Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Крейсер – музей «Михаил Кутузов» в Новороссийске Сколько весит в корабль михаил кутузов

В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов". В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. "К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки" . Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.

Про матросов

Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на "Михаиле Кутузове", а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо - по хирургической.

А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки - это выдаваемыми сигаретами.

Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). "Перекур" называются. Матросы сообщили, что закурить "Перекур" имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО "Донской табак" забористый черноморский "превед", моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Про бескозырку

Осмотрев корабль "от киля до клотика" под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка - очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику - день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.

"Беска" в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле "гламурный дембель". Обычной ленточки с надписью "Черноморский флот" в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский - запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!

Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет - маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.

Про основные тактико-технические данные крейсера:

Водоизмещение: 16 653 т.
Размеры: длина - 210 м, ширина - 21 м, осадка - 7 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.
Бронирование: борт - 100 мм, башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба 50 мм.
Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2x5 533-мм торпедных аппарата (именно на "Михаиле Кутузове" их нет).
Экипаж: 1270 чел.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года".

Музыкальный бонус (3.3Мб): Музыкальный бонус (3.3Мб): "Черноморская". Исполняют В.Бунчиков и В.Нечаев

Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в.mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.

Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь...

С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?
Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Посещение крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске запомнилось надолго. Мы первый раз в жизни побывали на настоящем военном корабле, пусть уже и навсегда пришвартовавшемся к берегу.

Приглашаем вместе с нами осмотреть боевой корабль, являющийся уникальной достопримечательностью Новороссийска.

Трап корабля-музея

Крейсер «Михаил Кутузов» спустили на воду в 1951 году. Это – настоящий боевой корабль. Служил на Черноморском флоте, курсируя по водам и Средиземного морей и Атлантики.

«Визитная карточка» города-героя Новороссийска — крейсер «Михаил Кутузов»

За время службы корабль боевой славы прошёл более 220 тысяч миль.

Экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»

Военное судно огромное. Выглядит внушительно. Длина корабля – 210 метров, ширина – 22 метра, высота 59,5 метров, осадка – 7,5 метров, полное водоизмещение – 18640 тонн.

Нам достался экскурсовод, прекрасно владеющий историей и языком. Он столь интересно и увлечённо говорил об истории корабля, его обустройстве, что я пожалела, что не записала всё на диктофон. Так что расскажу, что запомнила. И то, что вычитала в книге, купленной на крейсере по окончанию экскурсии.

Корабельный колокол весит 86 кг. Отлит из сплава бронзы и серебра.

Наши дети у рынды крейсера «Михаил Кутузов»

В рынду (корабельный колокол) нам звонить не разрешили. Но один раз позвонил сам экскурсовод, попросив, чтобы мы предварительно закрыли уши руками, чтобы их не заложило. В открытом море звон корабельного колокола разносится на 14 километров в округе. Представляете, каков звук? Интересно, насколько далеко разносится звон рынды крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске? Мне кажется, жители всего Центрального района точно слышат.

Под российским крестовым флагом… На корме — Андреевский флаг

Экскурсовод посоветовал, чтобы ходили только за ним, не отклоняясь от маршрута и никуда не сворачивая. И пошутил, что на корабле 2,5 тысячи помещений, так что если мы заблудимся – найдут не скоро.

Наши дети на палубе крейсера «Михаил Кутузов»

Заботливо предупреждал всех посетителей, где надо пригнуться, чтобы не удариться головой, где внимательно смотреть под ноги.

Зенитная двухорудийная установка ближнего действия В-11

Нашей младшей дочке разрешил навести зенитную артиллерийскую установку. Из зенитки можно поразить воздушную цель, находящуюся в 3 километрах, а объект на воде – до 4 километров.

Наша дочка управляет стволами зенитки

Установка главного калибра крейсера стреляла до 32 километров. Этот текст украден с сайта Дороги мира (сайт)!

Трёхорудийная башенная установка Мк-5бис главного калибра

Мы узнали, что флаг корабля, расположенный на носу, называется гюйс (крепостной флаг). Он поднимается на кораблях 1-2-го ранга, когда те стоят на якоре или пришвартовываются к причалу. Корабль-крепость.

Гюйс — крепостной флаг

Корабль принадлежит к типу лёгких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис и считается шедевром мирового кораблестроения, отличавшимся прекрасными мореходными качествами и непотопляемостью. Непотопляемость обеспечивают водонепроницаемые переборки 16 отсеков. Двойное дно обеспечивало защиту от торпед и морских мин.

Крейсер «Михаил Кутузов» — шедевр судостроения

Кстати, на корабле можно увидеть морскую мину послевоенного образца. Огромная! На борту могло находиться до 68 таких. Мины транспортировались по специальным минным дорожкам.

Морская мина

У крейсера «Михаил Кутузов» 3 палубы и 3 платформы.

Два якоря. Каждый весит 7 тонн.

Якорей не видно — они в море

А якорные цепи весом каждая 30 (да-да, тридцать!) тонн!

Я бы и одно звено этой якорной цепи не подняла

Когда-то личный состав крейсера «Михаил Кутузов» насчитывал 1129 человек, сейчас – всего 42.

Крейсер мог находиться в автономном плавании целый месяц, имея огромные запасы воды, продовольствия, снаряжения.

Нам показали только часть корабля: артиллерию крейсера и первый ярус вниз после палубы, где находятся кают-компания, медблок, кубрик.

Башня универсального калибра

Снаряд

Стабилизированный пост наводки

Антенный пост на грот-мачте

Ходовой мостик крейсера

Лестница, по которой мы спустились с верхней палубы в недра корабля

Бесконечные коридоры корабля

Поразил медицинский блок корабля: операционная, послеоперационное отделение, изолятор, лазарет на 24 человека, рентген–кабинет, кабинеты врачей (терапевта, хирурга, стоматолога).

Медицинский блок

Экскурсовод пошутил, что зубы морякам лечили без наркоза – мол, всё равно за шумом двигателей криков никто не слышал. А, может, и правда без наркоза лечили?

Офицерская каюта

Матросский кубрик

Раньше тут лежали матрацы и подушки

На корабле имеется 38 кубриков для размещения личного состава и две кают-компании – офицерская и мичманская. В офицерской кают-компании разрешалось находиться только офицерам.

Офицерская кают-компания

В кают-компании офицеры проводили совещания, отдыхали, принимали пищу.

Деревянное панно на стене кают-компании

В кают-компании даже пианино имеется!

Модель корабля

Курилка офицерской кают-компании

Пепельница

Офицерская кают-компания

Нам разрешили посидеть в кают-компании и осмотреться.

Наши дети в офицерской кают-компании

Это просто чудо, что корабль дожил до наших дней. В 1996 году крейсер «Михаил Кутузов» хотели утилизировать, но совет ветеранов крейсера отстоял его, убедив руководство страны сделать из военного корабля музей.

Это – единственный крейсер из проекта 68-бис, сохранившийся до наших дней. Всего было построено 14 таких кораблей. Остальные – списаны и пущены на металлолом.

На корабле жил Высоцкий

Крейсер «Михаил Кутузов» неоднократно снимали в фильмах. На нём в Севастополе снимали «Увольнение на берег» (1961 г.) Роль матроса Петра играл Владимир Высоцкий. Артисты для лучшего вживления в образ надели матросскую форму и жили в кубрике личного состава. Ели, спали, поднимались по тревоге – как все члены экипажа. А, отдыхая от съёмок, Высоцкий пел морякам свои песни.

При этом сослуживцы по кораблю Высоцкого вспоминали, что артист был наравне с ними, простой, открытый и общительный.

Тогда Высоцкому повезло встретиться с Гагариным и Титовым. Всю съёмочную группу и актёров выслали на берег на время визита космонавтов, а Высоцкий настолько хорошо вжился в роль матроса, что его приняли за своего.

Историческая фотография визита космонавтов Гагарина и Титова на крейсер «Михаил Кутузов»

Кто только не был на борту корабля: космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев, президент РФ Владимир Путин и даже президент Индонезии Сукарно и король Эфиопии Хайле Селассие I. Побывали на нём и мы.

Достоинства: крайне интересно, недорого, разрешают всё снимать на фото и видео. Экскурсия очень понравилась.

Новороссийские мальчишки народ особый. Закаленные ветром норд-ост и пропахшие морем вездесущие портовые пацаны всегда жили по собственным законам и правилам, главное из которых - сохранять верность и преданность Черному морю. Они всегда восхищенно смотрят на бывалых морских волков. Широко раскрыв рты, парнишки слушают их замысловатые байки о дальних странах, морских путешествиях и невероятных приключениях искренне восхищаясь мужеством и смекалкой моряков. Для сегодняшних мальчишек живым воплощением героической истории Черноморского флота стал артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов » навечно ставший на якорь у городской набережной. Вошедший в десятку лучших боевых кораблей мира построенный в XX веке крейсер превратился в своеобразный символ города-героя Новороссийска, живую легенду минувшей эпохи.

Корабль-музей дышит историей и открывает славные страницы черноморских событий. Легендарный крейсер дает своим гостям уникальную возможность познакомиться с ключевыми моментами истории Черноморского флота.

Крейсер «Михаил Кутузов » не просто плавучий музей, а корабль-воин с богатейшим послужным списком, признанный шедевр мирового судостроения XX века.

Закладка крейсера как изделие №385 состоялась 22 февраля 1951 года на Николаевском кораблестроительном заводе. 9 августа 1954 года на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР, а через год 31 января 1955 года крейсер «Михаил Кутузов » был зачислен в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Проект крейсера 68бис был задуман в период с 1944 по 1945 годы на базе проекта 68. В январе 1947 года корабелам было выдано уточненное тактико-техническое задание на проектирование артиллерийских кораблей. Работы по проекту вело Центральное конструкторское бюро №17 под руководством главного конструктора А. С. Савичева. Для ускорения работ ЦКБ миновало стадию эскизного проекта и приступило к работе над техническим проектом, который был утвержден в 1947 году.

Для крейсеров проекта 68бис впервые в СССР была специально разработана технология формирования цельносварных корпусов кораблей из секций весом до 150 тонн. Броневые плиты применялись не только как защитные, но и как несущие конструкции, что также было новшеством для отечественного судостроения. Толщина броневого пояса от 32 до 170 шпангоута составила 100 мм, а в оконечностях - 20 мм. Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях. Носовой траверс - 120 мм, кормовой - 100 мм. Боевые рубки: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм. Рулевое и румпельное отделения: переборки - 100 мм, нижняя палуба - 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпед и мин включала, кроме традиционного двойного дна, систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок. Непотопляемость военного корабля была обеспечена при затоплении трех любых смежных главных водонепроницаемых отсеков.

Главная энергетическая установка крейсера состояла из шести главных паровых котлов и двух главных турбозубчатых агрегатов, работа которых обеспечивалась вспомогательными механизмами, теплообменными аппаратами, системами и устройствами, а также трубопроводами с арматурой.

Запасы провизии, топлива, масла, питательной и пресной воды обеспечивали автономность крейсеру до 30 суток и дальность плавания до 9000 миль.

Артиллерия главного калибра состояла из двенадцати 152 мм пушек Б-38, помещенных в четыре трехорудийные башни МК-5бис. По проекту крейсеры 68бис могли действовать орудиями главного калибра в шторм силой до 6 баллов включительно, а также после ядерного взрыва мощностью до 1 мегатонны на расстоянии 700-800 м от корабля. Крейсер мог принять на борт 132 мины, сбрасывание которых при постановке минных заграждений производилось по кормовым скатам.

Одна из особенностей серии этих кораблей заключается в том, что они могут нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море. На крейсере помимо ствольной артиллерии, средств противовоздушной обороны, торпед и мин имеется большое количество внутренних помещений, благодаря которым крейсер способен был взять на борт два батальона морской пехоты.

Строительство легких крейсеров проекта 68бис велось на девяти построечных местах четырех заводов - в Ленинграде, Николаеве и Молотовске. Первый корабль серии «Дзержинский » был заложен 21 декабря 1948 года в Николаеве. Всего в период с 1948 по 1954 годы было заложено 23 крейсера проекта 68бис. Это была самая многочисленная серия крейсеров в истории советского судостроения. Применение новой позволило вдвое сократить сроки их постройки. Продолжительность строительства серийных кораблей была доведена до 2,5 лет.

Результаты испытаний крейсеров «Свердлов » и «Дзержинский » показали, что эти корабли обладали хорошими мореходными качествами. Конечно, все познается в сравнении. Так, седые адмиралы с восхищением говорили о крейсеров проекта 68бис, а капитаны 1 ранга, проходившие на них службу, ругали эти корабли за качку, сравнивая с последующими крейсерами или большими противолодочными кораблями, на которых были успокоители качки.

Крейсеры проекта 68бис, с одной стороны, были наиболее совершенными кораблями советского флота, а их механизмы и устройства явились пиком эволюции отечественной техники, но с другой - по объективным и субъективным причинам на эти не попали принципиально новые устройства и механизмы. Так, крейсеры проекта 68бис оказались последними с устаревшей силовой установкой, где котлы имели низкие технические характеристики.

У крейсера «Михаил Кутузов » солидный послужной список. С начала плавания корабль прошел 211900 миль. На его счету 15 дальних морских походов. С 1955 по 1992 годы крейсер наносил визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В июне 1967 года «Михаил Кутузов » находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии. В 1955 году в Севастополе во время взрыва крейсер «Михаил Кутузов » оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды отправленной с крейсера для оказания помощи погибло 27 матросов.

Это лишь несколько фактов из богатейшей биографии крейсера «Михаил Кутузов », но за ним напряженный труд нескольких поколений моряков смыслом жизни которых стала флотская служба и верность присяге, преданность морскому делу и любовь к своему кораблю. Именно поэтому ветераны-кутузовцы выступили инициаторами сохранения уникального крейсера, превратив его в военно-морской музей. 28 июля 2002 года крейсер «Михаил Кутузов » бросил якорь на новороссийской набережной и продолжил служить родине как корабль-музей став настоящей базой для подготовки будущих поколений моряков.

Вот уже 9 лет артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов » пришвартован к причалу Новороссийского морского вокзала. Все эти года корабль по праву считается одной из главных достопримечательностей города. И все эти годы к нему приходят, чтобы прикоснуться к мечте, ведь без умения верить, мечтать и любить море никогда не стать настоящим моряком, а крейсер «Михаил Кутузов » дарит мальчишкам эту мечту о далеких морях и странах. А мечтать выросшие у моря мальчишки умеют. Сидя на парапете набережной, вдыхая соленый морской воздух, они жадными глазами следят за тем как входят в бухту вернувшиеся из дальнего плавания

Всем привет дорогие друзья! Данный пост собирался написать две недели назад, но из-за нехватки времени он публикуется только сегодня. Пост посвящается прошедшему 23 февраля, всех защитников отечества с праздником! Лучше поздно, чем никогда не поздравить! 😀 В своём путешествии по , в ожидании поезда до Екатеринбурга мы с женой отправились гулять по славному городу Новороссийску. Перед прогулкой по городу, выполнил домашнее задание, как описывал в статье про . И уже по прибытию в город знал на что посмотреть, и вот мы отправились тихим шагом к Крейсеру «Михаил Кутузов». Обо всём подробней читайте ниже.

История и служба

Самой известной достопримечательностью города Новороссийска по праву считается крейсер-музей « Михаил Кутузов». В недалёком прошлом, был одним из самых сильных и хорошо вооружённых кораблей на Черноморском побережье. На данный момент крейсер встал на свою вечную стоянку в порту и функционирует как музей.

Крейсер построен по проекту 68-бис (классификация НАТО), одному из первых проектов, реализованных после Второй Мировой Войны. Крейсера вошли в топ 10 самых лучших боевых кораблей мира XX века и положили начало создания в СССР океанского флота. Это первые боевые корабли страны, которые вышли за пределы омываемых морями территории Советского союза.

Корабль был создан третьим по счёту кораблём в городе Николаеве на судостроительном заводе имени Н.И. Носенко следом за крейсерами «Адмирал Нахимов» и «Дзержинский». Построили его всего лишь за год, а спустя два года на нём торжественно подняли флаг, и зачислили в Краснознамённый Черноморский флот. Первым начал выполнять задания по боевой службе в Средиземном море и Атлантике, совершив в общей сложности 15 дальних походов. На крейсере подготавливались будущие командиры флотилий. С корабля выпустились примерно 70 капитанов первого ранга и около семнадцати адмиралов. А сколько с дружеским визитом заходил в иностранные порты во время дипломатических миссий, не счесть! Ладно, хватит историй, вперёд гулять по крейсеру! 🙂

Экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»

Заранее хочу попросить прощения у моряков и любителей военных кораблей, я не силён во всех морских терминах. Поэтому, если вы заметили, что что-то назвал не так, обязательно поправьте меня и я всё исправлю!

Начну с того, что просто так побродить по кораблю не получится, разрешают только в составе экскурсионной группы. И то, всё бегом, бегом… Толком всего и не рассмотрели. Но мне этого времени хватило сделать несколько фотографий как на самом корабле, так и внутри него. Перед тем, чтобы вас пустили по трапу на корабль, требуют собраться группой около 10-15 человек, и только тогда всех зазывают на корабль. Нам с женой пришлось подождать немного, но как только собралось нужное количество людей мы отправились на экскурсию.

Оплатив билеты в кассе, всех сначала запускают на палубу, где дожидаемся экскурсовода и людей, которые ещё оплачивают за вход. Пока дожидались отставших, мы с женой время не теряли, сделали несколько фотографий орудий и кораблей, находящихся в порту Новороссийска. Как впервые побывавшим в порту, всё кажется необычным, и рука на затворе фотоаппарата работает почти без остановки! 😀

Отвлёкся от темы, немного поговорим об вооружении крейсера. На палубах установлены четыре башни МК-5-бис с тремя орудиями по 152 миллиметров каждое. Зарядка производилась автоматически при помощи элеваторов, по которым подавались снаряды. Всё приводилось в движение при помощи 23 электродвигателей в первых трёх башнях и 20 электродвигателей в четвёртой. Но не все операции осуществлялись автоматически. Загрузка на элеватор и транспортёр осуществлялась вручную, при помощи матросов. Каждую башню обслуживало около 68 человек, а прицельная стрельба осуществлялась на 32 километра. Это как из моего родного можно стрельнуть примерно в Билимбай или в Подволошную и снаряд гарантированно долетит!

На палубе находится ещё один интересный предмет. Долго думал, что это за устройство, которое передвигалось по небольшим рельсам. Как оказалось, это обычная морская мина. На крейсер можно было погрузить от 60 до 130 штук, в зависимости от их типа и назначения. Все они находились на палубе на миниатюрных рельсах. Если приглядеться, то на предыдущей и фотографии снизу можно разглядеть следы от демонтированных рельсов. Экскурсовод сказал, что их убрали специально для безопасности посетителей, так как из-за них был разбит ни один нос и не одна коленка. Примерный вес мины составляется более 700 килограмм, а для того, чтобы отправить её за борт, нужно было не менее 18 человек. Мина подкатывалась к краю палубы и скидывалась в воду, где после ожидала своего звёздного часа.

Каждая экскурсия начинается возле колокола, именуемого у моряков рындой. Экскурсовод рассказывает историю крейсера и затем демонстрирует удар в рынду. Экскурсовод ударил не со всей силы, но по ушам ударило прилично. Как он рассказал далее, звон корабельной рынды слышен в радиусе 14 километров в открытом море. Для справки, такой колокол отлит из сплава серебра и бронзы, а его вес составляет более 80 килограмм. Что больше веса среднестатистического человека, читающего мой блог! 😀

Одним из серьёзных вопросов на крейсере была организация противовоздушной обороны. Для этого было установлено 16 советских зенитных установок В-11. Конструкция которых состоит из двух сдвоенных автоматических пушек 70-к по 37 миллиметров каждая. Обладает скорострельностью по 180 выстрелов в минуту на ствол. Для предотвращения перегрева при интенсивной стрельбе была предусмотрена охлаждающая система. Установка могла поразить воздушную цель на дальности до трёх километров, в надводную до четырёх километров.

Помимо зенитных орудий на крейсере было установлено шесть башен СМ-5-1 с двумя 100 миллиметровыми орудиями. Предназначаются не только для поражения целей на море и берегу, но и в воздухе.

После небольшого хождения по палубам, мы наконец-то спустились внутрь корабля. Экскурсовод то и дело бегал и ругался, чтобы нигде не споткнулись, не ударились головой и вообще не отставали. К моему великому удивлению, удалось сделать несколько удачных кадров с рук в темных помещениях.




Недолгого блуждая по коридорам, попали в офицерскую кают-компанию. Тут, у меня получилось сделать только одну фотографию хорошего качества. Во времена, когда крейсер находился на военной службе, в эту кают-компанию допускались только 72 офицера и пять вестовых (обслуживающий персонал на флоте). По корабельному уставу, в данном помещении можно было курить только с шести до десяти вечера.

Далее мы пробежали быстрым ходом мимо кают капитана и двух медицинских помещений. На сколько я понял, одно из них помещение хирурга, второе терапевта. Помимо этих двух врачей был ещё стоматолог. Все несложным операции врачи могли провести прямо на корабле, а потребности в серьёзных операциях не возникало. На просторах интернета видел экскурсии, в которых были показаны ходовая рубка и каюта капитана, но мы к сожалению туда не попали.




За то увидели элитный кубрик матросов. Почему элитный спросите? А всё потому, что он рассчитан всего на 27 матросов и имеет иллюминаторы. Все остальные кубрики находятся на палубах ниже, где иллюминаторы отсутствуют. Кубрики на корабле имеют вместительность от 24 человек до 70 в каждом.

Спальные места трёхуровневые. Обычный человек увидит всего две койки, но рундук под кроватью (сундук у которого поднимается крышка) тоже застилался и являлся спальным местом. Само собой, это место являлось не престижным и там спали в основном новички.

Столовая для матросов на крейсере не предусматривалась, они питались прямо в своих кубриках. На шесть-восемь человек назначался бочковой, который шёл на камбуз и получал бочки под первое, второе, чайник и приносил в кубрик. Там матросы обедали за раскладными столами, которые устанавливались в проходах.

Обо всём остальном вооружении я подробно рассказывать не буду, долго это и муторно. Думаю, многим это будет не интересно, а тем, кому интересно почитают об этом в интернете и расскажут нам об этом в комментариях. Единственное, что могу сказать, шары на мачте, которая изображена на третьей фотографии – это антенны для космической связи. Если я не прав, то обязательно поправьте меня. Также где-то на мачтах расположена базовая станция одного из местных операторов связи.









Предлагаю к вашему просмотру несколько видеороликов о крейсере «Михаил Кутузов». Первый видеоролик от создателей компьютерной игры World of Warships, посвященной военным действиям на море.

Съёмка с корабля во время залпов. Было произведено несколько залпов, плюс произошла осечка, но её быстро устранили. Залпы на столько мощные, что где-то вдалеке на берегу срабатывает автомобильная сигнализация.

Мой рассказ прекрасно дополнят три документальных фильма, которые прикрепил снизу. Первое видео взято с канала MySTIC channel.

Второе видео взято с канала «Новороссийский Информационный», в котором не мало старинных видеофрагментов из фильма, который снимался при участии крейсера.

И третье видео с канала «Кубань 24». Этот репортаж об крейсере и о том, что Новороссийск может лишиться его, так ли это, узнаем из этого видео репортажа.

Видеоролики на момент написания статьи, ещё не посмотрел, но уверен, что они будут интересны многим, кому понравилась эта статья. После публикации обязательно вместе с вами посмотрю.

Если у вас нет возможности попасть на корабль, обязательно прогуляйтесь рядом с ним. С берега можно рассмотреть все основные элементы, а из моей статьи и видеороликов можно узнать, что внутри! Цена на посещение примерно в районе 200-500 рублей, фотосъёмка оплачивается отдельно. Цену лучше уточнять прям перед экскурсией, так как из года в год она меняется.

Где находится крейсер «Михаил Кутузов»

Крейсер находится в порту города Новороссийска, в конце улицы Новороссийской Республики, возле речного вокзала. Также рядом находится набережная возле Форумной площади. Думаю, по карте всё будет ясно! 🙂

Неужели я написал эту статью, то времени не хватало, то мысль не шла, то лень было… Но самое главное собрался мыслями и дописал. Все появившиеся мысли и пожелания обязательно оставляйте в комментариях. На этом всё, до скорых встреч! 🙂

Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях: