Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь ставропигиальный (с. Лукино, Московская область). Кресто-воздвиженский иерусалимский ставропигиальный женский монастырь ставропигиальный женский монастырь Свято воздвиженский монастырь

Одним из ярких представителей храмовой архитектуры считается церковь в Крестовоздвиженской Иерусалимской ставропигиальной женской обители.

Сегодня сюда легко попасть, если ехать на автомобиле по Каширскому шоссе на юг от Москвы. Паломники же чаще всего садятся у столичного метро «Домодедовская» на любой автобус, следующий в одноименный аэропорт, и сходят на остановке «Санаторий». Отсюда до монастыря примерно 15 минут пешего хода.

Миновав первые ворота, вы по очень живописной аллее, тонущей в зелени, подойдете к надвратной колокольне, сложенной из красного кирпича, а затем попадете на территорию монастыря.

История обители начинается в далеком 1837 году, когда в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви во имя святых мучеников Флора и Лавра начала действовать небольшая богадельня для женщин.


Как же богадельня стала Кресто-Воздвиженским Иерусалимским монастырем?

Решающую роль в этом сыграл некий юродивый по имени Иван Степанович. В возрасте 34 лет он совершил паломничество в к святым мощам , после чего бросил работу извозчика и принял на себя подвиг юродства, полностью посвятив жизнь служению Богу. В любое время года полураздетый и босой ходил Иван Степанович по святым местам и монастырям России. Все его почитали за блаженного.

Однажды он явился к вдове одного богатого москвича Параскеве Родионовне Саватюгиной и попросил денег на организацию чтения Неусыпаемой Псалтири в богадельне. Та не отказала, а вскоре, по совету Ивана Степановича, и сама вступила в число сестер богадельни, решив также посвятить свою жизнь служению Богу.

Женщина стала первой жертвовательницей будущей обители. На ее деньги был построен двухэтажный каменный дом для насельниц, который освятил сам митрополит Московский Филарет, имевший особое расположение к юродивому Ивану Степановичу.

Филарет подарил богадельне , ставшую главной святыней будущего монастыря.

По преданию, посетив через некоторое время Старый Ям, владыка воскликнул: «Здесь не богадельня, а монастырь!» Шел 1860-й год. Не прошло и пяти лет, как была основана Флоро-Лаврская женская община, начальницей которой стала Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - Иван Степанович.

Еще через несколько лет благоустроенный дом, где жили сестры, перенесли из села Старый Ям в село Лукино, где незадолго перед тем был построен каменный храм во имя Воздвижения Креста Господня. Вскоре и община стала именоваться Крестовоздвиженской.

В 1871 году здесь же был заложен еще один храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Его пристроили к трапезному корпусу и поместили сюда чудотворную икону. А через три года, когда храм достроили, тут был совершен первый постриг - с именем Павла монашество приняла Параскева Родионовна.

Вскоре в монастыре насчитывалось уже около сотни сестер, а в 1887 году Священный Синод решил преобразовать общину в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь .


В 1890 году при игуменье Евгении началось строительство грандиозного соборного храма в честь Вознесения Господня, который мы можем видеть сегодня.

Высота собора достигает 38 метров. У западных ворот еще раньше была построена очень красивая колокольня с 10 колоколами, самый большой из которых весил более трехсот пудов. Колокольню, увы, разрушили в годы Советской власти. Тогда же и все монастырское хозяйство большевики национализировали, разместив тут детей-беспризорников. Монахинь же определили на работу в местный совхоз.

Весной 1924 года храм переоборудовали в сельский клуб. Богослужения еще несколько лет продолжались в Крестовоздвиженской церкви, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери, но в 1937 году и этот храм закрыли, а священника Козьму Коротких расстреляли на .


В 1992 году монастырь вернули Русской православной церкви, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме.

Спустя десять лет настоятельницей монастыря стала монахиня Екатерина (Чайникова). Был восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери, и чудотворный образ вернулся на свое историческое место.

