Племя это. Современная дикость Что такое племя определение

Они не знают, что такое автомобиль, электричество, гамбургер и Организация Объединенных наций. Они добывают себе пищу охотой и рыбалкой, верят, что дождь посылают боги, не умеют писать и читать. Они могут умереть, подхватив простуду или грипп. Они являются находкой для антропологов и эволюционистов, но они вымирают. Они – это дикие племена, сохранившие уклад жизни своих предков и избегающие контактов с современным миром.

Иногда встреча происходит случайно, а иногда ученые специально разыскивают их. Например, в четверг, 29 мая, в джунглях Амазонки недалеко от бразильско-перуанской границы было обнаружено несколько хижин, окруженных людьми с луками, которые попытались обстрелять самолет с экспедицией. В данном случае специалисты из перуанского центра по делам индейских племен прицельно облетали джунгли в поисках поселений дикарей.

Хотя в последнее время ученые редко описывают новые племена: большинство из них уже было обнаружено, и на Земле почти нет неизведанных мест, где они могли бы существовать.

Дикие племена обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. По приблизительным оценкам, всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром. Многие из них предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией, поэтому точный учет численности таких племен вести довольно трудно. С другой стороны, племена, которые охотно общаются с современными людьми, постепенно исчезают или утрачивают свою самобытность. Их представители постепенно усваивают наш образ жизни или вовсе уходят жить "в большой мир".

Еще одно препятствие, мешающее полноценному изучению племен, - их иммунная система. "Современные дикари" долгое время развивались изолированно от остального мира. Самые обычные для большинства людей заболевания, такие как насморк или грипп, для них могут оказаться смертельными. В организме дикарей нет антител против многих распространенных инфекций. Когда вирус гриппа поражает человека из Парижа или Мехико, его иммунная система сразу распознает "нападающего", так как она уже встречалась с ним раньше. Даже если человек никогда не болел гриппом, иммунные клетки, "натренированные" на этот вирус, попадают в его организм от матери. Дикарь практически беззащитен перед вирусом. Пока его организм сможет выработать адекватный "ответ", вирус вполне может убить его.

Но в последнее время племена вынуждены менять привычные места обитания. Освоение современным человеком новых территорий и вырубка лесов, где обитают дикари, вынуждают их основывать новые поселения. В том случае если они окажутся поблизости от поселений других племен, между их представителями могут возникать конфликты. И опять же, нельзя исключать перекрестного заражения типичными для каждого племени заболеваниями. Не все племена смогли выжить, столкнувшись с цивилизацией. Но некоторым удается поддерживать свою численность на постоянном уровне и не поддаваться соблазнам "большого мира".

Как бы то ни было, антропологам удалось изучить образ жизни некоторых племен. Знания об их социальном устройстве, языке, орудиях труда, творчестве и верованиях помогают ученым лучше понять, как шло развитие человека. Фактически, каждое такое племя – модель древнего мира, представляющая возможные варианты эволюции культуры и мышления людей.

Пираха

В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".

Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.

У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.

Синта ларга

Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.

У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия.

Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.

Племена Никобарских и Андаманских островов

Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась.

Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".

Корубо

Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.

Каннибалы из Папуа Новой Гвинеи

Самыми известными каннибалами являются, пожалуй, племена Папуа Новой Гвинеи и Борнео. Каннибалы Борнео отличаются жестокостью и неразборчивостью: они поедают как своих врагов, так и туристов или стариков из своего племени. Последний всплеск людоедства был отмечен на Борнео в конце прошлого - начале нынешнего веков. Это произошло, когда индонезийское правительство попыталось колонизовать некоторые районы острова.

На Новой Гвинее, особенно в восточной ее части, случаи людоедства наблюдаются значительно реже. Из живущих там примитивных племен только три - яли, вануату и карафаи - по-прежнему практикуют каннибализм. Самым жестоким является племя карафаи, а яли и вануату поедают кого-нибудь в редких торжественных случаях или по необходимости. Яли, кроме этого, знамениты своим праздником смерти, когда мужчины и женщины племени раскрашивают себя в виде скелетов и пытаются ублажить Смерть. Раньше они для верности убивали шамана, мозг которого поедал вождь племени.

Неприкосновенный запас

Дилемма первобытных племен заключается в том, что попытки их изучения зачастую приводят к их уничтожению. Антропологам и просто путешественникам трудно отказаться от перспективы отправиться в каменный век. Кроме того, ареал обитания современных людей постоянно расширяется. Первобытные племена сумели пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, однако, похоже, в конце концов дикари пополнят список тех, кто не выдержал встречи с современным человеком.

Человечество состоит из народов - этносов. Этносы различны, и история у каждого из них - своя. Они различаются по численности, степени консолидированности и четкости этнического самосознания, характеру расселения и т. д. Мы знаем этносы, ведущие свое начало с рабовладельческой эпохи, как армянский, ассирийский или курдский. Известны этносы, родившиеся в XIX в., как долганы на полуострове Таймыр, и даже в XX столетии, как алтайцы в Горном Алтае. Также существуют различия между народами в общественном строе, социальной структуре, языковой ситуации (степень развития двуязычия) и по другим признакам. Таким образом, народы мира в типологическом отношении неоднородны. Обычно выделяют три основных исторических типа этноса: племя, народность, нация.

