Обряды народов ямала. Презентация на тему "культура народов ямала". Конструирование объёмной композиции

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Описание слайда:

Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Слайд 22

Описание слайда:

Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).

Одна из самых древних в мире, она была интегрирована в мировое сообщество. Наследие циркумполярной цивилизации - это артефакты, наскальная живопись, языки, фольклор, обряды, ремесла, орудия северных народов. Взаимосвязь с природой, близость земли - главная особенность циркумполярной цивилизации и, возможно, ее спасение: многие цивилизации она уже пережила. В 21 веке современная заполярная культура может органично вписаться в мировую культуру.

Культура и быт

Быт и культура народов Арктики всегда зависели от образа жизни в суровых условиях. Жилище у оседлых северян могло быть основательным срубом, домом на сваях, кочевники-оленеводы предпочитали переносные чумы, утепленные шкурами оленей и отапливаемые жиром кита или моржа. Веками народы севера выбирали идеальный покрой для своей одежды, и каждый шов нашел свое место. Одежда могла быть глухой, без единого разреза или распашной.

Для межсезонной одежды использовали ровдугу – замшу из оленьих или лосиных шкур. Зимой одежду шили из шкур оленей, выменивали ее у морских охотников на шкуру тюленей – из нее получалась непромокаемая обувь. Для отделки использовали шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай). Применялась техника меховой мозаики, когда поочередно пришивались кусочки меха разных цветов. Женщины овладели искусством вышивки оленьим волосом. На Чукотке нашел применение моржовый ус, а у манси популярностью пользовались цветные нитки.

Пришлые люди завезли на север бисер, за несколько его бусинок эвенки готовы были выменять оленя. Первый бисер трескался на морозе, затем стали завозить более стойкие стеклянные бусинки. Искусство шитья бисером передавалось у северных народов из поколения в поколение. Украшение одежды - долгий кропотливый труд, поэтому со старой одежды, прежде всего, срывали аппликации и по возможности переносили но новую.

Основные ремесла коренных народов Севера связаны с охотой и охотничьими трофеями. Гениальное изобретение - поворотный гарпун для охоты на моржей, китов. Успех охоты обеспечен, если гарпун попадает в цель, поворотный механизм впивается в добычу.

Художественным народным промыслом чукчей и эскимосов стала резьба по кости. Возникло несколько косторезных школ, самая древняя - уэленская на полуострове Чукотка. Резные гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов, дошедшие до нас, датируются I тысячелетием н.э.. Чукотская резная миниатюра из моржового клыка высоко ценится во всем мире за самобытность художников-резчиков, которые наносят гравировку набело, без эскизов. Каждая из работ неповторима, их отличают графичность изображения, пластичность линий. Некоторые мастера-косторезы осваивали графически-повествовательный жанр: самый известный графический сказ иллюстрирует встречу китобоев и оленеводов, которые пытаются сторговаться на обмен шкурами. Были найдены фигурки оленя, нерпы, выполненные из моржового клыка. Предположительно, они служили оберегом от непогоды и приносили удачу в охоте.

Арктика стала родиной мезенской росписи. Это один из самых древних художественных промыслов севера. Роспись зародилась в начале 19 века, и занимались ей в основном мужчины. Расписывались деревянные предметы быта, домашняя утварь (сундуки, ковши, шкатулки, прялки). Рисунок представляет собой чаще трехъярусный орнамент, выполненный красными и черными красками, при этом каждый нанесенный символ имеет определенное значение. Изображения неба, солнца, зверей, птиц, животных, огня - традиционны, взяты с наскальных рисунков народов Севера России.


Фото: работа ямальского мастера-костореза Сергея Лугинина

Наскальные рисунки были обнаружены в России по берегам Белого моря и на Чукотке. Самые известные арктические петроглифы находятся на севере Норвегии в Альте. Они занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наскальные рисунки были нанесены в период с 4 тысяч лет до н.э. по 500 год н.э. Они представляют собой различные геометрические фигуры, смысл которых расшифровать пока не удалось, а также изображения оленей, сцены охоты, быта, обрядов людей.

Остается неразрешенной загадка лабиринтов на Соловецких островах. Выложенные камнями лабиринты могли служить местом для народных гуляний и хороводов, проектом ловушек для рыб, на которых рыбаки оттачивали свое мастерство, или имели сугубо религиозное значение. На острове Вайгач были обнаружены идолы, которым северные народы югра и самоядь приносили жертвы. Некоторые ученые считают, что по уникальности и значению Вайгач не уступает острову Пасхи. Китовая аллея на Чукотке служила местом жертвоприношений и исполнения обряда инициации.

Северные народы верили, что жертвоприношения, обряды, ритуалы помогут задобрить духов, принесут удачу в охоте. Они находились в полной власти природы и обожествляли ее, пантеон богов был хорошо развит. В представлении некоторых народов севера, небесный свод вращался вокруг Полярной Звезды. Праздники северных народов привязаны к временам года, удачной охоте. На Таймыре массовый этнический праздник «Большой Аргиш» символизирует встречу зимы. В конце июня в Якутии праздником Ысыах отмечают начало лета, встречу солнца. Ранее это был еще и всеобщий день рождения, считалось, что тот, кто пережил долгую зиму, имеет полное право приписать себе год. Отмечаются праздники животных: медведя, кита, моржа.

Северные народы жили охотой, этот род занятий оказал огромное влияние на их культуру. Более того существовала особая культура охоты. Например, ненцы старались ловить рыбу каждый раз в новом месте, чтобы дать реке отдохнуть. Был негласный закон, не брать от природы больше, чем тебе нужно. Это сохранило биологические ресурсы севера до появления браконьеров. У охотников хантов есть правило: нужно бить зверя, если его нашла твоя собака, иначе «стыдно» будет перед ней. Северяне с детства учатся понимать животных. Дети разучивают танец моржа или тюленя, большинство танцев северных народов отличаются имитационно-подражательной пластикой.

