Иоанн экономцев где сейчас. Биография. Смотреть что такое "Иоанн Экономцев" в других словарях

Иоанн Экономцев фотография

1963-1970 - преподаватель в школе.

1970-1978 - сотрудник министерства культуры, министерства иностранных дел (в 1971-1976 работал в посольстве СССР в Греции).

1978-1982 - старший научный сотрудник сектора византоведения Института всеобщей истории АН СССР.

С 1982 - преподаватель Московской духовной академии. В 1983-1988 совмещал преподавательскую деятельность с работой помощника управляющего делами Московской патриархии.

С 1986 - диакон, затем - священник, с 1987 - протоиерей. В 1989 принял монашество с именем Иоанн, игумен.

в 1990-1991 был председателем Союза православных братств.

С 22 ноября 1990 года - председатель Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации и, одновременно, настоятель патриаршего подворья в бывшем Высоко-Петровском монастыре в Москве.

Лучшие дня

С января 2002 - архимандрит.

Действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей.

В 1992 основал Российский православный университет (РПУ) св. Иоанна Богослова и стал его ректором. Считает, что «наука, лишенная нравственного стержня, - опасна. И задача РПУ состоит как раз в том, чтобы наполнить науку, внести в изучение ее нравственный стержень». В одном из интервью отмечал, что «мы готовим высококвалифицированных специалистов, воспитанных на православной идеологии и нравственности». В РПУ действуют исторический, психологический, филологический (с отделением церковной журналистики), философско-богословский, экологический, экономический, юридический факультеты.

Сфера научных интересов - история духовных связей Византии и России, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений - исихазма) на русскую церковную мысль. Считает, что «если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу, то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния».

Автор ряда художественных произведений (публикует их как «Игорь Николаевич Экономцев», а не «архимандрит Иоанн») в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой - преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» и др. Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону наиболее консервативно настроенных верующих. В то же время для некоторых представителей интеллигенции знакомство с этими книгами стало этапом на пути к православной вере.

Дата рождения: 4 июля 1939 г. Страна: Россия Биография:

В 1963 г. окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Преподавал в школе, работал в Министерстве культуры, затем — в центральном аппарате МИД СССР (до 1978 г.).

В 1971-1976 гг. — сотрудник посольства СССР в Греции.

С 1978 г. — старший научный сотрудник Института всеобщей истории АН СССР по сектору византиноведения.

В 1983-1988 гг. — помощник управляющего делами Московской Патриархии.

В 1986 г. рукоположен во диакона, затем — во священника.

В 1987 г. возведен в сан протоиерея.

В 1989 г. принял монашество с именем Иоанн.

В 1990 г. возглавил Союз православных братств.

В 1991-2009 гг. — руководитель и настоятель Патриаршего подворья в Москве. Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года () освобожден от обязанностей председателя Синодального отдела.

В 1992 г. основал . Занимал должность ректора в 1992-2010 гг.

В январе 2002 г. возведен в сан архимандрита.

Действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей.

Образование: 1963 г. — филологический факультет МГУ. Иоанн (Экономцев) (род. ), архимандрит . Действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей.

Действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей.

Труды

Сфера его научных интересов - история духовных связей Византии и России, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений - исихазма) на русскую церковную мысль:

«если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу, то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния».

Автор ряда художественных произведений (под именем «Игорь Николаевич Экономцев»), в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой - преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» и др. Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону наиболее консервативно настроенных верующих. В то же время для некоторых представителей интеллигенции знакомство с этими книгами стало этапом на пути к православной вере.

Использованные материалы

  • Биография на офицальном сайте Московского Патриархата
  • Биография на сайте Российского православного института св. Иоанна Богослова
1992 год - 2010 год Церковь: Русская православная церковь Преемник: Даниил (Ишматов) Образование: Московский государственный университет Имя при рождении: Игорь Николаевич Экономцев Рождение: 4 июля (1939-07-04 ) (80 лет)
Москва , РСФСР , СССР Принятие священного сана: 1986 год Принятие монашества: 1989 год

Архимандри́т Иоа́нн (в миру И́горь Никола́евич Эконо́мцев ; 4 июля , Москва) - священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит ; историк, писатель. Отец писательницы Наталии Экономцевой .

Как сотрудник советского посольства он провел несколько лет в Греции (1971-1976). Здесь он встретил митрополита Эстонского Алексия (Ридигера) . Во время своего пребывания в Греции Экономцев посетил Святую гору Афон.

В 1982 году он получил приглашение работать при Московской духовной академии . Там он читал лекции об истории православных церквей.

В 1986 году митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер) рукоположил его в сан диакона .

29 августа 1987 года в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря митрополитом Алексием (Ридигером) был рукоположен в сан священника с возложением наперсного креста . Позднее удостоен сана протоиерея .

13 сентября 1989 года Определением Священного Синода назначен временным исполненяющим обязанностей заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений . 25 октября 1990 года определением Священного Синода утверждён заместителем председателя ОВЦС .

