Психологический словарь. Термины и определения: Психология спорта Словарь терминов спортивной психологии

Мы не можем получить полное представление о спортсмене, базируясь только на уровне потребления кислорода, запасах гликогена и биомеханических измерениях… Главное, что нужно принять во внимание, – это психология, понимание тех личностных качеств, которые определяют высшие достижения в спорте. Если спортсмен способен управлять стрессом, устойчив к помехам и умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, то мы имеем полный набор… Исследования и прикладные разработки должны проводиться комплексно, с учетом различных аспектов, но особенно психологических.

Питер Снелл, трижды олимпийский чемпион, доктор физиологии

Пройдя путь большого спорта, мы серьезно не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов высокого класса, не уделяли должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в чем сильно проигрывали. Нередко одержимый тщеславием тренер мнит себя психологом. Позже, оглядываясь назад, с горечью замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не дошли до своей цели. <…> Роль психолога в команде у нас принижается, но на практике мне приходилось прибегать к его помощи. Считаю, что, используя рекомендации и советы психолога, удалось не только сохранить многих спортсменов в команде, но и добиться значительных результатов. <…> Даже косвенное соприкосновение с психологической наукой – через общение с психологом – дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные возможности.

Хмелев А. А., заслуженный тренер СССР

Раньше я очень ревностно относился к появлению чужого человека в сборной. Считал, что я сам лучший психолог. Также до меня думал Гайич. Но видно, не справляюсь… Я могу рассказать о важности матча. Аубрать чувство ответственности за результат, которое убивает искры в глазах, не получается… Мы с моим помощником пойдем на специальные курсы. Может, после них проще будет понять психолога. А то порой обращаются какие-то люди, а ты не понимаешь, что они делают и зачем. Так было в «Динамо», когда ребятам предлагали вместе кубики складывать, парашют разбирать, чтобы командой себя почувствовать. Но для меня очевидно: психолог команде необходим.

В. Олекно, главный тренер сборной мужской команды России по волейболу

Предмет психологии спорта. Психология спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Кратко можно сказать, что психология спорта – это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе), большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками.

Психология спорта как научная и учебная дисциплина включает в себя ряд общих испециальных разделов, это:

1) мотивы спортивной деятельности;

2) психологические основы ориентации и отбора в различные виды спорта и психодиагностика склонностей и способностей;

3) психомоторика;

4) психология обучения и воспитания в спорте;

5) психологические особенности физической, технической и тактической подготовки спортсменов;

6) психологические особенности личности спортсменов;

7) психология спортивного коллектива;

8) состояния спортсмена и их психорегуляция;

9) стили спортивной деятельности;

10) психологические особенности личности и деятельности тренеров;

11) психологические особенности личности и деятельности спортивных судей;

12) психологическая характеристика различных видов спорта;

13) психологическая характеристика болельщиков.

К сожалению, не все перечисленные аспекты изучены одинаково полно. Например, к изучению психологических особенностей болельщиков психологи приступили только недавно, а психология спортивного судейства до сих пор остается практически нетронутой темой.

Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа.

Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов.

Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно и в динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов.

Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику.

Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона), стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу.

Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер, стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа.

Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный и естественный эксперименты:

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром, тремометром и пр.);

Естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура (переносная или дистанционная).

Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности.

Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа.

Краткий экскурс в историю возникновения и развития психологии спорта

Термин «психология спорта» введен в научный обиход русским психологом В. Ф. Чижем (см.: Психология спорта. СПб., 1910), хотя еще раньше, в самом начале XX века, это понятие использовал в своих статьях и основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне (Швейцария) был организован конгресс по психологии спорта, и с этого момента рассматриваемая наука получила официальный статус. Однако слабое развитие спорта не способствовало и быстрому развитию науки, которой занимались лишь отдельные ученые, в основном в США, Германии, СССР. В нашей стране зачинателями психологии спорта были А. П. Нечаев, опубликовавший в 1927 году монографию «Психология физической культуры», А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудик. В довоенные годы были разработаны программы спецкурса «Психология спорта» для институтов физической культуры.

