Стеклянный зверинец. Стеклянный зверинец в театре наций Стеклянный зверинец театр

Туфан Имамутдинов сделал из пьесы Теннесси Уильямса о деспотичной матери постановку о семье, где все любят друг друга, и каждый чувствует вину перед остальными. В главной роли Марина Неелова.

Постановка , питомца мастерской , пьесы «Стеклянный зверинец» на Большой сцене — событие не проходное. Начинающие режиссеры сегодня предпочитают работать с актерами-сверстниками в камерных пространствах для небольшого круга «своих» зрителей, стараясь избегать «трудностей перевода» на язык других поколений. В этом есть естественное стремление предъявить и утвердить себя как некую новую общность со своим взглядом на жизнь, чувством сегодняшнего дня и стиля. Преодолеть границы «ближнего круга» отваживаются не многие. Ведь проблема не только во взаимопонимании «отцов» и «детей». На репетициях с актером-мастером, человеком состоявшимся, готовым вложить в спектакль не только свои умения, но и судьбу, сразу возникает вопрос, что ты-то можешь ему дать, за какие новые горизонты его поманить. Вызов нешуточный. Но только так приходит профессиональное взросление.

В спектакле «Шоша» по роману Башевиса-Зингера уже работал с настоящей звездой. Небольшую, но важную роль матери Шоши у него играла . В «Стеклянный зверинец» он позвал и предложил роль, казалось бы, совершенно ей не свойственную, — деспотичной мамаши Аманды Уингфилд, требующей от своих несчастных детей соблюдать приличия прежде всего. Вернее, так Аманду принято трактовать. Иначе ее сбежавший из дома сын Том, прототипом которого отчасти себя считал сам , не мог бы выглядеть героем, вырвавшимся из пут пошлой обыденности. В спектакле все иначе.

В голых картонных стенах неуютного дома Уингфилдов живет настоящая семья — мать и ее дети: зачитывающийся стихами сын Том (), ненавидящий свою работу в обувном магазине, и болезненно переживающая свою инвалидность, отгородившаяся от мира кругом игрушечной карусели со стеклянными лошадками дочь-хромоножка Лаура (). Все трое любят друг друга, и каждый чувствует вину перед остальными. Аманда — за то, что от нее сбежал непутевый муж, успевший пропить семейное состояние. Том — за то, что не способен быть опорой. Лаура и вовсе считает себя причиной всех бед семьи. Все трое сыграны замечательно. Актеры точны, органичны, чувствуют друг друга, откликаются на импровизации. не боится быть смешной и жалкой, какой-то угорелой наседкой, буквально душащей своих птенцов суетливой опекой и неостановимыми уверениями, что у них все хорошо. даже в акробатических попытках просочиться от материнской заботы сквозь стены, даже в напускной грубости дает почувствовать нежную зависимость своего героя и от матери, и от сестры. , не желая вызвать жалость физическим недостатком своей героини (позволяя себе лишь легкий намек на хромоту), заставляет Лауру принимать своих родных такими, какие они есть, понимать их и чувствовать себя чуть ли не старшей в семье.

Беда спектакля в том, что молодой режиссер, тонко придумав исходную ситуацию семейной драмы, не смог ее развить. Актеры от сцены к сцене играют все новые и новые оттенки одного и того же состояния. А действие стоит. Реальное событие происходит лишь во втором акте, когда Том приводит в гости гипотетического жениха для сестры. Только в сцене встречи Лауры и Джима () — от первой неловкости, через обаяние возможной душевной близости и надежды на будущее к признанию Джима в том, что он помолвлен с другой, — драма случается «здесь и сейчас». И бегство Тома именно после нее, того самого Тома — искренне любящего, заботливого брата и сына, каким его уже привык воспринимать зритель, — кажется невероятным. Но занавес картинно падает, и на него проецируется пестрая картинка разбитой в дребезги детской игрушки-калейдоскопа.

