Правьславие. Миры славян: Явь, Навь, Правь Кулон единства трех миров явь навь правь

Явь, Правь и Навь – в современном русском неоязычестве «три стороны бытия» или «три мира славянского мифологического миропонимания». Впервые эта триада упоминается в Велесовой книге (которую большинство учёных признаёт подделкой, датируемой XIX или XX веком); в аутентичных источниках по славянской мифологии и фольклору известен только термин «навь», означающий мертвеца; «Явь» и «Правь» в этих источниках не встречаются.

Определение

Дощечка № 1 Велесовой книги гласит:

праве бо есь невідомо уложена дажьбом, а по ньяко пря же ся теце яве і та соутворі живо то нашо а токо лі одіде сьмртье есь явь есь текоуща а творено о праві наве нбо есте по тоія до те есте нава а по те есте нава а в праві же есте явъ

что в интерпретации А. Асова (1992 год) должно означать:

Ибо что положено Даждьбогом в Прави, нам неведомо. А поскольку битва эта протекает в яви, которая творит жизнь нашу, а если мы отойдём – будет смерть. Явь – это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же – после неё, и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь

…Нам удалось только после долгих усилий установить, что «Явь» была реальностью, «Правь» – истина, законы, управляющие реальностью, и наконец, «Навь» была потусторонним миром, где была «Явь», не связанная с «Правью», а потому бестелесная.

…Усопшие приходили «из Нави, окуду никто вена не приходит венити». Такое общение с усопшими происходит в Яви через Навь. Рай, или божественное обиталище, где … Предки, Пращуры и Шуры …, общается с Явью через «Навь». Это как бы промежуточная ступень, ибо если мы живем в Яви, если сама Жизнь, истечение Живы сквозь время и пространство может идти лишь благодаря Прави – основе, существующей под ней и установленной богами (ипостасями Сварога), то в будущем человек «вдет внави», то есть в загробное существование. Таким образом, смерти не было, а было лишь созерцание «внави зряти» тех, кто ушёл.

Понятия «Правь-Явь-Навь» в славянской вере

Вера и толкование (легенды и происхождения ) тех или иных событий на Земле Матушке происходила из наблюдений предков, в процессе их развития. Все эти наблюдения и накопление опыта привели к образному мышлению и пониманию мира.

У славян МИР состоял из трёх равновесных миров: Явь-Навь-Правь. Явь олицетворяет собой данную действительность, то есть то, чем человек живёт в этой жизни – настоящее. Для Яви характерен образ Белобога, мир живых.

Навь – это мир мёртвых, характеризуется образом Чернобога. В этом мире сожительствуют будущее и то, что было до нас, мир наваждений. Непредсказуемый мир, здесь нельзя утверждать, что будет именно так. Здесь можно столкнуться с хорошим будущим и с разрухой, упадком. А что именно воплотится из этого мира, зависит от настоящих действий в Яви. Мир Нави существует параллельно Яви. Человек может соприкоснуться с миром Нави по глупости или из любопытства (например, гадание). Правь стоит над мирами Яви и Нави, приводит в равновесное состояние существование этих миров. Этот мир истины. Человеческая душа приходит из мира Прави, и должна вернуться туда же ещё более чистой, чем была.

Значение «триглава»

Таким образом, получается триглав «Правь – Явь – Навь. Навь (Информация) путём управляющего воздействия Прави (Меры) материализуется в Явь (материю)».

У славян есть свой знак в вере, который объединяет все эти три Мира: «Миф повествует, что когда на земле (в мире Яви) наступает ночь, сияющая Солнечная Колесница (правит которой сам Даждьбог) проносится по Небу Мертвых, и Щит Даждьбога, с изображенным на нем блистающим восьмиконечным Коловратом, символом совершенства, освещает мир Нави. Но обитатели Подземного Мира не имеют возможности лицезреть Солнце, каким видим его мы, живые. Когда в их мире наступает «рассвет», они видят, как из-за линии горизонта, окрашивая черные небеса тусклыми багровыми бликами, поднимается зловещее кроваво-красное Солнце – Солнце Мертвых, – освещая призрачный, населенный тенями, серо-черный мир Ящера – царство Чернобога и Марены (Мары).

Никто из обычных смертных, кроме великих героев и мудрых волхвов, не может выдержать этого зрелища, не повредившись рассудком. Некоторые люди, живущие не по Законам Сварога, находясь на смертном одре или будучи сражены тяжелым недугом, еще при жизни видят отдельные (случайные) образы и отрывки картин из Подземного мира, что приводит их в неописуемый ужас. Врачи и близкие обычно считают эти видения лишь плодом фантазии больного, обычными галлюцинациями, лихорадочным бредом. Мир Яви и мир Нави, как повествует миф, разделяет некая сакральная Граница, воплощенная в образе реки Смородины (от корня смород — сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый), чьи воды – бушующее пламя.

