Геометрические фигуры для 4 5. Геометрия для детей — фигуры и формы. Игры на различение фигур

Как познакомить ребенка с геометрией?

Геометрия - наука, с которой можно и нужно обучать деток с самого раннего возраста.

На данной страничке представлена подборка материалов - карточки, раскраски, темы для заданий, игры, при помощи которых вам будет легко познакомить ребенка с основными геометрическими формами и фигурами.
Все материалы вы можете открыть, скачать и распечатать по прямым ссылкам.

Карточки с геометрическими фигурами и формами

Яркие карточки с самыми основными геометрическими фигурами и формами. Карточки можно использовать, как наглядное пособие на первом занятии.

Геометрия для детей - раскраски, прописи, рабочая тетрадь

1.Тетрадь-раскраска для детей 3-5 лет. На каждой странице тетради простые графические упражнения и задания.
Скачать

2. Рабочая тетрадь в 2ух частях с понятными и интересными заданиями для детей 3-4 лет. Выполняя задания, ребенок познакомится с геометрией и узнает названия геометрических фигур и форм.
Скачать Скачать
3. Еще одна очень хорошая тетрадь для ознакомительных занятий с геометрией для детей 4-5 лет. В тетради много увлекательных и забавных заданий, выполняя которые ребенок легко усвоит начальные основы и понятия геометрии.

4. Тетрадь с обучающими и развивающими заданиями для детей 6-7 лет.
В тетради ребенку предлагается выполнить не сложные графические задания. Ребенок учится работать с линейкой и циркулем.
Скачать

Книги о геометрии для детей

1. Занимательная книга в стихах "Весёлая геометрия для самых маленьких" - автор Александр Тимофеевский.

Смешные и задорные стихи помогут малышам быстро познакомиться и запомнить много важной информации о геометрических фигурах и о масштабе предметов.
В весёлых стихах А. Тимофеевского юмор и шутка помогут маленькому читателю соотнести пока непонятные геометрические понятия с давно привычными бытовыми предметами. Дети увидят в юбке трапецию, в тарелке круг, а в трубе цилиндр. И, как сказал поэт, "школьные науки дадутся сами в руки".
Книгу можно скачать и распечатать, но лучше конечно приобрести оригинал.

Тема занятия

Путешествие «В стране геометрических фигур»

Мальцева Татьяна Валентиновна,

педагог дополнительного образования,

объединение «Дошкольник»

Возраст учащихся: 5 – 6 лет.

Цель:

Сформировать представление о различии между плоскими и пространственными фигурами.

Задачи:

1. Познакомить детей с паспортом цилиндра и куба посредством исследовательской деятельности.

2.Развивать внимание, логическое и вариативное мышление; умение распознавать и называть геометрические фигуры; сравнивать группы предметов по количеству, используя знаки больше, меньше, равно; считать предметы.

3. Воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Оборудование и материально-техническое оснащение: компьютер, экран, проектор, магнитофон.

Учебно-методические пособия: презентация по теме занятия, квадраты, круги, теннисные мячики, кубики, листы бумаги А-4, карточки с заданиями; куб, цилиндр, обручи, кубики, куб с цифрами, 2 картинки с изображением квадрата, паспорт куба и цилиндра, простые карандаши, CD – диск «Ритмика и движения под музыку для детей 5 – 10 лет», аудио файл «Маленький кораблик».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я Звездочет, очень люблю открывать новое, это очень интересное занятие. Поэтому я хочу пригласить вас в страну геометрических фигур за новыми открытиями. Прежде чем отправиться в путь, сделаем разминку.

«Игра с кубом»

Дети образуют круг. Педагог бросает куб кому – нибудь из детей и говорит: «Считай дальше». Ребенок, поймавший куб, называет цифру на грани и считает дальше. Следующий ребенок считает в обратном порядке, следующий называет соседей числа и т.д.

Дорога в эту чудесную математическую страну нелегка, но нам помогут наши друзья – геометрические фигуры. Помогите найти каждой фигуре свой домик, и они укажут нам дальнейший путь.

Упражнение «Закрой пустые квадраты жетонами»

Какая фигура живет в квадрате слева? (Квадрат.)

Кто живет в центре? (Треугольник.)

Кто живет в квадрате справа? (Круг.)

Молодцы! Все справились. В этом вам помогло знание геометрических фигур и умение ориентироваться на листе бумаги.

Под веселую мелодию отправляемся дальше.

2. Повторение пройденного материала.

(Слайд №1 Замок семи чисел)

Я вижу вдали главный замок Страны – Замок Семи Чисел. Как вы думаете, почему он так называется?

