Василий петрович стасов. С. П. Яковлев В п стасов

Мы больше знаем и слышали о иноземных архитекторах,построивших в России "памятники культуры", поэтому мне хочется напомнить о нашем "самородке"- Стасове В.П. По его проектам строились дома не только в Москве и Санкт-Петербурге, а по всей стране. Напомню о некоторых его работах:

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в дворянской семье. Будущий архитектор начинал своё образование в гимназии при Московском университете. В четырнадцать лет Василию Стасову из-за смерти отца пришлось оставить гимназию и поступить на службу в Экспедицию архитектурных дел на должность чертёжника. Работая здесь до 1794 года молодой человек получил необходимые навыки в рисовании, знания в области архитектуры, начал самостоятельную проектную и строительную практику.

В 1794 году Василий Стасов уехал в Санкт-Петербург для службы в Преображенском полку, где находился несколько месяцев и получил звание подпоручика. Далее он снова вернулся в Москву и начал выполнять первые частные заказы.

Большую роль в жизни Василия Стасова сыграло участие в оформлении коронационных торжеств по случаю взошествия на престол Александра I. Зодчий подал прошение на имя императора с просьбой отправить его для окончания учёбы в Парижский национальный институт. Такое прошение было удовлетворено. Василий Стасов выехал за границу в 1802 году, посетил Францию, Италию, Австрию и Польшу. 26 апреля 1808 года он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. Академия внесла его в свой список профессоров.


После возвращения Стасова в Россию он поступил на службу в Кабинет Его Императорского Величества. С января 1810 года зодчий начал вести преподавательскую деятельность.
С 1812 года Василий Стасов стал жить в Санкт-Петербурге. Советом Академии художеств архитектор был избран академиком архитектуры, чему послужил поводом разработанный им проект памятника на месте Полтавской битвы.


Первым построенным Стасовым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове (1-я линия ВО, 52).

После пожара в царскосельском дворце в 1820 году восстановление интерьеров было поручено именно Стасову. Им же восстанавливался и Лицей. В Царском Селе зодчим были установлены Триумфальные ворота "Любезным моим сослуживцам".


В 1817-1819 годах Василий Стасов возвёл здание казарм Павловского полка на Марсовом поле.


В это же время он работал над перестройкой комплекса зданий Конюшенного двора.


В 1827-1834 годах зодчий реконструировал Нарвские триумфальные ворота.


в 1834-1838 годах создал Московские ворота


Василий Стасов входил в Совет по строительству Исаакиевского собора. В 1829 году он продолжил строительство комплекса зданий Смольного монастыря, рядом с которым также проложил ряд новых улиц. В августе 1827 года Василий Стасов был назначен "членом Комитета о возобновлении Преображенской всей гвардии собора по составленному им проекту".


Одновременно с возведением Спасо-Преображенского собора архитектор занимался строительством и Троице-Измайловского собора на Измайловском проспекте. За создание этого храма зодчий был удостоен ордена святого Станислава второй степени.


Кроме всех этих проектов Стасов возглавлял строительство Ямского рынка, перестройку здания Училища правоведения, дома Котомина, восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.

Последним официальным занятием зодчего был контроль над строительством здания Нового Эрмитажа.


В.П.Стасов является представителем позднего классицизма.
Для его архитектурного почерка характерны лаконичные, чёткие линии, простые, массивные объёмы, спокойная статика, монументальность и торжественность. В его искусстве нашли выражение гражданский патриотизм и тема воинской героики, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г.
Основа его пластического языка – монолиты колонн, спокойная гладь стен, оттенённая лепниной (в интерьере – росписью). Среди мотивов декора – излюбленные мастерами стиля ампир венки, воинские доспехи.

Архитектору не пришлось заниматься обширными градостроительными преобразованиями, однако ему было поручено руководство разнообразными и важными постройками. Технические знания зодчего, его опыт, участие в разработке "образцовых" проектов оказали большое влияние на строительную практику во многих городах России. Он строил сам и корректировал многие проекты жилых, административных, хозяйственных, военных, культовых, торговых и других сооружений

Василий Петрович Стасов умер 24 августа 1848 года, был похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 в семье небогатого дворянина-чиновника. Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского университета. После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния.

В 1794 приехал в Петербург для прохождения воинской службы. Выйдя вскоре в отставку, вернулся в Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы. Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний». Возвратившись на родину в 1808, получил ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно перебрался в новую столицу в 1812. С 1816 - член «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и в других городах империи - гостиный двор в Костроме (1812-1820), собор Александра Невского в Саратове (1815-1826; снесен в 1930-е годы), усадьба Грузино в Новгородской губернии (1815-1820-е годы, разрушена во время Второй мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М.Шестакова; 1821-1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824-1828) и дворца генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г. В. Гаврилова и К. Греготовича; 1825-1832) и др.

Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и хозяйственных построек, а также оград. Однако с максимальной полнотой его творческая манера - стилистически унифицированная, строгая, основанная в первую очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно сосредоточенных и лаконичных), - раскрылась в зданиях, возведенных в Петербурге и его окрестностях: казармы Павловского полка, (1817-1820), главенствующие в ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817-1823); Ямской рынок (1819-1820); провиантские склады - в самой северной столице (1819-1821) и в Царском селе (ныне Пушкин; 1819-1822); царскосельские мемориальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817-1821), Манеж (1819-1821), Большая оранжерея (1820-1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы (Преображенский, 1827-1829, и Троицкий, 1828-1835) и триумфальные ворота - Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834-1838). В 1832-1835 под его началом был завершен ансамбль Смольного монастыря, который строил в 1748-1764 В. В. Растрелли .

Вместе с А. П. Брюлловым Стасов возглавил работы по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837, воссоздав важнейшие интерьеры, включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж; проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный инженер, применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций. Реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме. Последним его официальным занятием был строительный контроль за возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л. фон Кленце ; с 1839).

Пилявский В.И. Зодчий В.П.Стасов. Л., 1970
2001-2009 Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в небогатой дворянской семье. Будущий архитектор начинал своё образование в гимназии при Московском университете.

Из-за смерти отца и старшего брата Василию Стасову в 14 лет пришлось оставить гимназию при Московском университете и поступить на службу в Экспедицию архитектурных дел на должность "архитектора капрала", то есть чертёжника, под руководством архитектора С. А. Карина, который, в свою очередь, работал вместе с известным архитектором М. Ф. Казаковым. Работая здесь до 1794 года молодой человек получил необходимые навыки в рисовании, знания в области архитектуры, начал самостоятельную проектную и строительную практику.

Уже тогда 20-летний зодчий разработал генеральный план усадьбы А. С. Небольсиной на Покровке у Машкова переулка в Москве. Эта удачная работа привлекла к нему внимание коллег. Стасов был представлен президенту Российской Академии княгине Е. Р. Дашковой, познакомился с архитектором Н. А. Львовым , писателем и историком Н. М. Карамзиным, поэтом Г. Р. Державиным. Из ранних построек Стасова до наших дней сохранилась только Игольная фабрика в селе Коленцы Рязанской области .

В 1794 году Василий Стасов уехал в Санкт-Петербург для отбывания воинской повинности в Преображенском полку, где находился несколько месяцев и получил звание подпоручика. 1 января 1795 года он был уволен с военной службы, после чего снова вернулся в Москву и поступил на службу в Департамент герольдии, а ещё через два года - в Главную соляную контору. Павлом I Стасову было поручено создание чертежей гостиниц, которые предполагалось возвести на бульварах, разбитых на месте стен и земляных валов Белого города. Исполненные Василием Петровичем чертежи были утверждены императором 14 мая 1798 года. За два года по ним построили гостиницы у Покровский, Сретенских, Никитских и Пречистенских ворот.

Большую роль в жизни Василия Стасова сыграло участие осенью 1801 года в оформлении коронационных торжеств на Сокольничьем поле по случаю восшествия на престол Александра I. Новый император удостоил молодого зодчего "высочайшим благоволением". Стасов подал прошение на имя императора с просьбой отправить его для окончания учёбы в Парижский национальный институт. Такое прошение было удовлетворено.

Василий Стасов выехал за границу в 1802 году, посетил Францию, Италию, Австрию и Польшу. 26 апреля 1808 года он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. Василий Стасов стал вторым русским профессором Римской Академии после В. И. Баженова . По этому поводу было собрано чрезвычайное собрание Петербургской Академии художеств, в результате которого 2 сентября Стасов заочно был избран кандидатом в её члены.

После возвращения Россию в октябре 1808 года Стасов поступил на службу в Кабинет Его Императорского Величества, где ему определили жалование в размере 1 200 рублей в год. С января 1810 года зодчий должен был начать вести преподавательскую деятельность. Но император распорядился прикомандировать зодчего к столичному генерал-губернатору для работ "по высочайшим повелениям". 1 сентября 1811 года Стасов был избран академиком архитектуры Императорской Академии художеств. Этому поспособствовал разработанный зодчим проект памятника на месте Полтавской битвы. Памятник не был построен из-за начавшейся Отечественной войны.

С 1812 года Василий Стасов стал жить в столице. Первым построенным Стасовым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий Российской Академии на Васильевском острове (1-я линия ВО, 52). Одновременно с этим зодчий занимался окончанием возведения Казанского собора , благоустройством территории вблизи Мытного двора на Калашниковском проспекте (ныне проспект Бакунина). Вероятно, тогда же им был создан проект дома Котомина (Невский пр. 18).

В 1817-1819 годах Василий Стасов возвёл здание казарм Павловского полка на Марсовом поле . Тогда же он работал над перестройкой соседнего Конюшенного двора . Эти постройки стали не просто отдельными объектами городской инфраструктуры. Стасов включил их в окружающий их архитектурный ансамбль, тактично ввёл здания в уже сложившуюся городскую среду. Именно в это время раскрылся градостроительный талант зодчего.

После пожара в царскосельском дворце в 1820 году восстановление интерьеров было поручено именно Стасову. Им же восстанавливался и Лицей. Здесь архитектор улучшил планировку здания, устроил воздушное отопление вместо печного. За работы в Царском Селе Стасов получил 3 000 рублей. Там же зодчим были установлены Триумфальные ворота "Любезным моим сослуживцам".

В 1827-1834 годах зодчий реконструировал Нарвские триумфальные ворота , в 1834-1838 годах создал Московские ворота .

Василий Стасов входил в Совет по строительству Исаакиевского собора . В 1829 году он продолжил строительство комплекса зданий Смольного монастыря , рядом с которым также проложил ряд новых улиц. В августе 1827 года архитектор был назначен "членом Комитета о возобновлении Преображенской всей гвардии собора по составленному им проекту". Почти одновременно с возведением

Мы больше знаем и слышали о иноземных архитекторах,построивших в России "памятники культуры", поэтому мне хочется напомнить о нашем "самородке"- Стасове В.П. По его проектам строились дома не только в Москве и Санкт-Петербурге, а по всей стране. Напомню о некоторых его работах:

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в дворянской семье. Будущий архитектор начинал своё образование в гимназии при Московском университете. В четырнадцать лет Василию Стасову из-за смерти отца пришлось оставить гимназию и поступить на службу в Экспедицию архитектурных дел на должность чертёжника. Работая здесь до 1794 года молодой человек получил необходимые навыки в рисовании, знания в области архитектуры, начал самостоятельную проектную и строительную практику.

В 1794 году Василий Стасов уехал в Санкт-Петербург для службы в Преображенском полку, где находился несколько месяцев и получил звание подпоручика. Далее он снова вернулся в Москву и начал выполнять первые частные заказы.

Большую роль в жизни Василия Стасова сыграло участие в оформлении коронационных торжеств по случаю взошествия на престол Александра I. Зодчий подал прошение на имя императора с просьбой отправить его для окончания учёбы в Парижский национальный институт. Такое прошение было удовлетворено. Василий Стасов выехал за границу в 1802 году, посетил Францию, Италию, Австрию и Польшу. 26 апреля 1808 года он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. Академия внесла его в свой список профессоров.


После возвращения Стасова в Россию он поступил на службу в Кабинет Его Императорского Величества. С января 1810 года зодчий начал вести преподавательскую деятельность.
С 1812 года Василий Стасов стал жить в Санкт-Петербурге. Советом Академии художеств архитектор был избран академиком архитектуры, чему послужил поводом разработанный им проект памятника на месте Полтавской битвы.


Первым построенным Стасовым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове (1-я линия ВО, 52).

После пожара в царскосельском дворце в 1820 году восстановление интерьеров было поручено именно Стасову. Им же восстанавливался и Лицей. В Царском Селе зодчим были установлены Триумфальные ворота "Любезным моим сослуживцам".


В 1817-1819 годах Василий Стасов возвёл здание казарм Павловского полка на Марсовом поле.


В это же время он работал над перестройкой комплекса зданий Конюшенного двора.


В 1827-1834 годах зодчий реконструировал Нарвские триумфальные ворота.


в 1834-1838 годах создал Московские ворота


Василий Стасов входил в Совет по строительству Исаакиевского собора. В 1829 году он продолжил строительство комплекса зданий Смольного монастыря, рядом с которым также проложил ряд новых улиц. В августе 1827 года Василий Стасов был назначен "членом Комитета о возобновлении Преображенской всей гвардии собора по составленному им проекту".


Одновременно с возведением Спасо-Преображенского собора архитектор занимался строительством и Троице-Измайловского собора на Измайловском проспекте. За создание этого храма зодчий был удостоен ордена святого Станислава второй степени.


Кроме всех этих проектов Стасов возглавлял строительство Ямского рынка, перестройку здания Училища правоведения, дома Котомина, восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.

Последним официальным занятием зодчего был контроль над строительством здания Нового Эрмитажа.


В.П.Стасов является представителем позднего классицизма.
Для его архитектурного почерка характерны лаконичные, чёткие линии, простые, массивные объёмы, спокойная статика, монументальность и торжественность. В его искусстве нашли выражение гражданский патриотизм и тема воинской героики, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г.
Основа его пластического языка – монолиты колонн, спокойная гладь стен, оттенённая лепниной (в интерьере – росписью). Среди мотивов декора – излюбленные мастерами стиля ампир венки, воинские доспехи.

Архитектору не пришлось заниматься обширными градостроительными преобразованиями, однако ему было поручено руководство разнообразными и важными постройками. Технические знания зодчего, его опыт, участие в разработке "образцовых" проектов оказали большое влияние на строительную практику во многих городах России. Он строил сам и корректировал многие проекты жилых, административных, хозяйственных, военных, культовых, торговых и других сооружений

Василий Петрович Стасов умер 24 августа 1848 года, был похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Творчество этого архитектора практически завершило почти столетний период развития русской классической архитектуры. И если в начале этого периода неизменно называется имя Баженова, конец его неразрывно связан с именем Стасова.
Василий Петрович Стасов родился 4 августа 1769 года в Москве, в небогатой дворянской семье. Его отец Петр Федорович Стасов служил мелким чиновником в Вотчинной канцелярии. Мать архитектора Анна Антипьевна занималась воспитанием детей. Кроме Василия в семье было ещё два ребенка - сын и дочь. Зимой Стасовы жили в Москве, а летом выезжали под Серпухов, где у них было небольшое родовое село Соколово.

Архитектурная деятельность Василия началась 14 февраля 1783 года, когда он был зачислен в Экспедицию архитектурных дел Московской управы благочиния учеником в звании «архитектуры капрала». Экспедиция занималась составлением планов частных строений, их обмерами, утверждала проекты зданий, отводила места под застройку. Возглавлял Экспедицию архитектор Семен Антонович Карин, крупный знаток русского зодчества.
Новый ученик понравился ему своей исполнительностью и трудолюбием. Сперва подростку поручали делать несложные чертежи, снимать планы участков. Василий охотно учился у старших, много читал. Через год ему присвоили звание архитектуры сержанта, а начал он архитектуры капралом. Стасов любил бывать на стройках, особенно тех, что велись в Москве по проектам Баженова и Казакова. Возможно, он изучал их чертежи, представляемые в Экспедицию для утверждения. С 1790 года Василий стал архитектуры фурьером (помощником архитектора). Он проверял чертежи, составленные сотрудниками Экспедиции, самостоятельно выполнял ответственные проектные работы. Это была хорошая школа. Она побуждала к творчеству, воспитывала вкус, звала к интенсивной умственной жизни.

Стасову повезло. Друзья ввели его в дом Хлебниковых. Эта просвещенная семья имела одну из крупнейших в стране библиотек. Через дочь Хлебникова - Анну Петровну, в замужестве Полторацупо, Стасов сблизился с Алексеем Николаевичем Олениным, президентом Академии художеств, и стал постоянным посетителем оленинского дома, где собирались поэты, художники, музыканты - Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Л. Боровиковский, и многие другие.

В начале 1794 года Стасов оставил Москву и отправился в Петербург для прохождения воинской службы. Как дворянин он был определен в Преображенский гвардейский полк в чине унтер-офицера. Его недолгая военная служба проходила относительно спокойно. Полк постоянно находился при дворе, в столице, и Стасов, воспользовавшись своими московскими связями, попал в круг передовых людей петербургского просвещенного общества. Общение в Петербурге с людьми, думавшими о будущем русского искусства, укрепило намерение Стасова связать свою дальнейшую жизнь с архитектурой.
Ровно через год, 1 января 1795 года, Стасов, получив чин подпоручика, вышел в отставку и вернулся в Москву. Одно время он работал при департаменте Герольдии, но очень скоро ушел оттуда и два года числился не у дел, то есть не находился на службе в государственном учреждении. В 1797 году указом Сената его зачислили в Главную соляную контору в чине коллежского секретаря для постройки соляных заводов.

Все это время не прекращалась архитектурная деятельность Стасова. Он выполнил несколько официальных заказов, среди которых - проект гостиниц на бульварах. Кроме того, Стасов осуществил несколько частных построек.
Активная архитектурная деятельность Стасова в Москве в последние годы 18го столетия позволила ему принять участие в оформлении коронационных торжеств по случаю вступления на престол императора Александра I. Осенью 1801 года Стасов оформил Сокольническое поле. Архитектор был представлен Александру I и произвел на него приятное впечатление, следствием чего было «высочайшее соизволение» отправить его в заграничную командировку во Францию, Италию и Англию «для усовершенствования знаний примерами славнейших древностей» за счет правительства сроком на три с половиной года, с выплатой стипендии по три тысячи рублей ежегодно.

Отъезд задержался, и только осенью 1802 года Стасов выехал в Париж, где собирался пробыть два года. Этот срок был сокращен из-за обострения отношений между Россией и Францией, что в дальнейшем помешало Стасову попасть в Англию. С весны 1804 года Стасов жил в Италии. В связи с началом военных действий между Францией и Россией командировка Стасова в Италию затянулась на четыре года. Это время молодой архитектор использовал для посещения итальянских городов и изучения итальянской архитектуры, как античной, так и эпохи Возрождения.

Стасов был знаком со многими итальянскими архитекторами пользовался среди них заслуженным авторитетом. Это подтверждается тем фактом, что в 1807 году Стасов, вторым среди русских зодчих после Баженова, был удостоен диплома и почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры Св. Луки. В начале 1808 года Стасов отправился домой через южную Италию и Австрию и прибыл в Петербург осенью того же года, проведя вдали от России шесть лет.

В январе 1810 года архитектора ознакомили с указом императора. Отныне ему предписывалось служить при генерал-губернаторе столицы «для переделки фасадов и наблюдения за строениями по оным». Стасов должен был отвечать за строительство в центре города - в Адмиралтейских частях (территория между Невой и Фонтанкой) и на Васильевском острове.
Осенью 1811 года Стасов за проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших в Полтавской битве, был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств. Это ещё больше подняло его авторитет архитектора и позволило вступить в среду столичных зодчих не новичком, а архитектором с именем, уже добившимся европейской известности.

После 1812 года, когда дом Стасовых в Москве сгорел во время пожара, вместе с матерью и сестрой он переселился в Петербург.
В эти годы Стасов строит много общественных сооружений, в которых его талант зодчего проявляется с наибольшей силой. Среди самых значительных работ Стасова этого периода можно отметить здание Царскосельского лицея, корпуса Российской Академии на Васильевском острове, соборную церковь в Саратове, Торговые ряды в Костроме, Ямской рынок в Петербурге. Архитектор очень простыми, выразительными средствами добивается необычайно сильного эмоционального воздействия на зрителя. В этих постройках зодчий отрабатывал свой собственный градостроительный подход в решении любой локальной задачи, проявляя глубокое понимание архитектурного ансамбля, заметное уже в его ранних московских работах.
В мае 1816 года Стасова назначили членом «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местах».

