Проект для детей средней группы про театр. Проект по театральной деятельности в средней группе «Театр и мы. Знает правила поведения в театре

Ирина Гимаева
Проект по театрализованной деятельности в средней группе

Тип проекта : практико-ориентированный

Продолжительность : долгосрочный

Возраст детей : средняя группа

Участники проекта : дети, воспитатели, родители

Актуальность : «Театр-это волшебный мир . Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов) .

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является . Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это основная часть социально-экономических и духовных направлений современного и общественного устройства. Особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности , всем видам детского театра , потому что они помогают сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, ИЗО, правилами этикета, обрядами, традициями. Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Театрализованная деятельность -это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности . Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Проблема : неумение передавать эмоциональный характер героев. Недостаточный словарный запас и связанной речи.

Цель проекта : последовательно знакомить детей с различными видами театра , развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, воображение и фантазию.

Задачи проекта :

Развивать у детей выразительность речи;

Вызвать у детей интерес к театру , желание участвовать в театральной деятельности ;

Содействовать развитию творческой активности детей;

Развитие мелкой моторики рук.

Для родителей :

Привлечь родителей к изготовлению персонажей по сказкам;

Выставка рисунков «Мы из сказки» ;

Сформировать у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности ;

Фото-вернисаж «В кукольный театр вместе с семьей »

Для педагога :

Разработать план на год;

Разработать сценарии открытых мероприятий на год.

Ожидаемый результат :

Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия о театрализованной деятельности детей ;

Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства ;

Развитие эмоционального фона и речи дошкольников, пополнение театрального уголка ;

Увлеченное использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели актерского мастерства для детей 4-5 лет.

1 этап-подготовительный, информационно-исследовательский :

Создание совместно педагога с родителями и детьми разные виды театра ;

Чтение художественных произведений (сказки, рассказы) ;

Пальчиковая гимнастика;

Разработка сценария развлечения для детей.

Второй этап основной :

Сентябрь.

Предварительная работа театра к сказке «Пых» обраб. Н. Мялика.

Знакомство детей с белорусской сказкой «Пых» обраб. Н. Мялика.

Рассматривание героев кукольного театра .

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Пых» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи картанажного театра к сказке «Репка» .

«Репка» .

Рассматривание героев картанажного театра .

Повторное чтение сказки.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами сказки.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Репка» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи кукольного театра к сказке «Теремок» .

Чтение русской народной сказки «Теремок» .

Рассматривание героев кукольного театра .

Повторное чтение сказки.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами сказки.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Теремок» .

Предварительная работа театра к сказке «Заюшкина избушка» .

Чтение сказки «Заюшкина избушка» .

Рассматривание героев пальчиково театра .

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Репетиция рассказа.

Показ сказки «Заюшкина избушка» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи пальчиково театра к сказке «Зимовье» обраб. И. Соколова-Микитова.

Знакомство детей с русской народной сказкой «Зимовье» обраб. И. Соколова-Микитова.

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами сказки.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Зимовье» .

Предварительная работа театра к сказке «Колобок» .

Чтение русской народной сказки «Колобок» .

театра .

Повторное чтение сказки.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами по передачи характера персонажа.

Индивидуальная работа с персонажами.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Колобок» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи картонажного театра к сказке «Три медведя» .

Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя» .

Рассматривание героев картонажного театра .

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами сказки.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.

Репетиция сказки.

Показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи пальчикова театра к рассказу Т . Караманенко «Еж и грибок» .

Чтение рассказа «Еж и грибок» .

Рассматривание героев пальчикова театра .

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами рассказа.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев рассказа.

Репетиция рассказа.

Показ рассказа «Еж и грибок» .

Предварительная работа : инсценировка сказки «Маша и медведь» .

Чтение русской народной

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с героями сказки.

Индивидуальная работа с героями на звукоподражание.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Маша и медведь» .

Создание условий для самостоятельной деятельности :

Познание : рассматривание книг с яркими иллюстрациями;

Социализация : сюжетно-ролевая игра «Театр » ;

Художественное творчество : раскраски по сказкам, рисование сказочных героев;

Театральный уголок : игровая самостоятельность детей с различными видами театра ;

Физическая линия : пальчиковая гимнастика.