(Потому что на стенах семь башен, в озере плавает семь лебедей, во дворе растут семь деревьев, а на башнях семь флагов.)

Какой формы башни и крыши замка? (Конусы и цилиндры.)

Как называется город, в котором живете вы? (Анива.)

В вашем городе есть здания такой формы, как в Замке Семи Чисел? (Нет.)

Какой формы дома в Аниве? (Дома квадратной, прямоугольной формы, а крыши похожи на треугольники.)

Ворота замка закрыты, а ключ утерян. Возможно, их удастся открыть с помощью моей волшебной тросточки? Не получается. Нужна ваша помощь! Если вы справитесь с заданием, и у вас получится ключ, мы сможем открыть ворота замка.

Графический диктант.

Найдите точку красного цвета, поставьте на нее карандаш. А теперь рисуем: 2 клеточки вниз. 2 клеточки вправо, 4 клеточки вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку влево, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх. 1 клеточку влево. 2 клеточки вверх. 2 клеточки вправо. 2 клеточки вверх, 5 клеточек влево.

Замечательно. Вы внимательно слушали, отсчитывали правильное количество клеток и у вас получился ключ. Отправляемся в замок.

Физкультминутка. Игра «Найди кусочек сыра»

Но что это? На замок напали мыши. Надо их увести из замка и накормить сыром.

На полу лежат несколько обручей на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики. Это сыр. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Дети под музыку бегают. Как только она остановится «мышки» разбегаются по норкам за кусочком сыра. Как только «мышки» разбегутся по норкам, педагог спрашивает: сколько мышек в норке и почему?

3.Изучение нового материала. Исследовательская деятельность.

В стране геометрических фигур живут куб, шар, круг и квадрат. Они очень любят играть в прятки. Прятаться можно только на столе. (У каждого ребенка на столе круг, квадрат, куб и шар, лист бумаги)

«Прятки»

Кому удалось спрятаться? (Кругу и квадрату)

Кто спрятаться не смог? (Куб и шар)

Почему? (Куб и шар спрятаться не могли, потому что они фигуры объемные, а круг и квадрат плоские.)

Вывод:

Куб и шар спрятаться не могли, потому что они фигуры объемные, а круг и квадрат плоские.

Какие еще плоские фигуры вы знаете? (Овал, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб.)

Какие объемные фигуры вы знаете? (Цилиндр.)

Скоро праздник новый год. Цилиндр и куб решили сфотографироваться, чтобы подарить фотографии своим друзьям. Но, к сожалению, фотограф заболел. Поможем фигурам сфотографироваться? (Поможем.)

(Слайд №2 Черный квадрат)

Какая фотография получилась? (Квадрат.)

В фотоателье напечатали фотографии черно-белые, но не могут определить, где чья. Попробуем помочь?

(Возникает затруднение, так как четырехугольник может быть и цилиндром и кубом.)

Смогли вы подобрать фотографии? (Нет.)

Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам.)

Значит чему нам надо научиться? (Фотографировать так, чтобы можно было точно определить какая фигура фотографировалась.)

У фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии.

Чем отличается цилиндр от квадрата? (У цилиндра дно круглое.)

Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показ цилиндра с одной и другой стороны)? (Получается 2 круга.)

Смотрим на экран. Эта фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке рассказывает его паспорт. Значит это паспорт цилиндра.

(Слайд №3 Паспорт цилиндра)

Аналогично разбирается куб.

(Слайд №4 Паспорт куба)

Фигурам вручаются паспорта.

Вывод:

Вот теперь вы настоящие фотографы, т.к. на фото сразу видно кто изображен. А мы видим результат нашего исследования в паспортах куба и цилиндра.

4. Заключительная часть.

Обрадовались куб и цилиндр. И предлагают поиграть с ними в любимую игру жителей страны геометрических фигур «Больше – меньше». В этой игре нужно узнать каких фигур больше, а каких меньше и на сколько. Сравнить их с помощью знаков больше, меньше и равно.

Игра «Больше – меньше»

Чего больше треугольников или четырехугольников? (Треугольников.)

Как вы узнали? (Сосчитали.)

Каких геометрических фигур поровну? (Кругов и овалов.)

По сколько их? (По пять.)

Какой знак поставили? (Знак равно.)

Где поставили знак меньше? (Между квадратами и прямоугольниками.)

(Слайд №5 Проверка задания)

Вывод:

Молодцы! Внимательно сосчитали и правильно сравнили геометрические фигуры.

