Скачать презентацию художники передвижники. Презентация на тему "художники - передвижники". огромное эпистолярное наследие

ПЕРЕДВИЖНИКИ

  • «Будущее светло и прекрасно …»
  • Н.Г.Чернышевский
  • «Они чувствовали себя представителями земли Русской. »
  • И.Е.Репин о передвижниках
  • В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему «Пир в Валгалле» и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации. Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 Проводы покойника.1865 «Тройка»1866 Последний кабак у заставы. 1868 Николай Александрович Ярошенко.1846-1898
  • Всюду жизнь.1888
  • Кочегар.1878
Илья Ефимович Репин. 1844-1930.
  • Не ждали. 1884-1888
Бурлаки на Волге. 1870-1873 Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883
  • «Этот цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли.»
  • Н.Г.Чернышевский
  • «Какой характер, какая целая жизнь тут написалась.»
  • В.В.Стасов в письме к Репину.
  • «Люди, как реки …»
  • Л.Н.Толстой
В.Г.Перов. Портрет А.Н.Островского. 1871 Портрет Ф.М.Достоевского. 1872 Портреты Льва Николаевича Толстого. 1873
  • И.Н. Крамской.1873
  • Н.Н.Ге. 1884
  • И.Е.Репин.1887
Портреты Павла Михайловича Третьякова
  • И.Н. Крамской.1873
  • И.Е.Репин.1887
Портрет хирурга Н. И. Пирогова. 1881 И.Е.Репин
  • М.П.Мусоргский. 1881
  • Протодиакон. 1877
  • И.Н. Крамской. Полесовщик. 1874
  • Мина Моисеев.
  • Крестьянин с уздечкой.1882
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея. 1903.
  • Холст, масло. 400 х 877
К.П. Победоносцев. С.Ю.Витте.
  • «Художник – служитель истины путем красоты»
  • И.Н.Крамской
  • «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа.
  • Я заставлю их рыдать, а не умиляться!" Н.Н.Ге
И.Н. Крамской.Христос в пустыне, 1872 Николай Николаевич Ге.1831-1894 Тайная вечеря .1863 Что есть истина? Христос и Пилат 1890
  • Н.Н.Ге
Ах, жизнь, жизнь! Что это художники её обходят? (Репин. Письмо к Стасову)
  • …Картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» не допускать до выставок и вообще не дозволять распространяться в публике каким-либо другим способом.
  • (Приказ обер-полицмейстера Москвы П.М.Третьякову)
Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871 «Иван Грозный и сын его Иван.16 ноября 1581г.» 1885
  • «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу».
  • В.И.Суриков
  • «Прошлое в настоящем - вот моя задача».
  • М.П.Мусоргский
Василий Иванович Суриков(1848-1916) Утро стрелецкой казни , 1881 Боярыня Морозова. 1887. Меньшиков в Берёзове .1888 Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891 Взятие снежного городка. 1891.
  • «Я всегда только Русью и жил.»
  • В.М.Васнецов
  • « … учиться на живой летописи истории мира»
  • В.В.Верещагин»
Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926 После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880г.
  • Витязь на распутье. 1878
  • Богатыри. 1898
  • Алёнушка.1881
  • Иван –Царевич на
  • Сером волке.1889
Василий Васильевич Верещагин(1842-1904) Побежденные. Панихида по павшим воинам. 1878 Апофеоз войны. 1871 « Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим.»
  • «Нет лучше страны, чем Россия!»
  • И.И.Левитан
  • «С природой одною он жизнью дышал.»
  • Е.А.Баратынский
А.К.Саврасов 1830-1897
  • Грачи прилетели.
А.К.Саврасов. Рожь.1881 Ф.А.Васильев. 1850-1873 Оттепель.1871 Ф.А.Васильев. Мокрый луг.1872 И.И.Шишкин.(1832-1898). Рожь. 1778 «Картина должна быть полной иллюзией, а это невозможно достигнуть без всестороннего изучения избранных сюжетов» Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии.1872
  • На севере диком.... 1891
«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий.1889 Корабельная роща. 1898 А.И.Куинджи. (1842-1910) На острове Валааме. 1873 Вечер на Украине. 1878 Березовая роща. 1879 Лунная ночь на Днепре. 1880 В.Д.Поленов.(1844-1927) Заросший пруд. 1879 Московский дворик.1878. Исаак Ильич Левитан. (1860 - 1900)
  • «Осенний день. Сокольники».
Березовая роща. 1885 Вечерний звон. 1892 Март. 1895 Золотая осень. 1895 Владимирка. 1892 Над вечным покоем. 1897 Озеро. Русь. 1900 «Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, её жизнь и смысл, дух истории – вот наши темы». И.Е.Репин

