Урок – размышление по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма. Технологии: ИКТ (презентация) Обратимся к рассказу

  • Ввести учащихся в мир рассказа Паустовского “Телеграмма”, помочь увидеть глубину содержания рассказа, выйти на понимание смысла названия рассказа.
  • Активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся (оценка героев и их поступков, роль пейзажа в повествовании).
  • Формировать коммуникативные умения, необходимые для построения текста (синквейны, письмо), умения правильно выражать свои мысли

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-поиск

Технологии:

  • КИМ (коллективно-индивидуальная мыследеятельность),
  • РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Методический прием: работа с текстом, диспут.

Наглядность: использование презентации

Ход урока (слайд 3)

Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...

I Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.

Паустовский – мастер короткого рассказа, в небольшом по объему произведений он мог выразить всю глубину проблематики. Какие же проблемы поднимает в своем рассказе Паустовский мы постараемся выяснить.

II Работа над темой урока

1. Роль пейзажа в рассказе.

Вспомните, как начинается рассказ?

(“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели”)

Cоздается особый эмоциональный настрой.

Как Вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? Какую роль природа будет играть в дальнейшем повествовании?

(Природа в рассказе, является не просто фоном, она создает настроение)

Случайно ли в повествовании дан осенний пейзаж, холодный и ненастный?

(“маленький подсолнечник всё доцветал и не могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды прощительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”)

Все описываемые события происходят холодной осенью, но это слово многозначно!

Оно напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и о “хладной старости”, когда отгорают, отцветают радостные краски жизни и человек живет воспоминаниями о былом, становится одиноким.

Задание : найдите такое описание природы в тексте, где сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы.

“Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён.

Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.

Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и клёна (прием психологического параллелизма).

Что мы узнаем о Катерине Петровне в самом начале рассказа?

(“Катерина Петровна доживала свой век в старом доме...”)

(старая больная, одинокая женщина)

Чем и кем окружена Катерина Петровна в Заборье?

  • старыми вещами,
  • навещают её соседка Манюшка, сторож Тихон

2. Анализ проблематики рассказа.

Что такое проблема, проблематика художественного произведения?

  • Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении.
  • Проблематика – совокупность изображенных в художественном тексте проблем.

Какие же проблемы раскрывает Паустовский в своем произведении?

  • Проблема взаимоотношений матери и дочери
  • Жизнь человека в старости

Какая из них самая главная?

Задание : Расскажите о взаимоотношениях матери и дочери – Насти.

  • “Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала 3 года назад”!
  • Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает, тоскует)

Каков характер взаимоотношений Катерины Петровны и Насти?

  • Сложный. Катерина Петровна доживала свой век, Настя вела кипучую жизнь.

Почему Катерина Петровна решается написать дочери?

  • чувствует приближение смерти

(Чтение эпизода “Письмо матери”)

Чем поражает это послание?

  • Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближении смерти, упоминает не о знакомых, как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.

Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля в которую ей скоро суждено было лечь навсегда.

И природа, провожая её в последний путь, принарядилась:

“Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое...”

А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде есть описания природы?

Почти нет

3. Работа над образом Насти.

(нет души)

Что мы узнаем о жизни и работе Насти?

  • Вся в делах, в работе. Безотказная, услужливая, всем помогает. Но забывает о своей матери.
  • “Нравилась самой себе”. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и “большие холодные глаза”

Но на какую деталь сразу обратили внимание?

  • Холодные глаза.

У каких людей могут быть холодные глаза?

  • У равнодушных, бесчувственных, черствых.

Можно ли говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?

  • Любит нравиться самой себе;
  • Любит, когда ее ценят (“нашей милой Анастасии Семеновне”)

Какие поступки Насти вас возмутили?

  • получила письмо от матери, спрятала в сумку, не читая!
  • положила письмо в ящик письменного стола...
  • Паустовский заставляет Настю почувствовать на себе “насмешливый взгляд скульптуры Гоголя”: и автор, и великий сатирик, понимают, что доброта девушки показная, ненастоящая.

Как реагирует Настя на телеграмму?

  • “скомкала телеграмму и нахмурилась”

Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, осознавшей, что умирает её мать?

  • “вздрогнула от холода”

Когда нам холодно?

  • Когда чувствует себя одинокими
  • И снова Гоголь: “...чьей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе...”

Перенесемся в старинный, заброшенный, опустевший дом Катерины Петровны

Каково состояние Катерины Петровны?

Почему она разгадала хитрость Тихона, давшего её телеграмму от имени дочери?

Как относились к старой больной женщине окружающие люди: Тихон, Манюшка?

  • Так, как к ней должна была относиться дочь.
  • Верит, что не все, как Настя.

Можно ли утверждать, что она противостоит образу Насти?

Как вы думаете, почему Настя – такая внимательная к другим людям, забывала о своей больной матери?

Сможет ли дочь Катерины Петровны избавиться от “непоправимой вины, невыносимой тяжести”?

Проблемная ситуация: Почему в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях? (Диспут)

Задание : перечитайте внимательно финальную часть рассказа.

Можно ли говорить о трагическом финале рассказа?

Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”?

Что означает слово “телеграмма”?

  • Сигнал SOS, сигнал тревоги.

Да, телеграмма посылается людьми в экстремальных случаях, с телеграммой связано чувство тревоги.

Тихон отправляет две телеграммы: но они не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не успела попросить прощения у матери.

Так почему же своему рассказу Паустовский дает такое заглавие?

Его рассказ – это и есть телеграмма

Кому же обращена телеграмма Паустовского, о чем она?

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя, обращенного к читателям.

  • телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, будьте человечными, милосердными.

4. Творческая работа.

Вспомните, что такое синквейн.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

Это стихотворение, состоящее из 5 строк:

  • 1 строка: 1 существительное (заявляется тема или предмет)
  • 2 строка: 2 прилагательных или причастия (описание предмета)
  • 3 строка: 3 глагола (характеризуют действие предмета)
  • 4 строка: фраза из 4 значимых слов, выражающих отношение автора к предмету (пословица, предложение)
  • 5 строка: синоним, обобщающий смысл темы или предмета (одно слово).

Задание:

Запишите 3 самых ярких запомнившихся образа (ключевые слова)

  • мама, дочь, телеграмма

Именно эти слова станут названиями стихотворений, которые вы попробуете сейчас сочинить (задание 1 группе) (слайд 5)

Лучшие работы учащихся:

Мама.
Добрая, прощающая.
Растит, воспитывает, ждет.
Морщинки в уголках глаз.
Любовь

Мама.
Заботливая, любящая.
Скучает, вспоминает, ждет.
Человек, который всегда поймет.
Любовь.

Мать.
Старая, одинокая.
Скучает, ждет, надеется,Когда приедет дочь.
Бедняга.

Мать.
Старенькая, больная.
Любит, верит, ждет.
Доживает свой век одна.
Страдание.

Дочь.
Занятая, деловая.

Не приезжала к матери 3 года.
Эгоистка.

Дочка.
Далекая, родная.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Нравится самой себе.
Сорока.

Телеграмма.
Долгожданная и необходимая.
Волнует, тревожит и ждет,
Когда ее наконец отправят.
Сигнал.

Задание для 2 группы (слайд 6)

Подобрать слова из текста к иллюстрациям

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие же уроки нравственности из рассказа Паустовского “Телеграмма” вы извлекли для себя?

Как, на ваш взгляд, нужно жить человеку в наше суматошное время, чтобы нравственно не ослепнуть и не оглохнуть?

Чем поучителен этот рассказ для наших современников и лично для вас?

Прием “Незаконченное предложение”:

Я уверен(а), что рассказ Паустовского “Телеграмма”...

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это строчки из стихотворения В.Волошина. Согласны ли вы с ним?

Послушайте все стихотворение:

Всё то, что в жизни происходит с нами,
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость - празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям...
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить...
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать...
Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы ни случилось - не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце - все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: “Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!.”

Берегите своих матерей!!!

IV. Домашнее задание: (слайд 8)

1) сочинение-миниатюра “Письмо-признание маме”.

2) вспомнить пословицы и поговорки о матери; стихотворения о матери.

3) подготовиться к уроку внеклассного чтения (прочитать рассказ Б.Екимова “Говори, мама, говори...”)

« Как важно вовремя успеть»

(урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

Метапредметные:

Формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.

Раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Обучающие: формировать

Навыки самостоятельного анализа текста;

Умение высказывать свое отношение к прочитанному;

Умение выделять наиболее важные качества в человеке;

Способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

Учить заботиться о тех, кто дорог;

Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Технология системно-деятельностного подхода

Форма: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

Запись на доске:

    Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Ветла – вид ивы.

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

    Эпиграф:

Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу. М.Горький.

Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой. К.Паустовский.

Предварительное домашнее задание: проанализировать систему образов произведения, работая в группах, составить схему (прием «Цветок лотоса») по образам.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пашни серебром

Опаздывает замять,

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже – «неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но непростительно, когда

Опаздывает совесть.

Этот урок я начала со стихотворения Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда». Соотносится ли оно с темой нашего урока?

У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами.

Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

    Беседа «Что же обозначает слово «нравственность»»?

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

Вспомните произведения, изучая которые мы обращались, к этим нравственным категориям? («Уроки французского» В.Распутина, «Юшка» А.Платонова, ...)

Что общего между этими рассказами? (они заставляют задуматься о доброте, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между родителями и детьми, человечности)

3. Определение проблемного вопроса.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы в будущем с удовольствием прочитаете повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением и трепетом в душе, хотя в произведении нет осторого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На это и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом «Телеграмма».

Скажите, а что такое «телеграмма»? (сообщение о чем-то важном)

Какое чувство рождает это слово? Что испытывает человек в момент получения телеграммы? (тревогу, беспокойство)

А как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было 2 телеграммы)

Выполнили ли они своё предназначение? (одна опоздала, а другой не поверили)

Тогда стоило ли их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?

Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: кому адресована телеграмма Паустовского, что вы услышали в ней? прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?

Чтобы ответить на сформулированные вопросы предлагаю проанализировать систему образов (у каждой группы свой образ). Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

4. Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны.

Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке?

Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково её душевное состояние? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины? ( 1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. « Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

Какова роль эпизода встречи с кленом? (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме? ( Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никакого,у дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое. А что обозначает ее имя?

-Катерина (греч.)-чистая,непорочная. Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Составление синквейна.

5. Аналитическая беседа по образу Насти.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.)

.

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива. - Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.)

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.(-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .)

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)(Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.)

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.)

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.)

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Составление синквейна.

6. Аналитическая беседа по образу Тихона и Манюшки.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

-Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.

-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

-. Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

7. Исследование проблемной темы.

А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность».

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

- Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

Дополнительные вопросы:

Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

- А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

Дополнительные вопросы:

Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

Дополнительные вопросы:

А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.)

А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

- Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

8. Заповеди Паустовского.

Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

Чтение заранее подготовленным учеником стих. Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -
Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена

9. Заключительное слово учителя.

Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

«Зарубки на сердце»

(Урок - размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Форма проведения: урок – размышление

Методы : сочетание эвристической беседы с проблемно – поисковыми вопросами и самостоятельной работой с текстом, стратегия «Чтение с остановками» РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цели урока:

Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;

Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);

Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Паустовский

Чти отца твоего и мать твою,

Да благо ти будет, и долголетен

Будеши на земле.

Пятая заповедь Божия

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1.

Фаза вызова.

Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.

Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме .

ВИДЕОФИЛЬМ (1М. 45 С.)

1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?

Ответы-

2. Как вы думаете, почему я начала урок с этого ролика и этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?

(На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.)

- «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.

Ответы-

Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным.

Откройте тетради, запишите число и тему урока .

1. - Как вы понимаете слово «зарубки»?

ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь

2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго

2. В каком значении употреблено это слово в теме урока?

Отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения.

Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?

Одинокой старости

Материнской любви

Милосердия

Взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы

СЛАЙД 3

Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.

Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе,

она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?

Ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми.

Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.

Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили.

Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.

И еще: подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма».

III. Осмысление содержания рассказа.

Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками перечитаем начало рассказа.

СЛАЙД 4.

Остановка 1.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта - портрет её отца, а вот эта - маленькая, в золотой раме, - подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной". Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом - известным художником.

(Чтение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? Помогла ли музыка понять это состояние?

Увядание природы, даже омертвение ее, безотрадная картина осени соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны.

Какие изобразительные средства вы увидели в отрывке?

Спутанная трава (некошеная, мокрая от дождя), рыхлые тучи (низко идут, лишены строгих очертаний) - эпитеты

Тащатся (а не плывут тучи), сыплется (а не льет) дождик – олицетворения.

Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным?

Маленький подсолнечник у забора.

Это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что–то.

Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж?

Грустные, тревожные –

Так почему же именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?

Ответы –

Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Пейзаж способствует созданию образа одинокой пожилой женщины, Катерины Петровны, о которой дальше пойдет речь.

СЛАЙД 5. Остановка 2.

(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского).

Ребята, какие два глагола в прочитанных отрывках очень созвучны и образованы одинаково?

- «доцветал» и «доживала»

На что указывает приставка до- в этих словах: на стремительность или продолжительность действия, которое никак не может закончиться.

- на продолжительность.

- В пейзаже у Паустовского нет ни одного случайного слова. Давайте выберем в этих эпизодах слова, которые подчеркивают усиление признаков поздней осени.

СЛАЙД 6.

Тесовые крыши почернели

Спутанная трава полегла

Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья

Валил водянистый снег

Хмурое небо все ниже опускалось

Как называется в литературе такой прием, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение?

Градация-

Зачем Паустовский использует градацию? Что хочет подчеркнуть писатель?

Усиление ненастья – ощущение тревоги, которое нарастает-

Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера свидетельствуют об этом?

СЛАЙД 7.

Запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар, немытые окна.

На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник?

Указывает на безмерность одиночества Катерины Петровны.

Остановка 3.

Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя изменено). Это с ним Катерина Ивановна выходит с сад в последний раз в своей жизни. Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»:

«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».

А теперь обратимся к рассказу «Телеграмма» и вспомним этот же эпизод. Как автор описывает эту сцену в рассказе? Почему?

Описывает по-другому, чтобы острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны.

СЛАЙД 8.

Возвращаясь, Катерина Петровна сталкивается с кленом. Перечитаем этот эпизод.

(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского)

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.

- В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем присутствие писателя. Какие изобразительно-выразительные средства указывают на сострадание автора к героине?

Олицетворение и метафора

Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю – чтобы подчеркнуть одиночество, Катерину Петровну тоже все забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно.

- олицетворения: облетел, озяб, ему некуда идти.

- психологический параллелизм – Катерине Ивановне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет - автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека и как бы проводит параллель.

- Какое слово повторяется дважды в эпизоде? Холодный

Это слово встречается во всех отрывках, которые мы рассмотрели, и связывается у Паустовского с определением «одинокий».

Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для писателя – это не только предметы быта, но еще с их помощью передается психологическое состояние героини.

Остановка 4.

Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения не поддается пересказу, давайте его перечитаем. Просмотр отрывка из фильма

СЛАЙД 9.

О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненаглядная»?

О силе материнской любви – от слова «глядеть», мать очень хочет хотя бы перед смертью «наглядеться» на дочку.

Ребята, «ненаглядная» - одно из ключевых слов в рассказе. Когда это слово повторяется в тексте еще несколько раз?

Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймет, что надо немедленно ехать к умирающей матери.

Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя. Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся?

Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.

А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

Большой город, отсутствие уголков природы.

Настя – черствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.

Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?

Настойчива, требовательна.

Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли?

СЛАЙД 10.

Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей?

На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание?

Холодные глаза.

Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?

У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом связывает писатель это слово?

Одинокий – холодный

Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». На что же обрекла себя Настя?

На одиночество.

СЛАЙД 11.

И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе»…

Самолюбование

Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту.

Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты". Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. "Ненаглядная моя, - вспомнила Настя недавнее письмо. - Ненаглядная!" Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. "Поздно! Маму я уже не увижу", - сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово - "мама". Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. "Что ж это, мама? Что? - думала она, ничего не видя. - Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила".

СЛАЙД 12.

И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери?

Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку.

Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту

Выборочное чтение.

Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес.

- Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает.

СЛАЙД 13.

– Почему Настя боялась поднять голову?

Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все.

На каком фоне все это делает Настя?

На фоне похвалы в ее адрес.

Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

СЛАЙД 14.

Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог Насти.

Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему?

Вопросительные и восклицательные предложения передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск.

А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

- Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий.

- Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни?

Сам написал телеграмму от имени Насти.

- «За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке. Как вы поняли смысл этой фразы?

ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.)

- Такой пустельгой оказалась Настя.

СЛАЙД 15.

Перечитаем сцену похорон. Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры. На похороны собрались старухи и ребята. Гроб на кладбище несли Тихон, Василий и два брата Малявины - старички, будто заросшие чистой паклей. Манюшка с братом Володькой несла крышку гроба и не мигая смотрела перед собой. Кладбище было за селом, над рекой. На нем росли высокие желтые от лишаев вербы.

Каким стал пейзаж? Почему?

Пейзаж стал светлым, веселым и холодным, потому что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество и боль. В людях, совсем чужих, еще живет доброта, чуткость, человечность, это примеряет мир природы и мир людей.

С чем осталась Настя?

Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому же обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

СЛАЙД 16

«Будь человеком!» - напоминает Паустовский.

«За добро плати добром. Не будь пустельгой».

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди, прежде всего МАМА…

IV. Итог урока

Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

Домашнее задание:

1. Какие «зарубки» на сердце у вас оставил рассказ К.Паустовского «Телеграмма»?

Запишите несколько из них для себя.

Например:

А) Надо быть благодарным тому, кто дал тебе жизнь.


«Пока не стало поздно» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Субкомпетенции Ученик знает: о жизни и творчестве писателя, литературоведческие термины, содержание рассказа. Ученик умеет: работать с текстом произведения, анализировать, сравнивать, сопоставлять, логично излагать свои мысли, высказывать свою точку зрения. Ученик способен: давать оценку поступкам героя, связывать с современной жизнью. Воспитательные цели: воспитание бережного и благородного отношения к своим родителям. Оборудование: Записи «Времена года. Октябрь». П. И. Чайковского. «Песня о матери» в исполнении ансамбля « Белый день». Компьютер. «Притча о блудном сыне». Выставка книг Паустовского. Эпиграф:

I . Представление. Тема, цели урока. (слайд-1)

II .Актуализация ЗУН Вступительное слово учителя. Когда называешь имя К.Г. Паустовского, то в памяти оживает Мищерский край, средняя полоса России, с ее неброской красотой, о которой Н. Рыленков написал: (слайд-2) Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. - Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: «Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». И может стоит поучиться у писателя великому умению- остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живет рядом с нами.

(слайд-3) Эпиграф: « Есть на свете прекрасное существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать». М.Горький

Сегодня мы продолжим разговор по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма»,где мы познакомились с печальной историей о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное) (Когда стряслась беда) (Когда у человека радость) -А сколько телеграмм послано в рассказе? -Куда, кому и кем они были отправлены? (дочери -Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».)

(слайд-4) «Катя умирает. Тихон».

(матери- Катерине Петровне в Заборье: « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»)

(слайд-5) « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».

Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).

Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем- отношения детей и родителей.

Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стараниями?

А теперь, ребята, перейдем к следующему этапу нашего урока. Работа над композицией рассказа на основе дом. зад.

Задание: Обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста. Примерный план. 1. Мать. «Эх, горе, ее горькое, сострадание неписаное!». 2. Дочь. «Эх ты, сорока!». 3. Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой!» 4. Развязка. «Безмятежно уснувшая».(смерть, похороны). 5. Раскаяние. Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести.(приезд с опозданием).

III .Развитие. -Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? Описание пейзажа, интерьера.(Исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа-Катерина осеннего пейзажа). Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».

Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыжие тучи. Маленький подсолнечник все доцветал и не мог доцвесть. Вывод : пейзаж печален, когда печален человек. Описание интерьера: цвет желтый, сумрачный, есть и серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

Работа с текстом. К.Г.Паустовского считают мастером детали. Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях.

Обсудите в группах. Ответ обоснуйте.

1 гр. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.(Пр. от. Ночник- единственное существо, он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и угасает.)

2 гр. Она задохнулась, остановилась, у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила, уже девушкой -хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. (Пр. от. Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отожествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности. Каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины- глубину ее тоски по дочери)

3 гр. Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно- одна жестяная пустота. (Пр. от. Пустота-Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота- бездушие, неоправданная жестокость дочери). -Какой вы увидели Катерину Петровну? Как ей живется? (Пр. от. Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее- известный художник, дом «мемориальный», она последняя обитательница его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем говорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго- французского писателя. Добрая- страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

(слайд-6) ..все перебирает какие-то бумажки в ридикюле….. Каково ее душевное состояние, какими словами вы бы определили? (одинокая, разочарована, душевная, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери.

В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? (с учебника. Как-то в конце октября… побрела назад).

Найдите метафору в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». Что хотел этим подчеркнуть автор? (Автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь ее как бы позабыли, и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.)

Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видно неустроенность, одиночество. «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает).

Вывод: Страдает человек, и природа у Паустовского сочувствует ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

Чтение письма. (слайд-7)

«Наглядная моя, -писала Катерина Петровна. -Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай наглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уже не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Что вас удивило в этом письме? (Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти «зиму эту не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»). А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

Действительно, образ Катерины Петровны и окружающий ее мир- единое целое. А пейзаж- это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, - это все близкий ей мир, ее родная земля.

Обратимся к образу Насти.

1 гр.Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде? (Она секретарь в Союзе художников, Работы много. Устройство выставок- конкурсов- все это проходило через ее руки).

2 гр. Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева? Как оценили деятельность Насти художники? (Седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке. Благодарю….Слышал, что вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А что у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю! Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялось в каждой речи.

(Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. ……Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Глаза- зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет. Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя. Насмешливый -это олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская позиция.

А почему именно взгляд Гоголя, а не другого писателя?

(Гоголь- сатирик, который обладал удивительной способностью угадаывть человека. А письмо-то в сумочке нераспечатанное, казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!)

Настя получила письмо, что она с ним сделала? (Она скомкала телеграмму и нахмурилась. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь. Неприятное известие нарушило ее планы).

А ведь в таких случаях, казалось, надо кричать, плакать, бежать, что- то делать. А она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И Паустовский подчеркивает ее недоброту, фальш, когда сразу после ее мыслей: «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне»,-читаем слова художника Першина: «В наши дни забота о человеке становится той реальностью, которая помогает нам расти и работать».

Какой художественный прием использует автор и для чего?

(Резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы).

Считаете ли вы, что взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

(Нет, конечно, ведь она не была дома уже три года, да и письмо не сразу прочитала, а скомкала).

Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.

Приходит она и к Насте. С чего оно началось?

Взгляд Гоголя свершил ее. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: « Эх, ты»!

И все-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так она не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы его.

Покажите динамику пробуждения Насти.

(быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя»,-заплакала, поняла, что ее никто не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, выскочила, побежала на железнодорожную станцию- лишь бы успеть, билетов не оказалось, чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Какой мы видим Настю после смерти матери?

(чтение отрывка из учебника стр. 318….Валил ледянистый снег..)

Вывод: Да, Настя изменилась,она совсем другая, но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Даже не успела увидеть в последний раз, приехала с опозданием.

Чтение эпилога- конец рассказа.

Какова роль этой концовки?

Какую притчу вы вспомнили?

(слайд-8) Притча о блудном сыне.

Да, в отличии от блудного сына Настя не увидела мать, и она ее не простила.

А какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Вывод: Да, холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого- «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине автор. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличии от последних.

Какие пословицы и поговорки о матери вы нашли?

    - Материнская молитва со дня моря вынимает.

    - Материно сердце в детях, а детское - в камне,

    - Материны глаза слепы.

    - Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Вывод:

Очень жаль, что в суматохе жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобя вы тихим вечером посмотрели на маму, постарались понять ее, вовремя сказать доброе слово, пока не стало роздно.

Эпиграфом к уроку у нас были слова Максима Горького

(слайд-9) «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать»

Как вы это выражение понимаете?

Согласны ли вы с этим высказывнием?

Вывод:

Тему рассказа мы определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.

А какова основная мысль текста?(Помни о родителях, навещай- это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь.)

IV .Рефлексия.

Поделимся впечатлениями, которые оставил у вас рассказ Паустовского, продолжив фразу: «Я сегодня понял(а)…..»

Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

Стих.Сергея Викулова «Пишите письма матерям»-читает ученик.

Сергей Викулов

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы, вечно юные, в дороге -

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют -

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

Послушаем песню о матери, исполняемую группой «Белый день».

Напишите синквейн на тему « Телеграмма».

Например. Телеграмма. Краткая, неожиданная. Летит, волнует, сообщает. Я получил хорошую весть. Радость.

V .Домашнее задание. Письменная работа.

(слайд-10)

1.Какой след на вашем сердце оставил рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»?

2.Всегда ли я поступаю по совести?

3.Письмо Насте.

О людях, по- настоящему добрых, пойдет у нас речь на следующем уроке.

Благодарю вас всех.

Выставление оценок.