Средневековые монашеские ордена. Монашеские ордена и их основатели монашеские ордена и их основатели Средневековые монашеские ордена

Августинский Орден . Появился во второй половине 13 века и получил привилегии нищенствующего ордена.Орден объединил в одну конгрегацию несколько отшельнических общин в Италии(Иоаннбониты , Тосканские эремиты , Бритинианцы и др.). Устав ордена не отличался строгостью. В 14 веке, с еще большим ослаблением первоначальной строгости устава, орден преобразовался в многочисленные новые конгрегации, одной из них являлась Саксонская к которой принадлежали Штаупиц и Лютер .

Орден Францисканский . Основателем был сын купца - Франциск Ассизский . Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния, апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он образовал орден меньших братьев или миноритов . Папа Иннокентий 3 к которому явился Франциск, хотя не утвердил ордена позволил ему и его братьям заниматься проповедничеством и миссионерством. В 1223 году орден торжественно был утвержден буллой папы Гонория 3 , причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. В 1212 г. Клара Ассизская , основала орден клариссинок , которому в 1224 г. Франциск дал устав. После смерти Франциска в 1226 г. орден распространился уже по всем странам Западной Европы и насчитывал тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Орден был основан,приблизительно в одно время с Францисским, священником и каноником Доминиканом . В конце 12 -начале 13 вв. в Римской церкви появилось много еретиков , которые нашли себе приют в южной Франции и производили большие волнения. Доминик, путешествуя по южной Франции познакомился с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально предназначенный для этой цели орден.Получив разрешение в 1215 году от папы Иннокентия , а от папы Гонория устав - орден заявил о себе. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков . Но Гонорий, также для утверждения католической веры, предоставил ордену право заниматься повсюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика был назван первоначально орденом братьев - проповедников , в последствии же в честь основателя он стал именоваться Доминиканским . В 1220 г. Доминик в уставе своего ордена сделал изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. В принципе, Доминиканский орден очень походил на орден Франциска. Различие заключается в том, что он, целесообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать каталическую веру, принял на себя по преимуществу учебно-образовательное направление и действовал как орден, занимающийся углубленным изучением теологии в среде высших сословий. Доминиканцы основали собственные учебные заведения. Вместе с тем, Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками Доминиканцев. После смерти Доминика в 1221 г. его орден распространился по всей Западной Европе.

Францисканский и Доминиканский монашеские ордена имели как никто другой особое важное значение в Римской церкви,имеющие статус нищенских, кроме появившегося впоследствии ордена иезуитов. Причина кроется в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их деятельности. Монахи других западных орденов, в соответствии со своими обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботится только о своем спасении, участия в церковных делах им не предоставлялось. Напротив, даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказать влияние на общество, была под запретом пап. Ордена Францисканский и Доминиканский, были предназначены своими основателями продвигать среди общества интересы церкви, и папы не только препятствовали этому, но еще облегчали им выполнения заданного предназначения, предоставив членам того и другого ордена обширное право повсеместной пастырской деятельности. Францисканцы и Доминиканцы составили из себя специфическую иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Исходя из такого положения дел в церкви, нищенствующие монахи принимают живое участие во всех сферах духовной деятельности. Они являются проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов и агентами пап. Францисканцы были духовниками государей 13-16 века., пользовались большим влиянием в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами . Вместе с доминиканцами францисканцы выполняли функции инквизиции , основанной в 13 веке. Следует отметить,однако, что в первое время Доминиканцы и Францисканцы, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни.И все это вместе взятое укрепило их важное значение в Церкви. Но влияние тесной связи с папством и служение его интересам наложило отпечаток на деятельность нищенских орденов и, в следствии чего они все больше и больше уклонялись от своего первоначального назначения- спасения человеческих душ. Все свои интересы и деятельность они направили на распространение и утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета был забыт, и строгая дисциплина сменилась распущенностью.

Помимо монашеских орденов в Западной Европейской Церкви в Средние века появились ордена частично монашеские частично мирские - духовно-рыцарские ордена . В их появлении выразилась общая тенденция западной средневековой жизни, когда Церковь, отстаивая свои интересы привлекла к себе на службу все классы общества, в том числе и рыцарство. Естественным поводом к появлению духовно-рыцарских орденов, в условиях политической обстановки текущей эпохи послужили крестовые походы . Наиболее заметный вклад в истории средневековья вообще, и в частности в истории Крестовых походов оставили три ордена - госпитальеры , тамплиеры и тевтоны . Орден тамплиеров прекратил свое существование в первой половине 14 века, остальные существуют и в настоящее время, но не играют существенной военно- политической роли. Ордена выродились в благотворительные общественные организации.

Одним из первых орденов такого рода стал орден иоаннитов или госпитальеров . В 1048 году, задолго до крестовых походов мирными жителями города Амальфи была основана cтранноприимница святого Иоанна Крестителя - христианская организация или госпиталь для приюта бедных и больных пилигримов , при госпитале было устроенно и братство. Иоанниты - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна. В 1099 г., когда в ходе первого крестового похода в Иерусалиме крестоносцами было основано христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и организация превратилась в религиозно-военный орден. Изначально главной обязанностью братьев иоаннитов являлось гостеприимство и уход за больными. Позже к этим обязанностям присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов и забота о защите Святой земли. Последние обязанности вскоре сделались главными и иоанниты посвятили себя исключительно борьбе с неверными. Образовался духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий 2 утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев. Руководил орденом Гроссмейcтер . Становление ордена с целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием, и как следствие в пользу иоаннитов стали совершаться большие пожертвования. Cоломона переселились на Кипр, а оттуда мигрировали в Западную Европу и проживали в своих богатых поместьях, особенно во Франции. Центром сосредоточения являлся Париж. в последствии французский король Филипп 4 Красивый ,опасаясь замысла рыцарей против государства и желая отнять у них огромные богатства стал возводить на орден страшные обвинения. Филипп Красивый с течением времени конфисковал орденские имущества и направил против братства инквизицию. Членов ордена обвиняли в ужасной ереси - в отречении от Иисуса Христа. Папа Климент 5 , проживавший в это время в Авиньене и состоявший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папской буллой орден тамплиеров был объявлен еретическим и уничтожен.

