Жизнь сердца героев война мир. Для себя или для других? «Жизнь сердца» героев. Какое место в жизни героев занимает любовь

Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Задачи:

  • обучающая – синтез и углубление знаний об образах героев романа;
  • развивающая – развивать навыки мыслительной деятельности;
  • воспитывающая – воспитать стремление познать себя, любовь к литературе и искусству слова.

Виды работы с учащимися:

  • групповая
  • коллективная
  • индивидуальная.

Оснащение урока: экран, компьютер, проектор, презентации, фрагменты фильма, тексты романа, портрет писателя.

Ход урока

Сущность её жизни – любовь…
Л.Н. Толстой.

I. Оргмомент

(проверка готовности к уроку).

II. Слово учителя.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя…

Л. Н. Толстой.

Эти слова мы можем соотнести с героями романа «Война и мир», с лучшими из них. Чистота их нравственного облика проявляется во всём: и в семейной жизни, и в быту.

Вспомним тему предыдущего урока: «Быт поместного дворянства». Сейчас на этапе реализации домашнего задания мы послушаем выступление группы. А вы, ребята, выпишите в тетради наиболее характерные черты семьи Ростовых.

III. Реализация домашнего задания.

Беседа (выступление по группам).

А) Расскажите, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т? Что главное подчёркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

А что же означает это великое слово «любовь»?

Для этого внимательно посмотрите на экран.

«Любовь» - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Это толкование мы встречаем в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

«Любовь» - состояние любящего, страсть, привязанность.

А данное видим в «Толковом словаре» В.И. Даля.

Давайте же проследим за развитием великого чувства у наших героев.

Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке также, как Карай (собака) – наперерез зверю, выбрав единственное верное направление).

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки. В пении дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) – «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка,..-… и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке». «Дядюшка пел так, как поет народ…» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) – и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. « А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».

Б) Другая тема, разрешение которой включено во II т. – это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа – переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б.Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

- Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?

Элен Курагина никогда никого не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разврат и зло, что у неё нет стыда, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере – все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы – там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»

- Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

Дело не в материальном расчёте (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее,… - олицетворявшее вполне его мечты о счастье». Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.

- Расскажите, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Курагиной.

Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).

- В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовала его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныло и темнота…» и Наташины: «… но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьезности их чувств.

- Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи. Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: «Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову», но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов – новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея – все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев.

- Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.

- Какое место в жизни героев занимает любовь?


Домашнее задание.

1. Пересмотреть т. I ч. IV-V, индивидуальное задание: составить тест по содержанию IV-V ч.

2. Выучить отрывок «Описание дуба» т. II, ч. III, гл. 3 «Целый день был жаркий... - и чтобы все они жили со мною вместе» или т. II, ч. III, гл. 1 «На краю дороги стоял дуб... - не тревожась и ничего не желая».

3. Задание по группам: пересказ и анализ.

1 гр. Жизнь поместного дворянства (IV ч. Ростовы, их соседи).

Любовь героев (III ч., V ч.):

2 гр. Элен Курагина. Есть ли «сердце» у Элен?

3 гр. Любил ли Берг Веру Ростову?

4 гр. Что руководило отношением Б. Друбецкого и Жюли Карагиной?

5 гр. В чем вы видите обаяние любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

6 гр. Как вы объясняете и расцениваете ее «измену»?
^ Приложение - индивидуальные карточки

1) Как характеризует Пьера его интерес к братству масонов?

2) Что лежит в основе взаимоотношений Пьера и князя Андрея? (ч. II, гл.10-14).

3) Какие конкретные шаги предпринял П. Безухов, чтобы практическими делами подтвердить нравственные призывы масонов? Чем объяснить, что планы его не были осуществлены? Почему Пьер разочаровался в деятельности масонов?

4) Расскажите о деятельности князя Андрея в комиссии Сперанского (т. II, ч. III, гл. 5, 6, 18). Почему он разочаровался в этой деятельности?

5) Сравнивая данные ниже портретные зарисовки князя Андрея Болконского, докажите, что Толстого-портретиста интересуют не столько внешние черты лица персонажа, сколько отражение в этих чертах внутреннего мира, душевного состояния.
^ В салоне Шерер.

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женою. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».
^ В армии (1805 г.)

«Несмотря на то, что еще немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольство собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».
^ В Богучарове (после Аустерлица)

«Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска».

^ Уроки 43-44 (111-112). Быт поместного дворянства

и «жизнь сердца» героев романа

Цель: Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
Ход урока

1. Проверка знания содержания по тексту ч.Р/-У.

Чтение отрывков наизусть.
^ II. Беседа (выступление по группам).

Рассказать, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?

Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке так же, как Карай (собака) - наперерез зверю, выбран единственное верное направление», гл. 5) и др.

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки (гл. 7). В пении дядюшка и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) - «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, ... -... и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке (ч. IV, гл. 7). «Дядюшка пел так, как поет народ...» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) - и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».)

Другая тема, разрешение которой включено во II т. - это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа - переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. III, гл. 9)

(Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) - все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы - там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»)

Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

(Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее, - олицетворявшее вполне его мечты о счастье» (т. II, ч. III, гл. 11). Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.)

Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.

(Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключал браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).)

В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

(Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныло и темнота...» и Наташины: «... но такого со мной никогда не бывало - убеждают в силе и серьезности их чувств.)

Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

(Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II ч. III, гл. 16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов - новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея - все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев. (ч. III, гл. 21).)

Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

(Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.)

^ Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.

Почему рушится «мир» т. II?

Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

(Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего по длинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.)
^ III. Проверочная работа. (см. приложение)
Домашнее задание.

1. Подготовиться к классному сочинению по I-II тому:

Какое место в жизни героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстого занимает любовь?

Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?

Почему на толстовских героев так сильно действует природа?

Как понимает Толстой «настоящую жизнь»?

Твои любимые страницы I-II тома.

Л. Н. Толстой - тонкий психолог.

Музыка в жизни героев (по I-II т.) романа «Война и мир».

2. Пересмотреть т. III, ч. I-III, выделить основные события; 3 ученика - составить тест (12 вопр.)

3. Задание по группам.

1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).

2 гр. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано. (ч. I, гл. 1, 2)

3, 4 гр. Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).

5 гр. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.

6 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.
Приложение

1. Карточки-рассуждения

1) Первый был Наташи (ч. III, гл. 14-17). Рассмотрите иллюстрацию художника Л. О. Пастернака. Что при виде ее могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

2) Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

3) Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково отношение автора к поступку Наташи?
^ 2. Проверочная работа.

Вариант 1. Эпизод охоты (т. II, ч. IV, гл. 3-7)

Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты - особое время? В чем его особенность?

Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

Как меняются взаимоотношения участников охоты?

Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.

В чем состояния человека на охоте отличается от повседневного?
^ Вариант II. Эпизод святок (т. II, ч. IV, гл. 9-12)

В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?

Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?

Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?

Что происходит, в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?

^ Урок 45 (113). Отечественная война 1812 г.

Философия войны в романе (т. III)

Цель: Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстою.
Ход урока

^ I. Проверка знания текста, выделение основных событий т. III
II. Вступительное слово учителя.

Тома III и IV, написанные Толстым позднее (1867-69 гг.), отразили изменения, которые произошли в мировоззрении и творчестве писателя к этому времени. Сделав еще шаг по пути сближения с народной, мужицкой правдой, по пути перехода на позиции патриархального крестьянства, Толстой воплотил свое представление о народе через сцены народной жизни, через образ Платона Каратаева. Новые взгляды Толстого отразились во взглядах отдельных героев.

Изменения в мировоззрении писателя изменили структуру романа: в нем появились публицистические главы, которые предваряют и объясняют художественное описание событий, подводят к их пониманию; оттого эти главы находятся или в начале частей, или в конце романа.

Рассмотрим взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий, по Толстому - ч. I, гл. 1; ч. III, гл. 1.
^ III. Философия истории по Толстому.

Отметим ряд высказываний Толстого, передающих основные положения его философии истории:

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, ... - Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины ею?»

(Писатель убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей.)

Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин», т. е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а народ.

«Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, ... - которые руководят массами» (т. III, ч. III, гл. 1). (Толстой утверждает, что исторические события происходят при совпадении интересов народной массы.)
А почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос: «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякой жизненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы», «...событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться», «фатализм в истории» неизбежен. Так проявляется слабость взглядов Толстого.
Фатализм Толстого связан с его пониманием стихийности. История, пишет он, есть «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества». Любой совершенный бессознательный поступок «делается достоянием истории». И чем более бессознательно будет жить человек, тем более, по Толстому, он будет участвовать в совершении исторических событий. Проповедь стихийности, отказ от сознательного, разумного участия в событиях является слабостью взглядов Толстого.

Правильно считая, что личность, и даже историческая, т. е. такая, которая стоит высоко «на общественной лестнице», не играет ведущей роли в истории, что она связана с интересами всех, кто стоит ниже ее и рядом с ней, Толстой неправильно утверждает, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. По Толстому, стихийность движений массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиняться предписанному свыше направлению событий. Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и сводит задачу исторической личности к следованию за событиями.

При изучении т. III должны увидеть общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками. Если при анализе т. II в центре внимания стоял отдельный человек с его индивидуальной, подчас отъединенной от других судьбой, то при анализе т. III-IV увидим человека как частицу массы. Основная мысль Толстого - только тогда отдельный человек находит свое окончательное, настоящее место в жизни, когда становится частицей народа.

Кутузов и Наполеон

8) Капитан Тушин , капитан Тимохин

Планы в течение всего времени изучения романа

1. Жизненный путь Андрея Болконского

2. Жизненный путь Пьера Безухова

3. Жизненный путь Николая Ростова

4. Наташа Ростова

5. Княжна Марья

Урок 2. Том первый, часть первая

гл.1-5 (салон Шерер),

гл. 7-11, 15-17(у Ростовых),

Пьер Безухов (гл.2-5), дом старого графа Бузухова Безухова 12,13, 18-21 (смерть графа Безухова).

Болконские: гл.1-5(кн.Андрей), 22-25 (в имении Болконского в Лысых Горах)

1. В Петербурге и в Москве. Салон Анны Павловны Шерер (гл.1-5; гл. 2 – см. развернутое сравнение салона с ….)): краткая характеристика хозяйки; гости салона; о чем говорят в салоне, Первое явление главных героев (Пьер, кн.Андрей)

2.«Мысль семейная» в романе

1. Семья графов Ростовых(граф Илья, графиня, Наташа, Николай , Петя, Вера, Соня).Рассказ о семье(состав семьи, где и как живут, кратко о каждом и ее общая характеристика, фамильные черты.. Главы про именины Наташи и ее матери, гости, влюбленная молодежь.

2. Семья князей Болконских: старый князь Николай Андреевич, князь Андрей, Марья, Где живет старый князь,распорядок жизни в доме, принципы старого князя.: он утверждал, что у человека может быть 2 несчастья - и, 2 добродетели …и..; деспотизм и требовательность, рациональность и трудолюбие. Прощание отца с сыном, завет отца.Общие черты всех Болконских. Том 1, часть 1, гл. 22-25

Кн. Андрей – краткая характеристика; осн. события его жизни (по 1 части)

3. Безуховы. Старый граф Безухов. Смерть старого графа, борьба за мозаиковый портфель. Его сын Пьер (где жил, воспитывался и получал образование, его положение в начале романа, первое появление в романе – в светском салоне; какой образ жизни ведет, с кем проводит время).

4. Семья князя Василия Куракина: к.Василий , Анатоль,Элен , Ипполит. Как кн. Василий говорит о своих детях. Кратко охарактеризовать каждого. Общие семейные черты. Где живут, какой образ жизни ведут.

Урок 3.

Война 1805-1807 годов. Судьбы героев, как меняются первоначальные представления Андрея Болконского и Николая Ростова о войне и о себе. Истинный и ложный героизм. Капитан Тушин , капитан Тимохин.

Домашнее задание

Том первый, часть вторая

Герои: Андрей Болконский, Николай Ростов, капитан Тушин, капитан Тимохин, Долохов

Закладки(главные эпизоды): 1) кн.Андрей на поле Аустерлица, 2)батарея Тушина

Главные вопросы:

1. Как меняются представления героев (Кн.Андрей и Николай Ростов) о войне и о самом себе

1)Война в представлении Андрея Болконского – это….. Ход и успех военных действий зависят от… Офицеры в штабе. – это…, они (каковы?)… Как представляет себя и свою роль в войне, к чему стремится и о чем мечтает? Что оказывается в действительности? Перелом в мировоззрении, прозрение героя (на поле Аустерлица).

2)Война в представлении Николая Ростова – это….. Ход и успех военных действий зависят от… Офицеры в штабе – это … Как представляет себя и свою роль в войне, к чему стремится и о чем мечтает? Что оказывается в действительности?

2. Истинный и ложный героизм (капитан Тушин - батарея Тушина, Долохов и Тимохин)

Сообщения (индивидуальные задания(

1. Война для Берга (С какой целью идет на войну? Как проявляет себя? Меняется ли что-то в самом персонаже и в понимании персонажем происходящего?)

2. Война для Бориса Друбецкого. (портрет, его поведение в ситуациях – с императором перед сражением, с солдатами и особенно с Тимохиным, с кн.Андреем)(С какой целью идет на войну? Как проявляет себя? Меняется ли что-то в самом персонаже и в понимании персонажем происходящего?)

3. Кутузов на войне (портрет, его поведение в ситуациях – с императором перед сражением, с солдатами и особенно с Тимохиным, с кн.Андреем)

4. Кто же герой – Тимохин или Долохов?

Урок 4 -5 Том второй. 1806-1811 гг.,

Для себя или для других? «Жизнь сердца» героев

Важнейшие эпизоды выделены, подчеркнуты!

1. Что происходит в жизни главных героев (основные события(?

1)Кн. Андрей. Возвращение домой, смерть жены, решение жить для себя, встреча с восторженным Пьером и спор с ним, поездка в Отрадное к Ростовым - воскресает ощущение радости и полноты жизни, эпизоды размышлений (2) кн.Андрея при виде дуба возвращение к деятельной жизни, (участие в военной реформе, в комиссии по изменению воинского устава); бал и встреча с Наташей Ростовой ; отъезд на лечение за границу по настоянию отца; разрыв с Наташей.

2 ) Пьер. Дуэль с Долоховым и разрыв с женой; встреча в Торжке с видным масоном и вступление в масонскую ложу – воодушевление идеями масонства; поездка в имения с целью улучшить жизнь крестьян; встреча с кн.Андреем ; разочарование в масонстве; любовь к Наташе, помощь ей.

3)Николай. Отпуск в родном доме; крупный карточный проигрыш Долохову ; охота исвятки , любовь к Соне и недовольство его матери; возвращение в полк как в семью (все там понятно, все отношения ясны, в отличие от гражданской жизни)

4) Княжна Марья. Трудности жизни с любимым и деспотичным отцом, забота о Николеньке; сватовство Анатоля и отказ княжны(по 1 тому)

2. «Жизнь сердца» героев

1) Наташа. Анализ эпизодов «Ночь в Отрадном», «Танец Наташи».

«Жизнь сердца» Наташи: как складываются ее отношения с князем Андреем? В чем природа ее увлечения Анатолем?

2) Наташа и Соня – сравнительная характеристика

3) Счастливы ли в своей любви Соня и Николай?

4)Способна ли Элен любить? Есть ли у нее «сердце»?

5)Любит ли Берг Веру?

6)Что руководит отношениями Бориса и Жюли?

Лев Николаевич Толстой в своем знаменитом романе "Война и мир" в качестве основной мысли выделял "мысль народную". Эта тема наиболее многогранно и ярко отразилась в отрывках из произведения, в которых описывается война. Что же касается "мира", в его изображении преобладает "мысль семейная". Она также играет очень важную роль в интересующем нас произведении. Тема любви в романе "Война и мир" во многом помогает автору раскрыть эту мысль.

Любовь в жизни персонажей романа

Практически все персонажи произведения подвергаются испытанию любовью. К нравственной красоте, взаимопониманию и истинному чувству приходят не все из них. Кроме того, это происходит не сразу. Героям приходится пройти через ошибки и страдание, искупающее их, очищающее и развивающее душу.

Жизнь Андрея Болконского с Лизой

Тема любви в романе "Война и мир" раскрывается на примере нескольких героев, одним из которых является Андрей Болконский. Его путь к счастью был тернистым. В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным внешней красотой, он решает жениться на Лизе. Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо. В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того, как сделал все, что мог. Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть связанным семейными узами.

Болконскому со своей женой не приносила спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился. Супругу свою Андрей не любил. Он ее, скорее, презирал, относясь к ней как к ребенку из глупого пустого света. Болконского угнетало ощущение того, что его жизнь бесполезна, что он стал идиотом и придворным лакеем.

Душевный перелом Андрея

У этого героя впереди было гибель Лизы, душевный перелом, тоска, усталость, разочарованность, презрение к жизни. В то время Болконский напоминал дуб, который стоял презрительным, сердитым и старым уродом между улыбающимися березами. Это дерево не желало подчиняться обаянию весны. Однако вдруг в душе Андрея поднялась путаница молодых надежд и мыслей, неожиданная для него самого. Как вы, вероятно, догадались, тема любви в романе "Война и мир" получает дальнейшее развитие. Герой уезжает из имения преображенным. Опять перед ним на дороге дуб, но теперь он не уродливый и старый, а покрытый зеленью.

Чувство Болконского к Наташе

Тема любви в романе "Война и мир" очень важна для автора. По мысли Толстого, это чувство - чудо, которое возрождает нас к новой жизни. к Наташе, девушке, столь непохожей на вздорных и пустых женщин света, появилось у Болконского не сразу. Оно обновило его душу, перевернуло ее с невероятной силой. Андрей стал теперь совершенно другим человеком. Он будто вышел на свет из душной комнаты. Правда, даже чувство к Наташе не помогло Болконскому смирить свою гордыню. Ему так и не удалось простить Наташе ее "измены". Только после того как он получил смертельную рану, он переосмыслил свою жизнь. Болконский после душевного перелома понял страдания, раскаяние и стыд Наташи. Он осознал, что был жесток, разорвав отношения с ней. Герой признался, что любит ее еще больше, чем прежде. Однако уже ничто не могло удержать Болконского в этом мире, даже пламенное чувство Наташи.

Любовь Пьера к Элен

Тема любви в романе Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере Пьера. Судьба Пьера Безухова чем-то похожа на судьбу Андрея, его лучшего друга. Подобно ему, увлекшемуся в юности Лизой, Пьер, только что возвратившийся из Парижа, влюбился в Элен, которая была кукольно красива. При раскрытии темы любви и дружбы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" следует отметить, что чувство к Элен было у Пьера по-детски восторженным. Пример Андрея не научил его ничему. Безухову пришлось на собственном опыте убедиться в том, что внешняя красота далеко не всегда является внутренней, душевной.

Несчастливый брак

Этот герой ощущал, что между ним и Элен не существует преград, что эта девушка была ему страшно близка. Над Пьером имело власть ее мраморное прекрасное тело. И хотя герой понимал, что это нехорошо, он все-таки поддался чувству, которое эта развратная женщина внушила ему. В итоге Безухов стал ее мужем. Однако брак не был счастливым. Чувство мрачного уныния, разочарования, презрения к жизни, к себе и к жене охватило Пьера спустя некоторое время после жизни с Элен. Ее загадочность обернулась глупостью, душевной пустотой и развратом. Об этом стоит упомянуть, если вы пишете сочинение. Тема любви в романе Толстого "Война и мир" освещается с новой стороны во взаимоотношениях между Пьером и Наташей. О том, как эти герои, наконец, обрели свое счастье, мы сейчас и поговорим.

Новая любовь Пьера

Безухов, встретив Наташу, подобно Андрею, был поражен ее естественностью и чистотой. В его душе чувство к этой девушке начало робко расти уже тогда, когда Наташа и Болконский полюбили друг друга. Пьер был рад за них, однако эта радость смешивалась с грустью. Доброе сердце Безухова, в отличие от Андрея, поняло Наташу и простило ее за случай с Анатолем Курагиным. Несмотря на то что Пьер старался презирать ее, он смог увидеть, насколько она измучена. И тогда душу Безухова впервые переполнило чувство жалости. Он понял Наташу, возможно, потому, что ее увлечение Анатолем напоминало его собственное увлечение Элен. Девушка поверила в то, что Курагин обладал внутренней красотой. В общении с Анатолем она, подобно Пьеру с Элен, ощущала, что между ними нет преграды.

Обновление души Пьера Безухова

Путь жизненных исканий Безухова продолжается после размолвки со своей супругой. Он увлекается масонством, затем участвует в войне. Безухова посещает полудетская идея о том, чтобы убить Наполеона. Он видит, как горит Москва. Далее ему уготованы тяжелые минуты ожидания своей смерти, а затем плен.

Душа Пьера, очистившаяся, обновленная, прошедшая через страдания, сохраняет любовь к Наташе. Вновь повстречав ее, он обнаруживает, что эта девушка также сильно изменилась. Безухов не узнал в ней прежнюю Наташу. В сердцах героев проснулась любовь, к ним вдруг вернулось "давно забытое счастье". Ими овладело, по выражению Толстого, "радостное сумасшествие".

Обретение счастья

Жизнь проснулась в них вместе с любовью. Сила чувства вернула Наташу к жизни после длительной душевной апатии, которая была вызвана гибелью князя Андрея. Девушка думала, что с его смертью ее жизнь кончена. Однако любовь к матери, возникшая в ней с новой силой, показала Наташе, что любовь все еще жива в ней. Сила этого чувства, составляющего сущность Наташи, была способна вызывать к жизни людей, которых любила эта девушка.

Судьбы княжны Марьи и Николая Ростова

Тема любви в романе Льва Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере взаимоотношений княжны Марьи и Николая Ростова. Судьбы этих героев складывались непросто. Некрасивая внешне, кроткая, тихая княжна обладала прекрасной душой. При жизни своего отца она даже не надеялась когда-либо выйти замуж, воспитывать детей. Анатоль Курагин был единственным, кто сватался к ней, да и то только лишь ради приданого. Конечно же, он не мог понять нравственной красоты и высокой одухотворенности этой героини. Это удалось сделать лишь Николаю Ростову.

Толстой в эпилоге своего романа говорит о духовном единении людей, которое является основой семейственности. В конце произведения появилась новая семья, где соединились столь разные, казалось бы, начала - Болконских и Ростовых. Читать роман Льва Николаевича очень интересно. Вечные темы в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого делают это произведение актуальным и в наши дни.

Урок литературы в 10 классе по теме «Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Радькова Юлия Николаевна,

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: проанализировать эпизоды, в которых раскрывается быт поместного дворянства, определить их роль в раскрытии характера Наташи Ростовой.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

В романе «Война и мир», где изображаются громкие события истории и много философских рас-суждений, присутствуют сцены, казалось бы, не связанные с основным замыслом автора, рисующие охоту, святочные развлечения, поездку к дядюшке, его пение и танец Наташи, домашний уклад жиз-ни Ростовых. Почему Л.Н.Толстой уделяет такое большое внимание этим сценам? Что подчёркивает в них? Об этом мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Определяя главную мысль «Войны и мира», Л.Н.Толстой писал, что в этом романе он любил «мысль народную». Народ для писателя— мерило всех нравственных ценностей, носитель истинной человечности; близостью к народной нравственности и народной судьбе определяется отношение Толстого к различным кругам дворянства. Не приемля лицемерие и фальшь высшего света, писатель противопоставляет ему жизнь поместного дворянства, естественного в своих проявлениях, близкого к простому народу, и поэтому большое внимание уделяет сценам, рисующим охоту, святочные развлечения, поездку к дядюшке, его пение и танец Наташи.

Почему же время охоты - особое время? В чем его особенность?

Во время охоты отбрасываются и забываются все условности, проявляются настоящие чувства, искренние эмоции. Даже грубость ловчего Данилы в пылу гнева по отношению к графу не имеет значения, поскольку хозяин понимает, что в данной ситуации руководитель - Данило, а самому Рос-тову необходимо было следовать его указаниям, поэтому «сконфуженный, испуганный граф» стоял «как наказанный».

Участников охоты объединяют чувства азарта, возбуждения, волнения, заинтересованности. Все эти эмоции выражает Наташа, восторженно визжащая, когда охотники загоняют зайца: «В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовре-менным разговором». В любое другое время такой визг показался бы странным, но во время охоты это было естественно.

Таким образом, эпизод охоты показывает читателю естественную жизнь человека, без масок и фальши. После охоты молодые Ростовы поехали к дядюшке в его деревню Михайловку. Этот эпизод даёт новые черты к портрету Наташи. Какие?

Близость к народу, понимание русского духа и склада характера.

Как относится Наташа к простому народу, мы начинаем замечать уже тогда, когда на нее сбегается посмотреть вся дворня, при этом вслух высказывая свое мнение о ней. Мы не видим в Наташе недо-вольства этим или гнева на невоспитанную челядь. Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная, сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: «Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном, - был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков». Это говорит о том, что героине не чуждо ничто народное и, попадая в соответствующую обстановку, она может органично с ней сливаться.

Дядюшка небогат, но в его доме очень уютно, и Наташе нравится все, что она здесь видит, всё, чем угощает её Анисья Федоровна. Ей «так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обста-новке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки». Ее душа, жаждавшая новых впечатлений, впитывала в себя все прекрасное, что встречалось Наташе в жизни. Поэтому и звуки балалайки кажутся героине «верхом музыкальной прелести», а когда начинает играть на гитаре дядюшка, восторгу Наташи нет предела: «Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!». Кульминацион-ным моментом эпизода является танец Наташи. Как описывает его Толстой?

«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, под-перши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торже-ственно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутству-ющих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тонень-кую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела по-нять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском чело-веке».

Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что героиня естественна и проста, как народ, понимает его дух и склад характера, чувствует свою близость с ним. А это, по мысли писателя, при-носит огромное счастье, потому и думает Наташа, уезжая от дядюшки, что никогда уже не будет «так счастлива, спокойна, как теперь».

Близость к простому народу не только Наташи - всех Ростовых - показывает Л.Н.Толстой и в эпизоде святок. Перескажите этот эпизод.

В один из вечеров в доме Ростовых появляются ряженые: «Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод, сначала робко жались в перед-ней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры». Молодёжь тоже вовлекается во всеобщее веселье, в переодевание, в святочные проказы: «Наташа первая дала тон святочного ве-селья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до наи-высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани».

В этот миг мир волшебно преображается: «...как только выехали за ограду, алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон»; «Где это мы едем? — подумал Николай. — По Косому лугу, должно быть. Но нет, это что-то новое, чего я никогда не видал. Это не Косой луг и не Дёмкина гора, а это бог знает что такое! Это что-то новое и волшебное!»; «...вот какой-то волшебный лес с переливающимися чёр-ными тенями и блёстками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то сереб-ряные крыши волшебных зданий...».

Преображаются и отношения между людьми: именно в это волшебное время Николай Ростов смотрит на Соню «совсем новыми глазами», признаётся ей в любви и решает жениться на ней, о чём и сообщает Наташе, а позже и матери. Когда Ростовы приехали к своим соседям Мелюковым, устроили русские пляски и хороводы, затем играли в народные игры - веселились так, что «через час все костюмы измялись и расстроились». Вернувшись к себе, Наташа и Соня гадали на зеркалах.

За святочным весельем, бешеной круговертью игр ощущается, однако, нарастающая тревога. Счаст-ливые сцены дышат предчувствием надвигающейся катастрофы, готовят её. Состояние Наташи, раз-лучённой со своим женихом и остро чувствующей, как бесполезно проходит её жизнь, прорывается то во внезапной истерике, то в лихорадочном взгляде, то в настойчивой фразе: «Дайте мне его». Та-кое впечатление, что именно сейчас до отказа сжимается какая-то пружина, которая, распрямившись, разрушит своей чудовищной энергией всё счастье. Наташа словно предчувствует своё скорое несча-стье, потому и говорит Николаю, что никогда уже больше не будет так счастлива.

И тревожные ожидания оправдываются: буквально накануне приезда князя Андрея Наташа чуть не убегает из дому с Анатолем Курагиным. Почему Наташа увлеклась Анатолем?

Полюбив, Наташа желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Кураги-ны, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отри-цательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Ната-ша доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.

В произошедшем есть вина и князя Андрея, который не посмел или не захотел ослушаться отца и отложил свадьбу на год. Почему он принял такое решение? Мог ли он не согласиться с условием отца?

Для князя Андрея этот год - лишь досадная помеха на пути к счастью. Он зрелый, уравновешенный человек, который уверен в своих чувствах и не хочет расстраивать старого отца. Он сосредоточен на себе, на своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересует. Но в любви нель-зя думать только о себе. Если бы Андрей лучше понимал любимую, он бы не уехал, потому что Наташа воспринимает разлуку и отсрочку свадьбы как трагедию.

Наташе с ее неукротимой жаждой жизни год кажется вечностью. Ей хочется любить сегодня, сей-час, а не потом. «…ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми полно было её сердце», - пишет Толстой. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности геро-ини жить полной жизнью, из-за молодости и неопытности. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.

Наивная Наташа не может предположить, что стала объектом пустой интрижки. Её ещё никогда не обманывали. «Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его… Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его…Что он мне ве-лит, то я и сделаю», - признаётся она Соне. Наташа чувствует, что переступает нравственную черту, поступает нехорошо, неправильно, но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова её сущность: все, что она делает, делает искренне, честно. Наташа соглашается бежать с Анатолем и тайно обвенчать-ся. К счастью для неё, похищение не состоялось. Марья Дмитриевна, «застав заплаканную Соню в коридоре, заставила её во всём признаться» и заперла Наташу в комнате. Только известие, что Ана-толь женат, открывает глаза Наташе на его подлость., и она пытается отравиться мышьяком.

Почему князь Андрей, который намного старше и опытнее Наташи, не прощает её?

Не позволяет воспитание, заложенное отцом, Андрей оскорблён и признается Пьеру, что не мо-жет простить Наташу, не может быть великодушным.

Гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Потому-то и не может Толстой оставить спокойного, рассудительного князя Андрея и порывистую, доверчивую Наташу вместе на всю жизнь.

Кажется, что в финале 2 тома романа мир рушится: ни Пьер, ни Андрей, ни Наташа не находят свое-го счастья, более того, автор приводит их к внутреннему кризису, а в небе стоит «огромная яркая ко-мета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света» - война уже на пороге.

— Единство настроения во французской армии. На чем оно основано? (ч. I, гл. 1, 2)
— Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).

— Бородинское сражение(ч. II, гл. 19-39).

Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.
- Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

Литература

Л.Н.Толстой «Война и мир». - М.: Просвещение, 1987

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. - М.: АСТ, 2016