Танцами сопровождается обряд подготовки к охоте, что помогает настроиться на победу. Эскимосы, береговые чукчи, коряки отражали в своем танце поэтапный процесс охоты на кита. Эвенки перед охотой имитировали в танце преследование зверя. В культуре чукотского китобоя существовало правило: не спасать тонущего напарника. Это основывалось на представлении о том, что вода – территория морского черта Кели, с которым лучше не ссориться, тем более, нельзя отвлекаться от добычи, от которой зависит судьба всего поселка. Божество охоты саамов – олень-человек Мяндаш, которого народ считал своим прародителем, он и стал центром обрядовой культуры.

Богам стихий посвящали свои танцы самодийские народы. В честь духа грома Хэ ненцы плясали в своем чуме, посылая ему просьбы спасти жизнь. Танцевальное искусство народов Севера стало формироваться в глубокой древности. Наскальные рисунки свидетельствуют о том, что предки чукчей танцевали еще в первом тысячелетии до н.э..

Особняком в системе обрядовых танцев стоят пляски шаманов. Шаманский бубен - самый популярный музыкальный инструмент народов севера. Для шаманов бубен - это и птица, и карта в духовном мире. Ханты и манси знали еще около 30 видов музыкальных инструментов, от простых ударных до струнных, например, семиструнная арфа «лебедь». В Якутии очень популярен язычковый инструмент хомус (варган), который появился около пяти тысяч лет назад. В Якутске находится единственный с мире международный музей хомуса.

Известен на весь мир героический эпос якутов «Олонхо», в поэтической форме которого отражена вечная непримиримая борьба сил добра и зла. Основу сюжетов составляет противоборство богатыря со злыми однорукими или одноногими чудовищами, защита справедливости и мирной жизни. Сказание обычно называется по имени богатыря. Для «Олонхо» характерны гиперболы в изображении богатырей и реализм в описании быта. Сказания о богатырях отсылают к мифам древнейшего происхождения. Олонхо - образец поэтического воззрения северян на природу. Например, грозовая туча сравнивается с распластанной шкурой медведя. «Олонхо» исполняли певцы - олонхосуты. Этот эпос является северным эквивалентом русской былины и выдержан в ее лучших традициях. И в 21 веке «Олонхо» вдохновляет поэтов, художников на создание своих произведений.

Сказки народов Крайнего Севера представляют собой северные варианты русской сказки. Они самобытны, отражают характер, быт и труд северян. В них сосредоточен большой педагогический потенциал. Для маленьких северян сказки были не только развлечением, но и школой жизни, позволяли впитывать народные традиции, и вызывали желание подражать главным героям, которыми были простые охотники, рыболовы, оленеводы, чаще всего бедняки - ловкие, смелые и находчивые. За волшебство отвечали духи - хозяева стихий. Есть также цикл сказок о животных. Фольклор саамов включает сказки для детей, сказки о непутевом людоеде Тале, о вампирах и карликах. Важное место в саамском фольклоре занимают мифы об олене-человеке Мяндаше, сакки, повествующие о войнах, а также бывальщины и народные муштоллы о событиях минувшего дня.

Фото: сайт Сергея Лугинина, Александр Нестеров, Thinkstockphotos/Fotobank.ru

(статья взята из сайта http://www.arctic-info.ru - информационное агентство, специализирующееся на освещении арктической тематики. )

Слайд 2

Проект выполнили: Нистратова Дарья, Окинина Анастасия, Рыбакова София, Ситохин Иван, Аббасова Ирада - ученики 6 класса «А» ГОУ СОШ № 1970 Руководитель проекта: Карпенко Наталия Александровна - учитель русского языка и литературы

Слайд 3

За всё время своего существования человечество так и не смогло научиться жить в мире и согласии. Людям покорилась планета. Постепенно осваиваются космос и океанские глубины. Но мы так и не научились самому главному – мирно сосуществовать. Не смогли совладать с животной агрессией, которая в течение тысячелетий охватывала и терзала целые народы, ввергая их в пучину войн и конфликтов. Мы считаем, что конфликты между людьми зачастую вызваны непониманием друг друга, незнанием национально-культурных особенностей людей других национальностей. В нашей школе учатся ребята из многих регионов России. В наших семьях – разные традиции, разное воспитание. Но мы хотим, чтобы между нами было как можно меньше споров и разногласий, чтобы мы стали ближе друг к другу. Поэтому ребята нашего класса решили каждый год знакомиться с историей, культурой и традициями разных народов нашей многонациональной Родины. Мы думаем, что эти знания не только обогатят наш духовный мир, но и сблизят нас с другими народами России. Введение

Слайд 4

Изучить культурное наследие народов Севера, расширитьпредставление о творческой и духовной жизни северных народов, привлечь внимание учащихся к культуре других народов Российской Федерации. Цель проекта –

Слайд 5

1) Разработать и провести классный час «Путешествие на Ямал»; 2) подготовить презентацию в электронном виде для пополнения медиа-фонда «Библиотека будущего»; 3) разработать альманах «В гостях у народов Ямала». Задачи проекта:

Слайд 6

Мы считаем, что знакомство с историей, культурой и традициями разных народов России не только расширит кругозор учащихся, но и поможет им стать терпимее и уважительнее по отношению друг к другу. Идея проекта

Слайд 7

1. Научно-поисковые: - сбор и изучение литературы по данной теме; - проведение социологического опроса; - интервью с ребятами из других регионов России. 2. Аналитические: - анализ и синтез собранного материала; - анализ результатов опроса; 3. Систематизирующие: - систематизация полученных данных. 4. Практические: - разработка и проведение классного часа; - разработка альманаха «Путешествие на Ямал»; - компьютерная презентация. Методы

Слайд 8

Размерам полуострова Ямал могут позавидовать многие государства мира. Полуостров занимает площадь около 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом часто называют не только полуостров, но и весь Ямало-Ненецкий автономный округ, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга. 1. Географическое положение полуострова Ямал

