Капица высказывания. Цитаты сергея капицы. Предисловие партнера издания

Петр Капица/Petr Kapitsa

Петр Капица - ученый с мировым именем. Любимый ученик Резерфорда, один из основателей физики низких температур и физики сильных магнитных полей, нобелевский лауреат, которого назвали как-то «русским атомным царем», а сегодня наверняка окрестили бы еще и «гением военно-промышленного комплекса». Обладатель множества наград - (одних орденов Ленина у него было шесть),инициатор создания и почти бессменный директор Института физических проблем Российской академии наук.

Этот человек имел одну слабость - любил изъясняться в письмах, которые писал с детства всем: родным, любимым женщинам, коллегам. Когда это стало необходимым, он решил адресовать свои послания властям. 300 писем в Кремль, 50 из которых лично Сталину, Петр Капица написал и отправил, пытаясь защитить ученых.

В преклонные годы Капица, который никогда не был членом коммунистической партии, используя весь свой авторитет, критиковал сложившуюся в Советском Союзе тенденцию выносить суждения по научным вопросам, исходя из ненаучных оснований. Он выступал против строительства целлюлозно-бумажного комбината, грозившего загрязнить своими сточными водами озеро Байкал. Вместе с Андреем Сахаровым и другими представителями интеллигенции подписал письмо с протестом против принудительного заключения в психиатрическую больницу биолога Жореса Медведева. В 1973 г. вопреки настойчивым уговорам президента АН СССР М.В. Келдыша, отказывается поставить свою подпись под письмом, клеймящим позором Андрея Сахарова. 29 августа это письмо, подписанное 40 академиками, печатает «Правда». Капица был членом Советского комитета Пагуошского движения за мир и разоружение. Инициатором этого движения был Альберт Эйнштейн (лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.). Первая конференция прошла в канадском городе Пагуоше в 1957 г. Он высказал также несколько предложений о способах преодоления отчуждения между советской и американской науками. 5 мая 1976 г., за 10 лет до Чернобыля в докладе «Глобальные проблемы и энергия», прочитанном в Стокгольмском университете, предупреждает о грозящей опасности. Рассказав об аварии на американской АЭС «Браунс Ферри», отмечает: «…Авария показала, что математические методы расчетов вероятности такого рода происшествий неприменимы, поскольку, как было в данном случае, не учитываются вероятности того, что происходит из-за ошибок в поведении людей». Пытается напечатать этот доклад в журнале «Наука и жизнь», который выходил тогда трехмиллионным тиражом. Редакция статью отвергает, объясняя свой отказ нежеланием «пугать людей». Отказывается публиковать доклад и шведский журнал «Амбио», ссылаясь на отсутствие средств на перевод с русского на английский. Все материалы об аварии на «Браунс Ферри», которые Капица получает от знакомых американских физиков, он тут же передает президенту Академии наук и директору Института атомной энергии А.П. Александрову.

Капица был удостоен многих наград и почетных званий как у себя на родине, так и во многих странах мира. Он был почетным доктором одиннадцати университетов на четырех континентах, состоял членом многих научных обществ, академии Соединенных Штатов Америки, Советского Союза и большинства европейских стран, был обладателем многочисленных наград и премий за свою научную и политическую деятельность, в том числе семи орденов Ленина.

Петр Капица - жизнь, отданная науке

Советский физик Петр Леонидович Капица родился в Кронштадте, военно-морской крепости, расположенной на острове в Финском заливе неподалеку от Санкт-Петербурга, где служил его отец Леонид Петрович Капица, генерал-лейтенант инженерного корпуса. Мать П. Капицы Ольга Иеронимовна Капица, урожденная Стебницкая, была известным педагогом и собирательницей фольклора. По окончании гимназии в Кронштадте, в 1912 году, Капица поступил на электромеханический факультет Петербургского политехнического института.

Летом 1913 года он путешествовал с братом Леонидом, студентом географического факультета Петербургского университета, на Север - они посетили Архангельск, Соловецкие острова, побережье Баренцева моря. В рыбацких поселках братья проводят антропологическое исследование поморов, собирают этнографический материал и изучают производство рыбьего жира. В иллюстрированном журнале «Аргус» публикуется статья «Рыбий жир». 8 июня 1916 г. он поехал в Китай за своей невестой Надеждой Кирилловной Черносвитовой, которая проживала в Шанхае, в семье брата, сотрудника Русско-Азиатского банка. 6 августа они поженились. В «Журнале русского физико-химического общества» Капица публикует свои первые научные работы «Инерция электронов в амперовых молекулярных токах» и «Приготовление волластоновских нитей». 5 июля 1917 г. у него рождается сын Иероним. В сентябре 1918 г. Петр Капица заканчивает институт и получает звание инженер-электрик.

Следующие три года он преподавал в том же институте. Под руководством А.Ф. Иоффе, первым в России приступившего к исследованиям в области атомной физики, Петр Капица вместе со своим однокурсником Николаем Семеновым разработал метод измерения магнитного момента атома в неоднородном магнитном поле, который в 1921 г. был усовершенствован Отто Штерном.

Зимой 1920 г. во время эпидемии гриппа «испанка» он теряет в течение месяца отца, сына, жену и новорожденную дочь.

