Плащаница Иисуса Христа: Великая вечеря, вынос плащаницы. Что такое вынос плащаницы На вынос плащаницы ходить польза большая

Вынос плащаницы в Страстную пятницу совершается в третий час дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте.

Страстная пятница, называемая ещё Великой, - это самый скорбный день во всем году. Именно в этот день произошло распятие Спасителя человечества Иисуса Христа. В этот день, пока Плащаницу не вынесут из алтаря, всем верующим христианам запрещено развлекаться, а также есть и мыться. После того как Плащаница будет возложена в храме, постящимся разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

Что такое плащаница, и когда ее выносят

Плащаница представляет собой икону на ткани – изображение тела умершего Христа, которое как бы лежит в гробе. Сначала икону держат на алтаре, а затем, около 15 часов выносят из церкви, совершают крестный ход, которым идут все верующие, и ставят посередине в церкви.

Это время выбрано неслучайно. Считается, что именно в три часа по полудню Господь скончался, произнеся свою последнюю фразу: «Отче! В руки твои предаю мой дух!»

В этот момент произошло несколько необъяснимых событий – днем стало так темно, как будто наступило солнечное затмение. А еще треснули камни, лежащие на холме, где был распят Христос. И занавеска в местном храме разорвалась на 2 части. Толпа страшно испугалась, увидев эти знамения. А многие даже уверовали, что это действительно был Сын Бога.

Также изображается Пресвятая Богородица, припадающая ко гробу, стоящие рядом с Ней Иоанн Богослов, жены-мироносицы и тайные ученики Христа – Никодим и Иосиф Аримафейский.

По краям плащаницы вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаницу размещают на специальном возвышении в центре храма. «Гроб» украшают цветами в знак скорби об Иисусе Христе и умащают это место благовониями. В центре плащаницы возлагают Евангелие.

Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях выполняет икона праздника. Вынос плащаницы в Страстную пятницу завершает цикл богослужений этого дня.

Вечером в пятницу совершается утреня, которая относится уже ко дню Великой субботы. На церковной службе поют погребальные тропари, совершают каждение.

Затем вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже».

Вынос плащаницы сопровождается погребальным перезвоном колоколов. По окончании чина погребения ее подносят к Царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма.

В день Страстной пятницы до выноса плащаницы верующие соблюдают строгий пост, полностью отказываясь от пищи. После этого разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

После совершения обряда выноса плащаницы, по окончании Великой вечерни проводится малое повечерие. Затем к плащанице могут приложиться верующие.

Страстная пятница: что можно делать и чего нельзя

По традиции в этот день недели женщинам ни и в коем случае нельзя шить, прясть и убирать, а мужчины не должны рубить дров и мастерить что-либо. Однако, на Руси разрешалось печь куличи и сеять семена. Выпеченный кулич обязательно прикрывался вербой. В течение года веточка этого растения становилась своеобразным оберегом от нечистой силы. В этот день старались посеять чуть-чуть укропа или гороха, но сажать ничего нельзя — воткнутые в землю железные предметы (лопаты, грабли, мотыги) в этот день несут беду.

В Стастную пятницу нельзя плотно есть, ходить в увеселительные заведения, развлекаться, употреблять спиртное, а также желательно воздержаться от сексуальных отношений и даже флирта.

Богослужебные особенности выноса Плащаницы

Накануне выноса Плащаницы, на утрене, которая служится вечером Великого четверга, в храмах звучат Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых.

В Великую пятницу Божественная Литургия не служится: считается, что она уже совершена Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы — в храме перед Крестом читаются псалмы и Евангелия о страстях Христовых.

Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.

Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.

Во время богослужения верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.

Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница - самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вынос Плащаницы





Иконография Плащаницы






Традиции выноса Плащаницы


В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вынос Плащаницы

Совершается днем в пятницу на вечерне Великой субботы, в третий час дня Страстной пятницы - в час смерти Иисуса Христа на кресте (т.е. обычно служба начинается в 14.00 ч). Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во «гробе» - возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.
Богослужебные особенности Чина погребения
Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.
Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, - благая весть о Воскресении Христовом.
Во время богослужения верующие совершают крестный ход - обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.
По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.


Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Иконография Плащаницы

Плащаница - плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.
В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа.
Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.


Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV-XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII-XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.
Сейчас нередко в храмах можно увидеть Плащаницы, сделанные типографским способом. Это издержки массового производства - ручная работа стоит дорого.
По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

Традиции выноса Плащаницы

В некоторых храмах после крестного хода несущие Плащаницу священнослужители останавливаются у входа в храм и высоко поднимают Плащаницу. И следующие за ними верующие друг за другом проходят в храм под Плащаницей. На середину плащаницы, вместе с Евангелием, обычно кладут маленький литургический покровец. Иногда покровцом закрывают изображенный на Плащанице лик Христа - в подражание чину священнического погребения, предписывающему закрывать лицо лежащего в гробу священнослужителя воздухом (воздух - большой четырехугольный покров, который символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Христа).


Мы к Богу взор свой обратили.
По-христиански жить решили.
Детишек в храмы повели,
Чтоб благодать там обрели.
Решили грамоте учить:
Без Православия как быть?
На радость новость разнеслась —
При храме школа создалась!