Мастера полностью реставрировали Крестовоздвиженский храм, внутри его расписали новыми фресками и украсили величественным иконостасом.

В 2006 году у монастыря появилось московское подворье в храме Иерусалимской Иконы Божией Матери за Покровской заставой.

Год основания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря для женщин - 1837. Тогда при церкви св. муч. Флора и Лавра создали женскую богадельню, просуществовавшую 20 лет.

Начиная с 1855 г. в её жизни стал участвовать уроженец д. Съяново, принявший подвиг юродства, Иван Степанович. Он был известен многим купеческим семьям, одной из которых, - Саватюгиным - он полюбился больше всего. После кончины главы семейства, блаженный обратился к вдове Прасковье Родионовне с просьбой денежной помощи для организации чтения Неусыпаемой Псалтири по умершему. Это и послужило началом возникновения монастыря.

На пожертвованные вдовой денежные средства, было воздвигнуто двухэтажное строение из камня. Иерусалимская икона Матери Божьей, присланная вл. Филаретом в качестве благословения освящения богадельни, стала её основной святыней. Сама же Прасковья Родионовна приняла решение посвятить оставшуюся жизнь богослужению, став одной из сестёр.

По ходатайству вл. Филарета в 1865 г. богадельню переименовали во Флоро-Лаврскую общину для женщин, родоначальницей которой стала П.Р. Саватюгина (впоследствии - монахиня Павла). Духовным наставником сестёр был назван Иван Степанович.

После кончины мужа и дочери уроженки села Лукино, Александры Головиной, ею было принято решение подарить своё имение и земельные наделы женской общине. Совместно с вл. Филаретом, была составлена дарственная. Сёстрам общины предстояло переехать за 7 вёрст от с. Старый Ям, в котором располагалась богадельня изначально.

Организация переезда легла на плечи архимандрита Пимена (Мясникова). А перевозом жилого, обустроенного дома для сестёр было поручено заняться племяннику П.Р. Саватюгиной, Саватюгину Егору Фёдоровичу. Он же впоследствии занимался обустройством.

Так как на территории бывшего имения купцов Саватюгиных находилась Крестовоздвиженская, построенная в 1846 г. церковь, то община получила название Крестовоздвиженской. С течением времени в храме стало очень тесно, поэтому было решено отстроить более просторное здание. Начало строительства приурочено к 1871 г. Новый корпус пристроили к трапезной. Отныне чтение молитв и Псалтири сёстрами проводилось здесь. Также было решено перевести главную святыню храма в новое здание. Освящение состоялось 13 октября 1873 г.

За всё время служения м-ни Павлы (1871-1886 г.) в храме было выстроено:

Настоятельский корпус;
- келейный корпус в 2 этажа;
- постоялый двор для паломников. В наши дни место расположения гостиницы - рядом с аэропортом Домодедово;
- дом для причта;
- колокольня;
- каменная ограда;
- конный и скотный дворы.

Также был организован фруктовый сад и разбит огород. По мере возрастания окружающего общину интереса возникла необходимость возведения более просторного помещения для молящихся. Значимый вклад в данное строительство внесли крестьянин Сорокин Сергей Тихонович и купец Шапошников Дмитрий Михайлович, которые на свои деньги выстроили просторную трапезную.

После поданного прошения м-ни Павлы об увольнении, на её место была назначена в 1886 г. м-ня Евгения (Виноградова). С её помощью и при участии княгини Мещериной Марии Яковлевны в 1889 г. были построены больница на 5 койко-мест, приют для сирот на 6 мест и церковно-приходская школа в 2 этажа для обучения 40 девочек.