Слайд 9

Карта Ямало-Ненецкого автономного округа

  • Слайд 10

    Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни. С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах. Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов - ненцев, ханты, селькупов - имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи. 2. Историческое развитие северных народов

    Слайд 11

    На Ямале проживают следующие коренные северные народы: ненцы, ханты, манси, селькупы, татары. Ненцы. Сами себя ненцы называют ненэй ненэць (буквально – ненецкий человек, человек-ненец. Буквосочетание ць близко по звучанию к русскому языку ч с придыханием). Это самый многочисленный из 26 народов российского Севера – его численность достигает 35 тысяч человек. В Ямало-Ненецком автономном округе проживает около 22 тысяч ненцев, они населяют также Ненецкий округ Архангельской области и Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края. Раньше ненцев называли самоедами. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской семьи языков. Ханты. Их в России около 21 тысячи человек. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Александровском и Каргасоксом районах Томской области. В ЯНАО проживает 7,3 тысячи хантов. Прежнее название – остяки. 3. Национальности коренных народов севера

    Слайд 12

    Манси. Численность этого народа – около 8 тысячи человек. Проживают в основном в Ханты-Мансийском округе, на Ямале их единицы. Прежнее название – вогулы. Ханты и Манси (эти слова не принято изменять по падежам) называют ещё обскими уграми – поскольку они жили в доле Оби. Языки Ханты и Манси относятся к угорской группе уральской семи языков. Селькупы. (Остяко-самоеды) – народ, проживающий на востоке ЯНАО и насчитывающий одну и пять тысячи человек. Их язык относится к самодийской группе уральской семьи языков. Выше перечисленные народы объединены общей принадлежностью к уральской семье языков и исконным проживаниям на территории, примыкающей Полярному кругу. Татары. Особое место среди народов Ямала занимают татары. Их на Ямале около 27 тысяч, их язык относится к тюркской группе языков. Важно помнить, что сибирские татары также являются не пришлым, а коренным сибирским народом, поскольку они испокон веков жили в Сибири и потому отличаются от татар казанских, крымских, астраханских.

    Слайд 13

    Теперь приведём данные, касающиеся пришлых народов. Самыми многочисленными на Ямале являются русские (их около 300 тысяч). Затем следуют украинцы (86 тысяч) и белорусы (13 тысяч). Менее многочисленный коми (устаревшее название – зыряне) – 5,8 тысячи человек, их язык относится к финско-пермской группе уральской семьи языков. 4. Национальности пришлых народов севера

    Слайд 14

    5. Устное народное творчество

    Слайд 15

    Поговорки

    Поговорка - краткое народное выражение, характеризующее образное народное то или иное явление человека. Поговорка отличается от пословицы тем, что она более кратка и чаще всего не несёт морального смысла. Например: Семь пятниц на неделе>>; Положить зубы на полку>>; Чужими руками жар загребать>>; После дождичка в четверг>> и т. п. А вот интересная, на наш взгляд, северная поговорка:

    Слайд 16

    Пословицы

    Пословицы и поговорки северных народов часто перекликаются с русскими. Например: Сеткой воды не зачерпнёшь. – Носить воду в решете. Куда мышь бежит, туда и песец стремится. – Куда иголка, туда и нитка. Всякая сосна своему бору шумит. – Каждый кулик своё болото хвалит. Оленя узнаешь по упряжке, человека – на промысле. – Птицу видно по полёту, а человека - по труду. У неубитого рябчика перья не ощипывают. – Не дели шкурку неубитого медведя.

    Слайд 17

    Заговор (Заклинание)

    Заговор – словесная формула, якобы имеющая магическую (сверхъестественную) силу. Существуют заговоры земледельческие, охотничьи, медицинские, любовные и др. Вот пример обращения ненца к духу – Хозяину озера перед началом промысла (записано от уроженца Ямала А. Сэротэтто):

    Слайд 18

    Хозяин этого озера, где ты? Ты нужен людям. По словам шаманов и ясновидящих, Ты – как человек, только спина – как у щуки. К нам пусть подойдёт! Что мы будем обещать за хороший улов рыбы? Ясновидящие шаманы сказали: «Пусть будет человек!»

    Слайд 19

    Загадка

    Загадка – иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Вот загадка ненецкого писателя Прокопия Явтысия: Она, как оленья шкура, От моря до моря лежит – То рыжей, то белой, а то зелёной становится. Гусиный пух тундру заметает, А гусей нигде нет.

    Слайд 20

    Сказки

    Наверное, нет человека, который бы в детстве не любил сказок. Многие проносят эту любовь через всю жизнь, только у взрослых эти сказки называются иначе - научная фантастика, детективы, телевизионный сериал о любви.В русских сказках ум человека чаще всего торжествует над силой животного. А вот в сказках коренных народов Севера животные нередко выступают в роли учителя и наставника человека.

    Слайд 21

    Песня

    Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

    Слайд 22

    Что глаз мой видит, О том и пою. Что ухо слышит, О том и пою. Что сердце чует, О том и пою. Слушай песню мою – Узнаешь душу мою. (Из народной песни)

    Слайд 23

    Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988). 6. Создание письменности

    Посмотреть все слайды

    Инфоцентр сайт представляет статью Юрия Морозова о коренных народах Ямало-Ненецкого округа, опубликованную на сайте ИА "Север-Пресс" . Все фото из архива автора

    Коротко расскажем о некоторых культурных особенностях населения Ямало-Ненецкого округа. Ведь в регионе живут представители более ста национальностей со своими культурными особенностями. Поэтому во всех городах и районах округа стали традицией различные национально-культурные праздники этнических групп Ямала - русских, украинцев, татар, башкир, народов Северного Кавказа и других.

    Но основу для культурной политики в регионе составляет коренное население, и хотя его всего шесть процентов, но самый живой интерес у публики вызывают красочные фольклорные фестивали и праздники аборигенного населения, произведения литературы и культуры, тесно связанные с их мировоззрением, образом жизни и хозяйства.

