Об избах-читальнях, красных уголках и клубах. Воспоминания Д.В. Попковой Заведующий избой читальней 5 букв

Мальта приковала к себе особое внимание два года назад, когда при въезде в старинное село появилась семья мамонтов. Удивительно, но многие жители Приангарья до этого времени даже не подозревали о том, что рядом с ними расположена одна из крупнейших стоянок эпохи палеолита. А началось все с того, что в далеком 1929 году крестьянин Савельев решил углубить у себя дома погреб. Во время раскопок он обнаружил огромную старую кость, которая, впрочем, не произвела на него впечатления. Он выбросил ее за ограду, а местные мальчишки тут же нашли ей применение, приспособив в качестве саней. Однако заведующий деревенской читальней присмотрелся к диковинке и сообщил о ней в Иркутск. Известный археолог Михаил Герасимов сразу отправился в Мальту и обнаружил древнюю стоянку. Эта новость ошеломила весь научный мир. Из недр мальтинской земли были извлечены такие уникальные артефакты, как миниатюрные женские статуэтки, Венеры, захоронение ребенка с богатым инвентарем и бусинка, изготовленная из минерала под названием «тигровый глаз».

Церковь рухнула в тишине
Красивое большое село Мальта поделено на две части - правый и левый берег реки Белой. Правая сторона более современная. Она образовалась после того, как была построена железная дорога. Здесь расположены все социально значимые объекты: местная администрация, школа, Дом культуры, предприятие по производству минеральной воды «Мальтинское» и останки когда-то гремевшего на всю область санатория.

Зато левая сторона представляет собой настоящую историческую сокровищницу. Вдоль главной улицы - Ленина - простирается прежний Московский тракт, по которому несколько веков назад передвигались каторжники, военные. Во время пути они делали в Мальте небольшую остановку: отдыхали, меняли коней. Этот эпизод из истории села мальтинцы воссоздали в один из сельских праздников. Облачившись в тряпье и рванину, они изобразили, как по Московскому тракту передвигались каторжники.

На углу улицы до сих пор стоит двухэтажный старинный дом, в котором находилась притрактовая гостиница. По словам жителей, в ней когда-то останавливался Антон Чехов. Затем, много лет спустя, здание оборудовали под родильный дом.

Известно, что далеко не все каторжники выдерживали длинную дорогу. Часто мученики обретали здесь последнее пристанище. Хоронили их без отпевания, и именно по этой причине жители решили возвести в селе церковь. Отправили прошение государю Александру I и, не дожидаясь ответа, начали собирать деньги.

Изначально было решено построить двухпридельный храм, однако со временем планы изменились, и в результате был воздвигнут большой трехпридельный. Главный придел - во имя Вознесения Господня, второй - Казанской Божией Матери, а третий - во имя святителя Иннокентия. Сделан храм был на совесть. Для его строительства использовали большие старинные кирпичи из местной глины. Для того чтобы они крепче держались, в раствор добавляли огромное количество яиц. Жители сами несли их со своих дворов. Каждый хотел внести свой вклад в благое дело.

В 1810 году два меньших придела были освящены, а очередь самого главного подошла лишь спустя 23 года, так как были трудности с деньгами. Возле храма была открыта и церковно-приходская школа. Первыми ее окончили 10 человек. При этом, по воспоминаниям старожилов, мальчиков в ту пору было больше, чем девочек. В своем первозданном виде храм прослужил до революции.

Во время Гражданской войны 1918 года его использовали для пристрелки артиллерийских орудий и красные, и белые. Церковь была обстреляна со всех сторон. В феврале 20-го года, когда Мальта была на военном положении, с колокольни красные отстреливались от каппелевцев.

В 1933 году храм был закрыт. Часть помещения была отгорожена и оборудована под склад, а церковная территория отдана под спортивные площадки и застройку. Какое-то время в храме на втором этаже была контора кирпичного завода, затем его отдали под клуб. Работники мальтинской культуры показывали кино, устраивали танцы. Здесь же население собиралось на сходы. За то время, пока храм не использовался по своему прямому назначению, его стали понемногу разбирать на нужды. Поскольку кирпич был очень хорошего качества, в 30-40-е годы военные вывозили его на казармы.

Последним, кто на время нашел пристанище в церкви, стал магазин сельпо. Правда, проработал он недолго, а после того как здание опустело, оно начало рушиться. Во время землетрясения 2009 года большая часть стен храма осыпалась, а через два года от него остались одни руины.

В тот день было очень спокойно, тихо. Примерно в 17.30 услышали страшный треск, и храм рухнул. Сам по себе. Видимо, время его пришло. Туда уже никто не ходил, не заглядывал, - рассказывает Галина Коломиец, хранитель школьного краеведческого музея. - Жаль, конечно, церковь. Памятник архитектуры. Может быть, когда-нибудь на его месте построят новый храм. Ведь место это намоленное, святое.

Венеры, бусинки и древние захоронения
В Мальте находится и всемирно известная стоянка древнего человека. История о том, как местный житель выкопал кость мамонта, давно превратилась в легенду, которую старшее поколение рассказывает молодым. Несколько десятков лет сюда каждый сезон наведывались экспедиции. Из земли археологи извлекали кости мамонта, шерстистого носорога, рога оленя, орудия труда первобытных людей, украшения и предметы быта.

Этот памятник древности привлек сотни тысяч туристов и археологов со всего мира. Всем хотелось поближе познакомиться с уникальными артефактами. Ученые выяснили, что на месте Мальты 21-23 тысячи лет назад находилась тундра, по которой бродили стада мамонтов, носорогов и бизонов. Их мясо служило пищей первобытным людям, а из шкур и костей сооружали жилища.

В 1958 году на смену Михаилу Герасимову, который первым начал изучать мальтинскую культуру, пришел его ученик, профессор и археолог Герман Медведев. Он также раскопал немало удивительных изделий. Среди них, например, маленькие статуэтки женщин. У них были четко вырезаны губы, профилированы ноздри и выделялся миниатюрный подбородок. Таких фигурок, получивших имя Венеры, набралось 30 штук. Еще одна находка - древняя бусинка, изготовленная из минерала «тигровый глаз». Примечательно в ней то, что до этих пор этот минерал встречался только в Индии и Южном Афганистане.

В Мальте обнаружили и единственное в регионе захоронение ребенка с богатым убранством: бусинами и подвесками из бивня мамонта, фрагментами изображения летящей птицы, кремниевыми изделиями и браслетом.

Жгли костры, пели под гитару
У местных жителей археологические изыскания также вызывали неподдельный интерес. Ребятня часто навещала участников экспедиций, смотрела, как они работают.

Раньше здесь был даже указатель «Стоянка древнего человека». Посторонним туда вход был запрещен. Но в мою молодость мы часто туда бегали. В 80-х годах археологи устанавливали палаточный городок и работали здесь весь сезон, три-четыре месяца. Приезжали в основном из Иркутска студенты, молодежь, они жгли костры, играли на гитаре. И мы к ним присоединялись, - вспоминает Динара Салиховна, жительница Мальты.

С первого класса юные «археологи» протоптали сюда дорожку. Их интересовал весь процесс работы: как снимается первый слой земли, работа скребками и кисточками, извлечение изделий, проведение замеров и фотографирование артефактов.

Описать это невозможно. Нужно видеть. Я никогда не видела такой скрупулезной работы, исследуется каждый миллиметр земли. Археологи трепетно относятся к каждому обнаруженному экспонату. Обращаются с ними очень аккуратно, чтобы не причинить ущерб.

Правда, есть в этой мальтинской достопримечательности и один существенный минус. Поскольку все село по сути представляет собой зону археологического наследия, любые строительные, земляные работы здесь запрещены. И для жителей это очень большая проблема. Для того чтобы добиться разрешения на строительство какого-либо объекта, даже маленького сарая или бани, им нужно пройти немало инстанций. Такой же процедуре подвергаются и те, кто желает просто взять землю под огород. Некоторые из мальтинцев пытались воспрепятствовать этому «безобразию» и самовольно возводили строения. Однако надзорные органы, узнав про нарушение, сразу приезжали и наказывали виновного рублем.

Мамонт и стоматолог
В начале 2000-х из-за отсутствия финансирования раскопки прекратились, и только два-три года назад они вновь были продолжены. В 2014 году археологи Иркутского государственного университета на берегу реки обнаружили останки мамонтенка. Сначала они наткнулись на зуб животного, который скрывался сразу под дерном, затем, копнув поглубже, нашли и остальные останки: фрагменты черепа, костей ног, ребер. Все они находились в древней морозобойной трещине, на площади около полутора метров. Возраст отложений составил примерно 25 тысяч лет.

