Михаил лермонтов. Каковы история судьбы Мцыри и его характер? Что делал, что видел Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Плит сырых,

И долго листьев молодых

Не распускал, все ждал лучей

Живительных. И много дней

Прошло, и добрая рука

Печально тронулась цветка,

И был он в сад перенесен,

В соседство роз. Со всех сторон

Дышала сладость бытия…

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…

И как его, палил меня

Огонь безжалостного дня.

Напрасно прятал я в траву

Мою усталую главу:

Иссохший лист ее венцом

Терновым над моим челом

Свивался, и в лицо огнем

Сама земля дышала мне.

Сверкая быстро в вышине,

Кружились искры, с белых скал

Струился пар. Мир божий спал

В оцепенении глухом

Отчаянья тяжелым сном.

Хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

Послышалась, или ручья

Ребячий лепет… Лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок.

Скользила бережно, потом,

Играя, нежася на нем,

Тройным свивалася кольцом;

То, будто вдруг обожжена,

Металась, прыгала она

И в дальних пряталась кустах…

И было все на небесах

Светло и тихо. Сквозь пары

Вдали чернели две горы.

Наш монастырь из-за одной

Сверкал зубчатою стеной.

Внизу Арагва и Кура,

Обвив каймой из серебра

Подошвы свежих островов,

По корням шепчущих кустов

Бежали дружно и легко…

До них мне было далеко!

Хотел я встать – передо мной

Все закружилось с быстротой;

Хотел кричать – язык сухой

Беззвучен и недвижим был…

Я умирал. Меня томил

Предсмертный бред.

Казалось мне,

Что я лежу на влажном дне

Глубокой речки – и была

Кругом таинственная мгла.

И, жажду вечную поя,

Как лед холодная струя,

Журча, вливалася мне в грудь…

И я боялся лишь заснуть, –

Так было сладко, любо мне…

А надо мною в вышине

Волна теснилася к волне.

И солнце сквозь хрусталь волны

Сияло сладостней луны…

И рыбок пестрые стада

В лучах играли иногда.

И помню я одну из них:

Она приветливей других

Ко мне ласкалась. Чешуей

Была покрыта золотой

Ее спина. Она вилась

Над головой моей не раз,

И взор ее зеленых глаз

Был грустно нежен и глубок…

И надивиться я не мог:

Мне речи странные шептал,

И пел, и снова замолкал.

Он говорил:

«Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье

И холод и покой.

Я созову моих сестер:

Мы пляской круговой

Развеселим туманный взор

И дух усталый твой.

Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.

О милый мой! не утаю,

Что я тебя люблю,

Люблю как вольную струю,

Люблю как жизнь мою…»

И долго, долго слушал я;

И мнилось, звучная струя

Сливала тихий ропот свой

С словами рыбки золотой.

Тут я забылся. Божий свет

В глазах угас. Безумный бред

Бессилью тела уступил…

Так я найден и поднят был…

Ты остальное знаешь сам.

Я кончил. Верь моим словам

Или не верь, мне все равно.

Меня печалит лишь одно:

Мой труп холодный и немой

Не будет тлеть в земле родной,

И повесть горьких мук моих

Не призовет меж стен глухих

Вниманье скорбное ничье

На имя темное мое.

Прощай, отец… дай руку мне:

Ты чувствуешь, моя в огне…

Знай, этот пламень с юных дней,

Таяся, жил в груди моей;

Но ныне пищи нет ему,

И он прожег свою тюрьму

И возвратится вновь

Каковы история судьбы Мцыри и его характер? Что делал, что видел и о чем вспоминал герой на воле? О чем тоскует он и печалится? Почему не желал Мцыри «помощи людской»? Какова его битва с барсом и как бы вы оценили Мцыри-борца? Как вы понимаете сравнение «...В тюрьме воспитанный цветок» о и в чем смысл этого сравнения? На что надеется Мцыри? О чем просит Мцыри в конце исповеди?

В чем смысл сравнении Мцыри жизни в монастыре и на воле?

Ответы:

События, о которых рассказывается в стихотворении, происходят во время Кавказской войны. Мцыри родился в горном ауле; будучи ещё совсем маленьким ребёнком, попал в плен к русскому генералу. Вероятно, генерал надеялся устроить жизнь мальчика, зная природное мужество горцев. Но ребёнок тяжело заболел, отказывался от пищи, не желая принимать её от врагов, и был отдан генералом в один из горных монастырей Грузии. Монахи вылечили малыша, и он остался жить среди них, со временем превратившись в задумчивого молчаливого юношу. Накануне принятия монашеского обета в сильную грозу он бежал из монастыря, с особенной остротой ощутив ненормальность своего затворнического положения. Сильное потрясение от столь решительного шага и новых, неизведанных впечатлений частично пробудило его детскую память. Он захотел добраться до родных мест, которые находились далеко в горах. Людей он дичился и не ждал от них ничего доброго, а грузинкой, за которой он тайком наблюдал, он любовался, сам не понимая, что его волнует и никак не соотнося её с остальными людьми. Обступающая его дикая природа раскрылась ему всей своей красой, обновлённые нервным подъёмом чувства восхищались ею, он сам чувствовал себя диким зверем, растворённым в природе («Но страх не сжал души моей:/Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей»). Обходя людей, он заблудился, в глубине леса на звериной тропе столкнулся с барсом и вступил с ним в поединок. Он не испугался и не попытался убежать, настолько велико было его воодушевление. В отчаянной борьбе с хищником Мцыри вышел победителем, в этой борьбе он сам был хищником, жаждущим проверить свои силы. Он был изранен и ужаснулся, когда понял, что его блуждания незаметно привели его обратно к монастырю. Он понял, что его попытка добраться до дома была обречена на неудачу («Да, заслужил я жребий мой!»), но нисколько не пожалел об этом, потому что испытал гораздо больше, нежели за всю предшествующую жизнь («Увы! - за несколько минут / Между крутых и тёмных скал, / Где я в ребячестве иг-рал; / Я б рай и вечность променял...»). Мцыри проявил страстную решимость. Монастырский уклад не воспитал в нём смирения. Он чуял в себе огромные силы и не верил в помощь людей, потому что люди увезли его из родного аула, а другие воспитывали по своей мерке, ограничивая проявления его могучего духа. Он не видел добра от посторонних людей, поэтому и не желал «помощи людской», надеясь только на свои силы. Сравнение «в тюрьме воспитанный цветок» означает восприятие юношей своей прошлой жизни в монастыре. Конечно, он не был в тюрьме в буквальном смысле этого слова, да и монастырь, скорее всего, не отличался особой строгостью, но там за него принимались решения, там негде было проявить себя сильному энергичному духу. Монастырь, таким образом, действительно был тюрьмой для его молодых сил и жажды жизни. Мцыри печалит, что умирать ему приходится вдалеке от родной земли, и надеется лишь на то, что, умирая, он получит возможность ещё раз поглядеть на снежные пики Кавказа. Он просит похоронить его на этом месте, тогда его душа успокоится и уйдёт на небо, никого не проклиная. Сравнивая жизнь в монастыре и на воле, Мцыри хочет объяснить огромную разницу между полноценной жизнью с ее опасностями и превратностями, и заранее заданным, закрытым от внешних воздействий существованием в монастыре. Он называет монастырь тюрьмой, потому что удалиться от мира можно только тогда, когда исчерпал его для себя, - для Мцыри же мир неведом и кажется безграничным.

Лермонтов Михаил Юрьевич
«Мцыри»

жребий мой!

Могучий конь, в степи чужой,


Плохого сбросив седока,


На родину издалека


Найдет прямой и краткий путь…


Что я пред ним? Напрасно грудь


Полна желаньем и тоской:


То жар бессильный и пустой,


Игра мечты, болезнь ума.


На мне печать свою тюрьма


Оставила… Таков цветок


Темничный: вырос одинок


И бледен он меж плит сырых,


И долго листьев молодых


Не распускал, все ждал лучей


Живительных. И много дней


Прошло, и добрая рука


Печально тронулась цветка,


И был он в сад перенесен,


В соседство роз. Со всех сторон


Дышала сладость бытия…


Но что ж? Едва взошла заря,


Палящий луч ее обжег


В тюрьме воспитанный цветок…



И как его, палил меня


Огонь безжалостного дня.


Напрасно прятал я в траву


Мою усталую главу:


Иссохший лист ее венцом


Терновым над моим челом


Свивался, и в лицо огнем


Сама земля дышала мне.


Сверкая быстро в вышине,


Кружились искры, с белых скал


Струился пар. Мир божий спал


В оцепенении глухом


Отчаянья тяжелым сном.


Хотя бы крикнул коростель,


Иль стрекозы живая трель


Послышалась, или ручья


Ребячий лепет… Лишь змея,


Сухим бурьяном шелестя,


Сверкая желтою спиной,


Как будто надписью златой


Покрытый донизу клинок,


Браздя рассыпчатый песок.


Скользила бережно, потом,


Играя, нежася на нем,


Тройным свивалася кольцом;


То, будто вдруг обожжена,


Металась, прыгала она


И в дальних пряталась кустах…



И было все на небесах


Светло и тихо. Сквозь пары


Вдали чернели две горы.


Наш монастырь из-за одной


Сверкал зубчатою стеной.


Внизу Арагва и Кура,


Обвив каймой из серебра


Подошвы свежих островов,


По корням шепчущих кустов


Бежали дружно и легко…


До них мне было далеко!


Хотел я встать – передо мной


Все закружилось с быстротой;


Хотел кричать – язык сухой


Беззвучен и недвижим был…


Я умирал. Меня томил


Предсмертный бред.


Казалось мне,


Что я лежу на влажном дне


Глубокой речки – и была


Кругом таинственная мгла.


И, жажду вечную поя,


Как лед холодная струя,


Журча, вливалася мне в грудь…


И я боялся лишь заснуть, –


Так было сладко, любо мне…


А надо мною в вышине


Волна теснилася к волне.


И солнце сквозь хрусталь волны


Сияло сладостней луны…


И рыбок пестрые стада


В лучах играли иногда.


И помню я одну из них:


Она приветливей других


Ко мне ласкалась. Чешуей


Была покрыта золотой


Ее спина. Она вилась


Над головой моей не раз,


И взор ее зеленых глаз


Был грустно нежен и глубок…


И надивиться я не мог:



Мне речи странные шептал,

СРОЧНО, СЕГОДНЯ,НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ РАССУЖДЕНИЕ, ОБЪЯСНИТЕ КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО "А ЖАЛЬ" НЕ МЕНЕЕ 50 СЛОВ(1)Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом,

во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем, поэтому Сыроеж-кин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-ни­будь встретит или увидит что-нибудь занятное. (З)Серёжка медленно вышагивал под тенистыми липами. (4)Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее. (7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (В)Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9)Но ничего! (Ю)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру... (11)А вот буль­дозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, поса­дят кусты, поставят спортивные снаряды... (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а казенные стены римскоро Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он - отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен схватиться с тиграми и львами и пора­зить их своим мечом, чтобы остаться в живых... (19)Нет, пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхро­фазотроном! (20)Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон, - круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21)И сейчас Серёжка не просто ученик - он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начина­ет размышлять, что на них за следы... (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26)Да это сам Иван Грозный! (27)Какой приказ отдаст он своему воину? (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: - (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Милли­он мелочей»? - (ЗО)Н-не знаю, - растерянно пролепетал Серёжка. - (31)То есть что я!.. (32)3наю! (ЗЗ)Сначала постоянно прямо, потом налево. - (34)Спасибо, - сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (Зб)Медленно. (37)Спокойно. (38)И уже совсем не как Иван Грозный. (39)А жаль. напишите сочинение рассуждение как вы понимаете " А ЖАЛЬ"

Вот задание:
Как вы понимаете пословицы: "Видит око,да зуб неймёт", "Дорого,да мило,дёшево,да гнило", "Делить шкуру неубитого медведя", "Семь раз отмерь,один раз отрежь", "Близок локоток,да не укусишь", "Мал золотник,да дорог" ? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
ПОМОГИТЕ!

Пожалуйста, срочно!!! Каковы история судьбы Мцыри его характер? Что делал,что

видел и о чем вспоминал герой на воле? О чем тоскует он и печалится? Почему не желал Мцыри "помощи людской"? Какова его битва с барсом и как бы вы оценили Мцыри-борца? Как вы понимаете сравнение "... В тюрьме воспитанный цветок" и в чем смысл этого сравнения? На что надеется Мцыри? О чем просит Мцыри в конце исповеди? В чем смысл сравнений Мцыри жизни в монастыре и на воле?

П.П. БАЖОВА "КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК". ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.

2) Как вы понимаете слова: " А камень-то какой! Первый камень! Понимаете первый!" ? Запишите 1-2 предложения-ответа на вопрос.

3) Составьте описание портрета Хозяйки Медной горы,Малахитницы.

4) Как вы понимаете слова Хозяйки: "Кабы ты сам придумал,дала бы тебе такой камень,а теперь не могу" ?? Продолжите фразу:
Мастер захотел избавиться от мук творчества и создать цветок по образцу волшебного.Но мастерство-это.....

5) Почему Данило разбил свою чашу,но оставил чашу,сделанную на заказ? Что мучило его?

Прошуу!! Помогите мне.))) С меня "Спасибо" !!

Текст для анализа цитаты:

На мне печать свою тюрьма

Оставила… Таков цветок

Темничный: вырос одинок

И бледен он меж плит сырых,

И долго листьев молодых

Не распускал, все ждал лучей

Живительных. И много дней

Прошло, и добрая рука

Печально тронулась цветка,

И был он в сад перенесен,

В соседство роз. Со всех сторон

Дышала сладость бытия…

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок

Отрывок наизусть (на выбор)

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я - и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык...
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз...
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно - и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..

Сравнение «в тюрьме воспитанный цветок» означает восприятие юношей своей прошлой жизни в монастыре. Конечно, он не был в тюрьме в буквальном смысле этого слова, да и монастырь, скорее всего, не отличался особой строгостью, но там за него принимались решения, там негде было проявить себя сильному энергичному духу. Монастырь, таким образом, действительно был тюрьмой для его молодых сил и жажды жизни.

Мцыри печалит, что умирать ему приходится вдалеке от родной земли, и надеется лишь на то, что, умирая, он получит возможность ещё раз поглядеть на снежные пики Кавказа. Он просит похоронить его на этом месте, тогда его душа успокоится и уйдёт на небо, никого не проклиная.

Сравнивая жизнь в монастыре и на воле, Мцыри хочет объяснить огромную разницу между полноценной жизнью с ее опасностями и превратностями, и заранее заданным, закрытым от внешних воздействий существованием в монастыре. Он называет монастырь тюрьмой, потому что удалиться от мира можно только тогда, когда исчерпал его для себя, - для Мцыри же мир неведом и кажется безграничным.

Билет № 18

Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Комедия Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

Тема - чиновничество как воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества, невежества.

Идея - чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Как основную мысль можно взять цитату: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь. Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия. Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.

Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.

В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.

Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества. Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости.

Впроизведении на первый план выходят социально-психологические и нравственные проблемы . Социально-психологические связаны с образом чиновников и Хлестакова, нравственно-психологические – с «хлестаковщиной».Среди актуальных проблем, затронутых автором, можно выделить следующие: чинушество (вымогательство), взяточничество, казнокрадство, мошенничество, самоуправство и беззаконие местной власти, обывательщина, корыстолюбие, пошлость, невежество.

Прочитав это произведение, невольно примеряешь его к настоящему времени, и, к сожалению, никаких кардинальных изменений за такое большое количество лет не произошло.