Первым по времени объединением людей, которое обычно определяется как этнос, является племя. (В литературе можно встретить мнение, согласно которому к самому раннему типу этноса относится род. Однако, как свидетельствуют исторические данные, род не может существовать вне племени, хотя бы слабо оформленного. Поэтому сам по себе род нельзя считать этнической общностью.) Появление племени, в основе которого лежат родовые отношения, вызвано возникновением экзогамии (заключение брака за пределами определенной общности) и родового строя и относится к эпохе перехода к верхнему палеолиту. Объединение родов в племя происходило на основе кровного родства и общей территории. Поэтому племя представляло собой такую форму общественной жизни, которая являлась и кровнородственным союзом, поскольку его образовывали роды, между которыми существовала кровная связь, и территориальным объединением, поскольку эти роды проживали на одной территории, а хозяйственные потребности и потребность в защите принуждали их объединяться в племя.

Наиболее характерным для этого типа этноса было то, что его внутренняя (родовая) структура основывалась на принципе кровного родства, при котором родовая экзогамия сочеталась с племенной эндогамией (заключение браков в пределах определенной общности). Племена, как правило, имели сравнительно небольшую численность, что определялось, прежде всего, слабым развитием производительных сил. Племенное самосознание основывалось, главным образом, на представлении о непосредственной общности происхождения от какого-то, чаще всего мифического, предка; оно слабо связывалось с общностью языка, на диалектах которого обычно говорили несколько родственных племен, и с территорией, изменяющейся при миграции племени.

На ранней стадии своего развития племена представляют собой совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения . В развитом первобытнообщинном обществе племенам свойственны также органы власти, не носившей политического характера (наличие у племен военачальника или верховного вождя, народного собрания, совета старейшин и т. п.), единство религиозных представлений, обрядов и наличие собственного имени.

Весьма своеобразным было этническое сознание членов племенных общностей
. Одна из его особенностей состояла в том, что в нем своя группа трактовалась как нечто высшее по сравнению со всеми окружающими общностями. Даже при дружеских отношениях с соседями и взаимных браках члены племени гордились своими отличиями от них, питали к ним в душе вражду, а иногда приписывали им неэтичные поступки. Соответственно для такого непременного компонента этнического самосознания, как антитеза «мы - они», было характерно причисление только «нас», т. е. членов своего племени, к «настоящим людям».

В настоящее время племена в их классическом виде встречаются весьма редко. Кроме того, термином «племя» некоторые зарубежные исследователи обозначают этнические образования иного вида. Такие «племена» насчитывают десятки или сотни тысяч, а иногда даже миллионы человек. Ученые выделили одну общую черту для всех известных им племен, черту, которая отличает их от всех известных народностей, т. е. определили рубеж, пролегающий между племенем и народностью. Всякое племя состоит из родственников - близких, дальних и очень дальних.

Итак, племя - своеобразная сверхсемья . Это так, даже если племя насчитывает и десятки тысяч человек. Поэтому общность людей можно считать единым племенем, пока его члены помнят о своем родстве и даже знают в каждом случае степень этого родства. Задача, надо сказать, нелегкая. Но вот один из специалистов, изучающих системы родства у австралийских аборигенов отметил, что каждый коренной австралиец прекрасно представляет себе свои родственные отношения не только с любым членом собственного племени, но и с людьми ряда близких племен.

Племена, сохранившиеся до настоящего времени в ряде государств (кроме отдельных исключений), конечно, существенно отличаются от «классических» племен первобытнообщинного общества
. Только самые отсталые и малочисленные этнические общности обладают сейчас особенностями, присущими настоящим племенам. Чаще же такие этносы сохраняют лишь некоторые пережиточные черты родоплеменной структуры. Обычно современные племена уже включены в той или иной форме и степени в систему феодальных или даже капиталистических отношений. Черты родоплеменной организации сохраняются, прежде всего, у кочевых и полукочевых народов.

1) Племя - (англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции.

2) Племя - - тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно-общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа - самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов П., завоевания и переселения вели к смешению П. и возникновению более крупных общностей - народностей.

3) Племя - тип этнической общности эпохи первобытно-общинного строя. Характерны кровнородственные связи между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории и некоторых видов хозяйствования, самосознания и самоназвания, обычаев, культов. На поздних этапах развития племенное самоуправление, племенной совет, племенные вожди.

4) Племя - - этническая общность эпохи первобытнообщинного строя. На смену племени пришла новая форма этнической общности - народность и новая организация общества - государство.

5) Племя - - этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.

6) Племя - - объединение нескольких родов под управлением вождя.

Племя

(англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции.

Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно-общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа - самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов П., завоевания и переселения вели к смешению П. и возникновению более крупных общностей - народностей.