Фото Елены Сидякиной

Теннесси Уильямс

Камерный, почти интимный психологический спектакль. Достоверность этой реальной и в то же время притчевой истории, мастерство режиссера и исполнителей завораживают зал, ведут зрителя за собой даже в том случае, когда он приходит развлечься.

Неслучайно спектакль так единодушно принят не одной только московской критикой: приехавшие на Чеховский фестиваль театральные деятели из США утверждали, что это лучший спектакль по этой пьесе Уильямса за последние годы. Виртуозно играет главную роль народная артистка РФ Ольга Широкова: в ее исполнении Аманда - женщина-ребенок, наивная и цепкая, живущая воспоминаниями и пытающаяся выжить в чужой для себя среде — нелепый, смешной, иногда трагичный, но очень трогательный драматический персонаж…

Продолжительность спектакля: 2 часа 50 минут с антрактом.

Режиссер-постановщик: Александр Вилькин

Художник по костюмам: Дина Могильницкая

Композитор: Никита Широков

Балетмейстер: Мария Остапенко

Сценография: Юрий Доломанов

Действующие лица и исполнители

Отзывы

«Этот театр я обнаружила случайно. Проезжала мимо Сухаревской и наткнулась взглядом на буквы "под руководством...". Погуглила. Обнаружила, что в пятницу будут показывать "Стеклянный зверинец", и купила билет. На спектакль шла дичайше уставшая после работы и раздраженно-ворчливая, как разворошенное осиное гнездо. Была полна скепсиса, особенно после постановки этой пьесы, которую я не так давно смотрела в Театре у Никитских ворот. А потом на сцену вышел Том Уингфилд (Денис Кравцов), и я облегченно выдохнула. Из всех трех виденных мной Томов этот был просто идеален. Во время авторских монологов он вроде бы обращался к залу, но в то же время говорил все это как-будто самому себе, проговаривая вслух свои мысли. Это самая лучшая подача, на мой взгляд. Немного "над зрителем "без панибратского слома так называемой "четвертой стены" - для меня это важно. Лаура (Елена Щукина) была худенькой, как тонкая веточка. И да, это была настоящая Лаура. Она местами даже раздражала меня своим витанием в облаках, и такое прочтение роли меня восхищало. Лаура невесомо, даже несмотря на свою хромоту, передвигалась по сцене, будто была лишь тенью в родном доме, пытаясь казаться невидимкой, чтобы никто не отрывал ее от любимых занятий. И прекрасна оказалась Аманда (Ольга Широкова). Это не бывшая красотка "себе на уме", которая старательно пьет кровь своих отпрысков. Нет, Аманда здесь постоянно думает о будущем своих детей и пытается предостеречь их от своих и чужих ошибок. И делает она это лишь потому, что по-настоящему беспокоится за них. Да, ее забота, а не (или не только) истеричные проявления эгоизма. Джим (Алексей Щукин) хорош. Не идеален (тут первенство все еще держит Константин Дунаевский), но попадание в образ отличное. Мне понравилось, что стеклянный зверинец здесь был и вправду набором стеклянных зверушек в шкафчике. Да и вообще постановка крайне классическая, я бы даже сказала - старомодная, что в моем случае является комплиментом. И текст пьесы на месте, ничего не резало слух. Обязательно приду в этот театр снова.»

«Когда-то очень давно... Я влюбилась в Теннесси Уильямса. Вот просто влюбилась и все. И у меня появились любимые переводчики его произведений - уловить мелодику речи персонажей не так просто - сегодняшние переводы тому пример. До сих пор помню те ВААПовские экземпляры, которые мне выдавали в театральной библиотеке на Петровских линиях. В голове друг за другом складывались мои собственные образы героев и героинь драматурга. Я пересмотрела практически все театральные постановки не только в Москве и Ленинграде, позже - в Питере. Доходило порой до смешного. Собираясь в командировку в какой-нибудь уездный город N, я первым делом выясняла, а нет ли в местном театре постановки Теннесси Уильямса. Спектакли цепляли, разочаровывали, нравились, не нравились, ets...И лишь некоторые из них оставляли то самое долгое и сложное послевкусие, которое вновь хочется ощутить спустя годы. Мое желание исполнилось вчера. На спектакле «Стеклянный зверинец». Ольга Широкова, благодаря Вам, я вновь увидела свою Аманду!»

« Ибо время есть самое длинное расстояние между двумя точками (с). Тенесси Уильямс. В эту пятницу я, наконец, посмотрела «Стеклянный зверинец» Тенесси Уильямса. Несмотря на то, что эта вещь, так же как и другие его пьесы, такие как «Татуированная роза», «Кошка на раскаленной крыше» и «Орфей спускается в ад», была моим литературным другом уже много лет и оригинальный текст её я вполне могу самостоятельно цитировать, театральной постановки ни на сцене, ни в виде экранизации я не видела, сознательно отвергая все возможности. Слишком живое воображение. Слишком затрагивающий меня сюжет. А значит огромная опасность разочарования, так как персонажи в моем воображении уже много лет имеют лица и устойчивые образы. Чужого прочтения мне не хотелось. Но, увидев аннотацию спектакля, я все-таки не устояла. Немного истории: «Стеклянный зверинец» в 1944 году принес своему автору Томасу Ланиру «Теннесси» Уильямсу III его первый успех. Пьеса автобиографична. И сам автор выступает в роли главного героя Тома, делая всю историю происходящего личной и близкой зрителю. Сюжет психотерапевтичен и трагичен, хотя с точки зрения случившихся событий – это всего лишь кусочек обыденной жизни ничем не примечательной семьи, кажется, что оторванной от реальности, но на самом деле являющейся самой что ни на есть ее частью. В роли Аманды, безапелляционной, эмоциональной, кокетливой, нелепой, неумной, одновременно беспомощной и властной женщины, навязывающей свои иллюзии детям, задыхающимся внутри чужих заблуждений, но имеющих слишком тонкую кожу и отсутствие моральных ресурсов, для того чтобы достойно сопротивляться ее экспансии, народная артистка РФ Ольга Широкова. И, по-моему, ее Аманда именно такая, какой ее рисовал Уильямс. Вызывающая скорее сочувствие, чем раздражение, и скорее сожаление и понимание причин ее нелепости, чем возмущение ее поступками. В роли Лауры, глубокого интроверта, живого воплощения своей коллекции стекла, актриса Алина Мазненкова. Прохладная, прозрачная хрупкая нежность героини, навсегда разбивающая о реальность, так же непоправимо, как фигурка любимого ею единорога. Мне кажется, вполне получилась. Момент, когда героиня падает в обморок – действительно движение фарфоровой куклы. Так же и в судьбоносном танце с Джимом– движения приобретают грацию живой женщины очень ненадолго. И потом вновь становятся слегка кукольными. Такими как сама героиня. Герой Тома, несмотря на бесконечную борьбу со всем, что связано, с домом и устанавливаемым в доме матерью порядком, возможно благодаря тому, что именно он, вроде бы и являясь героем сюжета, одновременно смотрит на все происходящее через призму прожитых лет, и рассказывает историю слегка отстранённо, и у Уильямса и у актера Евгения Сологалова выходит карандашным наброском, не живым ярким персонажем, а слегка призрачным, как и все происходящее, потому что все внимание направлено не на его горячие переживания, а на происходящее там, где он давно уже не находится физически. Джим О, Коннор описывается Уильямсом как «Обыкновенный приятный молодой человек». Собственно, именно такой молодой человек и получился у актера Владимира Роганова. Вообще, сам персонаж противопоставлен всем членам семьи Уингфилд, как имеющий доброту, смелость и силу противостоять чужому неврозу и не включиться в него или убежать, трусливо, а честно выйти из ситуации сообщив, возлагающим на него невротические надежды, о невозможности и нецелесообразности этих надежд. И танец. Замечательный вышел танец и с матерью, и с дочерью. Явление красивого молодого человека в фактически женском монастыре – действительно событие. Если я, верно, разглядела –деталь, несколько лишающая пафоса мой отзыв – портрет блудного отца, покинувшего семейство задолго до начала событий, занимающий центральное место в гостиной, очень смахивает на портрет руководителя театра. Эта деталь показалась мне очаровательной. И отдельное, важное и личное для меня: огромное спасибо Ольге Широковой за неожиданную возможность вдруг увидеть живыми одновременно двух уже ушедших от меня, воспитывавших меня женщин – маму и бабушку. В жестах и интонациях Аманды оживали их голоса, слова и движения, от этого мне пришлось немного поплакать. На мой субъективный взгляд -эту постановку Тенесси Уильямса обязательно надо увидеть собственными глазами. »