Сначала мало было нас —
Всего один учебный класс.
Пока детишки в нем трудились,
Родители между собой сдружились.
И младших в школу привели.
Как быстро все они росли!
Пытались старшим подражать:
Побольше доброго узнать.

Мы в школе очень дружно жили.
На кухне пили чай, шутили.
Все праздники справляли вместе.
Общались безо всякой лести.
Детей все больше приходило.
И в старом зданье тесно было.
Чтобы доступной школа стала,
Священник покорпел немало!

И вот его благим стараньем
Для школы выстроилось зданье:
Побольше классов, зал со сценой,
Столовой необыкновенной.
Как дом родной, нам школа стала.
Забот для всех у нас хватало:
Концерты, сказки, представленья….
Все подвязались без смущенья.

В поездках много познавали,
Почти паломниками стали.
Родителям нашлись занятья:
Кто пел, кто шил для сказок платья.
Занятий больше появилось,
Детей все больше здесь училось.
А летом вместе отдыхали.
Мы отдых лагерем назвали.

А в музыкальном отделенье:
Игра на фортепьяно, пенье,
Сольфеджио, и хор поет,
Экзамены два раза в год.
Ирина учит терпеливо,
Со всеми улыбаясь мило.
Английский Аллочка ведет,
Елена рисовать зовет.

Еще есть бисероплетенье,
Хореографии ученье,
Кулинарию проходили.
Чему здесь только не учили!!!
Мы даже клиросом попели.
Нас обучала в трудном деле
Галина, Божия раба.
(Чуть не свели ее с ума!)

Все дружно школу убирали.
Детей к порядку приучали.
Илона наша заводная
Трудилась, рук не покладая.
«Для творчества пределов нет! —
Всегда готов ее ответ. —
Кто любит спорт, кто рисовать,
А я с детьми люблю играть!»

Георгий, батюшка наш славный,
Во всем наставник самый главный.
Ко всем терпимый, добрый он.
Мы шлем ему земной поклон!
Дай Бог Вам процветать и дальше!
Учить детей расти без фальши.
Здоровья, помощи с небес!
Ведь для людей Христос Воскрес!!!

… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

Марина Холмуродова, Кленово

Великая пятница, которая в 2020 году приходится на 17 апреля, – день страданий и скорби. Богослужение, которое совершается в православных храмах, всецело посвящено воспоминанию о трагических событиях, произошедших около двух тысяч лет назад.

Чтобы подчеркнуть особенность этого дня, в храмах не служат литургию: считается, что она уже совершена Христом на Кресте. Вместо нее исполняются Царские Часы – в храме перед Крестом читаются псалмы и Евангелия о страстях Христовых.

В церквях трижды – на утрене, на Великих часах и на Великой вечерне – читается повествование о жизни и смерти Иисуса. На службах Страстной пятницы священнослужители одеты в черные облачения.

Вынос плащаницы в Великую пятницу Страстной недели

На вечерне, которая начинается в этот день раньше обычного, поют канон «О распятии Господа», затем на Страстную пятницу следует вынос плащаницы через Царские врата. Прежде чем поднять плащаницу с престола, священнослужитель трижды делает поклон до земли. Этот обряд совершается в третий час дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте.

Плащаница представляет собой плат (кусок ткани), на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе.

Также изображается Пресвятая Богородица, припадающая ко гробу, стоящие рядом с Ней Иоанн Богослов, жены-мироносицы и тайные ученики Христа – Никодим и Иосиф Аримафейский.

По краям плащаницы вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаницу размещают на специальном возвышении в центре храма. «Гроб» украшают цветами в знак скорби об Иисусе Христе и умащают это место благовониями. В центре плащаницы возлагают Евангелие.

Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях выполняет икона праздника. Вынос плащаницы в Страстную пятницу завершает цикл богослужений этого дня.

Вечером в пятницу совершается утреня, которая относится уже ко дню Великой субботы. На церковной службе поют погребальные тропари, совершают каждение.

Затем вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже».

Вынос плащаницы сопровождается погребальным перезвоном колоколов. По окончании чина погребения ее подносят к Царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма.

В день Страстной пятницы до выноса плащаницы верующие соблюдают строгий пост, полностью отказываясь от пищи. После этого разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

После совершения обряда выноса плащаницы, по окончании Великой вечерни проводится малое повечерие. Затем к плащанице могут приложиться верующие.

Эта святыня считается чудотворной: бытует поверье, что если приложиться к ней, можно излечиться от многих заболеваний. Она остается лежать в центре храма три неполных дня (до Пасхи). Потом ее снова заносят в алтарь.

28 августа православная Церковь вспоминает Успение Пресвятой Богородицы. Этому празднику предшествует непродолжительный (2 недели), но строгий Успенский пост, во время которого прихожане готовят себя к встрече праздника.

Накануне вечером в храме святого Александра Невского служится всенощное бдение.

Пресвятая Богородица особо почитаема в русской православной Церкви. С Ее заступничеством связывают многие исторические события в жизни России. Вот почему во все Богородичные праздники, и в Успение особенно, бывает так много желающих причаститься. Перед началом всенощного бдения, а также по окончании его причастники исповедуются.