Значительна роль Стасова в с , где он построил казармы Павловского гвардейского полка и неподалеку от них Главные конюшни. Оба проекта были выполнены в 1816 году. Казармы строились с 1817 по 1819 год, а конюшни - с 1817 по 1823 год.
Павловские казармы - одно из лучших произведений архитектора. Все выдержано в простых и строгих пропорциях. Какие же это казармы? Фасадом в сторону Летнего сада стоит красивый дворец. Посредине центральной части выдвинута вперед колоннада строгого, монументального дорического ордера в двенадцать стволов. Она несет высокий аттик - стену над карнизом, украшенную щедро барельефами. Колоннада поставлена на высокую аркаду первого этажа. Фасад заканчивается с обеих сторон шестиколонными портиками с фронтонами, также поставленными на аркады первого этажа. На фасаде по Миллионной улице тоже поставлен десятиколонный портик с фронтоном и за ним высокий аттик с барельефами военных доспехов. В центре аркады первого этажа расположены ворота, украшенные по обе стороны нишами.

Осенью 1816 года Стасов снова работает в Москве. Ему было поручено составление проекта на восстановление царского дворца в Московском Кремле, пострадавшего во время пожара 1812 года.
Его проект совершенно изменил внешний вид здания благодаря расширению третьего, мезонинного этажа на всю площадь дворца. Надстройка вызвала появление двух новых каменных лестниц. Отделка фасадов была очень простой, только фасаду со стороны Москвы-реки придавалась большая парадность.

Вскоре жизнь Стасова круто переменилась. В слободе Семеновского полка в бревенчатом доме с мезонином жила семья Марии Федоровны Сучковой, вдовы гвардейского поручика. Стасов познакомился с её дочерью, двадцатилетней красавицей Машей, и страстно влюбился в нее. Больше года продолжались встречи - в Семенцах и в Москве, где Маша гостила у родственников. Признаться в своем чувстве у него, однако, долго не хватало смелости: такая разница в летах. В начале года Василий Петрович сделал девушке предложение, а 6 августа 1817 года Василий Петрович и Мария Абрамовна стали мужем и женой. Супруги поселились в одном из кавалерских флигелей, рядом с Лицеем. А к зиме сняли квартиру в доме коллежской советницы Ошметковой, на углу Перовой линии и Большого проспекта Васильевского острова.

В мае 1818 года у них родился первенец. Его нарекли Николаем. Спустя год, в июле, - сын Александр, в 1820 году - дочь Софья, в 1822 году - дочь Надежда, а через два года, 2 января, - сын Владимир, 20 января 1828 года - Дмитрий. В июне следующего года семья Стасовых снова увеличилась: родился мальчик, которого назвали Борисом. Стасовы переехали с Васильевского острова к Семеновскому мосту, где заняли большую квартиру в доме Цыгарова, на углу Гороховой и Большого Казачьего переулка. Воспитывать детей помогали мать зодчего Анна Антипьевна и его сестра Вера Петровна. Она до конца своих дней прожила у брата.

Легко работалось Василию Петровичу в Царском Селе. Казалось, не было такой творческой задачи, которую он не решил бы успешно и быстро: будь то павильон для парка или манеж на Садовой улице, провиантские склады на Гатчинской дороге или Дежурные конюшни, воздвигнутые на Гоф-интендантском дворе. Эти произведения, имеющие облик величавый и праздничный, отмечены печатью самобытности, безупречного вкуса и таланта. Объектов множество. И оригинальных, и тех, что надлежало привести, как тогда писали, в «первобытное состояние». После пожаров, которые нередко случались, он восстановил в Большом дворце Китайскую гостиную и Белую столовую, а позже - дворцовую церковь, апартаменты, примыкающие к ней, и Лицей. По его проектам достраивалась и реконструировалась Китайская деревня, переделывались другие помещения в загородных резиденциях. С 1817 по 1820 год зодчий восстановил после пожаров и перестроил в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме 850 комнат.

В Петербурге по его проекту был возведен Ямской рынок с галереей из дорических колонн по периметру. Это здание стало здесь своеобразным архитектурным центром. Сооружение рынка завершилось в 1819 году. А ещё раньше Стасов построил на Невском проспекте здание с портиком в центре и колонными лоджиями по углам, украсившее главную магистраль города. По заказу купца Косиковского он создал четырехэтажный дом на Большой Морской. Органично вписал зодчий в панораму Невского проспекта и площади Казанского собора дом священнослужителей.

Ещё в 1825 году Василий Петрович создал проект пятикупольного собора Спаса Преображения, который предстояло возвести взамен сгоревшей церкви XVIII века. Тогда проект не был утвержден. Только через два года последовало разрешение на строительство храма, и зодчий разработал его чертежи. При этом Стасов, учитывая местоположение здания, на которое открывался вид с Литейной улицы, предусмотрел с этой стороны фронтонный портик из ионических колонн, что придало всему сооружению величавость и спокойную сдержанность, свойственную античной классике; белая же гладь стен храма, нечасто прорезанных полуциркульными окнами, ассоциируется с древнерусскими соборами.
Панно из воинской арматуры на стенах и ограда из трофейных турецких пушек, захваченных в кампании 1828–1829 годов, подчеркивают патриотическое значение здания, посвященного победам русской армии.

Эти творческие принципы - сплав черт древнерусской архитектуры и греческой классики - Стасов развил ещё в одном монументальном творении - Троицком соборе. Проект его зодчий завершил осенью 1827 года. В нем он учел требование, согласно которому следовало сохранить особенности старой церкви, стоявшей тут с середины XVIII века: главы этой церкви располагались на перпендикулярных осях по сторонам света. Строительство предстояло начать весной будущего года.
В число многочисленных служебных обязанностей Василия Петровича входило проектирование построек для военных нужд. Наибольшего успеха при этом зодчий добился во время работы над так называемыми Провиантскими магазинами, или складами.

Щусев так писал в свое время о Провиантских магазинах в Москве: «Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, - одна из лучших в архитектуре Москвы. По совершенству своих форм она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры».

Летом 1831 года на семью Стасовых обрушилось страшное горе. Холера «морбус» металась по улицам столицы, проникала во дворцы и обывательские дома. 30 июня умерла Мария Абрамовна, через пять дней - её сестра Татьяна, а ещё через двадцать - их мать Мария Федоровна. Печаль надолго поселилась в семье зодчего. Только горячее участие друзей, которые в те месяцы были рядом и окружили сирот заботой и лаской, помогло устоять на ногах. Да ещё работа - Стасов заставлял себя трудиться упорнее, чем прежде.

…С первых дней августа 1827 года у Нарвской заставы стали рыть котлован, а 17 августа 1834 года состоялась церемония открытия Нарвских ворот. Гвардейские полки, поименованные на пилонах триумфальной арки, прошли под ней торжественным маршем. Их приветствовали тысячи горожан. Впереди гвардейцев шла рота дворцовых гренадеров, сформированная из ветеранов Отечественной войны.
Стасов со свойственной ему скромностью писал, что ворота на Петергофском тракте возводились по его чертежам, «сходственно с проектом архитектора Кваренги, но только в большем против прежнего размере». Однако уже современники отмечали его огромную роль в создании этого памятника воинскому героизму, имея в виду величавую строгость, мужественную простоту и монументальность сооружения.

Менее чем через месяц после торжества на Петергофской дороге, 14 сентября, состоялась закладка других триумфальных ворот - за Московской заставой. Торжественное открытие памятника, отличавшегося художественным совершенством, состоялось 16 октября 1838 года.
До последних лет жизни Василий Петрович Стасов трудился на избранном им поприще. Ему было далеко за семьдесят, когда он руководил строительством здания нового Эрмитажа.
Весной 1848 года Василий Петрович Стасов захворал. Летом болезнь отступила, но силы возвращались к нему медленно. 5 сентября Василий Петрович скончался.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов»