Крушение и разочарование родиона раскольникова. Кирпотин, Валерий Яковлевич - Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: (Кн о романе Достоевского "Преступление и наказание") Сочинения по темам

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», а потому что сознание главного героя не способно было выдержать зависимость свою от этой теории. Раскольников, неплохой теоретик, продумав все свои действия до мельчайших подробностей, не учел собственных человеческих качеств, он забыл о совести, стыде, естественном страхе, присущем человеку. Герой, по сути, решается не на убийство, а на великий акт самопознания,

И вот теперь, после случившегося, в нем и разыгрывается страшная трагедия самоузнавания и самообмана. Чем больше он узнает себя, тем больше чувствует в себе присутствие человеческого начала, тем страшнее ему становится, тем дальше уходит он от желаемого результата, тем настойчивее пытается себя обмануть. Больше всего герой терзается своими мучениями.

А ведь по замыслу он совершал не преступление - «не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит; потому что старушонка вредна», - он позволил себе, по праву «сильного», убить тварь, несущую только зло. Такова была четко продуманная схема.

Но после содеянного он ужасно боялся всего: вздрагивал от любого чужого окрика на улице, от шороха в комнате, где находился совсем один, он не хочет и не может видеть мать, Дуню. Страшная мысль приходит ему в голову: человеческое очнулось в герое. Но дело сделано, «мосты сожжены, Рубикон перейден», придется ему отвечать по земному, человеческому, вечному закону. А то познание, к которому он так стремился, обернулось страшным разочарованием: он оказался просто грешником в мире обычных людей. Раскольников осознал, что не должен был делать этого. Герой вступает в борьбу, но не с внешним врагом, а пытается совладать с неподвластной ему силой - собственным подсознанием. В его сознании зреет надежда, что его совершенные расчеты оправдаются, между тем в подсознании уже царит ужас.

Достоевский проводит тончайшее психологическое расследование: что же чувствует преступник после содеянного. Он показывает, как главный герой принужден сам на себя донести, и не потому, что раскаялся, а потому, что эта зловещая тайна давит на него, мешает жить. Раскольников мечтает о наказании как об избавлении от страданий. Преступление стоит между ним и миром, совершив убийство, он отрезал себя ото всех. Преступные теория и деяние отлучили Родиона от мира людей.

Несмотря на свое одиночество, столь остро ощущаемое им на протяжении всего романа, главный герой все время окружен людьми, которые помогают ему познать себя и окружающий мир. В дни и часы создания теории Раскольников ни в ком не нуждался, но понять случившееся одному стало невозможно: герой уже преступил черту, сознание его не может вырваться из замкнутого круга теории. Он мечется в поисках живой души, которая могла бы выслушать его и этим облегчить страданье. И появляется Соня. Она всей своей судьбою, характером, образом мыслей противостоит его жестокой, странной идее. Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия существования, еще более чем он, униженная, Соня - другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, а также связь с Господом, которую разрывает Раскольников. В появлении Сони заключена одна из самых важных - ключевых - идей Достоевского. На преступление человек идет один, вернуться же к людям он один не может, ему необходим кто-нибудь, кто разделит с преступником его грех, Добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста.

Зародившись в воспаленном мозгу главного героя, теория начинает жить своей жизнью, разрушая его личность, парализуя волю. Идея заставила Раскольникова пролить человеческую кровь, встала между ним и миром. Он страдает, мечется, чувствуя, что происходит нечто непредвиденное, нечто страшное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя причастными к высшей истине и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед за кем-то, ведь каждый ощущает себя предводителем. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга, и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной навязчивой наполеоновской идеей. Пустая земля, где люди, «существа, одаренные умом и волей», перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается его освобождение из-под власти идеи, начинается его путь к людям.


Ф. М. Достоевский – величайший гуманист девятнадцатого века. Словно пророк, он переживал тревожное чувство ожидания катастрофы. Он яснее видел, чем его современники, что ожидает мир, если люди не будут следовать в своих поступках и помыслах идее христианской любви к ближнему. Он яснее, чем «обычные люди», видел, к чему придёт мир, если каждый будет руководствоваться во всём чувством гордости и неуёмной жаждой справедливости.