Интенсивное развитие психологии спорта началось во многих странах после Второй мировой войны. Это было связано с ростом престижности спорта, а также борьбой двух политических систем – социалистической и капиталистической, стремившихся доказать свое преимущество, в том числе и через спортивные достижения.

Немногим позже стали регулярно проводиться Международные конгрессы по психологии спорта, в 1970 году был учрежден «Международный журнал по психологии спорта», в 60-х годах ХХ века возникли Европейская и Североамериканская ассоциации психологов спорта.

В нашей стране в 1952 году А. Ц. Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта, а затем появились монографии, посвященные исследованиям в этой отрасли психологии, авторами которых были Г. М. Гагаева, С. Ч. Геллерштейн, А. А. Лалаян, В. Г. Норакидзе, А. Ц. Пуни, О. А. Черникова. В последующие годы большой вклад в развитие психологии спорта внесли многие ученые: О. В. Дашкевич, Е. А. Калинин, Р. А. Пилоян, В. М. Писаренко, А. В. Родионов, О. А. Сиротин, В. А. Толочек, И. П. Волков, Г. Д. Горбунов, Т. Т. Джамгаров, Р. М. Загайнов, Ю. Я. Киселев, В. Л. Марищук, А. Н. Николаев, В. К. Сафонов, Б. Н. Смирнов, Н. Б. Стамбулова, Е. Н. Сурков, Ю. Л. Ханин, Б. А. Вяткин, А. Д. Ганюшкин, А. А. Лалаян, Ю. А Коломейцев и многие другие. Уже в течение десяти лет на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется подготовка психологов по специальности «Спортивная психология».

В настоящее время психология спорта стала не только теоретической, но и практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам в их стремлении достичь высоких спортивных результатов.

Добрый день! Прокомментируйте, пожалуйста, результат анализа ребенка - 4 года 2 месяца.
В конце августа этого года ребенок перенес острый обструктивный бронхит - в больнице кололи Цефатоксим (7 дней, 3 раза в день), эуфиллин, димедрол, ношпа, инфузионная терапия NaCL и т.д....После через неделю - ацетонимический синдром. Через месяц сделали прививку АКДП - ревакцинация убитой вакциной. После чего стало наблюдаться почихивание и ребенок все время потирал нос (в феврале того же года наблюдалась аллергия на цитрусовые, как нам сказал дерматолог - эозинофилы по крови были 6!). После того анализ крови сдавали при поступлении в больницу 29.08 - эозинофилы были 0, а через 4 дня - уже 15 и другие показатели при бронхите были не в норме. При выписке - 06.09 - эозинофилы стали 10. Затем анализ крови повторили только 25.10 - эозинофилы 18! При этом наблюдалось почихивание (аллерголог направила на аллергопробы - анализ крови с вены, некоторые виды аллергенов показывали +, некоторые ++, но большинство - -). Пили 2 недели Фенкарол. 20.11 заболела простудой после посещения сада 2 дней - снова кашель на грани бронхита - диагноз педиатра трахеобронхит. Неделю болела, пили Суммамед 3 дня, потом через неделю после выздоровления (при этом легкое покашливание оставалось после болезни) ребенок заболеле опять, кашель длился неделю, потом неделю еще легкое покашливание периодическое. Сдали 20.12 анализ крови в поликлинике - эозинофилы 14, нейтрофилы сегментоядерные - 24, все остальное в норме. Но, анализ был развернутый, поэтому не было тромбоцитов в нем и эритроцитов. 21.12 повторили анализ в Синево - анализ последний такой:
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ, ESR) - 2
Лейкоциты (WBC) 7.27
Эритроциты (RBC) 4.95
Гемоглобин (HGB) 138 г/л
Гематокрит (HCT) 39.6 %
Средний объем эритроцита (MCV) 80
Среднее содержание гемоглобина в
эритроците (МСН) 27.9
Средняя концентрация гемоглобина
в эритроците (МСНС) 34.8
Тромбоциты (PLT) 320
Ширина распределения эритроцитов (RDW-SD) 37
Ширина распределения эритроцитов (RDW-CV) 12.8 %
Ширина распределения тромбоцитов по объемам (PDW) 10.6
Средний объем тромбоцитов (MPV) 9.5
Тромбокрит (PCT) 0.3
Нейтрофилы (на 100 лейкоцитов) 24.1
Нейтрофилы (абс.) 1.76
Лимфоциты (на 100 лейкоцитов) 51.2
Лимфоциты (абс.) 3.72
Моноциты (на 100 лейкоцитов) 11
Моноциты (абс.) 0.8
Эозинофилы (на 100 лейкоцитов) 13.1
Эозинофилы (абс.) 0.95
Базофилы (на 100 лейкоцитов) 0.6
Базофилы (абс.) 0.04
Есть ли повод для беспокойства, что можно сказать по анализу и что делать дальше? Могут сохраняться эозинофилы через такой промежуток времени повышенными? Анализ крови на антитела к лямблиям, аскаридам и токсокарам - отрицательные. Педиатр назаначила после последнего анализа крови попить неделю сироп Эдем и пересдать анализ!

