Профессия физика-атомщика. Физик-ядерщик: профессия, за которой будущее! Чем занимаются физики ядерщики

Студент-радиофизик о том, как физики становятся разработчиками, почему необязательно поступать в технический вуз и сколько получают выпускники-ядерщики

Изучает радиофизику в ВГУ

Мы живем в замечательное время, когда кумирами людей становятся физики и инженеры. Наряду с рэперами и блогерами мы слышим имена Илона Маска, Стивена Хокинга и Стива Возняка. Даже в вымышленных мирах инженеры и физики занимают основные роли - вспомните хотя бы Тони Старка или Шелдона Купера.

Но физику все равно боятся как чего-то страшного и продолжают становиться в очередь в приёмные комиссии гуманитарных факультетов. Давайте разберемся, что дает физическое образование и где потом работать.

Чем занимаются физики

Физики и инженеры. Сразу оговорюсь, что в этой статье физик и инженер будут близки по смыслу. Но фактически вы должны разделять: ученые-физики - это по большей мере теоретики, а инженеры - это практики, которые разрабатывают устройства, поддерживают работу оборудования и пишут программы.

Где нужны физики . Смартфон - понятный и доступный всем гаджет. Инженеры разрабатывают это устройство с нуля: работу аккумулятора, новейшие дисплеи, процессоры, оптику в камерах, системы распознавания лиц и отпечатков пальцев, стандарты сотовой связи. Всё это - физика. Уже после разработки этих компонентов в дело вступают программисты. Они пишут операционные системы и приложения.

Разработчики с физическим образованием занимаются наноматериалами, телевизорами на квантовых точках, строят АЭС и придумывают конструкции новых электрокаров. Перечислять можно очень долго. Как-то мой преподаватель сказал: «Физика - это всё, что мы видим вокруг себя», - эта фраза лучше всего описывает широту применения профессии.

Где работают физики

В России есть несколько крупных сфер, в которых проще всего найти работу:

🚀 Оборонный комплекс. В нашей стране основным двигателем новых технологий остается армия. Там огромные бюджеты и большой запрос на технологии: нужны новые системы связи, двигатели и космические разработки.

🚘 Автомобилестроение. У нас не такие востребованные машины, как в той же Германии, но технологии всё равно требуется развивать. Много физики в беспилотных автомобилях . Над ними работают не только программисты нейросетей, но и инженеры. Последние разрабатывают датчики, системы связи и мощные графические процессоры.

🔆 Атомная энергетика. Одной из самых оплачиваемых сфер, по данным Минобрнауки, является ядерная энергетика и технологии . Это и неудивительно, потому что российские инженеры строят станции по всему миру: в Индии, Финляндии и Турции.

📡 Научные институты. Российская физическая школа остается одной из самых сильных. У нас много исследовательских институтов, лабораторий и академгородков, есть свои синхротроны, коллайдеры и циклотроны. А физика таит ещё очень много тайн, которые только предстоит открыть.

Что придется делать

Физики часто работают инженерами-разработчиками и реже - программистами.

Разработчики обычно проектируют новые устройства. Это может быть новый двигатель или новый процессор. Профилей, которые сейчас выпускают физические факультеты, очень много. Я учусь в ВГУ, мы готовим радиофизиков, наноэлектронщиков, ядерщиков, оптиков и специализированных программистов. Это только самые популярные профили, есть и другие.

После физфака часто становятся программистами. Так происходит, потому что на факультетах дают очень хорошую математическую и физическую базу. Программирование - язык, которым описывается какой-то процесс. Нельзя написать прошивку для передающего модуля в смартфоне, не понимая радиофизики. Невозможно создать программу автопилота самолета, не имея представлений об аэрофизике.

А сколько платят

Зарплаты сильно зависят от области, в которых вы будете работать. Минобрнауки называет самыми оплачиваемыми среди молодых специалистов, как минимум, две физические специальности:

💰 Ядерная энергетика и технологии – более 48 тысяч рублей в месяц.

💰 Авиационная и ракетно-космическая техника – более 46 тысяч рублей в месяц.

Это зарплаты выпускников вуза. По данным hh.ru cпециалисты с опытом от 5 лет могут получать до 150 тысяч в Москве и 60-80 тысяч в регионах.