Реконструкция хижины сельской округи Танаиса. Город Ур. Клеть или горница – место для хранения домашнего имущества. Название жилища. Казачьи поселения. Стряпка. Чум – у некоторых северных народов коническое по форме сооружение. Дом крестьянина Екатериновской слободы. Юрта – легкие удобные дома без внутренних перегородок. Юар. Этапы проведения проекта. Уганда. Виды жилищных построек народов мира. Инсулы начали строиться приблизительно во время Пунических войн.

«Художники-передвижники 19 века» - Мастер исторической живописи. Родоначальник крестьянского бытового жанра. Карл Петрович Брюллов. Мастер романтического морского пейзажа. Павел Андреевич Федотов. Живопись XIX века. Мастер сатирического направления. Иван Николаевич Крамской. Алексей Гаврилович Венецианов. Его работы. Александр Андреевич Иванов. Василий Андреевич Тропинин. Орест Адамович Кипренский. Тонко прописанные портреты. Мастер исторического жанра.

«Скульптура как вид искусства» - Трубецкой Павел Петрович. Рименшнейдер Тильман. Скульптор второй половины XIX в.. Древнеегипетский скульптор XIV в. до н.э.. Материалы скульптуры. Виды скульптуры. Щедрин Феодосий Федорович. Французский скульптор эпохи барокко. Скульптор-авангардист. Выдающийся русский скульптор. Немецкий скульптор эпохи Возрождения. «Нимфы». Гудон Жан Антуан. Древнегреческий скульптор. Карпо Жан Батист. Скульптура как вид искусства.

«Архитектура второй половины 19 века» - Направление в архитектуре. Доходные дома Петербурга. Здания архитекторов. Фасад большого Кремлёвского дворца в Москве. Направление, провозгласившее “русско-византийский” стиль. Центральный фасад Московского Политехнического музея. Архив Государственного Совета в Петербурге. Архитектура второй половины 19 века. Городская дума в Москве. Особая страница в русской архитектуре. Верхние торговые ряды в Москве.

«Театры Саратова» - В 1887 году труппу возглавил ярчайший дирижер России Иван Палицин. Театры Саратова. Спектакль «Гусёнок». Саратовский государственный академический театр драмы. Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру. Большое деревянное здание. Профессор Саратовской консерватории Г. Банников. Саратовский театр русской комедии. Театр кукол «Теремок». У Саратовского цирка имени братьев Никитиных богатая история.

«Проекты домов» - Дидактические цели: Цель проекта: Планирование деятельности, распределение обязанностей в группах. – 2 урок, 15мин. Кирпичные дома в буквальном смысле строятся на "века". Методические задачи: Дерево обладает маленькой теплопроводностью и поэтому долго сохраняет тепло. Доработка проекта. – Неделя. Выбор темы, распределение по группам.- 1 урок, 15 мин. Почему в Карельских домах зимой холодно, а летом жарко?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Художники-передвижники» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сусатская средняя общеобразовательная школа х.Сусат Семикаракорского района Ростовской области Подготовила: Бадалян Эля Эдуардовна учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МБОУ ДО СДШИ, МБОУ «Сусатская СОШ» 2015 год

2 слайд

Описание слайда:

ПЕРЕДВИЖНИКИ- художники, входившие в российское художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г.Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И.Шишкин.

3 слайд

Описание слайда:

СТАСОВ Владимир Васильевич (1824-1906), русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, почетный член Петербургской АН (1900). Сын В. П. Стасова. Идеолог и активный участник творческой жизни «Могучей кучки» и Товарищества передвижников; выступал против академизма, за реализм, национальный характер искусства. Монографии и статьи о музыке, живописи, скульптуре, русских композиторах и художниках. Труды в области археологии, истории, филологии, фольклористики.

4 слайд

Описание слайда:

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-87), русский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Н. Толстой», 1873; «Некрасов», 1877-78) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).

5 слайд

Описание слайда:

" Христос в пустыне" "Портрет неизвестной" «Портрет художника Шишкина И.И.»

