Что первично - материя или сознание? Основной вопрос философии. Что первично материя или сознание

Основной вопрос философии

Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (со­знанию). Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии - онто­логическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фило­софии заключается в постановке и решении проблемы: что первич­но - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основно­го вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно ма­териализм и идеализм, а также эмпиризм, рационализм и агностицизм.

Материализм - направление в философии, сторонники которо­го считают, что материя первична и существует независимо от со­знания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет), а сознание, дух вторичны, это свойство высокоорганизованной материи.

Идеализм - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считают сознание (идею, Дух).

Эмпиризм - направление в философии, которое обосновывает, что мир познается лишь на основе опыта и чувственных ощущений людей.

Рационализм (от лат. ratio - «разум») - направление в фило­софии, которое подчеркивает, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не за­висит от чувственного опыта.

Агностицизм - направление в философии, сторонники которо­го считают, что окружающий мир непознаваем, а человеческие пред­ставления, знания о мире - это иллюзия.

И в настоящее время, несмотря на тысячелетние искания фило­софов, основной вопрос философии фактически остается извечной философской проблемой..

В XX веке в западной философии наметилась тенденция уде­лять меньше внимания традиционному основному вопросу филосо­фии, так как он трудноразрешим.

Ясперс, Хайдегтер, Камю и др. заложили основы того, что в буду­щем может появиться другой основной вопрос философии - про­блема экзистенционализма, то есть проблема человека, его су­ществования, управления собственным духовным миром, взаимоот­ношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основ­ного вопроса философии можно выделить такие направления, как: материализм;

Вульгарный материализм;

Объективный идеализм;



Субъективный идеализм;

Дуализм;

Материализм (так называемая «линия Демокрита») - направ­ление в философии, сторонники которого считали, что в отношени­ях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

Материя реально существует;

Материя существует независимо от сознания (то есть суще­ствует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

Материя является самостоятельной субстанцией - не нужда­ется в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Материя существует и развивается по своим внутренним за­конам;

Сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя (материю);

Сознание не является самостоятельной субстанцией, суще­ствующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием). Достоинство материализма - опора на науку, в особенности на

точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логичес­кая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущ­ности сознания, наличие явлений окружающего мира, не объясни­мых с точки зрения материалистов.

В материализме выделялось особое направление - вульгар­ный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолю­тизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием ма­терии с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной. По их мнению, мозг человека также выделяет мысль, со­знание, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм игнорирует качественное различие сознания и материи.

Идеализм («линия Платона») - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным

считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два само­стоятельных направления:

Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

Субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Со­гласно концепции объективного идеализма:

■ реально существует только идея;

■ идея первична;

■ вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

■ «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Ра­зуме (Божественном Замысле);

■ «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельно­го существования и является воплощением «мира идей»;

■ каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль идеи корабля и т. д.);

■ большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкрет­ную вещь играет Бог-Творец;

■ отдельные идеи («мир идей») объективно существуют неза­висимо от сознания человека.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

Все существует только в сознании познающего субъекта (че­ловека);

Идеи существуют в разуме человека;

Образы (идеи) материальных вещей также существуют толь­ко в разуме человека через чувственные ощущения;

Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей)

не существует.

Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логичес­кого) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения мате­рии и идеи).

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направления­ми философии - материализмом и идеализмом - существуют про­межуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декар­том. Суть дуализма заключается в том, что:

Существуют две независимые субстанции - материальная (об­ладающая свойством протяжения) и.духовная (обладающая свойством мышления);

Все в мире производно (является модусом) либо от од­ной, либо от другой указанных субстанций (материаль­ные вещи - от материальной, идеи - от духовной);

В человеке соединяются одновременно две субстанции - и материальная, и духовная;

Материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимо­связанные стороны единого бытия;

Основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и суще­ствуют всегда.

Деизм - направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеюще­го никаких «полномочий», который должен лишь служить нрав­ственным символом). Деисты также считали материю одухотворен­ной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

У главного философского вопроса: «Что первично - материя или сознание?» - существуют моменты - бытийный и познавательный. Бытийный, другими словами, онтологическая сторона, заключается в поиске решения главной проблемы философии. А суть познавательного, или гносеологической стороны, заключается в разрешении вопроса о том, познаваем или не познаваем мир.

В зависимости от данных двух сторон выделяют четыре основных направления. Это физический взгляд (материализм) и идеалистический, опытный (эмпиризм) и рационалистический.

Онтология имеет следующие направления: материализм (классический и вульгарный), идеализм (объективный и субъективный), дуализм, деизм.

Гносеологическая сторона представлена пятью направлениями. Это гностицизм и возникший позднее агностицизм. Еще три - эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

Линия Демокрита

В литературе материализм часто называют линией Демокрита. Его сторонники считали правильным ответом на вопрос о том, что первично - материя или сознание, материю. В соответствии с этим постулаты материалистов звучат так:

  • материя реально существует, и она независима от сознания;
  • материя - это автономная субстанция; она нуждается только в себе и развивается согласно своему внутреннему закону;
  • сознание - это свойство отражать саму себя, которое принадлежит высокоорганизованной материи;
  • сознание не есть самостоятельная субстанция, оно - бытие.

Среди философов-материалистов, ставящих перед собой главный вопрос о том, что первично - материя или сознание, можно выделить:

  • Демокрита;
  • Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (Милетская школа);
  • Эпикура, Бэкона, Локка, Спинозу, Дидро;
  • Герцена, Чернышевского;
  • Маркса, Энгельса, Ленина.

Увлечение естественным

Отдельно выделяют вульгарный материализм. Его представляют Фохт, Молешотт. В этом направлении, когда заводят речь о том, что первичнее - материя или сознание, роль материи абсолютизируют.

Философы увлекаются исследованием материального с помощью точных наук: физики, математики, химии. Они игнорируют сознание как сущность и его возможность влиять на материю. По мнению представителей вульгарного материализма, мозг человека выдаёт мысль, а сознание, подобно печени, выделяет жёлчь. Это направление не признаёт качественного различия между разумом и материей.

По мнению современных исследователей, когда ставится вопрос о том, что первично — материя или сознание, философия материализма, опираясь на точные и естественные науки, логически доказывает свои постулаты. Но есть и слабая сторона - скудное объяснение сути сознания, отсутствие истолкований многих явлений окружающего мира. Материализм господствовал в философии Греции (эпоха демократии), в государствах эллинов, в Англии XVII столетия, во Франции XVIII века, в социалистических странах XX столетия.

Линия Платона

Идеализм называют линией Платона. Сторонники этого направления считали, что сознание первично, материя вторична в решении главной философской проблемы. Идеализм выделяет два автономных направления: объективный и субъективный.

Представители первого направления - Платон, Лейбниц, Гегель и другие. Второе поддерживали такие философы, как Беркли и Юм. Основателем объективного идеализма считают Платона. Взгляды этого направления характеризуются выражением: «Только идея реальна и первична». Объективный идеализм говорит:

  • окружающая действительность - это мир идей и мир вещей;
  • сфера эйдосов (идей) существует изначально в божественном (всемирном) разуме;
  • мир вещей материальный и не имеет отдельного существования, а является воплощением идей;
  • каждая единичная вещь - воплощение эйдоса;
  • важнейшую роль для преобразования идеи в конкретную вещь отводят Богу-Творцу;
  • отдельные эйдосы существуют объективно, независимо от нашего сознания.

Чувства и рассудок

Субъективный идеализм, говоря, что сознание первично, материя вторична, утверждает:

  • всё существует только в разуме субъекта;
  • идеи находятся в человеческом уме;
  • образы физических вещей тоже бытуют только в разуме благодаря чувственным ощущениям;
  • ни материя, ни эйдос не живут отдельно от сознания человека.

Недостаток этой теории заключается в том, что отсутствуют достоверные и логические объяснения самого механизма преобразования эйдосов в конкретную вещь. Философский идеализм господствовал во времена Платона в Греции, в Средние века. И сегодня он распространен в США, Германии и некоторых других странах Западной Европы.

Монизм и дуализм

Материализм, идеализм - относят к монизму, т. е. учению про одно первичное начало. Декарт основал дуализм, суть которого заключается в тезисах:

  • есть две независимых субстанции: физическая и духовная;
  • физическая имеет свойства протяжения;
  • духовная обладает мышлением;
  • в мире все производно либо от одной, либо от второй субстанции;
  • физические вещи происходят из материи, а идеи - от духовной субстанции;
  • материя и дух - взаимосвязанные противоположности единого бытия.

В поисках ответа на основной вопрос философии: «Что первично — материя или сознание?» - кратко можно сформулировать: материя и сознание существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

Другие направления в философии

Плюрализм утверждает, что мир имеет множество первоначал, как монады в теории Г. Лейбница.

Деизм признаёт наличие Бога, который единожды сотворил мир и больше не принимает участия в его дальнейшем развитии, не влияет на поступки и жизнь людей. Деистов представляют французские философы-просветители XVIII века - Вольтер и Руссо. Они не противопоставляли материю сознанию и считали её одухотворённой.

Эклектизм смешивает понятия идеализма и материализма.

Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. В противовес идеалистическому утверждению: «Сознание первично по отношению к материи» - эмпирическая теория говорит, что в основе познания могут быть только опыт и чувства. В разуме (мыслях) нет ничего, что до этого не было добыто опытным путём.

Отрицание познания

Агностицизм - направление, полностью отрицающее даже частичную возможность постижения мира посредством одного субъективного опыта. Это понятие ввел Т. Г. Гексли, а ярким представителем агностицизма был И. Кант, который утверждал, что людской разум имеет большие возможности, но они ограничены. Исходя из этого, человеческий разум рождает загадки и противоречия, которые не имеют шансов на разрешение. Всего таких противоречий, по мнению Канта, бытует четыре. Одно из них: Бог существует - Бога не существует. По Канту даже то, что принадлежит познавательным воз-можностям человеческого рассудка, не может быть позна-но, так как сознание имеет лишь способность отобразить вещи в чувственных ощущениях, но ему не под силу познать внутреннюю суть.

Сегодня сторонников идеи «Материя первична — сознание производно от материи» можно встретить очень редко. Мир стал религиозно ориентирован, несмотря на существенную разницу во взглядах. Но несмотря на многовековые поиски мыслителей, основной вопрос философии однозначно не решён. На него не смогли ответить ни сторонники гностицизма, ни приверженцы онтологии. Эта проблема фактически остаётся для мыслителей неразрешенной. В ХХ веке западная школа философии проявляет тенденции уменьшения внимания в сторону традиционного основного философского вопроса. Он постепенно теряет свою актуальность.

Современное направление

Такие учёные, как Ясперс, Камю, Хайдеггер, говорят о том, что в будущем может стать актуальной новая философская проблема - экзистенциализм. Это вопрос человека и его су-ществования, управления личным духовным миром, внутренних общественных взаимо-отношений, свободы в выборе, смысла жизни, своего места в социуме и ощущения счастья.

С точки зрения экзистенциализма человеческое бытие - совершенно уникальная реальность. К нему нельзя применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Ничто внешнее не имеет власти над людьми, они причина самих себя. Поэтому в экзистенциализме говорят о независимости людей. Экзистенция - это и есть вместилище свободы, основание которой - человек, сам себя создающий и несущий ответственность за все, что делает. Интересно, что в этом направлении наблюдается сплав религиозности с атеизмом.

С древних времён человек пытается познать себя и найти своё место в окружающем мире. Эта проблема всегда интересовала мыслителей. На поиски ответов порой уходила вся жизнь философа. Тема смысла бытия тесно связана с проблемой сущности человека. Эти понятия переплетаются и часто совпадают, так как вместе имеют дело с высшим феноменом материального мира - человеком. Но и сегодня философия не может дать единственно чёткий и правильный ответ на эти вопросы.

Стал задаваться вопросами относительно своего бытия и предназначения, об окружающей его действительности и мире, в котором он живет, пытаться изучить и понять их, началось зарождение науки философии. Основной вопрос, волновавший людей на протяжении всего развития человечества, от древнейших цивилизаций, о которых упоминается лишь в легендах или старинных манускриптах, до сегодняшнего дня - это что появилось первым, сознание или материя.