22 мая 1921 г. Петр Капица приезжает в Англию в качестве члена комиссии Российской академии наук, направленной в страны Западной Европы для восстановления научных связей, порушенных войной и революцией, и приобретения приборов и научной литературы. В июле он вместе с А.Ф. Иоффе посещает в Кембридже Эрнста Резерфорда и просит принять его в Кавендишскую лабораторию Кембриджского университета на стажировку. 22 июля он приступает к работе. Капица быстро завоевал уважение Резерфорда и стал его другом. Резерфорд оказал на него большое влияние и Капица позаимствовал у своего мэтра многие высказывания: «Наука - большая наука - всегда двигала и будет двигать техническую мысль», «Какая разница между теорией и экспериментом? Эксперимент остается навсегда», «Не служите богу и мамоне» и т. д.

Первые исследования, проведенные Капицей в Кембридже, были посвящены отклонению испускаемых радиоактивными ядрами альфа- и бета-частиц в магнитном поле. Создание уникального оборудования для измерения температурных эффектов, связанных с влиянием сильных магнитных полей на свойства вещества, например на магнитное сопротивление, привело Капицу к изучению проблем физики низких температур. Вершиной его творчества в этой области явилось создание в 1934 г. необычайно производительной установки для сжижения гелия.

В Кембридже научный авторитет Капицы быстро рос. Он успешно продвигался по ступеням академической иерархии. 17 октября 1922 г. состоялось первое заседание созданного им в Кембридже физического семинара, получившего в дальнейшем название «Клуб Капицы». В 1923 г. Капица стал доктором философии и получил престижную стипендию Джеймса Клерка Максвелла. В 1924 г. он был назначен заместителем директора Кавендишской лаборатории по магнитным исследованиям, а в 1925 г. стал членом Тринити-колледжа. В 1928 г. Академия наук СССР присвоила Капице ученую степень доктора физико-математических наук и в 1929 г. избрала его своим членом-корреспондентом. В следующем году Петр Капица становится профессором-исследователем Лондонского королевского общества. По настоянию Резерфорда Королевское общество строит специально для Капицы новую лабораторию. Открытие Мондовской лаборатории состоялось 3 февраля 1933 г.

28 апреля 1927 Капица женится в Париже на Анне Алексеевне Крыловой, дочери известного кораблестроителя академика А.Н. Крылова. В 1919 г. она вместе с матерью эмигрировала из России. 22 июня 1927 года постановлением ЦИК СССР Анна Алексеевна получает советское гражданство. 14 февраля 1928 г. у него рождается сын Сергей, ставший физиком.

9 июля 1931 г. у Петра Капицы рождается сын Андрей. Андрей стал известным публицистом и географом. Он член-корреспондент АН СССР с 1970 г. и РАН с 1991 г., участник четырех антарктических экспедиций, руководитель геофизической экспедиции АН в Восточную Африку (1967-69). Написал труды по динамике и морфологии ледникового покрова Восточной Антарктиды. Получил Государственную премию СССР в 1971 г.

Советские официальные лица неоднократно обращались к Петру Леонидовичу с просьбой остаться на постоянное жительство в СССР. Капица относился с интересом к таким предложениям, но выставлял определенные условия, в частности свободу поездок на Запад, из-за чего решение вопроса откладывалось. В конце лета 1934 г. Капица вместе с женой в очередной раз приехали в Советский Союз, но, когда супруги приготовились вернуться в Англию, оказалось, что их выездные визы аннулированы. После яростной, но бесполезной стычки с официальными лицами в Москве Капица был вынужден остаться на родине, а его жене было разрешено вернуться в Англию к детям. Несколько позднее Анна Алексеевна присоединилась к мужу в Москве, а вслед за ней приехали и дети. Резерфорд и другие друзья Капицы обращались к советскому правительству с просьбой разрешить ему выезд для продолжения работы в Англии, но тщетно.

1 января 1935 г. Капица стал директором вновь созданного Института физических проблем Академии наук СССР, но прежде, чем дать согласие, Капица почти год отказывался от предлагаемого поста. Резерфорд, смирившись с потерей своего выдающегося сотрудника, позволил советским властям купить оборудование лаборатории Монда и отправить его морским путем в СССР. Переговоры, перевоз оборудования и монтаж его в Институте физических проблем заняли несколько лет. В 1937 г. в Институте физических проблем начинает работать физический семинар П.Л. Капицы - «Капичник», как его стали называть в дальнейшем, когда из сугубо институтского он превращается в общемосковский и даже всесоюзный.

Капица возобновляет свои исследования по физике низких температур, в том числе свойств жидкого гелия.

В 1937 г. он пишет Сталину в защиту физика-теоретика Владимира Александровича Фока, арестованного накануне в Ленинграде. Несколько дней спустя Фок был освобожден. 6 апреля 1938 г. он пишет Вячеславу Михайловичу Молотову и 28 апреля Иосифу Виссарионовичу Сталину в защиту арестованного по обвинению в шпионаже в пользу нацистской Германии Льва Ландау, заведующего теоретическим отделом Института физических проблем. 28 апреля Ландау освободили. Для этого Капице пришлось отправиться в Кремль и пригрозить в случае отказа подать в отставку с поста директора института. В своих докладах правительственным уполномоченным Капица открыто критиковал те решения, которые считал неправильными.

В 1941 г. Капице присудили Сталинскую премию 1-й степени за работу «Турбодетандер для получения низких температур и его применение для сжижения воздуха». 23 июля Институт физических проблем эвакуирован в Казань. В октябре он привлек внимание общественности, выступив с предупреждением о возможности создания атомной бомбы. Возможно, он был первым из физиков, кто сделал подобное заявление.22 марта 1943 г. ему присудили еще одну Сталинскую премию 1-й степени, за открытие и исследования явления сверхтекучести жидкого гелия. В августе завершается реэвакуация в Москву Института физических проблем.

30 апреля 1945 г. Капице присвоено звание Героя Социалистического Труда «за успешную научную разработку нового турбинного метода получения кислорода» и за создание мощной турбокислородной установки для производства жидкого кислорода.

20 августа 1945 г. постановлением ГКО создается Специальный комитет для руководства «всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана». В первоначальном составе комитета всего два физика - Петр Капица и Игорь Курчатов. Ссылаясь на конфликт с председателем Специального комитета Лаврентием Павловичем Берией, Капица в письмах к Сталину от 3 октября и 25 ноября просит освободить его от работы в комитете. 21 декабря его просьба удовлетворяется.

С 1947 по 1949 г. был заведующим кафедрой общей физики физико-технического факультета МГУ, одним из основателей которого он был. В 1951г. этот факультет преобразован в Московский физико-технический институт (широко известный Физтех). Попеременно с Львом Давидовичем Ландау он читает курс общей физики.

28 января 1955 г. он был восстановлен на посту директора Института физических проблем и пребывал в этой должности до конца жизни. 3 июня он стал главным редактором «Журнала экспериментальной и теоретической физики».

В 1969 г. Капица вместе с женой впервые совершил поездку в Соединенные Штаты. Капица был удостоен Нобелевской премии по физике в 1978 г. «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур». Свою награду он разделил с Арно Алланом Пензиасом и Робертом Вудроу Вильсоном. Представляя лауреатов, Ламек Хультен из Шведской королевской академии наук заметил: «Капица предстает перед нами как один из величайших экспериментаторов нашего времени, неоспоримый пионер, лидер и мастер в своей области».

Петр Капица скончался в Москве 8 апреля 1984 г., не дожив трех месяцев до своего девяностолетия. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В основе эволюции, которой руководит «муд­ рость природы», лежит способ «проб и ошибок». Все те пробы, которые оказались в соответст­ вии с требованиями эволю ­ ции, развивались. Так возник человек. На это потребовалось много миллионов лет. Человек начал преобра­ зовывать окружающую его природу тоже путём «проб и ошибок». Но процесс завоевания чело­ веком природы основывался на том, «что он стал обобщать опыт удачных проб, накапливая и передавая его другим людям, Та ­ ким обра­ зом возник механизм социальных наследова ний и исключалась необходимость повторять пробы и сделанные ошибки. Метод «проб и ошибок» по сей день лежит в основе познания природы и используется для её преобразова­ ния. Всё, что сейчас ограничивает количество «проб и ошибок», которые необходимо сделать для решения поставленной задачи, уже можно характеризовать как начало научного под ­ хода.

В основе научных закономерностей происхо­ дящих в природе процессов лежит ло­ гическое обобщение опыта, полученного из «проб и ошибок». Ценность научного подхода для раз­ вития цивилизации определяется тем, что приобретённый опыт рас­ пространяется между людьми и сохраняется со временем. Поэтому влияние науки на развитие цивилизации ста­ ло возрастать с развитием письменности и книгопеча ­ тания.

1976

Как хорошо известно, религия свободно может пренебрегать законами причинно ­ сти и потому отвечает на такие вопросы, которые не могут иметь научного решения, как, например, о со­ творении мира, свободе воли, присутствии бо­ жественной силы и др. Вот почему религий может существовать множество, а наука толь­ ко одна, как таблица умножения.

1978

Спрашивается, какая же часть человечества будет со временем заниматься нау ­ кой и ис­ кусствами? Здесь мы можем прибегнуть к ана­логии в стиле Герберта Спен ­ сера. Если срав нить государственный организм с животным и вес той части тела животного, которая выпол­няет умственную работу, а именно головы, сравнить с весом всех остальных частей тела, которые выполняют физическую работу, мы по­ лучим интересный результат. Начнём с допо­топного животного, например, динозав­ ра. Это было животное с маленькой головой и гигант­ ским телом. В эволюционном развитии жизни на Земле такому животному не принадлежало будущее. Будущее в борьбе за существование принадлежало человеку, вес головы которого составляет примерно 5-10% от веса тела.

Так и в эволюционном развитии человече­ ского общества культура будет непре­ рывно ра­сти и на неё будет тратиться всё больше и больше средств, Здесь можно заметить, что при­ рода пока что предоставляла развитию духов­ ного начала человека по сравнению с физиче­ ским качественно более щедрые возможности, чем до сих пор предоставляли даже наиболее развитые государства.

1959

Правильно и чётко налаженные транспорт и связь лежат в основе современ­ ной культуры.

1935

Совершенно ясно, что если промышленность обусловливает жизнь общества, то наука руко­водит его ростом.

1935

Надо помнить, что пути и темпы развития лю­бой науки определяются её связью с жизнью.