6 слайд

Описание слайда:

"Портрет неизвестной"

7 слайд

Описание слайда:

ШИШКИН Иван Иванович , русский художник. Выдающийся мастер пейзажа,органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60).. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

ЛЕВИТАН Исаак Ильич , русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. Сын железнодорожного служащего.В начале 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказал В. Д.Поленов и А. К. Саврасов. «Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней. Без этого чувства не может быть истинный художник. Но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения.»

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Перов Василий Григорьевич (1833-1882) Родился в семье прокурора. Учился в МУЖВЗ, где позднее преподавал. После окончания учебы некоторое время жил и работал в Париже. В творчестве художника преобладает жанровая и портретная живопись. Удостаивался звания Академика, а затем Профессора. Состоял в рядах Товарищества Передвижников, покинул которое из-за идейных и творческих разногласий.

12 слайд

Описание слайда:

«Тройка» «Охотники на привале» «Приезд гувернантки в купеческий дом» " «Чаепитие в Мытищах»

13 слайд

Описание слайда:

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен. Родился Васнецов 15 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году. Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869, еще во время учения. Затем же Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы В 1893 году стал членом Академии художеств, а после 1905 - Союза русского народа. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области. Виктор Васнецов умер 23 Июля 1926 года.

14 слайд

Описание слайда:

« Богатыри" «Витязь на распутье» "Алёнушка" «Три царевны подземного Царства» «Иван царевич на сером волке» «Кощей Бессмертный»

15 слайд

Описание слайда:

Илья Ефимович Репин (1844 - 1930) – художник, прославленный портретами, а также изображением исторических, бытовых сцен. Родился Илья в Чугуеве 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины. В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. 1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Суриков Василий Иванович (1848- 1916), живописец. Родился 24 января 1848 г. в Красноярске в семье казачьего офицера. Первые уроки живописи получил от преподавателя гимназии Гребнева. С 1869 по 1875 г. учился в Академии художеств в Петербурге. В 1877 г. переехал в Москву. В 1881 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, стал членом Союза русских художников. Неоднократно совершал путешествия за границу. Тема большинства работ Сурикова - прошлое России. Первое значительное произведение Сурикова - «Утро стрелецкой казни» (1881 г.) - сразу принесло автору известность. Картина «Меншиков в Берёзове» (1883 г.) показывает душевную борьбу и одиночество знаменитого соратника Петра I в глухой сибирской ссылке. Последнее крупное произведение Сурикова - «Степан Разин» (1907 г.). В полотне нашли отражение народные представления о вожде Крестьянской войны XVII в. Кисти художника принадлежит также ряд портретов и акварелей. Умер 19 марта 1916 г. в Москве.

18 слайд

Описание слайда:

«Боярыня Морозова» «Утро стрелецкой казни» «Меньшиков в ссылке» «Завоевание Сибири Ермаком»

Николаева Екатерина

Презентация знакомит с наиболее знаменитыми художниками, которые входили в Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники), существовавшее в последней трети XIX века. Презентация будет полезна всем, кто интересуется историей культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Художники-передвижники» Выполнила: Николаева Екатерина 10В

Художники-передвижники - объединение художников-реалистов России конца 19 века, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923 гг.), развивавшие лучшие традиции Артели художников. История организации Товарищества Передвижных Художественных Выставок

14 студентов-выпускников Императорской Академии художеств, во главе с И.Н. Крамским обратились к Совету академии с просьбой разрешить им самостоятельно выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Со времени основания Академии художеств для экзаменационной работы предлагались мифологические или библейские события. Золотая медаль давала право на 6-летнюю поездку в Италию оплачиваемую государством.

Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати». Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников». В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок». Членами ТПХВ в разные периоды были Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, В.А. Серов, В.Д, Поленов, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин и многие другие. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств. ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века. Устав новой организации был утвержден в 1870 году. В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. В целом передвижники ориентировались на современность, создавая большое количество жанрово-бытовых сюжетов. Искусство должно быть связано с реальностью напрямую, согласно принципам передвижников, поэтому основными стилями их работ оставались реализм и импрессионизм. Творчество художников, состоявших в ТПХВ, отличалось обостренным психологизмом и выраженной социальной составляющей.

Знаменитые художники-передвижники Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Христос в пустыне Портрет неизвестной

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) Тройка Охотники на привале

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) Грачи прилетели Весенний день

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) Утро в сосновом бору Корабельная роща

Илья Ефимович Репин (1844-1930) Портрет Павла Михайловича Третьякова Бурлаки на Волге

Ге Николай Николаевич (1831-1894) Что есть истина? - Христос и Пилат

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) Московский дворик Золотая осень

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Иван царевич на сером волке Т ри богатыря

Василий Иванович Суриков (1848-1916) Боярыня Морозова Меньшиков в Березове

Федор Александрович Васильев (1850-1873) Мокрый луг Болото

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) Лунная ночь на Днепре Березовая роща

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) Вечерний звон Золотая осень

Серов Валентин Александрович (1865-1911) Девушка освещенная солнцем Девочка с персиками

МХК, 11 класс

Урок № 19-20

Русские художники-передвижники

Д.З.: Глава 18, ?? (с.206), тв. задания (с.206-209)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли русской школы художников-передвижников в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров русской школы художников-передвижников.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Урок № 19

  • общество передвижных выставок;
  • передвижники;
  • «Бунт 14-ти»;
  • В. Г. Перов;
  • реалистический пейзаж;
  • И. И. Шишкин;
  • И. И. Левитан;
  • Н. Н. Ге;
  • В. В. Верещагин;
  • В. М. Васнецов;
  • реалистическая живопись;
  • И. Е. Репин;
  • «Бурлаки на Волге»;
  • «Крестный ход в Курской губернии»;
  • «Иван Грозный и сын его Иван»;
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Урок № 19

  • выявлять своеобразие находить соотносить произведения выявлять авторскую позицию
  • выявлять своеобразие творческой манеры русских художников-передвижников по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о русской живописи передвижников;
  • соотносить произведения художников-передвижников с определенной эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • классифицировать, систематизировать и характеризовать специфические особенности творчества передвижников в рамках свободной дискуссии;
  • выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности;
  • сравнивать, сопоставлять произведения И. Е. Репина, посвященные определенной тематике, но созданные в разные периоды творчества;
  • исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника;
  • разрабатывать заочную экскурсию в музей И. Е. Репина в Пенатах

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Урок № 19

В. Г. Перов

И. И. Шишкин

И. И. Левитан

И. Е. Репин

И. Н. Крамской

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество русских художников-передвижников?


подвопросы

Урок № 19

  • Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народные типы в произведениях И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова. Развитие жанра реалистического пейзажа (на примере творчества И. И. Шишкина и И. И. Левитана). Мастера исторической живописи: Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов.
  • Реалистическая живопись И. Е. Репина. Многогранность творческого дарования художника. Жанровое и тематическое разнообразие произведений. Галерея народных типов и особенности их изображения (на примере известных картин художника). Достоверность изображения исторических событий и глубина психологических характеристик в исторических полотнах. И. Е. Репин - скульптор и иллюстратор.

В. И. Суриков

Н.Ярошенко

Ф. А. Васильев

И. И. Шишкин

И. Н. Крамской

П. А. Федотов

А. Г. Венецианов

Н. Н. Ге

В. Г. Перов

И. И. Левитан

И. Е. Репин

А.К. Саврасов

9 ноября 1863 г. в российской Академии художеств произошло неординарное событие:

14 самых лучших студентов (претендентов на золотые медали и поездку в Италию) отказались писать выпускную картину на заданную тему.

Они подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем» для своих произведений, но Совет Академии им отказал. Не желая подчиняться они покидают стены Академии.

« Бунт 14-ти» под таким названием он вошёл в историю. Именно эти бунтари организовали

«Артель художников», которая впоследствииполучила название

«Товарищество передвижных выставок» (1870 г.).

«Бунт 14-ти»


Общество передвижных выставок

В 1870 г. молодые художники создали «Товарищество передвижных художественных выставок», во главе которого встал художник-портретист Иван Николаевич Крамской . Члены этой организации ежегодно устраивали выставки в разных городах России. Первая выставка открылась 29 ноября 1871г. В Петербурге, а затем 18 апреля 1872 г. в Москве. «Звёздами первой величины» на них стали картины «Петр I » допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе Н.Н.Ге, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Охотники на привале» В.Г.Перова.


участники

Архипов А.Е. , Бялыницкий В., Васильев Ф.А., Васнецов В.М., Васнецов А.М., Ге Николай Н., Дубовской Н., Иванов С.В., Жуковский С., Каменев Л.Л., Касаткин Н.А., Киселев А.А., Корзухин А.И., Крамской И.Н., Куинджи А.И., Левитан И.И., Маковский В.Е., Маковский К.Е., Максимов В.М., Малютин С.В., Мясоедов Г.Г., Неврев Н.В. Нестеров М.В., Остроухов И., Перов В.Г., Петровичев П., Поленов В.Д., Похитонов И.П., Прянишников И., Репин И.Е., Рябушкин А., Савицкий К.А., Саврасов А.К., Серов В.А., Степанов А.С., Суриков В.И., Туржанский Л., Шишкин И.И., Якоби В.И., Ярошенко Н.


Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Портрет был

написан с натуры.

Под Петербургом, на

станции Сиверской,

где художник жил на даче, ему

позировал один из местных

жителей.

Облик этого пожилого, многое

видевшего в жизни человека

конкретен и сугубо индивидуален.

Взгляд его глаз ясен, выражающий

острый и сметливый ум. Загорелое,

морщинистое лицо светится и

добротой и лукавством.

Светлый колорит портрета,

не типичный для Крамского.

Особенно красива серо-голубая

рубаха крестьянина и его волосы,

подобные старому серебру.

Портрет Мины Моисеева вообще

одно из самых выдающихся

живописных произведений Ивана

Николаевича Крамского.

автопортрет

И. Н. Крамской. Мина Моисеев.



Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)

Это первое изображен ие

рабочего человека в

русском искусстве.

Под низкими, закопчённы ми

с водами котельной, освещённый

ярким пламенем топки, стоит

кочегар. Он лишь на минуту

прервал свой тяжёлый труд и

теперь устало смотрит на зрителя. Натруженные жилистые руки.

Цветовая гамма картины

(темно-коричневый колорит с

багровыми отсветами огня

на руках и лице кочегара)

усиливает драматизм образа. Перед зрителем предстаёт не

придавленный судьбой рабочий,

а человек, в котором начинают

пробуждаться недовольство и

протест.

После смерти И. Н. Крамского (1887)

Н.А. Ярошенко суждено было стать

идейным руководителем

«товарищества» передвижников.

Н. А. Ярошенко. Кочегар.


Значительный вклад в развитие бытовой живописи внесли художники В. Г. Перов (1834-1882), И. Е. Репин (1844-1930), В. Е. Маковский (1846-1920), Г. Г. Мясоедов (1834-1911), И. М. Прянишников (1840-1894), К. А. Савицкий (1844-1905), В. М. Максимов (1844-1911).

Василий

Григорьевич

Перов (1834-1882).

Проводы

покойника.

Никого нет рядом,

никто вместе с

ними не провожает

в последний путь

единственного

кормильца

крестьянской

семьи. И оттого,

что у них нет

сочувствующих,

ещё в большей

степени ощутим

трагизм

происходящего.

Кругом холодное

безмолвие и

бесконечная,

мучительная

тишина...


Перов В.Г.Спящие дети.

Перов В.Г. «Тройка»,

Перов В.Г. Охотники на привале.

Перов В.Г. Рыбная ловля.


Существенный вклад в развитие жанр а реалистического пейзажа внесли русские художники: А. К. Саврасов (1830-1897), И. И. Шишкин (1832-1898), А. И. Куинджи (1841-1910), В. Д. Поленов (1844-1927) и И. И. Левитан (1860-1900) .

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1898)

А.К. Саврасов. Распутица

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»


Величественная панорама лесных массивов показана как бы с высоты

птичьего полёта. Справа, слегка наклонясь, стоит одинокая

сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую

солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри дремучего бора. Где-то вдалеке, среди тёмной зелени, голубеет лесное озеро или излучина реки. В высоком небе плывут и тают лёгкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. В палитре красок вся любовь к Отчизне.

Шишкин И.И. Лесные дали


Шишкин Иван Иванович (1832-1898), пейзажизст

Утро в сосновом лесу (Медведи)

Сосновый лес

Рожь


Исаак Ильич Левитан. Владимирка. 1898 год

Скорбная тема народного страдания. Холодный и серый день. Безлюдно. Только одинокая фигура странницы затерялась в этом безбрежном просторе, над которым нависло мрачное небо с наползающими друг на друга тучами. Главный художественный образ картины - это разбитая просёлочная дорога, уходящая вдаль. Где-то у самого горизонта она теряется. По обе стороны от неё тянутся поля, а в глубине темнеет лес. Когда-то по этой дороге, звеня кандалами, шли в Сибирь люди, приговорённые к каторжным работам.


Золотая осень

Родился в г. Кибарты (Литва), ученик А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. В юности остался сиротой.

У омута.

И. И. Левитан

Март


Крамской И.Н.

Портрет А.И.Куинджи. 1872

Грек турецкого происхождения, из семьи сапожника, рано осиротел.

Вид на Кремль и Храм Василия Блаженного. 1882г.

Куинджи А.И. Радуга

Куинджи Архип Иванович. Радуга


«Московский дворик»

Василий Дмитриевич

Поленов (1844-1927, усадьба Борок, Тульская область) - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926).

Основой этой художественной разносторонности был редкостный талант Поленова, обладавшего способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке, - пленэрным видением, настолько точным, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов, и врожденным декоративным даром.


Больших успехов достигли русские мастера исторической живописи: Н. Н. Ге (1831-1894), В. В. Верещагин (1842-1904), В. М. Васнецов (1848-1926), И. Е. Репин (1844-1930) и В. И. Суриков (1848-1916). Их произведения отличают глубокий интерес к национальной истории, судьбе выдающихся исторических личностей, понимание роли народа как основной движущей силы, обращение к важнейшим переломным событиям, умение правдиво раскрыть их во всей полноте и сложности, стремление к психологической трактовке образов.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) , патриот и славянофил, основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.

В своих ранних произведениях Васнецов выступает как художник-жанрист.

Его работы отличает наблюдательность

и меткость характеристики персонажей: "Нищие певцы" (1873), "В чайной" (1874), "Книжная лавочка" (1876), "С квартиры на квартиру" (1876), "Преферанс" (1879). В этот период (с 1974 г.) он начинает принимать участие в выставках художников передвижников.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 год


В.М. Васнецов. Витязь на распутье. 1878

В.М. Васнецов. Богатыри.

В.М. Васнецов. Богоматерь с младенцем.


Ге Николай Николаевич (1831-1894). Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. Ге приверженец отечественной истории, его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему успех и популярность современников.

Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма.

Н.Н. Ге

«А.С. Пушкин

в селе

Михайловском»

Н.Ге « Пётр I допрашивает сына Алексея Петровича в Петергофе»


Суд царя Соломона

Тайная вечеря. 1863. Звание профессора

Ахиллес, оплакивающий Патрокла

Аэндорская волшебница

вызывает тень Самуила


Федотов Павел Андреевич

1852гг.

Завтрак аристократа

Сватовство майора

П.А. Федотов - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи родился в Москве в 1815 году. График, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма


Выдающийся русский художник (живописец и график) Серов Валентин Александрович родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).

Отец умер, когда мальчику было шесть лет. После потери отца Серов с 1872 по 1874 гг. жил в Мюнхене, где учился рисованию у немецкого художника Кеппинга.

Девочка с персиками

(Вера Мамонтова).

1887 г.

Похищение Европы

Портрет императора

Николая II . 1907г.


  • Русский художник Илья Ефимович Репин родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца.
  • Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
  • Репин И. Е. также являлся крупнейшим художником-портретистом. Среди его работ портреты выдающихся современников: М.П. Мусоргского (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), В.И. Сурикова (1885), Д.И. Менделеева (1885), П.М. Третьякова (1883), М.И. Глинки (1887), И.Н. Крамского (1882) и др.

В. Д. Поленов. Портрет художника Ильи Ефимовича Репина.


Картина была заказана Репину к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе по инициативе Лицейского общества. По воспоминаниям современников, художник стал настоящим «пушкинистом» в период подготовки написания картины, потому что прочел массу литературы о лицейском этапе биографии Пушкина.


И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина замечательна не только силой социального звучания, но и мастерством художественного решения - особенностями композиционного построения

и богатством колорита. Фактура грубого сукна крестьянских лохмотьев и парчи…


И.Е. Репин. Не ждали.

С холста на нас взирает семья, которая уже и не чаяла возвращения одного из своих членов, а он неожиданно для них вернулся.

