Образ и характеристика Полковника на балу и после бала в рассказе «После Балла» Льва Толстого. Характеристика героя Полковник, отец Вареньки, После бала, Толстой. Образ персонажа Полковник, отец Вареньки Состояние полковника на балу и после бала

Петр Владиславич – персонаж рассказа Л. Н. Толстого «После бала», пожилой полковник, отец Вареньки Б. Это был красивый, статный и свежий старик с румяным лицом, белыми бакенбардами и подвитыми усами. С его лица не сходила ласковая улыбка, такая же, как у Вареньки. На балу он так грациозно танцевал мазурку с дочерью, что все присутствующие любовались. То, что произошло после бала, никак не вязалось с его образом любящего отца и воспитанного кавалера.

Рассказчик под утро застал совершенно иную картину. У дома Вареньки вели бедного татарина, которого били палками солдаты, а рядом шествовал сам Петр Владиславич и следил, чтобы исправно били. Если солдат промахивался, тогда он бил того по лицу. Это был человек, который мог держать рукой в замшевой перчатке талию любимой дочери и потом этой же перчаткой бить солдат по лицу. Для рассказчика, который успел на балу проникнуться уважением к седому вояке, такое раздвоение было полной неожиданностью. Ни до, ни после этого случая, он не мог понять, правильно ли это, улыбаться ангельской улыбкой в одном кругу, и жестоко бить людей – в другом.

>Сочинения по произведению После бала

Полковник на балу и после бала

Историю, легшую в основу рассказа «После бала», Л. Н. Толстой услышал от своего брата. Она его так впечатлила, что он захотел непременно написать об этом рассказ. В студенческие годы старший брат писателя, Сергей Николаевич, был влюблен в дочь одного военного начальника. Когда он узнал о жестоком обращении ее отца с беглыми солдатами, его чувства вмиг улетучились. Более того, он передумал идти в армию. Так одно событие кардинально изменило судьбу юноши.

Основная проблема, затрагиваемая в рассказе – это человеческая двуличность, с которой герой ранее не сталкивался. Повествование ведется от первого лица. Несмотря на то, что события произошли на самом деле, имена героев вымышленные. Так, главный герой Иван Васильевич , рассказывает о том, что с ним произошло в юности. Он был тогда сильно влюблен в Вареньку Б. , дочь местного полковника . Однажды на балу он сумел завоевать ее внимание на весь день, и оттого был бесконечно счастлив. Там же он познакомился с отцом девушки, который показался ему достойным человеком.

Полковник Петр Владиславич показал себя на балу не только как заботливый отец, но и как галантный человек. Он был вежлив и учтив, грациозно танцевал круг мазурки с дочерью, ласково и мило всем улыбался. Рассказчик невольно проникся симпатией к этому не по годам веселому человеку и был счастлив познакомиться с ним. Вернулся Иван Васильевич под утро и никак не мог заснуть. Тогда он принял решение немного пройтись по городу. Ноги его сами привели к дому Вареньки, а там его ждала необычайная картина.

Солдаты в черном подгоняли и избивали беглого татарина под руководством Варенькиного отца. А он спокойно шествовал рядом и контролировал, чтобы не промазали. Те, кто плохо били, сами получали по лицу от полковника. Увиденное настолько потрясло Ивана Васильевича, что его чувства к Вареньке быстро остыли. Для себя он решил никогда не идти на службу. Так событие одного утра навсегда изменило жизнь молодого студента.

Ивана Васильевича тревожило одно обстоятельство, как человек мог быть таким двуличным. Он даже не до конца понимал хорошо это, или плохо. Ведь на балу полковник чуть ли не рассыпался в любезностях и старался казаться таким добросердечным. А после бала рассказчик увидел его настоящую сущность, что его сильно разочаровало. Поэтому, когда его собеседники рассуждали о том, что может изменить жизнь человека, он уверенно отвечал – случай.

Герой небольшого рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала» Иван Васильевич делиться своими впечатлениями от встречи с полковником и описывает его портрет.

Петр Владиславич был полковником и отцом прекрасной девушки Вари, в которую был влюблен рассказчик.

В первой половине рассказа Иван Васильевич описывает его на балу.

Старый полковник был красивым и статным человеком. У него было румяное лицо, белые усики и бакенбарды. Полковник имел прекрасное телосложение, он был высоким человеком с широкой грудью и крепкими плечами. По его фигуре и выправке было видно, что он военный человек.

У Ивана Васильевича его поведение вызывало восхищение и уважение. Поведение полковника было учтивым, он был приветлив и мил по отношению к окружающим.

Полковник с трепетом и нежностью относился к своей дочери, у него была такая же ласковая улыбка, как и у нее.

Особенно Ивана Васильевича поразили его сапоги. Они были старинными и не модными, видно было, что сапоги были домодельными. Это говорило о том, что старик ограничивает себя, для того, чтобы вывозит на балы и красиво одевать свою любимую дочь.

На утро Иван Васильевич снова видит полковника в поле возле его дома. Поведение старика кардинально разнится с увиденным вечером. Он предстает в образе сурового и жесткого начальника, не имеющего ни малейшего сострадания и милосердия к людям.

Полковник руководил избиением татарина, который пытался сбежать. От милого человека, увиденного накануне, не осталось и следа. У него была твердая походка, его сильные плечи покрывала шинель, а на голове была фуражка.

