощностью по 9,1 кВт с приводом от отдельных паровых машин. Две из них стояли в средней части батарейной палубы, еще две - в средней части жилой палубы. Палубы и боевые посты имели только электрическое освещение из 338 ламп накаливания, впервые на боевом корабле.

По штату на крейсере находились два 13,7-метровых минных катера с аппаратами для выпуска торпед. Два паровых 10,4-метровых катера , два 20-весельных баркаса , два 14-весельных гребных катера, два вельбота и два 6-весельных яла . Катера и баркасы спускались и поднимались с воды грузовой стрелой, установленной на грот-мачте .

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля во время занятий по специальности

Экипаж корабля изначально состоял из 31–33 офицеров и 541–607 нижних чинов. На каждого члена экипажа приходилось 2,5 м² площади и 5,16 м³ объема жилых помещений.

Запас провизии рассчитывался на пять месяцев автономного плавания, пресной воды - на 6–7 суток. Для пополнения ее запасов на корабле имелись две мощные опреснительные системы. Одна системы Зотова, другая английской системы Фрезера. Локомотивные котлы для привода опреснительных установок также служили для обогрева помещений.

Вооружение

Главный калибр

Продольный разрез барбетной установки

Артиллерия главного калибра состояла из восьми 203-мм пушек Бринка производства Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров. Орудия устанавливались на башенных станках Вавассера парами в четырех барбетных установках. Эти станки относились к типу к типу станков на центральном штыре. Откат орудия происходил вдоль наклонных станин поворотной рамы, а накат - под действием силы тяжести, в качестве тормоза отката применялись гидравлические компрессоры. Сами барбетные установки внутренним диаметром 6,5 м располагались на корабле ромбом и выступали над верхней палубой на 0,46 м. Броневые стенки барбетов собирались из 203-мм плит на 203-мм вертикальных лиственничных брусьях. Внутри вращалась платформа с орудиями, которые защищались легкой круговой конструкцией в виде башни с толщиной стенок 19 мм. По всей окружности стенок были проделаны смотровые щели. Сверху установки закрывались 12,7-мм крышей диаметром 6,9 м. Между свесом крыши и броней барбета находился прикрепленный к стенкам башни карман. В него укладывались свернутые в тугие коконы койки с пробковыми матрасами, дающие дополнительную противоосколочную защиту. На крыше носовой и кормовой установок смонтировали командирские башенки.

В походном положении орудия со станками откатывались по раме назад и вверх, так что из амбразур стволы выглядывали всего на метр. Поворот орудий осуществлялся с помощью ручного привода, время поворота на 140° силой двух человек 59 с. Боезапас к орудиям подавался через трубы, имевшиe 76-мм броню. К трубам подачи боезапаса бортовых установок боезапас передавали по продольному коридору на нижней палубе тележками.

Еще десять 152-мм орудий Бринка образца 1877 года с длиной канала ствола в 35 калибров, которые располагались в батареях по пять с каждого борта. Эти орудия стояли на станках Дубова, сходных по конструкции со станками 203-мм орудий. В походном положении орудия могли откатываться по раме от борта и разворачиваться вдоль него полностью скрываясь за орудийными портами. Перевод орудия из походного положения в боевое и обратно занимал около 5 минут. Боезапас к орудиям подавался вручную: через специальные колодцы внутри цитадели на нижнюю палубу, далее - через сходные люки. Общее количество боезапаса состояло из 100 выстрелов на ствол для 203-мм орудий и 160 снарядов и 240 зарядов на каждое 152-мм орудие.

Вспомогательная артиллерия

37-мм револьверная пушка Готчкисса

Для борьбы с миноносцами и минными катерами на мостиках крейсера установили шесть 47-мм и четыре 37-мм пятиствольных (револьверных) орудия системы Готчкисса, четыре 4-фунтовых (87-мм) орудия образца 1877 года и две 63,5-мм десантные пушки Барановского .

37-мм и 45-мм револьверные орудия были изготовлены на заводе в Туле, стволы для 47-мм орудий делал Обуховский завод. Эти орудия имели одинаковое устройство: пять стволов собирались в единый «пучек» с помощью двух медных дисков. У 37-мм орудий стволы вращал наводчик, а у 47-мм - другой номер расчета, наводчик же производил наводку с помощью плечевого приклада. Для установки орудий использовали конические тумбы с наклонной осью. 37-мм пушки имели несколько типов стальных и чугунных снарядов весом около 0,5 кг, в боекомплект 47-мм орудий входило несколько типов стальных и чугунных гранат весом около 1,1 кг. Практическая скорострельность орудий составляла 8 выстрелов за 6 с.

