Мое любимое произведение белые ночи. Характеристика мечтателя из повести "белые ночи" достоевского. Встреча с Настенькой

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Волжский городской лицей» Республики Марий Эл

Конспект урока на тему:

«Счастлив ли Мечтатель?»

(по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи», 9-ый класс)

г. Волжск

2011 г.

Цели урока:

Обучающие: формировать навыки анализа текста

Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову; добросовестность, любознательность, умение видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире.

Оборудование:

  • Картина Куинджи «Лунная ночь»;
  • Рисунки М. Добужинского к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»;
  • Портрет Ф.М. Достоевского
  • Запись медленной инструментальной музыки;
  • Магнитная доска (отпечатанные на листах высказывания о Ф.М. Достоевском, афоризмы писателя и т.п.)

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.

1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. («Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана), а впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.

А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….

2) Поэтическая «пятиминутка» (Ученицы под запись инструментальной музыки читают стихи русских поэтов о белых ночах) (см. приложение).

3) Продолжение слова учителя.

В 1848 году в журнале «отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Ребята, запишем в тетрадь:

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.)

Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.

Небольшая повесть и такое необычное название. Наверно, это не случайно. Литературовед Ю.Манн определил 7 слов названия как семь ключей к хранящейся за семью замками «художественной тайне» повести. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.

Писатель определил жанр своего произведения как роман . Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изобретение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви.

Не забудем слово «сентиментальный». Что оно обозначает?

Ответ ученика. Сентиментальный (от фр. Sentiment – чувство) т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.

Достоевский назвал своё произведение «Белые ночи» Как вы думаете, что скрывает в себе это название? Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

4) Беседа с классом по вопросам учителя.

  • Из воспоминаний Мечтателя. Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему?

(Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание).

(Нет, Он назван просто – Мечтатель)

Образ Мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 70 - ее гг., Достоевский собирался писать большой роман под названием «Мечтатель». Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ Мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам писатель.

  • Ребята, а кто такой Мечтатель ? Мечтатель это хорошо или плохо? (ответы ребят).

Ребята, известный критик Белинский дал свою трактовку образа Мечтателя.

(Выступление с сообщением Белинского о Мечтателе).

Итак, по мнению Белинского, мечтательность пошла и приторна. Неоднозначно относился к своему герою и сам Достоевский

(выступление с мнением Достоевского).

Учитель . Итак, с одной стороны, Ф. М. Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности.

Но с другой стороны ?

  • Ребята, а что же с другой стороны?

Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока. ?

(Д/з: Написать сочинение – рассуждение на эту тему). (На магнитной доске под проблемным вопросом вывешиваем)

Счастливый ли человек Мечтатель

Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей. Обратимся к толковому словарю Ожегова : (запись сделана на доске)

Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения;
2) Успех и удача.

Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой.

Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?

(ответы: Одиночество )

Безусловно, мечтатель Одинок . Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека? (Нет) (ответ вывешивается на доску). Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.

Ребята, как мечтатель воспринимает город?

(ответы : Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо).

Но более всего запомнилась Мечтателю история с Одним домом. Давайте прочитаем отрывок. (Чтение отрывка (наизусть) выразительно см. приложение)

Ребята, обратимся к мастерству Достоевского – художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый ? Почему?) «Караул, домик красят в желтую краску!» Ребята, кому из вас не нравится желтый цвет ? Есть ли в отрывке слово, которое можно было бы поставить в один ряд с этим словом? (Желчь).

Ребята, литературовед В. Кожинов заметил (с мнением В. Кожинова выступает ученица )

В. Кожинов заметил, что при жизни Достоевского желтый и желчный писались через о .

«Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский».

Какое же значение вкладывал Достоевский?

В словаре Ожегова значение слова желчный – раздражительный, злой.

Сердце Мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям).

Герой , как и все Мечтатели, грезит о Любви .

Однажды Судьба послала ему встречу .

Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку . Прочитаем описание её внешности (чтение отрывка).

Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным ?

(ответ: Девушка была в премиленькой жёлтой шляпке).

Как вы думаете, почему желчный жёлтый цвет выступает в соседстве со словом « премиленький » ? (ответ ребят).

Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (Хорошим, весёлым).

Почему?

Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.

Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да).

Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека?

(Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом)).

Герой начинает встречаться с Настенькой.

Любил ли герой кого – нибудь до неё? (мечту, идеал).

Что привлекло героя в Настеньке? (то, что она не Хозяйка).

Ребята, как вы понимаете значение слова Не хозяйка? (ответ).

Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.

Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.

В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю.

Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории).

Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы).

О чём мечтает герой?

Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт).

Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком? (Нет).

(На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»).

А какова история Настеньки? Что сближает её с Мечтателем ? (Одиночество, круг чтения, мечты).

О чём мечтает Настенька? (ответы).

В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого.

Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ).

Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? Подтвердите примерами из текста. (Любил, когда любишь – желаешь человеку добра).

Ребята, у одной из любимых моих поэтесс Вероники Тушновой есть такие строки:

Улыбаюсь, а сердце плачет

В одинокие вечера

Я люблю тебя, это значит –

Я желаю тебе добра.

У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»).

Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни: Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.

Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя?

Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого. Обратимся к мастерству Достоевского – психолога. Посмотрите, как меняется душевное состояние героя после прочтения письма (выразительное чтение).

Как называется приём, использованный Достоевским в словосочетании молодая старуха . Для чего он нужен? (ответы).

Итак, герой испытал безответную любовь

Счастлив ли он? Ответ вывешивается на доску. (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству .

Так счастливый ли человек Мечтатель?

(Ответы. Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску).

Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение).

«Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»

Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! (последний лист вывешивается на доску). И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар . А это не всем дано.

Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. Закончить же урок хочу стихотворением И. А. Бунина «Вечер». (чтение).

«Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив»

(Ф. М. Достоевский ).

Приложение .

На магнитной доске в конце урока получается схема.

Стихи о белых ночах.

(«поэтическая пятиминутка).

Лазурный свод

В зерцале вод

Блестит, красой своей любуясь:

Едва – едва

Шумит Нева,

В гранитных берегах волнуясь ….

(А. Комаров «Ночь»).

*****

Дышит счастьем,

Сладострастьем

Упоительная ночь

Ночь немая,

Голубая

Неба северного дочь.

……………..

Блещут свежестью сапфирной

Небо, воздух и Нева

И, купаясь в влаге мирной

Зеленеют острова

(П. Вяземский «Петербургская ночь»).

******

Город спит, окутан мглою

Чуть мерцают фонари…

Там далеко, за Невою,

Вижу отблески зари

В этом дальнем отраженье,

В этих проблесках огня

Притаилось пробужденье

Дней тоскливых для меня…

(А.Блок)

*****

Белой ночью месяц красный

Выплывает в синеве

Бродит призрачно- прекрасный

Отражается в Неве.

Мне провидится и снится

Исполненье тайных дум.

В вас ли доброе таится,

Красный месяц, тихий шум?...

(А.Блок)

Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока.


Сам автор назвал это произведение «сентиментальным романом», ведя рассказ от имени самого героя, молодого человека с широким и богатым внутренним миром, склонного к мечтательности и идеалистическому восприятию окружающей его жизни.

Юноша готов подарить свою искреннюю любовь и преданность любому человеку, которого он встречает на улицах Петербурга, хотя окружающие даже не подозревают об его существовании. Он радуется чужому позитивному настроению, видя, что другие люди «веселы», в то же время он «хандрит», если они внезапно «затуманятся».

Парень также испытывает самые нежные чувства даже к присутствующим в его повседневной жизни неодушевленным вещам, утверждая, что ему и «дома знакомы». По его мнению, они словно интересуются здоровьем мечтателя и его судьбой, молодой человек живет в мире собственных фантазий, создавая личное восприятие мира и особую действительность в своем воображении.

В один из вечером молодой петербуржец случайно встречает на улице самую обыкновенную девушку, в которой он видит удивительную, «прекрасную незнакомку». К тому же у него появляется возможность защитить ее от бесцеремонных приставаний некоего мужчины, и юный поэт немедленно влюбляется в это создание, точнее, в тот образ, который он придумывает для себя сам. По его словам, он уже не раз испытывал пылкие чувства к «идеалу», который «снится во сне».

В то же время наивный романтик отличается не только склонностью к постоянному погружению в свои мечты, он также является и человеком действия. Полюбив с первого же взгляда девушку по имени Настенька, хотя юноша абсолютно не знает ее, он тут же старается прийти ей во всем на помощь, в том числе и добиться счастья с человеком, к которому неравнодушна его новая знакомая. Он понимает, что для него станет настоящей трагедией день, когда Настенька свяжет свою судьбу с другим, и эта катастрофа действительно происходит с простодушным, почти не знающим реальной жизни мечтателем.

Девушка на самом деле решается оставить его, хотя прежде уже обещала стать его вечной спутницей. В своем последнем письме Настенька горячо просит «не оставлять ее», утверждая, что в «эту минуту» искренне любит молодого жителя Петербурга, и обещая обязательно «заслужить» и ответное сердечное расположение с его стороны.

Многие критики считают, что этот герой Ф.М. Достоевского просто не смог полностью реализовать самого себя и свою по-настоящему богатую натуру в своих первых реальных отношениях с представительницей противоположного пола. Но для человека, воспринимающего мир с такой романтичной, идеалистической и в то же время печальной точки зрения, любовь, скорее всего, могла быть лишь весьма красивым, пронзительным, но несчастливым чувством.

Юноша сам называет себя «мечтателем», у которого очень мало «действительной жизни». Однако едва ли он сумел бы спуститься к реальности из своего возвышенного мира, существующего в его воображении, и начать думать и чувствовать так же, как это происходит с обыкновенными мужчинами.

Для современных читателей данный персонаж может показаться чересчур оторванным от подлинного, живого мира, его непрактичность и нежелание хотя бы попытаться бороться за возлюбленную способны вызвать явное раздражение. Но при изучении этой повести невольно возникает вопрос, существуют ли на самом деле подобные люди, встречаются ли они и сегодня. Завершающие строки произведения о «целой минуте блаженства», которой, по мнению главного героя, будет достаточно для «всей жизни человеческой», не могут оставить безучастными, странный и наивный мечтатель неминуемо вызывает симпатию, сочувствие и даже восхищение своей исключительностью и непохожестью на других.

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы… Точно я вдруг очутился в Италии, - так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах… Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами…»

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть - своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.

    • В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью,и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, […]
    • Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
    • Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна. Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных […]
    • Ф.М. Достоевский - это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман "Преступление и наказание" открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
    • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века. Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же. И это – ещё не […]
    • Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
  • Достоевский написал много замечательных произведений и одна из самых запоминающих работ – это «Белые ночи» Достоевского. Произведение никого не оставит равнодушным. Здесь вместе с героями переживаешь их чувства и пытаешься стать на сторону того или иного героя. Однако нет здесь ни положительных героев, ни отрицательных. Есть здесь лишь настоящее чувство любви и оно непредсказуемо. Сердцу не прикажешь, поэтому мы и видим именно такую концовку и, наверное, такая концовка лучше всего. Мечтатель и дальше продолжит жить в своем мире, среди таких знакомых дворов и улиц Петербурга, мечтая о любимой. Героиня романа, которая пошла по зову сердца, будет ковать свое счастье с любимым.

    «Белые ночи» Достоевский краткое содержание и анализ

    Сама повесть «Белые ночи» Достоевского и краткое содержание вначале знакомит нас с героем произведения, с Мечтателем. Здесь не фигурирует его имя, да и мало описывается его внешность. Мы знаем лишь, что он мелкий чиновник, который за восемь лет проживания в Петербурге не завел ни одного знакомства. А вот сам город знает очень хорошо. Он живет в своем мире и в своих мечтах влюблен в идеал созданной им девушки. Автор изображает его одиноким чудаком, чувствительным, бескорыстным, искренним и открытым, он робкий с женщинами, не обидчивый. Однажды он встретил живую и настоящую девушку Настеньку, которую спас от пьяницы. Очень часто в произведении Белые ночи Достоевский к Настеньке применяет уменьшительно-ласкательные слова. Вот она открыла «свои умные глазки», «захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом».

    Настенька – брюнетка с красивыми глазками, «премиленькая» с «черными кудрями». Она жила с бабушкой и ждала своего любимого человека, который уехал на год, но обещал вернуться и об этом мы узнаем из ее рассказа. Она много о нем рассказывала и постоянно ждала от него весточку, но ничего не было. Вместо этого они каждую белую ночь встречались с Мечтателем, который полюбил девушку и она чувствовала его любовь. В одну из их очередных встреч Настя сказала, что забудет свою любовь, если Мечтатель будет любить и они решают быть вместе. Но, не долгим было счастье Мечтателя, ведь Настя повстречала жильца, в которого и была влюблена. Любовь ее оказалась сильнее, поэтому она, выбрав второго мужчину, оставила Мечтателя одиноким, опустошенным.

    Кто-то его, может, и осуждает, за то, что не поборолся за девушку, однако мне кажется, что Мечтатель поступил правильно, как настоящий влюбленный мужчина, который понимает, что девушка отдала сердце другому и только с ним она будет счастлива, а вот с Мечтателем она будет лишь существовать. Он же желал ей только счастья. Ну, а Мечтатель, он обязательно встретить свою женщину, полюбит ее и обязательно приобретет свое личное счастье, по крайней мере, очень хочется в это верить.

    Сочинение

    I. Особенности жанра, композиции повести Ф. Достоевского

    «Белые ночи».

    II. Образ рассказчика в повести.

    1. Сердце, полное любви.

    2. Поэт, мечтатель, романтик.

    3. Альтруизм героя.

    4. Мечты и действительность.

    III. «Петербургский мечтатель» в восприятии современного читателя.

    Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит.

    Ф. Достоевский

    Ф. М. Достоевский определил жанр своего произведения «Белые ночи» как «сентиментальный роман». Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени романтического героя, мечтателя, идеалиста, человека с богатым внутренним миром.

    С первых страниц мы угадываем в рассказчике страдающую, возвышенную душу. Сердце его полно любви, он одаривает ею людей, не знающих о его существовании, «тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час, целый год». Он признается: «Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. Я коротко их знаю; я почти изучил их физиономии – и любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся». Его нежность распространяется и на неодушевленные, но ставшие такими родными, предметы: «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»

    Возможно, таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в мечтах. Но вероятнее всего, мы имеем дело с поэтом, человеком, наблюдающим мир под особым углом зрения, создающим свою реальность. Он признается: «Я создаю в мечтах целые романы». Поэту свойственно романтизировать жизнь, он способен в капле воды увидеть океан, в мимолетной улыбке – обещание счастья. Наш герой в девушке, встреченной поздним вечером, увидел прекрасную незнакомку, «угадал» возвышенную натуру. Судьба предоставила мечтателю настоящий подарок: возможность спасти девушку от развязного ловеласа, проявив рыцарское благородство. Он, действительно, ведет себя по-рыцарски: увидев блеснувшую на глазах незнакомки слезу, проявляет искреннее сочувствие к ней. И, как бывало уже не раз, влюбляется в нее, – точнее, в нарисованный в воображении портрет, – как влюблялся не раз «в идеал, в ту, которая приснится во сне».

    «Петербургский мечтатель» – личность, склонная не только к созерцанию, но и к деятельности. Влюбившись с первого взгляда в Настеньку, совсем не зная ее, он старается помочь ей устроить ее счастье с любимым человеком, хотя для него самого это будет настоящей катастрофой. И катастрофа происходит: Настенька, уже решившая связать с ним судьбу, оставляет его, произнеся, конечно, слова благодарности, написав в сумбурном, но вполне романтическом, соответствующем характеру их отношений письме: «О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту, потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу ее…»

    Считается, что «петербургский мечтатель» не сумел до конца реализовать себя в отношениях с Настенькой. Так ли это? На мой взгляд, именно в такой несчастливой, но красивой любовной истории должна была реализоваться его романтическая натура. Он говорит о себе: «Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни», – но что есть для него действительная жизнь? Мог ли бы он спуститься с высот поэзии на бренную, прозаическую землю?

    Современному читателю трудно принять всерьез героя – рассказчика повести «Белые ночи». Раздражает его наивность, непрактичность, его порою слишком слащавая речь. Досада берет оттого, что он не умеет, не желает бороться за свою любовь. Но… оторваться от чтения невозможно. Думаешь: бывают ли на свете такие люди, или только «в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время» могут они существовать? И, соглашаясь и внутренне протестуя одновременно, перечитываешь последние строки повести: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?»