Крестовые походы поспособствовали кардинальному изменению жизни в Европе. Кроме того что христиане начали знакомиться с культурой восточных стран и народов, в частности арабов, еще появилась возможность быстро разбогатеть. Тысячи паломников потянулись в Святую землю. Кто хотел защитить Гроб Господень, а кто стать обеспеченным землевладельцем с большим количеством слуг. Для охраны подобных путешественников и создавались вначале монашеские ордена.

Происхождение орденов

В дальнейшем, после того как европейцы освоились на просторах Палестины, рыцари духовных орденов начали разделяться, в соответствии со своими целями, на нищенствующих, бенедиктинцев, регулярных клириков и каноников.

Некоторые были охвачены жаждой наживы и власти. Им удалось не только сказочно разбогатеть, но и создать свои собственные государства. Например, к последним относится Тевтонский орден, но о нем мы поговорим далее.

Августинцы

Название некоторых стало производным от имени святого, слова и деяния которого особо чтились основателями и были прописаны в уставе.

Под термин «августинцы» попадают несколько орденов и конгрегаций. Но в целом их всех делят на две ветки - каноники и братья. Последние еще подразделяются на босых и реколлектов.

Этот орден был создан в середине тринадцатого века, а в середине шестнадцатого - причислен к трем остальным нищенствующим орденам (кармелиты, францисканцы, доминиканцы).

Устав был достаточно простым и не включал в себя никаких жестокостей и истязаний. В основном целью монахов было спасение человеческих душ. К шестнадцатому веку в рядах этого ордена было около двух с половиной тысяч монастырей.

Ни о какой власти или накоплении богатства не могло быть и речи, поэтому они и были причислены к нищенствующим.

Босые же августинцы откололись от основного течения в семнадцатом веке и распространились по Японии и всей Восточной Азии.

Отличительным признаком августинцев является черная ряса и белый подрясник с кожаным поясом. На сегодняшний день их насчитывается около пяти тысяч.

Бенедиктинцы

История монашеских орденов началась именно с этой группы церковников. Она образовалась в шестом веке в итальянской коммуне.

Если посмотреть на путь развития данного ордена, мы увидим, что получилось у него выполнить всего лишь две задачи. Первая - частично распространить свой устав на большинство остальных организаций. Вторая - послужить основой для образования новых орденов и конгрегаций.

Судя по записям, бенедиктинцы изначально были малочисленными. Первый монастырь был разрушен в конце шестого века лангобардами, а монахи расселились по всей Европе. После секуляризации в средние века и реформационного движения орден стал клониться к своему закату.

Однако в девятнадцатом века начинается внезапный его взлет. Братья по вере просто нашли свою нишу. Теперь монашеские ордена, входящие в это объединение, занимаются подъемом и развитием культуры, а также миссионерской деятельностью в странах Африки и Азии.

В конце девятнадцатого века создана их конфедерация при поддержке Папы Римского, кроме этого, был открыт университет. Архитектура и торговля, литература и музыка, живопись и медицина - это лишь малая часть областей, которые развивались в Европе благодаря бенедиктинцам. Именно монашеские католические ордена в эпоху тотального упадка уровня жизни и культуры смогли сохранить остатки «цивилизации» в виде традиций, норм и устоев.

Госпитальеры

Вторым названием является «Орден Святого Духа». Это монашеская организация, просуществовавшая всего шесть столетий - с двенадцатого по восемнадцатый век.

Основу деятельности госпитальеров составляло лечение больных и раненых, а также уход за стариками и сиротами, немощными и обездоленными. Именно поэтому за ними закрепилось такое название.

Происходит от ордена Августинцев. А свои госпитали они образовывали сначала во Франции, а после в других странах.

Каждый член монашеского ордена обязывался заниматься благотворительностью. Данное понятие включало в себя уход за больными, выкуп христиан из рабства, защиту паломников, образование бедняков и многие другие добрые дела.

В семнадцатом веке французский король попытался использовать их фонд в своих интересах, для выплат жалования военным ветеранам. Но Рим воспротивился такому повороту событий. С этого времени начинается упадок, завершившийся в 1783 году, когда орден вошел в состав госпитальеров Святого Лазаря Иерусалимского.

Доминиканцы

Интересной особенностью этой организации является то, что член монашеского ордена может быть как мужчиной, так и женщиной. То есть имеются доминиканцы и доминиканки, но обитают они в разных монастырях.

Орден был основан в тринадцатом веке и существует по нынешнее время. На сегодняшний день численность его составляет примерно шесть тысяч человек. Главным отличительным признаком доминиканцев всегда была белая ряса. Гербом является собака, несущая в зубах факел. Своей целью монахи ставят просвещать и защищать истинную веру.

Доминиканцы знамениты в двух областях - науке и миссионерской деятельности. Невзирая на кровавое противостояние, они первыми смогли сделать архиепархию в Персии, освоить Восточную Азию и Латинскую Америку.

При Папе Римском за вопросы, связанные с теологией, всегда отвечает именно монах этого ордена.

В период наивысшего подъема доминиканцы насчитывали более ста пятидесяти тысяч человек, но после Реформации, революций и гражданских войн в разных странах их число значительно сократилось.