Берега соединены лишь тонким (тоньше волоса) мостом из радуги, по которому не перейти тому, кто еще обременен плотью. Тот, кто жил не по Законам Сварога, переходя после смерти плотного («физического») тела по Мосту, попадает в царство Марены и Чернобога, где пребывает вплоть до следующего воплощения на земле; жившие же по Прави – поднимаются в небесное царство Сварога – Ирий (Златую Сваргу, Царство Света), где и ожидают нового рождения. Героев, погибших с мечом в руке, возносит в Ирий сама Магура-Перуница, мудрая и прекрасная дева-воительница, дочь Перуна-Громовержца. И лишь те немногие Мудрые люди, кто еще при жизни в теле обрел (раскрыл в себе изначально присущее каждому!) духовное единство с Родом, для кого уже не существует более различия между «я» и «ОН», между личной волей и Волей Рода – не воплощаются более на земле, навсегда уходя в Чертоги Незримые, скрытые. Небесный мир есть Царство Прави – законов Сварога, поддерживающих равновесие. сил в мире, определяющих существование и взаимодействие Яви и Нави.

Нужно отметить, что Явь и Навь, Белобог и Чернобог не могут трактоваться как символы «добра» и «зла», или, по крайней мере, исчерпываться этими понятиями. Вообще, смерть тела может рассматриваться в качестве абсолютного зла, а жизнь – в качестве безусловного «добра» лишь сознанием того, кто выпал из непосредственного ощущения естественного порядка вещей, кто не видит более, скрытую за внешними феноменами, мировую гармонию, кто отрекся от Традиции – Законов Сварога и Мудрости Предков».

«Пекло» и «Славь»

Всё было бы логично, и мы бы смело эту триаду охарактеризовали как триединство мира. Но, существуют ещё два пространственных ориентира, которые претендуют на роль в космологической языческой системе древних славян.

Существует достаточно мощный пространственный ориентир – «Пекло». Пекельное царство, это нижний мир. Там царствует тёмные Боги и их воинство. Это царство мёртвых. Но нужно это понимать в том ключе, что в царство мёртвых редко попадали герои. И то с целью освободить любимого. Человек же после смерти редко попадал в Пекельный мир.

Пекло – в славянской мифологии ад, преисподняя (от глагола «печь», «пеку» и равно означает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя»). Славяне полагают пекло под землею, куда надо спускаться через разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему страшное пламя колодцу. Простолюдины считали, что душа во время «обмиранья» (летаргии) странствует по пеклу и видит там адские муки. В народных сказках герои, отправляясь на тот свет, нисходят туда через глубокую яму. «Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного черта из пекла». – «Как же, кум? – прервал Черевик. – как же могло это статься, чтобы черта выгнали из пекла?» – « …Вот черту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли» (Н.В. Гоголь. «Сорочинская ярмарка»).

По В. В. Иванов, В. Н. Топоров «Пекло (церковнослав. пькъл, «смола», возможно, из лат. picula, «смола», или pix, «смола, деготь»), в славянской мифологии ад, преисподняя. Представления о Пекле, по-видимому, сложились под влиянием христианского учения об аде. Предполагаемые связи Пекла с вост.-слав, обозначением пекельного (адского) змея и словацк. pikulnik («мужичок-с-ноготок», домовой, одетый в красное и приносящий деньги хозяину и здоровье его лошадям), вероятно, установились позднее в силу народной этимологии». Возможно, Пекло более архаично, но представляется всё же что это восточнославянский синоним христианскому аду.

Есть ещё один ориентир, который используют неоязычники, это термин «Славь». Представляется, что этот термин ввели Инглиисты, для оправдания своей лигвотрансформации: ПравьСлавить. По их значению «Славь» – это всё что создано богами. Термин не имеет историчности, и грубо сфабрикован.

Космологическая система славян, очищенная от фальсификаций, больше склонна к триединству мира. Из 5 рассмотренных терминов, 2 сфабриковано, 1 – не имеет отношения к славянскому язычеству, а два оставшихся характеризуют мир людей и мир духов. Из этих предпосылок допустимо сделать вывод, что, скорее всего, у славян было какое-то определение для «Мира Богов», которое для нас пока не ясно или просто нет источников по этому вопросу. Что и побуждает многих придумывать названия для этого явления.

Заключение

Таким образом, у славян Явь, Навь и Правь в совокупности представляли собой четко определенную систему мироздания. Здесь не было места пытаемым грешникам и прочей ереси, потому что в Темной Нави, в мертвом мире, в котором нет ни солнца, ни жизненной энергии, существование человека становится наказанием само по себе. Поэтому такие понятия как «славянский ад» или «славянский рай» выглядят настолько глупо и низко, что употреблять их может лишь исключительно невежественный человек. И тут можно отметить еще один нюанс, отличающий славянское «мироустройства» от, например, христианского. У христиан ад и рай – это окончательные пункты назначения, то есть, попав в любое из этих мест, выбраться из него уже нельзя. У славян Навь (и разумеется Правь, органичная часть Нави) часто пересекаются с Явью, земным миром, и не только в плане мифологических сюжетов. Речь идет о том, что желание и воплощенное намеренье человека определяют его бытие в любом мире. Итак, Явь – это набор доступных нам состояний любого рода, Навь содержит средства изменения этих состояний. Сочетая Явь и Навь, мы встаем на Путь Прави – путь раскрытия себя, выхода из противоречий, соединения прежде несоединимого, путь гармоничного слияния в себе всех сторон бытия.

Правь – не предел, как минимум, нашим Предкам были известных лишь четыре «неба» этого мира, из семи. Навь – отражение Прави, со своей градацией, со своей иерархией, но «в другую сторону», со знаком минус.И при совершении определенных действий сущность, в частности – человек, вполне могла сменить мерность (мир, пласт Вселенной). Если проводить этимологию слов, то можно найти термин Навь во многих русских словах и древнеславянских названиях. К примеру, русалка-навка – умершая душа, которая живёт в водоёме; навий день – день поминовения мёртвых; навидь – смертельная рана; нава – погребальная лодка, ладья в которой отправляли в последний путь усопшего и т.д. В “Повести Временных Лет” есть такая фраза: “…навье бьют полочаны…” – что относится к эпидемии, представлявшейся, как мертвецы на конях, которые скачут по улицам и сеют смерть.

Хозяевами Нави являются Кощей (Чернобог, Ящер), Морана (Мара), также иногда хозяином называют Велеса и некоторых других богов. Навь – это ещё не Правь (место, где обитают высшие Боги), но уже и не материальный мир. Это другая форма существования, можно даже сказать, что настоящий дом для душ. Пребывая в мире Яви или Нави, человек всегда находится в нерушимой системе, созданной Правью. Люди — её частицы, которые выполняют некие функции в мирах, что находятся ниже. Постоянно совершенствуясь на пути духовного развития, целью всего человеческого существования является возвращение в своё настоящее обиталище, дом для каждого духа – Правь.

По некоторым предположениям, от данного термина произошло множество слов: править, праведный, правдивый, правый и даже правда. Всё это указывает на то, что законы Прави являются истинными и нерушимыми. Многие современные славяне-язычники ошибочно считают, что термин “православный” также переводится как Славящий Правь. Это довольно неоднозначное толкование. Разбор этого слова лингвистами довольно убедительно доказывает, что это вовсе не так (в переводе с греческого, «православный» — это «правильное суждение» или «учение»). Все это действительно важно, потому что помогает более развернуто и более глубоко понять культуру наших Предков, осознать ее предтечи и первоосновы, принять ее такой, какая она есть на самом деле, а не такой, как нам ее преподносят.

Мир Яви всем нам известен. Мы знаем его лучше всех других, так как сознание наше настроено именно на него с самого рождения. Это самый плотный мир из всех – мир грубых материй. Но примечателен он тем, что энергия в нём как бы упакована и если взять одинаковые объёмы пространств Яви, Нави, Слави и Прави, то в Яви энергии будет больше всего. Благодаря миру Яви наше тело может получать огромную силу, питая другие тела, душу и дух. Конечно же, если мы держим тело в здравии. Но с другой стороны, из-за плотности пространства мы более ограничены в своих действиях, нежели в мирах потоньше.

Пространство Нави наполняют несколько миров. Современные люди дали этим мирам названия эфирный, астральный и ментальный, хотя данные названия не точно описывают сами миры. Эфирному миру больше подходит название «зеркальный», так как плотный мир отражается в нём, как в воде. Он является разновидностью плотного мира и очень похож на наш мир Яви. Подобные человеку существа населяют его. Они могут видеть нас из своего мира, так как более тонкий мир проникает в более плотный. В нём так же есть растительность и другие формы жизни, подобные нашему миру, но поедание одного другим отсутствует. Некоторые цивилизации земные летопись свою продолжили в эфирном мире и до сих пор там живут.

Астральный мир создан так, чтобы души имели возможность проживать те ситуации, которые для мира плотного не случатся никогда. В нём, как в плотном мире, есть деревья и существа различные. Этот мир состоит из двух миров — второй мир, как бы надстройкой первого является. Каждый человек бывает там во сне. Это самый управляемый из миров. В астральном мире всё идёт по сценарию без права выбора для существ, населяющих его, — они как плод воображения, но всё же живые. Некоторые существа мира астрального могут делиться силой своей, а некоторые — забирать. Этот мир позволяет сути человеческой проживать множество жизней за одну, прибавляя к делам плотного мира, дела астральные. Астральный мир правильнее было бы назвать «сказочным» или миром сновидений.

Ментальный мир другой. Он разделён на три мира по подобию матрёшки – один в другом. Плодов для пищи не предусмотрено там – энергией питаются все. Основной пищей этого мира является энергия звёзд. Растительности в этом мире нет, лишь океан энергий и существа различные, но все разумные. Возможности они имеют большие, чем мы, так как большей свободой обладают. Но сила разума у человека выше, так как человек – бог, заключённый в теле плотном. Ментальный мир — всепроникающий мир построений. В нём изначально создаются творения различные и, напитываясь энергиями, спускают существа новые в миры нижние. Я бы назвал этот мир – творческим.

Все миры тонкие привязаны к планетам, как к живым сущностям, а они — к общему объёму Нави.

Пространство Слави междумирьем является. Там обитают души. Границы Слави с Навью и Правью соприкасаются. В Слави есть подмир – Чистилищем его зовут. Туда попадают души после воплощений для очищения от энергий тяжёлых, скверных, полученных при воплощении. Коль есть в душе энергии, что ядом для духа являются, разобрана та часть души будет по узелкам и действо это болезненное. Коль чистыми энергиями наполнилась душа за воплощение, пройдёт сквозь Чистилище незамеченной к себе домой, в просторы Междумирья. Когда душа наполнится за воплощения многие высококачественными тонкими энергиями, то сможет Дух все их забрать и в Правь отправиться, к себе домой, расширив тем самым границы Прави и получив силу огромную. Означать это будет, что Дух выполнил своё предназначение, поднявшись на ступеньку выше к РОДу. Пустая матрица души тогда для новых духов станет пристанищем. Но если пришло время Духу возвращаться в Правь , а не собраны нужные энергии, попадает Душа тогда с Духом в верхнее Чистилище, что между Славью и Правью находится. Отбираются тонкие энергии для Духа и Дух разделяется. Одна часть, тонкая, уходит в Правь, а та, что тяжелее, вместе с Душой обратно в Славь для последующих воплощений. Сам мир этот, что верхним чистилищем я назвал, великим и прекрасным существом является, который выполняет предназначение особое.

Пространство Прави для Духов чистых. Чтобы силой наполняться, отправляется дух из Прави в путешествие в миры плотные. Для этого и была создана Душа и тела различные. Когда же набирает он силушку необходимую, возвращается назад в Правь и начинает творить миры новые. Так расширяется пространство Прави и само мироздание.

Явь, Навь, Славь, Правь

Мир Яви – это наш физически плотный Мир, мы его ощущаем органами чувств.

Мир Нави – это незнакомая нам Явь, так называемый «тонкий Мир». Но славяне разграничивали Навь на Светлую и Тёмную: в Светлой Нави наши Предки, а в Тёмной – бесы. Схематично, Тёмная Навь снизу, Светлая Навь сверху, а Мир Яви как рубеж. Раньше Предков славили, поэтому Светлую Навь называли ещё Мир Слави, а Тёмную просто Навь.

Мир Слави – это Мир Предков (Светлая Навь). Но в отличие от современной системы, в славянской Светлая Навь охватывает и Астральный и Ментальный Миры, а уже над ним Мир Прави.

Мир Прави – это Мир Богов.

Явь – Мир людей и живых существ;

Навь – Мир Духов и Бесов;

Славь – Мир Предков и Покровителей;

Правь – Мир Богов .

Современная структура Миров

Таблица: современная и Славяно-Арийская структура МировСравним современную и Славяно-Арийскую структуру миров. В современной системе выделяют три Мира: Физический, Астральный и Ментальный. Сегодня не любят говорить «Явь» или «Явный Мир», привыкли говорить Физический Мир, т.е. физически плотный. Следующий - Астральный Мир – это Звёздный Мир (от греч. «астери» – звезда) - это Мир меж звёзд, т.е. разряженный. Наш Мир более плотный, а там более тонкий. Поскольку Астральный Мир вокруг физического, то схематично изобразим его сверху и снизу Физического Мира. Выше Астрального - Ментальный Мир, его ещё называют заоблачным или Божественным.

На этом современная система заканчивается, потому что за основу взяты всевозможные восточные методики, которые урезаны. Наши Предки, когда обучали другие народы, давали им знания в урезанном виде, упрощённые, поэтому Вышнее они не знают. Допустим, в буддизме, синтоизме, индуизме и т.п. когда человек доходит до верхней точки (граница ментального мира; см. рисунок), для него начинается Мир Нирваны… и дальше ничего нет. Но если они не знают что дальше, это не значит, что там ничего нет. На самом деле их «высокий» уровень, это 3-й класс при 11-летнем обучении.

Небо и Небеса

В руском языке образное обозначение даже похожих структур различно, поэтому есть Небо и Небеса. В таблице Тёмная Навь внизу, но это образно, на самом деле там Небо. Отличие в том, что Небо – где нет Бога, а в Мире Слави и Прави Небеса – нет беса.

2122 total visits,11 visits today

Навь, Явь, Правь и Пекло

Навь, Явь, Правь
Явь, Навь и Правь – три основополагающие понятия во всём веровании, философии славян-язычников, триада состояния мира, триглав всего сотворённого мира. Подробнее про каждый термин вы можете читать в этих статьях: Явь, Навь, Правь, а также Пекло.

Это три стороны бытия, три мира, которые разделены непреодолимыми границами и в то же время сосуществуют всегда вместе и нераздельно. В миропонимании славян – это три мира, где живут люди, духи и Боги. В общих словах: Явь - наш видимый мир, в котором мы пребываем в физическом теле, который также называют плотным; Навь – загробный мир, где живут духи, души людей после смерти и другие существа; Правь – мир, где живут высшие, светлые Боги, кроме того, Правь – это законы мироздания и законы человеческие, данные нам нашими Богами.

Живя в Яви человек идёт по пути духовного развития и после смерти, т.е. после перехода из одного состояния в другое, попадает либо в Навь, либо в Правь, в зависимости от состояния своего духа который он смог воспитать во множестве перевоплощений. Также выйдя из Нави, но не до конца развив свой дух, душа человека из Нави может вновь прийти в Явь, что бы перевоплотиться в другом человеке или существе в другом мире.

Многие “исследователи”, которые недостаточно глубоко изучили тему славянских верований и славянской философии, берутся утверждать что Навь – это зло и очень ужасное место. Однако, это далеко не так и не имеет с правдой ничего общего. Так говорят те, кто и смерть называют злом. Навь не может быть чёрным, недобрым местом, так как здесь живут наши предки, и сюда мы придём после нашей смерти, когда скинем тяжёлую ношу физического тела. Навь – это наисветлейшее место, уступающее по “блеску” разве только Прави, где обитают Боги. Злым и нехорошим местом, куда лучше не попадать, является Пекло – подземный огненный мир, где правят Чёрные Боги.

Все три мира зависят друг от друга и то, что происходит в Яви обязательно отразиться на Нави, так что если мы делаем что то плохо в этом мире, даже не смотря на то, что его называют иллюзорным мороком, вызовет свои последствия в Нави, а Навь в свою очередь повлияет на Правь и наоборот. Навь – мир духов гораздо шире и разнообразнее, чем наша Явь - он вокруг нас, он везде, в этой и других реальностях и пространствах. Люди, которые способны видеть помимо обычного зрения зрением своего духа, видят именно Навь, которая иногда проступает сквозь морок Яви и становится видимой. Также, стоит сказать, что стремлением каждого славянина, его смыслом жизни является развитие своего духовного развития до такой степени, что бы попасть в Правь и прекратить бесконечные перерождения в мире Яви.

Славянская Явь


Явь в троице миров является самым для нас естественным. Мы видим его каждый день, однако многие не понимают, что это. Явь – это физический, плотный мир, смертный, где души, облачаясь в одежду из плоти, перестают напрямую контактировать с Навью и Правью и выполняют свои функции в этом воплощении. Одна из сторон бытия призвана для того, что бы взращивать души, воспитывать, на примере уроков суровой жизни создавать из человеческой души высшее существо, которое будет подобно Богам.

Явь нередко посещают существа и духи из Нави. Это может осуществляться с различными целями. К примеру, если это тёмные духи, то практически всегда они посещают Навь, что бы выбрать себе жертву и совратить с пути духовного развития, предоставить ему ложные ценности, уничтожить всю его силу и направить прямиком в Пекло, помешать миру Прави осуществлять свои законы, свои планы в физическом мире. Те же, кто приходит из светлой Нави, зачастую являются душами наших предков или душами тех, кто хочет нам помочь в той или иной ситуации. Их помощь люди ощущают каждый день во всех жизненных перипетиях. Поэтому не стоит считать смерть злом, так как после смерти Человек просто уходит в другой мир – Навь либо Правь. Подобно тому как змея сбрасывает свою шкурку, человек, достигнув предела своего существования, выполнив всё что хотел в этой жизни, сбрасывает с себя одежду в виде плоти и уходит в свой настоящий дом. Земная физическая жизнь – это всего лишь промежуточная ступень на пути формирования духа. В коей-то мере можно сказать, что Явь даже более тёмное и ужасное место, чем Навь. Здесь смерть, боль и страдания, которые созданы только для того, что бы учить человека, заставлять его постоянно совершенствовать свой дух. В Нави и Прави, где нет боли и страданий, невозможно совершенствовать душу и расти как духовной личности.

Кроме всего вышесказанного стоит добавить, что многими народами, и большинством верований земли, явный мир считается всего лишь иллюзией, которого на самом деле нет. Это всего лишь искусственно созданный Богами мир, в котором зреют души. На самом деле, всё что происходит вокруг – это морок и обман. Настоящий мир можно увидеть, только перейдя за черту дыхания в то время, когда это предписано Правью. До того, мир Яви покидать запрещается строго-настрого. Убежав от испытаний в Яви в другом мире такому духу места не будет.

Что такое Навь

Как мы уже знаем - всё мироздание делится на три части Явь, Навь и Правь. В этой же статье мы подробнее остановимся на Нави – мире мёртвых, загробном мире, мире, куда уходят умершие люди и где живут наши предки. Нередко можно услышать, что Навь зовут Миром Теней или Кощным Миром (соотв. Кощей - Кощный Бог, божество из кощного мира, Бог Нави).

Навь в различных источниках расшифровывается относительно по-разному. Например, в толковом словаре Ефремовой Т.Ф. – это поднявшийся из могилы мертвец или обитатель загробного мира. В толковом словаре Ушакова Д.Н. – это призрак мертвеца. В энциклопедическом словаре Гуськовой и Сотина – это воплощение смерти и т.д. Везде одно и тоже значение. Навь – это потусторонняя мистерия, где живут люди после смерти. Иногда навь может перекликаться с Явью, т.е. с нашим миром, путём связи ушедших предков с живыми различными способами, но в основном Навь – это то, что недоступно живым, вызывает страх и мистический ужас.

Если проводить этимологию слов, то можно найти термин Навь во многих русских словах и древнеславянских названиях. К примеру, русалка-навка – умершая душа, которая живёт в водоёме; навий день – день поминовения мёртвых; навидь – смертельная рана, нава – погребальная лодка, ладья в которой отправляли в последний путь усопшего и т.д. В “Повести Временных Лет” есть такая фраза: “…навье бьют полочаны…” - что относится к эпидемии, представлявшейся как мертвецы на конях, которые скачут по улицам и сеют смерть.

Хозяевами Нави являются Кощей, Морана (Мара), также иногда хозяином называют Велеса и некоторых других богов. У славян - смерть была, есть и будет вовсе не злая старуха, которую стоит бояться, а лишь начало новой жизни в мире Нави. Навь – это не мрачное, злое пространство, где души людей мучаются и страдают. Для этого есть Пекло грешников; к тому же - смело можно сказать, что иллюзорный мир смертных Явь намного более ужасающее место, чем загробный мир мёртвых. Навь – это прекрасный мир, где нет боли и страданий, где души людей, намучавшись и выполнив своё предназначение в Яви, могут отдохнуть перед следующим воплощением или жить в том мире в новом качестве. Это ещё не Правь (место где обитают высшие Боги), но уже и не материальный мир. Это другая форма существования, можно даже сказать, что настоящий дом для нас, где мы встретимся с теми кто ушёл раньше нас и о ком мы скучали, где можно жить вечно, никогда не умирать, не испытывать боли и т.д. Однако, когда Навь или существа из Нави пытаются как-то воздействовать на Явь, по поверьям – это редко могло закончиться добром (если это, конечно, не призванные в помощь духи предков рода). Кое-где можно встретить такие понятия как: светлая навь и тёмная навь - скорее всего это тоже недалеко от правды и загробный мир разделяется на две стороны или вмещает в себе как силы тьмы, так и силы света.

Сама Навь, мир мёртвых, загробный мир представляется славянами очень структурировано и довольно точно. Об этом мы поговорим в одной из следующих статей. Праздник Навий День отмечается славянами 1 марта. В этот день славяне-язычники навещали могилы своих предков, совершали тризну, приносили дары.

Славянская Правь

В древнеславянской и современной языческой философии, миропонимании всё мироздание делится на три части – Явь, Навь и Правь. Простыми словами – это мир материи, загробный мир и мир Богов у славян. Правь – это высший мир, который только возможен. Правь – это место обиталища наших светлых Богов. Вход тёмным Богам и злым сущностям туда заказан. Только самые светлые души могут попасть в это прекрасное место. Кроме того, это ещё и светлые законы, которые установлены Правью над всеми остальными мирами. Естественно, что Высшие Боги правят всем миром, у них есть свои законы, которые распространяются на всё пространство, независимо что это - Явь, Навь или Пекло. Они касаются всего - как физических законов, правил мироздания, устройства Яви и Нави, так и законов жизни, правил поведения в Яви и т.д.

Пребывая в мире Яви или Нави, мы всегда находимся в нерушимой системе созданной Правью. Мы её частицы, которые выполняют некие функции в мирах, что находятся ниже. Постоянно совершенствуясь на пути духовного развития, целью всего человеческого существования является возвращение в своё настоящее обиталище, дом для каждого духа Правь. Это и является смыслом жизни, а Правь - целью смысла жизни. Люди, которые игнорируют это, вынуждены тысячелетиями вертеться в кругах перерождения, так и не поняв основную суть всего бытия.

От этого термина также пошли множество слов: править, праведный, правдивый, правый и даже правда. Всё это указывает на то, что законы Правь являются истинными, нерушимыми и теми, что дали нам светлые Боги. Многие современные славяне язычники считают, что термин “православный” также переводится как Славящий Правь. Это довольно неоднозначное толкование. Разбор этого слова лингвистами довольно убедительно доказывает, что это вовсе не так (в переводе с греческого - правильное суждение или учение). С другой стороны, современные славяне вполне могут себе позволить взять это слово и дать ему новый смысл. Однако, это похоже на подмену понятий и лично я не стал бы рекомендовать христианское слово называть языческим. Наверное, больше для этого подойдёт термин Правьславящий.

Пекло (Славянский Ад)

Пекло – это славянский, языческий ад. Пекло – это что-то вроде Нави, но для грешников. Это полная противоположность Ирия (славянского рая). По представлениям наших предков и современных язычников - это горячее место находится под землёй и являет собой горящую смолу. Заведует им или является его хозяином Чернобог, Мара, Кощеи, сын Живы Пекленец и другие тёмные Боги. Если Правь – это загробный мир, в котором души находят свой настоящий дом, возвращаются после земной жизни в родные места, где живут все предки рода, то Пекло предназначено для тех, кто вёл себя не по славянски, сделал много зла и сотворил много бед. Что творится в месте под именем Пекло, можно только догадываться. Разные источники трактуют происходящее там по-разному.
По одной из версий. Попавший в Пекло грешник попадает в кузницу Пекленца, который своим волшебным молотом выбивает из души всё чёрное и тёмное, что та успела накопить за жизнь, а когда та становится чистой искрой, передаёт её Живе, и та в свою очередь сажает её в новое земное тело, что бы в новой жизни он исправил все свои ошибки.
По другой версии. Недостойные души, которые лишились поддержки светлых Богов и Рода, попадают в огненное подземелье, которое находится во власти тёмных богов. Тёмные Боги сжигают душу в огненной смоле. После этого душа погибает и не возрождается.

Одним словом можно сказать, что Жизнь души вечна, человеческая душа является бессмертной, но что бы попасть в Навь или в Правь, и жить там в новом качестве, душа должна быть чистой. Поражённая злом душа не может жить в чистом мире и поэтому она должна пройти через Пекло, а потом через другие перерождения в Яви на этой земле, пространстве или других. Кроме того, души, которые идут с верой в Чернобога, преклонением перед Чёрным Змеем попадают в славянский ад Пекло, что бы и после смерти продолжать служить чёрным Богам и жить в тёмном мире.

Только живя по законам предков, чтя своих белых предков Богов, выполняя свою миссию на земле, в мире Яви, отвергая чёрный мрак, сражаясь с силами зла, человек может избавить себя от подземного мира, а попасть прямо в Навь. Однако, стоит всегда знать и помнить, что человеческая душа, его сознание постоянно подвергаются нападкам злых существ. Злые существа хотят совратить человека, поставить его на неправильный путь духовного развития и различными уловками заставить служить чёрным силам (иногда даже сознательно). Зло может восторжествовать, но то, кто чтит славянские знания, славянских Белых Богов, подвержен этому в меньшей мере и может справиться с любыми напастями и духами мрака.

Вера и толкование (легенды и происхождения ) тех или иных событий на Земле Матушке происходила из наблюдений предков, в процессе их развития. Все эти наблюдения и накопление опыта привели к образному мышлению и пониманию мира.

У славян МИР состоял из трёх равновесных миров: Явь-Навь-Правь.

Явь олицетворяет собой данную действительность, то есть то, чем человек живёт в этой жизни – настоящее. Для Яви характерен образ Белобога, мир живых.

Навь – это мир мёртвых, характеризуется образом Чернобога. В этом мире сожительствуют будущее и то, что было до нас, мир навождений. Непредсказуемый мир, здесь нельзя утверждать, что будет именно так. Здесь можно столкнуться с хорошим будущим и с разрухой, упадком. А что именно воплотится из этого мира, зависит от настоящих действий в Яви. Мир Нави существует параллельно Яви. Человек может соприкоснуться с миром Нави по глупости или из любопытства (например, гадание).

Правь стоит над мирами Яви и Нави, приводит в равновесное состояние существование этих миров. Этот мир истины. Человеческая душа приходит из мира Прави, и должна вернуться туда же ещё более чистой, чем была.

Таким образом получается триглав «Правь – Явь – Навь. Навь (Информация) путём управляющего воздействия Прави (Меры) материализуется в Явь (материю)».

У славян есть свой знак в вере, который объединяет все эти три Мира:

«Миф повествует, что когда на земле (в мире Яви) наступает ночь, сияющая Солнечная Колесница (правит которой сам Даждьбог) проносится по Небу Мертвых, и Щит Даждьбога, с изображенным на нем блистающим восьмиконечным Коловратом, символом совершенства, освещает мир Нави. Но обитатели Подземного Мира не имеют возможности лицезреть Солнце, каким видим его мы, живые. Когда в их мире наступает "рассвет", они видят, как из-за линии горизонта, окрашивая черные небеса тусклыми багровыми бликами, поднимается зловещее кроваво-красное Солнце - Солнце Мертвых, - освещая призрачный, населенный тенями, серо-черный мир Ящера - царство Чернобога и Марены (Мары). Никто из обычных смертных, кроме великих героев и мудрых волхвов, не может выдержать этого зрелища, не повредившись рассудком. Некоторые люди, живущие не по Законам Сварога, находясь на смертном одре или будучи сражены тяжелым недугом, еще при жизни видят отдельные (случайные) образы и отрывки картин из Подземного мира, что приводит их в неописуемый ужас. Врачи и близкие обычно считают эти видения лишь плодом фантазии больного, обычными галлюцинациями, лихорадочным бредом. Мир Яви и мир Нави, как повествует миф, разделяет некая сакральная Граница, воплощенная в образе реки Смородины (от корня смород - сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый), чьи воды - бушующее пламя. Берега соединены лишь тонким (тоньше волоса) мостом из радуги, по которому не перейти тому, кто еще обременен плотью. Тот, кто жил не по Законам Сварога, переходя после смерти плотного ("физического") тела по Мосту, попадает в царство Марены и Чернобога, где пребывает вплоть до следующего воплощения на земле; жившие же по Прави - поднимаются в небесное царство Сварога - Ирий (Златую Сваргу, Царство Света), где и ожидают нового рождения. Героев, погибших с мечом в руке, возносит в Ирий сама Магура-Перуница, мудрая и прекрасная дева-воительница, дочь Перуна-Громовержца. И лишь те немногие Мудрые люди, кто еще при жизни в теле обрел (раскрыл в себе изначально присущее каждому!) духовное единство с Родом, для кого уже не существует более различия между "я" и "ОН", между личной волей и Волей Рода - не воплощаются более на земле, навсегда уходя в Чертоги Незримые, скрытые. Небесный мир есть Царство Прави - законов Сварога, поддерживающих равновесие. сил в мире, определяющих существование и взаимодействие Яви и Нави. Нужно отметить, что Явь и Навь, Белобог и Чернобог не могут трактоваться как символы "добра" и "зла", или, по крайней мере, исчерпываться этими понятиями. Вообще, смерть тела может рассматриваться в качестве абсолютного зла, а жизнь - в качестве безусловного "добра" лишь сознанием того, кто выпал из непосредственного ощущения естественного порядка вещей, кто не видит более, скрытую за внешними феноменами, мировую гармонию, кто отрекся от Традиции - Законов Сварога и Мудрости Предков».

В сегодняшней статье окунемся в мир славянских традиций. У наших предков славян представление о мире, как и у большинства народов, заключалось в трех проявлениях действительности. И называли их наши прародители навь, явь и правь .

Читайте статью до конца и узнаете

*что такое навь, явь и правь

*как каждая проявляется в вашей жизни

*к какому из миров – явь, навь или правь – можно отнести возникшие проблемы

*почему важно держать баланс всех трех миров

О чем вы узнаете из статьи:

Явь, навь и правь – три мира древних славян

Из названия первого мира – явь – все логично понятно. Явь – это проявленный мир людей, мир живых. Это мир, в котором мы с вами живем, который видим, слышим и можем пощупать. Это мир, доступный нашим органам осязания.

Мир яви отвечает за нашу реальную жизнь, за отношения между людьми, за любовь, жизненные вопросы, радости и трудности.

В противоположность миру яви – навь – это мир мертвых, мир ушедших в вечность предков. Сюда же относятся стихии и их энергии, мир животных, а также все первоэлементы.

В мире нави находятся души наших предков. Именно там они ждут своего следующего воплощения в яви, куда приходят для решения определенных задач, другими словами – для искупления кармы.

Мы можем обращаться к душам предков, находящимся в нави. И они в свою очередь имеют возможность нам помогать. Это своего рода ангелы-хранители.

Мир правь – духовная параллель. Все духовные процессы, вдохновение, духовные практики, развитие духа, мудрость, творчество, интуиция, осознанность и так далее относятся к миру прави.

Здесь – в мире прави – обитают души тех наших предков, которые выполнили свои кармические задачи, прошли свои уроки и реализовали свое жизненное предназначение. Это души высшего порядка, к которым можно обращаться за духовной помощью, с вопросами о высшей цели души и духа, а также с вопросами о том, как пройти карму, как правильно поступать, думать и транслировать в мир в сложных «кармических» ситуациях.

К миру нави, кстати, относится и фэншуй – как бы странно это ни звучало. Так, с помощью энергий стихий (читайте подробнее о том, ), сонастройки с энергиями сторон света (например, читайте как вариант статью, и ) мы улучшаем и свою явь, и ведем свой путь в правь, заботясь о своей душе и духе.

За что в обыденной жизни отвечают миры явь, навь и правь

Явь:

*гармонизация личной жизни, отношения с мужчиной

*дети и отношения с ними

*материальное благополучие

Навь:

*здоровье, в том числе здоровье вашего мужчины, детей

*здоровье репродуктивных органов, правильный гормональный фон

*достаток, удержание материального благополучия рода

Правь:

*поиск предназначения

*духовный путь

*открыть в себе источник творческой энергии, выплеснуть ее в явь

*умение исполнять желания, воплощать задуманное, проЯВЬлять материальное

Для благополучия каждого человека естественно важен баланс взаимодействия всех трех миров. Чрезмерное пребывание в яви, заземление и излишняя реалистичность все равно приведут к тому, что сами или с помощью волшебных пенделей вы так или иначе придете к важности двух других миров – нави и прави. Точно так же если вы слишком углубитесь в правь – например, за духовными практиками совсем забросите земную жизнь, будете игнорировать потребности тела – такой же пендель от вселенной заземлит вас через болезнь или с помощью других инструментов.

Человек одновременно взаимодействует со всеми тремя мирами. Причем славяне обожествляли свой род, которому служили, у которого просили поддержки и получали ее. Женщина считалась священной берегиней, продолжательницей Рода, главной связующей между мирами яви, нави и прави.

∫ Именно от женщины зависело подобно дереву сохранить корни (навь – связь с предками), вырастить крону (явь – благополучие семьи, живых родственников) и дать достойные плоды (правь -родить и воспитать потомство – продолжение рода, выполнить предназначение).

Женщине давалась волшебная роль и приписывались поистине магические способности. Но получала она их только в том случае, если могла восстановить связь со своим Родом.

Как это сделать и что это даст, читайте в следующих статьях уже очень скоро.