Реформа образования 1863 1864 гг. Реформы Александра II. Кратко. Введение. Общая характеристика реформ в области просвещения

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Здравия желаю, на связи Андрей Пучков. Сегодня на примере темы «Реформы Александра 2» я покажу, как надо эту тему отработать при самостоятельной подготовке к экзаменам. Более подробно эту простую методику смотрите в статье по ссылке, ссылка в конце поста.

Общая характеристика реформ

Реформы Александра II называются буржуазными, поскольку содействовали развитию в России капитализма. Капитализм предполагает свободное развитие четырех основных форм капитала: земли, свободного рынка труда, предпринимательство, средства производства (возможность заводить заводы, фабрики, производить орудия труда). Как не трудно догадаться, главной реформой, которая хоть как-то сопутствовала развитию в России, была отмена .

Остальные реформы вытекали из этой. О ней мы поговорим в следующем посте, а в этом разберем кратко остальные реформы.

Земская реформа 1864 года

Причины. Необходимость создания местного самоуправления для крестьян, которые ранее были в крепостной зависимости. Раньше именно дворянин управлял своими крепостными. После того как они получили личную свободу, дворянин стал для бывших крепостных частным лицом. Поэтому то и требовалось создать местное самоуправление.

Ход реформы. 1 янваля 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В 1870 году было принято «Городовое положение», которое реформировало местное самоуправление в городах. Кстати, при каком императоре оно вообще появилось? Ответ пишите в комментариях!

Основные положения реформы:

  • В уездах и губерниях учреждались земства (земские собрания), которые обладали административными и хозяйственными полномочиями.
  • Земства переизбирались каждые три года, выборы были куриальными — по трем куриям: дворянская, купеческая и крестьянская.
  • Земства были всесословными органами местного самоуправления, однако избирательный закон был таков, что фактически они оказались под опекой дворян.

Последствия реформы.

  • В России появилось какое-никакое местное самоуправление.
  • Земства стали социальной опорой либеральной интеллигенции. Это вообще важное следствие. Все его стороны невозможно разобрать в рамках этого поста.

Судебная реформа 1864 года

Причины. После отмены крепостного права появилась необходимость коренного реформирования судебной системы. Поскольку, во-первых, у нас суды в России были сословными до сих пор, а, во-вторых, когда было крепостное право, судом для крепостных (читай, для основной массы населения) был помещик. Теперь крепостные стали свободными и сословия де юре перестали существовать, а на деле они стали размываться.

Ход реформы. В ноябре 1864 года были приняты новые Судебные уставы.

Основные положения реформы.

  • В России вводились бессословные суды.
  • В России вводились новые принципы судопроизводства: состязательность (сторона обвинения, сторона защиты), гласность (в суды стали допускать прессу), независимость судей, вводился суд присяжных.
  • Возникала новая система судов: мировой суд (для мелких дел), коронный суд (окружной, судебная палата).
  • Сохранялись военно-полевые суды и трибуналы.

Последствия

В России возникла самая лучшая за все время система судопроизводства. Это, кстати, доказало .

Военная реформа

Причины. Отсталость русской армии, вооружения армии, что показала Крымская война (наличие гладкоствольных ружей против нарезных у англичан и французов; наличие парусного флота против парового у союзников).

Основные положения реформы

  • Вместо рекрутской повинности (которая еще с Петра Великого так и существовала) вводилась всеобщая воинская повинность. Она была всесословной.
  • Воинскую повинность должны были отбывать лица в возрасте от 21 до 40 лет. Шесть лет в армии и семь лет во Флоте.
  • Вводился образовательный ценз: чем выше уровня законченное образовательное учреждение, тем меньше в армии служить. Были и другие ограничения, в частности в армию не шел единственный сын в семье.
  • От воинской повинности освобождались некоторые народы России.

Последствия

Россия получила более-менее боеспособную армию, которая хорошо себя показала против отсталой турецкой армии в годы Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

Кроме этих реформ был принят новый Университетский устав 1863 года, а также проведена в 1865 году проведена Цензурная реформа. Однако последние два нововведения не проверяются в тестах ЕГЭ. Хотя некоторые нюансы я всегда рекомендую знать своим ученикам.

Post Scriptum: в рамках этого поста, мы, разумеется, не сможем разобрать все эти нюансы. Они разобраны в моем видеокурсе « » , а также на моих курсах подготовки к ЕГЭ по истории.

С уважением, Андрей Пучков

Реформы в области народного образования (1863 - 1864)

За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н. Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В.И. Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию. Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

Цензурная реформа (1865)

Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д.А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А.В. Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д.А. Оболенского при МВД (П.А. Валуева). Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи - Петербурге и Москве - частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного" направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий - предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

Реформы Лорис-Меликова

Ряд покушений на царскую семью , особенно взрыв Халтурина в Зимнем дворце (1880), свидетельствовали о значительном росте революционного движения, с которым стало соединяться и либеральное. Признав незавершённость некоторых своих прежних преобразований, Александр II решил поручить дальнейшую их разработку генералу Лорис-Меликову. Тот выдвинул планы целого ряда реформ касательно положения крестьян, податной системы, свободы прессы, упразднил III-е отделение (политическую полицию). Лорис-Меликов собирался даже привлечь выборных народных представителей к предварительному обсуждению важнейших законопроектов, что внесло бы в российскую государственность элементы конституционализма. О программе этого министра можно прочесть в статьях нашего сайта: Лорис-Меликов и его проекты , Реформы Лорис-Меликова – кратко , «Конституция» Лорис-Меликова – кратко . Правительство отказалось от этих проектов после убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881.

Два документа: Положение о начальных народных училищах 19 ноября 1864 г. и Уства гимназий и прогимназий 1864 г.

Схема № 2. Начальное образование.

Количество церковно-приходских школ – 50 – 80% от народных училищ. Бессословное, бесплатное, допускалось совместное обучение, но было не желательно.

Схема № 3. Среднее образование.


Обучение 7-летнее. Нагрузка определялась по 6 часов в день при 6 минимальной 6-дневной учебной недели. Обучение раздельное, в основном доя мужчин.

Реальная гимназия имела естественно-научный уклон 26 часов в неделю из 36. Ведущийие предметы – естествознание (математика, экон. полож. и т. д.).

В 1870 г. Положение о женских гимназиях.

При гимназиях или отделах (в уездных городах) образовывались 4-классные прогимназии, в которых имелся обязательно подготовительный класс.

С 1864 г. образование было бессословным, но сразу появились циркуляры, запрещающие принимать детей крестьянского состояния. Поначалу образование было бесплатным, с 1871 г. – платное.

Вводилось ограничение по вероисповеданию и национальности. По указу 1880 г. было запрещено принимать евреев.

Ограничение по приему выпускников гимназий окраин в вузы.

1) широкая сеть начального обучения;

2) формально средняя школа объявлялась бесплатной и бессословной;

3) впервые появилось женское образование;

4) элементы демократии внутри управления: инспекции и педсоветы утверждали учебные планы.

Предпосылки:

1. Школьная реформа 1964 г.

2. Глубокие изменения в отечественной исторической науке: Соловьев, Костомаров.

3. Мощное педагогическое движение 50 – 60-х гг. XIX в.: Пирогов, Кушинский, Толстой.

70-е гг. – система классицизма. По указу 1871 г. устанавливался единый тип мужской гимназии – классическая гимназия. В реальной гимназии 41% учебного времени греческий и латынь.

В 80-е гг. подорваны принципы бесплатного образования. Введена плата за обучение в гимназии.

Ограничения по национальному признаку (ограниченный прием евреев), и вероисповедальному признакам (православные). Классовые ограничения – Циркуляр 1887 г. «О кухаркиных детях».

Два изменения в методической мысли:

1. Начинают оформляться научно-методические знания;

2. В 70-е гг. методическое течение в исторической науке оформляется как неоднородное по своей методической базе.

Либеральное и демократическое направления.

Либеральное течение. С М. Соловьев.

Профессор, ректор МГУ имел широкую школьную практику. В 1860 г. преподавал в Александровском военном училище. Возглавлял экзаменационную комиссию МГУ по определению звания учителя. Занимался обсуждением учебных пособий и программ. Работал в педагогическом комитете, на педагогических курсах.



Цели либеральных историков:

1. От истории зависит политический склад будущих граждан.

2. Развитие умственных способностей.

Преимущество – политическая история, подробности внутренней жизни России.

Принципы обучения:

1) доступность, но без упрощения;

2) сохранение общего курса истории без отмены его рассмотрения отдельных отделов.

М. М. Стасюлевич предложил «реальный» метод преподавания истории. В 1862 г. «О формальном и реальном методе преподавания истории», написал также «История средних веков, её писатели и исследователи». СПб, 1863. Т. 1.

Отказ от использования школьного учебника в образе основного источника знаний, должен быть документ. Работа с документами – «реальный» метод преподавания.

Впервые подчеркивается связь между историей как наукой и историческими исследованиями.

Этот метод очень трудоемкий и требует больших затрат учебного времени. Работа с документами требует специальной документоведческой подготовки. Учителя ведут фрагментарные курсы. Потери исторических знаний более значительные, чем при работе с учебниками.

Демократическое (радикальное) направление.

Н. Г. Чернышевский. Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский.

Цели исторического образования:

1. История – важнейшее средство формирования человеческой личности и формирования интеллектуального её развития.

2. История помогает понять современность бороться с её недостатками.

Принципы обучения: изучение истории не должно быть беспристрастным. Оно всегда должно содержать выражение определенного взгляда. Необходимо обращаться к чувству учащихся.

В. Я, Шульгин. История средних веков. СПб, 1863/64 гг. Критика феодальных учреждений, критика этапов феодализма.

Появлении фундаментальных работ:

Гуревич. Опыт методики истории. Организовать сознательную работу с учебником. Наглядное использование карт, картин; изучение хронологии, как самостоятельного блока.

Метод письменные работы и повторения.

Александр 2 вошёл в историю как царь-реформатор. Именно он произвёл огромнейшее количество преобразований в стране, существенно изменив положение России на мировой арене. Деятельности царя давали противоречивые оценки: одни считали его едва ли не святым, тогда как другие искренне желали смерти монарха. На него совершался ряд покушений, каждый раз Александра спасало самое настоящее чудо. Но в шестьдесят два года он погиб от взрыва бомбы, брошенной ему под ноги. Трагическая смерть императора всколыхнула Россию и породила целый ряд запретов и отход от либерального курса, который вёл Александр. Реформа Александра 2, связанная с отменой крепостничества, модернизация судебной системы, образовательные реформы - всё это вошло в историю как крупнейшие изменения в российском обществе.

Судебная реформа (1864)

Судебная реформа Александра 2 стала поворотным моментом в российском делопроизводстве. Суды теперь разделялись на две части: местный занимался делами мещан и крестьян, а окружной - более серьёзными преступлениями. Вводился суд присяжных, члены которого могли принадлежать к любому сословию. В его полномочия входило рассмотрение тяжких преступлений. Была упразднена дискриминация: абсолютно все оказывались равны перед судебной властью. Решения не принимались тайно, нельзя было сменить судью, если он по каким-то причинам не устраивал участников процесса. Правила были едины для всех и не могли измениться в ходе заседания. Кроме того, менялось и административное деление страны: теперь империя делилась на округа.

Судебная реформа Александра 2 лишила самого императора реальной власти в судах, единственное, что он мог сделать - помиловать дворянина, которому грозила конфискация имущества.

Земская реформа (1864)

Следующей после отмены крепостного права была земская реформа Александра 2. Вводился новый орган местного самоуправления - земство, члены которого избирались голосованием (доступ к нему получили представители всех сословий). Сами земства подразделялись на распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Избираться в земские собрания могли только богатые люди, причём представители каждого имущественного класса имели собственные выборы. Позже участники земских собраний назначали председателя и определённое количество членов земских управ.

Эта реформа Александра 2 позволила создать органы местной власти, в полномочия которых входило решение локальных вопросов. Такие перемены позволили существенно улучшить жизнь всех слоёв населения, дать больше самостоятельности губерниям и уездам, но здесь имелись и свои минусы. Метаморфозы подразумевали под собой принудительный сбор денег у населения на осуществление всех функций земств. Так что земская реформа Александра 2 позволила новым органам местной власти самим назначать налоги и повинности.

Отмена крепостного права (1861)

Великая реформа Александра 2 была ответом на возрастание социальной напряжённости в стране. Вопрос об отмене крепостного права стоял уже очень давно, но все предыдущие монархи постоянно игнорировали его, угнетая крестьян всё больше. Постоянно существовала опасность мятежей, цари понимали, что если поднимется всё крестьянство, то противостоять ему не сможет никто. Именно это и стало причиной волевого решения Александра.

19 февраля 1861 года свет увидел Манифест об отмене крепостного права. Но всё было не так просто: противоречивой оказалась реформа Александра 2. Таблица расскажет о ней подробнее.

Оценка результатов отмены крепостного права
Плюсы Минусы
Крестьяне становились свободны от помещиков Крестьяне обязаны были выкупить наделы у помещиков
Крестьяне могли распоряжаться собственным имуществом До тех пор, пока крестьянин не покупал свою землю, он продолжал выполнять все прежние обязанности, если в течение десяти лет крестьянин не выкупал землю, он мог отказаться от неё
Создавалось выборное крестьянское самоуправление Реформа распространялась только на европейскую часть империи
Государство готово было предоставить крестьянину необходимую для выкупа земли сумму денег, ему давалась рассрочка на 49 лет Вернуть ссуду на выкуп земли крестьянин должен был с огромными процентами: он выплачивал государству в два или в три раза большую сумму, чем занимал

Крестьянская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: формальное освобождение крестьян, но сохранение их зависимости от помещиков в действительности.

Военная реформа (1857)

В рамках всеобщей воинской повинности в России были созданы военные поселения - своеобразные лагеря, где часть дня крестьяне выполняли свои обязанности на земле, а в остальное время муштровались командующими. Первым делом реформа Александра 2 ликвидировала эти поселения.

Были проведены изменения и в области военной повинности: ежегодно назначалось точное число призывников, и все лица старше 21 года тянули жребий, который определял, кто отправится служить. Конечно, были определённые льготы: не забирали единственного кормильца, единственного сына или того, чей старший брат служил в армии. Военное образование сокращало срок службы в армии, который варьировался в зависимости от подразделения.

Реформа Александра 2 коснулась и управления: создавались военные округа, каждым из которых заведовал местный генерал-губернатор. Армия получила новое оружие, были созданы железнодорожные войска. Пленный теперь, если он не переходил на сторону врага, считался жертвой и получал денежную компенсацию за то время, что он провёл в плену.

Великая реформа Александра 2 позволила создать сильную, хоть и небольшую армию, в резерве которой находилось огромное количество людей. Техническая модернизация и пересмотр командования положительно повлияли на боеготовность войск.

Реформа образования (1864)

И образование не обошла стороной реформа Александра 2. Таблица расскажет подробнее обо всех нововведениях.

Цензура (1857)

Реформа Александра 2 коснулась и периодики. Государство всегда контролировало то, что писали литераторы, но с введением реформы ситуация кардинально изменилась: теперь цензуре не подвергались произведения, объём которых был больше определённого количества страниц. Научные труды и государственные издания вообще не подлежали цензуре.

Городская реформа (1870)

Она стала логическим продолжением земской. Городская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: введение самоуправления в городах. Теперь вся власть передавалась городским думам и управам, которые отвечали уже перед вышестоящими лицами. Претендовать на место в органах самоуправления могли только зажиточные люди.

Заключение

После Петра Великого ни один царь не проводил в России столько преобразований, как Александр 2. Его вклад в развитие страны действительно неоценим. Реформы Александра 2 изменили государство, застрявшее в Средневековье, положив начало новой странице в истории России.