Десантное орудие Барановского на колесном лафете

4-фунтовые пушки устанавливались на железных тумбовых станках с гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Орудия имели винтовой подъемный механизм вертикальной наводки. Сами орудия имели цилиндропризматический клиновой замок. В их боекомплект входили чугунные снаряды с двумя медными поясками: граната и шрапнель весом по 6,86 кг,картечь весом 6,65 кг, содержащая 102 пули диаметром 23,6 мм по 50,1 г. каждая. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Максимальная дальность стрельбы гранатой до 6470 м, шрапнелью - до 3400 м.

63,5-мм десантные пушки Барановского с длиной ствола в 19,8 калибров имели поршневой затвор и патронное заряжание. Станки орудий оснащались гидравлический компрессором и пружинным накатником. Наведение производилось винтовыми подъемным и поворотным механизмами с помощью оптического прицела конструкции Каминского. Станок устанавливался на специальной тумбе, прикрепленной тремя болтами к палубе. Чтобы переставить качающуюся часть пушки с корабельной тумбы на колесный десантный лафет, требовалось отвинтить всего один болт. Во время перевозки орудий на шлюпках колеса снимались. В боезапас орудия входили: чугунная граната весом 2,55 кг и шрапнель весом около 3 кг, содержащая 56 пуль. Дальность стрельбы составляла 1830 м, скорострельность - до 5 выстрелов в минуту.

Минно-торпедное вооружение

На «Адмирале Нахимове» в качестве торпедного вооружения были установлены два бортовых поворотных и один кормовой торпедный аппарат на уровне жилой палубы. Выстрел торпед производился пороховым зарядом или с помощью сжатого воздуха. Для нагнетания сжатого воздуха на корабле имелось два «воздухопитательных» насоса системы Шварцкопфа. Сжатый воздух хранился в двух баллонах «воздухохранителях» длиной 2 м и диаметром 381 мм. Для вооружения штатных минных катеров на крейсере находилось еще два торпедных аппарата для стрельбы укороченными торпедами. Выстрел из них можно было производить только с помощью порохового заряда. На паровых катерах стояло по одному аппарату для запуска метательных мин . В боекомплект крейсера входили 381-мм 19-футовые (5,73 м) образца 1876 года и укороченные 15-футовые (4,58 м) образца 1880 года торпеды Уайтхеда , общим количеством девять штук и шесть метательных мин.

В специальном минном погребе корабля хранилось 40 сфероконических якорных мин конструкции Герца образца 1876 года, которые устанавливали с катеров. На двух гребных катерах крейсера стояли шестовые мины. Обслуживали все минно-торпедное вооружение 1 офицер, 1 кондуктор (минный содержатель) и 32 матроса.

Модернизации и переоборудования

«Адмирал Нахимов» после модернизации

Во время ремонта в Кронштадте с октября 1898 по сентябрь 1899 года на крейсере были заменены котлы и динамомашины. Был окончательно удален парусный рангоут. На мачтах осталось по одному легкому рею и стеньги-однодревки. Вместо деревянных на каждую мачту поставили по небольшому боевому марсу . Установили новые опреснители системы Круга. Демонтировали 47-мм револьверные и 8-фунтовые орудия. Вместо них установили 12 новых 47-мм одноствольных орудий Готчкисса . Орудия Барановского сохранили только для десанта. На боевые марсы установили по два трехлинейных пулемета . Бортовые торпедные аппараты заменили на бронзовые в яблочных шарнирах с совком. Аппараты предназначались для 381-мм торпед типа «Л» образца 1898 года. Установки 203-мм орудий прикрыли круглыми щитами диаметром около 6,9 м с толщиной стен 63,5 мм и обтянули брезентом, из-за чего они приобрели вид настоящих башен.

История службы

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» с момента зачисления в списки флота состоял в гвардейском экипаже, то есть его комплектовали лучшими матросами и офицерами. Его первым командиром стал капитан 2-го ранга Карл Карлович Де Ливрон.

Первое «полукругосветное»

В 6:15 утра 6 октября (23 сентября по старому стилю) «Адмирал Нахимов» вышел в море в свое первое дальнее плавание. Ему предстояло, обогнув Африку, пересечь Индийский океан и, придя в Сингапур, присоединиться к русской эскадре, став ее флагманом. За время перехода корабль посетил главную базу германского флота - Киль, французский порт Шербург. Из-за необходимости небольшого ремонта совершил вынужденный заход в Плимут. Далее крейсер побывал у островов Мадейра, Зеленого мыса и Святой Елены, совершил заход в гавани Капштадта и Порт-Луи. После чего пройдя Малакским проливом, через четыре с половиной месяца после начала плавания и пройдя около 15000 миль прибыл в Сингапур.