Куда идти учиться

Многие абитуриенты идут за техническим образованием в политехнические вузы. Там действительно есть специальности, которых в классических вузах не найти. Но последние годы все вузы живут в конкурентной борьбе, потому открывают одинаковые направления, которые больше всего нужны работодателям.

Поэтому при выборе вуза не обращайте внимания, технический он или классический. Лучше изучите специальности и учебные планы.

Например, есть МФТИ с классическим образованием и МГТУ им. Баумана с прикладным. Оба вуза конкурируют друг с другом за лучших абитуриентов и готовят кадры для схожих работодателей.

Что нужно, чтобы поступить

1. Решите, хотите ли вы идти в науку - заниматься исследованиями и научной работой или вам нужна прикладная специальность. Это поможет с выбором конкретного вуза.

Атомная (ядерная) физика представляет собой раздел физической науки, который изучает структуру и свойства атомных ядер, их превращения (деление, радиоактивный распад ядер, ядерные реакции). Наука о ядерной физике появилась достаточно давно и с тех пор методы и результаты исследований получили применение во множестве других областей физики, биологии, химии, техники, медицины и т.д.

Развитие атомной физики привело к тому, что появилась необходимость в решении проблем, которые связаны с воздействием радиации на человека и природную среду, устранением негативного влияния и захоронением ядерных отходов. Это стимулировало появление и развитие новых профессий, одной из которых является профессия физика-ядерщика.

Среди доминирующих видов деятельности физика-ядерщика можно выделить такие основные, как обслуживание реакторных залов, вынесение заключения про состояние атомного реактора (на основе предоставленных данных), снятие показаний с различных приборов, которые расположены на реакторах, перезагрузка и запуск атомного реактора (при необходимости в таких действиях). Работа является очень ответственной, так как при неправильных действиях специалиста или недостатке знаний могут пострадать люди. Причем, в данном случае речь идет не о нескольких десятках и даже сотнях людей, а о тысячах, иногда миллионах.

Для того, чтобы выбирать профессию физика-ядерщика , в первую очередь необходимо обладать хорошими знаниями физики и желанием работать в данной сфере. Учитывая то, что работа достаточно специфическая и требует наличия определенных качеств и умений, она подходит далеко не всем. Будущий физик должен обладать неординарными аналитическими способностями, склонностью к логическому рациональному анализу, математическими способностями. Очень важным является умение концентрироваться, сосредотачиваться на одном предмете, виде деятельности на протяжении длительного времени. Физику придется проводить различные эксперименты, поэтому он должен любить исследовательскую деятельность и хорошо понимать ее суть.

Современные физики-ядерщики имеют возможность работать как в частных, так и в государственных учреждениях. Как правило, это сфера исследований, контроля, наблюдения за ядерными реакторами. Также специалистам с данной квалификацией доступна научная, преподавательская деятельность. Что касается масштабных исследований и серьезной научной работы, то государство уделяет данной сфере далеко не такое важное место, как следовало бы. Поэтому действительно талантливые физики-ядерщики, обладающие способностями и знаниями, часто эмигрируют в другие страны, где им предоставляется больше возможностей для реализации своих идей и результатов работы.

Для того, чтобы стать физиком-ядерщиком , необходимо поступить в высшее учебное заведение на соответствующую специальность. Абитуриенту необходимо быть готовым к серьезным нагрузкам и достаточно сложной программе обучения, которая потребует хороших знаний физики, математики, других наук. Поэтому перед поступлением желательно заниматься с репетитором, который поможет получить необходимый уровень подготовки.

Технологии энергии

Инженер-физик по ядерной физике и технологии, работающий в области ядерной энергетики может заниматься:

– научными исследованиями в ядерной физике с перспективой их промышленного (как правило, энергетического) применения;

– созданием принципиально новых типов ядерных реакторов, использующих как новые ядерные процессы (например, ториевый цикл), так и новые конструктивные решения (например, газовый реактор на микротвэлах);

– проектированием и конструированием конкретных АЭС;

– сопровождением строительства и пусконаладочных работ;

– эксплуатацией и обслуживанием энергоблоков АЭС;

– выводом из эксплуатации и консервацией отработавших энергоблоков;

– разработкой технологий и устройств неэнергетического использования ядерного распада (например, получения радиоизотопов), в том числе, работающих на АЭС;

– разработкой способов, технологий и оборудования для переработки отработанного ядерного топлива.

Несмотря на радиофобии, обострившиеся после фукусимской катастрофы в Японии, атомная энергетика продолжает развиваться во всем мире. Разрабатываются новые конструкции ядерных реакторов с повышенной безопасностью и надежностью, большей энергоэффективностью, конструктивной антитеррористической защищенностью. Россия, одна из немногих стран мира, имеющая полный цикл ядерной энергетики – от научных исследований до эксплуатации АЭС. А ГК «Росатом» в 2015 году заняла первое место в рейтинге работодателей, составляемом порталом «Работа.ру».

Отдельное направление работы инженера-физика по ядерной физике и технологии – ядерная космическая энергетика. Это направление только зарождается и поэтому имеет очень хорошие перспективы. Здесь разрабатываются как ядерные энергоустановки для пилотируемых космических кораблей, предназначенных для межпланетных перелетов, так и энергоустановки для искусственных спутников Земли, выполняющих вполне земные задачи.

Компетенции

  1. Исследования в области новых ядерных расщепляющихся материалов, новых способов управления ядерной реакцией, новых средств поглощения радиационного излучения.
  2. Разработка и испытания принципиально новых типов ядерных реакторов, использующих новые ядерные процессы или новые конструктивные решения.
  3. Проектирование, конструирование, сопровождение производства и монтажа АЭС.
  4. Эксплуатация и техническое обслуживание АЭС.
  5. Планирование ремонтов, составление технические задания на реконструкцию реакторной части АЭС.
  6. Разработка технологических процессов и оборудования для переработки отработанногоядерного топлива.
  7. Создание способов и технологий захоронения ядерных отходов.
  8. Разработка технологий и оборудования для неэнергетического использования ядерных реакций, в том числе, на АЭС.
  9. Разработка энергообеспечения нетрадиционных объектов (АПЛ, ИСЗ и др.).

Важные качества

Инженер-физик по ядерной физике и технологии использует в своей работе огромное количество разных видов приборов как для проведения научных исследований, так и для анализа процессов, идущих в ядерном реакторе, а также состояния самого реактора. Важным методом работы инженера-физика по ядерной физике и технологии является компьютерное моделирование ядерных, тепловых и электроэнергетических процессов, идущих на реальной или создаваемой АЭС; для этого используются программные пакеты численного моделирования и анализа.

При проектировании новых АЭС инженер-физик по ядерной физике и технологии использует различные программы автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом (CAD, CAM, CALS, PDM). Инженер, занятый эксплуатацией и обслуживанием АЭС, использует программы управления активом (EAM).

Где работает

  • ГК «Росатом» и подведомственные НИИ и КБ
  • РФЯЦ-ВНИИЭФ (Саров)
  • НИЦ «Курчатовский институт»

Специальности

  • 140301 Ядерная энергетика и теплофизика
  • 140500 Энергомашиностроение
  • 140302 Ядерные физика и технологии

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 с углубленным изучением английского языка

Реферат по теме:

«Физик-ядерщик. Укротитель ядра»

Выполнила

Клипенко Виктория

ученица 9 «Б» класса МОУ СОШ № 80

Проверил

Чернышев Руслан Александрович

Ярославль, 2011


1. Введение

2. История профессии

3. Сущность профессии

3.1 Кто такой физик

3.2 Кто не рискует, тому не быть физиком

3.3 Быть или не быть

4.Условия получения профессии

5. Заключение

6. Примечания

7. Список используемой литературы


1. ВВЕДЕНИЕ

О физика, любовь моя...

Я верю, вы её полюбите, как я...

Она достойна королевских почестей,

На свете нет наук, сравнимых с ней!

И.Денисова

Физика – наиболее фундаментальная отрасль науки о природе. Все, что окружает нас - физические тела; все, что происходит вокруг нас - физические явления. Достижения современной физики столь значительны, что не могут не вызывать восхищения. Физика - многогранна, поэтому так непросто очертить границы этой науки, и, несомненно, она несет в себе огромную пользу для всего человечества.

Мы сталкиваемся с физикой каждый день, не обращая своего внимания на это. Ведь это все - привычные явления, вошедшие и укрепившиеся в нашей жизни.

Но как много мы знаем об этой удивительной науке?

Меня заинтересовал этот вопрос, так как многие думают, что человек, разумнейшее существо, и появившись на Земле, сумел подчинить себе ее стихии, ее необузданный нрав и девственные просторы. Но он замахнулся на цитадель, доселе незыблемую, - творение материи и ее превращение.

На рубеже XIX и XX веков началась история штурма атомного ядра, героями которой стали физики-ядерщики, укротители атомного ядра. Кто выиграет в этой битве? Неизвестно. Построив первую АЭС, ученые предпологали, что стали властителями энергии. Вот он способ покорить атом! Но 26 апреля 1986 года изменило все. Атом взял верх над человеком.

Целью моей работы является определение сущности и основных особенностей профессии. Данная цель определила следующие задачи работы.

1. Сбор и систематизация материала.

2. Раскрытие сущности профессии.

3. Определение основных особенностей профессии.


2. История профессии

Появление отдельного термина для обозначения учёного, занимающегося физикой, следует отнести к середине XIX века, когда физика выделяется как отдельная наука со своими объектами изучения и применяемыми методами.

Ядерная (атомная) физика - раздел физики, в котором изучаются структура и свойства атомных ядер и их превращения - радиоактивный распад, деление ядер, ядерные реакции.

Уже в 1896 году А. Беккерель открыл явление радиоактивности. А в период с 1911 по 1932 год было установлено следующее:

В центре атома находится тяжелое положительно заряженное ядро ничтожно малого по сравнению с атомом размера, в котором сосредоточена почти вся масса атома;

Атомное ядро состоит из протонов и нейтронов.

В 1935 году предложена идея ядерных сил, удерживающих эти частицы в ядре. В дальнейшем в ядерной физике определилось несколько направлений:

· физика ядерных реакций;

· нейтронная физика;

· ядерная спектроскопия и др.

В самостоятельные разделы выделились: физика элементарных частиц, физика и техника ускорителей заряженных частиц.

Изучение деления ядер в 1940- 1950-х годах привело к открытию цепных реакций на деления ядер урана, созданию ядерных реакторов (Э. Ферми, 1942), ядерной энергетики и ядерного оружия. Был открыт также термоядерный синтез легких ядер в звездах, создано термоядерное оружие, начаты работы по осуществлению управляемого термоядерного синтеза. Результаты и методы исследования ядерной физики получили применение как в других областях физики, так и в химии, биологии, геологии, технике, медицине и др. Развитие ядерной физики привело к необходимости решения проблем, связанных с воздействием радиации на природную среду и человека, захоронением ядерных отходов и т. п., что стимулировало развитие разных профессий, в том числе и той, которая получила название «физик-ядерщик».


3. Сущность профессии

3.1 Кто такой физик-ядерщик?

Физик-ядерщик - специалист, эксплуатирующий и контролирующий работу оборудования АЭС, ядерных и термоядерных установок различного назначения. Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает осуществление контроля, поиск ошибок, выявление и устранение их причин. Специалист осуществляет деятельность как в помещении (пункте управления, рабочем кабинете, лаборатории), так и вне помещения. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.

3.2 Что должен знать физик-ядерщик?

· ядерная физика;

· устройство и технология атомных реакторов;

· практика контроля за работой оборудования, его диагностике;

· практическая отработка специальных нормативов.

Доминирующие виды деятельности профессии физик-атомщик:

· обслуживание реакторных залов, снятие показаний приборов, расположенных на реакторах;

· на основе полученных данных вынесение заключения о состоянии атомного реактора;

· в случае необходимости запуск и перезагрузка атомного реактора.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности физика-атомщика:

Способности Личностные качества, интересы и склонности

· аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее);

· склонность к рациональному, логическому анализу;

· математические способности;

· аналитические способности;

· хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);

· высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени).

· склонность к научно-исследовательской деятельности;

· самоорганизованность;

· любознательность;

· ответственность;

· самостоятельность;

· эмоциональная устойчивость;

· склонность к анализу;

· стремление к преодолению ошибок;

· умение хранить тайну;

· развитая интуиция (умение делать правильные выводы из недостаточных данных).

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

· неразвитость аналитического мышления и математических способностей;

· неорганизованность, неумение сконцентрироваться на решаемой задаче;

· нерациональность, неосторожность, неосмотрительность;

· эмоциональная неустойчивость;

· неумение хранить тайну.

