Презентация изо 6 кл цвет основы цветоведения. Цвет. Основы цветоведения. Дадут нам конечно … цвет

Основные и составные цветаДля удобства все цвета размещают по кругу,
исключая голубой (смесь синего с белым).
Составной
цвет
Составной
цвет
Составной
цвет

Цветовой круг

Цветовой круг
можно
расширить,
добавляя в него
цвета,
полученные
смешением
основных и
составных
цветов

В процессе изучения
цвета был составлен
«Цветовой круг».
Если мы проведём в
нашем простом
цветовом круге
диаметры, то увидим,
что они соединяют
пары основных и
составных цветов.
Это красный и
зелёный, синий и
оранжевый,
фиолетовый и
жёлтый.
Это пары называются
дополнительными
или
комплиментарными
цветами.

Контрастные цвета располагаются в
противоположных четвертях цветового круга.
Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому они
применяются там, где необходимо привлечь
внимание.

Живопись – это такой вид изобразительного
искусства, в котором цвет играет главную роль

Колорит – это система соотношений цветовых тонов
и их оттенков, образующих определённое единство

Основные характеристики цвета

Светлота
В.Борисов-Мусатов. Весна
Цветовой тон
С. Ткачев.
На солнышке
Насыщенность цвета
В. Борисов-Мусатов.
Водоем

Родственные цвета

М. Асламазян
Праздничный
натюрморт

Порядок расположения цветов в цветовом круге

И. Остроухов. Золотая осень

К. Моне. Скалы в Бель-Иль.

П. Сезан. Пейзаж Л Эстака

А. Куинджи. Эльбрус

1
Клод Моне. Руанский собор
1.В свете восходящего солнца.
2.Утром.
3.Вечером
2
3

Теплые цвета

Холодные цвета

Запомните, что эти
сочетания всегда
наиболее гармоничные,
а так же наиболее
яркие. Каждая пара
содержит в себе весь
цветовой спектр.
Гармонично и хорошо
сочетаются любые пары
основных цветов:
красный и синий
синий и жёлтый
жёлтый и красный
Это менее яркие пары,
нежели
дополнительные.
А вот пары
дополнительных
цветов:
оранжевый и
фиолетовый
зелёный и фиолетовый
зелёный и оранжевый
Это дисгармоничные
сочетания, и их стоит
избегать.

Наименее ярко смотрятся пары соседних цветов, но эти сочетания так же
гармоничные.
При смешивании любой пары дополнительных цветов всегда получается
коричневый!
Выделяются три группы цветов по сочетанию – родственные, родственноконтрастные и контрастные.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и
имеют хотя бы один общий цвет, например, жёлтый, оранжевый и жёлтокрасный. Существуют четыре группы родственных цветов:
жёлто-красные
красно-синие
сине-зелёные
зелёно-жёлтые
При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных
цветов.

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних
четвертях цветового круга и имеют один общий (главный) цвет,
два других составляющих цвета – взаимо-дополнительные.
Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов:
жёлто-красные и красно-синие
красно-синие и сине-зелёные
сине-зелёные и зелёно-жёлтые
зелёно-жёлтые и жёлто-красные
Эти сочетания достаточно активны.

контраст дополнительных цветов

Выделяют 4 группы цветовых сочетаний.
Монохромные - цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть
переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем
добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти
цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.
Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее,
богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и
темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый.
Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на
голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми),
декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками
коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной
вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.

Полный цветовой круг

Полный цветовой круг
включает
хроматические и
ахроматические цвета
Смешение
хроматического цвета с
белым увеличивает его
СВЕТЛОТУ
Смешение
хроматического цвета с
чёрным увеличивает его
насыщенность

Родственные цвета располагаются в одной четверти
цветового круга и имеют в своем составе один общий
главный цвет (например, желтый, желто-красный,
желтовато-красный).
Существуют 4 группы родственных цветов: желтокрасные, красно-синие, сине-зеленые и зеленожелтые.
Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы
между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в
своем составе общий главный цвет. Гармоничные
сочетания родственных цветов спокойны, мягки,
особенно если цвета слабо насыщены и близки по
светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).
Однотоновая гармония

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух
соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть
линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе
один общий цвет и два других составляющих цвета,
например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с
красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы
(объединены) между собой общим (красным) оттенком и
гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственноконтрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые;
сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красносиние; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются,
если они уравновешены равным количеством
присутствующего в них общего цвета (то есть красные и
зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти
сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
Контрастные цвета. Диаметрально противоположные
цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и
несогласованные между собой.

