Какой характер у николеньки из рассказа детство. Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л. Н. Толстого. Сочинение Николенька Иртеньев

Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.

Он обладает веселым и оптимистичным нравом, а его воспитанием занимаются родители и участливая нянечка Наталья Савишна, а порой к нему на занятия приходит Карл Иванович. Паренек позитивно смотрит на вещи и старается найти положительные моменты во всем, что с ним происходит.

Мальчик очень любит занятия, проводимые Карлом Ивановичем, поэтому всегда к ним готовиться и с нетерпением ждет очередного раза.

Кроме того, Коля очень сильно любит родителей и испытывает искреннюю гордость за них. Он считает их самыми добрыми и заботливыми людьми, способными о нем позаботиться.

Мама для него источник всех прекрасных благ, когда он только думает о ней, то на ее лице появляется широкая улыбка, а в голове он слышит ее звонкий и прекрасный голос. Автор сравнивает его большую любовь, с любовью ко Всевышнему. Она для него настоящий небожитель, способный решить все его проблемы, помочь в любой трудной ситуации и изменить свое отношение к происходящим вокруг вещам.

В жизни Коленьки особую роль играют отношения с окружающими его людьми. Доброжелательный склад характера заставляет его обращать особое внимание на соседских детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Он любит общаться с людьми и находит в этом особое удовольствие, чем и занимается в свободное время.

Так он с особым сочувствием относится к Иленьку Грапу, который является достаточно болезненным ребенком и требует особого внимания и защиты. Так же он быстро знакомится с Екатериной в деревне, а после с Сонечкой в городе, каждую из которых он считает девочками привлекательными и тех, кого он будет любить. Но он также быстро переключается.

Он отлично и легко знакомится с новыми детьми, но несмотря на широкое сердце и доверчивость, он быстро научился различать обман и ложь, которую он не переносит на дух. По неизвестным причинам, он быстро научился распознавать обман.

Его радужное детство проходит в деревне, а потом они вместе с родителями переезжают в Москву, где начинается новый промежуток его жизни.

2 вариант

Основным героем повести Л. Н. Толстого «Детство» является Николенька Игнатьев. Данный персонаж – прототип самого автора.

Коля 10-летний мальчик, живущий в дворянской семье. Это веселый, добрый ребенок с хорошим воспитанием, которым занимаются его родители и ответственная нянечка Наталья Савишна. Николенька склонен к учебе – он успешно занимается с частным учителем Карлом Ивановичем, уроки с которым для ребенка всегда в радость.

Любовь к маме и папе у Николеньки безгранична. Он гордится ими. Для мальчика они ассоциируются с добротой и заботой. Даже при одном воспоминании о маме ребенок расплывается в широкой улыбке. Он всем сердцем верит в Бога и в любой сложной ситуации рассчитывает на его помощь.

Отношения главного героя с окружающим миром немаловажны в повести. Николенька доброжелательно относится к соседским детям, с которыми проводит достаточно много времени. Он общителен и в свободное время всегда с удовольствием что-либо рассказывает сверстникам. Он легко идет на контакт в деревне и городе. У Коли прекрасно получается общаться с девочками - он в них видит потенциальных невест.

Доброта Николеньки проявляется в отношении к сильно болезненному ребенку Иленьки Грапу, нуждающемуся в пристальном внимании и защите. Он с легкостью знакомится с новыми детьми, но ко всем относится с некоторой настороженностью, так как хорошо чувствует, когда его обманывают и это ему очень не нравится. Не понятно как Николеньке в достаточно юном возрасте подвластно уличать окружающих во лжи.

Характер главного героя противоречив. С одной стороны, он беззаботно общается со всеми, а с другой - внимательно наблюдает за происходящим вокруг. Ребенок в 10-летнем возрасте способен анализировать все происходящее вокруг. Николенька, не смотря на свою детскость, делает правильные выводы, остро чувствуя фальшь и обман.

Детство мальчика проходит в деревне, а потом он вместе с родителями переезжает в Москву, где жизнь его кардинально меняется.