В стране геометрических фигур живет веселый художник. Он постоянно что-нибудь путает.

Игра «Что перепутал художник?»

(Слайд №6 Найди ошибку)

Вывод:

Чтобы не оказаться на месте запутавшегося художника, нужно знать на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.

6. Рефлексия

Где вы сегодня побывали? (В стране геометрических фигур.)

Что интересного сделали? (Паспорт куба и цилиндра.)

Было сложно? (Нет.)

Пора прощаться со Страной геометрических фигур. Жители этой замечательной страны и я, Звездочет, желаем вам новых открытий.

Фонограмма песни «Точка, точка, запятая».

Литература:

1. Бочкарева О.И. Математика. Занимательные материалы / Бочкарева О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 – 128 с.

2. Козлова В.А. Умнейка. Математика в играх и задачах для малышей. Геометрические фигуры/ Козлова В.А. – М.: Школьная пресса, 2000. – 32с.

3. Новикова, В.П. Математика в детском саду: Учебно-методическое пособие / В.П.Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 104 с.

4. Петерсон, Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации/ Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. - 208 с.

Приложения.



Слайд №1 Замок Слайд №2 Фотография Слайд №3 Паспорт цилиндра




Слайд №4 Паспорт куба Слайд №5 Варианты решений Слайд №6 Найди ошибку

Карточки для индивидуальной работы.



Самоанализ занятия

Тема занятия связана с путешествием по Стране геометрических фигур. Для концентрации внимания и развития интереса у детей в занятие введен персонаж Звездочет, который провел интеллектуальную разминку «Игра с кубом» и пригласил детей в математическую страну. Единый сказочной сюжет, задания на мышление, сравнение и обобщение (Игра «Фотограф», «Больше – меньше», «Помоги художнику», «Найди кусочек сыра», «Прятки») логически связали друг с другом все этапы занятия. На этапе изучения нового материала использовались объяснение и показ, а так же элементы исследовательской деятельности. Перед детьми была поставлена проблема (сделать фотографии геометрических фигур так, чтобы можно было отличить куб от цилиндра), и вся учебная деятельность строилась на поиске решения данной проблемы. В результате исследовательской деятельности были сделаны паспорта куба и цилиндра. Для закрепления изученного материала была выполнена практическая работа (Игра «Фотографы», «Прятки»), а на этапе повторения – письменный контроль (Графический диктант «Ключ», работа с карточками «Больше – меньше») и слайд («Что перепутал художник»). Для того, чтобы активно отдохнуть и сменить вид деятельности, в коридоре была проведена физкультминутка в виде подвижной игры «Найди кусочек сыра». После каждого этапа подводился итог. Дети стимулировались к дальнейшей работе похвалой и одобрением педагога за их умения и знания, и правильно выполненные задания. Контроль за деятельностью учащихся осуществлялся с помощью опросов, координации самостоятельной работы на карточках и в процессе исследовательской деятельности (Игра «Прятки»). В результате дети успешно применяли ЗУН в новых условиях. Разнообразные задания поддерживали интерес учащихся на протяжении всего занятия. Дети охотно вступали в диалог, активно отвечали на проблемные вопросы (Как вы думаете? Почему? А что будет, если сделать по другому?), оказывали помощь друг другу (Игра «Помоги найти домик») и сказочным героям (Игра «Найди кусочек сыра», графический диктант «Ключ», слайд «Что перепутал художник?»). Использование различных средства обучения: раздаточный и демонстрационный материал, аудио записи, ПК, проектор, экран, что позволило оживить учебный процесс. Введен национально – региональный компонент (Чем отличаются дома в Аниве и в Замке семи чисел?), а так же связь с другими предметами (Ознакомление с окружающим, оздоровительные игры, музыка). Перегрузки и переутомления у детей на занятии не наблюдалось. Поставленные на занятии задачи решены, цель достигнута.


Цели: рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их названия и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; образовывать сложные слова: прямоугольник, треугольник, разноцветные; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа родительного падежа; согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять предлоги; развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал - геометрические фигуры разного цвета и величины; раздаточный материал - подносы для каждого ребенка, геометрические фигуры разного цвета и величины, листы бумаги и цветные карандаши.

Ход занятия

1. Знакомство с геометрическими фигурами разного цвета

Логопед показывает геометрические фигуры разного цвета: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал; уточняет название и внешние признаки каждой геометрической фигуры; проводит дидактическую игру «Разложи фигуры».

У детей на подносах лежат такие же геометрические фигуры. Надо распределить их по любому признаку (цвет, размер, форма).