гармония родственных цветов

Все цвета можно разделить на две большие группы:
Ахроматические (бесцветные) – к которым
относятся белый, черный и все оттенки серого
цвета. Ахроматические цвета характеризуются
только степенью их светлоты (светло-серый,
темно-серый и т. д.).

Хроматические (спектральные) – все цвета и оттенки спектра:
пурпуровый, карминно-красный, киноварно-красный, оранженый,
желтый, желто-зеленый, зеленый, голубо-зеленый, циано-голубой,
ультрамариновый (синий), голубо-фиолетовый, пурпурнофиолетовый. Хроматические цвета имеют три
свойства: светлоту, цветовой тон, насыщенность.
Цветовой тон - одна из характеристик, определяющая его оттенок по
отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами
«голубой», «лиловый», «коричневый» и т. д. Например, один красный
цвет имеет желтоватый оттенок, а другой синеватый. Смешивая
красный цвет с другими красками, можно получить бесконечное
множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону.
Человеческий глаз различает до 400 оттенков.

Насыщенность цвета - это степень яркости цвета, которая изменяется в
зависимости от наличия в нем серого цвета (ярко-голубой, серо-голубой и т.
д.). Чем более данный цвет отличается от серого, тем он насыщеннее, ярче,
красочнее. Чистый цвет - это цвет наибольшей яркости. Обычно это свойство
обозначается словами «яркий», а «приглушенный», «мягкий» (пастельные
тона характеризуются пониженной насыщенностью).
Яркие цвета чаще всего применяются в вышивке декоративных изделий,
более спокойные, ненасыщенные - в вышивке одежды.
Светлота - это большая или меньшая близость цвета к белому цвету
(например, темно-синий, синий, голубой - разные по светлоте тона одного
синего. Темные цвета образуются в результате смешивания какого-либо
цвета с черной краской, а светлые цвета - с белой краской
Теплые и холодные цвета. Все хроматические цвета и их оттенки делятся на
теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня и солнца - желтый,
оранжевый. К холодным относятся цвета воды, льда - голубой, синий.
В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные
оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым
оттенком, и теплым - если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым
оттенком - теплый, а с синим - холодный.

Теплые и насыщенные (яркие) цвета
привлекают больше внимания и создают
впечатление близости предмета.
Их называют также приближающими,
выступающими. Холодные цвета и
ненасыщенные создают впечатление
отдаленности.
Поэтому их называют удаляющими,
отступающими.
Наибольшим приближающим эффектом
обладает желтый цвет, максимально
удаляющим - синий.
Нанесенные на одной плоскости цвета
могут казаться более близкими или
более отдаленными от зрителя.
Пользуясь этим свойством цветов, можно
передать объем и рельефность деталей
вышивки, приблизить и выделить одни
части рисунка и отодвинуть на задний
план другие.

Свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на
котором они расположены. На светлом фоне лучше выделяются,
выступают темные тона, светлые теряются, а на темном фоне
больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают.
На светлом фоне все светлые тона цвета кажутся темнее, а эти же
тона на темном фоне кажутся светлее.
Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне.

цветовые растяжки по тону

Эти цвета придают яркость друг другу, и
сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый
треугольник на фиолетовом кружочке, красный
кружок в зелёном квадрате, а синий овал на
оранжевом прямоугольнике.

Посмотрим на рисунки кленового листа.
Какой фон для него будет наиболее удачным
и почему?

Светотень. Цвет и свет -
понятия, неотделимые друг от
друга.
Благодаря свету человек видит
предметы, их форму и цвет.
Но в зависимости от источника
освещения цвета имеют свойство
изменяться.
При дневном свете все цвета
выглядят чище, прозрачнее.
При искусственном освещении
цвет может меняться. Например,
белый и серый цвета желтеют,
синий - темнеет и кажется
черным, фиолетовый цвет может
краснеть или синеть.