Иван Васильевич наблюдал, как старый полковник гневным голосом вычитывал солдата, за то, что он не сильно бил наказуемого татарина. Без малейшего сожаления полковник бил его по лицу своей крепкой рукой в перчатке.

Поведение полковника было грозным, на лице его отражалась злость. Иван Васильевичу было трудно поверить в то, что еще совсем недавно полковник казался абсолютно иным человеком. Он танцевал, радовался балу, был мил с окружающими людьми и бесконечно нежен по отношению к своей дочери Варваре.

Когда полковник увидел Ивана Васильевич, он быстро отвернулся, сделав вид, что не узнал его. Возможно, поведение полковника было связано со службой и он был лишь заложником обязательств и выполнял свой долг.

Однако, Иван Васильевич, как не пытался, так и не смог оправдать его в своих глазах.

Сочинение Образ Полковника отца Вареньки и его характеристика

Одним из основных персонажей произведения является Полковник, носящий имя Петра Владиславовича, представленный писателем в образе отца Вареньки, главной героини рассказа.

Полковник описывается в качестве высокого, статного мужчины преклонного возраста с румяным лицом, на котором красуются подвитые усы и аккуратно подстриженные бакенбарды. Его внешности, располагающей к общению и вызывающей уважение, присущи твердая, уверенная походка, блуждающая на лице ласковая улыбка и открытый взгляд сверкающих глаз. Несмотря на военный чин, в повседневной жизни полковник предпочитает одеваться в армейскую форму в виде безупречного мундира, черных замшевых перчаток и давно вышедших из моды остроносых сапог со сбитыми каблуками.

Полковник является примерным семьянином и отцом, не чаявшим души в собственной дочери, для которой не жалеет ни денег, ни времени, готовый отказать себе во всем ради удовольствия Вареньки.

Герой, несмотря на свой почтенный возраст, обожает танцевать и старается не пропускать ни одного из званых балов, где предпочитает кружиться в вальсе с красавицей-дочерью, с которой у него сложились доверительные отношения.

На очередном балу, где рассказчик в образе Ивана Васильевича встречается с галантным и любезным полковником, он попадает под обаяние Петра Владиславовича, представляя его жизнерадостным и миролюбивым человеком.

Однако по окончании бала Иван Васильевич становится свидетелем неприглядного события, главным участником которого является якобы интеллигентный полковник, раскрывшийся перед рассказчиком с другой, нелицеприятной стороны.

Полковник руководит жестоким наказанием провинившегося солдата, попытавшегося осуществить побег. При этом герой меняется не только с внешней стороны, но и внутренне. Полковник гневно кричит, унижает не только несчастного, подвергнутого наказанию, но и подчиненных, исполняющих казнь. Он непреклонен в своей жестокости, не слышит мольбы о пощаде, заставляя сослуживцев наносить провинившемуся еще большую боль.

Раскрывая образ полковника в романе, писатель повествует о реальных событиях, произошедших в тот период времени, когда жестокость общественного существования калечит духовные качества человека, делая из него морального урода, тщательно скрывающего свой истинный облик и черствую сущность за маской положительных характерных черт.

Вариант 3

Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым. В нем рассказывается история из жизни самого писателя, которая очень сильно его впечатлила. Написать он о ней решил спустя несколько десятков лет.

Рассказ ведется от лица главного героя, – Ивана Васильевича – который влюблен в девушку Вареньку Б. Эта девушка была самой прекрасной на балу, даже сам Толстой не может описать ее красоту. У нее всегда было много поклонников. Эта любовь главного героя была самой сильной за всю его жизнь. Танцуя, молодые люди никак не могли налюбоваться друг другом. Первая часть этой истории показывает бал, где люди отдыхают, танцуют, общаются. На этом балу Иван Васильевич знакомится с отцом Вареньки – Петром Владиславовичем Б.

Петр Владиславович – дворянин, полковник. У него есть семья: жена и восемнадцатилетняя дочь Варенька. Живут они в Казани. Полковник красивый, статный мужчина в летах. На лице у него были бакенбарды и усы. Большую часть своих денег тратит на свою дочь, ограничивая себя даже в новых сапогах. Петр Владиславович ловко и умело танцует. Ему нравится танцевать со своей дочерью. Обращается с ней ласково и нежно. Взгляд у него добрый и ласковый, как у нее. Полковник со всеми на балу обращался вежливо и галантно, что говорит о его хороших манерах. Все, кто с ним общался, были очарованы им с первого взгляда, чувствовали уважение. То же самое чувствовал и главный герой. К тому же Иван Васильевич очень хотел стать офицером. А полковник рассказывал ему про службу: как она много для него значит, и как он любит своих солдат.

После бала он отправился домой. Но после таких приятных впечатлений, не смог уснуть. Молодой человек был на столько воодушевлен, что собрался и отправился к дому Вареньки. Там он увидел странное движение и услышал крики: полковник, который недавно был на балу, танцевал с дочерью и тепло отзывался о своих солдатах, в гневе бил одного из них (наказывали сбежавшего татарина). Спина этого татарина не была похожа на спину, скорее, на кровавое мясо. Он умолял полковника о пощаде, но тот злился еще больше. Тот мужчина, который нежно обнимал свою дочь, бил по лицу и другого солдата.

Этот случай очень впечатлил Ивана Васильевича. Он больше не мог любить Вареньку (с ней молодой человек все время вспоминал ту историю) и позже любовь его прошла совсем. Мысли о военной службе Иван Васильевич тоже оставил, потому что не видел больше в этом ничего благородного.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.