По предположениям Дмитрия Лохова, инженера-исследователя кафедры археологии, этнологии и истории Древнего мира, возможно, мамонтенок стал добычей древнего человека. Его отбили от стада и загнали в ловушку. Об этом можно судить по виду и расположению останков. Археологи нашли рубленые кости ног и череп. Зубы лежали отдельно. Ребра также были порублены и сложены в одну кучу.

В 2015 году исследовательские работы в Мальте были начаты позже, уже в начале сентября.

Раскопки вели прямо вдоль заборов, по всей длине переулка Производственного. Копали примерно на три метра глубиной, а сверху все было под пленкой, - рассказывает Динара. - На этот раз мы разместили участников экспедиции в Доме культуры, топили баню, поили их чаем. Работы продолжались до середины ноября. В холода они топили печь. Пока шли раскопки, для жителей отсыпали временную дорогу в обход. После завершения работ переулку вернули прежний вид. Что обнаружили археологи, нам неизвестно, знаем только, что было немало элементов костей животных.

На улице Береговой, вдоль которой много лет велись раскопки, из прежних жителей никого не осталось. Пожилые умерли, молодые разъехались. Новые жильцы знают лишь то, что здесь находится стоянка древнего человека. Правда, иногда кто-то находит любопытные фрагменты. Так, в прошлом году после сильного ливня Наталья Бурлакова, спустившись к берегу, случайно на-

Ткнулась на предмет необычной формы. Сначала она подумала, что это камень, однако присмотревшись, решила, что он больше похож на зуб. Эксперты ее догадки подтвердили. Свою находку она подарила школьному музею. Примечательно, что зуб она обнаружила не на левом берегу, где расположена стоянка, а на правом. Как он туда попал, остается загадкой. По крайне мере, детям в школе Галина Коломиец, шутя, рассказывает, что мамонт ходил к стоматологу.

Еще один экспонат школьного краеведческого музея - огромный позвонок. Его в реке выловили рыбаки. Долго не знали, куда его пристроить, а затем решили отнести в музей. Здесь же хранится челюсть неизвестного животного, кость от бедра шерстистого носорога и копия Венеры, которую музею подарила профессор из Германии Нана Наувальд.

На родниковой воде солят огурцы
Стоянка древнего человека не единственная достопримечательность Мальты. Кто не знает бутилированную минеральную воду с одноименным названием? Она реализуется по всей Иркутской области и за ее пределами. Находится источник в частной собственности. Один предприниматель взял себе участок, пробурил на нем скважину и занялся прибыльным бизнесом. Жителям Мальты и всем посторонним лицам вход туда запрещен, вот только он им и не нужен. У них есть собственный источник. Любой желающий может подойти и почерпнуть для себя родниковой воды. На вкус она слегка подсоленная. Как уверяют мальтинцы, в ней содержится немало полезных веществ. Обычно ей лечат желудочно-кишечный тракт. Для этого нужно выпивать 100 граммов воды утром и вечером. Хозяйки на основе этой воды делают неплохие соленья. Особенно удаются малосольные огурчики. Рядом с источником установлена часовенка.

Санаторий «Мальтинский» - еще одна гордость села - давно канул в Лету. В золотые для него годы сюда приезжали на отдых из Красноярского края, Бурятии, Читинской области, Якутии. Санаторий обслуживал до 1000 человек за сезон. Людей привлекали местные красоты и лечебные грязи, которые добывали с Поповских озер. Они помогали при заболеваниях суставов и опорно-двигательной системы. Грязи есть и сегодня, только пользуются ими усольские лечебницы.

Сейчас от прежнего дома отдыха остался лишь указатель при въезде в село и два здания - контора и столовая. Другие корпуса либо сгорели, либо их разобрали на нужды. Несколько лет назад и эти два строения превратились в обычные жилые дома. В планах у районной администрации создать на территории бывшего дома отдыха музей под открытым небом. Правда, когда осуществится желаемое, не знает никто.

Селфи на мамонте
Единственная достопримечательность, которая появилась здесь за последнее время, - семья мамонтов. Открытие памятника приурочили к празднованию 90-летия Усольского района. Сначала на открытой площадке перед Мальтой появились мама с мамонтенком, а позже к ним присоединился папа. Скульптурную композицию выполнил известный мастер из Тельмы Иван Зуев.

Я сразу решил, что это будет маленький мамонтенок, вытаскивающий маму из ледяной воды. С одной стороны, это спасение, с другой - пробуждение. Мамонтенок словно символизирует наше молодое поколение, которое пытается вытянуть из глубины веков информацию о прошлом. О том, что мы уже забыли. Хотелось бы, чтобы люди помнили об этом. Многие просто не знают о том, какие уникальные сокровища хранятся в недрах этого села, - отметил Иван Зуев.

Технология изготовления скульптуры идентична той, что использовалась при создании статуи «Родина-мать зовет» в Волгограде. Кроме того, была использована и особая техника бронзирования. Гарантия этого творения - 50 лет. Как только семья мамонтов поселилась в сельской местности, к ней нескончаемым потоком едут машины. Люди делают на фоне древних животных фото, селфи, а кто-то пытается взобраться на спину мамонтенка.

Туристов привлекает погреб
Мальтинские дети и сегодня пытаются найти уникальные артефакты. Все свои находки они несут в краеведческий музей. Там каждый год проводится конкурс на самый интересный древний экспонат. Школьники приносят старинную утварь, предметы быта. Впрочем, сегодня для них историческую ценность имеют даже такие приборы, как домашний стационарный телефон, радиоприемник, магнитофон. Ангарская геологическая экспедиция, базирующаяся в Мальте, подарила музею набор камней, а местный часовой мастер принес немало интересных часовых механизмов. Среди его презентов - корабельные часы, отсчитывающие время с точностью кремлевских.

Гордостью школы является и школьный театр «Голос», который в следующем году отпразднует 30-летний юбилей. Впечатляет репертуар театра. Среди постановок: «Юнона и Авось», «Мастер и Маргарита», «12 стульев» и многое другое. Актерами выступают как дети, так и весь учительский коллектив. Здесь же проводятся районные театральные фестивали, мастер-классы.

В целом, по словам жителей, у них хорошее, спокойное село. Каждое лето Мальту посещают группы туристов. Всем интересно посмотреть на место, где много тысячелетий назад обитали мамонты, шерстистые носороги. Особенно их привлекает дом, в погребе которого и были выкопаны первые артефакты. Правда, жильцы там давно сменились и на свой участок посторонних не пускают. Да и смотреть там уже не на что - все поросло травой и грядками. У районных властей давно зреет идея организовать по мальтинским местам археологического наследия туристический маршрут. Осталось только этот замысел воплотить в жизнь.

Глава V. Культурно-массовая работа комсомола в деревне

Комсомольцы - организаторы досуга молодежи

Колхозная молодежь, умеющая упорно, настойчиво, самоотверженно трудиться на помощь фронту, любит в свободный час спеть хорошую песню, прослушать музыку, обменяться веселой шуткой, поплясать. Велико у молодежи стремление и к знаниям - к изучению истории, географии, литературы, техники.

Война оставляет немного времени для отдыха, но тем разумнее нужно использовать это время. Хорошо проведенные минуты отдыха дают зарядку для многих часов труда.

Комсомольцы должны выступать вожаками молодежи не только в труде, но и в организации учебы и досуга молодежи.

Культурно-массовая работа основана на широкой самодеятельности масс и должна отвечать самым разнообразным интересам молодежи.

Увлекательная лекция, товарищеская, беседа, литературный или военный вечер, смотр самодеятельности, чтение вслух лучших произведений классической и советской литературы, экскурсии, коллективное посещение кино, обсуждение книг, кинокартин, спектаклей, драматические, хоровые и музыкальные кружки, кружки народных танцев и плясок и многое, многое другое - все эти интересные и занимательные виды культурно-массовой работы должны найти свое место в работе комсомольских организаций колхозов и совхозов. Они открывают неисчерпаемые возможности для воспитания у молодежи чувства горячей любви к родине, гордости за великую, бессмертную культуру нашего народа.

Советское государство, заботясь о культурном развитии трудящихся, и во время войны отпускает десятки и сотни миллионов рублей на нужды политико-просветительных учреждений. На территории каждого сельского совета создается изба-читальня, отпускаются средства для ее работы, выделяется специальный работник - заведующий избой-читальней, избач.

Изба-читальня - центр культурной жизни села. Это одновременно и боевой агитпункт, и клуб, и читальня. Это важнейший очаг массовой работы с молодежью. Здесь сосредоточена общественная жизнь деревни. В хорошей избе-читальне всегда многолюдно. И стар и млад заходят сюда на огонек: почитать свежую газету, посоветоваться со знающим человеком, побеседовать о том, что делается на фронте, поговорить о колхозных делах.