Отбывший ссылку революционер, верный своим идеям, пришел домой. Он стоит посреди комнаты, ожидая того, как он будет принят родными, которые немало пережили из-за него. Изумленная старушка-мать, изможденная переживаниями за сына и бессонными ночами в молитвах о нем, пережила немало.

В образе супруги одновременно отразилась целая гамма чувств.


И.Е. Репин.

1581 г.

ГТГ, Москва


И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1878-1891 гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С чувством оптимизма Репин сумел передать силу казацкой вольницы, её неиссякаемое чувство юмора и стремление к свободе. Впервые в русской живописи было передано чувство единения народных масс и вождя - предводителя воинского братства.


И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Высшее достижение искусства реализма 1870-х гг., начало «славы по

всей Руси великой» как неповторимого русского художника. Автор от назидания и обличения, привычных для бытовой живописи, и впервые

выразил не только страдание людей тяжёлого физического труда, но и грозную общественную силу. С по разительным мастерством Репиным была дана социально-психологическая «биография» народа, воссоздана неповторимая индивидуальность каждого персонажа. В одиннадцати фигурах бурлаков был создан типичный портрет народной Руси, а перед зрителем предстали все сословия русского общества.


Поистине неисчерпаема многогранность

творческого дарования И. Е. Репина,

пробовавшего себя не только в

живописи, но и в других видах

изобразительного искусства. Он много

работал в графике, в том числе и как

иллюстратор произведений Н. В. Гоголя,

Л. Н. Толстого и В. М. Гаршина.

В скульптуре он успешно разрабатывал

форму психологического портрета. Его

огромное эпистолярное наследие

(переписка с деятелями искусства,

занимающая несколько томов) читается

как увлекательная повесть о жизни

великого человека.

Репину также принадлежат

замечательные воспоминания-мемуары

«Далёкое близкое», выдержавшие более

десяти изданий.

Невозможно не признать

справедливость слов его друга и

художественного критика В. В. Стасова:

«Репин неисчерпаем».

Творческое наследие И. Е. Репина

является неотъемлемой частью русской

духовной и художественной культуры.

И.Е. Репин. Портрет

Л. Н. Толстого.


Контрольные вопросы


1 . В чём особенность изображения идей народничества в России в конце XIX в. в картинах И. Е. Репина «Арест пропагандиста» (1 880-1892); «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885); «Не ждали» (1884-1888) и др.? Какую «биографию» русского революционера ему удалось создать в своём творчестве?

2 . Идеальной портретной моделью для И. Е. Репина оказался

Л. Н. Толстой. 3а 30 лет знакомства с писателем художник выполнил десятки графических и живописных его портретов. Какими художественными средствами автор передаёт внутреннее состояние великого писателя?

3. Художественный критик В. В. Стасов увидел в картине

И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» «достойного товарища» «Бурлакам на Волге». Как вы думаете, чем можно объяснить такое сравнение? Что имел в виду критик, причислявший эти картины к жанру «хоровых»? В чём выразилось художественное мастерство, «поразительный талант» их автора?


ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Урок № 20

  • реалистическая живопись;
  • В. И. Суриков;
  • художественный вымысел;
  • «Утро стрелецкой казни»;
  • колорит картины;
  • «Меншиков в Берёзове»;
  • «Боярина Морозова»;
  • «Покорение Сибири Ермаком»;
  • «Не ждали»;
  • «Царевна Софья»

Проверка знаний учащихся

1 . В одном из писем И. Е. Репин написал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Что особенно волновало художника в окружающей жизни? Каким проблемам современной действительности он отдавал предпочтение? Как в его произведениях выразились гражданская позиция и особенности художественного мировосприятия?

2. И. Н. Крамской отмечал, что «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть... Только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле». Попробуйте подтвердить справедливость этих слов, используя картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и портреты крестьян.

Универсальные учебные действия

Урок № 20

  • классифицировать, систематизировать и характеризовать выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности; сравнивать, сопоставлять произведения исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника;
  • выявлять своеобразие творческой манеры В. И. Сурикова по сравнению с современниками и деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств , выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию об исторической живописи В. И. Сурикова;
  • соотносить произведения художника с определенной исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой;
  • классифицировать, систематизировать и характеризовать специфические особенности творчества В. И. Сурикова в рамках свободной дискуссии;
  • выявлять авторскую позицию , особенности мировоззрения и отношения к актуальным проблемам действительности;
  • сравнивать, сопоставлять произведения И. Е. Репина и В. И. Сурикова на основе общности тематики и художественного мастерства, отношения к истории, государственной власти и народу;
  • исследовать причины и характерные особенности эволюции творческого метода художника;

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Урок № 20

В. И. Суриков


подвопросы

Урок № 20

  • Реалистическая живопись В. И. Сурикова. Многогранность творческого дарования художника. Вклад в развитие исторического жанра (на примере творчества автора). Реалистическая направленность и своеобразие творческого метода. Соотношение реализма и художественного вымысла. Общая характеристика позднего творчества .

  • Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье . С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных.
  • Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное. С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.
  • Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

автопортрет


Василий Иванович Суриков (1848-1916)

Для своих полотен он

выбирал исторически

значимые, переломные

моменты в жизни России ,

показывал их невероятную

сложность, трагизм и

психологическую глубину. В

полной мере он владел

искусством выявлять в

конкретных, реальных фактах

общие исторические

закономерности, показывать

истоки внутренних национальных

противоречий. Создавая

художественный образ

исторического прошлого, он

нередко видел его через судьбу

отдельной личности, воплотившей

«героическую душу своего

народа» (М. В. Нестеров).

В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы.


В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея

В картине «Утро стрелецкой казни» отразил последствия бунта стрельцов, поддержавших в 1698 г. царевну Софью и выступивших против законной власти, принадлежавшей её младшему брату - Петру 1. Не кровь и не казнь хотел передать автор в этом произведении, а народную национальную трагедию, рассказать о той страшной цене, которую платит народ, живущий в эпоху перемен и попавший под колесо истории.


В.И. Суриков.

Менщиков в Берёзове.

«бессмысленного и беспощадного» «русского бунта».

Трагедия

семьи человека, бывшего некогда одним из самых влиятельных

деятелей петровского времени, сосланного вместе с семьёй в далёкий

Берёзов.


В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, в самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, ее руки повязаны цепью, с поднятой рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как свою.


В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. В 1581 году войско из более 1,5 тыс. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Картину приобрел царь Николай II, и за нее Совет Академии Художеств присвоил Сурикову звание академика.


В.И. Суриков. Степан Разин.

Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.Первый вариант картины был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины – судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи – на примере допетровского времени.


У даль и отвага русского человека в столкновении с природой, его мужество и храбрость в преодолении неслыханных препятствий нашли отражение в произведениях позднего периода

творчества Сурикова.

В.И. Суриков. Взятие снежного городка.


Контрольные вопросы

3. Что интересовало В. И. Сурикова в историческом прошлом России? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? В какой мере можно говорить о современном осмыслении художником исторических событий? Какие личности и почему привлекали творческое воображение В. И. Сурикова? Что вы могли бы сказать об особенностях соотношения реализма и художественного вымысла в его произведениях? В чём общность и различие художественных трактовок исторических событий и личностей в произведениях И. Е. Репина и В. И. Сурикова?

4. В письме к В. В. Стасову И. Е. Репин отмечал, что «Суриков необыкновенно художественен». В чём, с вашей точки зрения, заключается художественное мастерство живописца? Какие открытия принадлежат ему в области колористического и композиционного решения картин?


Темы проектных исследований или презентаций

4. Сравните картины И. Е. Репина «Царевна Софья» и В. И. Сурикова «Меншиков в Берёзове». В чём особенность решения проблемы исторической личности в истории? Каков характер её взаимоотношений с государственной властью? Как художник отвечает на вопрос о праве отдельной личности решать судьбу всего народа и влиять на ход истории?

5. Что и как может рассказать картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» о жизни различных социальных слоёв Руси XVII в.? Какова её главная идея? В какой мере в ней выражена позиция автора? Почему и как в ней противопоставлены «лик страдания» и «личина глумления»? В чём смысл такого противопоставления?


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область
  • Горбунов Д., http://presentacid.ru/ppt/76230-prezentaciya_po_mhk__hudozhniki-peredvizhniki
  • Забавина В. Ф. учитель МХК МОУ СОШ № 9 г. Переславля-Залесского http://kopilkaurokov.ru/
  • Стригина Г.Н., учитель ИЗО и МХК, МБОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №10, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский А.О. http :// nsportal.ru / strigiagalina
  • Прокина Л.В., учитель МХК МБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, http :// infourok.ru /-12982.html