тип этнической общности эпохи первобытно-общинного строя. Характерны кровнородственные связи между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории и некоторых видов хозяйствования, самосознания и самоназвания, обычаев, культов. На поздних этапах развития племенное самоуправление, племенной совет, племенные вожди.

Этническая общность эпохи первобытнообщинного строя. На смену племени пришла новая форма этнической общности - народность и новая организация общества - государство.

Этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.

Объединение нескольких родов под управлением вождя.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...
Ясельничий - (от ясли ящик для корма скота), придворный...

тип этнич. общности и социальной организации доклас. общества. Отличит. чертой этого типа этнич. общности служит существование кровнородственных связей между ее членами, деление на роды и фратрии. Другими признаками П. являются: наличие племенной терр., определенная экономич. общность соплеменников, выражающаяся, напр., в коллективных охотах и обычаях взаимопомощи, единый племенной язык, племенное самосознание и самоназвание, а у племен эпохи развитого родового строя также племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, воен. и гражд. вождей. Для этого этапа характерно наличие племенных культов и праздников. По наиболее общепринятой точке зрения, П. в зачаточном виде возникает одновременно с родом (по другой - несколько позже него), т. к. экзогамность последнего предполагает наличие постоянных связей (хоз., культурных, идеологич. и в первую очередь - брачных) как минимум между двумя родовыми коллективами. П. обычно существует до перехода к клас. обществу. Разложению П. предшествуют развитие имуществ. расслоения, появление племенной знати, увеличение роли воен. предводителей, появление союзов племен. В пережиточных формах П. может сохраняться и в клас. обществе, переплетаясь с рабовладельч., феод. и капиталистич. отношениями (племена кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев и др.). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ.. Л., 1934; Бутинов Н. A., О первобытной лингвистич. непрерывности в Австралии, "СЭ", 1951, No 2; Косвен М. О., Об историч. соотношении рода и племени, там же; Формозов A. A., О времени и историч. условиях сложения племенной организации, "CA", 1957, No l; Першиц А. И., Племя, народность и нация в Саудовской Аравии, "СЭ", 1961, No 5; Токарев С. A., Проблема типов этнич. общностей, "ВФ", 1964, No 11. Л. А. Фейнберг. Москва.

Жизнь на Земле зародилась очень давно, а именно около 3,7 миллиарда лет назад. Эволюция продолжается и сегодня. Человек не стоит на месте и постоянно развивается. Сегодня мы живем в современном обществе, а в древние времена люди существовали племенами. Однако и такие союзы появились не сразу, а лишь через некоторое время после зарождения человека. Каково значение слова «племя»? И с какой целью они создавались в первобытном обществе?

Значение слова "племя" у первобытных людей

Племя представляет собой некоторую группу людей, этническую и социальную, связанную родственными связями, территорией, культурой или языком. Либо несколькими связями сразу. В первобытном обществе появление общины не удивительно. Людям было необходимо строить убежище, добывать пропитание, защищаться от диких зверей. Как известно, в одиночку не так легко со всем справиться.

Племя на основе родственных связей, то есть как мы сейчас говорим семья, существовало всегда. Первым шагом к созданию больших общин было воссоединение нескольких семей в одну большую группу с целью охоты. Для удачной охоты приходилось менять территорию. Со временем такие общества становились все больше и больше. Люди воссоединялись в группы, имеющие зачастую общего предка. С течением жизни эти союзы все больше разрастались. В итоге появились племена. Значение слова сегодня знакомо каждому. А каков был их образ жизни?

О жизни в первобытном обществе

Их расклад жизни был довольно прост. Самыми сильными членами племени, конечно же, были мужчины. Главная биологическая потребность - нужда в пропитании удовлетворялась мужчинами. Именно они занимались охотой. Люди, как правило, в те времена практически не имели свободного времени, работа хватало на всех. И это естественно, ведь главная цель первобытного общества - прокормить себя и свое племя. Кстати говоря, формы общественной жизни появились именно благодаря охоте, во время нее мужчины действовали сообща. В первобытном строе они считались главными персонами, ведь именно от них зависела жизнь целого племени.

Такими же важными персонами считались и дети - те, от кого зависело продолжение рода. Стоит сказать, что племя это не только кровнородственная связь. Чем еще оно характеризовалось в первобытном обществе?

Значение слова "племя" по истории

Первобытные союзы со временем усложнялись. Первоначально значение слова "племя" подразумевало под собой общую территорию, деление на роды, общность хозяйства, а также обычаев.

Спустя некоторое время значение слова «племя» стало означать самоуправление, включало в себя специальный совет, вождей и военных. Но это уже происходило на более позднем этапе. Смешивание племен и завоевания на разных территориях привели к появлению этнических общностей. Некоторые народы до сих пор представляют собой племена.

Вот мы и разобрались в значении слова "племя". Кстати говоря, некоторые подобные общины сохранились и до наших дней. Ученые даже специально разыскивают их. Увидеть своими глазами племена довольно интересно. Эти люди никогда не видели телевизор, и уж точно понятия не имеют что такое интернет.