Споры, возникавшие между философами по поводу этого вопроса, породили такие понятия, как материализм и идеализм. Много веков сторонники обеих теорий устраивали словесные «баталии», пытаясь доказать свою правоту, пока не была озвучена третья возможная концепция: существует два вида реальности, материальная и духовная, и они взаимосвязаны.

Понятие материи

В переводе с латинского языка materialis означает «вещественный», и именно это понятие стали применять по отношению к объективной реальности в философском мировоззрении. Материя в понимании философов - это окружающий мир, который существует сам по себе, вне зависимости от сознания субъектов, его населявших. Так считали ученые умы древности, ничего в этом определении не изменилось и сегодня. Мир действительно существует вне человека и его попыток познать реальность. Еще одно понятие объективной реальности - это «бытие», которым философы Древней Греции называли некую субстанцию, образующую все сущее, то есть материю.

Если внимательно изучить трактаты древних ученых, то можно заметить в них общую тенденцию: не важно, это труды восточной философии или античной, все они сходны в том, что материя существует независимо от сознания человека. Это понимание привело к возникновению такого термина, как «материализм».

Несмотря на то что ученые, жившие в те времена (VII-VI века до н. э.), не обладали современными технологиями, чтобы заглянуть внутрь материи или за ее пределы, они понимали, что существовало некое первовещество, которое и легло в основу всего сущего. Именно тогда впервые и зародился о первичности материи или сознания.

Первовещество в понимании античных философов

Одни ученые (Фалес) считали, что этим веществом была вода (ее уже тогда называли «колыбелью жизни»), другие (Анаксимандр) придумали название «апейрон», означавшее некую субстанцию вне времени и пространства, которая находится в постоянном движении и развитии, и именно она стала причиной возникновения мира. Были и такие философы (Анаксимен и Гераклит), которые искренне полагали, что все сущее возникло из воздуха или огня. Естественно, все это толкало приверженцев той или иной концепции на ведение философских споров, хотя в те времена еще не было ожесточенных словесных «баталий» на тему, что первично, материя или сознание. Богов считали частью Вселенной, а душой могли обладать любые материальные объекты. Во многих языческих религиях существовали такие понятия, как дух огня, воды, земли, птиц или животных. Некоторые из этих верований продолжают существовать и в наши дни.

Понятие и виды сознания

Так как философов древности больше интересовал окружающий их материальный мир и его явления, большинство из которых они не могли объяснить (как и то, откуда все появилось), то вопросу сознания они вначале уделяли меньше времени. По-настоящему к изучению соотношения материи и сознания они приступили тогда, когда возник первый философский вопрос: можно ли изучить и познать объективную реальность.

Если с материей все понятно, так как ее можно увидеть, потрогать, а в некоторых случаях разобрать и собрать, то с понятием «сознание» все сложнее. Его стали использовать в разных концепциях, например:

  • В широком философском смысле - это некая сущность, высшая субстанция, которая способна сотворять миры и материю. Это понятие легло в основу идеалистической философии. Первым ввел этот термин и разработал концепцию идеализма Платон, а дальнейшее развитие она получила у Гегеля, который считал, что первопричиной (основой) всего сущего является мировой разум. Он называл его абсолютной первичной субстанцией (идеей), которая пронизывает все формы бытия.
  • С точки зрения материализма, сознание - это вторичная форма бытия (высокоорганизованная материя, например человеческий мозг), которая не способна творить, но может познавать и анализировать объективную реальность, пропуская ее через индивидуальное восприятие каждого отдельного индивидуума. Именно с момента переоценки категории сознания и перевода его с идеалистического понятия в материалистическое, на время свело на нет философские споры о том, что первично, материя или сознание. В этой концепции рассматриваются такие субъекты, как «Я» (человек, индивидуальность) и «не-Я» (весь остальной мир) и отношение первого ко второму.

    Еще одно понятие сознания дают психологи. Это психо-физиологический субстрат (то есть, суть человеческой психики), который является двумерным и может одновременно:

    • познавать, анализировать и запоминать информацию об объективном мире (вся реальность);
    • в качестве самосознания быть направленным на носителя.

    Таким образом, сознание формирует для человека картину мира, неотъемлемой частью которого он является.

    Рассмотрим теперь, как по мере развития философской науки менялись представления о том, что первично, материя или сознание.

    Софисты Древней Греции

    Благодаря античным софистам философия как наука стала на совершенно новый уровень развития. В зависимости от того, какого мнения придерживались ученые умы о сотворении мира, они организовывали свои философские школы, в которых объединенными усилиями пытались либо доказать свою версию, либо опровергнуть чужую. Первой из них была Милетская школа, основателем которой считается Фалес.

    Отталкиваясь от воды, как первоосновы всего бытия, он, путем обобщения своих наблюдений, во всем многообразии материи обнаружил некую предельную абстракцию, которая совершила логический скачок от невероятного множества вещей и понятий к единичности. Так как в его понимании «вода» имела строение (состояла из ядра стойхейрона и праматерии архэ), то она относилась к категории материи, которая содержала в себе потенциал и находилась в постоянном развитии. Таким образом, он один из первых указал на первичность материи над сознанием. Признавали это и представители других философских школ VI-V веков до н. э.

    ВОДА (первооснова).

    АРХЭ / стойхейон (праматерия/логический элемент).

    Школа в ионийских греческих колониях (Эфес, Клазоменах)

    Ионическая школа во главе с Гераклитом настаивала на том, что всему первопричиной является огонь, который имеет такое же строение, как и «вода» Фалеса. В отличие от Анаксимандра, который придерживался мнения, что первоначалом сущего является бесконечность (апейрон), которая всегда остается цельной и постоянной при многообразии и изменчивости его частей, Гераклит считал, что материальный мир не был создан ни богами, ни людьми, и существовал всегда в виде огня.

    ОГОНЬ (первооснова).

    АРХЭ /стойхейон (праматерия/логический элемент).

    Это интересно знать: понятие «безграничное начало», как основного элемента бытия ввел в обиход именно Анаксимандр, и его теория сотворения мира по тому времени была передовой.

    Платон и его видение мира

    Академия Платона, пожалуй, первое в своем роде настоящее учебное заведение, так как имела обучающую программу для юношей. Сам Платон много внимания уделял изучению сознания и считал, что ум - это высший дар человека. Он полагал, что идеи - это объекты не материального мира, но тесно связаны с ним.

    Это далеко не все представители античной софистики и их школы, но именно они пришли к выводу, который лег в основу дальнейшего развития философии как науки: сознание - противоположность материи, но они неразрывны, как стороны одной медали.

    Христианская философия о бытие и сознании

    Во времена средневековья вся философская мысль сводилась к понятию триединства:

    БОГ-отец / БОГ-сын /БОГ-дух святой.

    То есть ученые того времени не далеко ушли в своих познаниях мира от античных мудрецов, только поменяли терминологию. Основа творения всего сущего осталась прежней: есть неизменное нечто (в христианской философии - это Бог), которое создает материю (Бог-сын) через идею (Бог-дух святой).

    Если философы древности спорили о том, что первично, материя или сознание, то 700 лет назад ученых волновал вопрос о реальности всего сущего, которому в свое время Аристотель дал название «действительное бытие». Именно он первым указал на единство материи и формы в реальности, тем самым объединив материю и сознание.

    Действительное бытие: материя/форма

    Долгое время философы Средневековья опирались на аристотелевскую концепцию мира, что соответствовало христианскому догмату о триединстве всего сущего.

    Идеалисты и их концепция мира

    На протяжении почти 30 столетий ученые спорили о том, что первично, материя или сознание. Философия как наука была в авангарде всех научных диспутов. Ее представители разделились на 2 лагеря: идеалистов и материалистов.

    Представители первого считали, что во главе всего сущего находится духовное начало, которое имело разные названия (Бог, Высший разум, душа, идея), но было, по сути, единым понятием. По их мнению, материя является вторичной, так сказать «продуктом» духовного мира.

    Родоначальником идеализма считается Платон, хотя само разделение и понятие материализма и идеализма ввел в XVIII веке Г. Лейбниц.

    У этой философии две превалирующие формы:

    1. Объективный идеализм, который отделяет духовное начало от материального мира (реальности) и человека, называя его Абсолютом или Мировым разумом.
    2. Субъективный идеализм основан на внутреннем человеческом опыте познания окружающей действительности путем осознанного ее изучения.

    Представителями идеализма являлись Д. Юм, Джордж Беркли и другие ученые. Одной из разновидностей этого философского течения была идея дуализма (лат. - "два"), которую ввел Р. Декарт, утверждавший, что материя и сознание - это две отдельные первоосновы.

    Материалисты

    Представители этого философского направления во главе всего сущего ставили материю, под которой подразумевали вечную, неуничтожимую, находящуюся в постоянном движении и развитии субстанцию, из которой появилась природа, Вселенная и все, что наполняет окружающее пространство. Для них материя первична, существует по своим законам, всегда была, и всегда будет и составляет единую реальность, в то время как сознание (идея) лишь является ее отражением.

    Среди достоинств этой теории находится наука, но даже она не может объяснить наличие сознания и сущности идей, которые в нем зарождаются (это ее минус).

    Материализм делится на:

    • Стихийный вид, зародившийся еще в античные времена.
    • Метафизический относится к Новому времени и представлен такими научными деятелями, как Галилей, Бэкон, Локк и другие.
    • Диалектический вид объединяет материальность и диалектику, в которой сознание - это способность материи отражать саму себя. Основоположники этого вида материализма - Маркс и Энгельс.

    Это далеко не все разновидности материализма и идеализма, так как философия - это не статичная наука и находится в постоянном развитии, как и реальность, которую она пытается объяснить.

    Философские парадоксы

    Попытки определить, что такое материя и сознание, время от времени создавали курьезные ситуации и приводили к образованию парадоксов. Если с первым понятием все более менее понятно, то при изучении сущности сознания ученые порой сами загоняли себя в тупик, например:

    • Материя ощутима и изучаема. Но разве сознание не проявляется через ощущения, которые человек может познать и проанализировать?
    • Материя окружает человека. А кто сказал, что сознание его не окружает? Еще 500 лет назад люди не слышали об электромагнитном поле, а сегодня даже школьники знают, что оно окружает всю планету.

    По сути, если нет сознания, то и объективного мира (реальности) не существует, так что споры о первичности и вторичности этих категорий теряют всякий смысл.

    Заключение

    В наше время, после того как было объявлено и доказано, что мысль (продукт сознания) материальна, споры о первичности материи или духовного начала поутихли. Сознание до сих пор не изучено, тогда как в материю люди проникли до самых ее атомов. Так что все самое интересное в науке философии еще впереди.

Что первично – сознание или материя? Этот вопрос можно считать одним из первоначальных в философии, более того, с уверенностью можно сказать, что это одна из основных её проблем. Связь материи и сознания – это проблема соотношения духа и природы, души и тела, мышления и бытия и т. п.

Каждая философская школа искала ответы на вопрос: что первично - материя или сознание? Каково отношение мышления к бытию? Почему постоянно данные понятия сменяют друг друга? Возможно ли сознание без материи и наоборот? Этими и схожими вопросами философы занимаются уже не одно столетие и даже не одно тысячелетие. Этим же вопросом задались и мы.

Именно с этой позиции мы решили оценить свою профессию инженера-строителя, ведь большую часть своей социальной активности человек совершает именно в рамках профессиональной деятельности. Спроси нас на первом курсе обучения, до изучения курса философии, мы бы, не задумываясь, ответили, что в строительстве первична материя. Но так ли прост этот ответ на данный вопрос?

Поиск ответа на вопрос «что первично – сознание или материя?» актуален и по сей день. Именно поэтому мы решили попытаться ответить на него в данной работе. И чтобы получше разобраться в теме, необходимо рассмотреть поиск ответов в какой-либо более узкой сфере, например, в строительной деятельности.

Исторические памятники показывают, что все в прошлом человека являлось результатом его материальной деятельности. Действительно, без преобразования окружающей среды и природы, а также удовлетворения собственных социально-биологических потребностей посредством организованной деятельности, человек не может существовать и развиваться как био-социальный объект. Исключением не является и сфера строительства.

Строительная деятельность – одна из древнейших видов деятельности человека. По общему определению строительство – возведение зданий и сооружений для нужд человека и общества. Сооружением же можно назвать любой результат строительной деятельности и изменение окружающего мира, направленные на преследование какой-либо цели. Таким образом, даже один камень, положенный на другой камень, можно считать сооружением. Но при такой интерпретации понятия строительства можно сказать, что ею могут заниматься и большинство представителей животного мира: муравьи во время строительства муравейников, пчелы - ульев, птицы - гнезд, и пр.

Однако с развитием общества как вида социального, данный вид деятельности прошёл те же ступени изменений, что и человек, отделившись от природных составляющих и став более социальным видом деятельности . Вполне возможно, что строительство даже стало одним из исторических катализаторов отделения человечества от природы.

Если рассматривать и человека, и строительство на самых ранних этапах развития, то можно сделать вывод, что в те времена материальная часть строительства практически полностью преобладала: оно велось стихийно и весьма интуитивно. Если оттолкнуться от вышеупомянутого примера с двумя камнями, человеку потребовалось лишь немного изменить существующий рельеф путем извлечения одного камней из поверхности Земли – особого проявления сознания здесь не наблюдается.

Однако строительство шло в ногу с социальным развитием общества. Появились первые виды архитектуры: начало преследования новых целей, желание учесть социальные факторы во всех сферах деятельности, в том числе и в строительстве, дает толчок к развитию этого ремесла. Так, вместо того, чтобы положить два неизменных камня, человек решает разрушить их строение, форму и свойства, созданные самой природой и создать новый материал.

На наш взгляд, самым ярким примером в данном случае выступает сохранившаяся и по сей день архитектура древнего Египта. В каждом учебнике по истории архитектуры есть египетские пирамиды, храмовые комплексы, ирригационные системы и другие памятники их строительной деятельности. И это не просто так, ведь именно во времена «пирамид» для осуществления большинства строительных работ была необходима не только физическая сила строителей, но и их умственные возможности, то есть их сознание. Именно так появились первые варианты всем нам известной профессии архитектора.

С тех времен человек пережил немало политических и научных революций. Самые первые проявления протоархитектуры и современная строительная отрасль имеют мало общего. На данном этапе развития строительства до процесса непосредственного созидания архитектурных объектов предшествует целый ряд материальных процессов: полное и обязательное разрушение не просто рельефа, а целых десятков квадратных метров поверхности Земли; разрушение уже существующих построек; и большое количество других примеров.

Однако всем этим материальным процессам предшествует один из самых важных этапов строительства – создание проектной документации. В своем воображении, далее запечатленном на бумаге или другом носителе, архитекторы, проектировщики и конструкторы создают будущие сооружения. Отталкиваясь от этого факта, можно умозаключить, что мысленный процесс в современной развитой строительной деятельности всегда предшествует материальной составляющей, только этот процесс творения происходит в сознании творца .

Таким образом, в современном строительстве можно выделить шесть основных этапов:

1) исходная ситуация;

2) этап мысленного, осознанного творения;

3) этап материального подготовительного разрушения с постоянными включениями сознания в процесс;

4) этап материального творения с постоянным контролем сознания;

5) материальный итог с сознательной эксплуатацией объекта строительства;

6) неосознанное, или же наоборот рациональное разрушение объекта.

Теперь, когда мы разобрались с первичностью сознания и материи в строительстве, рассмотрим процесс сотворения макрокосма и всего сущего. Согласно теории Большого взрыва, а также после проведения аналогий между ней и сравнив ее со многими религиозными учениями, в процессе сотворения Вселенной можно выделить следующие этапы:

1) этап абсолютного Ничего;

2) стимулирующая ситуация;

3) этап материального разрушения абсолютного Ничто (в религии с участием сознания Бога);

4) этап материального сотворения (в религии при постоянном контроле сознания);

5) материальный итог – микрокосм с собственным сознанием (в религии при постоянном покровительстве сознания Бога);

6) неосознанное, а в религии наоборот сознательное разрушение макрокосма.

Проведя простейшую аналогию между этапами строительства и этапами сотворения микрокосма, можно предположить, что стимулирующей ситуацией для разрушения пустоты и Ничего, а также создания всего окружающего мира, всей материи, стала осознанная мысль.

Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что строительство – весьма приближенный к процессу сотворения Вселенной вид созидания. Это означает, что без мыслительной и сознательной составляющей, созидание в строительстве всегда бы следовало за процессом материального разрушения и, скорее всего, было бы даже невозможно или оставалось на уровне бессмысленной и хаотичной протоархитектуры. Рассмотренный пример с двумя камнями непосредственное тому подтверждение. Когда же всему процессу строительства, как в историческом примере создания египетских сооружений, предшествуют сознательные и умственные процессы мыслетворчества, то появляется новый вид социальной активности - архитектура.

В процессе написания данной статьи мы также сделали ряд выводов и для себя ответили на три основных вопроса И. Канта:

1) Мы знаем, что наша профессиональная деятельность несет в себе и созидательную и разрушительную составляющие. Однако, при осознанном подходе к строительству, созидание преобладает. Следовательно, мы знаем, что не ошиблись с профессией инженера-строителя, желая созидать в этом мире.

2) Мы должны уделять большое внимание творению проектов в своем сознании на этапе проектирования, ведь без качественного проектирования строительство теряет свою созидательную мощь.

3) Мы должны надеяться, что результаты нашего правильного мысленного созидания максимально отсрочат этап постепенного и окончательного разрушений объектов нашей строительной деятельности.

Список литературы:

  1. Глазычев В.Л. Закат архитектуры// Building "ARX": девелопмент, градостроительство, архитектура – М.: Билдинг Медиа, 2007 - №4 (11) – 164 с.
  2. Глазычев В.Л. Социология архитектуры - какая и для чего? // Сборник Союза архитекторов СССР "Зодчество" – М.:Стройиздат, 1978 - №2 (21) – 226с.

Хочется услышать Ваше мнение коллеги по этому вопросу. Что первично материя или сознание? И соответственно услышать не только краткий ответ, а обоснованное описание проблематики. Лучший комментарий будет отмечен материальной благодарностью!

И так, все началось с того что мне был задан вопрос о первичности материи или сознания. Человек воспитанный в духе пагубного материализма, сказал мне что: в те времена когда он учился в институте первичность материи доказывалась очень просто " Вот стоит стол. Потрогайте его. Уберите руку. Закройте глаза. Он все равно есть. Следовательно, материя первична и не зависит от того, что Вы о ней думаете, закрываете глаза или нет, и что вы там себе вооброжаете". И в те времена над теми, кто считал что сознание первично просто посмеивались. И вопрос что изменилось сейчас?

Я ответил так: Первое что хочется сказать что слова материализм и идеализм имеют совершенно разные значения с точки зрения этимологии и то что о них в те времена думал рядовой марксист совершенно является невежеством. Любой мистик бы сказал что материя действительно всепресутствующая, просто имеет разную плотность бытия и видов этой материи бесконечное множество. Ну например потри ладони и немного разведи их и почуствуешь тепло, а ведь это тоже материя просто более тонкая. Если говорить о плотности материи то надо сказать, что каждый более плотный вид материи обязательно состоит из более тонкого вида материи, который и является более одухотворенным.

Я попытался объяснить, что то что Вам говорили в институте безосновательно. Хотя бы потому, что мы мистики и маги не отрицаем того, что материя не первична. Мы лишь говорим о многообразии материи и ее плотности. Чем более тонкая материя, тем более в ней преобладает сознание и божественное. Бог есть проявление самой тонкой материи и Мы этого не отрицаем. И все сущее является проявлением божественой энергии либо материи.

Если брать стол, то он тоже состоит из более тонкой материи, протоны, электроны, нейтроны и т.д. Все это говорит о том, что и у стола есть духовное тонкое начало его происхождения. И все это физически и научно доказанно и все это является духовной энергией. В те времена учителя древности определяли эту материю как "свет", "тепло", "магнетизм", вселенская любовь", "мысль бога", "мировая душа", "Вселенский Логос"...... И если исходить из того тезиса что "нечто не может состоять из ничего" вот и приходим к выводу, что сознание первично. Тут и есть понимание, что чем выше поднимаемся, тем более одухотворенным становится вид материи.

Можно также привести такой пример когда Врач говорит - "Я много раз вскрывал человека, но до сих пор не обнаружил души" а мы бы маги, мистики, спросили у него " А сколько мыслей, воспоминаний, идей Вы там нашли?".

Жду Ваших живых комментариев.