В начале всенощного бдения у входа в храм читаются литийные молитвы.

Затем проводится освящение хлебов, вина и елея. Священник кадит благодатные Божии дары.

Во время утрени всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится плащаница Пресвятой Богородицы.

Плащаница Пресвятой Богородицы является одной из наиболее чтимых святынь православной Церкви.
Происхождение ее таково:

В Евангелие от Иоанна читаем:
При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя. И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
После вознесения на небо Иисуса Христа, Пресвятая Дева оставалась, согласно завещанию Сына, на попечении святого Иоанна.

День кончины Пресвятой Богородицы был открыт Ей от Господа за три дня до Ее успения.
Неподалеку от Масличной горы Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил с пальмовой ветвью в руках и возвестил Ей о времени Ее отшествия из здешнего мира.

В день Своего отшествия Пресвятая Богородица ободряла и укрепляла словами любви и благословения всех собравшихся. Подзывая к Себе каждого в отдельности, Она всех благословила, желая каждому вечного блаженства и творя к Богу молитву о них.

Приготовляя Себя к отшествию в мир горний, Пресвятая Дева завещала, чтобы тело Ее было погребено в Гефсимании, между гробами Ее праведных родителей и Ее обручника — святого Иосифа.
В час отшествия на небо необычайный свет озарил дом, и Господь Иисус Христос, с сонмом ангелов и святых, снизошел к одру Богоматери и принял пречистую душу Ее в Свои руки

Положив тело Богородицы, по завещанию Ее, в пещеру, апостолы закрыли вход в нее большим камнем. На третий день после погребения Богоматери по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при кончине Богородицы, апостолы открыли пещеру. Но, отвалив камень от гроба, они увидели, что тела Пресвятой Богородицы уже не было в гробнице, а там лежали только Ее ризы, от которых разливалось чудесное благоухание.
В тот же день вечером, верующие были утешены явлением Богородицы, Которую увидели стоящей на воздухе в окружении Ангелов.

Плащаница Богородицы является символом тех риз, которые апостолы нашли в гробнице Пресвятой Богородицы.
Богослужения в праздник Успения Пресвятой Богородицы у плащаницы проводятся с земными поклонами, а саму плащаницу, как великую святыню, крестным ходом обносят вокруг храма.

Наше земное восприятие отшествия человека в мир духовный характеризуется глубокой печалью. Эта печаль обусловлена нашим опытным знанием земной жизни и неопределенным представлением о жизни в духовном мире. Да и сам уход человека из земной жизни часто бывает мучительно тяжелым. Не случайно во время Богослужения мы повторяем вслед за священником слова ектеньи:
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове, просим.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы настроение многих прихожан включает и нашу земную печаль, и радость осознания помощи Господа в переходе в мир горний, помощи, на которую надеются все православные люди.

Вся внешняя обстановка крестного хода — и невысокое уже августовское солнце и первые опавшие листья под ногами и негромкие песнопения создают особое настроение у его участников. У людей, впервые участвующих в Успенском крестном ходе, это настроение светлой печали.

Во все время крестного хода хор и прихожане негромко поют Трисвятое:
Святый Боже, Святый Крепкий, Свтый Бессмертный, помилуй нас

Под размеренные удары колокола крестный ход, завершив обход храма, подходит к входу в храм.

Прихожане входят в храм, склоняясь под покровом плащаницы Пресвятой Богородицы.

В этом входе большой символический смысл. Прихожане как бы принимают покровительство Пресвятой Богородицы и ее заступничество перед силами небесными.

Плащаница вносится в храм и размещается на его середине.

Плащаница украшается венком из цветов. В этом также воспоминание о погребении Пресвятой Богородицы.

Заключительная часть всенощного бдения — елеопомазание.

Прихожане, совершив земные поклоны, прикладываются к плащанице

Священник крестообразно помазует лоб прихожан освященным елеем.
Так завершается всенощное бдение накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Литургия

Утром 28 августа на литургию в праздник Успения Пресвятой Богородицы всегда приходит много прихожан, даже если эта служба приходится на рабочий день.

Среди прихожан много детей.

На литургии проводится каждение храма, читаются книги Священного писания.

Прихожане участвуют в совместных молитвах.

На литургии отец Андрей обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о значении праздника.

Великий вход со Святыми Дарами предваряет причащение прихожан.

Перед принятием Святых Христовых Таин прихожане совершают земные поклоны перед плащаницей Богородицы.

Все прихожане перед причащением прикладываются к плащанице Богородицы.

Первыми перед амвоном для причащения выстраиваются дети.

Священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения

Первыми причащаются дети.

Обычно маленьких детей причащают на руках у пап или мам. В некоторых многодетных семьях старшие дети помогают в причащении младших сестренок и братишек.

После того как все дети завершают причащение, к Святой Чаше подходят взрослые прихожане.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы много причастников всех возрастов.

Завершающая часть литургии — отпуст.

На отпусте прихожане перед подходом ко кресту прикладываются к плащанице Богородицы.

Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.