Адаптация (латadaptatio-приспособление) - процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды; как международный термин означает приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям.

Акклиматизация - процесс приспособления организма к новым климатогеографическим условиям. Физиологическая акклиматизация состоит в выработке организмом приспособительных реакций, направленных на поддержание его нормальной жизнедеятельности.

Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Антропометрические показатели - степень выраженности антропометрических признаков: саматометрические- длина и масса тела, диаметры, окружности(грудной клетки и др.); физиометрические показатели- жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.; соматоскопические- состояние опорно-двигательного аппарата(форма грудной клетки, позвоночника, ног, спины, развитие мускулатуры), степень жироотложений и т.д.

Антропометрический профиль - графическое изображение результатов оценки показателей физического развития по стандартам.

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект(предмет) исследования.

Быстрота - способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью- характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный(скрытый) период двигательной реакции.

Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к дорабочему состоянию.

Врачебный контроль - комплексное медицинское обследование, направленное на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, достижение высоких спортивных результатов.

Выносливость - способность выполнять какую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности- характеризуется противостоянием организма человека утомлению.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с большей амплитудой. Различают гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную.

Гиподинамия (греч. - понижение плюс относящийся к силе) - пониженная подвижность вследствие уменьшения силы движения.

Гипокинезия (греч. - понижение плюс движение) - вынужденное уменьшение объема движений вследствие малой подвижности. Вызывает ряд болезненных явлений.

Гипоксия и гипероксия (греч. hypo - приставка, означающая: 1) под, ниже; 2) понижение, уменьшение, недостаточность + лат. oxygenium - кислород) и гипероксия(греч. huper - приставка, означающая: 1) над, сверх, сверху; 2) чрезмерное повышение, увеличение чего-либо+ лат. oxygenium - кислород) - соответственно недостаточное и повышенное содержание кислорода в среде обитания, крови и тканях организма. То и другое явление существенным образом определяет реакции функциональных систем организма, обеспечивающих кислородный обмен.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; предварительное суждение о закономерной(причинной) связи явлений, требующее проверки и доказательств; форма развития науки.

Градация интенсивности физических нагрузок. В зависимости от лучших индивидуальных результатов занимающихся можно определять и использовать на занятиях уровень градации интенсивности физической нагрузки навыносливость(малая, средняя, большая, предельная) в процентах по отношению ко времени и к скорости достигнутых при установлении личного рекорда на данной дистанции.

Гомеостаз (homestasis, греч. homois - подобный, сходный+ stasis - стояние, неподвижность) - относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма, обеспечивается сложной системой координированных приспособительных(адаптивных) механизмов, направленных на устранение или ограничение воздействия факторов внешней и внутренней среды организма.

Двигательная активность - понятие, связанное с воспроизведением общего количества движений. Применительно к человеку это понятие обусловливается особенностями труда, быта и отдыха. Рост или снижение уровня двигательной активности связаны с естественной потребностью организма в оптимальном двигательном режиме. Чрезмерная мышечная работа(гипердинамик, гиперкинезия) приводит к переутомлению, перенапряжению и перетренированности; недостаточная(гиподинамия, гипокинезия) - к различного рода физической детренированности.

Двигательное умение - владение техникой действия, которое отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Диагностика состояния здоровья - краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля после диспансеризации.

Дипломная работа - самостоятельная письменная квалификационная работа студентов по профилирующей дисциплине.

Доклад - форма предварительно подготовленного ответа по заданной теме.

ДЮКФП - детско-юношеский клуб физической подготовки.

ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа.

Закаливание - повышение устойчивости организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды посредством систематических дозированных физических нагрузок, а также воздействий солнца, воздуха, воды.

Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровый образ жизни - типичная совокупность форм и способов повседневной жизни культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Здоровый стиль - определенный тип поведения личности или группы жизни людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

Зоны физических нагрузок - это режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-то показателями: физиологическими(пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопления лактата в крови и др.) или педагогическими(скорость, темп, усилия и др.).

Исследование - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых, общественно значимых знаний.

Курсовая работа - обязательное письменное квалификационное исследование студентов, выполняемое по установленной учебным планом дисциплине и предполагающее самостоятельный поиск, переработку и представление научной информации теоретического характера.

Ловкость - координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.

Максимальное потребление кислорода(МПК )- показатель мышечной деятельности организма в аэробных(кислородных) условиях, т.е. максимальное количество кислорода, которое может быть доставлено в ткани за1 мин при работе такой интенсивности, когда минутный кислородный запрос не превышает уровень кислородного потолка, т.е. функциональных возможностей организма в условиях достаточного поступления кислорода. Существенно отличается у тренированных и нетренированных лиц.

Метаболизм (metabolismus; греч. metabole - изменение, превращение) - обмен веществ в организме, совокупность процессов анаболизма(anabolismus; греч. anabole - подъем) - создания и превращения живой материи, и катаболизма(греч. catabole - сбрасывание вниз) - процессов распада тканевых, клеточных структур и сложных соединений для энергетического и пластического обеспечения процессов жизнедеятельности. В более узком смысле метаболиз - это промежуточные превращения определенных веществ(белков, жиров, углеводов и др.) внутри клеток с момента их поступления до образования конечных продуктов обмена веществ.

Метод исследования - способ научного познания действительности; способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методические принципы физического воспитания - это принципы, которые выражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого обязательны при осуществлении образовательных и воспитательных задач: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

Методы физического воспитания - это способы работы, преподавателя, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение. В практических целях все методы условно делят на три группы: словесные, наглядные и практические.

Мотивация выбора - личная причина(обоснование) выбора каждым обучаемым систем физических упражнений для регулярных занятий.

Номограмма - график геометрических величин, применяемый при различных расчетах.

Общая физическая подготовка(ОФП) - процесс совершенствования физических качеств(силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения от рождения до окончания жизни. Рассматривается в единстве с фил-генезом.

Организм - биологическая система любого живого существа. Организм человека- это высокоорганизованная биологическая система, обладающая всей совокупностью основных жизненных свойств, но характеризующаяся еще и способностью к самоорганизации, самообучению, восприятию, передаче и хранению информации; совершенствованию механизмов управления биологическими процессами через социальные факторы.

Педагогический контроль - процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Переутомление - накопление(кумуляция) утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают- начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.

Планирование оперативное предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных заданий в соревновательных стартах, поединках, схватках и т.п.

Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Прикладные знания - приобретаются в процессе регулярных занятий физической культурой, могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Прикладные виды спорта - те виды(или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.

Прикладные психические качества - те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ. Могут быть сформированы и воспитаны в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом.

Прикладные физические качества - это те качества(сила, выносливость, быстрота, гибкость), которые имеют наибольшее значение для качественного и эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Прикладные умения и навыки необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - специальнонаправленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности(общепринятая аббревиатура- ППФП).

Профессиональная направленность физического воспитания - совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.

Психофизическая подготовка - процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Может рассматриваться какмаксимальная, оптимальная, сниженная.

Резистентность (латresistentia - сопротивление, противодействие) - устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза.

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил после трудовой деятельности.

Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний, физических нагрузок и др. Может быть не произвольной(например, при отходе ко сну) и произвольной, вызванной путем принятия спокойной позы, представления состояния, обычно сопутствующего покою, расслаблению мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Рефлекс (лат. reflexus - повернутый назад, отраженный) - ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные(врожденные) и условные(приобретенные в процессе жизнедеятельности), осуществляются с помощью рефлекторной дуги и образования так называемых временных связей механизма, взаимодействия различных корковых и подкорковых областей центральной нервной системы.

Самоконтроль - регулярные наблюдения занимающихся физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленности с помощью простых, общедоступных приемов. утомление

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.

Саморегуляция - целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих.

Самочувствие - ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния.

СДЮСШОР - специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Специальные прикладные качества - способности человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды(низкие и высокие температуры, укачивание, недостаточное парциальное давление кислорода в горах идр.).

Социально-биологические основы физической культуры - сопряженное понятие о принципах взаимодействия закономерностей социальных(общественных) и биологических(связанных с функциональными особенностями организма) в процессе овладения ценностями физической культуры.

Социально-экологические факторы - понятие о комплексном воздействии живой и неживой природы на организм человека в конкретных условиях окружающей среды, обитания, производственной деятельности и общественных отношений.

Современные системы физических упражнений - совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут комплексно или акцентировано содействать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей отдельных систем организма, изменению психического состояния, овладению отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками.

Стратегия спортивная - совокупность общих закономерностей подготовки спортсмена и ведения соревновательной борьбы. Стратегический план учитывает различные варианты построения подготовки, соревновательной борьбы, а также формы, средства и способы достижения результата. Может относиться как к системе соревнований, так и к отдельному состязанию, турниру

Стретчинг - растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться следующих требований: прежде чем выполнить упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно помогает растягивать; при выполнении упражнений не следует пытаться скопировать движение более гибкого товарища, все движения должны находиться в определенных пределах, индивидуального диапазона подвижности суставов, вначале следует применять«легкий стрейчинг» при положении сустава в крайне разогнутом, согнутом, отведенном или приведенном положении не покачиваться, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии; в процессе выполнения упражнений дышать спокойно и ритмично; при появлении острых болевых ощущений прекращать выполнение упражнений. Этот вид гимнастики широко используется как вспомогательное средство в различных видах спорта.

Структура подготовленности занимающегося - отдельные стороны подготовленности спортсмена, определяющие уровень спортивных достижений, а именно: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность.

Суперкомпенсация - это явление превышения исходного уровня в процессе восстановления после снижения, вызванного выполнением физической работы.

Тактика спортивная - совокупность приемов и средств, применяемая для достижения конкретно поставленной в соревнованиях цели и основанная на расчете реальных возможностей спортсмена и его соперников.

Тест - неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным качеством.

Техника спортивная - система движений, действий и приемов спортсмена, наиболее целесообразно приспособленная для решения основной спортивной задачи с наименьшей затратой сил и энергии в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Трудоспособность - способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.

Туризм - 1. Разнообразные по форме, содержанию и длительности путешествия, совершаемые в свободное от основной деятельности время. Один извидов активного отдыха. 2. Вид спорта, цель которого участие в походах, имеющих 4 категории сложности в зависимости от продолжительности похода в днях или километрах. Различают пешеходный, лыжный, горный, водный, конный, велосипедный, мотоциклетный, автомобильный туризм, спелеотуризм. Самым массовым является пешеходный туризм. Во время похода под влиянием активной мышечной работы и естественных природных факторов улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается интенсивность процессов обмена веществ, кроме того, обилие впечатлений и положительные эмоции благотворно влияют на нервную систему.

Усталость - комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления и характеризующийся чувствами слабости, вялости, ощущениями физиологического дискомфорта, нарушениями в протекании психических процессов(памяти, внимания, мышления и др.).

Утомление - временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление.

Физиологическая и функциональная система организма - под физиологической системой понимают наследственно закрепленную, регулируемую систему органов и тканей(кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.), которые функционируют в организме не изолировано, а во взаимодействии друг с другом. Функциональная система организма формируется в процессе его жизнедеятельности на наследственной и приобретенной основе с учетом интегральных нейрогуморальных механизмов регуляции и образует взаимосвязь органов, тканей, физиологических систем, обеспечивая в итоге достижение цели в определенном виде деятельности.

Физическая культура - часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для

культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Физическая культура личности - характеризует качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.

Физическая подготовленность - процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Физические(двигательные) качества - это определенные стороны двигательных способностей человека - сила, выносливость, быстрота(скоростные возможности), гибкость, ловкость(координационные возможности).

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Физическое образование - приобщение человека к физической культуре, в процессе которого личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

Физическое развитие - закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Физическое совершенство - процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Формы самостоятельных занятий - система организации занятий физическими упражнениями, обусловленная определенным их содержанием.

Функциональная подготовленность - результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечнососудистой, нервной и других систем организма.

Функциональная проба - дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.

Функциональное состояние - интегральный комплекс характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека; системный ответ организма, обеспечивающий адекватность требованиям его деятельности или неадекватность(когда организм работает на излишне высоком уровне функционального напряжения).

Ценности физической культуры - значимые явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.

Эксперимент - род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролирующего изменения.

Энергозатраты при физической нагрузке - это количество энергии, израсходованное организмом за определенный промежуток времени во время работы

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - направление психологической науки, предметом которой является изучение закономерностей проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, П. с. начала интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX века (П.А.Рудик, А.Ц.Пуни и др.), причем в этой области основные исследования были первоначально сосредоточены на изучении индивидуальных различий спортсменов (см. Дифференциальная психология), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (см. Стресс), способах повышения эффективности спортивных тренировок. В настоящее время спектр вопросов, разрабатываемых П. с, существенно расширился. Применительно к каждому виду спорта с учетом достижений общей, педагогической, возрастной и социальной психологии разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение как физической, так и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой (см. Эмоции; Воля), этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности (см. Коллективизм). В П. с. достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основывающиеся на концепции уровня построения движения Н.А.Бернштейна (см. Уровня построения движений концепция). В этих исследованиях изучаются пути и способы формирования специализированных восприятий спортсменов, например чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (см. Антиципация; Интуиция), “чувство мяча”, “чувство воды” и т. д. Кроме того, уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и т. д. Углубление этих исследований идет как в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора (см. Отбор психологический) на разных возрастных стадиях, так и по пути воспитания и формирования этих способностей в процессе тренировочной деятельности. Особую проблему составляют такие направления П. с, как психическая саморегуляция, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, а также отношению спортсменов к своим победам и поражениям уделяется больше внимания в последних исследованиях П. с. В отдельное направление выделяются социально-психологические исследования, рассматривающие проблемы формирования команд, межличностные отношения в них, приемы и способы повышения их сплоченности и ценностно-ориентационного единства, вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом, с болельщиками (в том числе со “спортивными фанатами”), проблемы межкомандных взаимоотношений (см. Межгрупповые отношения) и т. д. Основные задачи современной П. с. состоят не только в содействии достижению спортсменами высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.