Области применения профессиональных знаний:

· наукоемкие производства (атомные электростанции);

· лаборатории при научно-исследовательских институтах и академиях наук;

· образовательные учреждения (ВУЗы).

Кто не рискует, тому не быть физиком

Обсуждение радиационно-медицинских и радиационно-экологических вопросов, производство делящихся материалов, испытания ядерного оружия, аварии на атомных подводных лодках и захоронения радиоактивных отходов (не говоря уже о добыче урановых руд) связаны с гибелью людей и ущербом, наносимым природе.

Как известно, физики-ядерщики работают с радиактивными веществами, период полураспада которых, иногда превышает миллионы лет (например, период полураспада плутония-239 составляет 24 тыс. лет, а урана-235 710 млн. лет). Профессию по праву можно назвать рискованной. На плечах физиков лежит огромная ответственность, не только за себя или страну, но и за целый мир.

«Реакторы не ошибаются. Ошибаются люди.»

В ядерной энергетике не может быть ошибок, иначе последствия будут ужасными. Прежде всего, это неблагоприятное воздействие на организм человека.

Лучевая болезнь - заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений характеризующаяся симптомокомплексом, зависящим от вида поражающего излучения, его дозы, локализации источника радиоактивных веществ, распределения дозы во времени и теле человека.

У человека лучевая болезнь может быть обусловлена внешним облучением и внутренним - при попадании радиоактивных веществ в организм с вдыхаемым воздухом, через желудочно-кишечный тракт или через кожу и слизистые оболочки, а также в результате инъекции.

Общие клинические проявления лучевой болезни зависят, главным образом, от полученной суммарной дозы радиации. Дозы до 1 Гр (100 рад) вызывают относительно лёгкие изменения, которые могут рассматриваться как состояние предболезни. Дозы свыше 1 Гр вызывают костно-мозговую или кишечную формы лучевой болезни различной степени тяжести, которые зависят главным образом от поражения органов кроветворения. Дозы однократного облучения свыше 10 Гр считаются абсолютно смертельными.

Как вывести радиацию из организма? Этот вопрос, безусловно, волнует многих. К сожалению, особо эффективных и быстрых способов вывода радионуклидов из организма человека не существет.

Последствия облучения включают в себя:

· склеротические процессы;

· лучевую катаракту;

· радиоканцерогенез;

· сокращение продолжительности жизни;

· нарушение обмена веществ;

· инфекционные заболевания;

· злокачественные опухоли;

· лейкоз;

· мутации;

· нервно-психические расстройства;

· судороги, потеря сознания;

· расстройства слуха;

· расстройства речи;

· изменения в половой системе, бесплодие;

· вестибулярные расстройства;

· тремор рук.

Самое страшное то, что болезнь передается по наследству, это значит, что у человека, страдающего лучевой болезнью, последующие поколения, тоже будут больны. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.

физик ядерщик цепной реакция

3.3 Быть или не быть?

На сегодняшний день выпускающихся из ВУЗов молодых физиков, что называется, «расхватывают с руками». В первую очередь, востребованы специалисты, занимающиеся исследованием проблем на стыке нескольких наук. Например, деятельность физика-ядерщика, озабоченного получением энергии из новых, более экономичных источников, считается «профессией будущего». С другой стороны, инженеры-энергетики все так же необходимы на любом производстве. Каждый специалист выбирает для себя карьерные перспективы. Одной из наиболее простых считается работа в строительно-монтажных организациях. Совершенно иной уровень квалификации требуется на проектных и пусконаладочных предприятиях. Для тех же, кого не привлекает труд на производстве, свои двери открывают научно-исследовательские институты, каждый год являющие миру интересные новинки. Профессия предусматривает карьерный рост и в данный момент акутуальна, вследствие развития ядерной энергетики.


4. Условия получения профессии

Обучение физики включено в общеобразовательную школьную программу с 7 класса (основы проходят в курсе естествознания в 5-6 классах). Для школьников, проявляющих интерес к изучению физики, существуют специализированные школы - физико-математические лицеи, гимназии. Кроме того, в некоторых школах на общественных началах организуются дополнительные занятия по углублённому изучению физики.

Для выявления наиболее сильных школьников ежегодно проводится всероссийская олимпиада по физике, победители и призёры которой в дальнейшем получает право представлять Россию на международной олимпиаде.

Подготовка профессиональных физиков происходит в высших учебных заведениях, обычно на специализированных факультетахуниверситетов. Такие факультеты обычно носят название физических, реже в названии факультета может выделяться более узкая направленность подготовки - так, на территории бывшего СССР существует большое количество радиофизических факультетов. В некоторых университетах обучение физиков и математиков объединено на физико-математических факультетах. Кроме этого существуют отдельные высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой только физиков, например, Московский физико-технический институт.

В России на данный момент параллельно действует две системы подготовки физиков - одноступенчатая («старая») пятилетняя система, по окончании которой вручается диплом специалиста, и двуступенчатая болонская, состоящая из бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года). После завершения бакалавриата вручается диплом бакалавра, после магистратуры - диплом магистра. При этом происходит постепенный переход на вторую систему с полным отказом от пятилетней.

После получения высшего физического образования есть возможность продолжить обучение в аспирантуре, по завершении которой обычно происходит защита кандидатской диссертации и присуждение степени кандидата физико-математических наук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука стремительно движется вперед, развивается ядерная энергетика, появляются новые способы получения энергии и укрощения атомного ядра. Будет ли все это на благо человечества? Я так не считаю. Ядерную энергетику нельзя назвать безопасной, она пагубна для всего живого. Многочисленные захоронения радиоактивных отходов вносят свой вклад в тихую гибель планеты.

Она невидима, ее нельзя почувствовать, от нее нет спасения. Все это-радиация. Сколько катастроф должно произойти, чтобы человек осознал всю опасность этой рискованной игры с атомом? Мы не учимся на своих ошибках, мы делаем новые. Несмотря на все это, я очень люблю физику и эту профессию.

И все же вклад физиков велик. Атомы живут в каждом доме и помогают нам в жизни. Я надеюсь, что в будущем человечество не допустит смертельных ошибок.

Все это позволяют сделать вывод о том, что профессия физик-ядерщик играет важную роль в мире. Но нельзя полностью контролировать процесс получения энергии, ведь укротить атом невозможно. Но, может, атом действительно может быть мирным? Будущее покажет.

Примечания

1 Из воспоминаний А. С. Дятлова, бывшего заместителя главного инженера по эксплуатации ЧАЭС


Список используемой литературы

Мохов В. Н. Ядерное оружие и проблемы сохранения квалифицированных специалистов // Всемирный Русский Народный Собор. Соборные слушания «Ядерные вооружения и национальная безопасность России». 12 ноября 1996 г. М., 1997. С. 112 - 119.

Петросьянц А.М. От научного поиска к атомной промышленности.

Изд. 2-е. М., Атомиздат, 1972. Ядерная энергетика Советского Союза.

«Хочешь мира - будь сильным!» Сб. материалов конференции по истории разработок первых образцов атомного оружия. РФЯЦ - ВНИИЭФ. Арзамас - 16, 1995.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 с углубленным изучением английского языка

Реферат по теме:

«Физик-ядерщик. Укротитель ядра»

Выполнила

Клипенко Виктория

ученица 9 «Б» класса МОУ СОШ № 80

Проверил

Чернышев Руслан Александрович

Ярославль, 2011

1. Введение

История профессии

Сущность профессии

1 Кто такой физик

2 Кто не рискует, тому не быть физиком

3 Быть или не быть

Условия получения профессии

Заключение

Примечания

Список используемой литературы


О физика, любовь моя...

Я верю, вы её полюбите, как я...

Она достойна королевских почестей,

На свете нет наук, сравнимых с ней!

И. Денисова

Физика - наиболее фундаментальная отрасль науки о природе. Все, что окружает нас - физические тела; все, что происходит вокруг нас - физические явления. Достижения современной физики столь значительны, что не могут не вызывать восхищения. Физика - многогранна, поэтому так непросто очертить границы этой науки, и, несомненно, она несет в себе огромную пользу для всего человечества.

Мы сталкиваемся с физикой каждый день, не обращая своего внимания на это. Ведь это все - привычные явления, вошедшие и укрепившиеся в нашей жизни.

Но как много мы знаем об этой удивительной науке?

Меня заинтересовал этот вопрос, так как многие думают, что человек, разумнейшее существо, и появившись на Земле, сумел подчинить себе ее стихии, ее необузданный нрав и девственные просторы. Но он замахнулся на цитадель, доселе незыблемую, - творение материи и ее превращение.

На рубеже XIX и XX веков началась история штурма атомного ядра, героями которой стали физики-ядерщики, укротители атомного ядра. Кто выиграет в этой битве? Неизвестно. Построив первую АЭС, ученые предпологали, что стали властителями энергии. Вот он способ покорить атом! Но 26 апреля 1986 года изменило все. Атом взял верх над человеком.

Целью моей работы является определение сущности и основных особенностей профессии. Данная цель определила следующие задачи работы.

  1. Сбор и систематизация материала.
  2. Раскрытие сущности профессии.
  3. Определение основных особенностей профессии.

2. История профессии

Появление отдельного термина для обозначения учёного, занимающегося физикой, следует отнести к середине XIX века, когда физика выделяется как отдельная наука со своими объектами изучения и применяемыми методами.

Ядерная (атомная) физика - раздел физики, в котором изучаются структура и свойства атомных ядер и их превращения - радиоактивный распад, деление ядер, ядерные реакции.

Уже в 1896 году А. Беккерель открыл явление радиоактивности. А в период с 1911 по 1932 год было установлено следующее:

в центре атома находится тяжелое положительно заряженное ядро ничтожно малого по сравнению с атомом размера, в котором сосредоточена почти вся масса атома;

атомное ядро состоит из протонов и нейтронов.

В 1935 году предложена идея ядерных сил, удерживающих эти частицы в ядре. В дальнейшем в ядерной физике определилось несколько направлений:

·физика ядерных реакций;

·нейтронная физика;

В самостоятельные разделы выделились: физика элементарных частиц, физика и техника ускорителей заряженных частиц.

Изучение деления ядер в 1940- 1950-х годах привело к открытию цепных реакций на деления ядер урана, созданию ядерных реакторов (Э. Ферми, 1942), ядерной энергетики и ядерного оружия. Был открыт также термоядерный синтез легких ядер в звездах, создано термоядерное оружие, начаты работы по осуществлению управляемого термоядерного синтеза. Результаты и методы исследования ядерной физики получили применение как в других областях физики, так и в химии, биологии, геологии, технике, медицине и др. Развитие ядерной физики привело к необходимости решения проблем, связанных с воздействием радиации на природную среду и человека, захоронением ядерных отходов и т. п., что стимулировало развитие разных профессий, в том числе и той, которая получила название "физик-ядерщик".

3. Сущность профессии

1 Кто такой физик-ядерщик?

Физик-ядерщик - специалист, эксплуатирующий и контролирующий работу оборудования АЭС, ядерных и термоядерных установок различного назначения. Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает осуществление контроля, поиск ошибок, выявление и устранение их причин. Специалист осуществляет деятельность как в помещении (пункте управления, рабочем кабинете, лаборатории), так и вне помещения. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.

3.2 Что должен знать физик-ядерщик?

·ядерная физика;

·устройство и технология атомных реакторов;

·практика контроля за работой оборудования, его диагностике;

·практическая отработка специальных нормативов.

Доминирующие виды деятельности профессии физик-атомщик:

·обслуживание реакторных залов, снятие показаний приборов, расположенных на реакторах;

·на основе полученных данных вынесение заключения о состоянии атомного реактора;

·в случае необходимости запуск и перезагрузка атомного реактора.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности физика-атомщика:

СпособностиЛичностные качества, интересы и склонности· аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее); · склонность к рациональному, логическому анализу; · математические способности; · аналитические способности; · хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память); · высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени).· склонность к научно-исследовательской деятельности; · самоорганизованность; · любознательность; · ответственность; · самостоятельность; · эмоциональная устойчивость; · склонность к анализу; · стремление к преодолению ошибок; · умение хранить тайну; · развитая интуиция (умение делать правильные выводы из недостаточных данных).

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

·неразвитость аналитического мышления и математических способностей;

·неорганизованность, неумение сконцентрироваться на решаемой задаче;

·нерациональность, неосторожность, неосмотрительность;

·неумение хранить тайну.

Области применения профессиональных знаний:

·наукоемкие производства (атомные электростанции);

·лаборатории при научно-исследовательских институтах и академиях наук;

·образовательные учреждения (ВУЗы).

Кто не рискует, тому не быть физиком

Обсуждение радиационно-медицинских и радиационно-экологических вопросов, производство делящихся материалов, испытания ядерного оружия, аварии на атомных подводных лодках и захоронения радиоактивных отходов (не говоря уже о добыче урановых руд) связаны с гибелью людей и ущербом, наносимым природе.

Как известно, физики-ядерщики работают с радиактивными веществами, период полураспада которых, иногда превышает миллионы лет (например, период полураспада плутония-239 составляет 24 тыс. лет, а урана-235 710 млн. лет). Профессию по праву можно назвать рискованной. На плечах физиков лежит огромная ответственность, не только за себя или страну, но и за целый мир.

«Реакторы не ошибаются. Ошибаются люди.»

В ядерной энергетике не может быть ошибок, иначе последствия будут ужасными. Прежде всего, это неблагоприятное воздействие на организм человека.

Лучевая болезнь - заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений характеризующаяся симптомокомплексом, зависящим от вида поражающего излучения, его дозы, локализации источника радиоактивных веществ, распределения дозы во времени и теле человека.

У человека <#"justify">Самое страшное то, что болезнь передается по наследству, это значит, что у человека, страдающего лучевой болезнью, последующие поколения, тоже будут больны. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.

физик ядерщик цепной реакция

3.3 Быть или не быть?

На сегодняшний день выпускающихся из ВУЗов молодых физиков, что называется, «расхватывают с руками». В первую очередь, востребованы специалисты, занимающиеся исследованием проблем на стыке нескольких наук. Например, деятельность физика-ядерщика, озабоченного получением энергии из новых, более экономичных источников, считается «профессией будущего». С другой стороны, инженеры-энергетики все так же необходимы на любом производстве. Каждый специалист выбирает для себя карьерные перспективы. Одной из наиболее простых считается работа в строительно-монтажных организациях. Совершенно иной уровень квалификации требуется на проектных и пусконаладочных предприятиях. Для тех же, кого не привлекает труд на производстве, свои двери открывают научно-исследовательские институты, каждый год являющие миру интересные новинки. Профессия предусматривает карьерный рост и в данный момент акутуальна, вследствие развития ядерной энергетики.

4. Условия получения профессии

Обучение физики включено в общеобразовательную школьную программу с 7 класса (основы проходят в курсе естествознания в 5-6 классах). Для школьников, проявляющих интерес к изучению физики, существуют специализированные школы - физико-математические лицеи, гимназии. Кроме того, в некоторых школах на общественных началах организуются дополнительные занятия по углублённому изучению физики.

Для выявления наиболее сильных школьников ежегодно проводится всероссийская олимпиада по физике <#"justify">ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука стремительно движется вперед, развивается ядерная энергетика, появляются новые способы получения энергии и укрощения атомного ядра. Будет ли все это на благо человечества? Я так не считаю. Ядерную энергетику нельзя назвать безопасной, она пагубна для всего живого. Многочисленные захоронения радиоактивных отходов вносят свой вклад в тихую гибель планеты.

Она невидима, ее нельзя почувствовать, от нее нет спасения. Все это-радиация. Сколько катастроф должно произойти, чтобы человек осознал всю опасность этой рискованной игры с атомом? Мы не учимся на своих ошибках, мы делаем новые. Несмотря на все это, я очень люблю физику и эту профессию.

Все это позволяют сделать вывод о том, что профессия физик-ядерщик играет важную роль в мире. Но нельзя полностью контролировать процесс получения энергии, ведь укротить атом невозможно. Но, может, атом действительно может быть мирным? Будущее покажет.

Примечания

Из воспоминаний А. С. Дятлова, бывшего заместителя главного инженера по эксплуатации ЧАЭС

Список используемой литературы

Мохов В. Н. Ядерное оружие и проблемы сохранения квалифицированных специалистов // Всемирный Русский Народный Собор. Соборные слушания "Ядерные вооружения и национальная безопасность России". 12 ноября 1996 г. М., 1997. С. 112 - 119.

Петросьянц А.М. От научного поиска к атомной промышленности.

Изд. 2-е. М., Атомиздат, 1972. Ядерная энергетика Советского Союза.

"Хочешь мира - будь сильным!" Сб. материалов конференции по истории разработок первых образцов атомного оружия. РФЯЦ - ВНИИЭФ. Арзамас - 16, 1995.