Работа с родителями :

Консультация для родителей, анкета «Театр и дети » ;

Помощь в изготовлении разных видов театра ;

Участие в выставке рисунков «Мы из сказки» .

3 этап – Общение опыта

Театрализованная сказка «Маша и медведь»

ЛИТЕРАТУРА :

З. А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи»

Т. А. Шорыгина «Красивые сказки»

И. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий »

Г. Ф. Баландина «Игрушки-перчатки для кукольного театра »

Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников »

Хрестоматия Л. Н. Елисеева

Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам »

Проект для дошкольников ДОУ «Театр, где сказка живет»

Предлагаемый проект необходим для раскрытия творческой одаренности ребенка, для успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, для социально-коммуникативных способностей, для сплоченности семьи и детского сада.
Проект направлен на обучение детей искусству театра во всех видах театрализованной деятельности, на создание собственных сценариев к спектаклям всеми участниками проекта, на показ театрализованных представлений детям и родителям.
Театральная деятельность помогает развитию творческой одаренности ребенка и его всестороннему развитию, учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Используя методы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества в ходе реализации проекта, участниками театральной студии будут создаваться новые сказки и сценарии к спектаклям.
Вовлечение родителей в совместную работу, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Проект рассчитан на три возрастные группы дошкольников 4-7 лет.
Участники проекта: Творческая группа педагогов, дети и их родители.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать!
У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками.
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления.
Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
И в моей работе возникают проблемы:
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество.
Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания.
В моей работе с детьми важными задачами являются раскрытие творческой одаренности детей, снижение уровня тревожности, неуверенности в себе, избавление от застенчивости. Эти задачи можно решить посредством театрализованной деятельности.
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра и развития одаренных детей. Поэтому для меня театрализованная деятельность является самым основным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.
Для эффективной работы, создания благоприятных условий и проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.
Поэтому у меня появилась идея открыть в детском саду театральную студию для более углубленной работы с детьми по театрализованной деятельности, начиная со средней группы дошкольников, с её поэтапным развитием, которая бы стала реализацией моего проекта: «Театр, где сказка живет».

Цель проекта: Раскрытие творческой одаренности ребенка, успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, способствующего социально-коммуникативному становлению, создание оптимального психологического климата у дошкольников посредством детской театральной студии.

Задачи для реализации проекта:
Познакомить детей с разными видами детских театров: театр масок, пальчиковый театр, настольный театр, шагающий театр, теневой театр, театр марионеток, кукольный театр «Бибабо», театр ростовых кукол, театр актеров. Обучить приемам манипуляции детских театров различных видов.
Познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников.
Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей.
Расширять у дошкольников на основе театрального творчества общую осведомленность об окружающем мире; формировать определенный элементарный опыт профессиональных действий на железнодорожном транспорте, о труде железнодорожников и других профессий через театрализацию.
Развивать воображение, фантазию в сочинении собственных сказок методом моделирования. Формировать независимость мышления, то есть находить собственные решения, открыто излагать смелые идеи, гипотезы.
Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности находить недостатки в собственных суждениях, оценках.
Развивать умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками совместно с родителями и детьми.
Вовлекать родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Этапы реализации проекта

1 этап – Работа со средней группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство детей с видами театра (пальчиковый театр, театр масок, шагающий театр, кукольный театр, теневой театр, театр марионеток). Обучение приемам манипуляции детских театров различных видов, навыков кукловождения.
2. Знакомство с русско-народными сказками, обучение умению их пересказывать, обыгрывание сказок во всех видах театра.
3. Знакомство с понятием «эмоции», распознание эмоций.
4. Создание клуба родителей «Театральная мастерская» по изготовлению театральных кукол для домашних театров.
5. Создание фотоальбома «Мир театра своими руками».

Летний период (июнь–август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

2 этап – Работа со старшей группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с правилами поведения в театре, знаменитыми театрами России.
2. Моделирование сказок по выбору объекта или сюжета.
3. Составление сказок приемами развития словесного творчества совместно с родителями.
4. Дети – детям. Показ кукольных и теневых театров детям младших групп.
5. Театр марионеток «Танцующие страусята». Показ навыков кукловождения на праздниках детского сада.
6. Театр ростовых кукол. Показ детьми спектакля путем совместного творчества целевой группы проекта «Мы спасаем Колобка».
7. Создание сборника сказок совместного творчества детей и родителей «Сказки дошколят на новый лад».

Летний период (июнь-август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

3 этап – Работа с детьми подготовительной группы и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с театром актеров, театральными терминами.
2. Знакомство с театральными профессиями (какую работу выполняют люди этих профессий, для того, чтобы поставить спектакль).
3. Игры для развития актерского мастерства «Страна эмоций», «Скажи без слов», «Пантомима» и др.
4. Постановка спектаклей по сценариям собственного сочинения методом моделирования сказок:
«Как семеро козлят пошли в детский сад»;
«Как паровозик лес спасал»;
«Вот какой рассеянный».
5. Привлечение родителей к помощи в изготовлении костюмов и декораций к спектаклям.

Условия, необходимые для полноценной реализации проекта
четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении проектной деятельности;
наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям;
овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ;
серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Методы реализации проекта
Предварительной работой по проекту будет проведение диагностики по изучению способностей детей к творчеству, которое важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. В среднем дошкольном возрасте один из главных методов по выявлению признаков творчески одаренных детей – метод наблюдения. Как правило, творчески одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, положительных социально-эмоциональных качеств.
Показатели уровней одаренности в детском возрасте не остаются константны¬ми, поэтому некоторые методики проводятся во всех возрастных группах.
Так же для коррекции психоэмоционального состояния театральная деятельность полезна застенчивым детям с высоким уровнем тревожности. В комплекс психодиагностических методик детей среднего дошкольного возраста включены:
Методика «Три ступеньки» для изучения самооценки ребенка;

Методика изучения личности «Три желания»;
Методика определения уровня развития творческих способностей «Солнце в комнате».

Описание проекта

Работа по проекту начинается со средней группы. Дети среднего дошкольного возраста знакомятся с видами театров.
Виды театра, необходимые в проектной работе с детьми:

1.Театр масок
2.Пальчиковый театр
3.Шагающий театр
4.Настольный театр
5.Теневой театр
6.Кукольный театр «Бибабо»
7.Театр марионеток
8.Театр ростовых кукол
9.Театр актеров

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности.

Куклы шагающего театра устроены таким образом, что ребенок может просунуть указательный и средний пальцы в ее ножки (сзади) и заставить персонажа «шагать». От этого кукла «оживает» в глазах ребенка. А можно работать и разными парами пальцев, разными руками и двумя руками одновременно.

Настольный театр – это игрушки и декорации, которые можно расположить на столе. Они могут быть картонные, деревянные или резиновые. Благодаря такому виду театра, у детей происходит первичное освоение режиссёрской театрализованной игры.

В театре бибабо , используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такой театр обыгрывается за ширмой.

Теневой театр – это экран, на котором плоские картонные или фанерные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми (источником света может быть лампа или окно). В теневом театре можно разыгрывать знакомые сказки. Это необычный вид кукольного театра. В тенях-силуэтах ребенок узнает знакомых персонажей, и сказка оживает в его воображении. Такие спектакли обогащают внутренний мир ребенка, учат детей представлять, развивают воображение.

Театр марионеток . Марионетка – сложная в управлении кукла, но зато она «волшебная» - кажется, что живет она отдельно от того человека, который ею управляет.

Благодаря таким видам театра дети обучаются приемам манипуляций с театральными куклами. Занимаясь с детьми театром, жизнь наших воспитанников будет интересной и содержательной, наполнится её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Так же дети, играя в театр, учатся пересказу русско-народных сказок.
В процессе рассказа и показа сказки ребенок развивает речь, мелкую моторику, речевую и жестовую выразительность, учится самостоятельно передавать образ сказочных персонажей.
С помощью сценок-этюдов дети знакомятся с эмоциями, умению их распознавать.
Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Для этого возникает необходимость в создании родительского клуба «Театральная мастерская» для проведения мастер-классов по изготовлению театральных кукол и театров своими руками. Участниками клуба будут родители со своими детьми. Благодаря таким способам обыгрывания театра в домашней обстановке, повышается уровень самооценки ребенка, уверенность в своих возможностях, сплоченность семьи. В виде консультаций и круглых столов родители получают информацию о значении театра в воспитании детей, так же возможность посетить с ребенком тот или иной спектакль, а потом обсудить с ним увиденное, и сделать иллюстрации.
В конце учебного года (в мае) совместно со всеми участниками родительского клуба создается фотоальбом, в котором будет вся проделанная работа театральной мастерской.

В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей старшего дошкольного возраста:

Методика исследования тревожности ребенка;
Методика изучения личности «Цветик-семицветик»;

Игровой тест «Три слова» для оценки творческого воображения.

Дети старшей группы с помощью слайдовых презентаций обучаются правилам поведения в театре, знакомятся с театрами России.
Различными видами театра детьми обыгрываются сценарии русско-народных сказок. Используя методы и приемы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества можно придумать новую сказку, сценарий к спектаклю.
Используя метод сказкотерапии, у ребенка развивается воображение, которое является психологической основой творчества, делающего его способным к созиданию нового. Например, после чтения и обсуждения РНС «Колобок», детям задается ряд вопросов: «Что произошло бы с Колобком, если бы он жил в нашем городе? Куда бы он покатился? Если бы он жил на высоком этаже? Что нужно сделать, что бы с Колобком не произошла беда? Как бы мы ему помогли? и т.д. Благодаря такому методу, у детей развиваются положительные социально-коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь. Таким образом, с детьми можно придумать новый сюжет сказки «Мы спасаем Колобка».
Метод моделирования является одним из самых эффективных методов обучения детей сочинению сказок, позволяющий формировать различные навыки сочинения сказок (по выбору объекта, сюжета и т.д.). Так как в нашем детском саду определено одно из важных направлений деятельности – это работа по ранней профориентации на железнодорожную тематику, то и уклон выбора сюжета сказок делается на железнодорожную тему. Готовых сказок и рассказов на железнодорожную тему мало, поэтому все инсценировки и спектакли, поставленные детьми – это продукт детской фантазии. Моделирование сказок происходит через общение, диалог, с множеством наводящих вопросов, правильно поставленных педагогом предварительно. А «правильные» вопросы побуждают ребенка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Предлагается совместное творчество по сочинению сказок детям и их родителям. Взяв за основу русско-народные сказки и используя приемы словесного творчества: «перевирание сказки», «дополни сказку», «начало и конец» и т.д., получаются новые сюжеты к сказкам, которые впоследствии станут театральными представлениями.
Фантазии детей нет границ, и не все сценарии полученных сказок можно обыграть на сцене, но их можно обыграть другими видами театра: пальчиковым, теневым, кукольным театром.
Дети старшей группы закрепляют навыки приемов кукловождения. Показывают готовые спектакли детям младших групп в виде теневых и кукольных театров. Выступают на праздниках детского сада, представляя свой опыт манипуляций кукол-марионеток (в марте).
К концу учебного года (в мае) дети старшей группы готовят спектакль с использованием ростовых кукол «Мы спасаем Колобка».

Ростовая кукла позволяет ребенку быстро перевоплотиться в ту или иную роль. Ножки куклы одеваются на ноги ребенку, на ручки одеваются рукавички, голова куклы на лямочке подвешивается на шею ребенка – и ребенок «в костюме» выбранного героя.

Так же создается сборник сказок на железнодорожную тематику «Сказки дошколят на новый лад», придуманных совместно детьми и родителями (в мае).

В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей подготовительной группы:
Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;
Методика исследования тревожности ребенка;
Методика «Диагностика природной памяти»;
Методика изучения личности «Если бы я поймал золотую рыбку»;
Методика изучения творчества ребенка, тест на креативность Вильямса «Дорисуй фигуру»;
Методика моделирования сказок.

В подготовительной группе дети знакомятся с театром актеров.

Театр актеров. Самый большой и трудоемкий вид театра, в котором выступают сами дети. Играя в театр актеров, ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, творчески применяет в спектаклях знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства общения, проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
С помощью слайдовых презентаций дети знакомятся с театральными профессиями, театральными терминами. Для того, что бы развивать эмоционально-творческий потенциал и формировать невербальные средства общения, дети знакомятся с различными эмоциями, пантомимикой.
На основе сказки «Волк и семеро козлят», объединив два праздника День матери и День рождения детского сада, используя прием «начало и конец», ребята покажут спектакль «Как семеро козлят пошли в детский сад» (ноябрь). На основе сказки «Паровозик из Ромашково», взяв за основу тему экологии, ребята покажут сказку «Как Паровозик лес спасал» (февраль). Используя прием «дополни сказку» ребята покажут мюзикл «Вот какой рассеянный» (май).
Все придуманные детьми сказки требуют большой подготовки не только в заучивании ролей, но и в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов и др. Поэтому родителей воспитанников необходимо привлекать к участию в театрализованных постановках, причем в качестве не только зрителей, но и соавторов текста, изготовителей декораций и костюмов. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера и темперамента.

(Сценарии спектаклей прилагаются в рубрике в других записях)

Заключение
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации моего проекта.
Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Проект по театральной деятельности в средней группе «Театр и мы»

«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир!»

С.И.Мерзлякова

Пояснительная записка

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Проблема.

  • недостаточно внимание родителей и детей к театру;
  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
  • недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а также их исполнительские умения.

4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Ожидаемый результат проекта

  • Обогащённая среда в группе;
  • Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
  • Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
  • Активизация творческих способностей детей;
  • Активное участие родителей в жизни группы;

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Просмотр сказки;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Заучивание стихов;
  • Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

Воспитатели группы;

Дети 4-5 лет;

Родители;

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (ноябрь-декабрь).

Материально-технические ресурсы:

Сказки, иллюстрации;

Аудио, видеоматериалы;

Мультимедийная техника;

Костюмы для театрализованной деятельности;

Атрибуты для разных видов театров.

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: итоговый

1 этап: Подготовительный

Задача

Мероприятия

Ожидаемый

результат

Ответственный

Анализ

имеющегося материала

Подбор литературы,

аудио материала

Составление списка необходимого материала

Включение

в календарно-тематическое

Планирование

мероприятий по реализации проекта

Список

Необходимого методического

материала

Дополненный

Календарно-тематический план

Воспитатели

средних групп

Создать

интерес у участников

проекта

Составление плана

мероприятий по реализации

проекта совместно с детьми, проведение диагностики в виде наблюдений за самостоятельной игрой детей

Информирование

родителей о проекте и опрос

родителей «Играете ли вы с детьми в театр?», консультации для

родителей

Заинтересованность

детей и родителей

Воспитатели

средних групп

Сбор и анализ информации для реализации

Проекта

Сбор атрибутов

Для театрализованных игр

Подбор дидактических игр

Подбор материала для презентации

Список имеющихся и недостающих

Материалов, атрибутов

Воспитатели и родители

2этап: Основной

Задача

Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный

Создать условия

Для реализации проекта

Подбор аудиоматериала

согласно списку;

Подбор сказок для драматизации, театрализованных игр;

Сказки и иллюстрации к ним;

Аудиоматериалы;

Игры – драматизации;

Презентация.

Воспитатели

средних групп

Обогатить среду

Книги – сказки для драматизации,

Коллекция аудио материала,

Игрушки и атрибуты для театрализованных игр.

Обогащённая среда

Воспитатели и родители

Обогатить знания

детей о театре,

Совершенствовать исполнительские умения

Беседы,

Просмотр видео материала,

Чтение художественной

литературы (сказок),

Творческие мастерские,

Игры-драматизации,

Заучивание стихов,

Слушание музыкальных произведений,

Отгадывание загадок о героях сказок,

Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Воспитатели средних групп

Включение

Родителей в педагогический процесс

Привлечь родителей к сбору атрибутов, костюмов для игр драматизаций, творческие

задания

Активное участие

Родителей в реализации проекта.

Воспитатели

средних групп

3этап: Итоговый

План реализации проекта

Мероприятия

Дата

Результат

Подготовительный этап

Анализ имеющегося материала

2.11-6.11

Список имеющихся и недостающих материалов.

Информирование родителей о проекте, консультации для родителей «Развитие детей

В театральной деятельности»

2.11-6.11

Готовность родителей

оказать помощь в проекте.

Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта.

2.11-13.11

План-сетка мероприятий.

Основной этап

Создание развивающей среды в группе.

Настольный театр

Пальчиковый театр

Театр на стакане

Театр на конусе

9.11-30.11

Обогащённая среда.

Чтение художественной литературы (сказок):

-«Три поросёнка»

-«Три медведя»

-«Теремок»

16.11-20.11

Знакомство со сказками, решение речевых задач.

Беседы:

По прочитанным сказкам,

О видах театров

(кукольный, драматический, театр зверей,…)

Кто работает в театре

Как вести себя в театре

9.11-13.11

Решение речевых и познавательных задач.

Творческая мастерская:

Рисование иллюстраций

К сказкам «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя»

9.11-13.11

Развитие художественно-творческих способностей

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

16.11

Развитие речевых и творческих способностей детей.

Игры – драматизации:

Игры – имитации образов

животных, людей, литературных

персонажей,

Инсценировки сказок «Колобок»,

«Заюшкина избушка», «Теремок»

9.11-13.11

Развитие артистических навыков

Выбор сказки для драматизации,

распределение ролей.

Изготовление родителями атрибутов и

костюмов к сказке «Теремок»

9.11-30.11

Активное участие

родителей в жизни

группы.

Подготовка к драматизации

16.11-30.11

Подведение итогов реализации проекта

Итоговое мероприятие:

с детьми: драматизация сказки «Колобок»,

С с родителями: драматизация сказки «Теремок".

Создание фотогазеты

о реализованном проекте.

Диагностика умений и навыков

детей в театральной деятельности на коней проекта.

Газета о проекте


ПРОЕКТ «Театр и дети»

Воспитатель: Андреянова Алтана Мэлсовна

Группа: средняя (4-5 лет)

I. Актуальность проекта:

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

Развитием коммуникативных качеств;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

II. Цель проекта:

Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности . Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

III. Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

2.Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых.

3. Формировать в группе художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.

4. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.

5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

6. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

7. Способствовать формированию эстетического вкуса.

8. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.

9. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.

10. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

IV. Принципы:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Участники проекта: Педагоги – дети – родители.

Тип проекта : Творческий.

Срок реализации: май-август.

Формы работы с детьми:

Театрализованная деятельность;

Презентации разных видов театра;

Выставки;

Чтение художественной литературы;

Беседы;

Игры-драматизации;

Рассматривание иллюстраций у сказкам;

Заучивание стихов;

Пальчиковые игры;

Разучивание скороговорок.

Методы и приемы:

Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);

Игры-драматизации;

Упражнения по дикции;

Игры-превращения;

Упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;

Театральные этюды;

Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральный уголок в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности .

2. Развитие речи, мимики, жестов.

3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Для воспитателя:

1. Повышение профессионализма.

2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

3. Личностный профессиональный рост.

4. Самореализация.

Для родителей:

1. Повышение уровня личностного сознания.

2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

3. Самореализация.

Для группы:

1. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

2. Создание картотеки театрализованных игр.


Ирина Салахетдинова
Краткосрочный педагогический проект в средней группе «Театр и мы»

Краткосрочный педагогический проект в средней группе "Театр и мы"

Проектная деятельность

Тема: "Театр и мы"

Тип: информационно-творческий, групповой

Возраст: средняя группа

Вид проекта: краткосрочный

Участники проекта:

Воспитатели группы;

Дети 4-5 лет;

Родители;

Пояснительная записка

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо….

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность:

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Проблема:

Недостаточно внимание родителей и детей к театру;

Мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;

Недостаточно театральных костюмов и масок в группе.

Застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

3. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а также их исполнительские умения.

4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Методы и формы работы:

Чтение художественной литературы;

Игры – драматизации;

Слушание музыкальных произведений;

Просмотр сказки;

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Заучивание стихов;

Театрализованная деятельность.

Ожидаемые результаты:

Обогащённая среда в группе;

Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;

Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.

Расширение словарного запаса, развитие связной речи;

Активизация творческих способностей детей;

Активное участие родителей в жизни группы;

Материально-технические ресурсы:

Сказки, иллюстрации;

Аудио, видеоматериалы;

Мультимедийная техника;

Костюмы для театрализованной деятельности;

Атрибуты для разных видов театров.