Февраль 1887 г. ознаменован преобразованием общины в монастырь, открытие которого состоялось 11 июля 1887 г. Летом 1893 г. при участии купца Жолобова Василия Федоровича практически завершено строительство нового соборного храма. В 1896 г. состоялось освящение престолов:

Сохранившийся до наших дней "Васильевский" сестринский корпус был построен также Жолобовым В.Ф. В 1909 г. для принятия высокопоставленных лиц справа от входа в монастырь был выстроен дом. Примерно в этот же год Жолобовым была возведена гостиница "Иерусалимская" в 2 этажа на 12 номеров и с мансардой.

После революции 1917 г. была произведена национализация монастырского хозяйства. Впоследствии в храме были размещены беспризорные дети, а монахини - отправлены в качестве рабочих в коммуны и совхозы. В 20-х годах в стенах обители организовали Дом отдыха ВЦСПС №10. Уже тогда с Вознесенского собора были сняты мешавшие хозяевам, кресты и купола.

Постановлением собрания от 27 апреля 1924 г. было решено закрыть храм. В то время службы совершались только в Кресто-Воздвиженской церкви, куда и была перенесена главная святыня. В условиях ВОВ в монастыре обустраивают госпиталь. В этот период верующие чудом вывозят икону Божией Матери в храм с. Мячково, где она пробудет порядка 50 лет.

В 1980 г. монастырь приспособили под центр реабилитации детей, а в 1992 г. он был передан РПЦ. В храм возвратилась главная святыня.

На 2001 г. приходится начало реставрационных работ. Вновь стала работать воскресная школа, появился скотный двор, огород и подворье (в 2006 г.). Также стала принимать постояльцев тихая и уютная гостиница "Иерусалимская", отреставрированная в 2007 г. В наши дни монастырь продолжает жить умиротворённой духовной жизнью, призывая верующих к добру и послушанию.

Необъяснимое чувство охватывает, когда слышишь истории монастырей. Равно как и судьбы человеческие, они также неповторимы, и пути их неисповедимы. Сегодня обители восстанавливаются и растут, а несколько десятилетий тому их оскверняли, сжигали, закрывали. Крестовоздвиженский Иерусалимский не является исключением. Его история, так же, как и других монастырей, наполнена разными событиями.

Ставропигиальный монастырь - что это значит?

Прежде чем обращаться к истории Крестовоздвиженских обителей, следует выяснить значение слова «ставропигия», которое присутствует в названиях некоторых из них. Его дословно можно перевести с греческого как водружение, установление креста. Собственно, именно этот чин совершается перед началом строительства храма, и в канонах церкви называется «ставропигией». Тогда же устанавливается крест на месте, где будет находиться престол. Этот чин может проводить сам архиерей или, по его благословению, священник или будущий настоятель. Если водружение проводит Святейший, будущему храму присваивает особый, высший статус. В этом случае храм находится в непосредственном подчинении самому Патриарху. То есть жизнь обители управляется не местной епархией, а Святейшим. При этом он обладает правом назначать наместника. Крестовоздвиженский ставропигиальный возглавляет игуменья. Обителям, получившим такой статус, предоставляются привилегии, которые касаются в основном богослужений.

Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь ставропигиальный

Найти эту обитель можно в Домодедовского района Московской области. Место нынешнего расположения монастыря известно тем, что ранее здесь была усадьба Н.А.Головиной. Помещица, последовав совету святителя Филарета (Дроздова), в 1869 году подарила все своё Лукинское имение Флоро-Лаврской общине. Тогда в селе был храм Воздвижения Креста Господня, от которого община приняла новое имя и стала называться Крестовоздвиженской.

Тот факт, что обитель также именуют Иерусалимской, также имеет свою историю. Связана она с иконой Божьей Матери, которая была подарена святителем Филаретом. Список с древней Иерусалимской иконы стал поводом для освящения одноимённой церкви, которая также находится на его территории. Позднее он получил название Крестовоздвиженский иерусалимский монастырь.

История возникновения монастыря: дореволюционный период

Утверждён он в 1865 году на основе Фроло-Лаврской богадельни, которая существовала до этого при одноимённой церкви в деревне Старый Ям. Через некоторое время созданную женскую общину перевели в деревню Лукино и преобразовали в монастырь.