Крейсер «Адмирал Нахимов» в сухом доке порта Ногосаки 1890 год

В Сингапуре на крейсере был поднят флаг командующего эскадрой Тихого океана вице-адмирала В.П. Шмидта. Далее корабль с заходами в порты Батавии, Манилы, Чемульпо и Нагасаки проследовал во Владивосток.

17 июля 1889 года при входе в в бухту Новик на Русском острове, крейсер сел днищем на риф. После неудачной попытки самостоятельного схода с рифа на подошедшую баржу в течении двух дней были сгружены все снаряды, уголь и демонтировано часть артиллерии. После этого корабль удалось стащить на чистую воду силами канонерских лодок «Манчжур» , «Кореец» , «Сивуч» и парохода добровольного флота «Владивосток» . Для ремонта «Адмиралу Нахимову» пришлось уйти в Йокосуку. Днище корабля было деформировано, согнты флоры нескольких шпангоутов в районе котельного отделения и разорвана обшивка между 50 и 52 шпангоутами. Деревянные фальшкиль и наружная обшивка сыграли роль своеобразного буфера, предотвратив более серьезные повреждения. В доке пробоину закрыли накладным стальным листом, восстановили водонепроницаемость деревянной и медной обшивок. Чтобы вернуть корпусу прежние обводы, впадину в днище заполнили древесиной. Одновременно очистили подводную часть корпуса и покрыли броневой пояс семью слоями японского лака. В начале сентября крейсер вернулся во Владивосток.

До конца года «Адмирал Нахимов» провел в плаваниях с посещением портов Кореи и Японии и эскадренных учениях. В ноябре в Нагасаки состоялась встреча с прототипом - флагманом Китайской станции британского флота броненосным крейсером HMS Imperieuse .

Наш «Адмирал Нахимов» здесь просто на славу нашему флоту! Когда мы сошлись с «Интерпьюзом», то командир его с первых же слов просил позволения осмотреть нас и для этого сначала предложил нам осмотреть его. Нам были отворены даже крюйт-камеры. Между «Интерпьюз» и «Нахимовым» такая разница, как будто первый из них строился на 15 лет ранее второго, а не на один год… Ни одно иностранное судно не уходит отсюда без того, чтобы командир такового не попросил позволения осмотреть крейсер «Адмирал Нахимов», присылают к нам мичманов смотреть и учиться

Из письма одного из офицеров крейсера, написанного во время пребывания в Японии.

«Адмирал Нахимов» в парадном строю

В середине декабря 1889 года вице-адмирал В.П. Шмидт покинул корабль, а в марте следующего года командование кораблем принял капитан 1-го ранга Федотов. 29 августа 1890 года эскадра вышла в Петропавловск-Камчатский, чтобы принять участие в ежегодных торжествах в память героической обороны города от англичан и французов в 1854 году. С 1 ноября корабли эскадры обеспечивали морское путешествие наследника престола Николая Александровича на Дальний Восток. После завершения этой миссии в июне 1891 года «Адмирал Нахимов» получил приказ возвращаться на Балтику для ремонта.

Пройдя через Сингапур, Коломбо, Суэцкий канал и Шербур крейсер уже в сентябре 1891 года прибыл в Кронштадт. Совершив еще короткий поход в Копенгаген, корабль 10 ноября стал в Константиновский док для восстановительных работ. В январе 1892 года за плавание с цесаревичем капитан 1-го ранга Федотов, капитан 2-го ранга Родионов и другие офицеры крейсера получили высочайшие награды. Согласно первой официальной классификации введенной приказом по Морскому ведомству 1 февраля 1892 года, «Адмирал Нахимов» стал крейсером 1-го ранга.

После окончания ремонтных работ 15 июля 1892 года крейсер вывели из дока. Через несколько часов в двух отсеках, в районе котельных отделений, обнаружили значительную течь. Устранить ее путем зачеканивания мешала прибывающая вода, пришлось заливать места течи цементом. Через неделю течь появилась в районе 24, 28, 52 и 60 шпангоутов и имела место уже в пяти отсеках, о чем в своих гневных рапортах в Морской технический комитет и Главному командиру Кронштадтского порта сообщил капитан 1-го ранга Федотов.