«Вчера я, как мастер спонтанностей, нечаянно сходила в театр. В совершенно неизвестный по меркам столицы. Находится он на Сухаревской и называется "Вишнёвый сад". А смотрела я "Стеклянный зверинец" по Теннеси Уильямсу. Вообще, это уже третий "Стеклянный зверинец" в моей жизни. Первые два были в Молодежном театре на Фонтанке в Петербурге, так что в Москве у меня, можно сказать, дебют. На самом деле, я не ждала многого от театра, в который за пару часов до спектакля можно купить билет на первый ряд. Но, поскольку я не профессиональный ценитель, мне и постановка, и актеры очень понравились. И, как мне показалось, здесь всё получилось гораздо трагичнее и психоделичнее, чем в Молодежке. Там "Синие Розы" (местный вариант названия) мне запомнились очень светлой пьесой, хоть, понятное дело, смысл тот же. А тут второе действие – просто до комка в горле. Ну, или, может, я с возрастом стала острее воспринимать подобные вещи. Я люблю книги, фильмы и спектакли о людях, которые живут в своём мире, в своём, но похожем на мой. Мне всегда хочется крикнуть им: "Эй, послушай, но почему же, почему же ты находишься в том, нереальном пространстве, почему тебя нет рядом со мной? Я так в тебе нуждаюсь, но я могу только любить тебя, понимать тебя, а дотронуться не могу". И да, "Стеклянный зверинец" для меня сейчас был очень к месту ещё и потому, что не так давно в МОЕЙ, не в книжной и не в киношной, а в моей жизни появился настоящий, живой человек, которому не только можно сказать то же самое, но и до которого можно дотронуться и даже обнять. И позвонить тоже можно! Не уверена, что этот человек появился у меня навсегда, наверняка, он скоро исчезнет, как это обычно происходит, но мне крайне радостно знать, что мой необитаемый мир на самом деле обитаем, просто нас мало»

«В к/т "Иллюзион" специально посмотрела худ.фильм и, сравнив с постановкой Вилькина, отметила пользу в сторону театра. Как хорошо, что ещё есть театры, которые ставят спектакли в классической постановке, без режиссёрской дури.»

"Стеклянный зверинец" - пьеса-то уже почти классическая, написанная патриархом американского театра, их Чеховым - Теннеси У. Сюжет простой: сын живет с престарелой, но весьма ещё живенькой и бодрой матерью, сестрой-хромоножкой и мечтает не заботиться о их существовании, получая 65 долларов в обувном магазине, а отправиться в странствия по миру с торговым флотом. По просьбе матери он приводит в дом друга с работы, в надежде выдать сестру замуж, пристроить её и вырваться из "картонной коробки" - их маленькой безвыходной квартирки. Но друг оказывается помолвленным, мечты рушатся, а сын уезжает, и потом всю жизнь мучается воспоминаниями и угрызениями совести, что так поступил с сестрой. Это канва. Трагедия в самих людях. Она живет в них. Они в ней существуют. Живут как ручные мышки в картонной коробке бога. И трагедия возникает там, где её ломают. Это могла быть не трагедия, и даже не театральная история вовсе. Теннеси вытащил её из своего подсознания и юношеских воспоминаний. Но если бы Том (сын) был другим человеком, он мог бы устроить бизнес, обручить сестру, отправить мать в богатый пансион или путешествие по миру. самому жениться, путешествовать за свой счет (а не на судне моряков простым матросом), воспитывать детей, писать стихи (если бы они ещё писались), но нет. Он также как и его сестра, которая мучается комплексном неполноценности из-за хромоты, своим внутренним одиночеством, замкнутостью, он тоже мучается своей трагедией, он придумал эту безвыходность. Одна мать старается быть бодрой, она, подняв одна двоих детей, знает цену хорошей и плохой жизни. Она мучает сына, постоянно напоминая ему о его долга и раздражая своей активностью. Она упорно не хочет уходить на второй план. но может ей там и не место. Он по-крайней мере не сдается, хотя за её легкомыслием, живостью, виднеется дикая пропасть, полное отчаяние в жизни. Но она не сдается, верит в детей, сама мучается их пессимизмом и страданиями. Если бы дети были хоть чуть похожи на неё, но нет... они депрессивны, серьезны, разочарованы, они ищут выход только в своих грезах. Этот спектакль напоминает мне и меня, и напоминает о том, что только человек творит драму собственной жизни. что замкнутый круг сидит в твоей голове. очень часто не знаешь, как его разорвать, как преодолеть свои комплексы (как не может преодолеть их сестра Тома Лора, известие о том, что её школьная любовь - потенциальный жених женится на другой совершенно разбила её; вот уж да - он с одной стороны вернул её к жизни, придал уверенности, дал сделать глоток счастья. Один человек воспрял бы от этого, а другой никогда уже не оправиться и падет замертво, потеряв данную прежде надежду). И этот спектакль очень чеховский, тут даже есть почти свой Лопахин (жених, хотя и он тоже не удовлетворен жизнью, но по крайней мере старается жить по банальным истинам - что любое неудовольствие собой есть следствие комплекса, плохого воспоминания из детства как слишком громкой стучавший башмак Лоры на её хромой ноге). Для Лоры этот башмак стал самым большим несчастьем в жизни, а другие его даже не заметили. А человек поставил крест на себе из-за такой (для внешнего глаза) мелочи. Глаза человека - это огромное увеличительное стекло, которое фокусируется на чем-то и увеличивает-увеличивает, пока гладь его не разорвется от натуги. Человек сидит внутри своей стеклянной клетки и совершенно не видит мир вокруг, видит только свое несчастье и горе. Трудно быть хозяином жизни. Стать им легко. Но для этого надо убить все свои воспоминания, все страхи, свое уютное спокойное безысходное существование.

«Стеклянный зверинец» - это автобиографическая пьеса Теннесси Уильямса, которая на протяжении нескольких десятков лет пользуется неизменной популярностью у режиссёров театра и кино. Всё благодаря теме непростых семейных взаимоотношений, которая затронутая в ней - она близка многим, независимо от эпохи. Отсюда такой ажиотаж - билеты раскупаются мгновенно. Что примечательно, купить их спешат не только жители столицы, гости из других городов оформляют заказы заблаговременно.

О чём расскажет сюжет?

Сегодня мы приглашаем вас вновь вернуться к извечному конфликту «отцов и детей» - режиссёр Туфан Имамутдинов поставил замечательную, на наш взгляд, версию Стеклянного зверинца в театре Наций. И это уже третья его удачная постановка на здешней сцене!

В центре действа – неполная семья: мать Аманда (Марина Неелова) и её взрослые дети Том (Евгений Ткачук) и Лаура (Алла Юганова). Неудачи в личной жизни сильно повлияли на характер Аманды – всю свою энергию она теперь направляет на детей. Контролирует каждый шаг и постоянно поучает. Она – из тех матерей, что душат отпрысков своей любовью. Дети же, внутренне уже давно отгородившись от материнского напора, изо всех сил пытаются вырваться из-под опеки деспотичной родительницы.

На роль Аманды Туфан Имамутдинов пригласил Марину Неелову - звезду театрального искусства. Надо сказать, что ведущая актриса Современника практически не выступает на «чужих» сценах. Но для спектакля «Стеклянный зверинец» Театра Наций она сделала исключение. По её собственным словам: «Хорошая драматургия - радость для актёров», а в том, что Теннесси Уильямс талантливый драматург никто не сомневается. И конечно, дело ещё и в доверии к режиссёру.

Молодой талантливый режиссер Туфан Имамутдинов неоднократно заявлял в своих интервью, что эпоха консерватизма в театре исчерпала себя. И действительно, каждый его спектакль - это попытка достучаться до зрителя, по-новому взглянуть на вечные проблемы и, конечно же, шанс проявить себя для молодых актеров, которых Имамутдинов охотно приглашает в свою команду. Не исключение и «Стеклянный зверинец», поставленный на сцене Театра Наций.

О спектакле «Стеклянный зверинец»

«Стеклянный зверинец» - это спектакль по одноименной пьесе Теннеси Уильямса, которого часто называют американским Чеховым. Главное в его произведениях - это не мелкие детали или замысловатый сюжет, а среда, в которой герои волей неволей вынуждены поступать так, а не иначе. На этот раз в центре внимания история некогда знатной, но обнищавшей семьи, где обаятельная авторитарная мать пытается устроить судьбу своих детей. При этом каждый из них - уже взрослый человек со своим характером, чувствами, желаниями. Волей неволей между людьми, которые любят друг друга, возникает психологическое противоборство.

Премьера спектакля «Стеклянный зверинец» состоялась 16 февраля 2013 года. Тогда актерский состав действительно поразил зрителей - талантливую известную каждому театралу Марину Неелову окружали молодые коллеги - Алла Юганова, Павел Кузьмин, Евгений Ткачук.

Другие мероприятия режиссера

«Стеклянный зверинец» - не единственная постановка Туфана Имамутдинова в Москве. В Театре Наций с успехом шли его спектакли «Сиротливый запад» и «Шиша», на другой сцене Современника - «Выстрел». Также режиссер активно работает на своей родине, в Республике Татарстан.

Как купить билеты на спектакль «Стеклянный зверинец»

Проблема «отцов и детей» вечна, поэтому и в дни премьеры, и в 2019 году, находятся желающие посмотреть спектакль «Стеклянный зверинец» в Театре Наций. Если и вы приняли такое решение, то осталось только одно - позаботиться о покупке билетов. Этот вопрос можно доверить нам, потому что:

  • персональный менеджер не просто поможет купить билеты на спектакль «Стеклянный зверинец», но и подберет лучшие места в любой ценовой категории;
  • вам не нужно будет ехать за своим заказом - курьер доставит билеты по Москве и Санкт-Петербургу совершенно бесплатно;
  • наша компания готова позаботиться не только о вашем досуге, но и бюджете - для постоянных клиентов и тех, кто покупает одновременно больше 10 билетов, предусмотрена скидка.

Для того чтобы действительно каждый обратившийся становился нашим клиентом, мы позаботились о вашем удобстве: заказ можно сделать не только онлайн, но и по телефону, а также оплатить его различными способами.

«Стеклянный зверинец» - это, как и пьесы Чехова, театральная классика. В интерпретации молодого талантливого режиссера Туфана Имамутдинова она получилась не авангардной, но неожиданной. Постановка достойная того, чтобы потратить на нее свой вечер и насладиться не только психологически тонким сюжетом, но и талантливой игрой прекрасной Марины Нееловой и ее партнеров по сцене.