Роман 'Что делать?': первое утопическое произведение в русской литературе. Своеобразие истории создания романа Н.Г. Чернышевского «Что делать? Когда написан роман что делать чернышевского

Санкт-Петербурга. Был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети ».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости , с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 г. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник » (1863, № 3-5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

    О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. - все на разные тоны .

    Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем .

    Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа - любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию .

    Одной из самых близких ему книг была «Что делать?» Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью .

    • В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий . В «наивной утопии» четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего. «Большого будущего» алюминий достиг к середине XX века.
    • », однако исследователи отказывают в связи героев романов Чернышевского и Тургенева между собой.
    • С идеями Чернышевского, в частности с его мыслями о будущем человечества спорит Ф. М. Достоевский в «Записках из подполья », благодаря которым образ «хрустального дворца» стал распространённым мотивом мировой литературы XX века.

    “Что делать?” – роман философа и критика Николая Гавриловича Чернышевского. Период работы над романом – с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года. Место написания – Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, где Чернышевский находился под заключением.

    Чернышевский сидел в одиночной камере. Между допросами и попытками выйти на свободу он работал над романом. Всего работа над произведением заняла 112 дней.

    С января 1863 года роман Чернышевского начинают по частям передавать в следственную комиссию. За счет того, что роман анализировали по частям, комиссия не усмотрела его скрытый смысл, обратив внимание лишь на любовную линию. Но самом же деле в романе присутствуют революционные идеи, новое видение социальной жизни, экономики и политики.

    Так произведение избежало цензуры. Работа Чернышевского начала публиковаться в журнале “Современник”, которым на то время руководил поэт Николай Алексеевич Некрасов.

    Оплошность цензоров стала заметна только после попадания романа в печать. Цензора Бекетова, который был ответственный за допуск рукописи в печать, уволили с должности.

    Все номера “Современника”, в которых публиковался роман, тут же оказались под запретом. Но все попытки властей запретить произведение оказались тщетными. Роман переписывали от руки, он обрел чрезвычайную популярность среди читателей.

    Работа Чернышевского бурно обсуждалась в обществе. Реакция на роман была неоднозначной. Одним произведение пришлось по душе, другие же критиковали автора. Но все равно “Что делать?” зацепил читателей и заставил их задуматься о жизни.

    До 1905 года в России роман был под запретом. Его нельзя было пускать в печать. Однако известно, что в Швейцарии роман опубликовали еще в 1867 году. Сделали это русские эмигранты.

    До 1917 года в печати было уже четыре издания “Что делать?” Подготовил их сын Чернышевского, Михаил Николаевич.

    Одним из показателей популярности произведения можно считать наличие множества переводов “Что делать?” Так, роман доступен на голландском, польском, венгерском, английском, итальянском, французском, шведском и сербском языке.

    Роман состоит из нескольких сюжетных линий. Главная героиня – Вера Павловна Розальская. Чернышевский не зря сделал центровым персонажем именно женщину. Женщинам было гораздо сложнее добиться значимого положения в обществе.

    В основе романа – реальная история из жизни. Друг Чернышевского, доктор Петр Иванович Боков, фиктивно женился на своей студентке Марье Александровне Обручевой. Девушка стремилась к независимости и получению знаний.

    Потом Марья Александровна влюбилась в физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Видя, что между Сеченовым и Обручевой вспыхнуло настоящее чувство, Петр Иванович Боков не стал препятствовать их отношениям.

    «Что делать?» - роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского , написанный в декабре 1862 - апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Роман был написан отчасти в ответ на роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».

    История создания и публикации

    Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3-5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

    «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. - все на разные тоны».

    П. А. Кропоткин:

    «Для русской молодёжи того времени она [книга „Что делать?“] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».

    В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки.

    Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

    Сюжет

    Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» - это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

    Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы - взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.

    Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он - агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» - тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

    Один из самых значимых героев романа - революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль. В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»):

    Художественное своеобразие

    «Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.» (Ленин)

    Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа - любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

    Л. Ю. Брик вспоминала о Маяковском : «Одной из самых близких ему книг была „Что делать?“ Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. „Что делать?“ была последняя книга, которую он читал перед смертью».

    • В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий. В «наивной утопии» четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего. И этого большого будущего к настоящему времени (сер. XX - XXI в.) алюминий уже достиг.
    • «Дама в трауре», появляющаяся в конце произведения, -- это Ольга Сократовна Чернышевская, жена писателя. В конце романа речь идёт об освобождении Чернышевского из Петропавловской крепости, где он находился во время написания романа. Освобождения он так и не дождался: 7 февраля 1864 года был приговорён к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибирь.
    • Главные герои с фамилией Кирсанов встречаются также в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети».

    Экранизации

    • «Что делать? » - трёхсерийный телеспектакль (режиссёры: Надежда Марусалова, Павел Резников), 1971.

    Особенности и этапы истории создания романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

    Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» имеет интересную историю создания.

    Сообщение о том, что Н.Г. Чернышевский пишет роман и предназначает его для «Современника» было сделано в одном из писем к А.Н. Пыпину. Произведение было написано в ответ на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Н.Г. Чернышевский не соглашался с И.С. Тургеневым в оценке «нового человека», трагическую противоречивость которого он так убедительно показал. Тургеневскому типу «нигилиста» Н.Г. Чернышевский противопоставил свои типы «новых людей». Роль Базарова в романе И.С. Тургенева сводится к непримиримому отрицанию всех устоев жизни и морали дворянского общества, всех господствующих в этом обществе взглядов на природу, науку, искусство.

    С точки зрения И.С. Тургенева, интеллигенты- разночинцы не могут создать своей среды, своего бытового уклада и морали и не способны ничего изменить в ходе исторической жизни общества. Поэтому Базаров остается фигурой трагически неустроенной, не находящей своего места в действительности.

    Как крупнейший выразитель противоположной тенденции - цельного и последовательного революционного демократизма, видевшего единственный приемлемый путь в коренных революционных преобразованиях, Чернышевский, естественно, был непримирим к тому истолкованию образа революционного демократа, которое давал Тургенев в своем романе. «Но вот, - картина, достойная Дантовой кисти, - что это за лица - исхудалые, зеленые, с блуждающими глазами, с искривленными злобной улыбкой ненависти устами, с немытыми руками, с скверными сигарами в зубах? Это - нигилисты, изображенные г. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Эти небритые, нечесаные юноши отвергают всё, всё: отвергают картины, статуи, скрипку и смычок, оперу, театр, женскую красоту, — всё, всё отвергают, и прямо так и рекомендуют себя: мы, дескать, нигилисты, все отрицаем иразрушаем» (X, 185), - писал он в статье «Безденежье», предназначавшейся для апрельской книжки «Современника» за 1862 год. В романе «Что делать?» ему особенно важно было, поставив в центре внимания читателей «новых людей» разночинно-демократической среды, раскрыть в их образах как можно полнее не только черты революционеров - разрушителей старого, но в первую очередь те взгляды и свойства характеров, которые показали бы их как строителей новых отношений, творцов более высоких форм жизни.

    Также распространено представление о том, что Н.Г. Чернышевский решил сделаться романистом только потому, что был вынужден к этому обстоятельствами: для заключенного в Петропавловской крепости писателя были закрыты иные возможности прямого участия в идейной борьбе своего времени, поэтому он и решил развернуть пропаганду своих идей в беллетристической форме. Это мнение справедливо только отчасти. Подобные соображения высказывались Н.Г. Чернышевским лишь в тот период, когда он готовился начать работу над «Что делать?»5 октября 1862 года он писал из крепости жене о намерении написать книгу «с анекдотами, сценами, остротами, так чтобы ее читали все, кто не читает ничего, кроме романов» (XIV, 456). Задача будущей книги ставилась чисто просветительская: «Чепуха в голове у людей, потому они и бедны и жалки, злы и несчастны; надобно разъяснить им, в чем истина и как следует им думать и жить» (XIV, 456).

    В процессе работы над романом «Что делать?»перед Н.Г. Чернышевским встал целый ряд новых вопросов, кардинальных для духовных проблем и практических судеб русской разночинной интеллигенции: стремительно возросшая роль идей в общественной жизни, а в соответствии с этим - возрастающая роль мысли в психологии и в поведении отдельного человека.

    Н.Г. Чернышевский писал роман «Что делать?», находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го (112 дней). С января 1863 года рукопись частями передавалась в следственную комиссию по делу Н.Г. Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати.

    Помощник смотрителя Алексеевского равелина И. Борисов писал, что читал роман в рукописи и может «удостоверить, что цензура III Отделения в очень немногом исправила его». Роман пропущен «без всяких исключений». После просмотра романа высшими полицейскими и следственными органами цензор Министерства народного просвещения просто уже не решался на какие бы то ни было посягательства на текст произведения.

    В.Н. Бекетов в поздней беседе с Н.Я. Агафоновым утверждал, что после того, как роман прошел «фильтру III Отделения», он просматривал его поверхностно и «слепо подписал».

    Однако вскоре оплошность цензуры была замечена, ответственного цензора В.Н. Бекетова отстранили от должности. Но роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3-5).

    Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

    Строгий цензурный запрет с «Что делать?» был снят только революцией 1905 года. Популярность романа была такова, что энтузиасты переписывали и распространяли рукопись. Н.А. Алексеев, старый большевик, четыре раза переписал от руки роман «Что делать?».

    В.М. Сапежко переодевался нищим и в большом мешке (будто бы для собирания хлеба) носил рукопись романа «Что делать?», переплетенную им и его товарищами, для распространения в деревнях.

    В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

    Конспект урока по литературе

    10 класс

    Тема урока: Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа «Что делать?».

    Цели урока:

    Образовательная: раскрыть место творчества Н.Г. Чернышевского в литературном процессе второй половины XIX века; познакомить с историей создания, сюжетом и героями романа «Что делать?».

    Развивающая: создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы; способствовать развитию навыков анализа текста, умений выделять главное, сравнивать, систематизировать.

    Воспитательная: создать условия для определения гражданской позиции, интереса к изучаемому предмету; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, тексты.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной литературы XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике произведений.

    Метапредметные:

    Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

    Предметные:

    Формирование представлений о системе стилей художественной литературы; раскрытие специфики проблематики и сюжета произведения; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом.

    Домашнее задание к уроку: прочитать статьи учебника о Н.Г. Чернышевском: «Детские годы», «Саратовская духовная семинария», «Петербургский университет», «Саратовская гимназия»; ответы на вопросы для самопроверки.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Целеполагание.

    Слово учителя. Мы с вами только что закончили изучение романа

    И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор впервые в русской литературе открыл тему нового общественного деятеля, сменившего тип «лишнего человека».

    (Слайд №2) Эта тема нашла свое продолжение в творчестве еще одного русского писателя второй половины XIX века – Николая Гавриловича Чернышевского. Его роман «Что делать?» занимает особое место в русской литературе XIX века.

    – Послушайте, какие оценки давались роману Чернышевского:

    (Слайд»3) «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. - все на разные тоны» (Н.С. Лесков).

    (Слайд № 4) «Кто не читал и не перечитывал этого замечательного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? …Все мы черпали из него нравственную силу и веру в будущее» (Г.В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, философ).

    (Слайд № 5) «Недопустимо называть примитивным и бездарным «Что делать?». Под его влиянием сотни людей делались революционерами. Могло ли это быть, если бы Чернышевский писал бездарно и примитивно? Он, например, увлек моего брата. Он увлек и меня. Он меня всего глубоко перепахал… Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» (В.И. Ленин).

    (Слайд № 6) «Его читали, как читают богослужебные книги, – и ни одна вещь Тургенева или Толстого не произвела такого могучего впечатления. Гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный беллетрист» (В. Набоков).

    – Что общего в этих оценках творчества Чернышевского? / Во всех этих высказываниях признается важность влияния романа Чернышевского на его современников и молодежь следующих поколений/

    – В чем разница мнений? / Одни признают автора романа «Что делать гениальным, другие считают его бездарным. Также абсолютно противоположные мнения о художественных достоинствах самого романа /.

    – Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Какие цели мы поставим перед собой, исходя из темы?

    / Учащиеся формулируют тему урока и определяют цели урока: осознать причины воздействия романа Чернышевского на читателей, сформировать собственное мнение о романе, познакомиться с героями романа /.

    Учитель конкретизирует цель урока : познакомиться с автором романа и творческой историей произведения, основной сюжетной линией, системой образов романа, особенностями художественного стиля писателя.

    III. Актуализация знаний.

    1. Беседа по вопросам учебника (стр.119):
    • В какой атмосфере прошло детство Н.Г. Чернышевского? Какие нравственные ценности прививались ему в семье?
    • Почему Н.Г. Чернышевский, происходивший из духовного сословия, решил получить светское образование?
    • В чем проявилось стремление молодого Н.Г. Чернышевского к духовному лидерству? его вера в свое необычное призвание?
    • Какую роль в становлении взглядов Н.Г. Чернышевского сыграли идеи утопического социализма?
    • Как проявилось свободомыслие Н.Г. Чернышевского в годы жизни в Саратове?
    1. Чтение вслух статьи учебника «Гражданская казнь» (стр.113).
    2. Слово учителя о жизни и творчестве Н.Г. Чернышевского.

    Творческая история романа «Что делать?»

    (Слайд № 7) Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости (писался с 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Героя Тургенева постиг трагический финал, и в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал от любви, а занимался делом, и весьма продуктивно.

    Рукопись романа прошла двойную цензуру. Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Разрешение на публикацию было дано. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Первые главы романа появились в мартовском журнале «Современник» за 1863 год, последние в майских номерах журнала.

    Роман «Что делать?» вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь. Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором. В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.

    Роман «Что делать?» Чернышевский посвятил своей жене Ольге Сократовне.

    IV. Освоение нового (информационный блок).

    1. Сюжет романа.

    Слово учителя. Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз домашнего плена и обретает счастье. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

    Страстно желая сделать произведение популярным, Н. Г. Чернышевский использует психологически проверенные приемы приключенческой литературы.

    Чтобы привлечь к роману широкого читателя, автор вводит в повествование и мнимое самоубийство, и второй брак героини, и возвращение в Петербург бывшего мужа (Лопухова) в облике иностранца. Это позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры.

    (Слайд № 8) Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важность заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».

    (Слайд № 9) Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать.

    (Слайд № 10) Марья Алексеевна хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери.

    Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). (Слайд № 11). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

    Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы – взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.

    (Слайд № 12) Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Вера учится, пытается найти свое место в жизни. Девушка не желает сидеть на шее мужа и хочет самостоятельно устроить свою жизнь. С помощью верных друзей она реализует свою мечту: открывает швейную мастерскую «нового типа», где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

    «Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – врачом Александром Кирсановым, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. (Слайд № 13)

    Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться. Дмитрий чувствует, что мешает друзьям. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым.

    Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он – агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» – тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

    (Слайд № 14) Отдельной смысловой линией романа является Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль.

    – Таков в общих чертах сюжет романа.

    1. Система образов романа.

    – Давайте подумаем, на какие группы можно разделить героев романа?

    /«Старые люди», «новые» люди, особенные люди/

    – Отразим систему образов романа в таблице. (Слайд № 15)

    Таблица «Система образов романа».

    Группа персонажей

    Имена

    Характеристика

    Старые люди

    М.И. Сторешников

    М.А. Розальская

    Новые люди

    Д.С. Лопухов

    А.М. Кирсанов

    В.П. Розальская

    Особенные люди

    Рахметов

    – Охарактеризуйте каждую группу образов.

    – Старый мир в романе представлен двумя социальными группами: дворянами и мещанами. Представители дворянства – домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, приятели Сторешникова с именами на французский манер – Жан, Серж, Жюли. Это не способные к труду люди – эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».

    Мещанский мир представлен образами родителей Веры Павловны. Марья Алексеевна Розальская – энергичная и предприимчивая женщина, но на свою дочь и мужа она смотрит «под углом зрения доходов, которые из них можно извлечь». Писатель осуждает Марью Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой.

    «Новые» люди, изображенные в романе, способны уйти от старого уклада и построить свое счастье. Они, следуя «разумному эгоизму», не могут совершить подлого, недостойного поступка. Они честны, благородны, способны и на самоотверженный труд, и на решительный поступок. Автор в них верит, его симпатии на стороне этих героев. Их жизнь на страницах романа – воплощение страстной мечты автора об идеальных человеческих отношениях. Свобода личных отношений «новых» людей: Дмитрия Сергеевича Лопухова, Александра Матвеевича Кирсанова и Веры Павловны Розальской – идеал и образец. «Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречал целые сотни...» – пишет Н. г. Чернышевский.

    Среди «новых людей» особое место занимает Вера Павловна Розальская, которую Лопухов и Кирсанов спасают от «старого» мира. Рассказ о ее деятельности даже на фоне труда «новых людей» производит впечатление. Ее замыслы пытались воплотить в жизнь многие люди.

    Но «новые люди» не из той породы, из которой выходят руководители. Этих людей нужно вести по избранному ими пути, и возглавлять их на таком пути должен человек иного масштаба. Для этого в романе появляется «особенный человек», Рахметов, – человек новой формации, который, по мнению Чернышевского, воплощает идеал революционера. Революционны не действия героя, а сама его сущность. «Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе», – говорит Кирсанов. «Мало их, – утверждает Чернышевский, – но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли». Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.

    V. Закрепление (аналитический блок).

    – Невозможно в полной мере оценить художественное своеобразие произведения, не звыяснив особенности стиля автора. Сейчас вы поработаете в группах с текстом романа и попробуете дать самостоятельную оценку стиля и языка романа «Что делать?».

    1. Работа в группах. Чтение фрагмента романа (Гл. 1 «Жизнь Веры Павловны в родительском доме»).

    Задание группам: (Слайд № 16)

    – Что кажется необычным в манере писателя?

    – Что в героях, изображенных Чернышевским, вызывает отвращение?

    2. Выступление групп.

    1. Язык сложный, с большим числом всевозможных оборотов, придаточных предложений. Много неудачных, «корявых» выражений. Употребление слов, похожих на старорусские, придает языку тяжеловесность и народность. Есть меткие короткие афоризмы.

    2. Повествование неожиданно прерывается цифрами, точными указаниями на цены, реплики героев смешиваются с авторскими ремарками (частые отступления, обращения к героям, беседы с читателем) – это затрудняет восприятие текста.

    3. Быт этих героев пошлый, грязный. Им присущи такие черты, как расчетливость, жадность, эгоизм, черствость и ограниченность. Язык, которым говорят эти люди, усиливает неприязнь к ним.

    VI. Обобщение. Итог урока.

    Учитель организует подведение итогов урока:

    – Какие особенности романа Н.Г. Чернышевского вы можете отметить?

    – Какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли XIX века?

    VII. Заключительная часть занятия.

    1. Оценивание работы обучающихся на уроке.
    2. Рефлексия.

    – Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?

    – Чему вы сегодня научились?

    –Что вызывало затруднение в процессе работы?

    1. Домашнее задание.

    1.Выборочное чтение глав романа.

    2. Дать характеристику главных героев романа (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов).

    3. Заполнить последнюю колонку таблицы.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа «Что делать?» Кузьменкова Тамара Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Стодолищенская СШ

    Николай Гаврилович Чернышевский

    «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. - все на разные тоны » (Н.С. Лесков)

    «Кто не читал и не перечитывал этого замечательного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? …Все мы черпали из него нравственную силу и веру в будущее» (Г.В. Плеханов)

    «Недопустимо называть примитивным и бездарным «Что делать?». Под его влиянием сотни людей делались революционерами. Могло ли это быть, если бы Чернышевский писал бездарно и примитивно? Он, например, увлек моего брата. Он увлек и меня. Он меня всего глубоко перепахал… Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» (В.И. Ленин).

    «Его читали, как читают богослужебные книги, – и ни одна вещь Тургенева или Толстого не произвела такого могучего впечатления. Гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный беллетрист» (В. Набоков).

    Творческая история романа «Что делать?» Первая страница романа «Что делать?», журнал «Современник», 1863 г., № 3

    Главы Связь с сюжетом. Сны 1. «Дурак» Интригующая завязка 2. «Первое следствие дурацкого дела» Аллегорический призыв к революции 3. «Предисловие» Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный» 4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме» Старый мир 5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак» Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон 6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь» Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек 7. Глава четвертая. «Второе замужество» Мечты о будущем. Четвертый сон 8. Глава пятая. «Новые лица и развязка» Предчувствие революции 9. Глава шестая. «Перемена декораций» Итог Структура романа «Что делать?»

    Вера Павловна Розальская (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Марья Алексеевна Розальская (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Дмитрий Лопухов (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Вера Розальская и Дмитрий Лопухов (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Александр Кирсанов (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Рахметов (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)

    Группа персонажей Имена Характеристика Старые люди Новые люди Особенные люди Система образов романа

    Подведение итогов: – Какие особенности романа Н.Г. Чернышевского вы можете отметить? – В чем проявилось новаторство автора романа? – Какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли XIX века?

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