Первые герои джаза. Джаз - музыка души. История возникновения Джаз история возникновения виды джаза

Джаз (Jazz) - направление музыки, возникшее в конце XIX - начале XX века в США. Характерные черты джаза - импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг.

Джаз - род музыки, возникшей на основе блюзов и спиричуэлс афро-американцев, а также африканских народных ритмов, обогащенных элементами европейской гармонии и мелодии. Определяющими чертами джаза считаются:
-острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;
-широкое употребление ударных инструментов;
-сильно развитое импровизационное начало;
-выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, динамичной и звуковой напряженностью, доходящей до экстатичности.

Происхождение названия джаз

Происхождение названия до конца не выяснено. Современное его написание - jazz - утвердилось в 1920-е годы. До этого были известны другие варианты: chas, jasm, gism, jas, jass, jaz. Существует немало версий происхождения слова «джаз», в том числе следующие:
- от французского jaser (болтать, говорить скороговоркой);
- от английского chase (гнаться, преследовать);
- от африканского jaiza (название определенного типа звучания барабанов);
- от арабского jazib (соблазнитель); от имен легендарных джазовых музыкантов - chas (от Charles), jas (от Jasper);
- от звукоподражания jass, имитирующего звучание африканских медных тарелок, и др.

Есть основания предполагать, что слово «джаз» употреблялось еще в середине 19 века как название экстатического, ободряющего выкрика у чернокожих. Согласно некоторым источникам, в 1880-х годах оно было в ходу у новоорлеанских креолов, которые употребляли его в значении «ускорять», «убыстрять» - применительно к быстрой синкопированной музыке.

По данным М. Стернса, в 1910-х годах это слово бытовало в Чикаго и имело «не вполне пристойный смысл». В печати слово jazz встречается впервые в 1913 (в одной из сан-францисских газет). В 1915 г. оно вошло в название джазового оркестра Т. Брауна - TORN BROWN"S DIXIELAND JASS BAND, выступавшего в Чикаго, а в 1917 появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром ORIGINAL DIXIELAND JAZZ (JASS) BAND.

Стили джаза

Архаический джаз (ранний джаз, early jazz, нем. archaischer jazz)
Архаический джаз - совокупность наиболее старых, традиционных типов джаза, создаваемых небольшими ансамблями в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов, а также европейских песен и танцев.

Блюз (blues, от англ. blue devils)
Блюз - тип негритянской народной песни, мелодия которой основана на четкой 12-тактной схеме.
В блюзах поется об обманутой любви, о нужде, для блюзов характерно жалостливое отношение к себе. Одновременно тексты блюзов проникнуты стоицизмом, мягкой насмешкой и юмором.
В джазовой музыке блюз развивался как инструментальная танцевальная пьеса.

Буги-вуги (boogie-woogie)
Буги-вуги - фортепианный блюзовый стиль, для которого характерна повторяющаяся басовая фигура, определяющая ритмические и мелодические возможности импровизации.

Госпелз (от англ. Gospel - Евангелие)
Госпелз - религиозные напевы североамериканских негров с текстами, основанными на Новом Завете.

Регтайм (ragtime)
Регтайм - фортепианная музыка, основанная на "биении" двух несовпадающих ритмических линий:
-как бы разорванной (остро синкопированной) мелодии;
-четкого аккомпанемента, выдержанного в стиле стремительного шага.

Соул (soul)
Соул - негритянская музыка, связанная с блюзовой традицией.
Соул - стиль вокальной негритянской музыки, возникшей после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпелз.

Соул-джаз (soul-jazz)
Соул-джаз - разновидность хард-бопа, для которого характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.
Спиричуэл (spiritual)
Спиричуэл - архаический духовный жанр хорового пения северо-американских негров; религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете.

Стрит-край (street-cry)
Стрит-край - архаический фольклорный жанр; тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков, представленный множеством разновидностей.

Диксиленд, дикси (dixieland, dixie)
Диксиленд - модернизированный нью-орлеанский стиль, для которого характерны коллективные импровизации.
Диксиленд - джазовый коллектив (белых) музыкантов, перенявший манеру исполнения негритянского джаза.

Зонг (от англ. song - песня)
Зонг - в театре Б. Брехта - баллада, исполняемая в виде интермедии или авторского (пародийного) комментария гротескного характера с плебейской бродяжнической тематикой, близкой к джазовому ритму.

Импровизация
Импровизация - в музыке - искусство спонтанного создания или интерпретации музыки.

Каденция (итал. cadenza, от лат.Cado - оканчиваюсь)
Каденция - свободная импровизация виртуозного характера, исполняемая в инструментальном концерте для солиста с оркестром. Иногда каденции сочинялись композиторами, однако часто они предоставлялись на усмотрение исполнителя.

Скэт (scat)
Скэт - в джазе - тип вокальной импровизации, в которой голос приравнивается к инструменту.
Скэт - инструментальное пение - техника слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний.

Хот (hot)
Хот - в джазе - характеристика музыканта, исполняющего импровизацию с максимумом энергии.

Нью-орлеанский стиль джаза
Нью-орлеанский стиль джаза - музыка, отличающаяся четким двудольным ритмом; наличием трех самостоятельных мелодических линий, которые проводятся одновременно на корнете (трубе), тромбоне и кларнете в сопровождении ритмической группы: рояля, банджо или гитары, контрабаса или тубы.
В произведениях нью-орлеанского джаза основная музыкального тема многократно повторяется в различных вариациях.

Саунд (sound)
Саунд - стилевая категория джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса.
Саунд определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования и трактовкой тембра; саунд является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе.

Свинг, классический свинг (swing; classic swing)
Свинг - джаз, аранжированный для эстрадно-танцевальных оркестров расширенного состава (биг-бендов).
Для свинга характерна перекличка трех групп духовых инструментов: саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки. Исполнители свинга отказываются от коллективной импровизации, музыканты сопровождают импровизацию солиста заранее написанным аккомпанементом.
Свинг достиг своего расцвета в 1938-1942 годах.

Свит (sweet)
Свит - характеристика развлекательной и танцевальной коммерческой музыки сентиментального, напевно-лирического характера, а также родственных ей форм коммерциализированного джаза и "оджазированной" популярной музыки.

Симфонический джаз
Симфонический джаз - джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза.

Современный джаз (modern jazz)
Современный джаз - совокупность стилей и направлений джаза, возникших с конца 1930-х годов после окончания периода классического стиля и "эры свинга".

Афро-кубинский джаз (нем. afrokubanischer jazz)
Афро-кубинский джаз - стилевое направление джаза, развившееся к концу 1940-х годов из соединения элементов бибопа с кубинскими ритмами.

Бибоп, боп (bebop; bop)
Бибоп - первый стиль современного джаза, сложившийся к началу 1930-х годов.
Бибоп - направление негритянского джаза малых ансамблей, для которого характерны:
-свободная сольная импровизация, опирающаяся на сложную последовательность аккордов;
-использование инструментального пения;
-модернизация старого хот-джаза;
-скачкообразная, неустойчивая мелодия с ломаными слогами и лихорадочно-нервным ритмом.

Комбо (combo)
Комбо - небольшой оркестр современного джаза, в котором солируют все инструменты.

Кул-джаз (прохладный джаз; сool jazz)
Кул-джаз - стиль современного джаза, возникший в начале 50-х годов, обновивший и усложнивший гармонию бопа;
В кул-джазе широко применяется полифония.

Прогрессив (рrogressive)
Прогрессив - стилевое направление в джазе возникшее в начале 1940-х годов на основе традиций классического свинга и бопа, связанное с практикой биг-бэндов и больших оркестров симфонизированного типа. Широко использующее латиноамериканские мелодии и ритмы.

Фри-джаз (free jazz)
Фри-джаз - стиль современного джаза, связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики и техники импровизации.
Для фри-джаза характерны:
-свободная индивидуальная и групповая импровизация;
-применение полиметрии и полиритмии, политональности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модальной техники и др.

Хард-боп (hard bob)
Хард-боп - стиль джаза, возникший в начале 1950-х годов из бибопа. Хард-боп отличается:
-мрачным грубоватым колоритом;
-экспрессивной, жесткой ритмикой;
-усилением элементов блюза в гармонии.

Чикагский стиль джаза (chicago-still)
Чикагский стиль джаза - вариант нью-орлеанского джазового стиля, для которого характерны:
-более строгая композиционная организация;
-усиление сольной импровизации (виртуозных эпизодов, исполняемых различными инструментами).

Эстрадный оркестр
Эстрадный оркестр - разновидность джазового оркестра;
инструментальный ансамбль исполняющий развлекательно-танцевальную музыку и пьесы джазового репертуара,
аккомпанирующий исполнителям популярных песен и другим мастерам эстрадного жанра.
Обычно эстрадный оркестр включает группу язычковых и медных духовых инструментов, фортепиано, гитару, контрабас и набор ударных.

Историческая справка о джазе

Считается, что Джаз, как самостоятельное направление, возник в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами. Широко-известная легенда гласит, что из Нового Орлеана джаз распространился по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луисе. И все-таки старая легенда, по-видимому, недалека от истины.

Во-первых, в ее пользу говорят свидетельства старых музыкантов, которые жили в период выхода джаза за пределы негритянских гетто. Все они подтверждают, что новоорлеанские музыканты играли совершенно особенную музыку, которую с готовностью копировали другие исполнители. То, что Новый Орлеан - колыбель джаза, подтверждают и грамзаписи. Джазовые пластинки, записанные до 1924, сделаны музыкантами из Нового Орлеана.

Классический период джаза продолжался в 1890 - 1929 годы и завершился с началом "свинговой эры". К классическому джазу принято относить: новоорлеанский стиль (представленный негритянским и креольским направлениями), новоорлеанско-чикагский стиль (возникший в Чикаго после 1917 г. в связи с переездом сюда большей части ведущих негритянских джазменов Нового Орлеана), диксиленд (в его новоорлеанской и чикагской разновидностях), ряд разновидностей фортепианного джаза (баррел-хаус, буги-вуги и пр.), а также относящиеся к этому же периоду направления джаза, возникшие в некоторых других городах Юга и Среднего Запада США. Классический джаз вместе с отдельными архаическими стилевыми формами иногда обозначается как традиционный джаз.

Джаз в России

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива.

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным. Сначала отечественных джаз-исполнителей не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза и западной культуры. В конце 40-х, во время борьбы с космополитизмом, джазовые коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.

Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926 году. Она была составлена музыковедом Семёном Гинзбургом из переводов статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также собственных материалов, и называлась «Джаз-банд и современная музыка» Следующая книга о джазе вышла в СССР только в начале 1960-х. Она была написана Валерием Мысовским и Владимиром Фейертагом, называлась «Джаз» и представляла из себя по сути компиляцию информации, которую можно было получить из различных источников в то время. В 2001 году петербургским издательством «Скифия» была издана энциклопедия «Джаз. XX век. Энциклопедический справочник». Книга была подготовлена авторитетным джазовым критиком Владимиром Фейертагом.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №3 имени Василия Васильевича Андреева»

г. Тверь

Методическое сообщение на тему:

«Джаз - его истоки и развитие»

«Джаз»! Откуда пришло к нам это упругое, яркое название «джаз», и почему нам интересно слушать и играть джазовую музыку, а исполнение джаза требует и определённой исполнительской манеры, и хорошего чувства ритма, и увлечённого вслушивания и исполнения тех диссонансов, которыми изобилует джазовая музыка. Один из джазовых исполнителей Луи Амстронг выразил мнение многих любителей джаза: «В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить».

Но давайте попробуем заглянуть в далёкое прошлое, откуда к нам пришёл джаз. И так… Начало XIX века. Америка была уже открыта, и Европа уже давно узнала об этом благодатном неизведанном крае. Страны Западной Европы Франция, Англия, Испания и др. захватывали земли этого континента, создавали там свои колонии, охраняли их форпостами. Многие тысячи европейцев переезжали, как тогда говорили из Старого света в Новый свет, осваивали эти земли, обзаводились хозяйством. Потребовалось много рабочих рук, чтобы работать на огромных плантациях сахарного тростника, работать на верфях реки Миссисипи, на стройках. И тогда с берегов Западной Африки в дельту реки Миссисипи в грязных трюмах кораблей сотнями везли африканских негров.

В Америке их использовали на самых тяжёлых работах. Часто везли их из разных племён, иногда им трудно было даже общаться между собой. И после тяжёлого трудового дня, в редкие часы отдыха они изливали боль рабского положения в своих песнях. Природная склонность к музыке, особое чувство ритма объединяло их. Аккомпанировали они себе ударами палок по ящикам, пустым бидонам, или просто хлопая в ладоши. Сначала это было похоже на ту далёкую родную музыку, на звучание тамтама, но постепенно память об африканской музыке стиралась, как стиралось всё то, чем раньше они жили. Рабы теряли не только обычное своё существование, свои семьи, но и своих богов, в которых они раньше верили. И миссионеры, которые переезжали с переселенцами и проповедовали христианство, стали обращать рабов в христианскую веру, обучали их религиозным песнопениям. Но негры пели их на свой лад, особым, характерным для них тембром голоса. Это была особая, ритмичная музыка, свойственная их натуре и темпераменту. Эти религиозные гимны, песнопения назывались спиричуэл-с.

Сейчас мы подошли к истокам джаза. Конечно, никто тогда не записывал нотами эти ритмичные негритянские песнопения. И кто их из негров знал? Не было и фонографов. Напевы переходили в изменённом импровизационном виде. Не менялся только текст.

1865 год. Рабство в Америке было отменено. Но несчастья негров с этим не закончились. Их отделяли на жительство в самые неблагоприятные грязные кварталы вдоль железнодорожных путей, на болотистых местах. Между негром и белым по-прежнему оставались отношения низшего к высшему. Понятно, что и музыка негров развивалась обособленно, где-то случайно она соприкасалась с жизнью белых. В этот период расцветает негритянская народная песня блюз. Возможно, слово «блюз» произошло от американского слова «blue», что значит синий, голубой, а этот цвет считается цветом меланхолии, тоски. Блюз – это жалоба, крик души негра, но эта музыка не слишком тосклива. Негр не любит стенать, страдать о своих несчастьях. Тот, кто поёт о своём горе, выпевает его в своих песнях. Тексты блюзов сочиняли сами исполнители. В них пели и о тяжёлой работе, и об обманутой любви, о нужде. Аккомпанировали негры себе на гитаре. Сначала это были самоделки - приспосабливали гриф и струны к старым ящикам из-под сигар. Если могли купить, то покупали настоящие гитары у белых. На основе спиричуэл-с и блюзов возникает джаз.

Если спиричуэл-с пели как в сельских, так и в городских церквях, а блюз возник в сельской местности, то джаз - это музыка оркестровая и появиться джаз мог только в большом городе, где у белых можно было приобрести настоящие европейские инструменты. И этим городом был New Orleans – Новый Орлеан. У негров появились свои духовые оркестры. Такие оркестры разъезжали по улицам, оповещали о балах, участвовали в народных празднествах. Иногда это был не один оркестр, и тогда начиналось соревнование. Вся эта музыка звучала в характерных негритянских ритмах, с необычным диссонирующем блюзовым звучанием, в непривычной для европейцев манере. В джазовом оркестре ровность темпа задает ритмическая группа: ударные, контрабас, который играет только пиццикато, гитара и банджо. Ударник – сердце оркестра, он задает живую пульсацию, как говорят джазмены: « Играет с хорошим свингом» , вдохновляет других музыкантов, которые на ходу импровизируют, сочиняют, неожиданно акцентируют на слабую долю – свингуют.

Наступил XX век. Закончился период уличного джаза. Многие Ньюорлеанские музыканты стали покидать родные места в поисках работы. Они отправлялись вверх по Миссисипи в большие города Северной Америки. Прошло достаточно много времени, прежде чем джаз вышел на сцену, а пока место ему было в негритянских кварталах. Еще в конце ХIX века негритянских музыкантов было столько, что власти вынуждены были запретить им заниматься своей профессией где-либо, кроме ночных клубов, придорожных кафе, дешевых танцевальных залах, которые в то время открывались в больших количествах. Музыканты-джазмены создавали джаз-банды. В такой оркестр входили: трубач, тромбонист, кларнетист, банджист, контрабасист, ударник и пианист.

Но прежде, чем джаз вышел на эстраду ему предшествовало появление такого жанра, как кекуок и регтайм . Это музыка моторного характера, с характерным ритмом и связана она с появлением в Северной Америки увеселительных ночных заведений – танцзалов – дансингов . А неотъемлемой частью этих заведений было пианино. И кекуок, и регтайм – музыка исключительно для фортепиано. Что характерно для этой музыки? Ударные акценты на слабую долю, аккорды подражающие банджо. Регтайм в переводе «рваный ритм», хотя в среде американцев регтайм “to rag” означает дразнить, подшучивать. В то время в Америке самым популярным инструментом стало фортепиано, оно было в каждой семье, инструменты привозили из Европы; музыка кекуоков и регтаймов распространилась по всей стране. Создателем классического регтайма является американский композитор, музыкант, пианист, негр по происхождению - Скотт Джоплин. Издатель, который издавал его регтаймы, назвал их классическими потому, что они, конечно, возвышаются по своей художественной ценности над музыкой тех лет. Вот так спиричуэл-с, блюз и регтайм слились в то, что называется джазом.

Город Чикаго – на севере Америки – огромный промышленный центр. Подлинный джаз утвердился в негритянском квартале этого города. Здесь были лучшие джазовые оркестры. В Чикаго развивается производство пластинок и благодаря этому музыка, раньше звучавшая только в ночных клубах и танцзалах Америки, пришла в Европу и дошла до нашего времени. Какова судьба джаза в нашей стране? В 1922 году в Москве был организован первый джаз банд. Джаз в наше стране переживал и взлеты и падение, одно время он даже считался музыкой дурного тона, но время шло, создавались большие оркестры – биг бэнд. Композиторы создавали оранжировки замечательных песен советских композиторов в джазовом стиле. Звучал джаз-оркестр под управление Леонида Утесова,В.Кнушевицского, Олега Лундстрема, Ю.Саульского. Д.Шостакович сочиняет джазовую сюиту,И. Дунаевский – джазовую ропсодию. В 1938 году в Москве создается государственный джаз оркестр, руководителем которого был М.Блантер.

Когда-то наша великая поэтесса А.Ахматова написала: «Когда бы вы знали из какого сора растут иногда стихи». Так вот искусство джаза, которое сейчас числится элитарным, родилось и выросло даже не из «сора». Портовый, разноголосый, New Orleans породил ритмичную и почти непристойную музыку в негритянских кварталах. И в том, что за несколько десятилетий этот специфический жанр пробился в аристократы – заслуга буквально нескольких человек, правда они были настоящими мастерами: Луи Амстронг, Тедди Маккрей, Дюк Эллигтон, исполнители вокального джаза Бесси Смит, Элла Фитцджералд, американский композитор Джорж Гершвин.

Почему же мы все-таки любим джаз?

Потому, что в нем чувствуется свежесть гармоний, избыток жизненной силы, которые столь ярко выражены в нем.

Список использованной литературы

  1. Коллер Дж. Л. Становление джаза. М.: Радуга, 1984.
  2. Панасье Ю. История подлинного джаза. 2-е изд., - Л.: Музыка, 1979 .
  3. Баташев А.Н. Советский джаз. М., Музыка, 1972.

Цель урока: познакомить с особенностями джазовой музыки.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление об этапах становления джазовой музыки;

развивающие:

  • научить следить за развитием музыкальной мысли на основе импровизации;
  • практическое освоение полиритмии, свинга;
  • джазовая терминология

воспитательные:

  • заинтересовать учащихся красотой джазовой музыки, мастерством исполнителей
  • словесный;
  • наглядный;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыкальных произведений;
  • содержательный анализ музыкальных произведений;

Оборудование:

  • музыкальный центр, фортепиано, мультимедиа, звукозаписи, тексты песен

Ход урока

Джаз – это музыка преодоления и победы.
Мартин Лютер Кинг

В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить.
Л. Коллер

Музыкальный эпиграф: “St. Louis Blues” (W. C. Handy) <Приложение 1 >

Учитель: Знаком ли вам этот музыкальный жанр?

Учащиеся: Это джаз.

Учитель: Попытайтесь определить, что такое джаз? Легкая или серьезная музыка? Современная или старинная? Народная или композиторская?

Ответы учащихся.

Учитель: Американский историк джаза Б.Уланов в 1935 году попытался получить ответ на эти вопросы у признанных музыкантов данного жанра, и никто не смог дать точного определения. Но в результате опроса Б.Уланов определил джаз так: “Это новая музыка, имеющая особый ритмический и мелодический характер и постоянно включающая импровизацию”.

Итак, начинаем наше путешествие в прекрасную, таинственную и неповторимую страну “Джаз”.

Звучит любая музыкальная иллюстрация джазовой музыки

Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке лишь в начале XVII века, но численность населения росла быстрыми темпами. За первой (английской) волной эмиграции последовали другие. В будущие Соединенные Штаты Америки стали приезжать немцы, голландцы, швейцарцы, французские гугеноты, превращая колонии в огромный “этнический котел”.

Когда Америка стала пристанищем гонимых из Старого Света, вместе с ними в Новом Свете оказалась и музыка, звучавшая в Европе: и библейские псалмы, и суровые гимны Англии, и старинные шотландские баллады, и итальянские мадригалы, и испанские романсы. В результате, музыка, переплывшая океан, как бы законсервировалась и стала эхом старой Европы. В ней не было новизны.

Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах (слушание примеров полиритмии на ударных инструментах).

Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое.

Учащиеся: повторяют по группам различные ритмические рисунки, позже объединяя их.

Учитель: Кроме ритма, европейцев завораживала манера пения африканцев - причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны.

“Пусть воют”,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.

“Пусть воют”,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.

Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.

И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Такие песни позже назовут “холлерс” - “песни-крики”.

<Рисунок 1 >

<Рисунок 2 >

Обращая чернокожих невольников в христианство, американским священникам не стоило большого труда убедить неграмотных людей в том, что все земные муки посланы Богом, и что за эти мучения они получат райское блаженство после смерти. Но распевание религиозных псалмов не смогло превратить новообращенных христиан в смиренных и послушных. Наоборот. Религиозные песнопения как бы взорвались страстным и заразительным ритмом чёрных. В маленьких церквах американского Юга зазвучали иные песни: певец или певица, импровизируя на библейские темы, вопрошал Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. И эта горячая, резкая, ритмичная музыка вызывала чувство единения, подъем сил и духовный экстаз.

Так появились негритянские духовные песни “Спиричуэлсы”, в которых поющий разговаривал с Богом, как с равным, заклиная его сойти на землю и покарать злых и жестоких. Музыка вернула людям чувство собственного достоинства.

Спиричуэлсы вышли за пределы церкви и первый концерт, в котором прозвучала эта музыка, состоялся в 1871 году.

Одной из лучших исполнительниц по праву считается Мэхелия Джексон.

<Рисунок 3 >

Звучит спиричуэлс “The Lord"s Prayer” в исполнении М.Джексон <Приложение 2 >

Учитель: Что вы почувствовали? О чем рассказывает нам певица? Можем ли отнести это произведение к легкой музыке?

Ответы учащихся.

Учитель: А теперь послушаем другое произведение.

Звучитв исполнении Луи Армстронга

< Рисунок 4>

Можно ли отнести это произведение к жанру спиричуэлс?

Звучит “ Sometimes I Feel Like A Motherless Child” в исполнении Немова Е.Н. (гитара)

Что изменилось? Какое исполнение вам больше понравилось и почему?

Учитель: Как вы думаете, спиричуэлсы – это джаз?

Ответы учащихся.

Учитель: Спиричуэлсы были предвестниками новой музыки. Но главным её источником стали блюзы, песни-исповеди, в которых было всё, что составляло жизнь и несчастье их творцов: обманутая любовь и разлука; тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, - всё могло стать блюзом. В 30-е годы “отец блюзов” Вильям Кристофер Хенди говорил: “В блюзах - наша история, ответ, откуда мы вышли и что испытали. Блюзы выросли из нашего унижения и нужды, из наших надежд”.

К началу 20 века сложилась определенная форма блюза:

Поэтический текст – трёхстрочный, в котором повторяется первая строка:

Я бездомным стал – лучше б умереть,
Я бездомным стал – лучше б умереть,
Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть.

Каждая фраза (короткое мелодическое предложение) составляет 4 такта. Всего тактов 12, что и составляет классический джазовый “квадрат”.

У Луи Армстронга есть одна старая песня, которая вошла во все лучшие альбомы: “Black and Blue” . <Приложение 3 >

Название можно перевести, как “чёрный и печальный”.

Постарайтесь почувствовать настроение музыки.

Ответы учащихся.

Грех мой один – я чернокожий.
Что буду делать? Кто мне поможет?
Я так унижен,
Я так обижен,
И всё потому, что я чернокожий…

Обратили ли вы внимание на то, какие инструменты звучали?

Как вы думаете, когда же могли появиться чисто европейские инструменты у неграмотных рабов?

Ответы учащихся.

Учитель: когда в 1865 году закончилась гражданская война, музыканты военных оркестров вернулись домой, и в лавках подержанных вещей появилось много дешевых духовых музыкальных инструментов. Они были так дешевы, что их могли купить даже очень небогатые люди. Так появились первые негритянские духовые оркестры, в которых музыканты не знали нот, но играли до такой степени мастерски, что складывалось впечатление, будто инструменты стали продолжением их голоса.

Послушаем еще один блюз: “ Royal Garden Blues” (C.Williams).

Обратите внимание на звучащие инструменты и назовите их.

Учащиеся: звучат труба, кларнет, тромбон и ударная группа: барабаны, контрабас, ритм – гитара, фортепиано.

Учитель: Такой состав оркестра относят к самому раннему стилю джаза, который нравился не только неграм, но и “чистой”, белой публике. В то время по Миссисипи ходили смешные колёсные пароходики, на которых обязательно играли маленькие негритянские оркестры. Всё дальше и дальше распространялась новая музыка, все интересней и разнообразней становился их репертуар. И вот уже “белые” оркестры стали играть музыку чёрных, но очень не хотели, чтобы их путали, и тогда они придумали добавить в название оркестра слово “Диксиленд”, которое должно было обозначать, что в оркестре играют только белые музыканты.

Мы можем послушать, как звучал один из первых таких оркестров: Original Dixieland Jass Band - новоорлеанский джаз бэнд, записавший первую в истории джазовую пластинку в 1917 году.

< Рисунок 5>

“Down in Old New Orleans” (слушание фрагмента)

В состав оркестра входили: барабаны, тромбон, корнет, кларнет, пианино.

Прошло совсем немного времени и оркестры стали объединять музыкантов не по цвету кожи, а по мастерству, умению импровизировать, что является неотъемлемой частью профессионализма джазмена.

И он предсказал, что появятся новые блюзы и придут новые певцы: и черные, и белые. Появится новое течение негритянской музыки – ритм – энд - блюз.

Учитель: Вот и пришло время самим попробовать исполнить песню, очень близкую по стилю к джазовой музыке. Разучим “Старый рояль” (муз. М. Минкова, ст. Д. Иванова) из кинофильма “Мы из джаза”. (Вокально-хоровая работа над песней).

Учитель: Наш разговор о дальнейшем развитии джаза в мире и в нашей стране мы продолжим на следующем уроке. Спасибо вам за работу!

Литература

1.Л.Мархасев. В лёгком жанре.

2.Г.Левашева. Музыка и музыканты.

3. В. Конен. Рождение блюза.

4. Видеофильм “История джаза”



Истоки джаза следует искать в смешении, или, как говорят, в синтезе европейской и африканской музыкальных культур. Как это ни странно, джаз начался с Христофора Колумба.

Разумеется, великий первооткрыватель не был первым исполнителем джазовой музыки. Но, открыв Америку для европейцев, Колумб положил начало взаимопроникновению европейской и африканской музыкальных традиций.

Вы спросите: а при чем здесь Африка? Дело в том, что, осваивая американский континент, европейцы стали привозить сюда чернокожих рабов, переправляя их через Атлантику с западного побережья Африки. В период с 1600 по 1700 годы количество рабов на американском континенте перевалило далеко за сотни тысяч.


Европейцы даже не догадывались о том, что вместе с рабами, переправленными на американский континент, они привезли туда африканскую музыкальную культуру, которая отличается потрясающим вниманием к музыкальному ритму. На родине африканцев музыка являлась непременным компонентом различных обрядов. Ритм имел здесь колоссальное значение, являясь основой коллективного танца, коллективной молитвы, иными словами, коллективного обряда.
Характерными чертами африканской народной музыки являются полиритмия, ритмическое многоголосие и перекрестная ритмика. Мелодика и гармония здесь находятся практически в зачаточном состоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более свободна , в ней имеется большее пространство для импровизации . Итак, вместе с чернокожими рабами европейцы привезли на американский континент то, что стало ритмической основой джазовой музыки.

А какова же роль европейской музыкальной культуры в формировании джаза? Европа привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.


Итак, родиной джаза стали Соединенные Штаты Америки. Историки джаза до сих пор спорят о том, где именно впервые стали исполнять джазовую музыку. На этот счет существуют два противоположных мнения. Одни полагают, что джаз появился на севере США, где уже в 18 веке английские и французские протестанты-миссионеры стали обращать негров в христианскую веру. Именно здесь возник совершенно особый музыкальный жанр «спиричуэлс» - это духовные песнопения, которые стали исполнять североамериканские негры. Песнопения отличались предельной эмоциональностью и во многом импровизационным характером. Из этих песнопений впоследствии и возник джаз.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что джаз появился на юге Соединенных Штатов, где подавляющее большинство европейцев были католиками. Они относились к африканцам и их культуре с особым презрением и пренебрежением, что сыграло положительную роль в сохранении самобытности африканского музыкального фольклора. Афроамериканская музыкальная культура темнокожих рабов отвергалась европейцами, что сохраняло ее аутентичность. На основе аутентичной африканской ритмики и сформировался джаз.


Директор Нью-Йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс – автор монографии « » (1956 г.) - показал, что дело обстоит гораздо сложнее. Он указал, что в основе джазовой музыки лежит взаимопроникновение западноафриканских ритмов, рабочих песен, религиозных песнопений американских негров, блюза, африканского фольклора прошлого, музыкальных композиций бродячих музыкантов и уличных духовых оркестров .