    К сожалению, о культуре коренного населения былых веков осталось мало письменных источников, а его древняя материальная культура представлена работами археологов. Культура аборигенного населения севера Сибири, после её присоединения к России, зафиксирована в древнерусской и русской литературе. Ряд описаний жизни и быта населения севера Ямала сохранили путевые очерки иностранцев, которые бывали здесь, и зарубежных ученых, работавших в регионе.

    Описания преимущественно касалось ханты, с ненцами сложнее - они жили далеко на севере, вели кочевое хозяйство, добраться до них было труднее. Если коснуться, опять-таки, материальной культуры (она представлена в музеях округа), то до полноты картины еще далеко. А в традиционной жизни коренного населения сохранились и используются по сей день элементы материальной культуры далекого прошлого.

    Духовную и материальную культуру, эстетику жизни коренного населения определили география обитания, способы хозяйственной деятельности; а также жестокие условия Заполярья и подвижный кочевой образ жизни, который не предполагает традиционных элементов культуры оседлого населения.

    Эстетику других народов определили таежно-тундровые условия жизни и смешанный оседло - кочевой образ хозяйства. Но письменности коренные народы региона не имели, за исключением коми-ижемцев. Так, в конце девятнадцатого века коми-обдорянин Тихон Рочев выписывал газету «Вестник рыбопромышленности». Он же был в регионе первым фотографом-любителем, - пишет Виктор Бартенев . Северные коми многое о себе и о соседних народах сохранили в письменных источниках, которыми активно пользуются историки.


    У народов, не имеющих письменности, духовная культура сохранялась в устном фольклоре, предметах быта, хозяйства, а также через письменность других народов. О духовной культуре населения Ямала в прошлом многое говорят содержательные материалы церковных миссий, ссыльных и самодеятельных этнографов. Миссионеры, переводя на языки народов Севера священное писание, в то же время фиксировали элементы духовной культуры народов, а этнографы составляли её содержание. Большой материал о культуре ненцев и ханты сосредоточен, например, в книге Виктора Бартенева «На крайнем северо-западе Сибири». Бартенева сослали в Обдорск в 1891 году и четыре года он жил здесь. Затем уехал в Псков, где написал книгу о крае, а вместе с композитором Эсвальдом переложил на ноты записи местных песен и издал в Архангельске сборник обдорских песен.

    В целом же современная культура коренного населения региона формируется культурной революцией в СССР с двадцатых годов прошлого века на базе традиционного фольклора, имеющейся материальной культуры, посредством тысячелетней русской письменности. С тридцатых годов прошлого века сотрудники культурных учреждений округа начинают рассказывать публике о духовной культуре коренного населения, закрепляя и формируя её. Затем по мере получения образования и выходцы из национальной среды начинают осмыслять исторический багаж своих народов, сохраненный в фольклоре, оценивать его образность, историчность, богатство и самобытность, создавать свои художественные произведения.


    Фольклор ненцев, ханты, селькупов разнообразен по жанровому содержанию. Это волшебные и бытовые сказки, песни - лирические, обрядовые, эпические, личные именные песни, дорожные, ритуальные, священные и другие. В них хранят историю мировоззрение и философию народы Ямала.

    Исполнение большинства фольклорных произведений и в прошлом, и настоящем всегда предполагает песенный характер.

    Вероятно, песенное начало фольклора идет из древней традиции - с создания личной песни-оберега при рождении ребенка. Песня взрослого слагается самостоятельно в пору совершеннолетия, а предсмертную - сочиняют в предчувствии ухода. Манера исполнения песен различна и определяется бытом, состоянием души, разговором с богами. В прошлом у народов Ямала было распространено горловое пение, сегодня им владеют единицы. Утеряны и секреты двухголосого пения, которое исполнялось одним человеком.

    Достаточно долго словесно-песенный фольклор коренных народов Севера был известен узкому кругу специалистов. Его как экзотику представляют на различных фестивалях прошлого.

    Впервые словесно-песенный фольклор ненцев Ямала, и создаваемое на его основе современное песенное творчество с принципиально новым видом – хоровым, представлен широкой публике в 1988 году.

    Тогда по инициативе поэта, переводчика северной прозы, литературоведа Лидии Гладкой (в то время заведующей отделом окружного дома культуры народов Севера) при поддержке управления культуры Ямало-Ненецкого окрисполкома фирма «Мелодия» выпустила грампластинку «Сёётэй Ямал - Певучий Ямал».

    На диск записаны фольклорные произведения ненцев в исполнении солистов и хоровой группы национального ансамбля песни и танца «Ямал». Его художественным руководителем много лет работала Нелли Лебедева. Ансамбль награжден многими почетными грамотами и дипломами: дипломами ВДНХ СССР, 1985 году - двенадцатого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. «Ямал» - лауреат второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного семидесятилетию Октябрьской революции в 1987 году, и проходившей в том же году Всероссийской выставки «Дети Севера – жизнь и творчество».

    Солисты ансамбля записали на диск фольклорные произведения в обработке Леонида Лапцуя и других авторов. Это песня-сказание о Ваули Ненянге , иные народные сказания в музыкально-хоровой и сольной обработке. Произведения исполняли Елена Сусой , Геннадий Пуйко , Раиса Лаптандер , Полина Турутина , запись на диск сделана на ненецком и русском языках. К сожалению, сегодня диск стал редкостью. В 1990 году фирма «Мелодия» выпустила комплект из двух грампластинок «Музыка северного сияния». На дисках представлено фольклорно-музыкальное творчество коренных малочисленных народов Советского Севера и Сибири, различных языковых семей, собранное в 1964-1988 годах. В комплекте есть сказания народов Ямальского севера, имеется фольклорная запись, сделанная в восемьдесят восьмом году Еленой Пушкаревой .

    Таким образом, в конце прошлого века эти издания представили российской аудитории песенный фольклор коренных малочисленных народов Ямала. В настоящее время творчество мастеров этнического фольклора, таких как Романа Кельчина , Надежды Лонгортовой , Геннадия Пуйко , Елены Сусой , Валентины Няруй , Татьяны Лар и других, имеет значение, которое вышло далеко за пределы округа.

    Исполняемые мастерами произведения фольклора вызывают огромный интерес за рубежом и в России. В последние годы наблюдается новая волна интереса к изучению фольклора народов Ямала, что стало фактом творческой жизни писателей, ученых, художников.


    Не менее широкую известность получил ансамбль «Сыра-Сэв» («Снежинка»). Он организован в 1962 году при окружном доме культуры народов Севера. Его создателями и творческими сотрудниками стали Алексей Козырь – руководитель ансамбля, композитор Семен Няруй, Алексей Оленичев, балетмейстер Владимир Сигуней. Ансамбль стал неоднократный участник концертов в Кремлевском дворце съездов. С его искусством знакомы зрители России, Финляндии, Испании, Бельгии, Голландии, Франции. Другой хорошо известный в России и за рубежом коллектив: ансамбль «Сёетей Ямал» - «Певучий Ямал». Таким образом, песенный фольклор народов севера Ямала стал одной из важнейших составляющих профессионального и самодеятельного художественного творчества. А различные фольклорные мероприятия служат изучению истоков традиционной культуры и формированию фольклорного банка данных округа.



    Музыкальная культура не исчерпывается фольклором, хотя его мотивы звучат в творчестве профессионалов. Среди произведений первого ненецкого композитора Семена Няруя, заслуженного работника культуры РФ, - пьесы для оркестра народных инструментов, сочинения для баяна, фортепиано, но большая часть творчества отведена песенному жанру. Широкую известность получило творчество Юрия Юнкерова - первого музыкального редактора. Когда мы говорим о художниках слова, музыки, иных видов художественного творчества, то часто говорим первый. И это действительно так.


    Первый ненецкий оперный певец Гавриил Лагей . В его исполнении звучат как современные песни, так и композиции, связанные с историей, мифологией родных народов. Широко известна в регионе певица Елена Лаптандер. В её репертуаре песни народно-патриотического содержания. Одна из них - «Дом мой Ямал» - практически личная песня Елены. А национальные фольклорные песни она предпочитает в эстрадных обработках. Событием стало исполнение ей сказания о «Сихиртя», в аранжировке Сергея Цупикова и с напевами Елены Сусой .

    Для пропаганды музыкальной культуры коренного населения региона в настоящее время делается многое. Издан сборник «Авторские песни народа ханты», буклеты о творчестве ансамблей «Ямал», «Сеетей Ямал», «Сыра-Сэв», вышли в свет лазерные диски с сольным исполнением Гавриила Лагея, Елены Лаптандер, исполнительницы народных сказаний Татьяны Лар и других.


    А изобразительное и декоративно-прикладное искусство северян складывается в округе в тридцатые годы. Естественно, такое искусство бытовало и ранее - взгляните на совершенную конструкцию нарт, выдолбленную из цельного дерева лодку. О святых идолах я не говорю по понятным причинам.

    После становления автономных округов произведения традиционного и современного искусства экспонировались на ВДНХ, на художественных выставках в Москве, Ленинграде, других городах СССР. До войны на ВДНХ СССР экспонировали как резьбу по кости, дереву, так и предметы декоративно-прикладного искусства. Тогда большой интерес вызывала резьба, изделия народных мастеров орнамента. На выставках представляли искусство мастериц Беляевой и Наковой из Шурышкарского района, Юганпелик и Бычиной из Приуральского, Евай и Яндо из Тазовского районов. В послевоенные годы славились своим мастерством резчики Евай , Яптунай , Вэнго , Тыликов .

    Сегодня крупные коллекции произведений Ямальских авторов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, пластики малых форм и художественной резьбы по дереву и кости хранят музеи Тюмени, Тобольска, окружной музейно-выставочный комплекс. В его фондах есть даже полотно «Ленин в тундре». И возможно устроить выставку работ художников первой половины двадцатого века, показать динамику мастерства художественного роста ямальцев. Кстати, творческий художественный рост ямальцев в области живописи представлен в альбоме «Север России - двадцать первый век», изданной в 2001 году.

    В восемьдесят четвертом году в Салехарде прошла научно-практическая конференция «Проблемы развития культуры и искусства народов Ямальского севера». Проблемы развития декоративно-прикладного искусства обсуждались на конференции 1989 года. На ней отмечалось, что к концу двадцатого века в регионе состоялась своеобразная художественная школа мастеров.

    В настоящее время в Российской Федерации и за рубежом хорошо известно творчество художников из коренных малочисленных народов Ямала: Леонида Лара , Игоря Худи , Геннадия Хартаганова , Надежды Талигиной , Антонины Сязи , Виктора Ядне , Евгения Алябы , Михаила Канева и других. Они выставляли свои работы на зарубежных и отечественных выставках, конференциях, симпозиумах по проблемам развития этнического искусства.

    В окружном музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского , в Арт-центре проходят региональные выставки художников и мастеров. Они показывают искусство резьбы по кости, составления орнамента, другие виды традиционного декоративно-прикладного искусства коренных народов Ямала. С 2004 года проходят окружные фестивали парковой скульптуры, где приняли участие художники из всех районов округа.

    Художественные ремесла, как самодеятельное народное творчество, развивает население в местах традиционного бытования. В оленеводческих районах - Приуральском, Ямальском, Тазовском и Надымском - распространены резьба по кости и дереву, художественная обработка меха и ровдуги - кожи, шитьё из сукна. В лесотундре - Красноселькупском и Шурышкарском районах - широкое применение находит береста. Из неё делают предметы домашнего обихода, утварь для сбора и хранения дикоросов, рыбы, предметы декора. В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей - белки, горностая. В районах распространено плетение из бисера, орнаменталистика из меха оленя, сукна, изготовление традиционной одежды как предмета декоративно-прикладного искусства.

    Искусству орнамента коренных народов Ямала посвящена обширная литература. В ней существует три гипотезы происхождения орнамента: биологическая; магически-религиозная и сугубо техническая Вероятно, во всех существует доля истины. Так, женская ягушка, отороченная орнаментом, создается годами и через орнамент очень многое говорит о своей хозяйке.

    Определяющими считают три функции орнамента: коммуникативную; магически-религиозную и эстетическую. Исследованию орнаменталистики посвящены работы Надежды Лукиной из Томска, Тататьяны Молдановой из Ханты-Мансийска, Антонины Сязи из Салехарда.

    С начала девяностых годов прошлого века искусство орнамента получает новое наполнение в среде городских жителей из числа коренного населения. Традиционная одежда коренного населения не приспособлена к условиям города, поэтому в городскую одежду включают элементы национальной, в первую очередь - элементы орнамента. Такие детали сразу говорят об этнической принадлежности владельца костюма. Наиболее активно детали национальной одежды, орнаментов используют женщины через форму покроя верхней одежды, через украшение орнаментом. Нередко встречаются дамские шубки по стилю созвучные с ягушками, отороченные орнаментом. Часто современные дамские сумочки, косметички, сумочки для мобильных телефонов украшают элементами орнамента. Элементы традиционной одежды, особенно орнамента, становятся престижными символами этнической принадлежности и дают вторую жизнь древнему искусству орнамента.

    Крупный вклад в развитие декоративно-прикладного и художественного творчества народов Севера вносят окружной центр национальных культур, окружной дом ремесел, окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского. Выставки по национальным сувенирам и народному творчеству ямальцев проходят в Тазовском, Ямальском, Пуровском, Шурышкарском районах, в городах Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Тарко-Сале, они стали традиционными в Салехарде. Художественные изделия ямальских мастеров экспонируют на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, за рубежом. Художественное творчество северян повышает свой уровень и притягивает поклонников, говоря им о народах севера.

    Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...

    Арнолд М.

    Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

    Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…

    Народные промыслы

    Народные традиционные промыслы

    Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

    В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

    В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

    Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.
    . Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога.
    . Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).

    Резьба по дереву.

    Художественная обработка бересты. Изделия из меха.

    Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

    Плетение из бисера.

    Один из очень интересных видов творчества народов Севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
    Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

    Художественная обработка кости.

    Косторезное мастерство является одним из древнейших видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности промысла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность.

    Полярный гардероб

    В своем историческом развитии ненцы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям. Современная их культура продолжает сохранять элементы традиционной, имеющей большую практическую ценность. Этническая специфика ненцев проявляется не только в оленеводстве и промысловой деятельности, но и в одежде, жилище, пище, в транспортных средствах, в праздниках, спортивных играх, искусстве и т.д. Роль маркера прекрасно выполняют и особенности художественной отделки вещей. Богатство фактуры и цвета используемых материалов, кисточки, опушки, бисерные нити, цепочки, металлические подвески, простые полосы и сложнейшие узоры - это и многое другое призвано служить красоте и гармонии в рукотворном мире человека.

    Наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Известный специалист в области материальной культуры Н. Ф. Прыткова в составе одежды ненцев различает три древних слоя: старосамодийский (одежда без конструктивных продольных швов, «обернутая»); угорский (туникообразный покрой); древнеарктический, аборигенный (глухой покрой).

    Мужская и женская одежда - это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без конструктивных вертикальных швов, из шкур лесных зверей, с опушкой из собачьего меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII-XIXвеках и эпизодически в начале ХХ века была распространена во всех группах вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами.

    У ненцев сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы, ненки в некоторых районах начинают носить малицы.

    Традиционная плечевая мужская одежда ненцев (у тундровых - мальця, у лесных - муй), одновременно верхняя и нижняя, была широко известна на Севере не только ненцам, но и их соседям - коми и обским уграм. Малицу шили из оленьих шкур, мехом внутрь, в виде длинной рубахи с капюшоном. Характерными для нее были рукавицы, пришитые к рукавам, и так называемая панда - полоса меха шириной 17-20 сантиметров, идущая по подолу, причем рукавицы и панду делали всегда мехом наружу. Длина малицы - ниже колен, и подпоясывали ее с напуском. Существовали два типа покроя. У малицы первого типа стан шили из двух цельных больших шкур, хвостовой частью вниз. Соединяя края шкур, оставляли не сшитыми проймы для рукавов. Широкую панду всегда делали из белого пушистого собачьего меха. Капюшон (у тундровых ненцев - себя сава, у лесных - нюмя) состоял из двух частей меха: поперечной полосы, покрывающей темя, и полукруглой затылочной части. Делали его мехом наружу, вокруг лица шла широкая опушка из песцового или собачьего хвоста. Лицевую часть стягивали ровдужным ремешком. Между основанием капюшона и воротом малицы вшивали стоячий воротник луху, шириной пять сантиметров.

    У второго типа малицы - туникообразного покроя - между передом и спинкой прямоугольной формы по бокам вшивали две небольшие шкуры, перегнутые по вертикали. В них делали широкие надрезы - проймы для рукава с большой ластовицей. Снизу малицы полосой, расширяющей подол, шда панда из короткошерстной оленьей шкуры. Капюшон делали двойным и пришивали к вороту малицы. На верх капюшона, состоящий из двух частей использовали олений мех разного сорта (пешку и неблюй). Рукавицы - ова- всегда делали из оленьих камусов мехом наружу и пришивали к рукавам. Против ладони оставляли отверстие, через которое рука легко освобождалась от рукавицы.

    Украшением малицы первого типа служили цветные суконные кантики, пропущенные в швы, либо узкие полоски сукна, которые накладывали поверх основных швов. Второй тип малицы украшали узкими чередующимися полосками оленьего меха над пандой, иногда пришивали широкую орнаментирванную полосу из цветного сукна.

    При небольших морозах поверх малицы надевали парку, глухую одежду мехом наружу. Делали ее из тонких шкурок оленьих телят. Псинку парки выкраивали вместе с затылочной частью капюшона из цельной шкуры, при этом на капюшон приходилась часть шкуры, снятая с головы оленя. Отверстия от глаз и рогов зашивали, вводя в швы светлый мех и красное сукно. В отверстия у оснований ушей прикрепляли кисточки из цветных суконных полосок. Между подолом и пандой шла широкая орнаментированная полоса, выполненная техникой меховой мозаики. Такие же полосы орнамента украшали лицевой край капюшона и края парки.

    В сильные холода, при небольших снегопадах и в дальнюю дорогу поверх малицы надевали верхнюю глухую одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу, - совик. Делали его из выростковых шкур, предпочитая мех белого цвета. Спинку совика шили из трех шкур, центральную шкуру кроили вместе с затылочной частью капюшона. Лицевую опушку капюшона из песцовых хвостов делали со вздержкой. На панду пускали собачий мех. Рукава шили широкие, на большой манжете мехом внутрь, по краю манжеты шла узкая опушка из белого меха. Украшали совик полоской меха, шириной в один сантиметр, между подолом и пандой и кистями - длинными полосками цветного сукна с нашитым оленьим мехом. Их крепили в продольные боковые швы. Осенью и весной поверх малицы надевали навершницу из сукна или хлопчатобумажной ткани, с чередующимися полосками цветного сукна над пандой. Из верхней мужской одежды подпоясывали только малицу.

    Мужская обувь различалась по сезонам. Шили ее мехом наружу, с кантиками цветного сукна (красного, желтого, зеленого), проложенного в продольные швы. Обычно богато украшали перед и носок обуви. У лесных ненцев бытовала еще обувь, сплошь орнаментированная техникой меховой мозаики, заимствованной у хантов. Обувь под коленом подвязывали поясом, сплетенным из разноцветной шерсти.

    Наиболее древние черты сохранила ненецкая женская шуба паны. Ее верхнюю часть шили из шкурок белки, выдры, бобра, лисицы, нижнюю образовывали широкие горизонтальные полосы из волчьего, лисьего, собачьего меха, а у богатых ненок даже из соболя и бобра. Между этими пушистыми полосами вставляли узкие суконные ленты. Их собирали из разноцветных кусочков, создавая яркую и разнообразную цветовую палитру. В швы шубы вставляли свободно свисающие кусочки меха и сукна. В убранстве паны использовали основной арсенал декоративных средств народа, прежде всего - умение подобрать материал с учетом его фактуры и цвета. Цветовое сочетание кусочков меха в верхней части во многом определяло настрой всего изделия: уравновешенный, спокойный при сдержанной тональности природных красок меха; импульсивный, динамичный при акценте на цветовую дисгармонию. Правило контраста или соответствия проявлялось и при выборе меха для нижней части паны.

    Верхняя женская одежда была распашной. В ней отсутствовали продольные конструктивные швы, она как бы обертывала торс женщины. Верхнюю ее часть, длиной ниже бедер, шили из отдельных полос оленьего меха черного и белого цвета, мехом наружу; ряд шкурок, расположенных вертикально, покрывал грудь и спину; в бока вставляли большие клинья (ластовицы). Нижняя часть шубы состояла из двух горизонтальных полос цветного сукна, внизу с широкой опушкой из меха, собачьего или песцового. К рукавам пришивали рукавицы из оленьего камуса. Длина такой шубы - ниже колен, полы соединялись с помощью завязок из ровдужных ремешков. Иногда к шубе пришивали воротник из песцового или собачьего хвоста. Украшали верхнюю одежду орнаментальными полосами, выполненными техникой мозаики из узких чередующихся по цвету полосок оленьих камусов. По большей части их располагали на рукавах, груди и спинке, к рукавам и верхней части прикрепляли многочисленные кисточки.

    Женская одежда этого покроя в настоящее время имеет очень ограниченное распространение. Сведения об ее бытовании у ненцев Ямала относятся к началу ХХ века.

    Второй тип одежды - туникообразный - встречается в двух вариантах. Первый имел швы на плечах и прямую спинку, у второго шкура со спинки перекидывалась через плечи и соединялась с полками спереди на груди; в спинке и боковых шкурах от пояса до подола (над пандой) делали разрезы и вставляли треугольные клинья, которые расширяли одежду книзу. Шили ее мехом наружу, она имела широкое спускное плечо и очень короткий рукав с ластовицей. Украшали шубу полосами из белого и черного оленьего камуса. В контурные швы пропускали канты из красного сукна. Если не было орнамента, отдельные части одежды выделяли с помощью кусчков меха разных оттенков, расположенных в шахматном порядке. Одежда первого варианта бытует у лесных, ямальских и тазовских ненцев. Второй вариант распространен в других группах. Характерна также верхняя женская одежда из сукна - для весны и осени. В оформлении плечевой части она совпадает с женской меховой одеждой первого типа.

    Верхнюю одежду женщины подпоясывали ткаными поясами из разноцветных шерстяных ниток русской и коми-зырянской работы. К одному концу пояса пришивали медное кольцо, другой продевали через него и завязывали.

    Женская обувь имела те же форму и покрой, что и мужская. Характерная особенность меховой обуви - украшение в виде поперечных полосок, расположенных спереди внизу голенища, и отсутствие полосок ниже колена, характерных для мужской обуви. В отличие от мужчин свою обувь женщины не подвязывали под коленом.

    Женские головные уборы ненцев разнообразны. Наиболее распространен среди всех групп, за исключением канинских ненцев, двойной меховой капор. Кроили его из трех частей: широкой полосы из двух кусков камуса, проходящей поперек головы и опускающейся на шею, полукруглой вставки на макушке из лобной шкурки оленьего теленка, с прорезами от глаз, ушек и рожек, и прямой полосы, закрывающей затылок и спускающейся на спину. Внутрь пришивали подкладку. Вокруг лица делали опушку из песцового хвоста.

    Все части капора соединяли с помощью вшитых орнаментированных полосок, выполненных техникой меховой мозаики. Прорезы от глаз, ушек и рожек зашивали кусочками цветного сукна, прикрепляя к ним кисточки, составленные из суконных полосок. На спинной части головного убора прикрепляли латунные трубочки или цветные бусы с ажурными латунными бляшками на концах. Искусство шитья капора до сих пор живо на Ямале.

    У ненок Ямало-Ненецкого автономного округа широко распространены накосники - два жгута длиной ниже колен из полосок сукна, обвитых цветными шерстяными шнурками. Украшены накосники большим количеством колец, цепочек и бляшек. Волосы заплетают в две косы и вместе с верхней частью жгутов туго обматывают шерстяными шнурками. На затылке между накосниками - полоска из кожи, покрытая красным сукном - ниже накосники соединены цепочками и нитками крупных бус. Для того чтобы они не мешали во время работы, их пропускают за пояс.

    Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы ямальцев. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру.

    А. М. Сязи, «Узоры северного сияния», С-П, 2005

    Традиции и быт

    Ямало-Ненецкий автономный округ, по названию полуострова неофициально именуемый словом Ямал, один из самобытных регионов России. Поверх его богатейших недр всегда существовал культурный пласт со своим неповторимым набором ценностей.

    Основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов, населяющих автономный округ. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала традиции быта и культуры коренных народов Севера, существующие и поныне.
    В современных небольших поселках и городах округа нередко можно встретить людей, придерживающихся канонов родной культуры. Данный факт находит подтверждение в использовании в повседневной жизни национального костюма, соблюдении традиционных норм и правил, в том числе религиозных. Глубинка по-прежнему знакомит с традиционным укладом жизни коренных ямальцев, в основе которой лежат привычные для региона виды хозяйственной деятельности: рыболовство и оленеводство. Здесь можно по достоинству оценить поделки из меха, бисера, дерева, кожи и кости, которые являются не только произведениями народного искусства, но и необходимым атрибутом в бытовой культуре коренных жителей: ненцев, ханты, селькупов.

    Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ обладает развитой сетью учреждений культуры и искусства, которой обеспечивается непрерывность культурного развития и ориентирована на обслуживание разновозрастной и разнохарактерной аудитории.
    По состоянию на 1 июля 2009 года учреждений культуры и искусства в автономном округе насчитывается 238, из них: 87 муниципальных библиотек, 86 учреждений культурно-досугового типа, 38 учреждений дополнительного образования детей, 19 музеев, 4 государственных учреждения культуры, 4 прочих учреждения, куда входят парки отдыха, методические центры и др. Развитие отрасли поддерживает свыше 4 тыс. человек, обладают почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» - 55, из них, постоянно проживающих в автономном округе, - 40.
    Функцию сохранения материальной культуры на территории автономного округа осуществляют 19 учреждений культуры музейного типа: историко-краеведческие, изобразительных искусств, мемориальный, экологической направленности. Совокупный музейный фонд округа составляет более 183 000 единиц хранения.
    Одно из старейших музейных учреждений в округе - Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, основанный в 1906 году настоятелем Обдорской духовной миссии отцом Иринархом, насчитывает более 53 000 единиц хранения. Его структурным подразделением является единственный в округе литературный музей, посвященный творчеству выдающегося ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

    Среди самобытных музеев автономного округа большой интерес представляют: Природно-этнографический парк-музей «Живун» и Дом-музей «Коми-изба» в Шурышкарском районе, Эколого-краеведческий музей в г.Муравленко, Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Губкинский музей освоения Севера, Детский музей Музейного ресурсного центра в г.Ноябрьске и др.

    Научные сотрудники ямальских музеев постоянно ведут исследовательскую работу, выезжают в историко-этнографические экспедиции по округу, создают новые экспозиции и выставки, являются организаторами научных конференций, фестивалей, национальных праздников. В настоящее время в практику работы музеев активно внедряются новые информационные технологии, интерактивные формы деятельности, активно развивается процесс сотрудничества с крупнейшими музеями России.
    Большой интерес представляет декоративно-прикладное искусство мастеров художественного ремесла. В настоящее время в округе художников и мастеров более 890 человек, из них имеющих звание «Мастер декоративно-прикладного творчества Ямало-Ненецкого автономного округа» - 20. Членами Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» являются 12 человек, в 2008 году образовано Ямало-Ненецкое региональное отделение данной организации. Множество студий, кружков и мастерских декоративно-прикладного и изобразительного искусства созданы и работают в учреждениях клубного типа.

    Художественные ремёсла получают активное развитие особенно в местах традиционного бытования. В оленеводческих районах: Ямальском, Тазовском, Надымском - распространены резьба по кости и дереву, художественная обработка меха и ровдуги (кожи), шитьё из сукна. В лесотундре, например, в Красноселькупском и других районах широкое применение в быту находит береста. Раньше из нее изготовляли покрытие для чума, нарт, предметов домашнего обихода, утвари для сбора и хранения дикоросов, рыбы и т.д. В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей (белки, горностая). В южных районах округа Приуральском и Шурышкарском преобладает бисерное искусство, художественная обработка бересты, резьба по дереву.

    Многие современные мастера и художники широко используют местную традиционную символику в нетрадиционном исполнении. Например, Наталья Кошелева - известная ямальская художница, мастер декоративно-прикладного творчества работает в графике и в области мелкой пластики. Особое место орнаменты и узоры народов Ямала занимают в творчестве хантыйской художницы Александры Юхлымовой, члена Союза художников России, основой творчества которой стала живопись по ткани - батик.

    Число профессиональных художников в округе невелико. По-разному складывалось их творчество, но созданное ими представляет явление значительное и неповторимое, являющееся составной частью культуры Ямала. Радион Бекшенев, Олеся Бондаренко, Владимир Ушаков, Леонид Лар, Сергей Лугинин, Надежда Талигина, Василий Самбуров и др. создают живописную летопись края. Особое место в ямальской культуре занимает косторезное искусство: Алексей Гриценко, Александр Куделин, Анатолий Сотруев, Виктор Ядне и др. - мастера, формирующие золотой фонд ямальского искусства.

    Ямал - уникальный поликультурный регион, хранящий колоссальный опыт бытия, традиций, обычаев разных народов.