Иезуиты

Наверное, самый противоречивый орден за всю историю католицизма. Во главу угла поставлено беспрекословное подчинение, «точно труп», как сказано в уставе. Военно-монашеские ордена, конечно, играли громадную роль в становлении многих правителей средневековой Европы, но иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой.

Орден был основан в Лойолой в 1491 году и с того времени своими связями опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства - с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма - с другой. Именно такие противоположные грани привели к тому, что в восемнадцатом веке Папа Римский расформировывает данный орден Официально он не существовал лет сорок (в Европе). В России и в некоторых азиатских странах приходы функционировали. На сегодняшний день численность иезуитов насчитывает около семнадцати тысяч человек.

Тевтонский орден

Одна из самых влиятельных организаций средневековой Европы. Хоть военно-монашеские ордена и стремились к максимальному влиянию, не у всех это получилось. Тевтонцы же пошли обходным путем. Они не только наращивали свою мощь, но и просто покупали земли, на которых строили крепости.

Орден был основан на базе госпиталя в Акре в конце двенадцатого века. Изначально тевтонцы накапливали богатства и силы, попутно заботясь о раненых и паломниках. Но в начале тринадцатого века они начинают продвижение на восток под знаменами борьбы с язычниками. Осваивают Трансильванию, изгоняя половцев к Днепру. Позже захватываются Прусские земли, и образовывается государство Тевтонского ордена со столицей в Мариенбурге.

Все шло на пользу рыцарям до Грюнвальдской битвы в 1410 году, когда польско-литовские войска нанесли им поражение. С этого времени начинается закат ордена. Память о нем восстановили лишь немецкие нацисты в годы Второй мировой войны, объявив себя продолжателями традиции.

Францисканцы

Монашеские ордена в католицизме, как упоминалось выше, делятся на четыре группы. Так вот, основанный в начале тринадцатого века, стал первым из нищенствующих. Основная цель его членов - проповедь добродетели, аскетизма и принципов Евангелия.

«Серые братья», «кордельеры», «босоногие» - прозвища францисканцев в разных европейских странах. Они были соперниками доминиканцев и возглавляли инквизицию до иезуитов. Кроме этого, члены ордена занимали многие преподавательские должности в университетах.

Благодаря этому братству появились многие монашеские направления, такие как капуцины, терциарии и другие.

Цистерцианцы

Второе название - «бернардинцы». Это ветвь бенедиктинцев, которая отделилась в одиннадцатом веке. Орден был основан в конце означенного века святым Робертом, который решил вести жизнь, полностью отвечающую уставу бенедиктинского монастыря. Но поскольку в реальности у него не вышло добиться достаточной аскезы, он уходит в пустынь Сито, где закладывает новый монастырь. В начале двенадцатого века принимается его устав, а также присоединяется святой Бернард. После этих событий количество цистерцианцев резко начинает расти.

В эпоху средних веков они обошли другие монашеские ордена по богатству и влиянию. Никаких военных действий, только торговля, производство, образование и наука. Мирным путем была получена наибольшая власть.

Сегодня общее количество бернардинцев колеблется в пределах двух тысяч.

Монашество и средневековые ордена
как оплот католической церкви
(интересное о малоизвестном)