Вы спросите, при чем здесь духовые оркестры? После окончания Гражданской войны в США многие духовые оркестры были расформированы, а инструменты распроданы. На распродажах духовые инструменты можно было приобрести практически даром. На улицах появилось множество музыкантов, играющих на духовых инструментах. Именно с распродажами духовых инструментов связан тот факт, что в джаз-бэндах присутствует их традиционный набор: саксофон, труба, кларнет, тромбон, контрабас . Основу представляют, конечно же, ударные.

Центром джазовой музыки в США стал город Новый Орлеан. Его населяли очень свободомыслящие люди, не чуждые авантюризма. Кроме этого, город имеет выгодное географическое положение. Это благоприятные условия для синтеза музыкальных культур. Сформировался даже особый джазовый стиль, который носит название Новоорлеанского джаза.

26 февраля 1917 года здесь в студии «Victor» была записана первая грампластинка, на которой звучала джазовая музыка . Это был джазовый коллектив «Original Dixieland Jazz Band ». Кстати, музыканты коллектива не были темнокожими. Это были белые американцы.

Original Dixieland Jazz Band


В последующие годы джаз превратился из маргинального музыкального направления в достаточно серьезное музыкальное течение, которое овладело умами и сердцами широкой публики на американском континенте. Распространение джаза началось после закрытия в Новом Орлеане развлекательного квартала Сторивилла. Но это не значит, что джаз был только новоорлеанским явлением.

Островками джазовой музыки были Сент-Луис, Канзас-Сити, Мемфис – родина регтайма, который оказал заметное влияние на формирование джаза. Интересно, что многие впоследствии выдающиеся джазовые музыканты и оркестры были обычными менестрелями, участвовавшими в специальных передвижных концертах: например, известный музыкант Джелли Ролл Мортон, оркестр Тома Брауна, «Креол Бэнд» Фредди Кеппарда.

Оркестры давали концерты на пароходах, которые совершали рейсы по Миссисипи. Это, безусловно, способствовало популяризации джазовой музыки. Из таких оркестров вышли блистательные джазмены Бикс Бейдербейк, Джесс Стейси. В джазовом оркестре играла на фортепиано будущая супруга Луи Армстронга Лил Хардин.


В 20-30-е годы прошлого века центром джаза стал город Чикаго, а затем и Нью-Йорк. Связано это с именами великих мастеров джаза , Эдди Кондона, Джимми Мак Партланда, Арта Ходеса, Барретта Димса и, конечно же, Бенни Гудмана, которые сделали очень многое для популяризации джазовой музыки.

Основой джаза в 30-40-е годы 20 века стали биг-бенды. Оркестры возглавляли , Каунт Бэйси, Чик Уэбб, Бенни Гудман, Чарли Барнет, Джимми Лансфорд, Гленн Миллер, Вуди Герман, Стэн Кентон. Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе. С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция.

В настоящее время выдающимися джазовыми оркестрами являются Джазовый оркестр Линкольн-Центра, Джазовый оркестр Карнеги Холл, Чикагский джазовый ансамбль и многие другие.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз - потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей - противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

Что такое джаз?

Характерные черты:

  • полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
  • бит - регулярная пульсация,
  • свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
  • импровизационность,
  • красочный гармонический и тембровый ряд.

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки - трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре , фортепиано, ударных инструментах.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация нескольких вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. Знаковый день - 26 февраля 1917 года - тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа - новоорлеанский, чикагский - объединяются термином "диксиленд".

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название "свинг". Для свинга характерно появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется "рифф" - двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Среди первых биг-бэндов - оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов - Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название "боп" или "бибоп". Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза- Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других - фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили "cool" - "прохладный", и "west coast" - “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки - развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили "хардбоп" - "горячий", "энергичный" и близкий ему “soul-jazz" (в переводе с английского "soul" - "душа"), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

Были предприняты попытки создания произведений крупной формы - симфоджаз. Например "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и у русских исполнителей ("Концерт для оркестра" А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.

С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой - Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков - лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название "fusion", т.е. "сплав".

Говоря кратко, история джаза - это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив "Tea-джаз". Стиль "диксиленд" и "свинг" практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы ("Восьмерка ЦДРИ", "Ленинградский диксиленд"). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с "вечерами джазовой импровизации". Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, "Арсенал", "Аллегро", "Каданс" (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла ("Современник").

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс "Warmdaddy" Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей - эта повесть еще не дописана до конца!

Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:

  • уроки игры на пианино - разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
  • гитара для детей и подростков - внимательные педагоги и увлекательные занятия!