Здесь можно послушать интересный доклад о текущих событиях, встретиться с героем отечественной войны, записаться в интересный кружок.

Поэтому сельские комсомольцы должны всячески стремиться к улучшению работы своей избы-читальни.

Как следует организовать работу избы-читальни и что для этого могут сделать комсомольцы?

Прежде всего каждую избу-читальню надо оборудовать, благоустроить, придать ей уютный и культурный вид. В запущенную избу-читальню, в которой грязно, неуютно, не топлено, нет свежих газет и книг, никто не пойдет.

Другое дело, если изба-читальня находится в хороших, заботливых руках. О работе такой избы-читальни в Ново-Щаповском сельсовете Клинского района Московской области рассказывает избач тов. Конторщиков:

«Когда спускается вечер, вереницей тянется народ в нашу избу-читальню, как в уютный родной дом. Идут сюда и старые и малые: почитать, послушать беседу, отдохнуть.

Чистый крашеный пол, оклеенные обоями стены, белые занавески на окнах, портреты вождей, географическая карта, красочно оформленные витрины, фотогазеты, боевые лозунги, иллюстрированные монтажи, цветы на столах - таков внутренний вид нашей избы-читальни.

Стены внутри здания хорошо оформлены. Здесь вы увидите доску почета, лозунг, зовущий к напряженному труду, или монтаж «Чем ты помог сегодня фронту?», где колхозник прочтет имена своих соседей, сдавших теплые вещи, деньги, продукты в фонд помощи Красной Армии. Они как бы наглядно, агитируют, убеждают посетителей в том, что труд их есть вклад в великое дело борьбы с германскими захватчиками, что от стойкости, выдержки и самоотверженной работы каждого патриота зависит победа.

При избе-читальне работает несколько кружков, есть свой хор, который разучил много русских народных песен, создан драматический кружок».


Чтобы развернуть по-настоящему культурно-массовую работу на селе, комсомольцы должны прежде всего привести в порядок свою избу-читальню: отремонтировать ее, починить столы, скамейки, табуретки, украсить стены новыми плакатами и лозунгами, оборудовать, если позволяет площадь, сцену.

Когда комсомолка Рая Ягафарова приняла избу-читальню в селе Татарские Выселки, в ней было холодно и пустынно: голые, оборванные стены, разрушенная сцена. На книжной полке две-три старых брошюрки. С первых же дней Ягафарова убедилась, что одной привести избу-читальню в порядок будет трудно. Требовалось прежде всего создать актив. На помощь Ягафаровой пришли комсомольцы. Первым делом они организовали сбор книг, и вскоре в избе-читальне появилась библиотека, насчитывающая до 3 тысяч книг. С помощью комсомольцев Ягафарова привела в порядок помещение, украсила его. Теперь изба-читальня стала любимым местом отдыха молодежи.

Как организовать работу в избе-читальне

Изба-читальня - это прежде всего центр политической информации населения. Колхозники, наша молодежь с величайшим интересом следят за положением на фронтах отечественной войны, за событиями в нашей стране и в международной жизни. Удовлетворить эти запросы, дать ответ на волнующие темы, быть на уровне возросшей политической активности масс - прямой долг и обязанность избача.

В организации политической информации избачу многим могут помочь комсомольцы. Лучшие комсомольские агитаторы должны дежурить в избе-читальне для проведения бесед, для ответа колхозникам на непонятные вопросы, для разъяснения важных военных и правительственных сообщений.


Большую помощь в организации политической информации могут оказать сельские учителя, школьники старших классов. Учителю - почетная роль в избе-читальне. Он и беседу проведет, и кружком может руководить, и разъяснить непонятный вопрос. Учителя и кольники могут изготовить для избы-читальни самодельную географическую карту, флажками обозначить места, где происходят боевые действия. Учитель может помочь чтецам, беседчикам, агитаторам.

Нельзя, конечно, ограничиваться одними беседами и читками газет. С огромным интересом послушает сельская молодежь рассказы бойцов, вернувшихся с фронта, поучится у фронтовиков смелости и отваге, научится ненавидеть врага.

Чтение писем земляков с фронта - важное, интересное, волнующее дело. Его могут хорошо организовать комсомольцы. Для этого надо широко использовать яркие письма с фронта, публикуемые в «Комсомольской правде».

Чтение и обсуждение в кругу молодежи таких писем - большое событие. Оно заставит каждого юношу и девушку подумать о цели жизни, вызовет страстное желание быть похожими на героев отечественной войны.

Во многих избах-читальнях комсомольцы устраивают художественно оформленные витрины «Письма родных и земляков из действующей армии», а также выставки портретов земляков - героев отечественной войны. Комсомольцы достают фотографии своих земляков, отличившихся на фронтах, либо вырезают их снимки из газет и журналов; если есть свои художники, рисуют их. Под портретами помещается краткое описание подвига земляка-героя. Вместо подписи можно поместить вырезку да письма, полученного с фронта.

Не малое место занимает в культурно-массовой работе избы-читальни наглядная агитация.

Подобно выставке портретов героев можно устроить различные фотомонтажи из журнальных и газетных снимков, написать или перерисовать «окна ТАСС» и т. п.

Подобные монтажи и плакаты сделать несложно и просто. К работе над ними можно с успехом привлекать местных художников-самоучек, особенно старших школьников.

Большой опыт в устройстве таких самодельных плакатов имеется у библиотекарей, учителей. Они помогут в отборе материала, сделают вырезки из газет и журналов, подскажут, как лучше их оформить.

Молодежь советской деревни любит и уважает хорошую книгу. На такую книгу всегда большой спрос.

Комсомольской организации нельзя ограничиться только созданием или укреплением местной сельской библиотеки, - надо еще донести книгу до молодежи. Хорошим средством воспитания у молодежи любви к книге является коллективное чтение художественных произведений и их обсуждение. В каждой организации найдется несколько хорошо грамотных комсомольцев, которые помогут избачу организовать коллективное чтение. Учителя посоветуют, какую книгу следует прочитать вслух, подскажут чтецу, как лучше ее читать. Вовсе не надо стремиться прочитать книжку за один вечер. Большое произведение можно разделить на несколько вечеров, и тогда слушатели будут с нетерпением ожидать следующей встречи с героями книги.

Во многих избах-читальнях устраиваются литературные вечера, участники которых обсуждают произведение, прочитанное всеми заранее. Хорошо провести такой литературный вечер с обсуждением лучших образцов классической и советской литературы. К такому вечеру надо готовиться заранее. Следует широко оповестить молодежь о том, какое произведение будет обсуждаться, подготовить товарища, который выступит с вступительным словом, организовать предварительное чтение этого произведения.

Редко у нас проводится обсуждение кинофильмов. А ведь герои кинофильмов - это часто любимые герои молодежи.

Чем более изобретательными будут комсомольцы при организации таких вечеров, тем интереснее, живее, увлекательнее они пройдут, тем больший след оставят они в памяти каждого участника.

Запросы нашей молодежи широки и разнообразны. Хорошо бы организовать беседы и лекции на темы о военном деле, о различных видах оружия, на исторические темы, по географии, астрономии, о различных явлениях природы, жизни растений и животных, по санитарии и гигиене.

Особое место должны занять лекции и беседы на агротехнические темы. Их с успехом может провести агроном или зоотехник, если к нему обратятся с просьбой комсомольцы. Сейчас, когда молодежь стала решающей силой в сельском хозяйстве, наша задача - постоянно помогать ей овладевать агротехническими знаниями, готовить новые кадры для колхоза. В некоторых избах-читальнях устраиваются интересные вечера-встречи старых мастеров колхозных полей с молодежью. На таких вечерах старые и молодые колхозники обмениваются опытом: молодежь учится у старых, бывалых тружеников земли мастерству получения высоких урожаев. Такие вечера пользуются большим успехом на селе и приносят несомненную пользу.

Большое значение приобрела в нынешних условиях справочная работа избы-читальни. У колхозников в связи с войной возникает множество новых, самых разнообразных вопросов, которые непосредственно задевают жизненные интересы молодежи. Например, вопрос о льготах семьям военнослужащих, о порядке выплаты пенсии инвалидам войны, о том, как отыскать родных, ушедших в армию, и т. д. Некоторые избы-читальни при помощи комсомольцев хорошо поставили такую справочную работу. Заведующая Серпейской избой-читальней Мещовского района Смоленской области тов. А. Фатова рассказывает, как после восстановления избы-читальни, разрушенной фашистскими разбойниками, она организовала стол справок:

«Когда я вывесила объявление о том, что начал работать справочный стол, ко мне охотно пошли за справками, с просьбами написать письмо, заявление. Во многом мне помогли комсомольцы. В мое отсутствие они дежурили, выдавали справки, писали по просьбе колхозников письма на фронт».