Второе дальнее плавание

У берегов Америки 1893 год

В свой второй дальний поход «Адмирал Нахимов» вышел из Кронштадта 3 июня 1893 года под командованием капитана 1-го ранга Василия Лаврова. Ему предстояло совершить уникальную и весьма почетную миссию.

Вверенный Вашему Высокоблагородию крейсер "Адмирал Нахимов" назначен в состав эскадры Тихого океана, но временно он должен присоединиться к эскадре Атлантического океана, находящейся в Соединенных Штатах Северной Америки... Следует пользоваться всяким удобным случаем, чтобы собирать сведения по военно-морским вопросам. Для собирания и разработки всех этих сведений обязательно привлекать офицеров крейсера, поручая им осмотр укреплений, судов и т.п. Вы должны принять меры, чтобы все поручения, даваемые крейсеру и имеющие связь с военно-морским делом, не предавались огласке. «Генерал-Адмирал» и бронепалубному корвету «Рында» , которая шла в США для участия в торжествах по случаю открытия Чикагской промышленной выставки, посвященной 400-летию открытия Америки. До 10 августа эскадра пробыла в американских портах, посетив Ньюпорт, Бостон и Нью-Йорк. На следующий день после выхода в океан по сигналу адмирала «идти по назначению самостоятельно» корабли разделились. «Адмирал Нахимов» направился в Гибралтар с заходом на Азорские острова, а оттуда в испанский порт Кадис - место сбора и формирования Средиземноморской эскадры.

Из гавани Кадиса эскадра направилась в Тулон с ответным визитом на посещение Кронштадта в 1891 году французской эскадрой. На широте Барселоны к эскадре присоединился броненосный крейсер «Память Азова»

Русская эскадра входит в Тулон картина Поля Жабера

Однако в результате аварии на «Адмирале Нахимове» был сломан бушприт. Повреждение сочли не таким серьезным, чтобы возвращать крейсер на Балтику и корабль продолжил дальнейший путь без него. Визит закончился успешно, командира корабля капитана 1-го ранга Василия Лаврова и старшего офицера капитана 2-го ранга Александра Стеммана французское правительство наградило орденами Почетного легиона. Остальных офицеров корабля наградили другими, менее значимыми орденами и медалями. Затем русская эскадра пересекла Средиземное море, проведя около двух месяцев в водах Греции.

29 января 1894 года «Адмирал Нахимов» в сопровождении корвета «Рында» отделился от Средиземноморской эскадры и через Суэцкий канал отправился на Дальний Восток. Во Владивосток корабли прибыли 25 мая. До конца лета крейсер находился в ремонте, во время которого на корабль установили короткий однодревный бушприт и сократили рангоут и такелаж. С корабля сняли стеньги брам-стеньги и гафели, вместо них установили короткие флагштоки. В ноябре 1894 года капитан 1-го ранга Лавров сдал командование новому командиру, им стал капитан 1-го ранга А.П. Кашерининов.

Обшивка поврежденная льдом. Док в Специи 1900 год.

После окончания ремонтных работ утром 23 ноября 1899 года крейсер «Адмирал Нахимов» начал переход переход в Ревель для приготовления к третьему дальнему плаванию под командованием капитана 1-го ранга С.С. Всеволовского. Во время перехода у острова Готланд с крейсера увидели попавший в аварию броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» , о чем сообщили вечером того же дня по прибытии в Ревель.

Из-за сложной ледовой обстановки крейсер смог выйти в море только 8 февраля 1900 года. После выхода из порта корабль вошел в полосу сплошного льда и дальнейший путь смог продолжить только с помощью ледокола «Ермак» . Однако корпус «Адмирала Нахимова» получил повреждения обшивки и внутрь стала поступать вода. В Киле - первом иностранном порту на пути крейсера, обследовавшая его комиссия признала, что корабль может продолжить дальнейший путь. В мае по прибытии крейсера в Специю, «Адмирал Нахимов» встал на двухмесячный ремонт поврежденной обшивки и погнутых лопастей винтов. После ремонта дальнейший путь на Дальний Восток крейсер прошел без происшествий.

На Дальнем Востоке крейсер принял участие в подавлении Боксерского восстания в Китае в составе союзной эскадры. До начала 1903 года «Адмирал Нахимов» проходил службу в плаваниях и учениях, после чего в январе 1903 года снова отправился в Кронштадт для ремонта. Крейсер намеревались подвергнуть капитальному ремонту со сменой артиллерии и механизмов, но из-за сильной загруженности петербургских верфей пришлось ограничиться текущим ремонтом.