12 октября 1990 года на учредительном собрании Союза православных братств был назначен председателем данной организации . По его инициативе в «Союзе…» было образовано пятнадцать секций . По словам протоиерея Владимира Воробьёва «Очень скоро стало ясно, что из всех секций Союза православных братств успешно развиваются только две: образовательная и, благодаря потоку гуманитарной помощи с Запада, секция благотворительности, поэтому председатель союза игумен Иоанн (Экономцев) предложил Патриарху Алексию создать два новых синодальных отдела: благотворительности и религиозного образования и катехизации» .

1 февраля 1991 года назначен учреждённого тогда же председателем Синодального отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации , одновременно, настоятель патриаршего подворья в бывшем Высоко-Петровском монастыре в Москве.

6 августа 1991 года на II съезде Союза православных братств. Председателем Союза вместо игумена Иоанна (Эконмцева) стал заместитель председателя Союза Православных братств иеромонах Кирилл (Сахаров) , в связи с чем данная организация стала заметно радикализироваться .

Диакон Андрей Кураев критиковал игумена Иоанна за то, что в возглавляемом им отделе постоянно продавлась католическая, протестантская и даже оккультная литература, а закупкой литературы для Отдела официально занималась католичка: «Когда после критического выступления Патриарха Алексия из Отдела был уволен протоиерей Иоанн Свиридов, на его место (руководителя радио ОРОК) был назначен иеромонах Анатолий (Берестов) . Он успел сделать лишь две-три передачи, причем в строго православном духе, - и был отстранен. На его место был назначен Валентин Никитин, и радио вновь стало филокатолическим. И тут одно из двух: или игумен Иоанн считает недопустимым проведение иной политики, кроме униатской, или он, сам имея православные воззрения, вынужден подчиняться западным спонсорам Отдела. Так что постоянное наличие в Отделе „отнюдь не ортодоксальных изданий“ есть проявление его несвободы. С точки же зрения православной миссии это называется „должностное преступление“» .

31 марта 2009 года Священный Синод удовлетворил его прошение об освобождении его с поста председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, выразив ему благодарность за понесенные труды и оставив его на посту ректора Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова В мае 2010 года был уволен с должности ректора.

Историк

Сфера научных интересов - история духовных связей Византии и России, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений - исихазма) на русскую церковную мысль. Считает, что «если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу , то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния».

Писатель

Автор ряда художественных произведений (публикует их как «Игорь Николаевич Экономцев», а не «архимандрит Иоанн») в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой - преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции, архиереем которой является один из «никодимовцев»), мистического романа «Тайна восьмого дня» и др.

Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону наиболее консервативно настроенных верующих. В то же время для некоторых представителей интеллигенции знакомство с этими книгами стало этапом на пути к православной вере.

Труды

книги
  • Православие, Византия, Россия: Сб. ст. / Прот. Игорь Экономцев. Paris: YMCA-press, 1989; М ., 1992.
  • Записки провинциального священника. М., 1993 (переиздания - М., 1998; 2004; 2014).
  • Стихи и драмы. М., 1993.
  • Обетованный остров. М., 2000.
  • Тайна восьмого дня: Мистический роман. Кострома, 2001.
  • До востребования вечностью: Роман в письмах. Ч. 1, 2. М., 2004.
статьи
  • «Исихазм и восточноевропейское Возрождение» // Богословские труды . № 29.
  • «Византинизм, славяне и Россия» // Вопросы истории . 1989, № 5.
  • «Рационально-религиозный идеал и идея империи в петровскую эпоху (К анализу церковной реформы Петра I)» // «Вестник Русского христианского движения », № 158 I 1990, стр. 5-33
  • «Церковные реформы Петра I» // «Родина », 1991. - № 5.
  • // Богословские труды . 1992, Выпуск 31. стр. 62-68
  • Православие как первооснова и оправдание русской культуры: Докл. на VI Рождеств. чтениях 26 янв. 1998 г. / Игумен Иоанн [М],
  • «Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации» // Православие и экология. М. 1999.

Напишите отзыв о статье "Иоанн (Экономцев)"

Примечания

Ссылки

  • , 03.01.2004
  • // patriarchia.ru , 24 января 2006

Отрывок, характеризующий Иоанн (Экономцев)

– Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти.
– Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея.
Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.

– Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.]
Ипполит, фыркнув, засмеялся.
– Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.]
Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил:
– Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s"y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.]
Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.
– Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки.
Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.
– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием…
Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами.
– Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.
Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.
– Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.
– Но ведь надо на что нибудь решиться? Отец твой ждет.
Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб.
– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.
– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?…
– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо…
Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.
– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.
– Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.
Князь Андрей усмехнулся.
– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет…
– Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.
– Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло.
– Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер.
– Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине.
Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое.
– Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c"est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d"honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?
Пьер посмотрел на князя Андрея и, заметив, что разговор этот не нравился его другу, ничего не отвечал.
– Когда вы едете? – спросил он.
– Ah! ne me parlez pas de ce depart, ne m"en parlez pas. Je ne veux pas en entendre parler, [Ах, не говорите мне про этот отъезд! Я не хочу про него слышать,] – заговорила княгиня таким капризно игривым тоном, каким она говорила с Ипполитом в гостиной, и который так, очевидно, не шел к семейному кружку, где Пьер был как бы членом. – Сегодня, когда я подумала, что надо прервать все эти дорогие отношения… И потом, ты знаешь, Andre? – Она значительно мигнула мужу. – J"ai peur, j"ai peur! [Мне страшно, мне страшно!] – прошептала она, содрогаясь спиною.
Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
– Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
– Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
– С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.

. Священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит .

Биография [ | ]

Ранние годы [ | ]

В 1963 году окончил классическое отделение филологического факультета Московского государственного университета .

В 1963-1970 годах работал преподавателем в школе .

Во время своего пребывания в Греции посетил Афон и был потрясен красотой и гармонией православного Богослужения. При знакомстве с созерцательно-аскетической жизнью монахов пришел к мысли принять Крещение . Работая в Греции, познакомился с митрополитом Таллинским Алексием (Ридигером) .

С 1976 по 1978 год работал в центральном аппарате Министерства иностранных дел СССР .

В 1978 году оставил дипломатическую службу и в качестве старшего научного сотрудника приступил к работе в по сектору византиноведения в должности старшего научного сотрудника .

Церковная работа в 1980-годы [ | ]

По собственному признанию: «уровень общего образования студентов был недостаточным. Но все-таки в этот период я столкнулся с некоторым удивительным феноменом - треть учащихся Духовных Школ были с высшим образованием: философы, врачи, математики… Этому способствовало ослабевание нажима на Церковь со стороны государства. Они искали Бога осознанно, у них была живая вера. И у них была своя особенность - собственный опыт познания Бога. Мне было интересно работать с этими людьми» .

В 1983-1988 годах совмещал преподавательскую деятельность с работой помощника управляющего делами Московской патриархии митрополита Алексия (Ридигера).

В 1984 году в Пюхтицком монастыре принял участие в семинаре Церквей СССР - членов Конференции европейских церквей и Церквей, имеющих с КЕЦ экуменическое сотрудничество.

C середины 1980-х годов публиковал свои богословские и церковно-исторические исследования в «Журнале Московской патриархии », сборнике «Богословские труды », журнале «Вестник РХД », журнале «Выбор» и некоторых других периодических изданиях. Его основные исторические работы этого периода были опубликованы в книге «Православие. Византия. Россия», вышедшей в 1989 году под редакцией Н. А. Струве в издательстве «». Эта работа принесла ему известность не только в церковно-общественных кругах, но и в учёном мире византологов .

В 1986 году митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер) рукоположил его в сан диакона . 29 августа того же года в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря митрополитом Алексием (Ридигером) был рукоположён в сан священника с возложением наперсного креста . Позднее удостоен сана протоиерея .

13 сентября 1989 года определением Священного синода назначен временным исполняющим обязанности заместителя председателя отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). 25 октября 1990 года определением Священного синода утверждён заместителем председателя ОВЦС .

В 1990-е годы [ | ]

12 октября 1990 года на учредительном собрании Союза православных братств был назначен председателем этой организации . В интервью журналу «Наука и религия » (1991, № 6), отвечая на вопрос корреспондента: «С чем связано сегодня появление многочисленных православных братств в нашей стране и проведение их съезда?», сказал: «С возрастающей активностью мирян и духовенства, как в решении внутрицерковных проблем, так и в жизни общества. Братства предоставляют возможность для вовлечения в лоно Церкви новых сил, особенно нашей интеллигенции» .

По его инициативе в Союзе были образованы пятнадцать секций . По словам протоиерея Владимира Воробьёва , «очень скоро стало ясно, что из всех секций Союза православных братств успешно развиваются только две: образовательная и, благодаря потоку гуманитарной помощи с Запада, секция благотворительности, поэтому председатель союза игумен Иоанн (Экономцев) предложил Патриарху Алексию создать два новых синодальных отдела: благотворительности и религиозного образования и катехизации» .

31 января 1991 года назначен председателем учреждённого тогда же Синодального отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации . Создавать отдел пришлось буквально на пустом месте. Не было ни кадров, ни специалистов, ни помещений, ни концепции . Новый отдел разместился в настоятельском корпусе ещё не возвращённого Церкви Высоко-Петровском монастыре в Москве .

В августе 1991 года участвовал в «круглом столе» по принципиальному вопросу о «Декларации митрополита Сергия» 1927 года с участием священнослужителей Русской Зарубежной Церкви .

6 августа 1991 года на II съезде Союза православных братств ушёл с поста председателя; вместо него эту должность занял иеромонах Кирилл (Сахаров) , под управлением которого данная организации стала стремительно радикализироваться .

После этого сосредоточился на работе в Отделе религиозного образования и катехизации, на который патриарх Алексий II возложил работу по созданию, развитию и координации системы религиозного образования мирян на всех её ступенях и уровнях , в том числе поддержанию множества вновь открытых воскресных школ необходимыми кадрами и методическими пособиями . Отдел намеревался готовить специалистов для православных гимназий, и под эту задачу решено было создать православный университет . Таким образом, в декабре 1992 году появился

С 1993 года ОРОиК стал ежегодно проводить в Москве Рождественские образовательные чтения , выросшие из конференции православных педагогов Москвы. Игумен Иоанн принимал в них непосредственное участие в их организации и выступал с докладами.