«Преступление и наказание» - роман – предупреждение всем, кто попытается перестроить мир в соответствии со своими идеалами. Это произведение о России, переживающей эпоху социальных сдвигов и нравственных потрясений, о герое, «вместившем в грудь свою все страдания, боли и раны своего времени». Глубокий психолог, Достоевский исследует те изменения, которые происходят в душе убийцы, реалистически показывает, какие последствия ожидают человека, нарушившего не столько юридический закон, сколько нравственный – одну из христианских заповедей: «не убий».

Какое нравственное крушение может потерпеть человек, оправдывающий убийство высокими и благими целями возведения прекрасного здания будущего всего человечества? Какое горькое разочарование ожидает того, кто решил, что он, как сильный мира сего, может распоряжаться чужими судьбами на пути к светлому будущему? Именно эти нравственные и философские вопросы ставит писатель, создавая образ главного героя.

Главным героем романа является бывший студент Родион Романович Раскольников – неординарный человек, который хочет решить проблему несправедливого устройства мира. В самом начале романа мы узнаём, что у молодого человека зародилась идея покушения на старуху – процентщицу. Раскольников испытывает ненависть и отвращение к вредной и ничтожной, с его точки зрения, старушонке, наживающейся на чужом горе и нищете. Доведённый до отчаяния тяжёлым материальным положением, он становится пленником своих помыслов. Будущий юрист создаёт теорию о разделении людей на два разряда. «Обыкновенные» люди представляют собой лишь материал для зарождения себе подобных. «Необыкновенные» могут позволить своей совести переступить через кровь, через закон во имя нового, лучшего. Убийство ростовщицы – это проверка теории на практике. Молодой человек хочет узнать, к какому разряду людей относится он сам. Он стремится понять, кто он: «тварь дрожащая», «вошь» или «великий человек», который «право имеет» переступить через закон и «устранять препятствия» на пути достижения своих великих целей?

Весь месяц от убийства до признания проходит для нашего героя в непрерывном напряжении, в непрекращающейся ни на секунду борьбе с самим собой. Молодой человек не рассчитал своей «натуры», вступившей в противоречие с идеей о праве сильного поступать по своему усмотрению.

Совершив убийство, Раскольников отступил от Бога, а значит, предал себя Дьяволу, погубил свою душу, и в этом главное его крушение, хотя поначалу его терзают муки от сознания того, что он, «тварь дрожащая», не должен был кровавить топор. Наказания убийцы – это не каторжные работы, а невыносимые нравственные терзания, муки совести. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» - в отчаянии признаётся он Соне Мармеладовой. Долгое время, вплоть до каторги, да и на ней самой, Раскольников испытывает ощущение жизненного краха, но не разочарование от ложности своей теории. Он верит в истинность своей идеи «права сильного».

Именно Соня Мармеладова смогла научить героя милосердию, всепрощению, состраданию. Благодаря Соне, он преодолел свой первый грех – гордость. Нелегко даётся духовное воскресение Раскольникову. Душа шаг за шагом освобождается от власти бесчеловечной идеи, оправдывающей убийство, но гордый ум упорствует в верности помыслу.

Только на каторге после пророческого сна Раскольников становится свободен от дьявольского наваждения вершить суд над миром. Сон о трихинах – картина мира, погружённого в хаос, - поистине напоминает Апокалипсис. В людей вселяются микроскопические существа, наделённые умом и волей, и обитатели земли становятся «бесноватыми». Безумие людей заключается в том, что каждый уверен в своей правоте: «никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований». Утрачен критерий добра и зла: «не знали, кого обвинять, кого оправдывать». Бессмысленная злоба, жестокие убийства, нескончаемые войны, людоедство, пожары, голод – мир на грани катастрофы. Этот сон помог понять герою истину любви к ближнему и принять правду Сони, которая убеждена в том, что никто не имеет права решать, кому жить, а кому умирать. Духовное возрождение Раскольникова происходит вместе с осознанием любви к Соне, пожертвовавшей собой ради ближних.

Итак, крушение ложных жизненных установок героя и разочарование в своей теории о разделении людей на «имеющих право на насилие» и «тварей дрожащих» происходит под влиянием правды Сони, которая всегда в своих поступках руководствуется христианской любовью к ближнему.

Итак, главный герой романа «Преступление и наказание» - Родион Раскольников, молодой человек, бедный, недоучившийся студент. Если отбросить в сторону мысли о нём, как о будущем убийце, то можно сравнить его с парусником, впервые вышедшем в открытое море.

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
М.Ю.Лермонтов

Кто же в молодые годы не мечтает прожить интересную, незаурядную жизнь? Кто же не мечтает вписать своё имя в историю, подобно тому, как вписывали его великие личности? Одна из них особенно ярко мелькнёт в романе, а именно-Наполеон Бонапарт, которого Родион считал гением и «сверхчеловеком». Пример истории жизни Бонапарта, стал для студента прекрасным приложением к его теории. Теории разделения людей на «тварей дрожащих» и «творцов истории». И вот, юный мечтатель, парусник, стремящийся в большое плавание, желавший бури и не принимавший штиля, стал заложником собственных иллюзий и…совершил грех.

……………………………………………………………………………………………….
Совершил он его не ради денег, не чтобы помочь своей семье, как например Соня Мармеладова, а ради…идеи. Да, именно идея стала его курсом, смыслом его жизни. Но…применима ли она к жизни? Получается, что Родион дал некое разрешение на убийство, на «устранение препятствий перед великой целью» определённому типу людей. Действительно, что значит пара-тройка человеческих жизней во имя общего блага? Ведь люди, пожертвовавшие жизнями других людей, вошли в историю. И пусть памятники им стоят на костях их жертв, пусть их имена вписаны кровью убитых, но они же велики! А равняется ли величие этих людей цене жизней «простых смертных»? Неужели согласно теории Раскольникова они вправе решать, кому жить, а кому нет? Родион признаёт, что порою происходит путаница и «обыкновенные люди» могут возомнить себя «необыкновенными». Просто «обыкновенные люди» после «преодоления препятствий» будут испытывать душевные муки и страдания, а «великие» смогут легко переступить через это. Именно таким: гордым, холодным и уверенным хотел быть герой этого романа, но всё оказалось иначе. Вместо ожидаемых лавров – тяжёлая болезнь и разговоры в бреду. Кажется, молодой человек оказался далеко не Бонапартом, а обычной, заурядной личностью. Или его теория это лабиринт молодого ума? Клубок из несформированного мировоззрения, юношеского максимализма и горячности чувств? Да, я не смею отрицать существование людей, перевернувших историю или оставивших нам богатое культурное наследие, но «проверка кровью» не является определяющим фактором величия человека. В конце концов, за всё приходится платить. Но Раскольников осознает это намного позже. Ему предстоит выбрать правильный путь на развилке двух дорог, на первый взгляд похожих, но таких разных. Выбор пути Свидригайлова- пути в бездну или дорога Сони Мармеладовой, дорога к Богу и исцелению. Казалось бы, и Соня, и Аркадий, совершили грех, но какие разные у них пути! И прежде чем окончательно разочароваться в своей теории, осознать глубину свершённого преступления и вступить на светлый, праведный путь, Родиону предстоит мучительное и долгое наказание. Наказание за преступление против собственной души. А душа его, добрая и светлая, стремилась совсем к иному. Недаром, он так много сделал для семьи Мармеладовых, впрочем, не только для них…
……………………………………………………………………………………………………
А на самом деле, величие его было в незначительных на первый взгляд делах. Тех, к которым стремилась его душа, полная сострадания и любви. И именно светлое, духовное начало победило в Раскольникове. И его ожидает совершенно иная жизнь. Родион открывает Евангелие и вступает новый путь. Но это уже совсем другая история…

Действие «Преступления и наказания» длится не многим более двух недель. Для Достоевского с его замахом, с его далекими горизонтами не было надобности приурочивать сюжет романа к хронологически точно определенной дате. Однако был реалистом и оставался реалистом всегда, поэтому он никогда не забывал о земных корнях создаваемых им трагедий. Образы, идеи и идеалы его романах растут из действительности, и всегда можно проследить, с какими тревогами времени они связаны, где легло семя возросшего дерева.

Действие «Преступления и наказания» происходит, когда волна шестидесятых годов уже опрокинулась и обессилела. В Достоевском, когда он создавал историю Раскольникова, еще не улеглись переживания кульминации десятилетия, но он смог уже отнестись к ним ретроспективно, подводя им свои итоги.

Земные корни, исторические сроки, социальная и психологическая точность необходимы были Достоевскому, потому что он писал не детективный, а историко-философский и социально-нравственный роман. Ему нужны были факты, а не символы, образы, а не идеи в лицах - он был не рассудочным мыслителем, излагавшим философемы в назидательно-беллетристической форме, а гениальным художником, умевшим сквозь факты и лица, сквозь обстоятельства и поступки чувствовать и передавать таящиеся за ним всеобщие законы и силы. «Преступление и наказание» никогда не перестанет быть художественно-индивидуализированным рассказом о Раскольникове, о его внутренней жизни, о его идеях и замыслах, о его преступлении, о его наказании, о его судьбе. Но в рассказе само собой складывается общее, из рассказа сам собой выступает смысл, который в конце концов один только и важен был Достоевскому, потому что он горел всеми горестями мира и с неистово спешащей тревогой искал средство для его исцеления.

Все, что несет беззащитному большинству существующий порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе семьи Мармеладовых. Семья Мармеладовых - фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного, эксплуататорского общества, и, как «сладок» этот мир, рисуется уже горькоиронической фамилией, подобранной Достоевским. Представления о социальных противоречиях и социальных бедствиях неправедного мира сего остались у Достоевского в новом романе неизменными; они характеризуются не эксплуатацией, а нищетой, самым ярким их символом по-прежнему являются женщины, вынужденные торговать любовью, и страдающие дети. Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, порок, безнравственность, в отличие от официального христианского отношения к нищете. «Милостивый государь, - начал он (Мармеладов) почти с торжественностию, - бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!» Пьянство - не причина бедности, а следствие, следствие безработицы, бездомности* «... а тут места лишился, и тоже не 349 по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!..» - объясняет Мармеладов Раскольникову. С поразительной точностью, с материалистической последовательностью показывает Достоевский, как Сонечка Мармеладова с ее чистотой и самоотверженностью становится проституткой. Образ девушки, продающей за тридцать рублей, за тридцать серебреников, свою невинность и красоту, постепенно заполняет страницы романа, символизируя неправду, жестокость, весь ужас мира сего. Гордая Дуня, сестра Раскольникова, вариант все той же Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст! «О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы?» Такова грозная диалектика этого товарного мира - высочайшая любовь через высочайшую самоотверженность превращает самое святое в человеке в предмет продажи и купли, в бесчестие, в бессовестность. Раскольников, для блага которого Дуня готова проституировать себя, с жестокой прямолинейностью бросает ей в лицо: «Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко...» Всем добрым, слабым, безответным - всем приуготовлена одна участь. Даже Лизавета Ивановна, покорная раба своей сестры Алены, и та по своеобразной логике, хорошо уловленной Достоевским, шествует по той же дороге: «Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная». Всех их, нравственно прекрасных и самоотверженных, ждет одна участь, и самое роковое: беспредельные жертвы не только готовят им самим болезни и раннюю гибель, жертвы не спасают тех, во имя которых приносятся. Раскольников преклоняется перед Соней, ценит внутреннюю чистоту и нравственный героизм ее, он негодует на Соню не за грехи ее, а за то, что она «понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасешь!» - говорит он ей. Сонечка сопровождается в романе эпитетом «вечная». «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир cmouni» Эпитет «вечный», «вечная» имеет у Достоевского определенное и важное значение. Заимствован он у Бальзака (отец Горио - «вечный отец») и обозначает вечную верность, вечную пре350 Ф. М. Достоевский данность, вечную подчиненность в любви или дружбе, или в другом каком-либо чувстве к избранному другому лицу. Но в «Преступлении и наказании» термин приобретает универсальное историко-философское значение. Он обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль средства и жертвы, средства для злых и несправедливых, жертвы во имя счастья близких и любимых, и напрасную бессмыслицу жертвы при существующем «вечном» порядке вещей. По особенностям своего жизненного опыта и по характеру своего видения мира Достоевский воплощал новую действительность и новую мораль,
утверждаемую поднявшимся мещанством, конституирующейся буржуазией, в образы полуинтеллигентов и интеллигентов, обслуживающих новый класс, выражавших его сущность и не забывающих в первую очередь самих себя. Интеллигенты - соль земли - болели болями и страданиями человечества, были Гамлетами и Дон-Кихотами, они или гибли в борьбе за правду, или же жизнь постоянно ставила их перед разбитым корытом неосуществившихся или даже неосуществимых иллюзий. Интеллигенты-мещане, интеллигенты только по профессии, карьеристы и спекулянты, прокуроры, адвокаты, профессора-чиновники, издатели либеральных журналов и просто дельцы, твердо усвоившие древнюю поговорку, что деньги не пахнут, выживали, побеждали и преуспевали. Таков в романе Петр Петрович . Петр Петрович, пробившись из ничтожества, «привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Мармеладовы и Лужин - это в «Преступлении и наказании» полюсы социальной дифференциации в пореформенной России»Огряяныйлшр не может быть ни показан, ни объяснен без Лужина, так же как и без семьи Мармеладовых. Торжество Лужиных придает роману особый колорит, быть может, еще более страшный, чем гибель Мармеладовых. Лужины - это гиены и шакалы, питающиеся кровью обезоруженных, беззащитных, трупами павших. Лужин - самый ненавистный Достоевскому образ в романе. Без Лужина картина мира после поражения в «Преступлении и наказании» была бы неполной, односторонней. Лужин понимал, что в пореформенной обстановке, в нарождающемся капиталистическом обществе адвокатура обещает й 351 жирные куски, и почетное положение рядом с первыми людьми потускневшей дворянской элиты: «... после долгих соображений и ожиданий, он решил наконец окончательно переменить карьеру и вступить в более обширный круг деятельности, а с тем вместе мало-помалу перейти и в более высшее общество, о котором он давно уже с сладострастием подумывал... Одним словом, он решил попробовать Петербурга». Лужину сорок пять лет, он человек деловой, занятой, служит в двух местах, чувствует себя достаточно обеспеченным, чтобы завести семью и дом. Лужин решил жениться на Дуне, потому что понимал: красивая, образованная, умеющая себя держать жена может очень помочь его карьере. Равенство он понимал по-своему. Он хотел стать равным с более сильными, с вышестоящими. Людей же, которых он обогнал на жизненном пути, он презирал. Мало того, он хотел над ними властвовать. Вдобавок он еще требовал благодарности от зависимых и «облагодетельствованных*. Отсюда и замысел, лелеемый им в браке с Дуней, замысел, который он почти что и не скрывал: Лужин «выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». Невесте он угрожает, что бросит ее, если она не будет слушаться, не порвет с Родей, ради которого-то она и решилась принять его руку. «Человек он умный, - говорит о Лужине Раскольников, - но чтоб умно поступать - одного ума мало». Ум у Лужина был коротенький, слишком определенный, ум практически-рационалистический, копеечно-расчетливый, лишенный интуиции и не считающийся с соображениями сердца, чурающийся незнаемого и всего того, что не складывается, как костяшки на счетах. Он подловат, не брезглив морально, сеет сплетни и выдумывает сплетни. Лужин не понимает ни бескорыстной честности, ни благородства. Разоблаченный и выгнанный Дуней, он полагает, что может еще все поправить деньгами. Ошибку свою он видел преимущественно в том, что не давал Дуне с матерью денег. «Я думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!.. Тьфу!.. Нет, если бы я выдал им за все это время, например, тысячи полторы на приданое да на подарки... так было бы дело почище и... покрепче!» Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание ка352 Ф. М. Достоевский питалов, в делание карьеры. Выскочка, нувориш, и он по-своему ломал старую патриархальную цельность, и он себя причислял к «новым людям» и думал оправдать свою грязную практику современными теориями. Лужин называл себя человеком, разделяющим убеждения «новейших поколений наших». Его надежды на успех в самом деле были связаны с видоизменившимися вре
менами, и понятно почему: в старой Руси, с ее крепостническими правами, привилегиями, традициями, да и дворянскими нормами чести и облагороженного поведения, ему нечего было делать и не на что было рассчитывать. Лужин - человек того лагеря, к которому принадлежал франт, преследовавший на бульваре обманутую и обольщенную девушку. И даже хуже. Франт был обуян похотью, Лужин - страстью к наживе, он действовал по строгому расчету выгод и невыгод, по которому побить или сожрать человека ему ничего не стоило. Лужин оклеветал Соню и обвинил ее в краже, чтобы устроить свои дела, чтобы дискредитировать Раскольникова и вернуть себе «этих дам». В мелодраматической и в то же время трагической сцене рассерженный, возмущенный Лебезятников разоблачает подлость Лужина... Разумихин говорит Дуне: «Ну, пара ли он вам? О, боже мой!» Лужина нельзя недооценивать. Достоевский отвел ему большую роль в образно-семантической системе романа. Лужин - ключ к пониманию сущности действительности, складывавшейся после поражения революционно-демократического движения шестидесятых годов на почве начавшихся буржуазных реформ.