Справочная работа повышает авторитет избы-читальни, укрепляет связь избы-читальни и работающих в ней комсомольцев с колхозниками.

В Вершниковскую избу-читальню Горьковской области за справками сначала приходили главным образом жены мобилизованных в Красную Армию, просили составить письмо, заявление, выхлопотать пособие. Избач и его актив помогали во всех этих делах. Теперь сюда обращаются уже по самым разнообразным вопросам: по агротехнике, медицине, по педагогическим, правовым и многим другим вопросам. Число справок, выдаваемых избой-читальней, непрерывно растет.

Разнообразные кружки, организуемые комсомольцами при избе-читальне, помогают вовлекать молодежь в общественную жизнь колхоза, в активную комсомольскую работу.

Особенно большое распространение в деревне получили кружки художественной самодеятельности - драматические, хоровые, песни и пляски, музыкальные. Кому, как не комсомольской организации, выступать инициатором создания таких кружков, направлять их деятельность?

Первое, за что следует взяться комсомольцам при создании самодеятельных кружков, - это выявить, объединить всех желающих заниматься в таких кружках. При этом не следует пугаться, если желающих вначале будет слишком много. В процессе работы случайные люди быстро отсеются.

При создании драматического кружка труднее всего найти руководителя. Лучше всего, если им станет преподаватель литературы ближайшей школы или кто-нибудь из одаренных учеников старших классов.

На первых порах кружку следует начинать работу с постановки маленьких, одноактных пьес, скэтчей, сценок, для которых не нужно много действующих лиц и сложных декораций. Такой репертуар к тому же позволит чаще менять программу. При выборе пьесы надо помнить о том, чтобы ее тема соответствовала боевым задачам дня.

Приступая к работе над пьесой, руководитель и участники кружка должны предварительно обсудить ее на занятии кружка, разобраться в идее этого произведения, выяснить характеры и особенности каждого действующего лица, его отношение к другим героям пьесы.

Даже на мало приспособленной площадке сельской избы-читальни или клуба можно хорошо оформить постановку, (нужно лишь проявить изобретательность.

Участникам драмкружка не надо ограничиваться только работой над постановкой пьесы. Хорошо будет, если кружковцы, не занятые в пьесе, подготовят декламацию стихов. Это даст возможность и разнообразить программу вечера и вовлечь в активную работу кружка больше молодежи.

Работа кружка будет интересной и плодотворной, если комсомольские организации будут серьезно, повседневно помогать его руководителю.

Песня всегда была верным спутником русского человека в труде и в бою. В каждом селе много любителей пения. Поэтому создать хор - дело нетрудное. Лучший из певцов, наиболее музыкальный, может стать руководителем хора. Петь хорошо под аккомпанемент гармошки или гитары. Новые песни можно разучивать по слуху, мелодию и слова записать но радио. Если на селе есть патефон, песни можно разучить, слушая пластинки. Хоровые кружки должны широко пропагандировать русскую народную песню, новые боевые песни советских поэтов и композиторов, песни великой отечественной войны.

В минуту досуга молодежь любит потанцовать. Почему бы комсомольцам не выступить организаторами этого увлекательного дела? В каждом селе найдется хороший плясун, танцор. Ему и можно поручить организацию кружка народного танца.

Не следует забывать и о музыкальном кружке. Любителей музыки среди молодежи на селе много. Надо собрать товарищей, имеющих музыкальные инструменты, посоветоваться с ними, подобрать руководителя из числа наиболее подготовленных людей и вместе с ними наметить программу работы кружка.

Можно отдельно собирать гармонистов, любителей играть на струнных инструментах.

Выступать на вечерах могут одновременно несколько кружков. Это позволит сделать концерт разнообразным и интересным. Помимо кружков могут быть выступления отдельных людей - солистов: певцов, рассказчиков, плясунов, декламаторов, музыкантов, гармонистов и т. д.

Хорошо организовать конкурс на лучшего гармониста, гитариста, лучшего исполнителя народных песен. Такие конкурсы всегда привлекают большое внимание молодежи. Конкурсы и смотры художественной самодеятельности, устраиваемые по инициативе комсомольских организаций, привлекают новые силы, помогают выдвигать талантливых, одаренных людей из молодежи.

Конкурс художественной самодеятельности можно устроить сначала в одном селе, по колхозам данного сельсовета, а затем уже лучшие силы собрать на районный смотр самодеятельности. В самом ходе конкурса или смотра обычно вырастают новые кружки, появляются новые участники самодеятельности, живей начинает биться комсомольская жизнь на селе.

Хорошая организация самодеятельности поднимает активность молодежи, сплачивает ее вокруг комсомольских организаций. Молодежь видит в лице комсомольцев своих вожаков, организаторов и жадно тянется к работе, пополняет ряды сельского комсомола.

Вечера молодежи - одна из лучших форм массовой работы комсомола. Если на селе хорошо работают самодеятельные кружки, подготовить и провести интересный вечер молодежи будет нетрудно.

Открыть вечер можно докладом на какую-либо тему, интересующую молодежь: о героях отечественной войны и их подвигах, о текущем моменте и т. д.

Докладчика на вечер следует пригласить из районного центра. Им может быть также и земляк-участник отечественной войны, избач, учитель местной школы или кто-нибудь из хорошо подготовленных комсомольцев. После доклада хорошо организовать выступления кружков художественной самодеятельности, пляску, танцы.

Интересный вечер организовали комсомольцы совхоза имени Кирова Кваркенского района Чкаловской области. Доклад о боевых традициях комсомола сделала инструктор обкома комсомола тов. Данилова. За ней слово взял фронтовик Проша, до войны работавший в совхозе. Содержательный доклад, горячее выступление комсомольца-фронтовика, участника обороны Сталинграда, взволновали молодежь.

На вечере выступил кружок художественной самодеятельности, потом физкультурники показали гимнастические упражнения. Вечер закончился выступлением самодеятельного духового оркестра и танцами.

После вечера четыре молодых колхозника и две слушательницы курсов трактористов заявили о своем желании вступить в комсомол. Такие вечера проводят многие комсомольские организации, и они всегда дают положительные результаты.

Очень важно привлечь к организации такого вечера как можно больше колхозной молодежи. Дайте молодым колхозникам, которые стояли в стороне от общественной жизни, какое-нибудь поручение по подготовке вечера, помогите им советом, поддержите их инициативу, и они скоро могут стать активными участниками всех начинаний комсомольцев.

Летом из участников художественной самодеятельности можно организовать агитбригады. Члены такой агитбригады, работая в поле наравне с другими колхозниками, в свободное от работы время организуют небольшие концерты, помогают выпускать боевые листки, проводят беседы, вслух читают газеты, книги, сочиняют веселые частушки на местные темы.


Агитбригада Хуторской избы-читальни Нижне-Увельского района Челябинской области, которой руководит Николай Овчинников, известна далеко за пределами сельсовета. Ее тепло встречают колхозники в поле. Руководитель бригады обычно проводит беседу с колхозниками, а потом устраивается небольшой концерт: показывается короткая пьеса или сценка, исполняются песни и пляски, выступает струнный оркестр, а иногда физкультурники.

Особой популярностью пользуется исполнение частушек на местные темы. Избача Овчинникова, составителя частушек, на селе так и называют «мастером частушечных дел». Особенно в них достается нерадивым колхозникам. Агитбригада допекает их своей меткой и острой сатирической частушкой.

Комсомольская организация должна помнить, что успех культурно-массовой работы в огромной степени зависит от избача. Если заведующий избой-читальней культурный, хорошо подготовленный, энергичный человек, и в избе-читальне закипит работа, и комсомольской организации работать будет легче. Поэтому подбор хорошего избача является кровным делом комсомольской организации.

«Каждый шаг в работе, - говорит М. И. Калинин, - каждое слово избача, могущее влиять на людей, должны быть направлены на помощь фронту. Работа избачей - дело трудное, но благородное и увлекательное. Это - работа для души. Человек чувствует, что он несет просвещение в массы. Что может быть увлекательнее, когда сознаешь, что ты расширяешь умственный кругозор народных масс».


Больше половины избачей - комсомольцы. Это факт положительный. Но избачам надо повседневно помогать в работе, повышать их политическую и деловую подготовку. Вокруг избы-читальни следует создать крепкий актив.

К этой работе можно привлечь активных комсомольцев, учителей, агрономов, врачей, колхозников-активистов.

Одной из форм объединения такого актива является совет при избе-читальне. Совет привлекает к работе все культурные силы деревни, рассматривает план работы избы-читальни, обсуждает вопросы практической ее деятельности, заслушивает доклады руководителей кружков, заведующих красными уголками и т. д.

Совет следит также за выполнением бюджета избы-читальни, за сохранностью ее имущества, своевременным ремонтом и содержанием помещения в чистоте и порядке. Члены совета сами работают в бригадах, в красных уголках и на десятидворках и распределяют между собой обязанности по организации и руководству отдельными участками работы: военно-оборонной, агротехнической, справочной, художественной самодеятельности и т. п. Совет избы-читальни отчитывается о своей работе перед сельским советом депутатов трудящихся. Комсомольская организация должна принимать активное участие во всей работе совета избы-читальни.

Культурно-массовая -работа на селе - важный участок деятельности комсомола. Нельзя думать, что она ограничивается только избой-читальней.

Руководитель комсомольской организации должен быть в курсе того, что читает молодежь, герои каких произведений волнуют их, о чем мечтает узнать юноша, увлекающийся историей, военным делом или географией. Умело направлять эти интересы и запросы, неустанно заботиться о повышении знаний, политического кругозора молодежи - настоятельная задача комсомольского руководителя.

В организации культурно-массовой работы всегда следует руководствоваться указаниями Михаила Ивановича Калинина, который на московском совещании по политпросветработе говорил:

«Постоянно вносите в культурно-просветительную работу политические элементы. В данный момент все свое внимание сосредоточьте на помощи фронту во всех ее формах, в самых различных проявлениях. Тот из культурных работников, из избачей, кто эту линию будет проводить удовлетворительно, тот сделает большое политическое дело».


Народному комиссару внутренних дел Союза ССР тов. Ягоде

Направляю Вам спецзаписку о состоянии и деятельности изб-читален, красных уголков и клубов сельской местности по отдельным районам Курской обл. Поступившие с мест отдельные сигналы указывали на чрезвычайное неблагополучие в состоянии политпросветработы в деревне и вызвали необходимость активного с нашей стороны вмешательства. Нами с участием представителей партийных и советских организаций проведено выборочное обследование изб-читален, красных уголков и клубов. Материалы настоящей записки характеризуют политпросветработу по 27 районам, где в общей сложности обследовано 42 избы-читальни, 8 красных уголков и 6 клубов.

Обследование установило, что этот участок работы в абсолютном большинстве районов нашей области выпал из поля зрения партийных и советских органов, и, как следствие этого, содержание политпросветработы в деревне в настоящее время совершенно не отвечает политическим и экономическим задачам и не удовлетворяет запросы населения. Одновременно спецзаписку направляю в обком ВКП (б) для принятия соответствующего решения.

Приложение: упомянутое.

Нач. Управления НКВД по Курской обл. Домбровский

Приложение:

В связи с появившимися в последнее время из ряда районов Курской обл. сигналами о крайне неблагополучном состоянии политпросветработы в деревне органами НКВД при участии партийных и советских организаций произведено выборочное обследование изб-читален, красных уголков и клубов. В 37 районах обследованы 42 избы-читальни, 8 красных уголков и 6 клубов. Обследованием установлен чрезвычайно низкий уровень политико-просветительской работы на селе, совершенно не соответствующий возросшим общественно-культурным запросам деревни.

Основными причинами этого являются: отсутствие надлежащего руководства со стороны районных и партийных и советских организаций; недооценка в ряде районов серьезного значения этого участка работы; необеспеченность изб-читален, красных уголков и клубов соответствующими кадрами и засоренность их социально-чуждыми, морально разложившимися элементами.

Избы-читальни и красные уголки имеют чрезвычайно непривлекательный вид как по внешнему, так и по внутреннему оборудованию. В некоторых местах здания полуразрушены, содержатся антисанитарно, художественно не оформлены, литературой не обеспечены. Многие избы-читальни периодической печати не выписывают. Неблагополучное положение в состоянии политпросветработы на селе характеризуется многочисленными фактами.

Белгородский район. Районные организации не руководят почти работой изб-читален и красных уголков. По линии райОНО руководство возложено на районных инспекторов: Беженцева (сына торговца, быв. эсера, исключен из ВКП (б)) и Сапрыкина (снимался с работы в райОНО за срыв работы по ликвидации безграмотности). В результате этого «руководства» культпросветработы в деревне нет, избы-читальни и красные уголки бездействуют. Колхоз «Красный боевик» имеет красный уголок. Если не считать нескольких книжек издания 1926−1927 гг., библиотеки в избе-читальне нет. В помещении красного уголка грязно, крыша протекает, везде следы сырости, никакого художественного оформления нет. Заведует уголком парторг Кравчиков.

Кореневский район. Политпросветработы почти нет. Райком ВКП (б) не занимается этим вопросом. РайОНО работой изб-читален и красных уголков не руководит. В Капоновском сельсовете избой-читальней заведует Мягких, исключенный из ВЛКСМ за морально-бытовое разложение. Мягких никакой работы по клубу не ведет. Кружки Осоавиахима, МОПРа, драматический, хоровой и другие самодеятельные кружки существуют только на бумаге, а работы никакой не ведут (Старковский, Б. Долженковский и другие сельсоветы).

Никольский район. РайОНО не руководит политпросветработой в районе. Плана работы ни по району в целом, ни по отдельным избам-читальням и красным уголкам не имеется. В Коротышском сельсовете избой-читальней заведует комсомолец Малыгин, исключавшийся из комсомола за развал комсомольской организации. Малыгин занимается исключительно пьянством. Помещение этой избы-читальни содержится антисанитарно: в помещении грязь, крыша пришла в негодность, вся в дырах. Дом гниет и грозит обвалом. Из художественного оформления имеется один антипасхальный плакат. Столы и стулья поломанные. Литература устарела, и никто ею не пользуется. Газеты, хотя и выписываются, но пользуется ими только избач. Он держит газеты у себя на квартире, объясняя, что «в избе-читальне газеты держать нельзя, мыши съедят». В колхозе «Красная поляна» красным уголком заведует Васильев — брат активного сектанта-баптиста, с которым имеет тесную связь. Работа в красном уголке поставлена чрезвычайно плохо.

Мантуровский район. Клубы, избы-читальни и красные уголки бездействуют. Никакой культурно-просветительной работы не ведется. Помещение в безобразном состоянии. Никакого художественного оформления — плакатов, портретов, лозунгов нет. Литературой не обеспечены. Газеты выписываются в весьма ограниченном количестве и должным образом не используются. В некоторых районах помещения изб-читален и клубов используют под ссыпку хлеба, а в Ленинском районе клуб приспособлен под хлев. В Корсаковском районе из 5 изб-читален 3 совершенно не работают, т. к. помещения заняты под хлебные хранилища. В Павловском сельсовете Обоянского района чрезвычайно удобное помещение избы-читальни забрано сельсоветом под ссыпку хлеба. Многие колхозные и сельские стенные газеты лишены всякого руководства партийных организаций. Селькоровского актива значительная часть стенгазет не имеет, вследствие чего общественно-политическое значение их незначительно. Зачастую газеты являются политически безграмотными.

Орловский район. В колхозе им. XVII партконференции выпускается газета «Голос колхоза». Редактором газеты является учитель Ветров. Газета не освещает вопросов организационно-хозяйственного строительства и общественно-политической работы колхоза. Ветров помещает в газете свои собственные «передовицы» исключительной безграмотности. В одной из статей он написал: «Революция 1917 года произошла потому, что царь Николай II и помощник Гришка Распутин были пьяницы. Если бы они не были бы пьяницы, не было бы революции».

Пристенский район. В Сазовском сельсовете выпускается стенная газета «За рекордный урожай». Авторами ее являются двое — заведующий избой-читальней и школьный работник. Средства, отпускаемые на политпросветработу, используются далеко не полностью.

Ленинский район. Из 10 тыс. руб., выделенных по районному бюджету па культпросветработу, израсходована 1 тыс. руб. Остальные деньги частично израсходованы не по назначению.

Красно-Яружский район. Изба-читальня Илек-Пеньковского сельсовета имеет на культпросветработу 500 руб., но не расходует их.

Корсаковский район. Изба-читальня Покровского сельсовета из отпущенных на культпросветработу 600 руб. израсходовала лишь 105 руб. Сообщено в областные партсоворганы. № 4/17938.

Виленский

Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 185−187.

Краткий обзор архивных материалов

ВВЕДЕНИЕ
За последние пять лет то и дело слышу: так ли уж нужна история библиотек. Ну, были они, живы сейчас, но стоят ли они столь пристального внимания к их прошлому. Уверена: история библиотек стоит на одном уровне с историей народного образования. Ведь они, наряду со школами, сыграли в жизни нашего народа огромную роль. Именно они помогают хранить и передавать из поколения в поколение накопленные человечеством знания. Изучение истории действующих на территории города библиотек - возможность не только определить дату открытия, адреса, но и попытаться назвать тех, кто открывал эти библиотеки.
Историю библиотек можно изучать двумя путями. Первый: воспоминания старейших работников библиотеки и их читателей. Второй - изучение документов, которые хранятся в фондах наших архивов: Государственного архива Ульяновской области и архива новейшей истории. Кроме традиционных статотчетов работы библиотек за каждый год работы со дня основания, в фондах управления культуры и отдела культуры горсовета хранятся также отчеты текстовые, справки о работе библиотек и другие документы. Какая радость, когда сквозь кипу запыленных сухих отчетов встречаешь живое слово о библиотеке или избе-читальне - свидетельство того, что в этом маленьком учреждении культуры работал не просто исполнитель, но и настоящий подвижник.
Рамки моих исследований ограничены советским периодом времени и только городом (историей крупнейших библиотек - областных научной и юношеской - занимается ученый секретарь Дворца книги В.М.Патуткина).

ИЗБЫ - ЧИТАЛЬНИ
Давайте представим наш город начала двадцатых годов. Принято считать, что в это время город имел две-три библиотеки. Это не так. По списку библиотек на 1 декабря 1921 года в городе числится 34 библиотеки. В перечень вошли библиотеки военные и ведомственные: например, при Совнархозе, Губземотделе, здравотделе, концлагере, исправдоме и так далее. В этом же перечне - знакомые нам губернское книгохранилище, центральная библиотека, две районных и так далее. Помимо учтенных библиотек, известно, что при различных учреждениях и организациях города имелось …47 выдачных пунктов.
Властителем дум в те годы был наш земляк - В.И. Ленин. Он и его жена Н.К.Крупская продумали и претворили в жизнь идею о максимальном приближении книги к читателю. Например, В.И.Ленин считал, что показателем культуры любой страны служит количество библиотек. По его мнению, библиотека должна находиться в 20 минутах ходьбы от места жительства читателя. В труднейшие для страны годы разрухи и голода в стране стали появляться избы-читальни.
В Ульяновской области было зарегистрировано около ста изб-читален, шесть из них находились в городе. Некоторые из них стали прообразами современных библиотек, клубов и даже детских садов.
Избы-читальни Ульяновска появились как "центры политпросвещения и проводники всех культурных мероприятий". Изба-читальня должна была способствовать «сплочению бедноты и батрачества с середняком» .
При каждой избе-читальне действовали политкружки, ликпункты (по ликвидации неграмотности), драмкружки (в крупнейшей - Куликовской - избе-читальне ставили спектакли, которые пользовались популярностью у населения.
Избы-читальни должны были стать центрами по организации призыва в армию, избачи устраивали вечера воспоминаний бывших военнослужащих и торжественные проводы призывников. Обязанность избача - оформление стенгазеты, организацию громких читок и разных лекций. Не при всех, но при многих избах-читальнях были небольшие фонды книг. В некоторых случаях избач договаривался о выдаче книг в определенные часы (приносил книги из Дворца книги). Каждая изба-читальня выписывала газеты и журналы. В начале 30-х годов избы-читальни напоминали нынешние подростковые клубы. "Участились случаи, когда подростки и малообеспеченные дети лишенцев, порывая отношения с родителями, идут на улицу, где нищенствуют, совершают правонарушения, пополняя тем самым ряды беспризорников, - пишут в Гороно Терехина и Агапова, - просим дать конкретные указания, как поступать с детьми лишенцев, бедствующих на улицах». Большое внимание уделялось работе с детьми и с женщинами. При крупных избах-читальнях организовывались детплощадки, которые стали прообразами нынешних детских садов. В одном из документов уточнено, что "изба-читальня возникла как средство культпросветработы среди неорганизованных домашних хозяек ". В этом же документе предлагалось "ввиду летнего времени перевести работу (изб-читален) на природу и по возможности организовать экскурсии (домохозяек), например, в ясли им. Ильича, в музей или в дом охраны материнства и детства. В планах работы изб-читален - устраивать на природе читку журналов «Работница», «Делегатка» и «Крестьянка». На окраинах города, где еще нет изб-читален, предлагалось организовывать пункты передвижек и книгоношества. "Некоторые избы-читальни организовывались не сверху, а …снизу, стихийно, самим населением. Например, в ноябре 1925 года была открыта Бутырская изба-читальня.
Из документов 1928 года видна обеспокоенность властей о том, что «совершенно не обслуживаются политпросветработой население Тути и Северного выгона с прилегающими к нему районами Кирпичных сараев и Болтавских ям». (ф.521, опись 1,д.521, с.191). «Дом по Сборной 74\4 вполне подходит под избу-читальню для обслуживания Северного выгона», - докладывает автор одного из отчетов. Он рекомендует приобрести для этой цели дом братьев Докторовых . Возможно, что следствием обеспокоенности властей появились избы - читальни на Куликовке и в Подгорье. До этого население этих районов города обслуживалось книгоношами Дворца книги и школьными работниками. Однако, признают авторы документов, работа эта велась «бессистемно и без всякого регулирования этого». Одной из причин называют «неуплату труда». Избачи, как и школьные работники получали зарплату. Снабжением изб-читален керосином, дровами и газетами занимается ГОРОНО. Отдел народного образования курировал работу изб-читален вплоть до 1954 года. Вопросы об избах-читальнях обсуждались на действующем в городе "Объединении библиотекарей". Например, на совещании Губполитпросвета (1925) "Объединение..." поднимало вопрос о снабжении изб-читален читательскими и книжными формулярами, а также "Тетрадями выдачи книг". При каждой избе-читальне действовали Советы из числа активистов. Перед началом работы избач-библиотекарь должен был пройти месячное «испытание» (обучение и практику) при Центральной библиотеке. В фондах архивов много интереснейших фактов по многим избам-читальням города и области. Избы-читальни финансировались из средств уездного бюджета. Там, где денег нет, их содержало …население. «Избы-читальни словно ожили, - пишут в документах Губполитпросвета от 10 марта 1924 года, - посещения выросли в несколько раз, возросли нужды в хорошей крестьянской книжке…. Зачитывается до дыр журнал «Безбожник». Необходимо выписать плакаты с изображением В.И.Ленина, книги с его биографией. Нужны книги Стасова «Что нужно знать крестьянам о Советской власти, о земле и о своем хозяйстве»… Нужен журнал «Новая деревня».
В фондах ульяновских архивов хранится много интересных фактов о Нижне-Часовенской, Канавской и Королевской избах-читальнях Заволжского района. В центре Ульяновска действовали Бутырская, Куликовская и Подгорная избы-читальни. В данной публикации остановлюсь на одной из них - Бутырской.
БУТЫРСКАЯ
Старожилы знают, что Бутырки - это район старого кладбища, улиц Робеспьера, Нижне-Полевой. В двадцатые-тридцатые годы район Бутырок считался районом бедных кустарей и ремесленников. Судя по источникам, именно от них исходила инициатива открытия избы-читальни. Открывали ее два раза. В первый раз - в ноябре 1925 году. Избу-читальню разместили в двухэтажном здании Пищтреста, в котором до революции размещалась канцелярия мельницы Липатова.
Идеальная изба-читальня предполагает сцену. Ее построили. В одной из комнат открыли пункт ликвидации безграмотности, еще одну занял сторож. Первая мебель избы-читальни: столы, скамейки, бак для воды.
Пока не найдена информация о первом избаче Бутырок. Скорее всего, он не сумел проявить себя, возможно, что просто не знал, с чего начинать работу. Возможно, в этом состоянии он проволынил два года, а иначе почему в ноябре 1927 года Бутырская изба-читальня открылась еще раз. Об этом извещает избач Пресняков. В заявлениях в Гороно он пишет, что читальня открылась буквально на голом месте: к его приходу в помещении не было ни стола, ни скамейки, ни бака для воды. Пресняков просит выделить ему сто рублей, чтобы закупить мебель. В январе 28-го года он заказывает дрова, так как в помещении - три печи и до этого он покупал дрова за свои деньги. Проверяющие единодушны в оценке его деятельности: "Работа...чувствуется".
При Преснякове в избе-читальне начали действовать драмкружок и ликпункт.
Проверяющая работу избы-читальни методист Дворца книги К. Околова называет Бутырскую избу-читальню "ценным передвижным пунктом". В отчете о проверке она сообщает, что "читают больше учащиеся и подростки, однако руководства чтением читателей нет". . К. Околова отмечает, что изба-читальня представляет собой одну общую комнату, где играют в шашки, проходят репетиции. Может быть, было какое-либо помещение для выдачи книг? Известно, что Пресняков регулярно оповещал о часах работы передвижки. Скорее всего, книги приносили из Дворца книги. Избач составлял аннотированные списки литературы, оформлял книжные выставки.
При Преснякове был сделан ремонт избы-читальни, при нем была устроена детплощадка на 62 человека. В день Красной Армии он организовал экскурсию в Поливно. Этим мероприятием решался вопрос о смычке населения с армией. К дате взятия города (12 сентября) был проведен доклад. После докладчика выступал агитатор по займам. Мероприятие "скрасило" кино. Работу бутырского избача ставили в пример. И, как это часто бывает, его заметили там, "наверху" и уже в октябре 1928 года Пресняков был переведен на другой участок работы: в Карсунский волостной комитет комсомола.
Судьба Бутырской избы-читальни подтверждает известное "Кадры решают все". Место Преснякова занял Баюшев, который, как написано в отчете инспектора политпросвета по городу Васянина, "никогда на полипросветработе не работал и мало интересуется. Работа его плохая". Баюшев - полная противоположность Преснякову. Он груб, нетактичен.
Самое ласковое о посетителях: "хулиганы", Будучи не в настроении, мог обозвать посетителя "пьяной мордой". Бутырские активисты боролись с избачом-грубияном: о каждом его "промахе" сообщали в политпросвет. Например, однажды Баюшев сорвал запланированный доклад "О Ленском расстреле". Докладчик пришел, а в избе-читальне выступают цирковые артисты. Избач оправдывался банальным: "А я думал, что вы не придете".
Активисты продолжали клеймить избача в стенгазете. Но это не помогало: Баюшев не желал перевоспитываться, вел себя вызывающе. На одном из совещаний инспектор Васянин докладывает, что активисты Бутырок отказываются работать с Баюшевым.
Избачей в городе не так уж и много. Избач Канавской избы-читальни Иван Веселкин давно просится перевести его в город. Приходится идти на уступки. Веселкина переводят в Бутырскую избу-читальню, Баюшева - "ссылают" в Канавскую.
Перелистаем один из планов Бутырской избы-читальни. Главная задача - "широкое ознакомление населения с задачами партии". Не менее важная - "сконцентрировать внимание населения на укрепление обороноспособности страны". В разделе о кружковой работе все чаще отмечается: "Организовать...", "Возобновить..."
Обязательными для всех кружков при избах - читальнях были кружки ОСОАВИАХИМА, МОПРа. При Преснякове они были, а вот при Баюшеве - распались. Перестала выпускаться стенгазета, не собирались активисты.
При избе-читальне опять открыт ликпункт. Избач планирует создать кружок стенкоров, ячейку по борьбе с алкоголем, кружок "Безбожник", кружки комсомольский, пионерский. Планируется "поставить три раза кино", подготовить силами драмкружка два раза спектакль, организовать шашечные игры. Интересный пункт: "Провести показательный суд".
При Бутырской избе-читальне действует детплощадка - это прообраз современного детского сада. Руководит ею Е. Ф. Грешнякова. Есть её заявление с просьбой "отпустить мануфактуру, чтобы нашить белье детям бедных родителей".
К сожалению, не проявил себя и Иван Яковлевич Веселкин. По одной версии, он уволился по собственному желанию. По другой, был снят суровыми бутырскими комсомольцами. Они не простили ему "халатное отношение к работе, выпивку и грубость…». С февраля 1929 года Бутырской избой-читальней руководит А. Воронин. Его работа отмечена подъемом массовой работы. Оценку его работы можно прочесть в отчете побывавшего в избе-читальне инспектор политпросвета Шарагина. Он пишет, что "в районе старых и новых Бутырок нет никаких культпросветучреждений, кроме избы-читальни. …Территориально она расположена далеко от окраины. Бутырское население - в основном, бедняцкое: кустари, сезонные и постоянные рабочие, ломовые и легковые извозчики. Вместимость избы-читальни - 80-100 чел."
Инспектор отмечает, что "работа налаживается: в ячейке ОСОАВИАХИМА состоят уже 27 человек, в драмкружке -17, 22 посещают санитарный кружок - РОКК. Самодеятельные артисты иногда ставят платные спектакли в пользу избы-читальни.
Действует политкружок среди комсомольцев..В Бутырской избе-читальне своевременно отражаются все политические и хозяйственные кампании, все революционные праздники".
Шарагин приводит несколько цифр: ежемесячно - семь докладов и лекций, в фонде избы-читальни имеется около 200 политических и беллетристических книг. Книги выдаются два раза в неделю. Завербовано (в смысле - записано) 157 чел. Ежемесячно через руки читателей проходит 670 книг. При избе-читальне есть книгоноши.
Шарагин недоволен "слабым руководством избой-читальней". Не хватает отдельной комнаты: "68 кв. м. - это мало". Недочетом работы он называет отсутствие работы с родителями. Не организована "Группа бедноты", не ведется работа среди женщин. Заведующий избой-читальней не участвует в работе пункта ликвидации неграмотности.
Шарагин предлагает избачу "вести точный учет пропускной способности посетителей". Одновременно он рекомендует "взять курс на отсев чуждых элементов, посещающих избу-читальню".
В июне Воронин просит предоставить ему отпуск: ему посчастливилось получить путевку в дом отдыха. А с сентября пишет заявление на "выезд в Самару для поступления в пединститут с 1 по 6 сентября 1929 года". В этой же папке - заявление М.Трифоновой. Она просит назначить ее заведующей избой-читальней на Бутырках.

ПЕРВАЯ БИБЛИОТЕКА
В 1938 году Бутырская изба-читальня превращается в библиотеку № 1. До недавнего времени сотрудники городской библиотеки № 1 считали датой своего открытия 1941 год, мотивируя это тем, что с этого года ведется инвентарная книга. Поиски решения горисполкома «довели» меня до 1938 года. Во-первых, потому что в одной из справок о работе библиотек города за 1950 год директор Дворца книги Елизавета Перухина сообщает, что … «первая библиотека существует с 1938 года». Окунувшись в документы довоенного времени, я обнаружила «Смету расходов по 1 городской библиотеке за 1938 год». Однако, где же решение горсовета?
«Пролетарский путь» от 28 мая 1937 года публикует заметку Н. Соколовой «Забытая окраина». Она пишет, что в городе «мало внимания уделяют окраинам. Взять хотя бы старые и новые Бутырки. Здесь нет ни клуба, ни даже небольшой читальни». Читальня, как мы знаем, в этом районе была, но, может быть, в тридцатые годы работала так незаметно, что Н. Соколова ее и не приметила. Так или иначе, но власти заметку прочли и сделали свои выводы. Из протокола секции народного образования и ликвидации неграмотности от 28 января 1938 года ее руководитель Петр Краденов выступил «… о необходимости открытия библиотеки под горой, где также необходима и средняя школа, так как в будущем там будет увеличено население». На заседании постановили предусмотреть в бюджете на 1939 год открытие на окраинах города по одной библиотеке. Сегодня мы знаем, что до войны была открыта только одна библиотека, первая и открылась она на фонде бывшей Бутырской избы-читальни. Есть документ, по которому библиотекарь Е.Гладилина принималась на работу в Бутырскую избу-читальню, а увольнялась уже из городской библиотеки № 1. (Непонятно, почему библиотеке на Бутырках присвоили номер 1, ведь к тому времени в ведении ульяновского Гороно уже числилась городская татарская библиотека, которая ведет свою историю с декабря 1918 года).
Возможно, что многие современные библиотеки «выросли» из изб-читален. Некоторые из них просуществовали до середины 50-х годов. Но это - в области. Городские избы-читальни сами собой прекратили свое существование еще до войны, само словосочетание «изба-читальня» ушло в прошлое. А после войны начинается рост библиотек. Вторая городская библиотека (ныне библиотека № 4) и первая детская (ныне библиотека № 24) открылась в 46-ом. Через три года, в мае 49-го, были подписаны документы об открытии городской библиотеки № 3 (ул. 40-летия Октября, д. 33). В первой половине пятидесятых годов в городе открылась половина ныне существующих в городе библиотек: с 4 по 11-ую. В преддверии 100-летия со дня рождения В.И.Ленина - в 1969 и 1970 годах - в Ульяновске появилось еще семь библиотек. Одной из последних, открытых на территории города, стала 30-я детская библиотека (1990 год). В 1967 году вторая городская библиотека стала Центральной. С 1974 года в городе произошла централизация: библиотеки города стали единой библиотечной системой. Её первым директором стала Л. А. Огнева, потом - В. М. Полетаева. С 1992 года библиотечной системой города руководит заслуженный работник РФ Гиматдинова Р.М.

ПРИГОРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
В декабре 2006 года в библиотечную систему города влились десять пригородных библиотек. У каждой из них - своя история. Возможно, что датой открытия многих сельских библиотек надо считать дату открытия избы-читальни. Как мы помним, они действовали чуть ли не в каждом крупном селе Ульяновского района. Об этом упоминает в перечне изб-читален Ульяновского района инструктор политпросвета при ГОРОНО Вьюгов. В отчете от 26 сентября 1936 года он перечисляет, что избы-читальни действовали в селах Загудаевке, Волостниковке. Бирючевке, Новом Урене, Карлинском, Сельди, Мостовой, Шумовке, Вышках, Полдомасово, Ишеевке, Винновке, Вырыпаевке и других… Из отчета Лебединского о культурно-массовой работе в Ульяновском районе за 1936 год узнаем, что в районе - 15 изб-читален и 8 библиотек. Из отчетов по каждой библиотеке видно, что в избах-читальнях имеются гармонь, патефон, балалайка, в некоторых - радиоприемник. В большей части есть книги, но не во всех. В такие избы-читальни книги приносят книгоноши.
Из документов, относящихся к работе изб-читален, узнаем, что многие библиотеки и избы-читальни заняты «под другие надобности»: например, в Белом Ключе, Кувшиновке и Елшанке в избах-читальнях хранили зерно.
Интересный факт: в тридцатые годы пресса (в частности, газета «Пролетарский путь») охотно освещает работу изб-читален. В номере за 1 сентября 1937г. идет речь об избе-читальне с. Белый Ключ (ныне - библиотека-филиал № 32). «…хорошая библиотека, красивые картины, однако жители села посещают ее редко. Избач Соколова (Ляхова) плохо организовывает культурно-массовую работу». В еще одной заметке критикуют председателя правления колхоза «Свияга» Тихонова, который не понимает роли избача. Тихонов заставляет избача Гурьянова быть…парикмахером. «Не будешь парикмахером,- грозит Тихонов, - сниму с работы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воссоздание истории небольших и на первый взгляд незаметных учреждений культуры - важная часть сохранения социальной памяти. Возможно, что именно в таких малых учреждениях культуры прочли свои первые книжки наши родители или бабушки и дедушки. Изучение истории отдельных библиотек и библиотечной системы в целом - важная часть истории культурного развития города. Библиотечное дело во все времена было показателем уровня грамотности и интеллекта народа. Информация о том, сколько было в городе библиотек, где они находились, как работали, и даже какие ошибки совершались в отношении этих учреждений культуры, это часть истории города. Изба-читальня, из которой выросла та или иная современная библиотека города - это как «малая родина», которую мы любим, несмотря ни на что. К сожалению, невозможно в одной статье осветить историю деятельности наших библиотек с разных точек зрения. Хранящихся в наших архивах материалов хватит на сотни статей. Хочу выразить благодарность сотрудникам ульяновских архивов за помощь в поиске материалов для исследования по истории изб-читален и библиотек города Ульяновска.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В декабре исполняется 95 лет библиотечному делу в Гжатске. Сменились эпохи, бумага практически уступила место планшетнику, но неизменным остался дух библиотеки как сокровищницы самого интересного, необычного, нового.

Через несколько дней Центральная районная библиотека в городе Гагарине отметит свое 95-летие. Подобные юбилеи сейчас празднуют и другие публичные библиотеки, работающие в небольших городах нашей страны, ведь в конце 1910-х – начале 1920-х годов появление библиотек и изб-читален в городах и сёлах стало по-настоящему массовым явлением.

Вскоре после Октябрьской революции В.И. Ленин отметил создание библиотек во всех, даже не очень больших, населенных пунктах страны как одну из важнейших задач новой власти: «Мы должны использовать те книги, которые у нас есть, и приняться за создание организованной сети библиотек, которые помогли бы народу использовать каждую имеющуюся у нас книжку». Вскоре был издан декрет о единой библиотечной сети, а для подготовки кадров – открыты курсы библиотечных работников.

Началось массовое искоренение неграмотности. В стране появились новые профессии – избачи и книгоноши, в задачу которых входила пропаганда новой советской литературы среди населения. Избачи уже не ждали посетителей, они ходили по дворам, ездили на полевые станы и лесозаготовки, приглашая людей на вечера в избы-читальни и убеждая, что учиться грамоте никогда не поздно. А избы-читальни, в свою очередь, превратились в своего рода сельские клубы: там не только читали книги и газеты, в них вели беседы, проводили лекции, читали доклады, при них развивалась художественная самодеятельность и даже показывали первые киноленты.

В 1918 году заведующий внешкольным подотделом при Гжатском совдепе Д.Горшков пишет в газете «Известия Гжатского Совета…» (№32):

«В целях поднятия культурного уровня населения внешкольный Подотдел считает необходимым провести в жизнь следующие мероприятия. В городе – создание центральной библиотеки и бесплатной читальни при ней с таким подбором книг, который мог бы удовлетворить, по возможности, всех жителей города и уезда, начиная от рядового крестьянина и кончая всесторонне развитым интеллигентом.

Несмотря на то, что собранные книги заключают в себе много ценных и полезных материалов, полной библиотеку все-таки назвать нельзя. В ней, например, слабо представлены отделы политики, экономики и сельского хозяйства. Нет как раз того, чего так жадно ищет молодая социальная мысль.

Кроме того, для читальни постоянно приходится выписывать газеты и журналы, без чего последняя не может обходиться, как человек без воздуха.

Организация книжного склада и киосков имеет широкое агитационное и развивающее значение. Это необходимое дополнение к библиотеке, которая никогда не может удовлетворить запросов читающей публики по всему уезду.

Книги, газеты и журналы расширят политический кругозор населения, дадут ему целый ряд теоретических данных по вопросам прикладного знания и заставят вступить на путь социального строительства все живые и сознательные силы уезда. Подбор книг производится под непосредственным наблюдением деятелей левого социального течения и запросов местного населения”.

Гжатская уездная библиотека была организована 15 декабря 1919 года. Первоначально она находилась в здании на улице Герцена, но в 20-е и 30-е годы неоднократно переезжала из одного помещения в другое, пока, наконец, не обосновалась в Тихвинской церкви (комплекс Благовещенского собора).

К сожалению, достоверных архивных данных об истории библиотек в уезде нет, но по скупым источникам можно сделать вывод, что помимо районной библиотеки в Гжатске, библиотеки в те годы появились также в селах Пречистое, Карманово и Токарёво.

На момент открытия уездной библиотеки ее фонд насчитывал всего 2331 книгу, но, несмотря на это, она быстро стала культурным центром Гжатска. В 1923 году заведующим библиотекой был назначен Николай Васильевич Шкломин. Несмотря на многочисленные трудности первых лет становления советской власти, нехватки средств и небольшого разнообразия выпускаемых в стране книг, ему удавалось постоянно увеличивать книжный фонд. Николай Васильевич поддерживал связи с библиотеками Москвы, Ленинграда и Смоленска. Из этих городов в Гжатск по его просьбе и присылалась литература. Благодаря усилиям заведующего, к 1941 году библиотека насчитывала 20 тысяч томов. Не по дням, а по часам росло и количество читателей.

После начала Великой Отечественной войны работники библиотеки свое главное богатство – книги – спрятали в подвале Тихвинской церкви. К сожалению, это не помогло их сохранить: за годы оккупации часть книг была уничтожена, другая растащена по домам гжатчанами. На восстановление библиотеки после окончания войны ушло несколько лет. Книги для пополнения книжного фонда тогда присылались из дальних областей, приносили их и частные лица.

За годы работы заведующим районной библиотекой Николай Шкломин неоднократно награждался грамотами. Его имя занесено в Книгу почета работников культпросветучреждений. В 1952 году он передал библиотеку Юрию Алексеевичу Соболевскому, который, как и его предшественник, много сделал для ее развития.

В 1963 году книжный фонд библиотеки насчитывал 26 тысяч книг, а уже к 1975 году их число возросло до 33 тысяч. Однако в сыром и холодном здании Тихвинской церкви книги быстро приходили в негодность, а сотрудникам приходилось круглый год работать в шубах и валенках. Естественно, в подобных условиях о проведении каких-либо массовых мероприятий не могло быть и речи. Лишь накануне своего 70-летнего юбилея в 1989 году, после двух переездов, библиотека отметила новоселье в здании на центральной площади города, где находится и по сей день.

Бурное развитие компьютерных технологий поставило перед работниками библиотеки новые задачи, которые они успешно выполнили. Сегодня в ее стенах регулярно проводятся игровые и развивающие мероприятия для детей, которые охотно приходят в «книжный дом», становясь потом его постоянными посетителями. Для молодежной аудитории работает информационный центр. Посетители всех возрастов приходят на встречи с писателями и поэтами, музыкантами и художниками. На базе библиотеки работает клуб гагаринских поэтов. В духе времени, для горожан проводится акция «Ночь в музее».

Библиотека сегодня, как и 95 лет назад, остается культурным центром, который посещают гагаринцы всех возрастов – от дошкольников до пенсионеров.

Евгений ФЕДОРЕНКОВ,
ФОТО – из архива замдиректора библиотеки Галины ШЕХВАТОВОЙ