2. Физкультминутка «Сделай фигуру, которую я назову»

3. Дидактическая игра «Скажи слово»

а) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед показывает квадраты: большой и маленький. - Большой квадрат назовем обычным словом - квадрат, а маленький ласковым - квадратик. (Аналогично со всеми фигурами.)

б) Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». (1 квадрат, 2квадрата, ..., 5 квадратов.) (Аналогично со всеми фигурами.)

в) Образование существительных множественного числа родительного падежа. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Логопед берет со стола у ребенка одну или несколько геометрических фигур, ребенок проговаривает, чего не стало у него на столе. (Двух красных квадратов.)

г) Игра на внимание «Что изменилось?»

Логопед выставляет геометрические фигуры разного цвета, затем меняет их местами. Дети восстанавливают их первоначальное расположение.

д) Правильное употребление предлогов.

Дидактическая игра «Поручение».

Дети выполняют инструкции логопеда. («Положи красный квадрат на пенал, под пенал, за пенал и т.д.»)

4. Дидактическая игра «Каждой фигуре - свое место» Ориентировка на листе бумаги: верхняя, нижняя, правая, левая стороны и верхние правый, левый углы, нижние правый, левый углы.

5. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уметь различать основные цвета и геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Знать, что у квадрата четыре одинаковые стороны, четыре угла.

У треугольника три стороны, три угла. Аналогично - описание прямоугольника. У круга нет углов, он круглый. У овала нет углов, он овальный.

Знать понятие «геометрические фигуры». Уметь описать геометрическую фигуру.

Это квадрат. У него четыре одинаковые стороны, четыре угла, он красного цвета. (Аналогично составить описание остальных геометрических фигур.)

Нарисовать и заштриховать: круг, квадрат, треугольник - сверху вниз; овал, прямоугольник - слева направо.

Найти в своем окружении предметы квадратной, прямоугольной, круглой, овальной, треугольной формы.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Например: прямоугольное окно, красный квадрат, прямоугольная дверь, коричневый треугольник, прямоугольный стол, зеленый овал, прямоугольные книги, оранжевый прямоугольник и т.д.

2. Согласование притяжательных местоимений. Например: Что это? - Овал. Овал чей? - Мой и т.д.

3. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: круг - круги - кругов и т.д.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: прямоугольник - прямоугольничек и т.д.

5. Употребление предлогов: в, на, под, над, между, около, за, из-за. Например: Где лежит треугольник? - На столе и т.д. (со всеми предлогами).

Учим геометрические фигуры в стихах.

Стишки развивают словарный запас и мышление малыша.

ТОЧКА

Пуст сегодня дворик наш,
За окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш,
Решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается ТОЧКА.

ЛИНИЯ

Пусть точек будет очень много,
Я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь, вьётся,
Дорожка ЛИНИЕЙ зовётся.

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Мне посоветовала мама,
Вести свою дорогу прямо.
Как сделать линию прямой -
Никак не получается.
Фломастер у меня хромой,
Или рука сбивается?
А вот с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Смотрите, ровная какая,
Это линия -ПРЯМАЯ.

УГОЛ (ПРЯМОЙ, ОСТРЫЙ, ТУПОЙ)

Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется ПРЯМЫМ.
Если угол уже -ОСТРЫМ,
Если шире, то -ТУПЫМ.

Я ОСТРЫЙ - начертить хочу,
Сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых,
Как будто два луча,
И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,
как остриё меча.
А для УГЛА ТУПОГО
Всё повторяем снова:
Из точки две прямых ведём,
Но их пошире разведём.
На чертёж мой посмотри,
Он, как ножницы внутри,
Если их за два кольца
Мы раздвинем до конца.

ТРЕУГОЛЬНИК

Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.

КВАДРАТ

Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат,
И на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.

ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ

Мы живём с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно -
Называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию
Себя считает матером,
Всё, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо,
ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.
Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдёшь углов, их нету.

ТРАПЕЦИЯ

Трапеци, трапеция,
Фигура есть такая,
А я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция,
В Америке, в Китае?
Может, за трапецией
Поехать надо в Грецию?
Мама говорит: - Не надо,
Трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску,
Ты подожди минутку.
И на гладильную доску
Укладывает юбку,
По ней проводит утюжком,
Чтоб не топорщилась мешком:
- Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.

ОВАЛ

А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
Получается ОВАЛ.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.
Мама говорит:-Лицо
У тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.

ОБЪЁМНЫЕ ТЕЛА

КУБ

Принёс нам ящик почтальон -
Посылка мне и брату.
Ящик - КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.

ЦИЛИНДР

Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.
Отец рассмеялся: - Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода- цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
А я привёл пример такой -
Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.

КОНУС

Сказала мама: - А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС- шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала.
- Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.

ПИРАМИДА

Я видел картину. На этой картине
Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!

ШАР

Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик - ШАР!
А это- шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше - шар каков!
Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз
И их попробуйте на вкус.

__________________________________________________________________________________________________________


Помоги мышке-художнику выполнить задание, ей нужно раскрасить одинаковые фигуры в одинаковый цвет. А можешь назвать как называются эти фигуры? А какая фигура какого цвета (или какого цвета прямоугольник? ... или как называется фигура синего цвета?)?

Изучение геометрии с маленькими детками – процесс довольно забавный, ведь в этом возрасте они набираются опыта и пополняют багаж имеющихся знаний. А изучение фигур помогает также развивать мышление и память. Как же правильно «преподнести» геометрические фигуры детям 3–4 лет?

Действуем поэтапно

Итак, геометрические фигуры имеют важное значение для развития детей. Чтобы их освоение было успешным, стоит воспользоваться следующими правилами.

  • Знакомство начинаем с простейших фигур (это будут круг, треугольник и квадрат).
  • На начальном этапе лучше, чтобы все фигурки были одного цвета и размера, дабы не отвлекать малыша лишними деталями.
  • Помним о возрасте (в 2 года осваиваем только круг, квадрат и треугольник; к 3 годам добавляем овал, ромб, прямоугольник; к 4 – трапецию, звезду, пяти- или шестиугольники).
  • Обучение должно быть многогранным, чтобы ребенок постоянно закреплял полученные навыки (обводим форму пальцами, учимся находить фигуры вокруг и различать, сортируем их по виду, размеру, создаем и анализируем аппликации, лепим, вырезаем, играем с карточками или лото, закрепляем формы в активных играх).

Начинайте изучение с плоских изображений, постепенно показывая ребенку разницу между плоскостью и объемом, уча сопоставлять объемное геометрическое тело с его плоскостным изображением.

С чего начать изучение?

Для начала можно познакомить ребенка с изображением круга: обвести пальчиками, рассказать, что это. Через день начать искать вокруг себя все, что его напоминает. Если малыш затрудняется, родители должны ему помочь. Следующие фигуры изучают аналогично.

Затем следует объяснить ребенку, что объемные фигуры похожи на плоские (квадрат – на кубик, круг – на мяч). Пусть попробует соотносить их, находя аналогии вокруг себя. Для этого полезно показывать малышу плоское изображение, прося достать из мешочка такой же предмет, но объемный, а также искать «спрятавшиеся» фигуры на прогулке, при чтении книг или просмотре мультиков.

Хорошо помогает закрепить полученные знания специальное «геометрическое» лото: карточки с геометрическими фигурами, которые нужно располагать по местам на игровой карте. Лото можно изготовить самостоятельно. Для начала карточки берут одноцветные. Позже можно добавить другие цвета – так сложнее найти нужную пару.

Также этому способствует тактильное воссоздание заданной формы: рисование, лепка, выкладывание из разных предметов, вырезание, мозаика, аппликация. По мере освоения все новых фигур аппликации могут становиться более сложными: не просто квадратики на квадратном листе или круги на круглом, а целые картины, состоящие из разных фигур. Создавая их, нужно проговаривать, какая фигура какой частью композиции будет служить (круг – солнцем или колесом, треугольники – елочками, крышей и т. д.).

Совершенствуем и закрепляем

Изучение геометрических фигур для дошкольников ближе к 4 годам должно постоянно усложняться. Например, малыш уже должен научиться различать фигуры по форме и размерам, а также по тем действиям, которые с ними можно производить (катать, складывать в башню). Немного позже он научится сортировать геометрические тела по двум признакам (какие геометрические предметы получится катать, но не получится ставить друг на друга, или какие предметы нельзя покатить, но можно выстроить в башенку).

Закреплять полученные геометрические знания полезно в форме активных игровых занятий, во время которых ребенок должен двигаться по определенной траектории (обойти круг, обползти квадрат, «обпрыгать» треугольник, нарисованные на асфальте). Затем, когда такие игры будут освоены, их усложняют (пройти, держа в руках ложку с мячиком, пробежать, ведя по земле мяч).

Все это поможет ему более полноценно подготовиться к обучению к школе, развить память, пространственное и логическое мышление. Главное – заниматься с ребенком систематически.