Контакторы и магнитные пускатели ремонт. Как проверить катушку пускателя без сложного оборудования. к уроку по учебной практике


В. А. Смирнов, К. В. Панов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКоЕ ПОСОБИЕ

для ВЫПОЛНЕНИя лабораторных РАБОТ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«Производство и РЕМОНТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА»

Часть 2

УДК629.4.083: 629.488

Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ при изучении дисциплины «Производство и ремонт подвижного состава». Часть 2 / В. А. Смирнов, К. В. Панов. Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2016. 31 с.

Разработано в соответствии с программой дисциплины «Производство и ремонт подвижного состава». Содержат основные сведения о технологических процессах ремонта узлов и агрегатов электрического подвижного состава. Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. Вторая часть включает в себя четыре лабораторные работы, посвященные изучению технологических процессов ревизии электрических аппаратов.



Предназначено для студентов четвертого курса специальности «Подвижной состав железных дорог» специализации «Электрический транспорт железных дорог» и «Высокоскоростной наземный транспорт» очной и заочной формы обучения. Учебно-методическое пособие может быть использовано для подготовки студентов по рабочим профессиям и при проведении занятий на курсах повышения квалификации работников железнодорожного транспорта.

Библиогр.: 4 назв. Рис. 4.

Рецензенты: доктор техн. наук, профессор В.А. Кручек;

канд. техн. наук, доцент О. В. Балагин.

___________________________

© Омский гос. университет

путей сообщения, 2016

Введение. 5

Лабораторная работа 5. Ревизия индивидуальных контакторов. 6

5.1. Общие сведения. 6

5.2 Порядок выполнения работы.. 10

5.3 Применяемые измерительные инструмент и приспособления. 11

5.5. Контрольные вопросы.. 11

Лабораторная работа 6. Ревизия группового переключателя. 12

6.1 Общие сведения. 12

6.2 Порядок выполнения работы.. 15

6.3 Применяемые измерительные инструменты и приспособления. 16

6.5. Контрольные вопросы.. 17

Лабораторная работа 7. Ревизия быстродействующего выключателя. 17

7.1 Общие сведения. 17

7.2. Порядок выполнения работы.. 22

7.3. Применяемые измерительные инструменты и приспособления. 23

7.5. Контрольные вопросы.. 24

Лабораторная работа 8. Ревизия токоприемника. 24

8.1 Общие сведения. 24

8.2. Порядок выполнения работы.. 27

8.3. Применяемые измерительные инструменты и приспособления. 28

8.5. Контрольные вопросы.. 28

Библиографический список. 30

ВВЕДЕНИЕ

В процессе эксплуатации электрического подвижного состава (ЭПС) происходит износ трущихся поверхностей деталей, старение изоляции, появление усталостных трещин, нарушение регулировки узлов.

Весь процесс ремонта детали, узла, единицы оборудования или электровоза в целом условно делят на четыре самостоятель­ных технологических процесса: очистка, дефектация, ремонт и испытание (приемка), выполняемые на специализиро­ванных позициях. Указанные работы составляют основу технологического процесса ремонта любого узда электровоза.

Лабораторные работы предназначены для более глубокого изучения студентами технологических процессов ремонта, а также приобретения практических навыков по выявлению дефектов, регулировке и испытанию отдельных узлов и агрегатов ЭПС.

Вторая часть посвящена изучению технологических процессов ревизии электрических аппаратов: индивидуальных контакторов, группового переключателя, быстродействующего выключателя и токоприемника.

К лабораторным работам студенты готовятся заранее, самостоятельно, по литературным источникам, указанным в методичес­ких указаниях. К выполнению очередной работы студент допуска­ется только после собеседования с преподавателем, а также при наличии отчета по предыдущей работе.

В ходе выполнения лабораторной работы студент пользуется литературными источниками, ремонтными руководствами и инструкциями ОАО «РЖД», плакатами, измерительным инструментом, средствами допускового контроля и приспособлениями, рекомендованными методическими указаниями. Выполнение работ - бригадами в составе не более четырех человек.

Отчеты по всем работам каждый студент выполняет индивидуально в специальной тетради. Оформление отчетов должно соответствовать требованиям методических указаний, а также утвержденным стандартам предприятия (университета).

Особое внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности, инструктаж по которым проводится преподава­телем перед началом выполнения каждой лабораторной работы.


Лабораторная работа №5

РЕВИЗИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНТАКТОРОВ

Ц е л ь р а б о т ы: получить практические навыки в проверке параметров, оцен­ке работоспособности и определении дефектов индивидуальных электропневматических и электромагнитных контакторов. Ознакомиться с технологией ревизии индивидуальных контак­торов и способами устранения дефектов.

Общие сведения

Осмотр, ревизию и ремонт индивидуальных контакторов вы­полняют в соответствии с требованиями Руководств по ремонту электровозов .

Осмотру и ревизии индивидуальные контакторы подвергаются при TP-1 и ТР-2. При этом с контакторов снимают дугогасительные камеры и подают в цех для более тщательной очистки от нагара и продувки сжа­тым воздухом. Сами контакторы же подвергаются осмотру и ремонту непосредственно на электровозе. Ремонт с разборкой контакторов производится при ТР-3 со съёмом с ЭПС.