Остановившись на монашестве как оплоте веры, следует отметить, что толчком для его возникновения послужило создание государственной церкви в 40-х годах IV века. Именно тогда император Константин признает её государственность, и масса легализованных, фанатично верующих людей неудовлетворённых жизнью, ищут форму уединения, видя его в служении Богу. Возникают монастыри, появляются монахи. Хотя само понятие "монашество", весьма своеобразно. Аскеты веры для самоистязания брали пример из языческого культа, что не может быть неприемлемым, по крайней мере, в начальный период христианства. Так Пахомий в Фивиаде использовал культ жрецов Сераписа, который практиковал в некоторых случаях схимничество и уединение. В пещеры, куда исходили отшельники, подавали скудную пищу для поддержания минимума физических сил. В этих пещерах они были замурованы до конца своей жизни. Пахомий применил этот элемент культа в христианской вере, причем, он был не один в учении уединения и самоистязания. Симеон-столпник из Сирии истязал себя сидением на груде камней, не сходя с неё долгие годы. Такому виду самоистязания имеются аналоги у жрецов Астарты. Прочувствовать страдания Спасителя, страдать за грехи человечества, были готовы фанатично верующие христиане, и уединение, как форма самоистязания, распространяется в легализованном христианском мире. Уход из мира сего с его горестями и грехами, забытье от бренной суеты – уставшие от жизни люди, обрекают в некую систему служения Богу. Конец IV – начало V веков, это период крушения империй и государств под мощными и жестокими ударами германских племен. Великое переселение народов дымом пожарищ ознаменовало конец старого античного мира, навсегда уничтожая привычный уклад жизни и зарождая новое социально-бытовое обустройство общества. Ужас сотен тысяч разбитых человеческих судеб, падение старых идеалов, когда привычное жизненное пространство уходило в небытие, а новое, даже приблизительно, невозможно было представить, поставили мир на грань исчезновения. Именно в этот период всеобщего душевного смятения, произошел мощный всплеск религиозного фанатизма. Христианская вера всетерпимости и духовного озарения породила массовое движение поборников веры. Общаться с единомышленниками, молиться вместе, жить и работать в одном замкнутом пространстве, всё это стимулирует ряд христиан на создание коллективного монашеского затворничества. Решающую роль в этом сыграла Церковь, поддерживая создание и дальнейшее развитие монашества. Она видела в нем не только оплот духовной кладовой христианского учения, но и основной источник обогащения.
Сама же Церковь этого периода, получив статус государственной, превращается из мученической, в церковь иерархов. Именно в это время она вынуждена вступить в определенные отношения с государством, создавая возможность проникновения в свою среду священнослужителей, в числе которых, была масса случайных, морально падших и дурных людей из светского общества. Приверженцы старины – «свободной церкви», призывая соблюдать её прежние принципы, осуждали «испорченность» нравов новых священнослужителей назначаемых из среды светского духовенства, осуждали их отступления от «божьих заветов» и «истинных начал» христианства. В этой связи, монашество, как незыблемый оплот христианской веры, даёт возможность сосредоточить в себе определенное количество истинных, фанатично преданных христианской вере подвижников. Монахи-аскеты своим фанатизмом, для Церкви были не всегда удобны, но она мирилась с этим. Принимая их в свои общины, монашество служило как бы накопителем и хранителем, фанатично преданных догматам христианской Церкви, служителей Бога. Иерархи Святого Престола понимали, что монашеская среда была удобной закрытой структурой, которая могла удерживать под контролем постоянно бунтующих подвижников. В необходимый момент из этой среды Церковь пополняла свои ряды мистиками-святыми, проповедующими те или иные христианские догмы. Они же играли и основную роль, когда готовилось очередное чудо. Не вдаваясь в подробности христианской морали отметим, что монашество было основным институтом и оплотом Церкви в её сложной политической борьбе за будущий расцвет христианского вероучения в Западной Европе. Уже с конца X-го – начала – XI-го веков, Церковь поведет активную борьбу за главенство духовной власти над светской в христианском мире. Эта непримиримая борьба не на жизнь, а насмерть – будет жестокой, с применением любых методов и средств, порой самых варварских. Борьба со светским миром в лице королей, князей, герцогов и, в первую очередь, с императором Священной Римской империи, будет проходить с переменным успехом и в конечном итоге Церковь её проиграет. В конце ХVIII – начало XIX веков – вначале революционная Франция, а затем, и император Наполеон, навсегда упразднят влияние Святого Престола на внутренние дела в государстве. Этому же примеру последует и Император Священной Римской Империя Иосиф. Борьбу за власть над христианским миром Церковь проиграет и ей останется только власть духовная, что тоже немало. Но, вернувшись в далекое Средневековье, мы, глядя на церковные институты, понимаем, почему так долго смогла продержаться власть Святого Престола. Эта власть постоянно получала подпитку из народной среды, пользуясь её невежеством.
Сыграв ведущую роль в духовном возрождении европейского сообщества в Раннем Средневековье, Церковь, на определенном этапе стала неприодалимым тормозом в дальнейшем его развитии. Прогресс и духовность – понятия мало совместимые, что доказали сокрушительные войны ХХ века, когда утратившие духовность народы, принялись за истребление друг друга. В этом парадокс развития человечества. Борясь с тормозящими научно-технический прогресс, догмами христианской веры, мы уничтожаем тем самым духовность общества, его человеческие критерии, но, победив в этой борьбе, выпускаем на волю всепожирающего дракона-разрушителя способного уничтожить весь мир. Вывод: не так плохи догмы и не так плох прогресс – никчемны те иерархи Церкви и правители государств, которые в угоду верховенства над властью не могут найти рациональное зерно способное служить совершенствованию и торжеству христианской морали в высокоразвитом цивилизованном обществе. Так длилось веками.
Монашеская среда, была одним из основных поставщиков сторонников иерархов Церкви. Она воспитывала, растила, словом, подготавливала сторонников-догматов, писателей-мистиков, основоположников многих учений христианской католической веры. Один из них – Бернард Клервосский, ещё при жизни был канонизирован в святые. Великолепный оратор, он был вдохновителем Второго крестового похода на Святую Землю. К его мнению прислушивались папы, а светская власть боялась. Он явился одним из основоположников военно-монашеских Орденов.
Есть предположение, что Устав для Ордена Тамплиеров, основанного в 1119 году и благословленного папой римским в 1128 г, – написал Св. Бернар. Множество примеров можно приводить из истории становления власти Церкви и, всегда на всех этапах, главным её оплотом было монашество.
Объединенные в целые конгрегации монастыри – стали называться монашескими орденами. Они сосредотачивали в своих руках огромные территории, занимаясь сельским хозяйством, ткачеством, торговлей и производством прекрасных сортов вин. Одним из ведущих – был Орден Бенедиктинцев. Его по праву можно назвать первым и старейшим монашеским орденом в Западной Европе. Основал орден монах Бенедикт Нурсийский (ок. 480-490 гг. и ок 547-560 гг.). В истории его называют «отцом западного монашества».
Второе место по праву занимает Цистерцианский орден, одна из ветвей Бенедиктинского ордена. Основан в 1098 г. Робертом де Тьерри прозванным Молесмским (аббатом монастыря в Молесме в Бургундии). Название орден получил: от первой цистерцианской обители – монастыря в пустынном месте Сито (на лат. «Cistertius»).
Об ордене Валломброза известно немного. Основан Иоанном Гуальбертом в 1038 году в аббатстве, расположенном в Фиезольской епархии. Устав взят, как это было принято в том времени, св. Бенедикта. Основное направление богослужения направлено, набожному созерцанию. Реорганизовывался несколько раз. В 1662 году слился с орденом сильвестрианцев, но в 1681-м, опять выделился в отдельный орден и продолжал существовать самостоятельно. Члены ордена называли себя валломброзанцами и количество их было очень ограниченное.
Монашеский орден Камальдулов был признан папой Александром II в 1072 году, хотя дата его возникновения относится к началу XI века. Основан бенедиктинским монахом Ромуальдом в пустынной местности Апеннинских гор, недалеко от Арецо «Campus Malddoli». Первоначально, камальдулы пользовались уставом Св. Бенедикта, но примерно с 1102 года приняли свой устав, более суровый, по аскетизму значительно превосходивший требования других монашеских орденов. Камальдулы были обществом отшельников, отличавшегося от сложившихся стереотипов монашеского общежития того времени. Строгий и уединенный образ жизни, объединявший членов братства лишь во время монотонного пения псалмов, жестокое самобичевание и истязание, хождение босым в любое время года, суровое соблюдение поста (даже в случае болезни вино и мясо принимать в пищу запрещалось) – всё это на первоначальном этапе снискало высокую популярность ордену.
Монашеский орден Картэзианцев основан св. Бруно Реймсским в 1064 году, близь Гренобля во французской провинции Дофинэ. Название произошло от монастыря Шартрез (лат. Carthusia). Кроме борьбы за чистоту христианских нравов, орден славился производством всемирно известного ликера «Шартрез» Новый Орден сразу получил покровительство папы Урбана II (1088-1099 гг.), архиепископов Лиона и Гренобля, знатных сеньоров. Многие представители крупных аристократических родов по младшей линии, не имеющей право наследования титула – стали членами этого Ордена.
Духовный орден Фонтевро (Fontevrault Ordo fontis Ebraldi) – основан Робертом из Арбрисселя. В конце XI века он построил несколько монастырей, один из которых, близ Фонтевро (департамент Мэна и Луары), Этот монастырь и дал Ордену своё имя.
Орден Премонстрантов (лат. Praemonstaranti) или, как их называли белые каноники, основан под эгидой Римско-католической Церкви в XII в. Св. Норбертом Ксантенским (ок. 1080-1134 гг.). Монахов этого ордена часто называли норбертинцами. Центром Ордена являлся монастырь в Премонтре, расположенном близ Куси, между Реймсом и Ланом, где в лесу Св. Норберт собирал своих учеников. Это место, по словам самого святого, было указано ему в чудесном сне (лат. Pratum monstratum). Норберт по желанию папы Калликста должен был возродить бенедиктинский монастырь в Лане. Монахи собрались в 1122 году в общине Св. Норберта для того, чтобы создать не только новую церковь, но и новый орден монахов-священников (так называемых регулярных каноников). Позже в Премонтре возникло множество филиалов. К 1230 году, орден насчитывал более 1000 монастырей во Франции, Италии, Германии, Англии, Польше, Венгрии и на Пиренейском полуострове.
В истории становления и дальнейшего развития христианской католической веры монашеские Ордены играют исключительное предназначение. Многие из них возникали и, просуществовав несколько столетий, уходили в небытие. Часть сливалась с более известными Орденами. Перечислять все – не суть данного очерка, так как цель: указать значение монашества, как института христианской веры.
Вот некоторые названия, которые до сих пор на слуху, но многие, из которых, уже прекратили своё существование.
Целестинцы сохранили до нашего времени несколько монастырей во Франции и успешно существуют, способствуя возрождению духовности общества. Таким же образом функционируют и несколько женских монастырей и Ордена Бегинок, Гергардинистов. Иезуиты Блаженного Иеронима – прекратили своё существование.
Интересны по своему предназначению нищенствующие Ордены, созданные в XII-XIII веках. Часть из них: Ордены Францисканцев, Капуцинов, Терцианов, достигнув расцвета в XIV-XVII веках, в XIX веке утрачивают значение, хотя некоторые монастыри в Испании, Франции, Австрии и др. странах функционируют до сих пор. Ничего не известно за Ордена Мимнимов и Реколекты.
Нищенствующие Ордены сыграли важную роль в реабилитации авторитета Церкви, когда падение нравов церковнослужителей в западноевропейском обществе, стало нарицательным синонимом.
В ХІІ веке влияние христианской Церкви распространилось на все области жизни в Западной Европе. Но в борьбе за власть над паствой Церковь делает ряд непростительных ошибок, которые подорвали её авторитет и, тем самым, подготовили падение в ХІХ веке. Отметим: огромный приток иерархов Церкви из светской среды, когда епископ или аббат, были попросту феодалами, постоянно воюющими за свои и чужие земли, Слову Господню пришлось переместиться на второе место. Сами папы римские, настолько погрязли в распутстве, стяжательстве и симонии, что о чистоте нравов говорить не приходилось. Нет надобности, приводить примеры этих имен: Церковь, сама осудила их в последующие времена.
Отметить, что к власти на Святой Престол приходили и понтифики с чистыми побуждениями и желанием очистить лоно Церкови и весь христианский мир от пороков средневекового ханжества и жестокости. Одним из таких положительных служений обществу, стали Крестовые походы, в которые, так удачно удалось отправить Папе Урбану ІІ большинство любителей легкой наживы из среды баронов. Папа в 1095 году призвал на защиту Гроба Господнего бесконтрольное, своевольное рыцарство, терзавшее, погибающую от его жестокости Европу. На Святую землю с крестом и мечом ринулись полчища поборников веры, и это спасло христианский мир от саморазрушения своими же, не в меру воинственными, христианами.
Именно в этот период монашество сыграло решающую роль, проповедуя идею освобождения Гроба Господнего и освобождение Святой Земли от неверных. Весь ужас средневековой Европы – переместился на Ближний Восток, истребляя и сокрушая с удивительной нехристианской жестокостью народы этого региона, причём, христиан в том числе. Фактически, за три века передышки (период Крестовых походов), Европа обновила социальное обустройство общества, и именно в этот период окрепли государства, способные контролировать рыцарство. Зародилась абсолютная власть, подготовившая конец феодального произвола и переход к новым формам социально-экономического развития общества.
Во всех этих процессах Церковь играла приоритетную роль, а в дипломатических решениях правителей – присутствовала воля папы римского. Иезуитский Орден, выполняя волю понтификов, взял под контроль и деятельность монархов Европы. Долгое время существовала версия, о том, что этот Орден убирал неугодных правителей посредством кинжала или яда. Было ли так? Никто и никогда этого так и не сумел доказать, а архивы Ватикана: святая святых – хранят молчание.
Используя возможности монашества, как средства тотального контроля над обществом и в первую очередь, над светской властью, наместники Святого Петра в ХII-ХVI веках достигли небывалого могущества. Вседозволенность и безнаказанность соблазняет и развращает, поэтому, ослабление требований к вере, имело негативное последствие и в монашеской среде. Некоторые аббатства стали рассадником разврата и порока. Монастырская братия, занимаясь обжорством и пьянством, погрязла в распутстве, забыв о христианском благочестии. Служба золотому тельцу нанесла ощутимый урон наследию подвижнической деятельности первых аскетов, основателей монастырей.
И всё же, как ячейка и оплот христианской веры, именно монастыри, сыграли основополагающую роль в укреплении и достижении того могущества, которого достигла Западная Церковь. Таким образом, с усилением церковного влияния на светскую власть, проведением ряда церковных реформ направленных на борьбу с негативными явлениями, монастыри на протяжении многих веков, пусть и с переменным успехом, но справлялись с задачами, которые на них возлагались. Мероприятия и реформы папы римского (от создания первых монашеских орденов, Крестовых походов в Святую Землю, и образования военно-духовных орденов) сумели на весьма продолжительное время побороть, хоть и не полностью, вульгарные проникновения светского мира в духовную среду и сохранить относительную чистоту веры до нашего времени, включительно.
Соединение духовных и светских интересов и устремлений, дали толчок возникновению ряда духовно-рыцарских или, как их ещё принято называть – монашеско-рыцарских Орденов. Воинствующие монахи, или рыцари давшие обет безбрачия, стали боевыми воинскими подразделениями пап, выполняющие функцию физического воздействия на врагов христианской веры и, в первую очередь врагов самих понтификов. Господь Бог, через наместника Святого Петра вложил монахам-рыцарям в руки меч для наказания неверных, то есть людей иной веры, при этом, полностью освободив первых от христианских угрызений совести за уничтожение себе подобных двуногих существ, которых, если верить Библии, он сам и сотворил.
О монашеско-рыцарских Орденах, есть множество исследований и только ленивый не найдёт в любом книжном магазине, хоть что-нибудь о них. В данном очерке речь об этих Орденах не идёт – эта тема более подробно будет освещена в последующих повествованиях. Я же хочу остановиться на самом понятии Ордены и их предназначении.
Орден (нем. Orden от лат. «ordo» – «ряд», «порядок», «разряд»; в некоторых трактовках, как «организация», «отряд») – централизованное и закрытое (то есть недоступное для непосвященных) общество со своим уставом и опредёленными привилегиями. Само слово «Орден» возникло не сразу. В начале, первые объединения защитников веры Христовой назывались «братствами» («fratemitas»), «лигами» («ligas») и даже «религиями» («religio»), позднее термин «Орден» занял главенствующее положение.
Чтобы понять сущность Орденов, необходимо понимать: данная организация может быть только закрытого типа. Сделаю небольшое пояснение. Берётся за основу классическая модель Ордена, сложившаяся на протяжении всего Средневековья. Некоторым современным скептикам, имеющим смутное представление о прошлой жизни Орденов и связи их с современными – возрожденными, не следует искать в моих словах тайного умысла и пропаганду программных доктрин и рекомендаций по развитию современного рыцарства, особенно в нашем постсоветском пространстве. Некоторые же положения и требования я всё же приведу, так как считаю, что в демократическом обществе свобода собраний и общественных организаций – защищены Конституциями стран и Всемирной Декларацией прав человека.
Всё, что происходит в Ордене, является тайной для посторонних глаз. В этой связи орденская структура не позволяет бурного роста численности членов организации и, если такое происходит, то это не Орден, а очередное братство, или даже партия – что тоже многих устраивает. Орден основан на строгом соблюдении единоначалия при неукоснительном соблюдении и выполнении положений Устава и Кодекса Чести. Кодекс Чести – обязателен для всех его членов. Абсолютизм власти Великого Магистра в духовно-рыцарских орденах, есть не что иное, как власть монарха (с лат. mono – один, единый и arhont -- властитель), в модели мини государства. Орден имеет свои тайны, разглашение которых, в прошлые времена, часто каралось смертным приговором. Анализ гибели Ордена Тамплиеров, наглядно показывает, что мягкосердечие с предателями Ордена, однажды помилованных, способно разрушить даже такую мощную структуру. Ряд бывших рыцарей Ордена Тамплиеров, своим лжесвидетельством на трибунале инквизиции, способствовали его уничтожению. Тема закрытых братств, всегда интриговала загадочностью обывателей и обрастала невероятными легендами и небылицами. Орден всегда опасен государству, так как по своей структуре является государством в миниатюре. Если в партии обязательно присутствуют соглядатаи со спецслужб, то в Ордене – подобное невозможно, или крайне затруднительно. Орден объединяет единомышленников определенной идеи. Государство всегда боится здравомыслящих людей, способных критиковать или даже призывать народные массы к акту неповиновения. Почему? Прежде всего, потому, что государство – это аппарат насилия, который, не считаясь с мнением индивидумов, всегда узурпирует власть и эксплуатирует народные массы. С функциями защиты социально-бытового назначения и охраны мирного труда народа, государственный аппарат не всегда справляется и форма власти, независимо какая (монархическая или демократическая), превращается в абсолютную, с элементами деспотии, тирании и в конечном итоге ведет к диктатуре. Неспособность управлять государственными процессами, основанными на демократических свободах, порождает необходимость держать народ в страхе и повиновении. Власть всегда развращает, поэтому самые демократичные требования, предусматривающие, избрание в государственный аппарат граждан на строго определенный срок, игнорируются и дискредитируются фальшивыми и популистскими лозунгами, типа „Отечество в опасности!”, или как говорил на Украине Кучма: „Перший термін Президентом, я вчився, а тепер вже можу керувати”. Извините за пример: таких «кучм», кругом – огромное количество. Вкус к власти, открытость доступа к материальным благам, провоцируют избранников к переизбранию на очередной срок. Особенно это наблюдается при смене общественно-политических и экономических формаций. В развивающихся странах, узурпация власти на разных уровнях (местных, городских, республиканских, федеральных советах), клановость единомышленников, по сути создание тех же Орденов, но с другим названием, например, Верховный Совет, Государственная Дума, или Кабинет Министров и, даже бывшая администрация президента, их борьба за материальные блага и сферы влияния между собой, продажность и коррумпированность, вседозволенность, вплоть до физического уничтожения противников, причём в любых масштабах, вплоть до целых народов – вот суть такого государственного управления. Такое антинародное государство, в любом Ордене, тем более в таком, где объединяются люди порядочные по сути, и энергичные по действию, люди способные бросить вызов антинародному режиму и сбросить его – видит врага. И такие Ордены либо уничтожаются, либо подчиняются кланам. Многие Ордены полностью отстранились от политики, и занимаясь благотворительностью и вопросами духовного и культурного содержания, соблюдают Конституцию той страны в которой они размещены. Почти все Ордены используют статус международных организаций, дающих им возможность подпадать под защиту, как уже упоминалось Всеобщей декларации прав человека ООН и ряда других положений. Такие организации, подписав Договора о сотрудничестве с другими европейскими Орденами – практически недосягаемы для руководителей стран с тоталитарной идеологией. В дальнейшем, на истории становления орденского движения в Европе, мы с этим будем постоянно сталкиваться.
Зачастую, сам термин Орден трактовался по-разному. В этой связи следует понимать и разделять толкование «Ордены», как организацию и «Ордена» как награды за заслуги и отличие, хотя эта терминология, напрямую, и связана между собой. Закрытость Орденов, величие и элитарность многих из них, порождали зависть обывателей, а зависть, в свою очередь, фантазии, извращающие подлинную суть самоотверженного служения христианской вере. Многие Ордены сумели внести неоценимый вклад в духовное развитие мирового сообщества (бенедиктинцы, цистерцианцы, картезианцев и др.) и способствовали развитию и накоплению колоссального научного потенциала, а также ряду Географических открытий (Орден Тамплиеров, Орден Иоаннитов, Тевтонский Орден и др.), но об этом разговор в следующем произведении.

Эдуард Лощицкий.

Важные позиции занимает , организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов , деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития.

Бенедиктинцы

Основатель бенедиктинского монастыря - Бенедикт Нурсийский (480-547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте Кассино , в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.

Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целью такого объединения был возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти.

Кармелиты

Основатель - Бертольд Калабрийский , глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения — у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток , а затем и мужской. К особенностям ордена относится затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества.

Картезианцы

Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. -Cartusia ). Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства — производство и продажа ликера «Шартрез».

Цистерцианцы

Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито (Cito ). С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название бернардинский. Монахи ордена активно участвовали в , поддерживали папу в его борьбе со светскими властями.

Францисканцы

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты — «наименьшие из всех людей» — жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия . С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев , распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть . Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними» (лат. -domini canes ). В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Рыцарские братства

Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода для защиты завоеванных земель. Рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Они подчинялись только папе и орденским властям — капитулу и великим магистрам.

Госпитальеры

Около 1070 г. в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis ) для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства). В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии — Тевтонский орден — по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.

Иезуиты

Название произошло от лат.SocietasJesu — «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель — испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена — борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью.

а) монашеские ордена

На Западе еще в X в. в противодействие нравственной рас­пущенности, охватившей все классы общества, между прочим и монашество, предприняты были попытки восстановить во всей строгости древний монашеский образ жизни, завещанный Бенэдиктом Нурсийским . Явилась так называемая Клюнийская конгрегация , которая и восстановила устав Бенедикта. Но и Клюнийская конгрегация не много сделала для возвышения нравственности. Нравственная распущенность царила во всей силе в XI и последующих веках как среди мирян и духовенства, так и среди монашества; монастырская дисциплина с течением времени ослабла даже в клюнийских монастырях. Поэтому попытки осуществить при посредстве монашеского образа жиз­ни идеалы жизни истинно христианской продолжаются и те­перь. Люди с благочестивой настроенностью оставляют мир­скую жизнь, собирают вокруг себя приверженцев и основывают новые монашеские общества, или так называемые на Западе ордена, с теми или другими правилами жизни и обетами, исполнение которых составляет отличительный признак принадлежности к ордену. Папы покровительствовали всем новоустрояемым орденам, так как находили в них опору для своей власти. Из монашеских орденов, появившихся в Западной Церкви в XI-XV вв., наиболее замечательны следующие:

Орден Систерсийский , или Бернардинский . Он основан был в 1098 г. одним дворянином из Шампаньи, Робертом. Роберт еще в молодых летах поступил в один из бенедиктинских мона­стырей; но так как тогдашняя монастырская жизнь не соответ­ствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколь­кими подобно ему настроенными товарищами удалился в одно пустынное место, Сито (Cistercium), близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Из этого монастыря и образовался орден Систерсийский . Правила, которые Роберт дал своему ордену, были заимствованы главным образом из древнего бенедиктин­ского устава. Это - полное удаление от мира, отречение от вся­кой роскоши и удобств жизни (даже в храмах не допускалось ничего роскошного) и строго подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II (1099-1118 гг.) утвердил этот орден. Но правила ордена были слишком строги, и потому на первых порах он приобрел не много членов. Орден Систерсийский начал увели­чиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г.) знамени­тый Бернард Клервоский (прозванный так от принадлежащей ордену монастыря Клерво, которого он был настоятелем). Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что его при жизни считали святым и пророком и его влиянию подчинялись не только простой народ, но и папы и князья. Уважение к это­му почтенному мужу перенесено было и на его орден, который быстро начал увеличиваться. По смерти Бернарда (1153 г.) Систерсийский орден, принявший теперь в честь Бернарда на­звание Бернардинского, распространился уже по всей Европе - во Франции, Италии, Испании, Германии, Англии, Данин и проч. Вместе с распространением орден приобрел большие богатства. Последнее обстоятельство неминуемо повело за собой ослабление монастырской дисциплины, и монастыри бернардинские, славившиеся строгостью жизни своей братии с течением времени стали в уровень с другими западными монастырями.


Орден кармелитов . Этот орден основан был в Палестине одним крестоносцем из Калабрии, Бертолъдом. Бертольд с несколькими друзьями в половине XII в. поселился на горе Кармил и проводил здесь жизнь по образцу древних восточ­ных подвижников. В начале XIII в. латинский иерусалимский патриарх дал пустынникам Кармила, т. е. кармелитам, устав. В 1238 г. кармелиты, после падения владычества крестоносцев на Востоке, переселились на Запад. Так как здесь подвижниче­ство прививалось туго, то кармелиты оставили, с разрешения папы, свой палестинский устав и приняли устав одного из ни­щенских орденов - Францисканского. Впоследствии, именно в XVI в., орден кармелитов прославился особенно в своей жен­ской половине, при аббатисе кармелиток Терезии.

Орден Францисканский . Основателем его был Франциск (род. в 1182 г.), сын купца в городе Ассизи. Это был человек снежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить всего себя на служение Богу и обществу. Слова Еван­гелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы решили его призвание. Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался (1208 г.) странствую­щим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре во­круг него собралось несколько учеников, с которыми он и обра­стал орден меньших братьев , или миноритов (первоначальное наименование ордена францисканцев). Главными обетами миноритов были совершенная (апостольская) нищета, цело­мудрие, смирение и послушание, а главным занятием - пропо­ведь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден Франциска принял на себя задачу помогать Церкви в устроении спасения душ человеческих. Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но дозволил ему «его товарищам заниматься проповедничеством и миссионерством (1209 г.). В 1223 г. орден торжественно был утвержден Цой папы Гонория III, причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. Вместе с тем обрадовалась и женская половина ордена. Девица Клара, из Ассизи, в 1212 г. собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 г. Франциск дал устав. По смерти Франциска (1226 г.) его орден распространился уже по всем странам Западной Европы и считал у себя тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Он основан был - в одно время с Францисканским - одним священником и каноником в Осме (в Испании), Домиником (род. в 1170 г.). В конце XII и начале XIII в. в Римской церкви появилось много еретиков, которые нашли себе приют в южной Франции и производили здесь I большие волнения. Доминик, познакомившись в проезд через южную Францию с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально назначенный для этой цели орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение (1215 г.), а Гонорий III утвердил устав ордена. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков. Но Го­норий, в тех же видах утверждения католической веры, предо­ставил еще ордену право заниматься всюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доми­ника во время его утверждения назван был орденом братьев- проповедников, впоследствии же в честь основателя он стал на­зываться Доминиканским. В 1220 г. Доминик в уставе своего ор­дена сделал существенное изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. Вообще, орден Доминика весьма близко подходил к ордену Франциска Различие заключалось только в том, что он, сообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать католическую веру, принял по преимуществу ученое направление и действовал как орден ученый в среде высших сословий. По смерти Доминика (1221 г.) его орден, как и Францисканский, распространился по всей Западной Европе.

Ни один монашеский орден, за исключением впоследствии ордена иезуитов, не приобрел в Римской церкви такого важного значения, какое приобрели нищенские ордена - Францискан­ский и Доминиканский. Причина этого заключалась в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их дея­тельности. Монахи других западных орденов, согласно своим обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботиться только о своем спасении; участия в церковных де­лах им не было предоставлено; даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказывать влияние на общество, была положительно запрещаема им папами. Ордена же Францисканский и Доминиканский, напротив, предназначе­ны были своими основателями действовать среди общества в видах и интересах Церкви, и палы не только не препятствова­ли этому, но еще облегчили им выполнение такого предназна­чения, предоставив членам того и другого ордена широкое пра­во повсеместной пастырской деятельности. Таким образом, францисканцы и доминиканцы заняли место в среде церковной иерархии или, лучше, составили из себя особого рода иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского пре­стола. Благодаря такому положению в Церкви, нищенствующие монахи на первых же порах принимают живое участие во всех родах духовной деятельности. Они являются миссионерами, проповедниками, духовниками, учеными богословами и фило­софами, профессорами университетов, советниками и агентами пап и т. п. Кроме того, доминиканцы в 1232 г., когда так назы­ваемая инквизиция предоставлена была их ордену, являются в роли судей над еретиками и вообще противниками веры и Цер­кви. В то же время францисканцы и доминиканцы, по крайней мере на первых порах, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни. Все это, вместе взятое, упрочило их важное значение в Церкви. К сожалению, нищенские ордена, вследствие тесной связи с папством и служения его интересам, мало-помалу уклонились от своего первоначального назначения - содействовать спасе­нию человеческих душ. Всю свою деятельность и все свое влия­ние они стали употреблять исключительно на распространение »утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета - при этом был забыт, и их строгая дис­циплина сменилась, особенно в XV в., распущенностью.

Из остальных монашеских орденов Римской церкви XI- XV вв. следует упомянуть разве об ордене Августинском , появив­шемся в половине XIII в. и получившем привилегии нищенско­го ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер .