Мысль семейная в романе война и мир краткое содержание. Семейная мысль в романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Князья Болконские, патриоты и защитники государства

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» перед глазами читателей предстает несколько дворянских семей, уклад жизни которых и принципы воспитания детей типичны для России начала 19 столетия и в то же время существенно отличаются между собой. В семье Ростовых, в которой воспитывается одна из главных героинь романа Наташа, впервые появляющаяся на страницах книги 13-летним, еще не сформировавшимся ни физически, ни нравственно подростком, царит любовь и внимание к каждому из детей. Именно по этой причине девочка с ранних лет учится любить не только своих близких, но и других людей, животных, огромный мир природы.

Наташа вырастает искренним, открытым, по-настоящему чувствующим и эмоционально переживающим каждое, даже незначительное событие в своей жизни. В то же время старшая сестра девушки Вера является совсем другой, она всегда держится сухо и сдержанно, однако и Наташа, и остальные члены семьи ее недолюбливают, Вера словно находится не на своем месте в мире семьи Ростовых, наполненном любовью и радостью, и все искренне радуются, когда она оставляет родительский дом, выходя замуж.

В этот же период времени в семье Курагиных нет никаких теплых, искренних отношений, отец никогда не уделял детям излишнего внимания. В результате Анатоль и Элен становятся во взрослом возрасте крайне себялюбивыми и холодными эгоистами, думающими только о собственных выгодах и удовольствиях, ради которых они, не задумываясь, используют других людей и преступают через их чувства. Брат и сестра очень похожи друг на друга именно отсутствием моральных устоев, беспринципностью и холодностью, они приносят немало горя главным героям романа Наташе Ростовой и Пьеру Безухову.

В семье Болконских старый князь искренне любит своих детей, Андрея и Марью, однако всегда держится с ними сурово и жестко. Марья также всем сердцем преданна отцу, девушка не желает разлучаться с ним, выходить замуж, создавать свою семью. Марья прекрасно знает о том, что непривлекательна внешне, и даже не смеет надеяться на счастливый брак, посвящая жизнь заботам об отце и о других людях, которых княжна считает несчастными и нуждающимися в помощи.

Князь Болконский, несмотря на всю свою внешнюю резкость, очень любит дочь, тревожится об ее будущем, но при этом считает, что едва ли Марье следует становиться чьей-либо женой. Он полагает, что его некрасивую, робкую, неловкую дочь могут взять замуж только из корыстного расчета на солидное приданое и его связи, и счастлива в браке Марья однозначно не будет, поэтому ей лучше оставаться в одиночестве. К тому же перед глазами старого князя находится пример сына Андрея и его первой супруги Лизы, которые несчастливы в браке, хотя Андрей является порядочным, честным человеком, а Лиза добра и очаровательна, хотя и не слишком умна.

В тяжелейшие годы Отечественной войны Наташа Ростова ярко проявляет те качества, которые привила ей семья, девушка оказывается способной на великодушные, самоотверженные, мужественные поступки. Она становится фактически единственной опорой для матери, лишившейся сына и крайне болезненно переносящей эту утрату, после которой графиня Ростова впоследствии так и не смогла полностью прийти в себя.

Создав после долгих страданий собственную семью с Пьером Безуховым, Наташа всецело посвящает себя мужу и детям, абсолютно не думая больше о своей внешности или о каких-либо интересных для нее занятиях. Она отдает все душевные и физические силы своей семье, в первую очередь детям, больше ничего ей не требуется для счастья. В образе Наташи автор стремится показать, что женщина может полноценно реализоваться только в качестве жены и матери, что ее основной и единственной жизненной задачей является любовь и забота о близких людях.

Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

Роман начинается с того, как тяготится семейной жизнью, обществом молодой жены князь Андрей Болконский. Семейные узы мешают его честолюбивым планам, а хорошенькая кокетливая жена раздражает его. «Никогда, никогда не женись!» – горячо советует он Пьеру Безухову.

В то же время как почтителен Болконский к своему отцу, несмотря на все его деспотические замашки и на то, как несладко живётся с отцом его сестре Марии. В этой семье царит тяжёлая, напряжённая атмосфера, но старик Болконский искренне любит своих детей, переживает за них и безошибочно определяет чувства своего сына к жене. Дети отвечают ему взаимной любовью.

Семья Курагиных – одна из самых значительных в свете семей и одна из самых отрицательно представленных в романе. Князь Василий, в отличие от старика Болконского, считает обузой своих детей, мать Курагиных завидует молодости и красоте своей дочери, Анатоль и Элен – развращённые и корыстные люди.

Пьер Безухов первоначально женится на Элен Курагиной, потому что он поражён её красотой и попадает в ловко расставленные сети этого семейства. И лишь спустя некоторое время, когда пелена упала с глаз Пьера, он увидел, как глупа и ничтожна его красавица-жена. Наверное, Пьер совершил бы гораздо меньше ошибок, если бы рядом с ним были любящие, понимающие родители.

Самая запоминающаяся и гармоничная семья в романе – это, конечно же, Ростовы. Начиная с милых сцен именин Наташи, когда глава семейства, граф Ростов, лихо отплясывает в честь своей любимицы, приводя всех в восторг, до выезда из Москвы, когда Наташа горячо убеждает родителей отдавать подводы не для вещей, а для раненых (и они соглашаются!), мы видим, насколько велики в этой семье взаимная любовь, дружба и понимание.

В финале романа появляется ещё одна семья – Наташи и Пьера. И мы понимаем, что более подходящих друг другу людей трудно подобрать. Глубокие, тонко чувствующие и понимающие друг друга и окружающих, безгранично любящие своих детей, Наташа и Пьер, конечно же, проживут вместе полноценную, счастливую семейную жизнь. Пережитые горести и потери научили их лучше ценить друг друга, и тихое, истинное семейное счастье залечит душевные раны этих достойных людей.

Вариант 2

«Война и мир» - пожалуй, настоящая энциклопедия русской жизни в прозе. На протяжении всего действия романа описана жизнь трех семей в течение 15 лет. Труд впечатляющий, колоссальный. На всем протяжении романа мы видим, семейные традиции, обычаи и клады нескольких поколений семейств Ростовых, Курагиных и Болконских. Так что можно смело утверждать, что «мысль семейная» одно из главенствующих мыслей романа-эпопеи.

Семейство Ростовых представлено Львом Николаевичем Толстым как образцово-подражательное. Именно в доме Ростовых начинается роман со сцены празднования именин старшей графини Натальи Ростовой и младшей из дочек графа – тоже Натальи. Поместье Ростовых – обитель любви, взаимопонимания и поддержки, доброжелательности, гостеприимства. Каждый из членов семьи Ростовых – любит не только своих ближних, они все, как один, истинные патриоты, о чем можно судить по совместному переезду в имение во время войны с Наполеоном. И, не смотря на свое происхождение, Ростовы устраивают лазарет для раненых солдат. А покидая и это убежище, на повозках помогают эвакуироваться и солдатам. В этом огромную роль сыграла та самая младшая Наташа, ведь именно она уговорила родных оставить вещи и семейные реликвии, ради того, чтобы спасти жизни бойцов.

Семейство Болконских – антагонисты семейства Ростовых. Нет, Толстой показывает их любящими друг друга родственниками, но родственниками все же суровыми. Не в них ни нежности, ни близости, которые так характерны Ростовым. В семье Болконских – как в армии – строгая иерархия и порядок. У каждой вещи есть свое место время, задача. Да что у вещи, у каждого человека! И нарушать этот ход и порядок было просто нельзя. И если после войны семейство Ростовых живет и наслаждается спасенной жизнью, то счастливы ли Болконские сказать трудно. Князь Андрей погиб при Бородино, князь Николай – писарь при дворе Царя, княжна Марья – проход через труднейший путь трудностей и невзгод и устояла лишь благодаря своему воспитанию и вере.

И если и Ростовы, и Болконские, хоть и противоположны по своему отношению друг к другу, то в семействе Курагиных все совсем плохо. Это целая «плеяда» неудавшихся семейных отношений. Для каждого из этой семьи смыслом жизни становятся власть и деньги. Старший князь Василий отказывается от родственников в пользу друзей, чьим положением можно воспользоваться. Элен (дочь князя) глупа, пуста, холодна и даже отчасти вульгарна, что не мешает ей представлять себя в выгодном для Света и собеседников ракурсе. Ипполит (старший сын) и вовсе удостаивает от отца звания «дурак». А про Анатоля (его брата) Толстой говорит как о человеке, склонном к блуду.

И все же, представив нам галерею различных семейных «портретов» Лев Николаевич с надеждой описывает нам семью, которую сложили уже Наташа Ростова и ее избранник Пьер Безухов. И в образе уже Натальи Безуховой – заботливой и нежной матери четырех детей мы видим тот образ, который бы хотел видеть автор не только на страницах своего романа.

Именно в образе семей романа читается одна из главных мыслей эпопеи: крепость семьи способна укрепить государство.

Сочинение Мысль семейная в романе Война и мир

«Война и мир» - роман-эпопея о судьбе народа, народных подвигах. Но «мысль народная» не единственное, что представлено в произведении. «Мысль семейная» - также одна из главных тем «Войны и мира». Читатель видит семьи главных героев. Всего их три: Болконские, Ростовы и Курагины.

В доме Ростовых, также как и в салоне Анны Павловны Шерер, светское общество говорит о войне. Отличие в том, что собравшихся у Ростовых война интересует потому, что их дети идут на войну. За столом Ростовых царят естественность, простота, сердечность, благородство и чуткость. Мы видим близость в языке и обычаях к простому народу, но в то же время соблюдение светских условностей, но, в отличие от салона Шерер, без всякого расчёта и корысти.

Болконские – княжеская семья, богатая и уважаемая. Их жизнь в чём-то схожа с жизнью семьи Ростовых – те же любовь, сердечность и близость к народу. Но при этом, Болконские отличаются от Ростовых работой мысли, высоким интеллектом и гордостью. Для них характерны сухие черты, невысокий рост, маленькие руки и ноги. Прекрасные глаза с умным, непривычным блеском. Аристократизм, гордость, глубина душевной мысли – вот особенности семьи князя Болконского.

Семья Курагиных также аристократична и влиятельна, как и Болконские. Но, в отличие от предыдущих семей, Курагины олицетворяют собой пороки. Глава семьи, Василий Курагин, пустой, лживый и гордый человек, подстраивающийся под обстоятельства. Его жена Алина завидует красоте своей внешне идеальной, но развратной и глупой дочери. Их сын Анатоль – офицер гвардии, который любит пьянствовать и развлекаться, а второй сын, Ипполит, некрасив и ещё более глуп, чем остальные. Да и отношения в семье Курагиных холодные и расчётливые. Сам Василий Курагин признаётся, что его дети для него обуза.

Из этого всего следует, что именно семья Ростовых является идеалом для Льва Николаевича Толстого. Добрые, отзывчивые, любящие свою Родину и народ, они являются примером для подражания. Ведь впоследствии Наташа, третья дочь графа Ильи Ростова, создала собственную семью с Пьером Безуховым. Она – любящая и заботливая мать и жена, оберегающая семейный уют.

Умение соблюдать определенные правила и следовать распорядку называется дисциплиной. Таким образом, если человек дисциплинированный, то он может двигаться (в образном смысле двигаться) в сторону

  • Сочинение Иванов в рассказе Платонова Возвращение

    Основным персонажем произведения является Алексей Алексеевич Иванов, представленный писателем в образе вернувшегося с войны офицера советской армии.

  • Что такое семья? Это важная составляющая каждого из нас. Отдельная ячейка общества, в которой мы с вами живем. В нашем современном мире семья оказывает колоссальное влияние на продолжительность нашего рода

    История народа состоит из судеб миллионов граждан государства. В творчестве Льва Толстого тема родовых связей, их чести и достоинства занимает ключевое место. Всесторонне развернутая семейная мысль в романе «Война и мир» является основой сюжетной линии. Писатель многократно подчеркивает, что великий народ состоит из маленьких людей, передающих своим детям из поколения в поколение традиции и добродетели.

    Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

    У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

    Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

    Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

    Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

    В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

    Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

    Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

    Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

    Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

    Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

    В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

    Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

    Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

    Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

    По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

    В семействе Безуховых идет борьба за наследство

    Старый граф имел столько внебрачных детей, что сам не знал их всех. Жизнь доживал в окружении троих племянниц, а те надеялись, что после смерти дядя их обеспечит. Состояние Кирилла Владимировича считалось огромным. Многочисленные близкие и дальние родственники окружили умирающего вельможу своим вниманием, надеясь на богатство.

    Пьера Безухова отец любил больше остальных детей, поэтому дал сыну приличное образование за границей. На фоне всех претендентов на наследство Пьер выглядит бескорыстным, порядочным и наивным молодым человеком.

    Основную интригу за наследство графа ведут Анна Друбецкая с одной стороны и князь Курагин с другой стороны, заручившись поддержкой племянниц приживалок. Курагины являются прямыми наследниками усопшей раннее законной супруги старика. А Друбецкая приходится племянницей самому Кириллу Безухову, кроме того, Пьер Кириллович крестил ее сына Бориса.

    Его сиятельство был умным человеком, предвидел человеческие страсти по наследству, поэтому подал прошение самому императору Александру I, чтобы Пьера признали его родным сыном. Царь удовлетворил прошение умирающего вельможи. Так Пьер получил титул графа и самое доходное состояние в России.

    Вывод: семейная мысль является одной из главных тем романа «Война и мир», определяющая государственную крепость, как крепость отдельно взятой семьи в государстве.

    "От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью - она готова распространиться, путь в семью - это путь к людям, - "пишет о романе "Война и мир" Н. Берковский.
    В романе "Война и мир" Л. Н.Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки "материального фундамента". А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, -семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.
    Попробуем расположить семьи, представленные в романе, по мере их близости к толстовскому представлению об идеальной семье.
    Берги.
    В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг "эксплуатирует" войну 1812 года, "выжимает" из неё максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги, - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и "правильность" суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
    Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что. "фундамент", положенный в её основу, - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
    Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен.
    Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственно начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.
    Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.
    Болконские.
    Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ, и все традиции аристократии им бережно сохраняются.
    Нельзя не отметить, что настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, - расплата за его деспотизм. Болконский живет "умом", в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети - князь Андрей и княжна Марья - любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).
    Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.
    Ростовы.
    На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут "жизнью сердца", не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из. Москвы в 1812 году, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.
    И все же, наверное, неслучайно в эпилоге романа Толстой рассказывает о двух молодых семьях.
    Николай Ростов и Марья Болконская.
    Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.
    Наташа Ростова и Пьер Безухов.
    Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины -только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.
    Подводя итог рассуждению, можно отметить, что тема семьи, ее значение в становлении характера человека для Толстого в романе "Война и мир" является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

    "Война и мир" – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

    Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

    "Мысль семейная" впервые серьезно была затронута Толстым в "Детстве". Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития "мысли семейной" в творчестве Толстого стал роман "Анна Каренина". В романе же "Война и мир" через призму "семейной мысли" рассматривается Отечественная война 1812 г.

    В романе "Война и мир" описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

    Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает "мысль семейную".

    В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

    В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

    Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

    Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – "как у других". Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

    Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

    Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.