Участвовал на прошедшем 29 ноября - 2 декабря 1994 года Архиерейском соборе Русской православной церкви, где выступил с отчётным докладом, посвящённым деятельности отдела религиозного образования и катехизации

26 февраля 1998 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же Синодальной богословской комиссии . 24 декабря 2004 года решением Священного синода переизбран в новый состав данной комиссии .

17 июля 1998 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же комиссии для ежегодной координации конференций, посвящённых Дню славянской письменности и культуры .

5 октября 1999 года решением Священного синода включён в состав делегации Русской православной церкви, направленной на Юбилейную международную межконфессиональную конференцию, посвящённую празднованию 2000-летия христианства .

Участвовал в прошедшем 29 октября - 1 ноября 1999 года в ОВЦС МП заседании Совместного координационного комитета по сотрудничеству между Русской православной церковью и Церковью Англии .

Несмотря на многочисленные жалобы, поступавшие в Патриархию на игумена Иоанна, и критику в СМИ, патриарх Алексий II продолжал покровительствовать ему, и до конца жизни патриарха Алексия II Иоанн (Экономцев) сохранял должности ректора РПУ, настоятеля Высоко-Петровского монастыря и главы ОРОиКа . Так, Священный синод под председательством патриарха Алексия II, заслушав 19 апреля 2000 года доклад игумена Иоанна, постановил «выразить благодарность игумену Иоанну (Экономцеву), Председателю Отдела по религиозному образованию и катехизации, и всем труженикам Отдела за понесённые труды» .

В 2000-е годы [ | ]

Принял участие в прошедшем 13-16 августа 2000 года юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви, где выступил с докладом .

В 2000 году поучаствовал в создании неудавшегося Российского Христианского Союза , за что, как писал Максим Шевченко , получил «серьёзный нагоняй от Патриарха». В 2001 году попытался войти в число учредителей общественно-политического движения «», детища Александра Дугина .

26 января 2001 года в ходе празднования десятилетнего юбилея отдела религиозного образования и катехизации награждён патриархом Алексием II орденом святителя Московского Иннокентия III степени , 27 января 2002 года в храме Христа Спасителя возведён патриархом Алексием II в сан архимандрита .

12 марта 2002 года решением Священного синода включён в состав редакционной коллегии сборника «Богословские труды» .

Участвовал в прошедшем 3-8 октября 2004 года Архиерейском соборе Русской православной церкви. На заседании рабочей группы «Религиозное образование и работа с молодёжью» был представлен его доклад. Выступил на соборе с докладом о деятельности возглавляемого им отдела в 1994-2004 годах. В целях стандартизации учебного процесса предложил принять ряд типовых положений, посвящённых статусу и работе православных образовательных учреждений для мирян. Представил на рассмотрение собору проект поправки в Устав РПЦ, определяющей понятие православных учебных заведений для мирян и организацию их деятельности .

Участвовал в прошедшем 24-29 июня 2008 года Архиерейском соборе Русской православной церкви, где выступил с докладом, в котором, выразив обеспокоенность отсутствием лицензий на ведение образовательной деятельности у ряда церковноприходских школ и православных гимназий, призвал ускорить начало процесса лицензирования православных средних общеобразовательных учебных заведений. В связи с намечавшимся ликвидацией регионального компонента образования указал на необходимость сохранения в новом школьном общефедеральном стандарте образования блока предметов «духовно-нравственная культура», предложил создавать центры подготовки и переподготовки преподавателей основ православной культуры на базе лучших православных школ .

Принял участие в прошедшем с 27 по 28 января 2009 года Поместном соборе Русской православной церкви как глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации .

31 марта 2009 года Священный синод Русской православной церкви на первом своём заседании после интронизации патриарха Кирилла удовлетворил прошение Иоанна об освобождении с поста председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, выразив ему благодарность за понесённые труды и оставив его на посту ректора Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова . 7 апреля того же года в храме преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря сослужил епископу Меркурию (Иванову) , вступившему в тот же день в должность руководителя Отдела религиозного образования и катехизации . В том же месяце епископ Меркурий был назначен новым настоятелем Высоко-Петровского монастыря .

Не вошёл в состав Синодальной богословской комиссии после обновления её состава, согласно решению Священного синода от 27 июля 2009 года . Вскоре утратил должность и ректора РПИ св. Иоанна Богослова; 21 мая его не было на актовом дне , а 9 июня должность и. о. ректора занимал игумен Даниил (Ишматов) . Назначенный его преемником игумен Петр (Еремеев) не смог лично принять у него дела, так как к этому времени архимандрита Иоанна уже не было в Москве . После этого полностью отошёл от церковных дел.

Деятельность при Патриархе Алексие II [ | ]

Председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации [ | ]

Создавать новый отдел пришлось практически на пустом месте; как отмечал Патриарх Алексий II: «не было средств, помещений, специалистов, подготовленных преподавателей воскресных школ для детей и взрослых» . Игумену Иоанну удалось привлечь в новый отдел молодых учёных, представителей интеллигенции, религиозных деятелей из дальнего зарубежья .

Подвергался критике за то, что используя полученные средства от спонсоров отдела, отправил двух подросших дочерей с семьями в США, а себе приобрёл особняк среди леса у озера, в то время как зарплаты в возглавляемых им ОРОиКе и РПУ были весьма невысоки. В итоге, работавшие под началом игумена Иоанна сотрудники стали уходить .

Не меньшие нарекания вызывала и работа ОРОиКа, критике которой посвящена значительная часть книги диакона Андрея Кураева «Оккультизм в православии», который назвал самой серьёзной неудачей в церковной политике 90-х неудачу на том направлении, которое курировал ОРОиК: "ни разу ни в одной из епархий мне не доводилось слышать рассказов о том, что вот, мол, какую замечательную помощь нам оказал ОРОК, какие замечательные учебники и методики они написали и прислали нам, как умно они смогли разоблачить сектантскую методику и остановить внедрение такой-то секты в наши школы… Напротив, всюду я слышу один и тот же стон: «Ну что делает Отдел религиозного образования?! Где учебники для школ (и по церковным, и по светским дисциплинам), написанные Отделом? Где новые версии „Закона Божия“? Где церковная версия „Истории России“? Где методички для учителей? Где сборники советов катехизаторам и миссионерам?» <…> То, что ОРОК - по сути - не помогает церковным миссионерам - это почти извинительно. Но то, что он не смог защитить школы от вторжения сект - это уже серьёзная беда. <…> Если судить по масштабам проникновения сект в систему государственного образования России, а также по тому, что православных школ даже в Москве меньше, чем еврейских, то результат деятельности ОРОК нельзя не оценить как более чем неудовлетворительный. <…> Надо было добиться того, чтобы все учебные пособия в той их части, которая касается Православия, его вероучения и истории, рецензировались в Отделе: Церковь вправе ожидать, что её история будет освещена корректно, уважительно, без повторения советских штампов. За шесть лет ничего этого не было сделано. <…> Самый же страшный провал, который произошёл в отношениях Церкви и образовательных структур - это то, что церковные политики «профукали» внедрение в педагогические вузы и в школы откровенно оккультной дисциплины под названием «валеология » " .

В 2000-е годы по мере снижения активности архимандрита Иоанна фактически единственным значимым направлением деятельности ОРОиКа в это время стала организация Международных Рождественских образовательных чтений , да и то не всех их секций и направлений. С 2005 года, когда митрополит Климент (Капалин) был назначен председателем Международных образовательных рождественских чтений и председателем комиссии по их подготовке и проведению, архимандрит Иоанн уже не был единоличным устроителем и организатором данного мероприятия .

К концу 2000-х годов архимандриту Иоанну удалось добиться открытия во всех епархиях Русской православной церкви епархиальных отделов религиозного образования и катехизации .

Настоятель Высоко-Петровского монастыря [ | ]

19 февраля 1993 года указом патриарха Алексия II монастырю был присвоен статус Патриаршего подворья, настоятелем которого и стал игумен Иоанн «с поручением ему попечительства о скорейшем возобновлении богослужений в храмах Высокопетровского монастыря: 1. Прп. Сергия Радонежского 2. Боголюбской иконы Божией Матери 3. Свт. Петра, митрополита Московского 4. Толгской иконы Божией Матери 5. Апостолов Петра и Павла 6. Покрова Пресвятой Богородицы» .

Бывшие монастырские храмы стали постепенно реставрировать и открывать. 14 октября 1996 года был освящён Покровский храм (всё убранство выполнил из керамики художник Г. В. Куприянов), 10 октября 1999 года - Толгский храм, в котором расположился баптистерий . В 2001 года в Святых воротах была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а 6 сентября 2003 года освящён собор святителя Петра .

Критиковался за махинации с недвижимостью Высоко-Петровского монастыря, а также за то, что монашеская жизнь в монастыре при архимандрите Иоанне так и не была налажена : к июлю 2005 году в Высоко-Петровском монастыре проживали лишь трое насельников. Часть помещений монастыря в эти годы по-прежнему занимали нецерковные учреждения, в том числе в качестве арендаторов . Монастырь в эти годы не имел статуса действующего монастыря, а его храмы числились как патриаршее подворье . В январе 2009 года Наталья Петрова отмечала, что монастырь в тот момент находился «почти в таком же запустении, как и в 1994 году» . По словам епископа Меркурия, монастырь от отца Иоанна он принял «в безобразном состоянии», после чего уволил нанятых архимандритом Иоанном сотрудников и активно принялся его ремонтировать и восстанавливать по собственному вкусу . 10 октября того же года по прошению епископа Меркурия Священный синод принял решение о возрождении в Высоко-Петровском монастыре монашеской жизни

Ректор РПУ Иоанна Богослова [ | ]

Хотя РПИ изначально создавался как для подготовки церковных специалистов, постепенно игумен Иоанн преобразовывать его в чисто коммерческий вуз, где за деньги обещали дать хорошее образование во многих сферах, в том числе никак не связанных с религией . Диакон Андрей Кураев при этом отмечал, что игумен Иоанн «повседневное руководство университетом (включая подбор и дисциплин, и преподавателей) передоверил людям, мягко говоря, нецерковным» . Сам игумен Иоанн говорил, что «задача РПУ состоит как раз в том, чтобы наполнить науку, внести в изучение её нравственный стержень. <…> РПУ не готовит священнослужителей, катехизаторов, преподавателей сугубо церковных дисциплин. Мы готовим высококвалифицированных специалистов, воспитанных на православной идеологии и нравственности» .

Такая деятельность имела результаты, в результате чего в 1999 года РПУ получил государственную аккредитацию и смог выдавать дипломы государственного образца . Игумен Петр (Еремеев) , сменивший его на посту ректора, отмечал: «90-е годы действительно стали для вуза славными. К сожалению, многопредметность порученного отцу Иоанну церковного послушания ограничивала его в возможностях занятия университетскими делами, и у вуза со временем возникли некоторые сложности в развитии. Но, просматривая сегодня огромное количество документов, связанных с деятельностью нашей школы, я отдаю должное уважение заслугам первого ректора. Безусловно, им была сделана колоссальная работа» . По воспоминаниям Ивана Негреева, архимандрит Иоанн «очень тепло относился к студентам. На выпускное застолье он позвал всех выпускников для того, чтобы не посмотреть формально все наши дипломы, а поговорить с каждым» .

Однако в 2000-х годы возглавляемый им Российский православный университет стал приходить в упадок, вследствие чего потерял статус университета , а также право именоваться Российским, в результате чего получил название «Православный институт Иоанна Богослова» . По словам протоиерея Льва Шихлярова, «… с середины 2000-х годов ситуация начала клониться к упадку. <…> было странно видеть, как вокруг первого ректора стали появляться люди, которые либо плохо разбирались в образовательном процессе, либо преследовали вполне личные цели, а он им безусловно доверял. <…> в один момент отец Иоанн буквально исчез <…>. Его никто не увольнял - он ушёл сам, очень расстроенный, бросил всё в сердцах. Увы, это было весьма печальное завершение вполне сносно действовавшего проекта» .

Назначенный в мае 2010 года ректором данного учебного заведения игумен Петр (Еремеев) вспоминал: «Итог аудита был более чем неутешительным. Институт имел многомиллионные долги. Серьёзные проблемы были и с соответствием зданий вуза нормам пожарной безопасности и СЭС . Из-за финансовых проблем руководящий аппарат и преподавательский состав сильно поредел и, как следствие, по специальностям в масштабе вуза фактически отсутствовала предусмотренная нормативами учебно-методическая документация. <…> одного из перечисленных пунктов было достаточно, чтобы при проверке со стороны надзорных органов приостановить деятельность учебного заведения. <…> На этом сложном фоне институт ещё и не продлил вовремя лицензию на образовательную деятельность и по факту прекратил свою работу» .

Взгляды и труды [ | ]

Исторические труды [ | ]

Сферой его научных интересов была главным образом история Русской церкви . Изучал историю духовных связей Византии и Руси, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений - исихазма) на русскую церковную мысль. Считал, что «если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу , то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния». Будучи преподавателем Московской духовной академии, написал несколько работ по её истории. Автор научных статей о церковной реформе Петра I .

С началом 1990-х годов отходит от деятельности историка. Его последующие публикации были посвящены как правило анализу современного ему положения Русской православной церкви и были тесно связаны с его работой во главе Отдела религиозного образования и катехизации.

Художественная литература [ | ]

В восьмилетнем возрасте он написал своё первое стихотворение . В 1967 году написал эпическую пьесу «Китеж». Лейтмотивом пьесы, в которой соединились «Сказание о Граде Китеже» и «Сказание о деве Февронии », стала тема убиения первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба . С 1990-х годов пьеса ставилась в театре «Глас» и пользовалась успехом у зрителей .

Автор ряда художественных произведений, которые опубликовал как Игорь Экономцев, а не архимандрит Иоанн, в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой - преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» (2001). В 1996 году презентовал в Твери сборник своих стихов .

Самым известным из художественных произведений является роман «Записки провинциального священника», выдержавший 4 издания; в последний раз в 2013 году, когда автор отошёл от всех дел. Главный герой произведения, Профессор МДА иеромонах Иоанн в 1985 году за крамольную статью отправлен настоятелем храма Преображения Господня в захолустном городе Сарск. Сама церковь при этом полуразрушена, многие иконы похищены, приход развалился (описывается даже как он служил один и никого в храме не было), а власти во главе с сотрудником КГБ Валентином Кузьмичём, пытаются прибрать храм к рукам. Иеромонах Иоанн постепенно убеждается, что Господь не зря послал его в этот далёкий город. На заброшенном чердаке он находит записки старца Варнавы, бывшего настоятеля храма, где тот описывает историю этого древнего строения, бывшего раньше собором Сарской Преображенской обители, а затем - приходским храмом города Сарска. Несмотря на все преграды, Иоанну смог начать возрождение храма и прихода .

Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону верующих . Так газета «Русский вестник » писала о «Тайне восьмого дня»: «То, что мы увидели на страницах этой книги, шокировало нас многократно сильнее, чем прочтение „Обетованного острова“ с его удивительно подробными описаниями актов совокупления десятка гадов, земноводных и фантастических, рождённых странным воображением игумена И. Экономцева тварей. <…> Если живописания „задницы козла Спинозы“ и подробностей акта „причащения солоноватой жертвенной крови“ для игумена И. Экономцева важнее и интереснее разработки православных учебников, то куда мы придём с такими игуменами?» .

1 октября 2012 года в Российском центре науки и культуры в Вене представил немецкий перевод своего романа «Фаворский свет - Записки провинциального священника» .

Взгляды на образование [ | ]

Считал, что «отказ светской школы от воспитания, в первую очередь, патриотического, думаю, может иметь трагические последствия для нашей страны в целом» . По свидетельству диакона Андрея Кураева: «важнейшая функция церковного иерарха и политика (каковым, без сомнения, является отец Иоанн [Экономцев]) - недопущение в ту сферу, в которой он работает, неправославных и антихристианских влияний. Но тот чиновник, который - по многочисленным свидетельствам - более всего способствует проникновению сект в систему Минпроса - замминистра А. Асмолов - пользуется нарочитой симпатией у отца Иоанна» .

В 2006 году отмечал, что государственная школа в России может носить православный характер, и это никак не будет ущемлять права представителей других конфессий, приводя в пример школу № 30 в Нижнем Новгороде, которая внедрила «Основы православной культуры » в программу, в классах были повешены иконы .

Приходы Русской православной церкви «должны стать центрами православного просвещения, где можно было бы устраивать разнообразные активные мероприятия, заниматься досугами молодежи, социальной работой» .

Взгляды на экологию [ | ]

В 1990-е годы, когда очень активно обсуждалась экологическая тематика, заинтересовался ею и полагая, что «Церковь должна уделять максимум внимания проблемам сегодняшнего дня», занялся выработкой «экологически-православного мышления». Считал что «экологический кризис , который для современности является наиболее опасным, разрешим только с помощью религиозного подхода к данной проблеме» поскольку «Кризис возник в области между Богом и человеком. И поэтому выход из кризисов возможен, если наряду с научными разработками не упускать из виду религиозную сферу». В сентябре 1996 года основал экологический факультет в руководимом им Российском православном институте . На данном факультете изучали «историю мировых цивилизаций с той целью, чтобы проследить причины которые привели в прошлом цветущие сообщества к кризису» .

Публикации [ | ]

  • Ставропигиальный мужской Даниловский монастырь в Москве // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 9. стр. 7-12.
  • Основание Славяно-греко-латинской Академии (к 300-летию Московской Духовной Академии) // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 2. стр. 67-78.
  • // Богословские труды . Сборник, посвященный 300-летию Московской духовной академии. 1986. стр. 41-72
  • «„Письмо своей Церкви“ святителя Григория Паламы» // Богословские труды . Сборник, посвященный 300-летию Московской духовной академии. М. 1986. стр. 293-304
  • Письмо, которое он [святитель Григорий Палама], будучи пленником, направил из Азии своей Церкви / пер.: Экономцев И. Н., преподаватель МДА // Богословские труды. М., 1986. стр. 305-315.
  • «Историческая школа Московской Духовной Академии». // Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. - № 115. - Paris, 1987. - с. 207-208
  • «Крещение Руси и внешняя политика. Древнерусского государства» // Богословские труды . М., 1987. № 28. стр. 102-111.
    • Крещение Руси и внешняя политика древнерусского государства // Тысячелетие крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев, 2 1 −28 июля 1986 года. Материалы. М.: Московская патриархия, 1988. С. 103-105
  • Заседания руководства Учебного комитета и Духовных школ // Журнал Московской Патриархии. М., 1987. № 11. стр. 31-33.
  • «Некоторые особенности русского средневекового христианства» // «Вестник РХД». № 2 (153), 1988.
  • «Золотой век» Симеона и древнерусская культура // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 2. стр. 54-58.
  • Передача святынь Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 9. стр. 46.
  • «Исихазм и восточноевропейское Возрождение» // Богословские труды . М., 1989. № 29. стр. 59-73
  • «Византинизм, славяне и Россия» // Вопросы истории . 1989, № 5.
  • «Национально-религиозный идеал и идея империи в петровскую эпоху (К анализу церковной реформы Петра I)» // «Вестник РХД », № 158 I 1990, стр. 5-33.
    • Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху // «Выбор», 1992. № 9
  • «Церковные реформы Петра I» // «Родина », 1991. - № 5.
  • // Богословские труды . М., 1993. № 31. стр. 62-68.
  • О концепции и задачах журнала «Путь Православия» // «Путь Православия». М., 1993. № 1. 9-11.
  • Светлой памяти Ирины Дьяковой // «Путь Православия». М., 1993. № 1. 187-188.
  • Православие и этнос в контексте русской истории // «Путь Православия». М., 1993. № 1. стр. 106-122
  • Записки провинциального священника [Гл. из романа, изд. в 1993 г] // Путь Православия. М., 1993. № 2. стр. 183-195.
  • Опасности евразийской идеологии // «Евразийская перспектива». - М., 1994.
  • Мифотворчество и твердыня веры [Россия и ее духовный путь в XIX-XX вв. в противоположность зап. культуре (мифы о Прометее, Фаусте)] // «Путь Православия». М., 1994. № 3. стр. 46-54.
  • Записки провинциального священника [Гл. из романа, изд. в 1993 г] // Путь Православия. М., 1994. № 3. стр. 194-211.
  • Принципы православного образования // . - 1995. - № 1. - С. 51.
  • Из доклада председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата [Приветствие участникам чтений] // «Рождественские чтения», 2-е. М., 1995. № (РЧ-2). III.
  • Принципы православного образования и деятельность Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата: [Докл. на Архиерейском Соборе] // «Просветитель». М., 1995. № 2/03. I-XLVII.
  • Духовность и творчество // Вопросы философии . - 1996. - №. 2. - С. 24-41
  • Православный взгляд на экологический кризис современной цивилизации // Рождественские чтения, 4-е. М., 1996. стр. 69-94.
    • Православный взгляд на экологический кризис современной цивилизации // «Путь Православия». М., 1996/1997. № 5. стр. 5-24.
    • Православный взгляд на экологический кризис современной цивилизации // Сознание и физическая реальность. 1997. № 1
  • Пути православного образования в России // Рождественские чтения, 5-е. М., 1997. стр. 29-45.
  • Православие как первооснова и оправдание русской культуры (доклад) // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. стр. 24-36.
  • Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации // Православие и экология. М.: Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. С. 113-140.
  • Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы // Сборник пленарных докладов VII Международных Рождественских образовательных чтений / ред. игум. Иоанн (Экономцев), сост., ред. В. Л. Шленов, сост., ред. Л. Г. Петрушина. - М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 1999. - 288 с. - стр. 34-47
  • «Православие и наука на пороге третьего тысячелетия» // Журнал Московской Патриархии. М., 2000. № 3. стр. 52-57.
    • «Православная наука на пороге третьего тысячелетия» // Рождественские чтения, 8-е. М., 2000. стр. 32-40.
  • Русская Православная Церковь и возрождение культуры // Сборник пленарных докладов IX Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2001, стр. 24-34
    • Русская православная церковь и возрождение культуры // «», № 1, 2001.
  • «За союз Церкви и культуры» // Миропонимание и экоэтика XXI века: наука, философия, религия. Издательство МГТУ имени Баумана, 2001, стр. 396-420
  • «Соборный дух Чтений и возрождение российского общества. Общество и культура под благодатным покровом Церкви» // Сборник пленарных докладов Х Международных Рождественских образовательных чтений / ред. архим. Иоанн (Экономцев), сост., ред. В. Л. Шленов, сост., ред. Л. Г. Петрушина. - М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2002, стр. 19-29
  • Православное образование и молодёжь // Русский мир. - Москва, 2002. - № 6. - стр. 113-116.
  • Задачи православного образования // Сибирская православная газета, № 1 2003
  • О развитии системы православного образования для мирян за период 2000-2004 // «Русская линия », 05.10.2004
  • Рождественские чтения и пути возрождения духовно-нравственных основ российского образования // Prokimen.Ru, 31.01.2007
  • Место и значение отечественной религиозной культуры в образовательном пространстве России. Доклад на Международном симпозиуме «Вузы, культура и искусство в мировом образовательном пространстве», прошедшем 17-18 мая в Москве // Prokimen.Ru, 22.05.2007
  • Задачи и цели воспитания. Доклад на открытии XVI Рождественских чтений // Prokimen.Ru, 02.02.2008
  • Проблемы и перспективы развития религиозного образования в России и Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Доклад архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви // Prokimen.Ru, 19.07.2008
  • «Проблемы и пути развития религиозного образования в России». Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ МП архимандрита Иоанна (Экономцева) // Prokimen.Ru, 15 февраля 2009

Интервью

Примечания [ | ]

  1. Митрохин Н. А. Русская православная церковь в 1990 году // Новое литературное обозрение . - 2007. - № 83.
  2. Иоанн, игумен (Экономцев Игорь Николаевич) // Философы России XIX-XX столетий: биографии, идеи, труды // Академический Проект, 2002, стр. 382
  3. Петрова Н. Литератора - на заслуженный отдых // Портал Credo.ru , 31.01.2009.
  4. Gartencafe
  5. Игумен Иоанн (Экономцев): «Приходы должны стать центрами православного просвещения» . «Киевская Русь».
  6. Журнал Московской патриархии. - 1987. - Вып. 1-6. - С. 25.
  7. Нашему автору исполнилось 70 лет! Русский духовный театр «Глас».
  8. Определения Священного Синода (1989.09.13: вр. исполнение обязанностей зам. председателя ОВЦС поручить иеромонаху Иоанну (Экономцеву), члену Отдела) // Журнал Московской Патриархии . - 1990. - № 1
  9. Русская Православная Церковь XX век. 12 октября . Православие.ru .
  10. В Москве состоится ежегодный Съезд Союза Православных Братств
  11. Протоиерей Владимир Воробьёв: Двадцать лет, как один день . Патриархия.ru , 18.11.2012.
  12. Свято-Тихоновскому университету - 20 лет: Сначала читали лекции в кинотеатрах… Православие и мир , 17.11.2012.
  13. Колотвин С. Протоиерей Владимир Воробьев: Главный результат ПСТГУ - наши выпускники // Журнал Московской патриархии. - № 10. - 2012.
  14. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. - 1991. - № 5. - С. 9-10.
  15. IX Международные Рождественские чтения // Журнал Московской Патриархии. - № 3. - 2001.
  16. , Высокопетровский во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужской монастырь // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2005. - Т. X. - С. 71-75. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-016-1 .