С семидесятых годов XIX столетия начинается период расцвета обители. Небольшой каменный Крестовоздвиженский храм значительно расширили. На деньги меценатов были построены: двухэтажный келейный корпус, гостевой дом, трапезная, колокольня, хозяйственные дворы. Позднее к келейному корпусу пристроили церковь, которую в 1873 году освятили в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери.

В девяностых территория, которую сейчас занимает Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь (ставропигиальный), пополнилась еще одним красивейшим храмом. По проекту архитектора С.В. Крыгина здесь был возведено прекраснейшее по своей архитектуре творение - Вознесенский собор. Именно он теперь является так называемой визитной карточкой обители.

Послереволюционный период

После того, как отгремела революция, жизнь монастыря изменилась. Он стала именоваться, как и другие, источником растления нравственности общества и в 1919 году подлежала закрытию.

Некоторое время на его территории располагалась сельскохозяйственная артель, которая в тридцатых годах прекратила своё существование и уступила место профсоюзному дому отдыха. Все это время на территории Крестовоздвиженского храма не прекращались богослужения, однако в 1935 году его всё-таки закрыли. Священника, который нёс в нём служение, священномученика Косму Коротких, арестовали и через два года следствий и пыток расстреляли. Позднее в церквях и корпусах монастыря в разное время располагались общежития, гостиницы, фабрика по производству табачных изделий. В годы войны здесь был госпиталь, потом санаторий, который в 1970 годах стал реабилитационным центром для детей. Все, что так долго и по крупицам создавалось насельницами обители и её благодетелями было либо уничтожено, либо осквернено.

Современная жизнь обители

В 1991 году монастырь возвращён Русской православной церкви. Восстановив свой прежний статус, он стал именоваться Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь ставропигиальный. С этого момента здесь началась иная жизнь. Его обители вновь пополнились насельницами, перед образами святых зажглись лампадки, зазвучала непрестанная монашеская молитва, возобновились богослужения. Позднее была отреставрирована также В 2001 году храм был освящён Святейшим Алексием ІІ.

Сегодня Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь (ставропигиальный) активно восстанавливается. Монахини проводят социальную работу. При монастыре есть воскресная школа, в которой дети изучают Священное Писание, этические основы православия, устройство церкви и многое другое. Община храма организует паломнические поездки к святыням, проводит праздничные концерты, помогает детским домам и интернатам.

Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород): история основания

Сияние крестов и звон колоколов этого монастыря освящает один из прекраснейших древних городов земли русской - Нижний Новгород. Отыскать обитель за огромными безликими постройками не так просто. Словно кто-то хочет скрыть от людских глаз это сокровище, которое, кроме своей архитектурной и исторической ценности, имеет и особое духовное значение. Однако найти монастырь среди построек вполне возможно: в этом помогут кресты, которые приведут гостя от городской площади прямо к воротам обители.

Древний Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород), равно как и другие расположенные здесь архитектурные и духовные ценности, имеет свою историю. Началась она ещё в середине четырнадцатого столетия и связана с именем преподобной Феодоры Нижегородской (в миру Анастасия Ивановна). Именно она является основательницей монастыря. Через несколько лет после смерти мужа, суздальского князя Андрея Константиновича, принявшего схиму с имененм Дионисий, Анастасия раздала всю своё имущество, приняла иночество, нареклась Вассой и поступила в Зачатьевский монастырь. Позднее, уже приняв схиму, стала Феодорой. Следует заметить, что эта обитель была возведена ещё при жизни Андрея Константиновича и располагалась у самого подножия на волжском берегу.

Краткая летопись монастыря

Деревянные стены монастыря не раз сгорали дотла. Ещё одной проблемой была повышенная влажность (здания располагались на берегу Волги), которая также способствовала разрушению строений. Именно поэтому в 1812 году игуменья обители Дорофея обратилась к местным властям с просьбой о перенесении монастыря на южную окраину города. Туда же со временем перенесли Воскресенскую и Происхожденскую обители.

