Трусость - аргументы. Какой поступок вы назвали бы самым трусливым? Пример трусости в произведении капитанская дочка

Сочинение Пушкин А.С. - Капитанская дочка

Тема: - Низость и двоедушие Алексея Швабрина (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Алексей Швабрин - один из героев повести "Капитанская дочка". В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы "увидеть наконец человеческое лицо". Однако не только высокомерием определяется характер этого героя.
Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попро" сту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака". Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе.
Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения - поэмы "Полтава" - мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин - прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.
Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести "Капитанская дочка"?

Александр Пушкин сам не понаслышке знал многочисленные примеры смелости и трусости, ведь жил в эпоху, когда скрыть проявления характера было практически невозможно. Дуэли, военная служба, охота, карты – все развлечения знати требовали демонстрации отваги и защиты чести. Может, именно поэтому писатель вложил свои силы в создание исторического зеркала ушедшей эпохи, где нравственные достоинства и несовершенства человека были еще более очевидны. На страницах произведения он попытался дать урок своему поколению и тем, кто придет ему на смену, научить людей истинной добродетели души. В частности, в «Капитанской дочке» можно найти убедительные аргументы на тему «Смелость и трусость», которые помогут выпускникам в написании итогового сочинения по данному направлению.

  1. Примером отважного человека является главный герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Он проявляет свою смелость в обороне крепости, когда на нее нападают мятежники. Петр рвался в бой и не посрамил честь дворянина. Но гораздо больше потрясает его отказ от присяги Пугачеву, который сулит мученическую смерть. Однако Гринев не из робких, и он не мыслит себя предателем. Эту черту уважает в нем даже враг. Поэтому следующий героический поступок выпадает на его долю после освобождения из крепости. Юноша выручает Машу, и при этом ослушивается командования. В итоге за формальную «измену родине» его хотят осудить. Но и в данной ситуации Гринев не оправдывается и не жалеет о своем поступке, ведь смелость в человеке нередко соседствует с совестливостью, честью и достоинством.
  2. Феноменальную трусость изображает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Швабрин становится предателем до мозга костей по вине своего всепоглощающего страха. Алексей готов на все, лишь бы избежать опасности. Например, он роняет свое достоинство, пользуясь нечестным приемом в дуэли с Петром. Чтобы избежать конкуренции с его стороны, он также поступает подло: очерняет Машу в глазах кавалера. Но самым низким его поступком стала присяга бунтовщику Пугачеву, к которой он заранее подготовился, предвидя поражение. Так, трусость стала причиной морального разложения личности.
  3. Смелость демонстрируют не только мужчины. Героиня повести Пушкина «Капитанская дочка» стала отважной благодаря трагическим обстоятельствам: ее семью убили мятежники в ходе захвата крепости. Она осталась одна во вражеском стане, да еще и наедине с подлым предателем, насильно вынуждающим ее выйти за него замуж. В такой ситуации отнюдь не каждая девушка могла совладать с чувствами. Но Марья терпеливо сносила испытания, пока от нее не потребовались решительные действия. Когда Петра арестовали за то, что он пошел к ней на выручку, она поехала к императрице и рискнула просить за «изменника». Юная героиня без связей и помощи при дворе поехала добиваться спасения любимого. Царица была тронута ее историей и помиловала Гринева. Вот так смелость «города берет».
  4. Савельич, второстепенный герой повести «Капитанская дочка», тоже является примером смелости в произведении. Хоть он и холоп, но не боится своего господина, а уважает его. Когда Гринев проигрывается в карты, его слуга по-отечески журит его и сердится. Молодой господин дерзит и отвечает запальчиво, но крестьянин славится своей хваткой: он все же убеждает юношу в своей правоте, не боясь наказания, которое мог применить любой дворянин. Но самый мужественный поступок героя – это спасение Петра от гнева Пугачева. Именно Савельич добивается помилования Гринева, напомнив Пугачеву об услуге, оказанной ему барином. Холоп не боится смерти и выступает против сурового мятежника, заслонив собой хозяина. А ведь он мог бы предать его, переметнувшись к тем, кто как раз таки отстаивал его интересы на политической арене. Так он приобрел бы свободу. Но смелость возвышает человека, делая его еще и честным по отношению к другим.
  5. Трусость в любви демонстрирует Швабрин, пытаясь хитростью и бесчестным поведением заполучить сердце Марьи. Он боится предстать перед ней, как есть, без фальши и бесконечных подлостей. Не способен герой и на откровенное признание. Он лишь всячески задевает девушку, вместо того чтобы проявить внимание и заботу. Его чувства также пропитаны страхом, как он сам, и героиня это ощущает, поэтому отдает предпочтение другому человеку. Неудивительно, ведь людям совершенно справедливо не нравится боязливость и неуверенность человека в поступках, словах и чувствах. Поэтому отсутствие смелости может повредить не только на бранном поле, но и в личной жизни.
  6. Трусость в какой-то мере проявляется в поведении отца Гринева, который отказывает сыну в благословении. Его страх можно понять: сын мог быть обманут из корыстных побуждений. Все-таки состояние Марьи было несравнимо с богатством Петра. Девушка едва ли имела основания претендовать на такой неравный брак. Герой боялся, что она – всего лишь корыстная и лицемерная особа, которая хочет вылезти «из грязи в князи». Но он страшился за судьбу наследника – это чувство можно понять и оправдать, поэтому нельзя сказать, что тот или иной трусливый поступок всегда продиктован низостью человека. Иногда такое поведение вполне простительно, ведь речь идет о самых дорогих сердцу людях.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Трусость – это не что иное, как человеческая слабость, которая проявляется в неспособности человека преодолеть свой страх перед опасностью, в отсутствии решимости, которая так необходима для принятия важных решений. Это качество свойственно каждому из нас, но проявляется оно у каждого по-своему. Ведь трусость, в первую очередь, вытекает из такого присущего всем нам качества, как самолюбие. Человек не может не испытывать страх, но может брать над ним верх, контролировать его – это называется смелостью. Она, в свою очередь, проявляется в храбрости и силе духа человека, в умении брать на себя ответственность и принимать непростые решения в разных жизненных ситуациях.