1956

Научная работа относится к той области дея­тельности человека, которая может успешно развиваться только теми, кто имеет творче­ ские дарования. Общеизвестно, что в искусст­ве, литературе, музыке может успешно рабо­ тать только небольшое число людей, обладающих творческими способностями. То же самое относится и к научной работе, тут тоже успешно могут работать только творче­ ски одарённые лю ­ ди.

1973

Следует помнить, что невозможно поддержи­вать на одинаково высоком уровне все области, поэтому гораздо правильнее сосредоточить усилия на тех из них, где мы сильны людьми и где сложились хорошие научные традиции. Главным образом надо развивать те направле­ния в науке, где нам посчастливилось иметь крупного, смелого и талантливого учёного. Хо­ рошо известно, что, как ни поддерживай не­одарённого человека, всё равно он ничего крупного и ведущего в науке не сделает. Поэ­ тому при развитии той или иной области мы первым делом должны исходить из творческих сил человека, работающего в этой области. Ведь наша наука – дело творческое, как ис­кусство, как музыка и т.д. Нельзя думать, что создав в консерва ­ тории отделение по написа­ нию гимнов или кантат, мы их получим: если нет в этом отделении крупного композитора, равного по силе, например, Генделю, то всё равно ничего не получится. Хромого не нау­ чишь бегать, сколько денег на это ни трать. То же самое и в науке.

1964

Неоспоримо, что наука – одна для всего чело­ вечества, и поэтому она развивается в интер­национальном масштабе.

1972

Главное, не забывать интернационального значения науки. Всякая политика обо ­ соблен­ ности, которая только на пользу шарлатанам и недоучкам, должна быть в корне пресечена.

1935

Я твёрдо верю в интернациональность науки и верю в то, что настоящая наука должна быть вне всяких политических страстей и борьбы, как бы её туда ни стреми ­ лись вовлечь, и я ве­ рю, что научная работа, которую я делал всю жизнь, есть дос ­ тояние всего человечества, где бы я её ни творил.

1935

Всякая культурная страна должна быть заин­ тересована в развитии большой нау ­ ки и тех­ ники в мировом масштабе и всеми средствами <должна> содействовать их развитию.

Узкий эгоизм, воображающий, что можно брать, не давая, может быть политикой только тупого человека. Недаром в священном писа­нии сказано: «Рука дающего не оскудеет». Жизненный опыт показывает, что узкий эгоизм как в жизни отдельного человека, так и в жиз­ни государства никогда не оправдывается.

Дело в том, что мы должны всевозможными путями уметь использовать достиже­ ния миро­вой культуры, претворять их в жизнь, поднимая тем самым культурную жизнь нашей страны. Если другой раз мы этого не умеем делать до­ статочно интен­ сивно, то мы должны винить в этом только себя и не воображать, что путём за­ секречивания мы можем обогнать Запад. Всякое большое и принципиальное дости­ же­ние техники всегда является результатом сов­ местной работы. Поэтому я считаю, что в разви­ тии большой техники, как и большой науки в мировом масштабе принци­ пиально заинтересо­вана всякая культурная страна, так как от её развития зависит развитие собственной куль­ туры. Развитие мировой культуры не под силу одной стране. Поэтому всё, что хоть немного со­ действует развитию этой большой науки и тех­ники, должно быть сделано общим достоянием. Открытие радиотелеграфа Попо ­ вым было осно­ вано на работах Герца, Бранли, Риги и других. Потом после Попова был сделан большой шаг вперёд Маркони, Флемингом и многими други­ми, и мы име ­ ем в результате радио сегодняш­ него дня. Чем больше МЫ дадим мировой науке и технике, тем больше от неё и получим...

Наша сила должна быть в динамике. Мы должны обогнать всех, идя по от ­ крытому пути так быстро, что никто не смог бы нас догнать. Воображать, что по за ­ секреченным тропам можно обгонять – это не настоящая сила. Если мы выберем этот путь секретного продвижения, у нас никогда не будет веры в свою мощь, и дру ­ гих мы не сумеем убедить в ней.

1944

Когда наша наука будет по-настоящему пере­ довая, она не будет нуждаться в за ­ секречива­нии. В науке можно идти только догоняя или впереди. Никакая научная ис ­ тина, если она широко не освоена, не может быть признана достижением науки. Это скрытые в земле ми­ нералы, которые становятся только <тогда> ценностью, когда они извлекаются и ими поль­зуются.

Засекреченное научное достижение равно­ ценно его отсутствию.

1954

Идей не скроешь. Вообще, правильная полити­ка всякой сильной техники – это ис­ кать свою силу в динамике развития. Прокладывая но­ вые пути, открыто бежать впе ­ реди, рассчиты­вая только на силу своих ног.

1938

Если нашим критерием всегда будет только то, что сделано и апробировано на Западе, и всегда будет пересиливать боязнь начинать что-то своё собственное, то судьба нашего тех­ нического развития – «колониальная» зависи­мость от западной техники. Может быть, нам кое-чему в этом направлении следовало бы поучиться у англичан. Англичане говорят: British is the best (британское – это лучшее). Находясь в Англии, я пытался им возражать, я им говорил: это лучше у французов, это – у американцев и т.д. Они отвечали: поскольку это наше, оно всегда для нас явля ­ ется луч­ шим. В этой утрированной постановке вопроса есть своя сила и логика. Может быть, в ней чувствуется английская надменность, но, хотя в нашем кредо «всё заграничное лучше» и есть скромность, – оно обрекает развитие на­шей техники на жалкое будущее.

1946

Излишняя скромность – это ещё больший не­ достаток, чем излишняя самоуверен ­ ность.

1946

Своё место в стране должны создать себе сами учёные, а не ждать, пока кто-то придёт и всё для них сделает.

1935

<Когда я> разговариваю с разными учёными, меня по-прежнему удивляют заяв ­ ления мно­ гих из них: «Вам столько дают, вы, конечно, легко всё можете делать,..» И прочее, и прочее. Как будто у нас со всеми ими, так сказать, не были одинаковые начальные шансы, когда мы начинали работать. Как будто всё, чего я до­стиг, упало, как дар небесный, и я не потратил чёрт знает сколько сил, моих нервов на всё, че­го я достиг. Люди мерзавцы в этом отношении, они считают, что жизнь как-то несправедлива к ним, что все кругом виноваты, кроме <их> са­ мих. Но ведь для чего суще ­ ствует борьба, как не <для того, чтобы> применять окружающие условия к тому, чтобы развивать свои способно­ сти и создавать себе условия работы?

1935

Учёные должны стараться занимать передовые места в развитии нашей культуры и не мям­ лить, что «у нас есть что-то более важное». Это уже дело руководителей разбираться, что са­ мое важное и сколько внимания можно уде­ лить науке, технике и пр. Но дело учёного – искать своё место в стране и в новом строе и не ждать, пока ему укажут, что ему делать.

1935

Люди делятся на три категории. Одни идут впереди и тратят все силы, чтобы дви ­ гать нау­ ку, культуру и человечество вперёд, – это про­ грессивные люди. Другие, и их большинство, идут рядом с прогрессом, сбоку, они не мешают и не помогают; и, наконец, есть люди, которые стоят позади и придерживают культуру, – это консер ­ вативные люди, трусливые и без вообра­ жения.

Тем, которые идут впереди, приходится тя­ желее всего, они пробивают новые пути для прогресса, на них сыплются всевозможные ис­ пытания судьбы, ...Спрашивается, почему есть такие люди, которые выбирают этот путь, что заставляет их идти впе ­ реди, когда приятнее и спокойнее идти сбоку, даже если не тащиться сзади?

Мне лично думается, что есть две причины. Умный человек не может не быть про­ грессив­ным. Быть прогрессивным, понимать новое и к чему оно ведёт, может только умный человек, наделённый смелостью и воображением. Но этого недостаточно. Надо ещё иметь темпера­мент борца. Когда ум соединяется с темпера­ ментом, чело­ век поистине становится прогрес­сивным.

1957

В науке, на определённом этапе развития но­вых фундаментальных представле ­ ний, эруди­ция не является той основной чертой, которая позволяет учёному решать задачу, тут глав­ное – воображение, конкретное мышление и в основном – смелость. Острое логическое мышление, которое особенно свойственно ма­тематикам, при по­ стулировании новых основ скорее мешает, поскольку оно сковывает вооб­ражение.

1966

Конечно, научная истина всегда пробьёт себе путь в жизнь, но сделать этот путь скорым и бо­ лее прямым зависит от людей, а не от истины.

1956

Лидерство в науке имеет свою, совершенно особую специфику. Приведу такое сравнение. Идёт по морю караван судов – одно судно идёт впереди, второе только немного отстаёт от него. Но лидерство в науке – это не кара­ван судов, идущих в от ­ крытом море, но кара­ ван судов, идущих во льду, где переднее судно должно про ­ кладывать путь, разбивая лёд. Оно должно быть наиболее сильным и должно вы­ бирать правильный путь. И хотя разрыв между первым и вторым судном небольшой, но значе­ ние и ценность работы переднего судна совер­ шенно иные.

1956

Сильные натуры предпочитают идти новыми путями вместо того, чтобы следо­вать спокойны­ ми проторенными дорожками.

1936

Жизнь показывает, что надо много перепробо­вать, прежде чем добъёшься чего-нибудь. Поэ­тому главное условие <успешной научной> ра­боты – это очень высокие темпы. Только когда обеспечена возможность перепробовать много различных пу­ тей, ведущих к решению пробле­мы, скорее нападаешь на правильный.

1935

В научной работе нельзя терять скорость. Это как с аэропланом: потеряешь ско­ рость – он падает.

1938

Один из главнейших принципов всякой успеш­ной борьбы, где бы она ни происхо ­ дила – на арене, в лаборатории, на фронте и т.д. – это «быстрота и натиск» и свя ­ занные с ними сме­ лость и решительность.

1946

Самое плохое, когда люди в деле не уверены, мямлят и не действуют быстро и чётко. ...Быст­ рота действий в науке решает почти всё.

1935

Для новаторства нужны масштабы, мощь, ре­шительность, доверие. Нельзя мям ­ лить и пре­ даваться рефлексам.

1945

Так как наука есть высшая ступень интеллек­ туального труда, требующая очень вниматель­ного отношения к себе, то она может быть ис­коверкана в руках сановника, милостиво снисходящего до разговора с учёным.

1935

Нет ничего более тормозящего здоровое разви­ тие, чем руководство <со стороны> менее ква­лифицированных людей более квалифициро­ ванными. В особенности это справедливо в <отношении> развития науки.