Уже к 1820 году огромный пустырь возле кладбища украсил красивейший монастырский собор. Его архитектурной особенностью является интересная форма - здание построено в виде равноконечного креста.

Кроме собора, здесь было возведено восемь корпусов, больница, гостиный двор. Позднее, в 1838 году, было открыто училище для девушек-сирот, которых обучали чтению, правописанию, рукоделию. Монастырь посещали известнейшие и императорские особы, путешественники. После революции монастырь закрыли, а его здания использовались по самым разным нуждам, порой самым скверным. Есть даже версия, что несколько лет здесь располагался советский концлагерь для политических осуждённых. Позднее монастырские помещения были складами, заводскими цехами, хранилищами отходов и т. д.

Наконец в 1995 году справедливость была восстановлена, началось восстановление Крестовоздвиженского храма, который был практически полностью разрушен. Уже в 1999 в нём начались богослужения, а в 2005 году он получил своё нынешнее название - Крестовоздвиженский женский монастырь.

Сегодня храм монастыря открыт для посетителей. Здесь есть медпункт, куда могут обратиться за помощью и мирские люди. Послушницы и насельницы монастыря помогают детским домам, многодетным и бедным семьям города и области.

Крестовоздвиженский монастырь в Полтаве: история создания

Основан он был в 1650 году как Инициатором его создания называют Мартына Пушкаря, которого поддерживали казаки и жители Полтавы. Первые постройки были сооружены из дерева, легко подвергались разрушениям. В конце семнадцатого века было принято решение о строительстве каменного собора на деньги, предоставленные Василием Кочубеем, который был тогда казацким судьёй. В 1708 году его казнили, и завершить начатое довелось его сыну В.В. Кочубею.

Дата окончания возведения собора неизвестна. Те времена были очень неспокойными. Обитель не раз подвергалась опустошениям и практически полному разрушению. В 1695 году её разорили крымские татары, в 1709 году, после восстановления, она снова была разрушена, на этот раз шведскими войсками.

Освещение Крестовоздвиженского монастыря состоялось лишь в 1756 году. С этой даты начинается его расцвет: строительство новых корпусов, вспомогательных помещений. Этот период ознаменовался появлением новых храмов и колокольни. В конце восемнадцатого века монастырь стал своеобразным средоточием культуры. Открытие Славянской семинарии привело в эти благословенные стены, кроме талантливых учеников, многих известных людей того времени.

После революции начались сложные для обители времена. В конце концов в 1923 году её закрыли. В помещениях монастыря некоторое время располагалась детская колония для беспризорников, позднее в корпусах разместили студенческое общежитие и столовые. К своему истинному предназначению обитель вернулась лишь в 1942 году, когда община монахинь обратилась с прошением о её восстановлении в качестве женского монастыря. Храмы и постройки сильно пострадали от немецких бомбёжек, однако силами послушниц в послевоенное время строения постепенно восстанавливались. В шестидесятых монастырь снова был закрыт. В 1991 году обитель открывает свои двери женской общине.

Национальное достояние Украины

Этот красивейший монастырь являет собой один из ценных архитектурных памятников. Полтавский Крестовоздвиженский монастырь включает несколько храмов и колокольню. Построенный на возвышении, он хорошо просматривается со всех сторон и не имеет основного фасада - все стороны этого архитектурного ансамбля являются равнозначными.

Ценностью Крестовоздвиженского монастыря является также и то, что он представляет собой редкий образец украинского барокко. Издалека можно видеть три его составляющие.

  1. Самая высокая колокольня, стиль которой напоминает подобные сооружения на территории Киево-Печерской лавры. Она была возведена в 1786 году.
  2. Семикупольный Крестовоздвиженский собор, располагается в центральной части территории монастыря. В целом по своей архитектурной традиции близок к другим соборам Украины, однако есть ряд деталей, которые отличают этот храм от других подобных ему.
  3. Троицкая церковь, являющая собой однокупольное каменное строение, которое некоторое время служило трапезной, но во второй половине XIX столетия было перестроено и освящено.