При выполнении лабораторной работы обеспечиваются опера­ции в объёме, предусмотренном технологическим процессом реви­зии индивидуальных контакторов при текущем ремонте ТР-1.

На электровозе проверяют на слух четкость работы всех аппаратов при включении из кабины управления, контролируют работу электрических цепей. Обращают внимание на исправную работу пневмати­ческого привода. Такую проверку целесообразно выполнять вдвоем: один слесарь управляет аппаратами с пульта в кабине машиниста, а другой, находясь в высоковольтной камере, внимательно следит за включением и выключением аппаратов и убеждается в отсутст­вии утечек воздуха из пневматической системы.

Обычно уже на основании первой проверки можно сделать заключение о состоянии аппарата и даже установить причину пов­реждения. Например, электропневматический контактор включается четко, но отключается медленно. Это может быть следствием зае­дания подвижной системы, повреждения отключающей пружины или ослабления её крепления.

После проверки функционирования снимают дугогасительные камеры, проверяют соответствие размеров и износов деталей су­ществующим нормам допусков, очищают от пыли и нагара, продува­ют сжатым воздухом давлением 300-350 кПа (3-3,5 кгс/см 2).

С помощью щупов измеряют зазоры в шарнирах, а также измеряют диаметры валиков, осей, втулок и отверстий. Ва­лики и оси, размеры которых равны предельным значениям, заме­няют. Нормальная работа аппаратов может нарушаться не только в результате большой выработки в шарнирах, но и вследствие обра­зования в них задиров или отсутствия смазки. Нередки случаи приварки шарниров в результате протекания токов короткого замыкания, обрыва или ослабления крепления медных шунтов. Для вы­явления возможные заеданий работу подвижных систем аппаратов проверяют легким перемещением от руки.

Обязательно убеждаются в том, что все свободные оси враще­ния зашплинтованы или предохраняются от выпадения каким-либо другим способом. При смене узлов и деталей следует помнить, что болтовые соединения должны иметь пружинные шайбы или в соот­ветствии с чертежами должны быть застопорены другим способом для предохранения от отвертывания болтов и гаек.

Проверяется состояние и крепление силовых и низковольтных проводов. Подлежат смене и перепайке наконечники проводов с обрывом более 20% жил, с ослабшей пайкой, трещинами или умень­шенной более чем на 1/3 контактной поверхностью.

Проверяется состояние изоляции проводов, катушек электро­магнитных вентилей, включающих электромагнитов, поверхности изоляционных стоек. Они могут иметь как электрические, так и механические повреждения. Поврежденную глазурь фарфоровых изо­ляторов, повреждения поверхности опрессовки стоек контакторов обычно отмывают от копоти и грязи смоченными в бензине сал­фетками, зачищают стеклянным полотном и покрывают лаком НЦ-925 или эмалью ГФ-92ХК.

Электрическая дуга при нарушениях процесса дугогашения или корот­ком замыкании нередко выжигает и обугливает изоляцию дугога­сительных катушек и стоек до слоя слюды и даже до металла. Ес­ли поврежден только наружный слой изоляции, обгоревшее место счищают стеклянным полотном, затем тщательно промывают бензи­ном и покрывают эмалью.

Важным условием сохранения работоспособности электричес­ких аппаратов является регулярное добавление смазки в узел трения. В шарниры подвижных частей аппаратов, где происходит трение стали по стали или по латуни, добавляют при необходи­мости смазку.

Внешним осмотром и измерениями значений износа, разрыва и контактного нажатия проверяется техническое состояние подвижных и неподвижных контактов. Приступая к зачистке контактов, осо­бенно силовых, оценивают цвет, размеры оплавления и характер распространения по поверхности контактов застывших брызг меди. Основной причиной ухудшения состояния контактов является умень­шение их нажатия. Оно возникает не только от неправильной ре­гулировки аппарата, заедания его подвижных частей, но и в слу­чае повреждения или нарушения регулировки притирающей, включа­ющей или отключающей пружины. Пружина может также утратить уп­ругие свойства из-за чрезмерного нагрева при ослаблении крепле­ния или обрыве шунтирующего её медного шунта, перебросе элект­рической дуги или недопустимом нагреве контактов аппарата. Пос­ледствия уменьшения контактного нажатия существенно усугубляют­ся динамическими воздействиями кузова, приводящими к «дребезжа­нию» контактов включенного аппарата.

Другой причиной чрезмерного нагрева может быть неправиль­ное сопряжение контактных поверхностей, что приводит к выгора­нию металла в точке их касания и образованию пятна с шерохова­той поверхностью. В дальнейшем эти подгары вызывают потемнение всего контакта и его оплавление. Ремонтными руководствами устанавлива­ется, что длина линии касания должно быть не менее 80 % ши­рины контакта. Для проверки касания используется копировальная и тонкая (папиросная) бумага. Отведя подвижный контакт рукой, закладывают между контактами копировальную и чистую бумагу, а зятем опускают подвижный контакт. Линия касания четко от­печатывается при соударении контактов. Боковое смещение кон­тактов не должно превышать 1 мм.

Нажатие контактов проверяют пружинным динамометром. Учитывая, что пружины, прижимающие контакты, имеют значительную жесткость, нажатие контролируют непосредственно в момент отры­ва одного контакта от другого. Для этого между контактами зажимают тонкую бумажную полоску (рис. 5.1, а). Затем, зацепив дина­мометр за подвижный контакт, тянут его строго по линии отключения, одновременно прилагая усилие к полоске бумаги. Для исключения ошибки в измерении контактного нажатия место присое­динения динамометра надо выбирать так, чтобы линия приложения усилия к динамометру проходила через точку соприкосновения контактов.


Рис. 5.1. Проверка контролируемых параметров контактора

Важными факторами, определяющими устойчивую работу под­вижных контактных соединений, является раствор (разрыв или раскрытие), протирание и провал контактов. Раствор - это кратчайшее расстояние А между контактами полностью выключенно­го контактора (рис. 5.1, б). У большинства аппаратов раствор кон­тактов удобно измерять штангенциркулем, однако целесообразнее применять проходные и непроходные шаблоны.

Притирание контактов проверяется при включении контактора вручную путем наблюдения непосредственно за перекатыванием контактов. При этом рычаг подвижного контакта должен иметь не­который свободный ход после соприкосновения контактов. Необхо­димо иметь в виду также, что хорошее притирание обеспечивается геометрическими размерами деталей подвижного контакта, включаю­щими и притирающими пружинами, формой контактов. У контакторов оно зависит также от провала подвижного контакта.

Под провалом подразумевают расстояние, которое мог бы пройти подвижный контакт, если у полностью включенного аппарата убрать неподвижный контакт. Однако в действительности измерить это расстояние не представляется возможным. Поэтому провал оп­ределяют косвенно по зазору между контактодержателем и рычагом (рис. 5.1, в).

Порядок выполнения работы

1. Изучить порядок и содержание осмотра и ревизии индивиду­альных электромагнитных и электропневматических контакторов электровоза, ознакомиться с возможными не­исправностями и способами их устранения

2. Произвести осмотр и ревизию индивидуального контактора по заданию преподавателя. При этом осмотром оценить тех­ническое состояние контактов, дугогасительных устройств, крон­штейнов, стоек, пневматического и электромагнитного приводов индивидуальных контакторов.

3. При осмотре контакторов проверить состояние гибких шунтовдугогасительных катушек, их крепление, измерить толщину, разрыв, нажатие, провал, боковое смещение контактов и линию их прилегания. Проверить срабатывание контакторов при мини­мально допустимых значениях давления сжатого воздуха и напря­жения электрической цепи управления электровоза, измерить значения контактного нажатия. Результаты осмотра и измерений занести в табл. 5.1.

На основании сопоставления фактических значений контроли­руемых параметров с допустимыми сделать заключение о (не) при­годности индивидуальных контакторов в эксплуатации, а также о необходимости замены отдельных, узлов и деталей или выполнения ремонтных работ по устранение обнаруженных дефектов.


Таблица 5.1

Результаты осмотра и измерений контактора

РАЗБОРКА КОНТАКТОРА

Электромагнитный контактор МК-310Б разбирают в следующей последовательности:

Снимают дугогасительную камеру, а на МК-15-01 перегородки и осматривают их состояние.

Отсоединяют гибкие шунты и соединительный кабель. Проверяют их целостность и припайку наконечника к проводу. Снимают неподвижный контакт, рычаг с подвижным контактом. Снимают блокировку, очищают все детали и осматривают их целостность, рейки, пружины и держатели пружин. Проверяют резьбовые отверстия в планках. Снимают с контактора пружины.

Снимают дугогасительную катушку, предварительно ослабив ее выводы.

Осматривают изоляционную стойку и при надобности снимают и заменяют другой. Отвертывают болты, крепления вертикальной стенки, снимают ее. Снимают включающую и удерживающую катушки.

Проверяют исправность якоря, ярма и их крепления, при неисправности снимают с контактора.

РЕМОНТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ КОНТАКТОРОВ

Ремонт электромагнитных контакторов при текущем ремонте проводят с полной их разборкой. Его удобно производить на специальных стендах, имеющих подвод воздуха и постоянного тока напряжением 50В для испытания отремонтированных аппаратов. На таком стенде каждый контактор устанавливают в гнездо, позволяющее быстро закрепить стойку и свободно поворачивать аппарат в горизонтальной плоскости при разборке и сборке. Перед разборкой контакторы продувают сжатым воздухом, снимают дугогасительную камеру и осматривают узлы и детали на определение объема ремонта. Все детали очищают от грязи, разбирают и осматривают, убеждаясь в отсутствии трещин.

Рог дугогасительной системы очищают от плавлений и копоти металлической щеткой или наждачным полотном. Профиль рога проверяют по шаблону и при больших оплавлениях или трещинах восстанавливают газовой сваркой. После остывания дугогасительного рога сварочный шов зачищают напильником.

Контакты с незначительным износом или имеющие подгары, зачищают бархатным или личным напильником, стараясь снять возможно меньший слой металла и не изменить профиля контакта. После зачистки контакты протирают ветошью. Места сопротивления контакта с рогом обслуживают припоем. Контакты, изношенные выше допустимых норм, могут быть восстановлены. В этом случае изношенные контакты после очистки и замеров наплавляют медью газосваркой. Контакты предварительно нагревают газовой горелкой, после чего наплавляют их рабочие поверхности. Наплавленные контакты для придания твердости простукивают молотком и обрабатывают. Размеры профиля контактов контролируют шаблонами.

Дугогасительную катушку проверяют на отсутствие повреждений поверхностной изоляции, на надежность пайки кабельных наконечников; замеряют активное сопротивление обмотки и сопротивление изоляции между обмоткой и полюсами, которое должно быть не менее 10 Мом. При заниженном сопротивлении изоляции катушку сушат в печи при температуре 100-110°С или производят замену изоляционной втулки сердечника. Площадь сечения провода и число витков дугогасительной катушки должны соответствовать техническим требованиям чертежа. В случае невыполнения этого условия может быть неправильное направление магнитного выдувания электрической дуги, что приводит к сильным обгарам дугогасительных рогов и контактов. Дугогасительную катушку контактора с трещинами в витках заменяют. При постановке новой катушки контактный вывод приваривают латунью, предварительно хорошо пригнав друг к другу сопрягаемые поверхности. После этого место соединения с витками изолируют вполуперекрышу двумя слоями лакоткани и изоляционной лентой. Витки катушки прокрашивают при необходимости масляно-битумным лаком БТ-99 Витки не должны касаться друг друга и подходить ближе чем на 2 мм к дугогасительному рогу.

Включающую катушку контактора - промывают бензином и осматривают на отсутствие ослабления выводных зажимов, проверяют наружную изоляцию и состояние каркаса. Для выявления возможных обрывов проводов измеряют мегаомметром активное сопротивление катушки. Оно не должно отклоняться от установленного более чем на 8% в большую или на 5% в меньшую сторону. Повышенное сверх допустимого значения сопротивление катушки укажет на возможный внутренний обрыв обмотки или на ухудшение контакта между жилой вывода обмотки и наконечником. Катушки с пониженным сопротивлением изоляции подвергаются пропитке.

Ремонт катушек с их полной разборкой выполняют при наличии в них обрывов проводников или межвитковых замыканий. Если у катушек повреждена покровная изоляция, то при ремонте ограничиваются только сменой изоляции. У катушек допускается восстановление двух обрывов обмотки. Концы обмоточных проводов в местах обрыва зачищают, скучивают и пропаивают припоем ПОС-40.

Катушки с оплавлением витков более 3% площади их сечения или с трещинами шин подлежат ремонту. Прогары, оплавления или трещины зачищают и проваривают латунью газовой сваркой. При более глубоких прожогах катушки заменяют. Катушки, прошедшие ремонт, пропитывают в лаке. Поврежденную оплетку выводов заделывают прорезиненной липкой лентой.

Якорь магнитопровод, сердечник промывают от грязи и при необходимости оцинковывают. Втулки с разработанными отверстиями в контактодержателе, якоря распрессовывают и устанавливают новые. Оси и валики очищают от грязи, опалины, подгаров, оцинковывают и перед постановкой смазывают.

Дугогасительная камера

Снятую с контактора дугогасительную камеру продувают сжатым воздухом, очищают от копоти, подгаров и брызг металла и разбирают. Асбестоцементные стенки, перегородки и решетки очищают на сталеструйной или установке. Стенки с толщиной менее 4 мм, со сколами, трещинами и прогарами глубиной более 25% их толщины их заменяют. Места более глубоких трещин и прогаров разделывают, тщательно зачищают напильником, крупнозернистой шлифовальной бумагой или обрабатывают в пескоструйной камере, очищают от пыли и песка и заделывают специальной замазкой или эпоксидной смолой.

В качестве замазки применяют асбестоцементный порошок, разведенный жидким стеклом, или смесь из равных частей гипсового порошка и асбестового волокна на щелочном лаке. Замазку наносят так, чтобы ее уровень был немного выше ремонтируемой поверхности, так как по мере затвердевания она дает усадку. Замазку на жидком стекле сушат при температуре 25-30°С, а щелочную - в сушильной печи при температуре 70-80°С в течение 7-8ч.

Сквозные прожоги и трещины можно устранить специальной мастикой. Замазку наносят немедленно после ее изготовления, так как у нее быстро начинается процесс полимеризации и через 30-40 мин. она уже затвердевает. Перед нанесением мастики ремонтируемое мест тщательно обезжиривают ацетоном или бензином. После окончательной обработки для повышения влагостойкости асбестоцементные стенки и перегородки пропитывают льняным маслом. Убедившись в исправности всех деталей камеру собирают.

Изоляционные планки и панели оснований, рычаги, стойки должны иметь чистую глянцевую поверхность или быть окрашены эмалью ГФ-92-ХК.

Поверхностную изоляцию, имеющую трещины, сколы, прожоги или повреждения до половины ее толщины, снимают полностью или частично. Небольшие прогары зачищают напильником и шлифуют мелкой стеклянной бумагой. Ремонтируемое место промывают бензином и дважды покрывают эмалью.

Пружины снимают, промывают и проверяют по основным размерам. Пружины, имеющие следы ржавчины, оцинковывают с последующим обезводораживанием. Растянутые или просевшие, но не имеющие механических повреждений пружины восстанавливают. Для этого пружину отпускают, нагревая до температуры 920-980°С, сжимают или растягивают до чертежных размеров и для придания необходимой упругости подвергают закалке. Концевые винты пружины должны иметь ровную горизонтальную поверхность. Пружины с трещинами и не соответствующие характеристике заменяют.

Шарнирные соединения.

Они должны обеспечивать свободное без заеданий движение соединяемых деталей и не иметь повышенного люфта.

Для ремонта шарнирное соединение разбирают. Неисправные оси и валики не ремонтируют, а заменяют новыми. Разработанные отверстия заваривают и рассверливают под чертежный размер или на больший диаметр с последующей установкой в него втулки с соответствующими внутренним и наружным диаметрами.

Перед сборкой трущиеся поверхности шарнирных соединений покрывают смазкой, а после сборки контролируют зазор в шарнире.

После ремонта всех узлов и деталей контактор собирают в обратной разборке последовательности.

Для коммутации электрических приборов низковольтной аппаратуры применяются устройства, которые получили название магнитный пускатель или контактор.

С помощью таких приборов осуществляют:

  • Включение или отключение электродвигателей механических приводов в промышленном оборудовании;
  • Управление системой наружного освещения населенных пунктов и подсветкой исторических и промышленных объектов;
  • При использовании электрического отопления производится подключение и отключение ТЭНов нагревательных приборов;
  • С их помощью производят коммутацию электродвигателей и других пусковых органов в цепях автоматики;
  • Также средства коммутации широко применяются в бытовой аппаратуре.

Такие приборы выпускаются на однофазный или трехфазный пускатель.

Выбор прибора

Как правило, выбор магнитного пускателя осуществляется на этапе проектирования оборудования. Иногда возникает вопрос, как выбрать магнитный пускатель в процессе ремонта.

Для этого руководствуются следующими правилами:

  • Прежде всего, рассматриваются технические характеристики и конструктивные особенности;
  • Подбирают прибор на соответствующее напряжение цепи питания. В большинстве случаев это напряжение 220/380 вольт. Реже коммутируемая сеть имеет напряжение 380/660 вольт;
  • При выборе аппарата рассматривают номинальный рабочий ток коммутируемого механизма. Они выпускаются на различные токи коммутации от 6,3А до 250А;
  • Затем обращают внимание на параметр механической износостойкости. Он показывает, сколько циклов срабатывания может выдержать прибор без ремонта;
  • Учитывают количество полюсов коммутации;
  • На какое напряжение рассчитаны катушки магнитных пускателей. Они выпускаются на питающее напряжение от 9 до 380 вольт;
  • Часто контакторы имеют вспомогательные или дополнительные контакты. Они используются в схемах автоматики и сигнализации;
  • Промышленность освоила выпуск специальных приборов, которые могут осуществлять реверсивное включение двигателей. Такие приборы в одном корпусе имеют два контактора;
  • Когда осуществляют выбор магнитного пускателя, обращают внимание на наличие теплового реле защиты.

При самостоятельном подключении оборудования выбор пускателя производят по мощности двигателя.

Исходя из полученного значения, выбор мотора производят таким образом, чтобы номинальный рабочий ток трехфазного двигателя был меньше тока магнитного пускателя.

То есть расчетные данные должны быть меньше значений подобранного контактора. По умолчанию при расчете принимается, что контактор способен выдерживать пусковые токи, они многократно превышают рабочие токи.

Так, для подключения двигателя мощностью 3,7 Квт рабочий ток составит 3,7*2=7,4 А. Для подключения асинхронного двигателя такой мощности, достаточно выбрать магнитный пускатель с рабочим током 10 А.

Для точного подбора устройства существуют математические формулы. Которые позволяют точно рассчитать параметры контактора.

Iном.=P/(U*η* cosφ*√3),

Эта формула справедлива для выбора устройства на 3-х фазное напряжение. Коэффициенты η принимают значение 0,87, и cosφ= 0,88.

Рассчитывают пусковой ток по формуле:

Iпуск.=k*Iном., где к-коэффициент кратности тока. Он имеет значение 7-8, в зависимости от мощности двигателя.

Для окончательного выбора необходимо вычислить ударный ток короткого замыкания в момент пуска. Его определяют по формуле:

i= (1,2-1,4)*Iп*√2,

После проведенных расчетов необходимо выбрать магнитный пускатель из модельного ряда, выбираем как для двигателя, так и для другой аппаратуры. После того как осуществили выбор магнитного пускателя по току в таблице модельного ряда, пускатель монтируют на дин рейку и собирают схему.

Симптомы неисправности устройства

Как и все механизмы в процессе работы происходит отказ оборудования. Неисправности характеризуются следующими симптомами:

  • При включении слышно сильное гудение пускателя. Что может привести к выходу катушки контактора из строя. Нормально работающее устройство издает еле слышное гудение;
  • Включение главных контактов происходит не равномерно. И как следствие контакты подгорают, а при потере фазы может отказать и электродвигатель;
  • В реверсивных устройствах отсутствует реверс;
  • Якорь прилипает к сердечнику;
  • Отсутствует самоблокировка.

Ремонт прибора

Для того чтобы произвести ремонт магнитного пускателя, необходимо не только знать симптомы, но и методы ремонта. При неравномерном включении контактов производят затяжку хомутика контактов.

При необходимости зачищают контакты от окислов и налипшего металла. При сильном гудении производят регулировку магнитных пускателей. Затягивают винты, крепящие якорь и сердечник. Проверяют состояние короткозамкнутого витка.

Его повреждение характеризуется звоном и дребезгом магнитного пускателя, когда он работает. Проверяют прилегание обеих половин сердечника. В случае неполного прилегания (менее 70%) производят ремонт магнитного пускателя для восстановления поверхности прилегания.

Для этого зажимают копировальную бумагу между сердечниками. Если поверхность недостаточна, производят притирку сердечников. Таким образом, устраняется гудение магнитного пускателя, а наличие зазора объясняет, почему гудит контактор.

Восстановление реверса осуществляют подгонкой механических тяг. Причиной залипания якоря и сердечника может быть недостаточность или отсутствие диэлектрической прокладки.

Проверяют толщину или наличие прокладки, а также воздушный зазор.

Если отсутствует самоблокировка, производят регулировку блок — контактов. Когда этого сделать невозможно, контакты меняют.

Для того чтобы убедиться в исправности устройства необходимо знать как проверить работоспособность магнитного пускателя.

Проверка работоспособности и обслуживание

Для этого необходимо произвести внешний осмотр прибора. Обращают внимание на состояние катушки. Она не должна иметь видимых потемнений и повреждений.

Контактная группа не должна иметь перекосов, а замыкание контактов происходит одновременно.
Измеряют напряжение срабатывания и отключения устройства. Прибор должен срабатывать при постепенном поднятии напряжение от 0 до 0,85Uном. А отключаться при понижении напряжения до 0,45Uном.

Для того чтобы коммутирующее устройство работало продолжительное время необходимо во время эксплуатации проводить обслуживание устройства.

Для этого проверяют состояние соединений. Очищают прибор от пыли. Контролируют состояние коммутирующих контактов. Производят ревизию металлических деталей устройства.

Особое внимание обращают на состояние пружины. Она должна быть довольно жесткой. Витки распределены равномерно по всей длине. Якорь не должен заедать и перекашиваться.

При наличии механических неисправностей, производят смазывание или шлифуют детали. Если устройство оборудовано тепловым реле, работоспособность его проверяют на специальном стенде в лабораторных условиях.

В домашних условиях эту проверку осуществить невозможно. При обнаружении неисправности производят ремонт или замену устройства на исправное.

Магнитные пускатели предназначены для дистанционного пуска и остановки электродвигателей, управления реверсом и других манипуляций. В задачу входит также и защита оборудования от перегрузок при наличии в схеме защиты. Пускатели при правильном расчете подключаемой нагрузки могут работать месяцы и даже годы без каких-либо вмешательств, затрат и вложений. Но как и любое электрооборудование, они имеют неисправности и поломки, а это значит, что в перечень работ с этим оборудованием входит техническое обслуживание и ремонт.

Все эти работы производятся в разное время. Это зависит от многих факторов, главный из них – интенсивность работы магнитного пускателя. Например, наждак в цеху: если производятся его кратковременные, но частые пуски, замыкание и размыкание главных контактов происходит чаще, а электрическая дуга оставляет следы на главных контактах. Больше мощность подключаемого электродвигателя – мощнее дуга.

В результате происходит подгорание пяточки контакта. Это в свою очередь нарушает их плотное прилегание и начинается нагрев, который со временем будет возрастать. А итог может быть и плачевный, если по какой-либо причине не сработает защита. Горят и катушки, и движки. Избежать этого можно, проводя техническое обслуживание .

Во-первых, нужно отключить электродвигатель и повесить плакат «Не включать! Работают люди!», после чего предпринять необходимые меры по предотвращению ошибочного или случайного включения обслуживающего участка работ (согласно правилам).

Можно вытащить вставки (предохранители) в распределительном шкафу. Делать это обязательно, так как одного плаката бывает недостаточно – есть, случаи когда плакат на своем месте, но его не замечают и пытаются включить оборудование. Затем нужно снять крышку пускателя, кистью смести пыль и тут же убрать ее пылесосом. Для этих целей я использую старенькую «Ракету». Можно это делать двумя вариантами: «отсасывать» или «выдувать», итог будет одинаково положительный.

Далее надо добраться до главных контактов, делается это по-разному в зависимости от конструкции модели. Надо снять главные контакты и тщательно очистить и отполировать их воронилом (пользоваться надфилем или абразивными материалами нельзя). Находясь внутри пускателя, нужно обязательно измерить сопротивление изоляции между всей электрической частью и корпусом, которое должно быть не менее 10 МОм. Выполнив эти действия, можно поставить все на свои места, проверить затяжку всех болтов и винтов, смести остатки пыли и закрыть крышку.

Ремонт магнитного пускателя производится в случае замены катушки, блок-контактов, теплового реле, главных контактов или другой детали устройства.

Как правило, контакты теплового реле и блок-контактов частого обслуживания не требуют, так как находятся в цепи управления, где токи небольшие.

При ремонте, если есть возможость, желательно на стенде проверить, протестировать тепловое реле.

Все эти работы занимают немного времени, и если это делать вовремя, то магнитные пускатели вашего участка будут долго служить вам верой и правдой. Магнитные пускатели – довольно неприхотливое оборудование. Небольшой совет: на всех винтовых соединениях ставьте шайбы Гровера, это крайне необходимый элемент в электрических соединениях. Закончить работу с пускателем нужно помывкой корпуса.

Ремонтные работы В результате эксплуатации, аварий, перегрузок и естественного износа часть электрооборудования и сетей выходит из строя и подлежит ремонту. Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности электротехнических устройств, восстановлению их ресурсов или их составных частей. Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности, например: очистка, разборка, сварка, изготовление обмоток и т.д. В электрических аппаратах чаще всего повреждаются подвижные, неподвижные и дугогасительные контакты. Ремонт в основном заключается в определении неисправности, устранении ее, замене поврежденных и изношенных деталей с последующей регулировкой и испытанием. При эксплуатации контакты очищают от нагара металла, копоти, окислов. Очищают напильником с тонкой (мелкой) насечкой. Устраняют сильный и слабый нажим контактов. Для этого между контактами помещают бумагу (фольгу), оттягивая подвижные контакты через динамометр, вытягивают фольгу. Нормальное усилие 0,5-0,7кГ. Магнитная система контактов может создавать шум, гудение, причины этого:

Неплотно прилегает якорь к сердечнику, повреждение короткозамкнутого витка;

Очень большое натяжение контактов, якорь перекошен по отношению к сердечнику;

В местах прикосновения якоря и сердечника имеется ржавчина;

У магнитных пускателей и контакторов нельзя допускать разновременности замыкания силовых контактов.

Короткозамкнутые витки у контакторов и магнитных пускателей выполняются из меди, латуни и алюминия. Они укладываются в штампованные пазы на концах сердечника. Обращается внимание на дугогасительные камеры. Отсутствие их может вызвать перекрытие дугой отдельных фаз. Катушки ремонтируют при повреждении каркаса, обрывах, витковых замыканиях и полном сгорании.

Обрыв в катушке определяется, если не развивается тяговое усилие и не потребляется ток. Витковое замыкание обнаруживается по ненормальному нагреву и уменьшению тяги. У контакторов чаще меняют главные контакты, гибкие соединения, дугогасительные камеры, катушки, пружины, короткозамкнутые витки. Сопротивление изоляции обмоток не должно превышать 0,5 МОм. У реле чаще перегорают нагревательные элементы. Для нагревательных элементов применяют нихром, фехраль. Отдельные нагревательные элементы изготавливают методом штамповки. Спиральные нагревательные элементы кадмируют для предохранения от окисления. Ремонт контактов. Загрязнения, износ, обгорание, копоть или окисления, наплывы и брызги металла на поверхности подвижных частях, включая и ножи рубильников или неподвижных (губки ножей) контактов, а также на пластинах и контактных мостиках устраняются хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине, или надфилем. При изломе или ослаблении контактных пружин, повреждениях антикоррозийного покрытия, пружины заменяют.

Ремонт катушек электромагнитов . Катушки бывают каркасными и бескаркасными. Наиболее часто встречающееся повреждение - трещины длиной до 15мм в каркасе. Их устраняют следующим образом. Поверхность каркаса вокруг трещины очищают от пыли и масла хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине. При повреждении наружного слоя изоляции катушки или обрыве обмоточного провода в верхних слоях обмотки снимают наружную изоляцию обмотки и поврежденные витки до места повреждения или обрыва, припаивают, изолируют место пайки нового обмоточного провода и доматывают требуемое количество витков, повторив операции, которые выполняются при намотке новых катушек. При значительных повреждениях каркаса, междувитковых замыканиях, обгорании изоляции обмотки на большую глубину катушка должна быть заменена новой. Ремонт каркасных катушек. Подбирают необходимый для катушки каркас и провод, параметры которого должны соответствовать паспортным данным. Перед установкой на намоточный станок каркас следует обернуть двойным слоем электроизоляционной бумаги толщиной 0,02-0,03мм и конец ее приклеить к каркасу. При намотке необходимо следить за тем, чтобы натяжение провода не было чрезмерным, это может вызвать обрыв провода. Провод при намотке должен ложиться ровным плотным слоем. Между 1-м и 2-м слоями обмотки укладывают межслоевую изоляцию из изоляционной бумаги. Если катушка нагревостойкая, то для межслоевой изоляции используют тонкую стеклоткань.

Ремонт магнитопровода . Загрязнения удаляют хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине; следы коррозии тщательно зачищают стальной щеткой и шлифовальной шкуркой; наклеп на поверхностях соприкосновения сердечника и ярма удаляют шлифовкой поверхности напильником на шлифовальном станке.

ОХРАНА ТРУДА

Организационные мероприятия Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работы в электроустановках, являются:

а) оформление работы наряд-допуском, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;

б) допуск к работе;

в) надзор во время работы;

г) оформление перерыва в работе, переводов на другое рабочее место, окончания работы.

Наряд, распоряжение, текущая эксплуатация

Работа в электроустановках производится по наряду, распоряжению, в порядке текущей эксплуатации. Наряд - это задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы, и пр. По наряду могут производится работы в электроустановках, выполняемые:

а) со снятием напряжения;

б) без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них.

Распоряжение - это задание на производство работы, определяющее ее содержание, место, время, меры безопасности (если они требуются) и лиц, которым поручено ее выполнение. Распоряжение может быть передано непосредственно или с помощью средств связи с последующей записью в оперативном журнале. Текущая эксплуатация - это проведение оперативным (оперативно-ремонтным) персоналом самостоятельно на закрепленном за ним участке в течении одной смены работ по перечню Лица, ответственные за безопасность работ, их права и обязанности Ответственными за безопасность работ являются:

а) лицо, выдающее наряд, отдающее распоряжение;

б) допускающий - ответственное лицо из оперативного персонала;

в) ответственный руководитель работ

г) производитель работ;

д) наблюдающий;

е) члены бригады.

Лицо, выдающее наряд, отдающее распоряжение, устанавливает необходимость и объем работы, отвечает за возможность безопасного ее выполнения, достаточность квалификации ответственного руководителя, производителя работ или наблюдающего, а также членов бригады. Право выдачи нарядов и распоряжений предоставляется лицам из электротехнического персонала предприятия, уполномоченным на этом распоряжением лица, ответственного за электрохозяйство предприятия. Указанные лица должны иметь группу по электробезопасности не ниже V в электроустановках напряжением выше 1000 В и не ниже IV в установках напряжением до 1000 В. Право давать распоряжения на производство ряда работ, перечень которых определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, предоставляется также лицам из оперативного персонала с группой не ниже IV.

Допускающий - ответственное лицо из оперативного персонала - несет ответственность:

а) за правильность выполнения необходимых для допуска и производства работ мер безопасности, их достаточность и соответствие характеру и месту работы;

б) за правильность допуска к работе, приемку рабочего места по окончании работы с оформлением в нарядах или журналах.

Допускающий должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV при работе в электроустановках выше 1000 В и не ниже III - в установках до 1000 В.

Ответственный руководитель , принимая рабочее место от допускающего и осуществляя допуск, отвечает наравне с допускающим за правильную подготовку рабочего места и достаточность выполненных мер безопасности, необходимых для производства работы, в том числе и за достаточность мер, предусмотренных в графе наряда Отдельные указания Ответственному руководителю запрещается принимать непосредственное участие в работе по нарядам, кроме случаев, когда он совмещает обязанности ответственного руководителя и производителя работ. Ответственный руководителями назначаются лица из электротехнического персонала, имеющие группу по электробезопасности V.

Производитель работ , принимая рабочее место от допускающего, отвечает за правильность его подготовки и за выполнение необходимых для производства работы мер безопасности. Производитель работ обязан проинструктировать бригаду о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать при работе, обеспечить их выполнение членами бригады. Производитель работ соблюдает настоящие Правила сам и отвечает за их соблюдение членами бригады, следит за исправностью инструмента, такелажа и другой ремонтной оснастки. Производитель работ обязан также следить за тем, чтобы установленные на месте работы ограждения, плакаты, заземления не снимались и не переставлялись. Производитель работ, выполняемых по наряду с электроустановках напряжением выше 1000 В, должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, в установках до 1000 В - группу не ниже III. Производитель работ, выполняемых по распоряжению во всех электроустановках, должен иметь группу не ниже III

Наблюдающий назначается для надзора за бригадами строительных рабочих, разнорабочих, такелажников и других лиц из неэлектротехнического персонала при выполнении ими работы в электроустановках по нарядам или распоряжениям. Наблюдающий за электротехническим персоналом, в том числе командированным, назначается в случае проведения работ в электроустановках при особо опасных условиях, определяемых лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, где эти работы производится. Наблюдающий контролирует наличие установленных на месте работы заземлений, ограждений, плакатов, запирающих устройств и отвечает за безопасность членов бригады от поражения электрическим током электроустановки. Наблюдающему запрещается совмещать надзор с выполнением какой-либо работы и оставлять бригаду без надзора во время работы. Наблюдающими назначается лица с группой не ниже III. Члены бригады обязаны соблюдать настоящие Правила инструктивные указания, полученные при допуске к работами во время работы.

Технические мероприятия . Для подготовки рабочего места при работах со снятием напряжения должны быть выполнены в указанном порядке следующие технические мероприятия:

а) произведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коомутационной аппаратуры;

б) на приводах ручного и на ключах дистанционного управления коммутационной аппаратуры вывешены запрещающие плакаты;

в) проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током;

г) наложено заземление (включены заземляющие ножи, а там, где они отсутствуют, установлены переносные заземления;

д) вывешены предупреждающие и предписывающие плакаты, ограждены при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части.

При оперативном обслуживании электроустановки двумя и более лицами в смену перечисленные в настоящем пункте мероприятия должны выполнять двое. При единоличном обслуживании их может может выполнять одно лицо, кроме наложения переносных заземлений в электроустановках выше 1000 В и производства переключений, проводимых на двух и более присоединениях в электроустановках напряжением выше 1000 В, не имеющих действующих устройств блокировки разъединителей от неправильных действий