1964

Когда меня вызвали на совещание, то не поза­ ботились заказать мне пропуск в Кремль. Когда я пришёл в будку, то телефон был занят и мне пришлось ждать. Это мне показалось символич­ но: у нас наука ещё сидит в проходной и ждёт, когда ей дадут пропуск к ведущим местам. Ведь только тогда учёный может успешно и хо ­ рошо работать, когда он чувствует уважение к себе.

1955

Трагедия нашего правительства <в том>, что, как и у большинства правительств мира, нау ка выше их <понимания>, они не умеют отли­чать знахарей от докторов, шарлатанов – от изобретателей, фокусников и чёрных магов – от учёных.

1935

На Западе люди давно поняли, что человека, которого «игре природы» было угод ­ но сделать учёным, надо поставить в такие условия, что­ бы эта «игра природы» бы ­ ла бы полностью ис­ пользована и он <бы> работал продуктивно. У нас до такой про ­ стой истины утилитаризма ещё не дошли. ...Ведь занимаются люди вопро­ сом уха­ живания за коровой: сколько ей надо гулять, сколько есть – чтобы она давала мно­ го молока. Почему же не поставить вопрос, как ухаживать за учёным, чтобы он работал с полной отдачей? Наши <руководители> ско­ рее займутся коровой, это им понятнее, чем учёный.

1935

Атмосфера доброжелательства для развития любого вида творчества важнее всех матери­альных благ.

1955

Возникает вопрос, определяется ли положение гражданина в стране только его политическим весом? Ведь было время, когда рядом с импера­тором стоял патриарх, тогда церковь была но­ сителем культуры. Церковь отживает, патри­ архи вышли в ти ­ раж, но в стране без идейных руководителей не обойтись... Рано или поздно у нас придётся поднять учёных до «патриар­ ших» чинов... Без этого патриаршего положе­ния учёного страна самостоятельно культурно расти не может, это ещё Бэкон заметил в своей «Новой Атлантиде».

1945

Организовать в стране эффективную научную работу – задача значительно более трудноосу­ ществимая, чем организация обороны и армии.

1960-егоды

Первое условие преуспевания науки – это бе­ зукоризненное снабжение. Ведь и человек, как бы он ни был умён, но если его не кормить, он подохнет. Науке для её здоровья необходимо скромное по размерам, но разнообразное пита­ ние, а главное – поданное в срок, вовремя.

1936

Требовать он нашего учёного первоклассной работы при таком состоянии снабже ­ ния так же логично, как требовать от голого человека, чтобы он имел элегантный вид.

1935

Самое ценное в науке и что составляет основу большой науки не может планиро­ ваться, по­скольку оно достигается творческим процессом, успех которого определя­ется талантом учёного.

1940

Всякая … попытка учитывать и оценивать про­изводительность научной работы, по существу, сводится к условной бухгалтерии, не имеющей никакой ценности и значения. Учитывать, ко­ нечно, всё можно, но иногда учёт может явиться просто коллекционированием чисел, никому не нужным. Учитывать ценность научной рабо ­ ты так же нелепо и никчёмно, как учитывать рас­ ходы по краскам, полотну, кистям, моделям, этюдам и пр. для картины художника. Если картина плохая, то, конечно, это выброшенные деньги. Если это произведение Рафаэля, то ко­ му интересно знать, сколько было истрачено на белила или как он расплачивался со своими мо ­ делями. Главная ценность – это творческая си­ ла, способность художника. А как её оценить рублями? Только при массовом производстве олеографий цена бумаги иг­ рает роль. Но разве это искусство?

Так же дело обстоит и с творческой научной работой.

1936

Самое важное и трудное в организации науки – это отбор действительно наиболее творчески одарённой молодёжи и создание тех условий, при которых её талант мог бы быстро развер­нуться в полную меру. Для этого нужно уметь оценивать творче­ские способности у молодёжи, когда она только начинает свою научную работу.

1971

Если какой-нибудь прилежный читатель науч­ ных книг, накапливающий полезные сведения, но не стремящийся к обобщению, не ищущий чего-нибудь нового, считает себя учёным – он ошибается, так же как и все, кто разделяет с ним это убеждение. Он не двигает науку, хо­ лодный приобретатель знаний, живая замена энциклопеди­ ческого словаря. Какое бы впечат ление ни производила на окружающих его коллек ­ ция знаний, она далека от науки, ос­ новным элементом которой является творче­ ство. Можно с уверенностью сказать, что среди профессоров всегда есть много энциклопеди­стов, которые могут быть и хорошими педагога­ ми, но по существу от ­ нюдь не являются учёным и, и скорее под эту рубрику подошёл бы самобытный ра ­ бочий на заводе, который в ре­ зультате наблюдения над каким-нибудь про­ цессом производства пришёл к новым усовер­ шенствованиям машины или улучшил про ­ цесс, хотя его знания гораздо уже и ограниченнее, чем у университетского деятеля.

1936

Даже в самой благоприятной обстановке нель­зя точно установить исходные мо ­ менты, на основании которых можно отбирать учёных, равно как нельзя точно объ ­ яснить, как отли­ чить картину великого мастера от других. На­ до наблюдать, изучать, присматриваться к кар­ тинам, устраивать выставки, где полотна висят бок о бок, представляя широкое поле для срав­нения и сопоставления, и тогда сразу на фоне посредственностей выделится картина выдаю­щегося мастера. Она выделится как бы сама собой, как выделяется крупный учёный, ска­ жем, на международной конференции.

1936

Присутствуя на аспирантских экзаменах, я обычно наблюдал, что вузовской про ­ фессурой наиболее высоко ценится не тот студент, кото­ рый более всего понимает, а тот студент, кото­рый больше всего знает. А для науки нужны люди, которые пре ­ жде всего понимают. Поэто­му отобрать студентов из вуза в аспирантуру по данным на экзаменах очень трудно. Чтобы пра­вильно отобрать обещающих аспирантов, надо наблюдать их в продолжении некоторого отрез­ ка времени, когда они заняты такой работой, на которой могли бы проявить свою творческую жилку, своё умение само ­ стоятельно мыслить.

1943

Не одни ньютоны и дарвины делают науку. Их достижения были бы совершенно невозможны, если бы они не опирались на целую массу полу­- Ньютонов и полу- ­ Дарвинов, имена которых по­ глотила история, но деятельность которых оставила свой след в науке. Последней прихо­ дится решать не одни лишь мировые и основ ­ные вопросы; есть множество менее общих, но важных и крупных задач, для реше ­ ния которых необходимы эти люди. Научные открытия ми­ рового значения опираются на результаты, по­ лученные этими второстепенными участника­ ми научного дела, и их кадры так же необходимы, как необходима армия для гене­ рала. И к этим учё­ ным второго, третьего и бо­лее низших классов надо подойти внимательно и забот ­ ливо; надо учитывать их психологию и создавать <для них> подходящую почву, также тщательно подбирать. Их основная характери­стика мало чем отличается от ха ­ рактеристики гения, только их творческие силы не так вели­ки и количество не так ограничено.

1936

В научных открытиях бывали случаи, когда трудно указать, кому обязаны откры ­ тием, поскольку обычно трудно найти открытия, кото­ рые когда-либо в той или иной форме не пред­ сказывались заранее. Решающим при опре­делении авторства нужно, по-видимому, считать, кто из учёных приложил больше всего усилий для доказа ­ тельства как теоретически, так и экспериментально значимости явления.

1957

Нет человека несчастнее, чем неудавшийся научный работник.

1965

Только когда работаешь в лаборатории сам, своими руками проводишь экспери ­ менты, пус­ кай часто даже в самой рутинной их части, только при этом условии можно добиться на­ стоящих результатов в науке. Чужими руками хорошей работы не сделаешь. ...Я уверен, что в тот момент, когда даже самый крупный учёный пере ­ стаёт работать в лаборатории, он не только прекращает свой рост, но и вообще пе ­ рестаёт быть учёным.

1943

Надо выдвинуть лозунг, что академик, который сам научно не работает, больше не учёный.

1946

В науке необходима абсолютная честность.

Весь опыт моей предыдущей работы приучил меня к тому, что при выпуске всякой новой ра боты находится достаточно людей, которые на неё обрушиваются. Я знаю, что это неизбеж­ ный закон человеческой природы, и к этому должен быть готов вся­ кий работник, которому удаётся сделать что-нибудь новое.

1940

Учёным следует помнить, что самые важные и интересные научные открытия – это те, кото­рые нельзя предвидеть.

1973

Если возможно было бы точно предвидеть раз­ витие научной работы, то научная работа была бы производством и потеряла бы своё обаяние и увлекательность.

1935

Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и учёные.

1938

У нас как-то не умеют делать самые серьёз­ ные дела и при этом смеяться и шу­ тить. А ведь это так оживляет жизнь и помогает!

1935

Научный подход – это отсутствие эмоций.

1976

Учёные точного знания могут оказывать влия­ние на развитие общественных наук. Что свя­ зывает нас всех, людей науки? Это вера в силу объективного метода позна­ ния законов приро­ды, свободного от предрассудков. Несомненно, что основная сила научного метода заключает­ся первым долгом в строго объективном позна­ нии, оцен ­ ке и обобщении изучаемых явлений природы. Во имя этих принципов мы, учёные, и должны друг друга поддерживать, независимо от области нашей работы.

1944

Государственную машину мы должны научить ся строить на основе науки об об­ ществе, и её нужно научиться рассчитывать так же, как сейчас инженеры рассчиты ­ вают электриче­ скую машину: она должна быть просто построе на и действовать с высоким КПД. Значение для человечества развития общественных на­ ук совершенно очевидно.

1959

Научный труд с эмоциональным подходом есть не наука, а публицистика.

1960-е годы

В науке мы неизменно наблюдаем: чем фунда­ментальнее открытая закономер ­ ность, тем ко­ роче её можно сформулировать.

1979

Основное качество великого, общезначимого – это простота.

1960-е годы

Чем крупнее человек, тем больше противоре­ чий в нём самом и тем больше проти ­ воречий в тех задачах, которые ставит перед ним жизнь. Диапазон этих противоре­ чий и является мерой гениальности человека.

1961

Большой учёный – ещё не всегда значит большой человек. Свидетельства со­ временни­ков говорят нам о том, что нередко люди, одарё нные гениальным умом, бывают наделены обывательским духом. Гениальных учёных ма­ ло, но ещё реже ге ­ ниальный учёный совмеща­ ется с большим человеком.

1936

В жизни гения есть что-то вечное, что никогда не теряет интереса, что заставляет людей ин­тересоваться жизнью великих людей любой эпохи. Это не только относит ­ ся к людям, но < и ко> всем высшим достижениям человеческой культуры.

1970

Понимание <великих> произведений искусст­ва непрерывно растёт со временем, пока не до­ стигнет признания гениальности. То же проис­ходит с великими научными открытиями и достижениями. То же имеет место с хорошими винами, с хорошими скрипками. Таким образом, главный признак великого – это непрерывный рост <при ­ знания> со временем.

1966

Когда наша школа воспитывает молодёжь, она ценит больше послушание, чем талант. Что бы­ ло бы в нашей школе с Ломоносовыми? Может быть, уже многие из них отфильтровались от науки нашей школой? На этот вопрос трудно ответить, но даже трудно ответить: хорошо это или плохо? Мы не можем с точностью ответить, нужна ли на данном историческом интервале развития страны в данной области науки или искусства чёткая и жёсткая система и органи­ зация либо свобода деятель ­ ности самобытных гениев. Вполне возможно, что сила и успех на­ шей эпохи в соци­ альной структуре, а не в от­дельных талантах, что гении в науке, искусст­ ве, лите ­ ратуре на данном этапе нашего развития нам не нужны. Это не парадокс, а ди­алектика исторического момента нашего раз­ вития. Гении рождаются эпохой, а не гении рождают эпоху.

1970


Пётр Леонидович Капица, (1894–1984), инженер, физик, академик Академии наук СССР, лауреат Нобелевской премии по физике 1978 г.

Есть два способа ограничения свободы человека: путём насилия и путём воспитания в нём условных рефлексов.

Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.

Вся история человечества состоит из ошибок, и, несмотря на это, всякое правительство считает себя безгрешным. Это закон природы, и ему надо подчиняться.

Чтобы быть счастливым, человек должен воображать себя свободным.

Свобода творчества - свобода делать ошибки.

В жизни человек с выдержкой всегда побеждает. А выдерживать надо не полчаса, а годами.

Жизнь подобна карточной игре, в которую ты играешь, не зная правил.

В 1921 году Капица приехал в Кембридж к Резерфорду. Тот отказался зачислить его в свою лабораторию: штат уже укомплектован.
- А скажите, пожалуйста, профессор, какова точность ваших работ? - спросил Капица
- Погрешность приблизительно 10 процентов.
- Стало быть, вы можете допустить такую же погрешность и в комплектовании штата.
Капица был принят.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

ЦИТАТЫ СЕРГЕЯ КАПИЦЫ Учёный-физик Сергей Петрович Капица не нуждается в особом представлении. С 1973 по 2012 он оставался бессменным ведущим научно-популярной телепрограммы «Очевидное - невероятное» и доказывал, что наука может быть занимательной и интересной. Оставаясь главным редактором журнала «В мире науки» и вице-президентом Российской академии естественных наук, Сергей Капица в течение многих лет рассказывал о науке, технике и культуре так, что это было понятно и интересно каждому. И по сегодняшний день его яркие цитаты и мысли актуальны как никогда:

1. Если бы вместо миллиардов, которые тратятся на вооружённые силы, нашлись бы миллионы на образование и здравоохранение, то для терроризма не было бы места. 2. Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек. 3. История долгое время была «прилагательной наукой» - ее «прикладывали» к точке зрения того или иного правителя. 4. Только противоречие стимулирует развитие науки. Его надо подчеркивать, а не замазывать. 5. Москва, несмотря на многие вещи, которые меня раздражают, все еще мой город. Надо уметь все это отфильтровывать. У каждого человека должны быть фильтры - от спама. 6. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие. 7. Телевидение, сильнейшее средство взаимодействия людей, сейчас находится в руках тех, кто совершенно безответственно относится к своей роли в обществе.

8. Главное чудо – то, что мы живём. 9. А что останется после нынешнего поколения? Их СМС-ки будут издавать в назидание потомкам? 10. В женщине может оттолкнуть вульгарность. Иногда она же и привлекает, так что пойди разбери. 11. Костюм дисциплинирует мужчину, внутренне организует. Когда-то радиодикторы Би-Би-Си читали новости в смокингах и вечерних платьях, хотя слушатели их и не видели. 12. 50 лет назад на Рублевке было столько же велосипедов, сколько сейчас машин. 13. Знаете, в чём моё главное расхождение с церковью? Я говорю, что это человек Бога придумал, а они - что наоборот. 14. Культуру надо насаждать! Даже силой. Иначе нас всех ждёт крах. 15. Нигде не видел более затравленных мужчин, чем в Америке. Они в жутком состоянии находятся, агрессивный феминизм их добивает.

16. Женщины раньше одевались скучнее. Сейчас колоссальный диапазон: от чудовищной безвкусицы до очень прилично одетых людей. Но вторых замечаешь почему-то намного реже, чем раньше. 17. Математика - это то, что русские преподают китайцам в американских университетах. 18. Я - русский православный атеист. 19. Для современного физика-экспериментатора нужно порядка миллиона в год - на приборы, на всю инфраструктуру, которая обеспечивает его исследования. Да, это дорогое удовольствие, но бутик на улице Горького стоит дороже. 20. Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера. 21. Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. 22. Не компьютер может довести человека, а интернет. Замечательный русский психолог Алексей Леонтьев сказал в 1965 году: «Избыток информации ведет к оскудению души». Эти слова должны быть написаны на каждом сайте.