Несмотря на то, что все строения были созданы в разное время, вместе они образуют завершённый архитектурный ансамбль, являясь истинным украшением Полтавского края.

Вконтакте

Монастырь находился в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Упразднён в 1814 году.

Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Предполагают, что XIV веке на месте будущего монастыря находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название.

История

Строительство

Воскресенская летопись сообщает, что в 1540 году в Москву из Ржева принесли чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения. Их встречали будущий царь Иван Грозный с митрополитом Иоасафом, а в память этого события был поставлен деревянный храм.

Крестовоздвиженский монастырь был впервые упомянут в летописи в 1547 году в связи со страшным пожаром, вспыхнувшим именно от Воздвиженского храма монастыря.

Как говорится в летописи и житии Василия Блаженного, пришёл он в монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове, и стал здесь усильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чём плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь, и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглименье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадошеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и палатах все выгоре».

В 1550 годы после пожара возвели новую церковь.

Nikolai Naidenov , CC BY-SA 3.0

К 1701 году церковь обветшала и игумен Макарий подал прошение о постройке новой.

В 1810 году в Московский Крестовоздвиженский монастырь был назначен новый архимандрит Геннадий (Шумов), однако вскоре он скончался не дожив до вторжения французских войск в Россию. Эта доля легла на плечи его преемника архимандрита Парфения.

В 1812 году перед нашествием неприятеля архимандрит Крестовоздвиженского монастыря Парфений вывез ризницу в Вологду, штатные засыпали монастырские ворота землей. Неприятель бревнами отбил ворота и двери в церквах, смертельно били казначея и монахов, пытаясь узнать, где спрятано имущество. По вскрытии полов нашли спрятанное. В нижней церкви стояли лошади, в иконостас вбивали гвозди для развешивания сбруи, в алтаре стояли кровати; престол, жертвенник и несколько икон сожгли вместо дров. Монастырь был уставлен фурами с провиантом.

В 1812 году монастырь по одним сведениям почти не пострадал, а по другим - пострадал так, что из-за этого и был упразднён. Известно наверняка, что он был разграблен захватчиками.

По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона соборный храм монастыря стал обыкновенным московским приходским храмом.

В 1820 году на территории бывшего монастыря были построены дома для семейств священно-церковнослужителей Успенского собора Московского Кремля.

В 1848 - 1849 годы архитектором П. П. Бурениным была построена 6-ярусная колокольня.

В 1899 году на территории бывшего монастыря было найдено погребение 1538 года.

Соборная церковь

Храм начали возводить в 1701 году, но его завершение затянулось из-за запрета на каменное строительство в Москве по указу Петра I. К 1711 году освятили нижнюю церковь Успения, а главную, Воздвиженскую, закончили отделкой только в 1726 году. Это была одна из последних построек «московского барокко», а в пределах центральной части города - единственный центрический храм с лепестковым планом, к тому же необычно развитым. Такое решение стало возможным потому, что храм ставился посреди сравнительно просторного монастырского двора и автор был свободен в выборе композиции. Возможно, завершение замышлялось иным, но заканчивали постройку спустя почти четверть века после закладки, в пору господства иного стиля.

В храме было устроено 2 главных престола и 4 - в приделах:

  • Главный престол (освящен 14 сентября 1728 года) находился наверху с приделами преподобного Сергия (1858) и великомученицы Параскевы (1858). Стенопись верхнего храма датировалась концом XVIII века.
  • Внизу находился престол Успения Пресвятой Богородицы (освящен 10 сентября 1711 года)с приделами Марии Магдалины (1785) и Николая Чудотворца (1848). Придел Николая Чудотворца был освящён в память упразднённой в 1838 году церкви Николы в Сапожке. Иконы и утварь из упразднённой церкви были перенесены в Воздвиженскую церковь. В нижней Успенской церкви иконостас был устроен в 1836 году, кессонированные своды выполнены в 1785 году.

В храме венчался великий русский сатирик Салтыков-Щедрин, был похоронен государственный канцлер М. И. Воронцов.

Святыни

Разрушение

Полезная информация

Крестовоздвиженский монастырь

Святыни

В главном иконостасе середины XVIII века сохранялись немногие образа из иконостаса 1680 года кремлёвской церкви Двенадцати апостолов, переданные при её переделке в 1723 году, а также более древние иконы оттуда же, как «Богоматерь в молении апостола Филиппа и митрополита Филиппа» (1655).

Разрушение

Крестовоздвиженская церковь была закрыта не ранее 1929 года, снесена в 1934 году.

Священник Крестовоздвиженской церкви о. Александр Сидоров в 1931 году был арестован и погиб в концлагере в Кеми.

На месте церкви была выстроена шахта Метростроя. При устройстве шахты в 1930-х годах обнаружили слой речного песка в локоть толщиной, о котором упоминает опричник Генрих Штаден в рассказе о строительстве опричного двора.

До зимы 1979 года сохранялись ещё ворота монастыря, стоявшие по проспекту Калинина. Весной, при спешном строительстве перехода, их также снесли; причём при рытье тоннеля был вскрыт культурный слой с древними гробами, старыми фундаментами, остатками вещей, - все это сгребли в кучу экскаватором без изучения и вывезли на свалку.

В 1935 году Воздвиженка была сначала переименована в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), в 1946 году - в улицу Калинина, в 1963 году стала частью Калининского проспекта.

Фото: Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Фото и описание

Своим основанием, а точнее преобразованием женской богадельни в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь, эта обитель была обязана московскому юродивому по имени Иван Степанович.

В 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви Флора и Лавра была устроена женская богадельня. Юродивый Иван Степанович, бывший извозчик, принявший на себя труд юродства, решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемой Псалтыри. Одна из благодетелей юродивого, купчиха Параскева Саватюгина после смерти своего супруга также решила стать членом этой женской общины, а на ее деньги для богадельни был выстроен каменный дом. Митрополит Филарет передал в дар общине Иерусалимскую икону Божьей Матери, по которой впоследствии будет назван и сам монастырь. Иван Степанович до своей смерти пользовался попечением московских купцов, и все эти средства шли на обустройство общины.

В 1869 году владелица соседнего со Старым Ямом села Лукино Александра Головина, овдовев и потеряв дочь, решила передать свое имение вместе со всеми землями женской общине. В Лукино был перенесен дом, построенный для общины. На новой территории, принадлежавшей теперь общине, стояла Крестовоздвиженская церковь, построенная в середине XIX века. Через пару лет ее сочли тесной и приступили к строительству нового храма, освященного в честь Вознесения Господня в 1890-е годы. Храм имел статус соборного. Его храмоздателем стал мещанин Василий Жолобов, на его средства также был построен один из монастырских корпусов, названный Васильевским. В 1887 году женская община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Его первой настоятельницей стала Параскева Саватюгина.

На территории монастыря со временем появились другие постройки: келейные корпуса, каменный дом настоятельницы, колокольня, гостиница, школа, детский приют и больница, хозяйственные постройки, в обители были пасека, пруд, два фруктовых сада, аптекарский огород и паровая мельница.

После октябрьского переворота имущество монастыря было национализировано. В его стенах сначала было организовано учреждение для детей-беспризорников, затем партийный дом отдыха. Вознесенский собор и Крестовоздвиженскую церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре размещался госпиталь, а после нее здесь открылся санаторий «Ленинские горки».

В 1992 годы монастырь был возвращен РПЦ, а в 2006 году у обители открылось подворье в Москве, в храме Иерусалимской иконы Божией Матери на улице Талалихина.