Роберт Рейберн. Завет с Авраамом. Завет бога с авраамом Приливы и отливы веры

Итак, первый завет, который мы рассмотрим подробно, это завет Бога с Авраамом - прародителем еврейского народа, первым из так называемых «патриархов». Первоначальный вариант имени этого человека – Аврам, но после того, как Бог призывает Аврама, Он изменяет его имя на «Авраам» (мы будем использовать второй вариант). Давайте прочитаем 12 главу Бытие, стихи 1-7 . Здесь Бог даёт Аврааму обещания. Читая, обращайте внимание на то, что Бог обещает Аврааму.

«1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе ; 2 и Я произведу от тебя великий народ , и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные . 4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. 6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. 7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему» Быт. 12:1-7.

Вопрос: какие обещания Бог дает Аврааму? Когда Бог впервые обратился к Аврааму, тот находился в городе Ур в древнем Вавилоне. Затем он перешел в город Харан, и Господь призвал его идти в землю, которая впоследствии станет Палестиной, местом обитания еврейского народа. Бог избрал Авраама среди других жителей Вавилона, и этот выбор объясняется не особыми заслугами Авраама, но Божьим желанием. Понятие избрания будет прослеживаться на протяжении Писания, поэтому нам следует обратить на него внимание. Бог не только обещал дать Аврааму землю, но и произвести от него народ и благословить Авраама и его потомков, а также через него – все народы земли. Но Бог не только дает Аврааму обещания, Он также заключает с ним завет, который требует определенных действий от обеих сторон. В Быт. 15 мы читаем о том, как Авраам интересуется у Бога, как Бог собирается произвести от него, бездетного, великий народ. В ответ Бог объявляет о желании заключить с ним завет. Давайте прочитаем всю 15 главу и разберемся, о чем здесь идет речь.

«1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. 2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. 3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. 4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. 5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. 6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. 7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. 8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? 9 [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. 10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. 11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. 12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. 13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. 17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными]. 18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: 19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, 20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, 21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев» Быт. 15:1-19.



Вопрос: обратите внимание на ст. 6. Что значит «вменил в праведность»? Что подразумевается под «верой» в данном случае? Здесь мы снова встречаемся со словом «праведность». Здесь становится ясно, что это правильное положение перед Богом, которое человеку дает Сам Бог. Далее в Библии это понятие будет раскрываться все полнее и полнее. «Вменить » значит «присвоить, засчитать на чей-то счет». Об этом процессе мы будем подробнее говорить, когда подойдем к Новому Завету. Под «верой » подразумевается доверие словам (или обещаниям) Бога, см. ближайший контекст. Понятие веры также является одним из самых важных в Библии. Оно будет уточняться на протяжении библейского повествования. Вопрос: какое видение получает во сне Авраам и о чем оно? О каком народе идет речь? Бог обещает произвести от Авраама народ, которым, как мы знаем, стал еврейский народ. Бог предсказывает Аврааму в видении о том, что произойдет с этим народом в будущем.

Пойдем дальше. Мы видим, что Бог подтверждает Свое обещание заветом, который Он заключает с Авраамом. Вопрос: в чем смысл ст. 9 и 10? Завет скрепляется кровью жертвенных животных, которые рассекаются пополам в знак того, что у завета есть две стороны. В чем же суть этого завета с Авраамом? Об условиях завета говорится в Быт. 17 . Давайте бегло прочитаем про себя Быт. 17. Итак, с одной стороны, Бог будет Богом Авраама и его потомков, Он даст им во владение землю и произведёт от Авраама многие народы. С другой стороны, Авраам и его потомки должны исполнять завет, т.е. сохранять верность Богу, а также скрепить их принятие условий завета при помощи видимого обряда обрезания (См. 17:23 ). Итак, в Быт. 12 говорится о Божьих обещаниях, в 15 главе говорится о заключении завета с Авраамом, а в Быт. 17 излагаются условия этого завета.

Давайте рассмотрим ещё одно событие из жизни Авраама. Это событие записано в Быт. 22 и происходит после рождения обещанного сына Исаака. Кстати, перед тем, как дождаться обещанного Богом Исаака, Авраам попробовал ускорить исполнение Божьего обещания: он и его жена Сарра взяли дело в свои руки, и Сарра подослала к нему свою служанку Агарь, от которой у Авраама родился сын Исмаил, который впоследствии, кстати, стал прародителем арабов. Кроме того, Авраам дважды лгал, выставляя Сарру своей сестрой перед врагами, чем ставил под угрозу исполнение Божьего обещания. Но Бог показал Аврааму, что Он Сам определяет время исполнения Своего обещания и что обещанного сына Аврааму родит Сарра, как вскоре и произошло.

Итак, в 22 главе Бог повелевает Аврааму принести в жертву своего сына Исаака. Прочитайте Быт. 22:2. Зачем Он это делает, спросите вы? Интересно, что принесение в жертву детей было распространённым идолопоклонническим обрядом на древнем Востоке. В языческих ритуалах в честь Бога Молоха дети бросались в огонь. Но Бог Библии хочет показать, что Он не таков и не желает этого. С одной стороны, Бог испытывает Веру Авраама. Способен ли Авраам доверять Богу как минимум так же, как язычники, которые готовы приносить в жертву идолам своих детей? См. Быт. 22:16-18. С другой стороны, Бог показывает Аврааму, что таким образом Ему не угодить. Бог Сам, как сказал Авраам (Быт. 22:8 ), усматривает Свою жертву. См. Быт. 22:13.

В дальнейшем Авраам будет грешить против Бога, его сын Исаак будет проявлять слабохарактерность. Внук Авраама, сын Исаака, Иаков, через которого будет идти обещанная Богом линия потомства, окажется плутом и обманщиком (о чем, собственно, свидетельствует его имя). У Иакова будет двенадцать сыновей, один из которых будет спать с наложницей своего отца, а второй вступит в половую связь со своей невесткой. А десять из его сыновей сговорятся между собой из зависти продать в рабство одиннадцатого. Но через этого одиннадцатого Бог избавит их от смерти. Вот такие вот «патриархи»! Но Бог не стирает их с лица земли. Он поклялся быть верным Своему завету с Авраамом. Через поколения Бог остаётся верным Своему обещанию. Как Он и обещал, Он произведёт от Авраама народ, который не уничтожит, но сохранит, и который Он введёт в обетованную землю. И, в конце концов, из этого народа произойдёт Тот, через Кого благословятся все народы земли, как было обещано Аврааму.

Заключение

Вся мировая история имеет отношение к обещаниям, данным Богом Аврааму. Наивысший и полный смысл истории раскрывается в личности Иисуса Христа, потомка Авраама, в лице которого Бог исполнил обещания, данные Аврааму. В результате размышлений над отрывками и понятиями этого занятия мы должны уже предвкушать то, как все сюжетные линии Божьей истории, идущей от сотворения и от призвания Авраама, приведут нас впоследствии к Иисусу Христу. Авраам будет сделан для нас примером веры в Бога: Он поверил в то, что Бог исполнит Свои обещания, несмотря на обстоятельства (напр., Рим. 4:1-25 ). Он поверил в грядущего Спасителя, о Котором он знал лишь смутно. Кроме того, завет с Авраамом, как и другие заветы в Библии, указывают на Новый Завет, который Бог заключает с человеком в одностороннем порядке, т.е. Сам обязуется выполнить условия Завета в лице Иисуса Христа. Бог обеспечивает Жертву, которая бесконечно превосходит по ценности жертву, которую Он обеспечил для Авраама в Быт. 22.

Завет Бога с Аврамом

Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. И сказал Господь Авраму: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » (Быт. 15.1). В ответ на жалобу Аврама о том, что он до сих пор бездетен, Господь обещал ему рождение наследника и повторил обетование о многочисленном потомстве. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков » (Быт. 5.5). И «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность » (Быт. 15.6). Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4).

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им и которая по обетованию Божию будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «…Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но, более того, Господь обещает Аврааму быть его Богом: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму.

Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков также требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый.

Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам «пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе:…неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16–17). По словам прп. Ефрема Сирина, «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына ». И имя было определено для сына Авраама – Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19). Более того, было указано точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт. 17.21).

В тот же день Авраам в знак завета с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Завет Бога с Авраамом В земле Ханаанской Бог явился Аврааму в видении ночью и сказал ему: «За твою веру Я дам тебе великую награду». Авраам на это сказал: «Господи! Чем Ты наградишь меня, когда детей у меня нет и чужому достанется имение мое?» Господь ответил: «Нет, не чужой

Из книги Иудаизм автора Барановский Виктор Александрович

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

2. Завет с Адамом, завет с Ноем и вечный завет Завет с Адамом тесно связан с Божьим обетованием в Быт. 3:15, которое называется протоевангелием (первой проповедью Евангелия). Согласно этому Евангелию в его высшем значении, Христос - Семя победит лукавого (Рим. 16:20). Завет с Ноем

Из книги Рукописи из кельи автора Феофан Затворник

3. Завет с Авраамом, Синайский завет и завет с Давидом Завет благодати с Авраамом (Быт. 12:1–3; 15:1–5; 17:1–14) имеет фундаментальное значение для всего хода истории спасения (Гал. 3:6–9, 15–18). Через семя Авраама, под которым понимаются не только его бесчисленные потомки, но и

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

1. Завет Бога с еврейским народом Завет сей окончательно утвержден на Синае, но приготовление к нему начато с первого приближения Божия к Израилю в Египте. Положительная религия сходит с неба, но селение ее на земле всегда есть сердце. В нем она насаждается, им усвояется и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Завет Бога с Ноем 21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: "И обонял

Из книги Бытие и Исход из Торы автора Мельников Илья

Подтверждение завета Бога с Аврамом 7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение "Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского..." Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского вместе

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

18. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: "В этот день заключил Господь завет с Аврамом…" Еврейское название завета "берит", происходящее от глагола, означающего "резать,

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Глава 17 Бог возобновляет завет Свой с Аврамом 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 1. "Аврам был девяноста девяти лет..." "Для чего Бог медлил столько времени? - задается вопросом святой

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Божий завет с Аврамом 1 После этого Господь обратился к Авраму в видении:- Не бойся, Аврам.Я - твой щит;награда твоя будет весьма велика.2 Но Аврам сказал:- О Владыка a, Господь, что Ты можешь мне дать, если я остаюсь бездетным, и мое имущество унаследует b Элиезер из

Из книги автора

ИСХОД И ЗАВЕТ БОГА С ЕГО НАРОДОМ Центральными событиями книги Исход являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом государства с теократическим образом правления под руководством Моисея. Свое правление Моисей осуществлял

Из книги автора

Всемирный потоп и завет Бога с Ноем Зло быстро распространилось в мире; не избежали его и потомки Сифа. Они стали смешиваться с потомками Каина и повторять их злодеяния. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца

Из книги автора

Завет Бога с Аврамом и Обетование сына После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот

Из книги автора

21. Завет Бога с Ноем. 21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:“И обонял

Из книги автора

7. Подтверждение завета Бога с Аврамом. 7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.“Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского…”Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского

Из книги автора

Глава 17. 1. Бог возобновляет завет Свой с Аврамом. 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;1. “Аврам был девяноста девяти лет…”“Для чего Бог медлил столько времени? – задается вопросом

Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. И сказал Господь Авраму: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » (Быт. 15.1). В ответ на жалобу Аврама о том, что он до сих пор бездетен, Господь обещал ему рождение наследника и повторил обетование о многочисленном потомстве. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков » (Быт. 5.5). И «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность » (Быт. 15.6). Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4).

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им и которая по обетованию Божию будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «…Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но, более того, Господь обещает Аврааму быть его Богом: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму.

Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков также требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый.

Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам «пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе:…неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16–17). По словам прп. Ефрема Сирина, «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына ». И имя было определено для сына Авраама – Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19). Более того, было указано точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт. 17.21).

В тот же день Авраам в знак завета с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

1После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.
2Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
4И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
6Аврам поверил Господу и Он вменил ему это в праведность.

Праведный тот, кто исполняет законы Бога. Чтобы их исполнять нужно, верить Богу.

7И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
8Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
9Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
11И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
12При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13И сказалГосподь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
15а ты отойдешь к отцам твоим в миреи будешь погребен в старости доброй;
16в четвертом роде возвратятся они сюда: ибомера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

Бог предсказал Авраму о египетском плене его потомков.

17Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дымкак бы из печи и пламя огня прошли между рассеченнымиживотными .
18В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

Бог ещё раз заключил завет с Аврамом.


Бытие, глава 16

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
2И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.
3И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
4Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

Аврам и Сара нарушили заповедь Божью: Не прелюбодействуй. У них не хватало веры Богу.

5И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.
6Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

Аврам слушался жену и во всём с ней соглашался. В них не было сострадания к людям. Они изнасиловали свою рабыню, а потом когда она стала беременной, выгнали её из дому.

7И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.
8И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.
9Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

Ангел Господень посоветовал ей вернуться домой и смирить свою гордыню перед хозяйкой. В противном случае, она умрёт от голода.

Здесь показан пример ревности и ссоры между женщинами, имеющими половую связь с одним мужчиной. В Авраме и Саре было множество недостатков и они часто нарушали Закон Божий (10 заповедей Бога). Но эти люди были самыми лучшими среди всего народа земли. Сознание людей стояло на низком уровне.

10И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
11И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;
12он будетмежду людьми,как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
13И нареклаАгарь Господа, Который говорил к ней,сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
14Посему источниктот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.
15Агарь родила Авраму сына; и нарекАврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.
16Аврам был восьмидесяти шести лет , когда Агарь родила Авраму Измаила.

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

БЫТИЕ, ГЛАВА 17

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам , ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
6и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
7и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
8и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
9И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10Сей есть завет Мой, который выдолжны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя, да будет у вас обрезан весь мужской пол;
11обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего,ибо он нарушил завет Мой.

15И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра ;
16Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын ? и Сарра, девяностолетняя , неужели родит?
18И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
19Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечными потомству его после него.
20И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
21Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
22И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.
23И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.
24Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
25А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
26В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,
27и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

Авраам узнавал в Небесном Ангеле Бога, потому что Он часто с Ним разговаривал.

6И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10И сказалодин из них : Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.

Это сказал Бог.

11Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.

У Сарры
прекратились месячные выделения.

12Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась "?
14Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Саррыбудет сын.
15Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.

Бог прочитал мысли Сарры.

16И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
18От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
20И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский , велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаютого и ради сорока.
30И сказалАвраам : да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

В то время в городах проживало не большое количество людей. Десять праведников смогли бы оказывать положительное воздействие на людей.

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени при посредстве рассеченных животных. Во время напавшего на Аврама глубокого сна Господь открыл ему дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12-16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Из страны порабощения они возвратятся опять в обетованную землю, которая будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.6). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя.

Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять. Господь явился Авраму в пятый раз и сказал: «... Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1-2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета, Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». Но удивительно другое: Господь называет Себя Богом Авраама: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму. Ханаанская земля отдается в вечное владение Аврааму и его потомкам. Видимым знаком этого завета по повелению Господа должно быть обрезание, которое необходимо совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения. Прообразовательное значение обрезания состояло в том, что оно указывало на новозаветное таинство Крещения.

Обращаясь далее к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». Но при этих словах вера Авраама поколебалась: он «пал... на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: ...неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16-17). Господь же ответил ему: «именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19).

В тот же день Авраам в знак союза с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Значение понятий «Ветхий Завет», «Библия»
Библия - слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так, потому что содержит в себе много книг. Библия - это собрание книг, на

Священное Писание как одна из форм Священного Предания
«Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные

Происхождение мира и грехопадение прародителей
Библейское повествование о творении мира и человека Священная Библия на первых своих страницах (Быт. 1-2 гл.) сообщает нам тайну пр

Грехопадение прародителей и его последствия, понятие о первородном грехе, обетование о Спасителе (Быт. 3.15)
Но также в раю людям явился и искуситель - в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3.1). В это время Ева находилась возле дерева познания добра и зла. Змей обратил

Начало Истории падшего человечества. всемирный потоп.завет Бога с Ноем
Духовно-нравственное состояние допотопного человечества. Каин и Авель. Каиниты и сифиты. «Адам познал Еву, жену свою; и она зача

Всемирный потоп
Тем не менее, зло стало быстро распространяться в мире; не избежали его и потомки Сифа. Они стали смешиваться с потомками Каина и повторять их злодеяния. «И увидел Господь [Бог], что велико разв

Завет Бога с Ноем
Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сыновего, и сказал им: плоди

Сыновья Ноя. История Хама. Благословение Сима и Иафета
После потопа опять началась обыденная жизнь с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих сыновей. Но слаб человек в борьбе с грехом, да

Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сена

Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю
Чтобы отдалить праведника от идолопоклоннической среды, Господь повелевает Фарре с Аврамом и их родственниками переселиться с юга Месопотамии, из города Ура Халдейского, в Палестину, землю Ханаанск

Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры
После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Однажды, Господь явился Аврааму с двумя Ангелами в образе человеческом. В знойный д

Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился давно о

Исав и Иаков. Покупка первородства у Исава и хитрость Иакова
Исаак был единственным наследником всех обетований Божиих, которые были даны его отцу Аврааму и были повторены Богом ему самому (Быт. 26.3-5,24). Исааку было шестьдесят лет, когда жена его Ревекка

Лестница Иакова
Исав воспылал гневом и грозил убить Иакова, но, щадя любимого отца, он решил исполнить свою угрозу после его смерти. Ревекка, опасаясь за жизнь Иакова, сказала ему: «Исав, брат твой, грозит убит

Женитьба Иакова. Его возвращение домой. Встреча с Исавом
Поселившись у своего дяди Лавана, Иаков семь лет работал на него, чтобы взять в жены дочь Лавана - Рахиль. Однако Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения

История Иосифа. Благословение Иакова
Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Однажды братья пасли ста

Призвание Моисея
Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы

Казни египетские
На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. Когда они пришли в землю Гесем, то, прежде всего, соб

Праздник Пасхи
Наступил весенний месяц Авив (месяц колосьев, впоследствии названный Нисаном). «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяце

Дарование Синайского законодательства
В первый день третьего месяца после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу Авраама, Иса

Золотой телец
Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение, что показывает их духовную слабость и маловерие, ничем не отличающие евреев от других племен. «Когда народ увидел, что

У границ Ханаана. Посылка соглядателей. Сорокалетнее путешествие в пустыни
Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облак

Завоевание Земли обетованной
Через сорок лет странствий по пустыне израильтяне подошли к границе Земли обетованной. Из всех, кто 40 лет назад вышел из пустыни, только двое дожили до этого момента и вошли в Землю обетованную –

Чудесный переход через реку Иордан
После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Н

Падение Иерихона
Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным меч

Битва у Гаваона
В период завоевания Земли Обетованной чудесная помощь Божия проявилась также в битве с объединенными силами хананеев у Гаваона. Разгорелся страшный бой, наголову разбитые хананеи в панике бежали, о

Религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина, наказания Божии, дарование судей
После смерти Моисея и Иисуса Навина не нашлось среди израильтян человека, равного им по значению. Израильские племена рассеялись по Ханаану, мирным путем или с оружием в руках занимая предназначенн

Самсон
Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое мало

Самуил
Подростком мать привела Самуила в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и бла

Первый царь - Саул
Однажды Господь сказал Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян

Царствование Давида
Самуил болезненно переносил разрыв с Саулом и долго скорбел о нем. Однажды явился ему Господь и сказал, чтобы он отправился в Вифлеем, в дом Иессея и помазал Его Сына Давида на царство. Когда Самуи

Соломон - мудрый судья и правитель
В момент вступления на престол Соломону было всего двадцать лет, но он оказался энергичным и мудрым правителем. Начав правление с усердной молитвы к Богу, он получил от Бога великий дар мудрости и

История и падение Северного царства, появление самарян
Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в двух горо

История и падение Южного Царства
Южное царство, в которое входили только два колена – Вениаминово и Иудино, было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На его территории находился Иерусалим – цент

Пророк Илия
Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных с

Пророк Елисей
Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась,

Пророк Иона
Вскоре после Елисея в Израильском царстве явился новый пророк по имени Иона. В это время за Евфратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных отнош

Пророк Исаия
Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и

Пророк Иеремия
Пророк Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века до н.э. К пророческому служению он был призван в ранней молодости. В продолжение сорока лет он нес

Вавилонский плен
Вавилон в это время был величайшим и богатейшим городом мира. Попав в водоворот вавилонской жизни, некоторые евреи привыкли к ней и забыли о своей родине. Но для большинства народа память об Иеруса

Пророк Иезекииль
Иезекииль был пророком и священником. Свою молодость он провел в Иудее. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он в 597 году до н.э., за одиннадцать лет до разрушения Иерусалима, был уведен в пле

Пророк Даниил
Другим великим пророком, жившим во время вавилонского плена и поддерживавшим веру в Истинного Бога среди иудейского народа, был Даниил, который происходил из царского рода и еще мальчиком отведен б

Друзья пророка Даниила в печи вавилонской
Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – подверглись тяжелому испытанию веры. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открыти

Падение Вавилонского царства. Возвращение из плена
После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. В 539 году до н.э. пало царство Вавилонское. На его развалинах новый царь Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. За неполные

Сооружение второго храма
Повседневная жизнь в разрушенном Иерусалиме была чрезвычайно тяжелой. Репатриантам пришлось прежде всего позаботиться о кровле над головой и очистить улицы города от развалин. Вот почему жертвенник

Деятельность священника Ездры
С момента восстановления храма прошло сорок три года. В Вавилоне жил тогда иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи

Деятельность Неемии
Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще явл

Период греческого владычества
Царство Персидское клонилось к своему закату, а в это время на политическую арену выступило Македонское царство, во главе с его знаменитым царем и полководцем Александром, прозванным Македонским (п

Иудея под властью царей сирийских. Антиох IV Епифан
Недовольные политикой очередного египетского царя, иудеи помогли сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом. Но если сам Антиох Великий покровительствовал иудеям, последующие сирийские ц

Период римского владычества
Римляне, завоевав весь мир, овладели также и еврейским народом. Римский полководец Помпей ввел свои легионы в Иудею и в 63 году до н.э. взял Иерусалим и увел в плен иудейского царя Аристовуля. С эт

Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя
Вавилонский плен, явившийся Божиим наказанием за все беззакония и идолопоклонство, которым бесстыдно предавался избранный народ, послужил для него важным уроком, заставившим его глубоко задуматься

Фарисеи
Наибольшее значение в религиозной жизни евреев имела секта фарисеев. Самое слово фарисей (перушим) значит «обособленный» или «отдельный». Члены этой секты считали себя особо избранными, лучшими пре

Саддукеи
Противниками фарисеев были саддукеи, получившие название от своего вождя Садока. Саддукеи более походили на политическую партию, чем на религиозную секту. Выражаясь современным языком, эту

Иудейские рассеяния
Вавилонский плен, кроме того, что он послужил духовному возрождению евреев, имел еще и другое, более важное и глубокое значение для всего человечества. До него избранный народ жил более или менее о

Состояние языческого мира
Это необычайное взаимообщение народов в составе Римской империи имело влияние религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собой всевозможные языческие куль

История праведного Иова
Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира. Таким праведником был Иов, жизнь которого описыва

Обетования Божии Адаму и Еве, Аврааму
Страшно было наказание наших прародителей за преступление заповеди Божией; но как милосердный Отец, Бог не оставил Своих согрешивших чад без утешения, и тогда же дал им обетование, которое светлой

Исаия и другие пророки
По мере религиозно-нравственного падения народа, все явственнее и громче повторились ему обетования о Спасителе. В это время один за другим выступают пророки, которые и словом, и делом предсказываю

Ветхозаветные прообразы
Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что все это служило «тению» или предъизображением новозаветных лиц и событий (Евр. 10.1). Значение предъизображ

Пасхальный Агнец
Ветхозаветная Пасха (Исх.12) является прообразом новозаветной Пасхи, а ветхозаветный агнец – прообразом новозаветного Агнца, Господа Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является жертвой Бо

Медный змий
За ропот на Бога и Моисея во время странствий по пустыне избранный народ постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Израиль

Ноев Ковчег
Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод всемирного потопа (Быт. 6-8), предъизображает Пресвятую Деву. Много лет строился ковчег, и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и р

Жезл Ааронов
Чудо с жезлом Аарона относится к периоду сорокалетнего странствования израильского народа по пустыне. Жезл Арона был положен в ковчег завета вместе с жезлами всех колен израилевых после бунта Корея