В русской художественной литературе представлено множество героев, которые обладают этими качествами. Яркий пример тому - произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Главный герой произведения, Пётр Гринёв, честный, прямодушный и искренний человек, для которого честь и верность стоят превыше всего. На его счету немало благородных и по-настоящему храбрых, самоотверженных поступков, которые характеризует его как человека смелого и сильного духом. Так он посчитал своим долгом заступиться за свою возлюбленную Марию Ивановну и принял вызов на дуэль от Швабрина. Защищая честь любимой девушки, он не побоялся рискнуть собственной жизнью. Швабрин же поступил подло: ранил Гринёва, когда тот отвернулся. Страх и трусость Швабрина вынудили его нанести удар исподтишка, в спину противника, когда он не представлял никакой угрозы. Но ещё большее чувство страха овладело им, когда Пугачёв захватил Белгородскую крепость. Швабрин, боясь за собственную жизнь, переходит на сторону Пугачёва. Малодушие и трусость героя подтолкнули его на такой низкий и бесчестный поступок, как предательство. Совершенно иначе поступил Пётр Гринёв. Он предпочёл смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказался от присяги Пугачёву и был готов храбро принять свою смерть. После такого храброго поступка героя, не остаётся никаких сомнений в том, что Пётр Гринёв – человек смелый и мужественный, который не боится встретиться лицом к лицу с опасностью. Ещё одно подтверждение этому – выезд из Оренбурга. Подвергая себя огромной опасности, он покидает укрепленной город и отправляется спасать любимую девушку. Такой низкий и трусливый человек, как Швабрин, никогда бы не решился на такой смелый и самоотверженный поступок.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что именно смелость освобождает человека от гнетущего чувства страха и наполняет его душу храбростью и мужеством, придавая силы для самых отверженных поступков. Трусость же уничтожает в человеке всякую силу духа и может подтолкнуть на самые подлые и низкие поступки.

Обновлено: 2017-12-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Материалы к сочинению по роману « Капитанская дочка»

    Всегда ли смелые поступки являются безрассудными? (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    Вы согласны, что любой смелый поступок безрассуден? (по роману «Капитанская дочка»)

Вопросник

    Что такое смелость и что такое безрассудство? Может ли смелость быть рассудительной?

    Только ли в военное время человек способен совершать смелые поступки? Приведи пример из «Капитанской дочки».

Дуэль Гринёва и Швабрина

3) Можно ли решение Гринёва жениться на Маше Мироновой назвать смелым, но безрассудным поступком? В чём смелость и безрассудство?

4) Вы согласны, что в военное время, время бунтов и смуты проявление смелые поступки людей проявляются чаще? С чем это связано?)