Между светом и тенью всегда существуют переходы. В
зависимости от того, как предмет расположен к
источнику света, различают шесть переходных степеней
светотени:
блик - особо высветленная часть предмета. Блик
зависит от поверхности предмета. Матовая и
шероховатая поверхность не имеют блика, а гладкая,
ровная поверхность, отражая свет, дает светлый блик.
Это свойство необходимо учитывать при вышивке
блестящих ягод (виноград, слива, вишня), а также при
вышивке глаз, которые без блика смотрятся пустыми,
слепыми. Вышиваем всегда белыми или очень
светлыми серыми нитками;
светлая часть - часть предмета, обращенная к
источнику света;
полутон - часть предмета, находящаяся под какимлибо углом к свету;
теневая часть - часть предмета, находящаяся в
противоположной стороне от источника света;
рефлекс - свет, отраженный от каких-либо
окружающих предметов. Рефлекс изменяет цвет
изображаемого предмета и лучше заметен в тенях;
тень, падающая от предмета на другую освещенную
часть;
Влияние светотени на форму изображаемого предмета
можно проследить на примере шара. Если нарисовать
круг и закрасить его ровно краской одного цвета, то
получится плоский круг. Если же его заполнить по краям
в теневой части более темными тонами выбранного
цвета с постепенным переходом на более светлые тона в
освещенной центральной части, то зрительно создается
ощущение формы шара.

Понятие о светотени дает возможность
показать объемность вышиваемых предметов
(ягоды, цветы, птицы). Свет влияет на
расцветку предметов. В освещенной части
предмета (или узора) цвет имеет более светлые
тона, а в затемненных местах тона того же
цвета темнее.

Цвет в композиции.
Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того,
расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части холодных пятен
«В царстве Снежной королевы»

Класс: 6

Цель: Познакомить учащихся с основами цветоведения, дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания.

Основные задачи урока :

  1. Формирование представлений о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.
  2. Развитие культуры зрительного восприятия.
  3. Знакомство с теоретическими основами живописи.

Материалы : гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд : Приложение 1. Презентация «Цвет. Основы цветоведения»

Ход урока .

Организационный момент .

Приветствие.

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи какого цвета
Зима, весна, и лето?

Как выдумаете о чём мы сегодня будем говорить? О цвете, тайне цвета и какую роль он играет в нашей жизни.

Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве.

Цветоведение – наука о цвете.

Ребята, видим ли мы в темноте цвета? Нет. Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Что такое цвет? Цвет-дитя света. Смотри Приложение 1 Слайд 2

Свет- это частный случай электромагнитного излучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и

желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых.

Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными. Смотри Приложение 1 Слайд 3

Цвета которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Проведя в цветовом круге диаметр через середину жёлтого цвета, можно определить, что противоположенный конец диаметра пройдёт через середину фиолетового цвета Напротив оранжевого расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов которые называют дополнительными . Cмотри: Приложение слайд 4

Что такое насыщенность и светлота смотри Приложение слайд 5

Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов. См. Приложение 1 слайды 6-13

Типы цветовых гармоний :

1. Двухцветная.

Диаметрально удалённая пара. контрастное сочетание. Цвета расположены друг против друга Жёлтый и фиолетовый.
Предельно удалённые пары.

2. Трёхцветная.

Классическая триада
Контрастная триада.
Аналогичная триада.

3. Четырёхцветная.

Четыре гармоничных цвета и т. д.

Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нём.

Психологическое воздействие цвета на человека .

См приложение 1 слайды 14-15

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. См приложение 1 слайды 16

Тёплые цвета : красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов.Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.

Холодные цвета : синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.

Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.

Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме. Смотри приложение 1 Слайды 17-21

Ещё примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам (Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

Искусство живописи – искусство цветовых и световых отношений. Работая красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения.

Знание системы цветовых построений необходимо не только для успешной работы художника См приложение 1 слайды 17-21,.

но и для успешной работы дизайнера интерьера и дизайнера одежды.

См приложение 1 слайды 22-25

Символика цвета. См приложение 1 слайды 26

Вывод: Итак, мы выяснили, что цвет имеет огромное значение в жизни человека, он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие и люди научились пользоваться этим.

Практическая работа :

учебные и игровые задания на понимание свойств цвета.

Полезно выполнить задание на разные оттенки цвета.

Нарисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например синим и жёлтым, а клетки между ними закрасить разными оттенками, полученные путём смешивания заданных цветов.

Можно выполнить и игровое задание – придумать сказочный мир цветной страны (Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город и др.)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цвет в искусстве. Основы цветоведения Составила: учитель изобразительного искусства МБОУ « СОШ №24», г. Братск. Невидимова Елена Анатольевна

Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в ус­ловиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особен­ностях есть научно обоснованные общие закономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, доб­ром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пусто­та, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ноч­ное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть. У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них. Художник должен организовать всю стихию цвета, чтобы достичь необходимого по его замыслу воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл произведения. Как он этого до­бивается, узнаем из материала урока.

Радуга Последовательность цветов спектра легко запомнить, следуя поговорке: К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан

Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Вам, наверное, известно, что «белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя так называемый спектр, то есть беспрерыв­ный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, го­лубой, синий, фиолетовый. Между ними нет резких границ: желто-зеленый незаметно переходит в зеленый и т. д.

Основные цвета Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других.

Составные цвета Составные цвета – цвета, получаемые путём попарног о смешивания основных цветов. ? ? ? Зелёный Оранжевый Фиолетовый

Цветовой круг Цветовой круг можно расширить, добавляя в него цвета, полученные смешением основных и составных цветов

Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль

Колорит – это система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определённое единство

Основные характеристики цвета Светлота Цветовой тон Насыщенность цвета С. Ткачев. На солнышке В.Борисов-Мусатов. Весна В. Борисов-Мусатов. Водоем

Родственные цвета М. Асламазян Праздничный натюрморт

И. Остроухов. Золотая осень

К. Моне. Скалы в Бель-Иль.

П. Сезан. Пейзаж Л Эстака

А. Куинджи. Эльбрус

Клод Моне. Руанский собор 1.В свете восходящего солнца. 2.Утром. 3.Вечером 1 2 3

Практическая работа Составить гармонию холодных пятен «В царстве Снежной королевы» Составить гармонию теплых пятен «В Солнечном городе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"

Презентация к уроку изобразительного искусства "Основы цветоведения"

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....

Презентация «Основы цветоведения»

  • Работа выполнена учителем ГОУ СОШ
  • «Школа надомного обучения» № 381
  • Богачевой Надеждой Ивановной.
Два мира есть у человека:
  • Два мира есть у человека:
  • Один – который нас творил,
  • Другой – который мы от века
  • Творим по мере наших сил.
  • (Заболотный М.И.)
Принципы развития творческого воображения:
  • прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого общеучебные умения и навыки ;
  • новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;
  • в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не определением;
  • следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства;
  • необходимо стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Цветовой тон
  • Цветовой тон – это то, что позволяет глазу воспринимать цвет (красный, зеленый, синий…) и зависит от его места в спектре.
Основные характеристики цвета (насыщенность) Насыщенность
  • Насыщенность цвета - способность сохранять свой цветовой тон при введении в его состав различных количеств серого цвета, равного ему по светлости, т.е. насыщенность представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Чем больше серого цвета, тем меньше насыщенность.
Насыщенность цвета, приглушенная цветовая гамма Изменение насыщенности цвета Светлота
  • Светлота – качество, присущее как хроматическим, там и ахроматическим цветам.
  • Любые цвета и оттенки можно сравнить по светлоте, определить, какой цвет темнее или светлее.
  • (синий + белый = голубой)
  • Светлотные отношения называют тональными.
  • Ахроматические цвета характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, другие светлее (серый цвет)
Изменение светлоты цвета с помощью белил Легкие цвета Тяжелые цвета Гармонические цветовые сочетания
  • 1. Однотоновые – создаются на основе одного из цветов цветового круга и к нему добавляют белый, а затем черный пигмент.
  • 2. Родственные – это уравновешенная гамма без противопоставления оттенков. В цветовом круге таких 4 группы: а) желто-красная,б) желто-зеленая, в) зелено-синяя, г) сине-красная.
  • 3. родственно-контрастные - выбирают цвета, расположенные по линиям хордового деления цветового круга.
Гармонии родственных цветов Однотоновая гармония Однотоновая гармония Гармония родственных цветов Светлотный и цветовой контрасты
  • На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом на светлоте.
Цветовой контраст
  • Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, предварительно наблюдавшихся.
  • Основные и дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче.
Примеры контраста по светлоте и цветового контраста Пример цветового контраста Предлагаемые практические работы
  • 1. Цветовой круг из 24 цветов.
  • 2. Теплая и холодная цветовые гаммы.
  • 3. Однотоновая гармония.
  • 4. Родственные цвета. Контрастные цвета.
  • 5. (по желанию) Взаимосвязи основных характеристик цвета (насыщенность, светлота). Светлотный диапозон ахроматического ряда.
Рекомендации
  • Данная презентация может быть использована на уроках технологии, изобразительного искусства, мировой художественной культуры.
Список литературы
  • 1. Алексеев С.С. «Цветоведение» изд. «Искусство», 1976г.
  • 2. Козлов В.Н. «Основы художественного оформления текстильных изделий», Москва, «Легкая промышленность, 1981г.
  • 3. Сокольникова Н.М. «Основы живописи» Обнинск, 1996г.