Снова на Дальний Восток

... безотлагательно приступить ко всем работам с тем. чтобы они были изготовлены к сроку, назначенному для ухода эскадры, к 15 июля

из приказа за № 1887 Главного Морского штаба

Эскадра вышла 15 октября 1904 года в свой беспримерный и тяжелый 220-суточный поход через три океана длиной около 18000 миль, не имея в пути ни одной собственной базы.

Сражение при острове Цусима

В ночь с 14 на 15 мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра вступила в Корейский пролив. Крейсер «Адмирал Нахимов» двигался замыкающим в кильватерной колонне главных сил. Артиллерийский расчет отдыхал на местах, предусмотренных боевым расписанием. Когда флагманский корабль - эскадренный броненосец «Князь Суворов» открыл огонь, «Адмирал Нахимов» находился в 62 кабельтовых от ближайшего противника, и его снаряды не могли достигнуть цели. Как только дистанция сократилась орудия крейсера включились в общую канонаду. После выхода из строя «Князя Суворова» русская эскадра, не имевшая плана боя была обречена на поражение. Доблестно сражаясь с японцами, корабли пытались пробиться к Владивостоку. В 16:20 сгустившийся туман вынудил прекратить бой, японские корабли временно потеряли русских из виду, эскадра продолжала идти на север. Когда зашло солнце адмирал Того повел свои броненосные корабли на север, к острову Дажелет. Для ночных атак против русской эскадры он направил миноносцы.

За время дневного боя крейсер «Адмирал Нахимов» получил почти 30 попаданий снарядов калибром от 76 до 305 мм, на нем разрушило надстройки, вышли из строя несколько орудий, убило 25 и ранило 51 человека. Однако кораблю удалось избежать фатальных повреждений и он оставался боеспособным.

Перечислить все снаряды, попавшие в крейсер, нет возможности, так как попаданий было слишком много, да и время для подобного осмотра и подсчета их не было. Все переговорные трубы были перебиты. Осколки разлетались по всему крейсеру, огромное количество их было видно над машиной, где они лежали на броневых колосниках. Всю палубу изрыло разорвавшимися снарядами и их осколками. Масса осколков валялась у траверзов, сделанных перед боем, и много их застряло в самих траверзах. Вообще же всех повреждений, нанесенных крейсеру неприятелем, перечислить невозможно.

Из донесения командира крейсера 1-го ранга «Адмирал Нахимов»

Гибель

Расположение пробоины от торпеды. Чертеж предоставлен мичманом Энгельгардом.

Вечером 27 мая остатки 2-ой Тихоокеанской эскадры взяли курс на Владивосток. «Адмирал Нахимов» шел замыкающим колонну, на нем ремонтировали боевое освещение поврежденное в бою. К моменту окончания ремонта и включения прожекторов, крейсер сразу привлек к себе внимание японских миноносцев, и между 21:30 и 22:00 получил торпедное попадание в носовую часть правого борта. Генераторы от сотрясения снова вышли из строя, нос крейсера стал погружаться в воду, а корма подниматься, оголяя винты. Корабль потерял ход, а эскадра ушла вперед. Освещение на корабле достаточно быстро наладили, но попыткам подвести под пробоину пластырь мешали волнение и ветер. Наконец пластырь удалось подвести, но он не полностью закрыл пробоину. Под пробоину подвели еще и огромный парус, но дифферент и крен продолжали увеличиваться, вся носовая часть до водонепроницаемой переборки по 36 шпангоуту была уже затоплена. Если бы она не выдержала, затопило бы носовое котельное отделение, это грозило кораблю взрывом котлов. По предложению старшего механика командир развернул крейсер и продолжил движение 3-узловым задним ходом, что ослабило давление воды на переборку.

Утром на горизонте показался берег острова Цусима, по приказанию командира начали спускать шлюпки и переносить в них раненых. К тому времени под давлением воды разрушились продольные переборки и вода затопила погреба левого борта. Корабль еще сильнее осел носом, но крен заметно уменьшился. Эвакуация ускорилась после появления японского эсминца IJN Shiranui , а чуть позже вспомогательного крейсера Sado Maru . Подойдя к крейсеру на 810 кабельтовых на эсминце подняли сигнал с предложением сдачи. Командир крейсера принял решение взорвать корабль, в минный погреб заложили подрывной заряд, а запальный шнур от него вывели в стоящую рядом шлюпку.

Тонущий «Адмирал Нахимов». Фото с борта вспомогательного крейсера Sado Maru

Sado Maru приближался на ходу спуская шлюпки с трофейной командой. На тонущем крейсере остались только штурман лейтенант В.Е. Клочковский и командир капитан 1-го ранга А.А. Родионов, который подал сигнал. Но взрыва не последовало, устанавливавшие заряд гальванеры нарушили приказ и не подсоединили запал, решив что крейсер все равно тонет. В 7:50 28 мая 1905 года японская трофейная команда поднялась на борт «Адмирала Нахимова» и на нем быстро был японский флаг. Однако трофейщики вскоре получили приказ с Sado Maru

В середине 70-х годов советский военно-морской флот приступил к реализации амбициозного проекта – постройке атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», которые по своему размеру и водоизмещению вполне сопоставимы с линейными кораблями периода Второй мировой войны. С помощью этих гигантов руководство страны намеревалось продвигать государственные интересы в самых отдаленных уголках земного шара. По сути, эти корабли можно назвать реинкарнацией линкоров в ракетно-ядерную эру. Первоначально они задумывались, как мощный инструмент противолодочной обороны, но затем их вооружение было усилено в расчете на противодействие надводным силам противника.

Сегодня в отечественной прессе крейсера серии «Орлан» часто называют «убийцами авианосцев». Во время создания этого проекта планировалось, что в будущем ТАРК будут сопровождать советские атомные авианосцы, но они так и не были построены…

За исключительные размеры и боевую мощь НАТО выделило тяжелые атомные крейсера проекта 1144 в отдельный класс – Kirov-class battlecruiser, что переводится, как «линейный крейсер». В советском военном флоте это были единственные надводные корабли, имевшие ядерную энергетическую установку, а в Мировом океане крупнее их были только авианосцы. Так, например, американские атомные крейсера типа «Вирджиния» имеют водоизмещение в 2,5 раза меньше, чем «Орланы».

МОСКВА, 24 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Адмирал Нахимов" может вернуться в боевой состав Военно-морского флота России к 2021 году. Как сообщил на форуме "Армия-2017" глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, точные сроки будут известны после согласования объема оставшихся работ по ремонту и модернизации. "Адмирал Нахимов" станет вторым действующим кораблем проекта 1144 "Орлан" в составе ВМФ РФ. На сегодняшний день, напомним, Андреевский флаг поднят лишь на одном его "собрате" — . Оставшиеся два "Орлана", также построенные еще в СССР, подлежат утилизации. Тем не менее даже один корабль этого класса способен значительно повысить боевую мощь любого военно-морского стратегического объединения. К тому же в рамках модернизации "Нахимов" получит новые возможности.

Плавучая крепость

ТАРКР проекта 1144 "Орлан" считаются крупнейшими боевыми кораблями в мире за исключением авианосцев. Полное водоизмещение каждого — 25,8 тысячи тонн, длина — 250 метров, максимальная ширина — 28,5 метра, экипаж — 760 человек. Эти крейсера, по сути, являются вооруженными до зубов мобильными платформами, способными бороться с любым противником. Каждый несет на себе 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 "Гранит", зенитно-ракетные комплексы "Оса-М", "Кинжал" и дальнобойные С-300Ф, зенитную артиллерию — установки "Кортик" и АК-630,с противолодочные ракето-торпеды "Метель" и "Водопад", реактивные бомбометы и автоматическую двуствольную пушку АК-130.

В составе российского ВМФ "Орланы" — единственные боевые корабли с атомной энергетической установкой, обеспечивающей внушительную автономность плавания в 60 суток и максимальную скорость в 31 узел. Дальность их хода практически неограниченна. Кроме того, эти крейсера могут работать в условиях крайнего Севера и способны обеспечивать значительное военное присутствие России в Арктическом регионе, который многие аналитики считают потенциальным полем боя за природные ресурсы в недалеком будущем. Все это в комплексе превращает российские ТАРКР в очень опасных противников.

Тем не менее корабли проекта постепенно устаревают. И если введенный в эксплуатацию в 1998 году "Петр Великий" еще можно назвать относительно "молодым", то "Нахимов", принятый в состав Северного флота на десять лет раньше, не может похвастаться хорошим "здоровьем". Этот корабль находится на модернизации с 1999 года, однако по факту работы над ним начались лишь в 2013 году, когда на это появились деньги. К ноябрю 2015 года судостроители демонтировали с него все старое оборудование и начали устанавливать новое.

Для поиска дефектов в корпусе применялись современные технологии. Как рассказал в начале недели "Газете.ру" глава ОСК Алексей Рахманов, было проведено полное 3D-сканирование всего корпуса крейсера. Расхождение по ряду поверхностей корпусных деталей достигало до полуметра. Такой способ дефектации считается очень эффективным, ведь далеко не все "болячки" можно выявить "на глазок".

Сдерживающий фактор

Если внешне "Адмирал Нахимов" преобразится незначительно, то большинство сложной электронной "начинки" и систем вооружения будет заменено. В частности, на крейсер установят новое радиоэлектронное оборудование, современные цифровые комплексы связи, системы жизнеобеспечения и многое другое. Ядерные реакторы корабля менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, будут модернизированы.

Что касается вооружения, то "Адмирал Нахимов", а следом за ним и "Петр Великий", вместо противокорабельных "Гранитов" получат более современные П-800 "Оникс" и "Калибр". Последние могут применяться и по наземным целям, а значит, "Орланы" станут эффективным средством поддержки операций Сухопутных войск. Кроме того, на "Нахимов" планируется установить современные комплексы ПВО "Полимент-Редут" с максимальной дальностью стрельбы до 150 километров.

— "Орланы" получат универсальные корабельные стрелковые комплексы (УКСК), которые можно снаряжать и крылатыми ракетами большой дальности, например "Калибрами", и противокорабельным вооружением, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Основной задачей "Орланов" всегда была борьба с авианосными ударными группами противника. Однако его тяжелые (более пяти тонн) ракеты "Гранит" уже устарели. С моей точки зрения, воевать с авианосцами должны подводные лодки, а "Петра Великого" и "Адмирала Нахимова" необходимо превратить в носители дальнобойного высокоточного оружия для уничтожения наземных целей. Таким образом, эти крейсера станут эффективным неядерным средством стратегического сдерживания.

Задел на будущее

Стоит отметить, что устанавливаемые на "Адмирала Нахимова" УКСК смогут использоваться и для пуска перспективных гиперзвуковых противокорабельных ракет "Циркон". Напомним, в июне британская газета The Times назвала ПКР "Оникс" и "Циркон" самой серьезной угрозой для королевского флота. Эксперты издания подчеркнули, что сверхзвуковые "Ониксы" способны подлетать к кораблю едва ли не над гребнями волн на скорости, в два раза превышающей скорость звука (в зоне поражения корабельной ПВО они находятся несколько секунд). Гиперзвуковые "Цирконы" просто неуловимы (невидимы в облаке плазмы) для существующих и перспективных систем ПВО-ПРО. Новейшие ПКР должны поступить на вооружение Военно-морского флота России в 2018 году.

По мнению ряда аналитиков, на ближайшую перспективу ремонт и глубокая модернизация существующих крупных надводных кораблей — наиболее предпочтительная стратегия, чем "погоня" за амбициозными, перспективными, но очень дорогими проектами вроде атомных эсминцев "Лидер" и авианосцев "Шторм". Сокращение военного бюджета заставляет "сдвинуть вправо" работу над морским оружием будущего. К тому же в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 год приоритет в финансировании получат Сухопутные и Воздушно-десантные войска, а также Воздушно-космические силы.

МОСКВА, 24 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Адмирал Нахимов" может вернуться в боевой состав Военно-морского флота России к 2021 году. Как сообщил на форуме "Армия-2017" глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, точные сроки будут известны после согласования объема оставшихся работ по ремонту и модернизации. "Адмирал Нахимов" станет вторым действующим кораблем проекта 1144 "Орлан" в составе ВМФ РФ. На сегодняшний день, напомним, Андреевский флаг поднят лишь на одном его "собрате" — . Оставшиеся два "Орлана", также построенные еще в СССР, подлежат утилизации. Тем не менее даже один корабль этого класса способен значительно повысить боевую мощь любого военно-морского стратегического объединения. К тому же в рамках модернизации "Нахимов" получит новые возможности.

Плавучая крепость

ТАРКР проекта 1144 "Орлан" считаются крупнейшими боевыми кораблями в мире за исключением авианосцев. Полное водоизмещение каждого — 25,8 тысячи тонн, длина — 250 метров, максимальная ширина — 28,5 метра, экипаж — 760 человек. Эти крейсера, по сути, являются вооруженными до зубов мобильными платформами, способными бороться с любым противником. Каждый несет на себе 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 "Гранит", зенитно-ракетные комплексы "Оса-М", "Кинжал" и дальнобойные С-300Ф, зенитную артиллерию — установки "Кортик" и АК-630,с противолодочные ракето-торпеды "Метель" и "Водопад", реактивные бомбометы и автоматическую двуствольную пушку АК-130.

В составе российского ВМФ "Орланы" — единственные боевые корабли с атомной энергетической установкой, обеспечивающей внушительную автономность плавания в 60 суток и максимальную скорость в 31 узел. Дальность их хода практически неограниченна. Кроме того, эти крейсера могут работать в условиях крайнего Севера и способны обеспечивать значительное военное присутствие России в Арктическом регионе, который многие аналитики считают потенциальным полем боя за природные ресурсы в недалеком будущем. Все это в комплексе превращает российские ТАРКР в очень опасных противников.

Тем не менее корабли проекта постепенно устаревают. И если введенный в эксплуатацию в 1998 году "Петр Великий" еще можно назвать относительно "молодым", то "Нахимов", принятый в состав Северного флота на десять лет раньше, не может похвастаться хорошим "здоровьем". Этот корабль находится на модернизации с 1999 года, однако по факту работы над ним начались лишь в 2013 году, когда на это появились деньги. К ноябрю 2015 года судостроители демонтировали с него все старое оборудование и начали устанавливать новое.

Для поиска дефектов в корпусе применялись современные технологии. Как рассказал в начале недели "Газете.ру" глава ОСК Алексей Рахманов, было проведено полное 3D-сканирование всего корпуса крейсера. Расхождение по ряду поверхностей корпусных деталей достигало до полуметра. Такой способ дефектации считается очень эффективным, ведь далеко не все "болячки" можно выявить "на глазок".

Сдерживающий фактор

Если внешне "Адмирал Нахимов" преобразится незначительно, то большинство сложной электронной "начинки" и систем вооружения будет заменено. В частности, на крейсер установят новое радиоэлектронное оборудование, современные цифровые комплексы связи, системы жизнеобеспечения и многое другое. Ядерные реакторы корабля менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, будут модернизированы.

Что касается вооружения, то "Адмирал Нахимов", а следом за ним и "Петр Великий", вместо противокорабельных "Гранитов" получат более современные П-800 "Оникс" и "Калибр". Последние могут применяться и по наземным целям, а значит, "Орланы" станут эффективным средством поддержки операций Сухопутных войск. Кроме того, на "Нахимов" планируется установить современные комплексы ПВО "Полимент-Редут" с максимальной дальностью стрельбы до 150 километров.

— "Орланы" получат универсальные корабельные стрелковые комплексы (УКСК), которые можно снаряжать и крылатыми ракетами большой дальности, например "Калибрами", и противокорабельным вооружением, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Основной задачей "Орланов" всегда была борьба с авианосными ударными группами противника. Однако его тяжелые (более пяти тонн) ракеты "Гранит" уже устарели. С моей точки зрения, воевать с авианосцами должны подводные лодки, а "Петра Великого" и "Адмирала Нахимова" необходимо превратить в носители дальнобойного высокоточного оружия для уничтожения наземных целей. Таким образом, эти крейсера станут эффективным неядерным средством стратегического сдерживания.

Задел на будущее

Стоит отметить, что устанавливаемые на "Адмирала Нахимова" УКСК смогут использоваться и для пуска перспективных гиперзвуковых противокорабельных ракет "Циркон". Напомним, в июне британская газета The Times назвала ПКР "Оникс" и "Циркон" самой серьезной угрозой для королевского флота. Эксперты издания подчеркнули, что сверхзвуковые "Ониксы" способны подлетать к кораблю едва ли не над гребнями волн на скорости, в два раза превышающей скорость звука (в зоне поражения корабельной ПВО они находятся несколько секунд). Гиперзвуковые "Цирконы" просто неуловимы (невидимы в облаке плазмы) для существующих и перспективных систем ПВО-ПРО. Новейшие ПКР должны поступить на вооружение Военно-морского флота России в 2018 году.

По мнению ряда аналитиков, на ближайшую перспективу ремонт и глубокая модернизация существующих крупных надводных кораблей — наиболее предпочтительная стратегия, чем "погоня" за амбициозными, перспективными, но очень дорогими проектами вроде атомных эсминцев "Лидер" и авианосцев "Шторм". Сокращение военного бюджета заставляет "сдвинуть вправо" работу над морским оружием будущего. К тому же в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 год приоритет в финансировании получат Сухопутные и Воздушно-десантные войска, а также Воздушно-космические силы.