Ситуация такая, что всё время человек подвергается риску

5) Можно ли утверждать, что такой герой, как Савельич совершает смелые поступки, но безрассудные? Чем руководствуется?

6) А в чём безрассудство поведения Пугачёва? Вспомните сказку, которую рассказал Пугачёв Гринёву и слова, которые являются руководством к действию для Пугачёва?

7) Назовите смелые, но безрассудные поступки Гринёва? Всегда ли он поступает, руководствуясь порывами, или иногда он действует обдуманно? Приведите примеры.

8) Какой поступок П.А. Гринёва является однозначно безрассудным? Почему, осуждая безрассудство в людях, мы не в состоянии (не имеем морального права) осуждать именно этот поступок Гринёва?

Оправдывает мотив (причина, по которой он это делает)

Вывод ы

1) Нельзя однозначно любой смелый поступок назвать безрассудным. Всегда важно учитывать мотивы (принципы, ситуации), которыми руководствовались (брали во внимание) герои романа « Капитанская дочка»

2)Не всякий смелый поступок может быть оценён однозначно. Есть ситуации, когда смелый, но неблагоразумный поступок не может быть правильно понят и поэтому оправдан.

Материал к сочинению по роману «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Какие поступки героев «Капитанской дочки» можно назвать смелыми, но безрассудными?

СМЕЛЫЕ, НО БЕЗРАССУДНЫЕ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»

ДО «БЛАГИХ ПОТРЯСЕНИЙ»

Смелые, но безрассудные поступки Петра Гринёва; благоразумные поступки Маши Мироновой

    Желание Петра Гринёва жениться на Маше Мироновой против отцовской воли можно отнести к смелому шагу этого героя, но достаточно безрассудному. Зная крутой нрав Гринёва-старшего, можно предположить, чем обернулось бы это легкомысленное решение Петруши. К счастью, Маша оказалась девушкой достаточно благоразумной и не пожелала войти в новую семью любой ценой.

    Удивительное для семнадцатилетней девушки благоразумие проявляет Маша, отказавшись от предложения выйти замуж за Гринёва. Конечно, принять предложение от любимого человека вопреки воле его родителей было бы достаточно смелым решением. Но Маше как раз-таки хватает этого самого благоразумия, чтобы отказаться войти в семью Гринёвых любой ценой. Этот поступок героине вызывает у нас восхищение. (или: Такой поступок этой героини не может не восхищать)

    Смелый, но безрассудный поступок совершает Гринёв, вызывая на дуэль опытного дуэлянта Швабрина. Но безрассудство это совсем другого рода. Она облагорожено стремлением юного Гринёва защитить честь девушки, не раз оскорблённой его соперником. Он рискует ещё и потому, что доверяет Швабрину, надеясь на честный поединок. Гринёв даже мысли не может допустить, что Швабрин, человек дворянского происхождения, может нанести в буквальном смысле удар в спину.

В ГОДИНУ «БЛАГИХ ПОТРЯСЕНИЙ»

Пугачёв

Чтобы поднять народ на бунт, нужно быть человеком решительным и смелым. И таких качеств Пугачёв не лишён. Смелость Пугачёва – это смелость авантюриста, который живёт по принципу: «Лучше один раз напиться крови, чем триста лет питаться падалью». Назвав себя императором Петром третьим, действует согласно русской пословице «Есть же удача удалому». Конечно, можно бесконечно восхищаться смелостью Пугачёва, отважившегося идти одному в буран. Но нельзя оправдать кровавые злодеяния человека, утопившего государство в крови. Под секиру этого авантюриста попадают и правые и виноватые. Стоит вспомнить капитана Миронова, верного солдата, честно прослужившего весь век, Ивана Игнатьича, ни в чём неповинной жены капитана Миронова, погибшую семью молодого коменданта из соседней крепости. Видя все харизматические черты Пугачёва, всё же его смелость можно в полной мере назвать безрассудной.

Капитан Миронов

Сцена казни капитана Миронова и Ивана Игнатьича – это тот эпизод романа «Капитанская дочка», который вызывает у читателей волну искреннего восхищения мужеством, стойкостью русских офицеров. Храбрые защитники Белогорской крепости бросают в лицо самозванца такие смелые слова, которые лишают их малейшего шанса на спасение собственной жизни. Но если бы этот шанс был, они бы не пошли против голоса собственной совести. Отчаянную смелость защитников Белогорской крепости нельзя назвать безрассудной. Каждое смелое слово, сказанное словами Ивана Кузьмича и Ивана Игнатьевича, произносятся осознанно, с полным ощущением правоты собственного выбора.

Пётр Андреевич Гринёв

Гринёв не раз попадает в ситуации сложного выбора, когда нужно выбирать между чувством и долгом. А для того, чтобы поступить разумно, ему приходилось в некоторых ситуациях взвешивать каждое слово.

    Никого из читателей не оставляет равнодушными сцена, которую можно назвать психологическимпоединком Пугачёва и Гринёва. Вспомним её в нескольких деталях. Новоявленный император Пётр третий предлагает Гринёву перейти на его сторону. Бросить в лицо Пугачёву те слова, которые он готов был сказать в день казни капитана Миронова, он не мог. Да и теперь они ему показались ему «бессмысленным хвастовством». Он теперь дипломатически взвешивает каждое слово, которое говорит Пугачёву. Он боится вызвать на себя гнев самозванца. Неужели это трусость? Нет. Категорически отказывая Пугачёву перейти в его войско, Пётр Андреевич тем не менее не задевает самолюбия Пугачёва. Наоборот, смелые, но честные ответы Гринёва возбуждают в этом кровожадном тиране благородный жест: он отпускает его на все четыре стороны. Такое достойное и разумное поведение Петра Андреевича Гринёва объясняется тем, что он чувствует себя лично ответственным за судьбу Маши и своих пожилых родителей, у которых он единственный сын.

    Однажды Гринёв совершит поступок, к которому нельзя отнестись однозначно. Это его самовольный уход из осаждённой Оренбургской крепости. Это поступок, граничащий с безумством (с безрассудством). Используя все доступные способы убедить военный совет в необходимости брать штурмом Белогорскую крепость и наткнувшись на холодную рассудочность коменданта, Гринёв принимает решение самовольно покинуть крепость. Кем он мог быть в глазах военного совета? Мог ли бы правильно понят благородный поступок Гринёва его товарищами? Однозначно нет! Никакие благородные стремления по спасению дочери героя не могли оправдать этого офицера. В глазах представителей власти он оказался предателем. И если бы ни отчаянная храбрость Маши Мироновой, ринувшейся спасать своего любимого, если бы ни роковая встреча Маши с императрицей, доброе имя русского офицера навсегда потеряно. Этот эпизод нам говорит о том, что не всякий смелый, благородный по своим помыслам, но неблагоразумный поступок заслуживает однозначной оценки.

САВЕЛЬИЧ

    Добрый, преданный Савельевич тоже нередко совершает смелые поступки. Стоит вспомнить хотя бы то, какие отчаянные попытки проявляет, спасая жизнь «барского дитяти». В любую секунду это безрассудное с точки зрения здравого смысла действие Савельича могло обернуться гневом Пугачёва, и этот старик разделил бы участь капитана Миронова. Смелость Савельича благородна, так как её этот старик проявляет совершенно бескорыстно. Это, несомненно, вызывает искреннее восхищение.

«Капитанская дочка». Глава 3. «Поединок». «...Я упал и лишился чувств». Художник В. Сысков. 1984.

Ниже, ко дню рождения А.С. Пушкина, мы публикуем фрагмент из первой монографии, посвященной «Капитанской дочке» - по сути дела, завещанию великого русского писателя -одного из лучших знатоков его жизни и творчества, Николая Ивановича Черняева (1853-1910) (см. о нем).

Публикацию (в сокращении), специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. -NN2-4, 8-12; 1898.- N8) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Швабрин.- У него нет ничего общего с мелодраматическими злодеями. - Его прош-лое.- Основные черты его ума и характера, его взгляды и его отношения к Гриневу, к Марье Ивановне, к Пугачеву и к другим действующим лицам «Капитанской дочки».

Швабрин считается обыкновенно неудавшимся Пушкину лицом. Князь Одоевский отказывался понимать его; Белинский называл его мелодраматическим героем. А между тем Шваб-рин, и как тип, и как характер, обрисован в «Капи-танской дочке» с таким же изумительным мастерством, как Гриневы, Мироновы, Пугачев и т. д. Это в полном смысле слова живой человек, и все недоразумения по поводу его объясняются исключительно тем, что Пушкин, следуя усвоенному им в «Капитанской дочке» лаконизму изложения, не подсказывает читателю, какими побуждениями руководствуется Швабрин в некоторых случаях своей жизни. Обязанность критики заключается в том, чтобы выяснить эти побуждения и тем самым положить конец неправильному, но, к сожалению, весьма распространенному у нас взгляду на Швабрина.

Между мелодраматическими героями и Швабриным нет ни-чего общего. Если причислить к ним Швабрина, то его нужно будет отнести к категории так называемых злодеев. Та-кого мнения, очевидно, был и Белинский. Но разве Швабрин похож на традиционных злодеев западноевропейской сцены, которые дышат преступлениями и наяву и во сне грезят о том, чтобы кого-нибудь отравить, задушить, погубить и т. д. Швабрин не та или другая ходячая страсть, не тот или дру-гой ходячий порок, а сложный характер и существо в полном смысле слова живое, носящее к тому же черты той эпохи, которая воспроизведена в «Капитанской дочке».

Швабрин молод, «хорошей фамилии и имеет состояние». Он говорит по- французски, знаком с французскою лите-ратурой и, по-видимому, получил, по своему времени, недурное образование. Он называет Тредиаковского своим учителем и, обладая литературными вкусом и некоторою литературною подготовкой, подсмеивается над его любовными куплетами. Он служил в гвардии, в Белогорскую же крепость попал за пять лет до появления в ней Гринева. Его перевели сюда за убийство какого-то офицера на дуэли. Швабрин ничего не говорит о своих религиозных, философских и политических воззрениях, но о них можно судить по его поступкам и некоторым намекам, разбросанным в романе. Швабрин принадлежал очевидно, к нашим вольнодумцам прошлого столетия, ко-торые, под влиянием Вольтера, французских энциклопедистов и общего духа времени, усвоили себе отрицательное отношение к Церкви и ко всему русскому, смотрели на требование долга и нравственности, как на предрассудки, и, вообще, придержива-лись грубо материалистических воззрений. «Он и в Господа Бога не верует», - с ужасом говорит про Швабрина Василиса Егоровна (в четвертой главе), и уже это одно не могло не оттолкнуть от него Марьи Ивановны, которой он делал предложение за год до приезда Гринева в Белогорскую крепость.


«Швабрин был очень неглуп, - говорит Гринев - разговор его был остер и занимателен». Имея общительный характер и привыкнув в Петербурге вращаться в большом свете, он крайне тяготился пребыванием в той глуши, куда его закинула судьба, свысока посматривал на людей, ко-торыми был окружен, и неподдельно обрадовался приезду Гринева, ибо думал найти в нем сколько-нибудь подходящего собеседника и товарища. Он с первого же раза обворожил неопытного юношу своею живостью, своим уменьем говорить и представлять других в карикатурном виде. Гринев лишь впоследствии понял, что под веселостью Швабрина скрывалось недоброе чувство. Швабрин не щадил даже таких безобидных людей, как старики Мироновы и Иван Игнатьич. Из этого, однако, не следует, что он был истинно наблюдателен и хорошо знал человеческое сердце.

«Капитанская дочка». Глава 3. Гринев и Швабрин у Мироновых. Художник П. Соколов. 1891.

Он был насмешлив, и только. Ум Швабрина был неглубокий, поверхно-стный ум, лишенный той тонкости и глубины, без которых не может быть ни дальновидности, ни верной оценки своих и чужих действий и намерений. Правда, Швабрин был хитер, пронырлив и интересен, как собеседник, но если бы с ним встретился Печорин, он смело мог бы ска-зать об его уме то, что говорит в «Княжне Мери» об уме Грушницкого: Швабрин, как и Грушницкий, был «довольно остер»; его выдумки и остроты бывали часто забавны, но никогда не бывали метки и злы, даже в тех случаях, когда их порождала самая неподдельная злость; он никого не мог убить одним словом, ибо не знал людей и их слабых струн, занимаясь целую жизнь одним собой. Швабрин мог сочинить, будто Иван Игнатьич находится в связи с Василисой Егоровной и будто Марья Ивановна торгует своими ласками; но он, несмотря на все свое коварство, не умел пользоваться людьми, как орудиями своих целей, не умел подчинять их своему влиянию, несмотря на то, что стра-стно желал этого; он не умел даже искусно носить надетую на себя личину и быть в глазах других тем, чем хотел казаться.

Вот почему он и попадал постоянно в рас-кидываемые им для других сети и никого не ввел в заблуждение относительно своей особы, кроме неопытного и доверчивого Петра Андреича. Не только Марья Ивановна, но даже Василиса Егоровна и Иван Игнатьич нимало не сомневались в том, что Швабрин дурной человек. Швабрин чувствовал это и мстил им злоречием. Об отношениях его к Пугачеву можно сказать то самое, что говорит Пушкин о Шванвиче: «Он имел малодушие пристать к самозванцу и глупость служить ему со всем усердием». Это тоже дает не особенно выгодное понятие о дальновидности и проницательности Швабрина.

Швабрин принадлежал к той же категории людей, к ко-торой принадлежат шекспировский Яго и Рашлей Вальтер Скотта (из романа «Роб Рой»). Он плавает мельче их, но он так же бездушен и безнравствен, как они. Сильно раз-витое самолюбие, страшная мстительность, привычка ходить околь-ными путями и совершенная неразборчивость в средствах составляют главные черты его характера. Он живо чувствовал горечь каждой нанесенной ему обиды и не прощал своих врагов. Иногда он надевал на себя маску великодушия и иск-ренности для того, чтобы усыпить их бдительность, но он ни-когда не мог примириться с теми, кого раз намечал в свои жертвы.

Двоедушие и притворство ни на минуту не поки-дали Швабрина. После дуэли с Гриневым он приходит к нему, просит у него извинения и сознается, что сам кругом был виноват, но в то же время пишет старому Гриневу пись-мо, в котором, конечно, не пощадил ни Петра Андреевича, ни Марьи Ивановны и если бы не пугачевский приступ, достиг бы своей цели - перевода молодого Гринева из Белогорской крепости в какую-нибудь другую «фортецию». Добиваясь руки Марьи Ивановны, Швабрин чернит молодую девушку, чтобы уронить ее в глазах Гринева, и, таким образом, отвлечь их друг от друга. Он и в этом случае остался верен самому себе. Излюбленными средствами его интриг были ложь, клевета, наушничество и доносы. Он прибегал к ним в сношениях и с Пугачевым, и с стариком Гриневым, и в Следственной Комиссии.

Нервный, назойливый, юркий, безпокойный и насмешливый Швабрин, совершенно чуждый искренности и доброты, не мог не иметь столкновений с близкими ему людьми. О первой его, петербургской дуэли в «Капитанской дочке» не сообщается никаких подробностей, зато нам прекрасно известно, при каких обстоятельствах произошла дуэль из-за Марьи Ивановны. Швабрин не был бреттером печоринского типа. Он не искал опасностей и боялся их. Правда, он не прочь был разыграть роль храбреца, но только тогда, если этого можно было достигнуть, не ставя на карту своей жизни. Это видно из его столкновения с Гриневым.

Издеваясь в присутствии Гри-нева над Марьей Ивановной, Швабрин, очевидно, не думал, что его молодой товарищ, которого он считал мальчишкой, при-мет так близко к сердцу его слова и ответит ему резким оскорблением. Швабрин вызывает Гринева на дуэль, увле-каемый минутною вспышкой и давно назревшим в нем чувством зависти и ненависти. Сделав вызов Гриневу, они не ищут секундантов. «Зачем нам они?» - говорит он Гриневу, узнав об его разговоре с Иваном Игнатьичем, наотрез отказавшимся «быть свидетелем поединка».

- «И без них обойдемся». Дело в том, что Швабрин был искуснее Гринева в фехтовании, смотрел на него, как на не-опасного противника, и, вызывая его на дуэль, был уверен, что играет наверняка. Готовясь покончить с Гриневым, Шваб-рин вовсе не намерен был биться с ним по-рыцарски и уж, конечно, заранее готовился не упустить случая нанести ему предательский удар (ведь не побрезгал же он сделать это в то время, когда Гринев услышал свое имя, произне-сенное Савельичем, и оглянулся назад). Вот разгадка, почему Швабрин не искал секундантов. Они только мешали бы ему.

Швабрин был трус. В этом нет никакого сомнения. Он боялся смерти и неспособен был жертвовать жизнью во имя долга и чести.

- «Как ты думаешь, чем это все кон-чится?» - спрашивает его Гринев, после первого совещания у Ивана Игнатьича по поводу Пугачева.

Бог, знает, отвечал Швабрин: - посмотрим. Важного, покамест, еще ничего не вижу. Если же...

Тут он задумался и в рассеянии стал насвистывать фран-цузскую арию.

«Если же» Швабрина значило, что он ни в каком случае не намерен идти на виселицу, и что он перейдет на сто-рону Пугачева, если самозванец, действительно, так силен, как говорит.

Мысль об измене явилась у Швабрина при первом же намеке на опасность и окончательно созрела к тому времени, когда пугачевцы показались около Белогорской крепости. Он не последовал за капитаном Мироновым, Иваном Игнатьичем и Гриневым, когда те бросились на вы-лазку, а примкнул к казакам, передавшимся Пугачеву. Все это можно было бы объяснить политическою безпринципностью Швабрина и тою легкостью, с которою он привык играть присягой, как неверующий человек.

Последующее поведение Швабрина показывает, однако, что, изменяя Императрице, он действовал, главным образом, под влиянием трусости. Ког-да Пугачев приезжает в Белогорскую крепость, вместе с Гриневым, Швабрин, заметив, что самозванец недоволен им, дрожит, бледнеет и положительно теряет присутствие духа. Когда Пугачев узнает, что Марья Ивановна не жена Швабрина, и грозно говорит ему: «И ты смел меня обманы-вать! Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?» - Швабрин падает на колени и тем вымаливает себе прощение. В Следственной Комиссии, когда Швабрину не грозит немедленная кровавая расправа, и когда он уже свыкся с положением уличенного преступника, у него хватает духа давать свои показания против Гринева «смелым голосом»: Гринева ему не-чего было бояться.

Как держал себя Швабрин пред судь-ями в первое время? Надо думать, что он валялся и в их ногах. Очень может быть, что он униженно просил бы прощения и у Гринева во время дуэли, если б серьезно опасался за свою жизнь.

Любил ли Швабрин Марью Ивановну? Да, насколько могут любить себялюбивые и низкие люди. Как человек неглу-пый, он не мог не понять и не оценить ее высоких нравственных достоинств. Он знал, что Марья Ивановна будет образцовою женой, что она скрасит жизнь того, кого изберет своим мужем, и ему, как человеку самолюбивому, было бы приятно подчинить чудную девушку своему влиянию. Когда его предложение не было принято, и когда он заметил, что Марья Ивановна предпочитает ему Гринева, он счел себя глубоко оскорбленным. С того времени к чувству любви у него примешивается затаенное чувство ненависти и мести, и это выра-жается в той клевете, которую он вздумал распространять про нее. Понося Марью Ивановну перед Гриневым, Шваб-рин не только действовал своим орудием против зарождав-шейся привязанности молодых людей, но и мстил отвергнувшей его девушке,- вражду злословием охлаждая.

Сделавшись комендантом Белогорской крепости, Швабрин пытается принудить Марью Ивановну угрозами выйти за него замуж. Это ему не удается. Князь Одоевский недоумевал, по-чему Швабрин не воспользовался теми минутами, когда Марья Ивановна была в его власти, т. е. почему он не удовлетво-рил своей страсти путем насилия или не заставил отца Ге-расима перевенчать его с бедною сиротой против ее воли. Да потому, что Швабрин не Пугачев и не Хлопуша: в его отношениях к Марье Ивановне грубая чувственность не игра-ла большой роли. К тому же Швабрин не был человеком, у которого кровь может отуманить разум. Он знал, нако-нец, что Марья Ивановна не из тех девушек, которых можно силой выдать замуж, и что отец Герасим не согла-сился бы совершить таинство брака над дочерью своего старого друга, вопреки ее желанию. Швабрину хотелось, чтобы Марья Ивановна сделалась его женой, а не наложницей, ибо он все-таки продолжал ее любить, ревновать, и страдал при мысли о том, что она относится к нему с отвращением. Стараясь победить ее упорство, он пускал в ход те средства, кото-рые наиболее соответствовали его характеру: застращиванье доносом, всяческие притеснения и угрозы и, вообще, своего рода нравственные и физические пытки.


«Капитанская дочка». Глава 12. «Сирота». Освобождение Маши. Художник П. Соколов. 1891.

Клевеща на Гринева перед Следственною комиссией, Шваб-рин ни слова не говорит о Марье Ивановне. Почему это? Отвечая на этот вопрос, Гринев замечает: «Оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое меня заставляло молчать,- как бы то ни было, имя дочери Белогорского коменданта не было произ-несено в присутствии комиссии!» Слова Гринева прекрасно разъясняют, какие побуждения руководили в данном случае Швабриным. Он чувствовал всю горечь обиды, заключавшейся в отказе Марьи Ивановны быть его женой, он испытывал муки ревности и зависть к своему сопернику; но он все-таки продолжал любить Марью Ивановну, чувствовал себя перед нею виноватым и не хотел впутать ее в политическую уго-ловщину, подвергнув всем последствиям близкого знакомства с суровою фемидой времен Шишковского. Любовь к Марье Ивановне даже на Швабрина действовала облагораживающим образом.

Можно, впрочем, допустить еще и другую разгадку поведения Швабрина в Следственной комиссии относительно дочери капитана Миронова, - разгадку, которую упускает из виду Петр Андреевич Гринев, всегда несколько идеализиро-вавший своего соперника и врага. Швабрину было просто не-выгодно привлекать к делу Марью Ивановну, ибо она могла показать многое не в его пользу и легко разоблачить его ложь и клевету; Швабрин, конечно, твердо помнил это на очной ставке с Гриневым.

Итак, что же такое Швабрин? Это не мелодраматический злодей; это живой, остроумный, неглупый, самолюбивый, зави-стливый, мстительный, хитрый, низкий и трусливый, глубоко ис-порченный эгоист, насмешливый и наглый с теми, кого он не боится, подобострастно угодливый с теми, сто внушает ему страх. Подобно Шванвичу, он всегда готов был предпочесть позорную жизнь честной смерти. Под влиянием злобы и чувства самосохранения он способен на всякую низость. По поводу его измены верноподданническому и служебному, долгу можно сказать то, что говорит Екатерина II о Гриневе: «Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй».

Для Швабрина нет ничего святого, и он ни перед чем не останавливался для достижения своих целей. В дополнении к тринадцатой главе «Капитанской дочки» говорится, что Швабрин не дозволил разграбить дом Гриневых, «сохраняя в самом своем унижении невольное отвращение от безчестного корыстолюбия». Оно и понятно. Швабрин получил барское и до известной степени утонченное воспитание; поэтому многое из того, что казалось весьма естественным какому-нибудь полудикарю из беглых каторжников, внушало ему чувство брезгливости.

Это не значит, однако, чтобы он был выше Пугачева или Хлопуши. В нравственном отношении он стоит неизмеримо ниже их. У него не было тех светлых сторон, которые были у них, и если он гнушался некоторыми из их подвигов, то лишь потому, что был цивилизованнее и изнеженнее их. Они бросались на врагов, как львы и тигры, и с бою брали добычу, он же подкрадывался к своим жертвам, как лисица, и, как змея, жалил их в то время, когда они всего меньше этою ожидали: Он с брезгливостью относился к грабежам и разбоям, но он, не задумываясь, наносил своим недругам предательств удары и с легким сердцем пустил бы их по миру при помощи подлогов и всяких неправд, если б ему захотелось овладеть их богатствами.

Швабрин не был ни Ричардом III, ни Францем Моором, но он был бы со-вершенно подходящим человеком для свиты Цезаря Борджиа. У него не могло быть ни друзей, ни беззаветных привязанностей, ибо он искренно, любил только самого себя и был совершенно неспособен к самопожертвованию. Он не был извергом по призванию, но он не умел сильно любить и умел сильно ненавидеть.

Пушкин не спро-ста наделил Швабрина некрасивым лицом: как человек, склонный властвовать над другими и, вероятно, далеко нерав-нодушный к впечатлению, которое он производил на женщин, Швабрин, нужно думать, проклинал свою злосчастную внешность, перенес благодаря ей немало уколов для своего самолюбия и уж, конечно, не прощал тех, кто угадывал по его лицу его душу.

В Швабрине нет ничего русского: все русское вытравлено в нем его воспитанием, но он был все-таки русский выродок,- тип, который мог возникнуть только на русской почве под влиянием ХVIII века и его особенностей. Презирая веру своих дедов и отцов, Швабрин презирал, вместе с тем, понятия о чести и долге, которыми руководятся оба Гриневы.

Отечество, присяга и т. д. - все это для Швабрина слова, ли-шенные всякого смысла. Швабрин, как бытовое явление, принадлежит к тому же самому типу, к какому относится фонвизинская карикатура на наших юных западников ХVIII столетия - Иванушка в «Бригадире». Швабрин умнее Иванушки; к тому же в нем нет ни одной комичной черты. Иванушка может возбуждать только смех и презрение; Швабрин же совсем не годится в герои веселой комедии. Тем не менее, он все-таки имеет много общего с бригадирским сынком, как порождение одного и того же духа времени.