Как сделать презентацию на тему хохлома. Хохлома презентация на тему. Мазки с небольшим плавным


Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.

Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.

Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.



Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.


Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника.

Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.



Стадии производства изделий хохломской росписи

На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая «бельем».

Хохломской ковш-лебедь ("белье"). Материал - липа.


В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой, просушивают при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох, изделия натирают алюминиевым порошком.

Хохломской ковш-лебедь после операции лужения.


Покрытие лаком

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Так, серебро превращается в «золото».

Хохломской ковш-лебедь перед росписью (покрыт цветным лаком).


Готовое изделие

Кроме черного, красного и золотого цвета, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета.

Хохломской ковш-лебедь с росписью.


  • красный - красивый. Исконно русский цвет жизни, огня, плодородия, здоровья. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.
  • золотой - Свечение Солнца
  • черный - цвет земли, изобилия и мудрости
  • зелёный - цвет травы, цветущей природы и вечной молодости

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.

Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.


« осочки »

« завиток »

« капельки »

« кустики »





Виды хохломской росписи

Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

«Фоновая» роспись


«Верховое» письмо

При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.




ОТКРЫТЫЙ УРОК. ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.

Цели урока

. Дать начальные сведения о народном промысле России - хохломской росписи;

. Понятие о стилизации;

. Освоить декоративную роспись характерную для хохломской росписи, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи;

. Закрепить полученные знания;

. Развивать творческие способности детей

Оборудование для учащихся

· модель для раскрашивания "Блюдце"

· краски

· кисти

· «ляпушки»

· баночка для воды

· лист бумаги

· салфетка

Оборудование для учителя

· изделия с хохломской росписью,

· раздаточный материал

· плакаты "Хохломская роспись"

· презентации "Хохломская роспись"

План урока (40 мин.)

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 1-3 мин.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-12 мин.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

ХОД УРОКА

1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Запись на доске: Золотая Хохлома.

УЧЕНИЦА: (тихо звучит русская народная музыка)

Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.

Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)

2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр - крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли "золотые" руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

3. ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для <каления>. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание <Золотая Хохлома>.

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы - веточки, листки, травка.

Учитель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".

Особенность <верховой> росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность <фоновой> росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

Самый любимый у хохломских художников это <травный узор> или <травка>, которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди <травки> изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются <кудрина>: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широс учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каж-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

<Мир волшебной хохломы>

Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
(Б. Дубровский)

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним <травный> узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

Учитель: Что ж за работу.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1461160720.mp3 (музыка к уроку)

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1461160755.mp3 (музыка)

5. АНАЛИЗ И ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1461158554.ppt (Урок-презентация "Хохлома")

Cлайд 1

Хохлома - странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!

Cлайд 2

Сказка - Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Откуда посуда? - К вам приехала золотая Хохлома!

Cлайд 3

Легенда Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

Cлайд 4

Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. /БЭС,1991.Т.2-768 с., илл./

Cлайд 5

Хохлома Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!

Cлайд 6

Из истории хохломской росписи Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

Cлайд 7

Цвета хохломы Рисунок Хохлома из древне привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в каждой семье можно было встретить расписную хохломскую ложку.

Cлайд 8

Рисунок хохломы В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.

Cлайд 9

Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!

Cлайд 10

Хохломской орнамент Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды. Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок. Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность. Хохломские мастера делают не только отдельные предметы посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой любуются не только дети в своих спальнях и детских садах, но и взрослые люди поражаются умельцам хохломской росписи.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Процесс производства Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик

Cлайд 14

Cлайд 15

Ложки Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России. Это изделие сделано решения задач использования в повседневной жизни посуды изготовленной в домашних. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена. Существует различные виды ложек, например: тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, детская, салатная. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.

Cлайд 16

Шкатулки Когда умельцы перешли к занятию на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод, наносившихся при помощи пористой губки или тампона. Невесомость и естественность почерка умельца становиться мерой художест- венных достоинств произведения. Претворение в жизнь росписи от руки кистью воспитывало у виртуозов обыкновение легко изменять орнамент. На специфику травных узоров влияли и форма посуды. В ходе работыдля любого вида изделий в хохломе имелись стандартные композиции росписи, часто отвечающие нраву их размеров и формы.

Cлайд 17

Изделия Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими пользовалась русская крестьянская семья и которые находились всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства. Хохлома стала славиться расписными предметами не так уж давно. Именно таким образом изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя

Анна холина
Презентация «Золотая Хохлома» в средней группе

Презентация составлена для детей средней группы ,для использования в занятиях по художественно эстетическому развитию-лепке по ознакомлению с хохломской росписью .

На этом занятие, презентация помогла наглядно познакомить дошкольников со старинным русским народным промыслом, который представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели,и т. д. На слайдах презентации представлены фотографии с примерами посуды, расписанной под хохлому . Так же представлена адаптированная информация в виде истории возникновения хохломской росписи ,художественном слове (отрывок стихотворения) ,и иллюстрациях видов росписи и этапов подготовки посуды к росписи. Красочные иллюстрации на слайдах просто заворожили детей.

Детям очень понравилось,стихотворение мы выучили а закрепили материал занятием по художественно эстетическому развитию-лепке. С детьми слепили тарелочку с использованием диска и ложку с хохломским узором . Дети с удовольствием унесли поделки домой,а впечатлениями от занятия поделились с родителями! А еще, мы создали минимузей в группе ,где было собрано : ложки, посуда, поделки детей с родителями. А одна мамочка рукодельница,даже испекла пряники с хохломской росписью !

Публикации по теме:

Конспект занятия «Золотая хохлома» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №43 «Родничок» Конспект непосредственно.

Конспект занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» в младшей группе Воспитатель: Лисина Елена Викторовна пос. Бабушкино 05. 12. 2017 Конспект НОД на тему: «Золотая хохлома» Образовательная область: «Художественно.

За последние годы заметно усилился интерес к использованию в работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Конспект НОД по предметному окружению в подготовительной группе «Чудо чудное, диво дивное - золотая хохлома» Цель. Познакомить детей с историей промысла, особенностями хохломской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Узор на вазе» Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома. Узор на вазе» Задачи Образовательные: -способствовать получению.

Конспект НОД «Золотая хохлома» Конспект НОД "Золотая хохлома" Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.


Урок изобразительного искусства по теме: народные промыслы России

МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа»


История развития промысла

Этот художественный промысел возник в 17 веке в

Нижегородском Заволжье вблизи торгового села

Деревянная посуда была распространена на Руси с

давних времен: деревянную ложку или миску можно

было увидеть на столе у боярыни и в избе у

крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие,

сочные цвета и расписывали разными красками, порой

золотом или серебром. Но даже самую простую посуду

нельзя было использовать неокрашенной: от горячей

пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались

трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали

олифой – вареным льняным маслом.

Происхождение приемов окраски деревянной посуды в

золотистый цвет без применения золота и сегодня

остается загадкой даже для специалистов…


Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.

Река Узола, вдоль которой расположены

деревни, где родилась Хохлома.



Хохломские изделия (Хохлома)

отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом


В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

  • Изделия вытачивают из дерева осины, липы, березы. На этом этапе посуду называют "белье".

Подготовка к покраске

  • Изделие обмазываю льняным маслом
  • Затем покрывают специальным грунтом, в состав которого входит глина.
  • Изделие сушат в печи
  • Шлифуют
  • Обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова).
  • Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

«БЕЛЬЁ»

ГРУНТ

ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ

РОСПИСЬ


Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым.

После того как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак и закаляют в печи (операция повторяется несколько раз). Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золото.


Художники рисуют:

Растительные орнаменты :

листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.

Узоры то тянутся вверх, то

бегут по кругу, то извиваются.

В этом разнообразии орнаментов

проявляется фантазия художников.

Зооморфные орнаменты:

диковинные птицы и рыбы.

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен.


Но самым любимым мотивом

остается орнамент «травка»,

изогнутая, кустиком или

одной былинкой.

«Травку» обычно пишут

красным или чёрным

цветом, она обязательный

элемент хохломской


Самые замысловатые узоры

называются

«кудрина».

Травка превращается здесь в кудрину -завитки, похожие на перья жар-птицы.

«Кудрины» всегда пишутся золотом.


Цветущие кусты и плоды на Руси

Считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи.


Художники не вычерчивают

заранее чётких контуров в

узорах, а для этого

необходимо большое

мастерство, точность руки и глаза.


Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись верховая и «под фон».



Инструменты и материалы

Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.

Хохломская роспись выполняется масляными красками.

Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.


Основные цвета

  • Красный, да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.

  • Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К верховому письму относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок» (более крупные овальные листочки и мелкие ягодки, расположенные симметрично вокруг стебля) . Иногда травный орнамент дополняют припиской - мелкими простенькими цветами или другими растительными формами: изображением ягод и цветов.

Элементы росписи: узор «травка»

Выполняется легким движением

кончика кисти сверху вниз

Мазки с небольшим плавным

утолщением

Рисуются приемом прикладывания

кисти к бумаге

В виде непрерывной линии

одинаковой толщины, закрученной в спираль

Выполняются с легким нажимом в

середине элемента

«Кустик» - состоит из более простых симметрично

расположенных элементов


Этапы построения травного орнамента


Элементы росписи: узор «Листочки»

Упражнение:

Нарисуй чашу


Элементы росписи: узор «Ягодки»

Упражнение:

Укрась кувшин



Фоновое письмо

или роспись «под фон», заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивают в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов.



Процесс фоновой росписи:

  • Наводка - мастер наводит кистью контуры мотивов;
  • Отписка - окрашивает фон вокруг намеченных контуров черной, красной, коричневой или зеленой краской. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно выделяются на черном фоне.
  • Прорисовка - на листьях рисуют прожилки, на цветах – тычинки, штрихами подчеркивают объемность растительных узоров.
  • Приписка - между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают крохотные ягодки и листочки.


















Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди,служишь Отчизне!


1.Бедник Н. Хохлома – Ленинград, 1980

2. www.gold-hohloma.narod.ru

3. www.s-museum.ru