Повесть начинается с того, что Николенька пробуждается и сразу же задумывается над тем, как так происходит, что он каждое утро просыпается. Автор раскрывает душевную суть мальчика. Читатель наблюдает за взрослением главного персонажа повести, анализирует его поступки и окружающих мальчика людей, учится распознавать лживые поступки и не опасаться воспринимать все реалии жизни, с какими приходится встречаться на жизненном пути.

В повести описаны детские переживания Николеньки, возникающие на фоне сильного воображения. Мальчик живет в своем вымышленном мире, где все неурядицы реальной жизни гасились посредством вымышленных подвигов и геройства.

Сочинение Николенька Иртеньев

История Николеньки в повести "Детство" начинается тем, что мальчик просыпается из-за совершенно безобидной ситуации. Учитель Карл Иваныч случайно разбудил мальчика, ударив над его головой по мухе хлопушкой. Но вышло это не так удачно, как задумывалось, и муха упала мальку прямо на лицо.

Сложившая ситуация возмутила Николеньку. Он начинает любознательно выяснять, почему же так поступил Карл Иваныч и как ему самому к этому относиться. Николенька начинает считать, что Карл Иваныч способен только на того, что причинить неприятности мальчику, что учитель - «противный человек». Но спустя пару минут, когда старик подходит к кровати мальчика, говорит ему добрые слова и начинает щекотать, тогда всё встаёт на свои места, и он вновь испытывает любовь и теплоту к учителю, которого тотчас ненавидел.

Лев Николаевич Толстой описывает главного героя как некрасивого десятилетнего мальчика, у которого маленькие глаза, и большие нос с губами. Николенька и сам переживает, из-за своей неудачной внешности. Несмотря на описанную внешность, внутренне мальчик представляется очень добрым, чутким и воспитанным. Он любит и гордится своими родителями, потому как сам окружен их любовью. Но считает, что его мать не счастлива с отцом, но он молчит об этом. Ему кажется, что отец должен больше ценить и понимать маму.

Все события мальчик принимает близко к сердцу и надолго сохраняет в памяти. Он, как и все дети, играет и озорничает, но при совершении какого-нибудь неправильного поступка, он искренне раскаивается и сильно переживает, что не так свойственно его сверстникам. Впечатлительный мальчик очень много времени посещает размышлениям в своей голове и самоанализу, он очень хорошо чувствует фальшь и обман.

Детство Николеньки заканчивается потерей самого близкого и любимого человека, мамы. Взросление происходит в мыслях, что жизнь не как безоблачна, как ему казалось раньше. Его сильной привязанности к тем, с кем он до сих пор общался, становится мало и все вокруг кажется ему чужим.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского 10 класс

    Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, порой находящиеся в весьма

  • За день очень большое расстояние люди проезжают на машине. Если даже это простая поездка на работу и обратно, все равно, она занимает несколько часов в день.

  • Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение

    Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое

  • Семья Туркиных в рассказе Ионыч Чехова сочинение

    Одними из основных персонажей произведения являются члены семейства Туркиных, которое считается самым образованным и талантливым в небольшом губернском городке.

  • Не знаю с чем это связано, но это лето по ощущениям было довольно долгим, каждый день был прекрасен, и казалось что в каждом дне не 24, а 48 часов. Возможно, на это сказалось большое количество прочтенных мною книг.

» – натура своеобразная, «оригинальная», которая своею сложностью заметно выделяется из ряда других детей и взрослых, выведенных автором в его повести.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Особенно бросается в глаза, когда мы знакомимся с Николенькой Иртеньевым, сознательность его жизни иредкое умение правдиво относиться к себе. В нем рано сказалась нарушенная непосредственность его детской души – и к радостям, и к печалям своим относится он не по-детски: он еще ребенок, – и то же время уже беспощадный психолог, который с болезненным любопытством копается в своей душе и в чужих душах. Эта склонность к психологическому анализу развивает в нем изумительную наблюдательность, заставляет его вдумываться во все явления жизни, разбираться в них и, чаще всего, мучиться и страдать, так как, с одной стороны, в нем нет душевной цельности, а, с другой стороны, им владеет «эготизм» – исключительный, болезненный интерес, главным образом, к своему сложному «я».

Вечно все анализируя, он наконец потерял способность воспринимать непосредственно, по-детски, впечатления бытия; занимаясь исключительно собой, подчиняя все своему «я», он, тем не менее, с большими усилиями борется против влияния среды, – вот почему он вечно находится во власти своего самолюбия, которое у него поэтому принимает болезненные формы излишней застенчивости, подозрительности, мнительности, даже зависти к другим. Вот почему он мучается, глядя на других, живущих просто, видя, что их жизнь легче им самим и всем их окружающим; он вечно терзается мыслью, что о нем скажут другие, – ему кажется, что он вечно делает промахи, что его все осуждают.

Ответ оставил Гость

Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи - «Современнике» - появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.

Николенька Иртеньев - мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны...».

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина - Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта - одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, - отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, - в этом бессмертие и художественное величие его повести».

– создатель повести «Детство». Главным героем в ней выступает Николенька Иртеньев. Автор знакомит читателей с юными годами мальчика, раскрывая личность и мировосприятие персонажа и давая оценку поступкам. Писатель неспроста создал такой трогательный образ. Характеристика персонажа совпадала с его личным складом характера и биографией.

Николенька Иртеньев входит в число любопытных юных героев, таких как Илюша Снегирев, Коля Красоткин и .

История создания

Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь. Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества. Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.

Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.


Иллюстрация к повести Толстого "Детство"

Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.

Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.

Повесть «Детство»

Автор знакомит с главным героем в первых же строках повести. Читатель видит спящего мальчика, за которым неустанно бдит его наставник. Мальчик растет в комфортных условиях. Несмотря на типичную для барчука избалованность и причуды, он проявляет доброту сердца и нежные чувства к окружающим. Повесть знакомит публику с первыми годами жизни Николеньки.


Мы получаем возможность сформировать представление об условиях, в которых взращивалось новое поколение помещиков и представителей светского общества. Безнравственность и ханжество, пропагандируемые в социуме, очевидны на примере конкретного семейства.

Николенька Иртеньев отнюдь не красив. У него крупноватый нос и пухлые губы, глазки маленькие, а на затылке торчат вихры. Внешность немаловажна для ребенка, поэтому он переживает о недостатках и часто молится богу, чтобы тот послал ему красоту. Неприятные черты отмечают и окружающие ребенка взрослые, даже самый близкий человек, мать. Она же рассказывает о душевной красоте мальчика.

Николеньку отличает вздорный характер, разгорающееся чувство зависти, но паренек нежен и ласков с близкими, совестлив и добр к окружающим. Положительные черты располагают к герою. Он всегда стыдится своих проступков и неверных мыслей. Угрызения совести и раскаяние, настигающие ребенка, становятся для него наказанием. И хочется верить, что мальчик будет стараться вести себя лучше. Перед ним не стоит выбор профессии, но жизненный выбор, который доступен герою каждый день, мальчик делает, опираясь на собственные чувства.


Противоречивость личности главного героя проявляется в его поступках и взаимоотношениях с другими персонажами повести. Ребенок учился дома. Наставник Николеньки , немец, приехавший пытать счастья в Россию, вызывает у мальчика сочувствие и жалость.

Николеньке хочется жертвовать ради любимого учителя, и он всячески старается проявить свою любовь. Иногда у него случаются срывы, и в такие моменты он злится и бранится на своего старшего друга и педагога, дерзит и проклинает немца за плохую отметку, сложный экзамен или выговор. Мальчика быстро обуревает раскаяние, и он старается повиниться.

Характер Николеньки проявляется и в дружбе с Иленькой Грапом, болезненным и скромным ровесником из несостоятельной семьи. Иленька терпел общение с Иртеньевыми, рассчитывая на последующее покровительство, а барские дети издевались над тихим мальчиком и иногда даже били. Его доводили до слез. Этот грех не один год будет терзать Николеньке душу. Он считал, что должен был вступиться за Иленьку, но ни разу не сделал этого, подначиваемый старшими ребятами.


Главный герой, хоть и отличается благородными душевными качествами, не может скрыть высокомерия и надменности. Мальчик прекрасно понимает, какой статус предполагается ему, а какое положение занимают Карл Иванович и . Этого нельзя было избежать, ведь с младых ногтей ребенок слышал, что он барский сын. Он осознавал, что лучше других благодаря своему происхождению, а значит, достоин уважения. Чувство превосходства в те годы воспитывалось в детях с малолетства, поэтому винить Николеньку в формировании такого сознания нельзя.

Беда приходит в любой дом. Смерть матери стала переломным моментом в жизни ребенка. Его жизнь была не такой сладкой, как казалось. Старший брат издевался, друг, Дмитрий Нехлюдов, не понимал, родители не уделяли необходимого тепла и заботы, и единственный светлый образ в его жизни был приговорен к исчезновению. Николенька не стеснялся матери и очень ее любил.


Главные герои повести "Детство"

Он часто проводил с ней время, поэтому ее отзывчивость и доброта передались ему. Смерть maman поразила ребенка и нанесла ему глубокую душевную травму. Хотя он плакал по ней, жалея себя, проявляя эгоизм и самолюбие.

Толстой на примере Николеньки Иртеньева показал становление внутреннего мира личности, описал события, оставляющие в душе след и формирующие взгляды на жизнь. Через героя он описывает собственные переживания и путь к той личности, которой он стал на момент написания произведения.

Цитаты

«Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду...»
«...я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я...»
«...Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи - единственном человеке, которого я знал несчастливым, - и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

I.Николенька Иртеньев - главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». (По­весть «Детство» носит автобиографический характер и написана от лица главного героя - Николеньки Иртеньева. Став взрослым, он вспоминает свое детство, его яркие и значительные страницы, знакомит читателя со своими детскими мыслями, чувствами, переживаниями.)

II.Первое знакомство с героем. (Первое знакомство с Николенькой Иртеньевым дает нам представление о нем как о впечатлительном и чутком мальчике. Проснувшись утром, он сердится на Карла Ивановича за то, что тот хлопушкой убил над его головой муху. Но вот учитель садится на кровать возле Николеньки, говорит ему ласковые слова, щекочет пятки. И сердце Николеньки наполняется любовью к воспитателю, которого он только что ненавидел. Мальчик досадует на свою злость и несправед­ливые чувства к Карлу Ивановичу, расстраивается и неожиданно плачет.)

Ш.Любовь Николеньки к матери. (Самые проникновенные страницы повести «Детство» посвящены матери. Воспоминания, которые с ней связаны, дороги автору. Он помнит счастливые вечера, проведенные с матушкой в гостиной, нежные руки, которые так часто ласкали его, грустную и очаровательную материнскую улыбку. «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе», - говорит он.)

IV.Отношение Николеньки Иртеньева к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне. (Прошло много лет, но память Иртеньева бережно хранит воспоминания о Карле Ивановиче и Наталье Савишне. Автор рассказывает с любовью о своем учителе, вспоминает, как незаслуженно обидел Карла Ивановича отец, решив его уволить, и как все были счастливы, что их добрый наставник останется с ними. Николенька благодарен Наталье Савишне, которая имела «сильное и благотворное влияние на развитие его чувствительности».)

V.Способность Николеньки к самооценке и самоанализу. (Несмотря на юный возраст, Николенька уже способен оценивать и анализировать свои поступки. Когда Наталья Савишна наказывает его за проступок в столовой, в нем вдруг проявляется барская спесь: Наталья Савишна, «просто Наталья», отхлестала его как дворового мальчишку. Николенька хочет отомстить «дерзкой Наталье» за нанесенное оскорбление. Но когда та «робко подошла» к нему и, сунув карамельки, стала его жалеть, Николеньке не хватило сил взглянуть в глаза Наталье Савишне, слезы потекли у него, но «уже не от злости, а от любви и стыда».

До сих пор автор не может объяснить себе жестокости своего поступка по отноше­нию к Иленьке Грапу. Это «единственное темное пятно» его детских воспоминаний. Именно этот эпизод заставил его по-новому взглянуть на Сережу Ивина: он понял, что мальчик недостоин его любви.)

VI.Нравственный рост Николеньки Иртеньева. (На протяжении всей повести мы следим за поступками героя, узнаем о его чувствах, переживаниях, видим, как растет его умение оценивать свои действия, становимся свидетелями тех внутренних измене­ний, которые происходят в Николеньке к концу повести.)