Готтентоты - пятая раса людей. Готтентоты: самый загадочный народ Африки Отрывок, характеризующий Готтентоты


Готтентотские Венеры, статуи женщин с избыточными жировыми отложениями на бедрах, относят к расам, населявшим юг Франции - от средиземноморского побережья до Бретани и Швейцарии - в эпоху верхнего палеолита. На одной египетской гравюре, датируемой приблизительно 3000 годом до н.э., изображены две женщины с избыточными жировыми складками на бедрах, исполняющие ритуальный танец на берегу реки рядом с двумя козами - священными животными их племени - по поводу прибытия корабля, несущего эмблему козла. По всей видимости, эти женщины являются жрицами.

Фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи свидетельствуют, что стеатопигия ранее была широко распространена в первобытных сообществах.(Стеатопигия (от греч. stear, род. п. steatos «жир» и pyge «ягодицы»)
Такое развитие жировой прослойки генетически заложено у некоторых народов Африки и Андаманских островов.
У африканских народов койсанской группы под углом выдающиеся ягодицы являются признаком женской красоты.

Готтентоты
- племя Южной Африки, населяющее английскую колонию мыса Доброй Надежды (Cap Colony) и названное так первоначально голландскими поселенцами. Происхождение этого названия не вполне выяснено. Физический тип Г., весьма отличный от типа негров и представляющий как бы сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, - оригинальный язык со странными, щелкающими звуками - своеобразный быт, в основе кочевой, но вместе с тем крайне первобытный, грязный, грубый, - некоторые странные нравы и обычаи - все это представлялось крайне курьезным и вызвало уже в XVIII веке ряд описаний путешественников, видевших в этом племени самую низшую ступень человечества.

Позже выяснилось, что это не совсем так. Готтентотов и родственные им группы некоторые исследователи склонны считать одной из коренных, или главных, рас человечества.
Современные генетические исследования в области наследования по Y-хромосоме установили, что среди капоидов сохранился изначальный (характерный для первых людей) гаплотип A1, что указывает на то что, возможно, первые представители рода Homo sapiens относились именно к этому антропологическому типу.

Готтенто́ты (кой-коин; самоназвание: ||khaa||khaasen) — этническая общность на юге Африки. Ныне населяют Южную и Центральную Намибию, во многих местах живя смешанно с дамара и гереро. Отдельные группы живут также в ЮАР: гриква, корана и группы нама (в основном переселенцы из Намибии).
Несмотря на небольшую численность в населении современной Южно-Африканской республики (готтентоты - около 2 тыс. чел., бушмены около 1 тыс.) эти народы, и особенно готтентоты, сыграли значительную роль в истории.
Название происходит от нидерл. hottentot, что значит ‛заика’ (имеются в виду произнесение щелкающих звуков). В XIX—XX вв. термин ‛Hottentots’ приобрел отрицательную окраску и ныне считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где заменен на термин Khoekhoen (кой-коин), производный от самоназвания нама. В русском языке пока используются оба термина.

Антропологически готтентоты относятся вместе с бушменами, в отличие от других африканских народов, к особому расовому типу — капоидной расе.
По гипотезе американского антрополога К. Куна (1904 - 1981) - это отдельная (пятая) большая человеческая раса. Причём, по утверждению Куна, очаг возникновения капоидной расы находился в Северной Африке.
В прошлом койсанские народы занимали большую часть территории Южной и Восточной Африки и судя по антропологическим исследованиям проникали и в Северную Африку.
Археологически зафиксировано, что 17 тысяч лет назад койсанский антропологический тип отмечался в районе слияния Белого и Голубого Нила.
Об их присутствие на севере свидетельствуют некоторые "реликтовые" народы. К числу этих реликтов можно отнести некоторые группы берберов в Марокко и Тунисе (мозабиты острова Джерба и другие). Для данных групп характерен низкий рост, широкое и плоское лицо, желтоватый цвет кожи.
В Центральной Африке живут капоиды, имеющие чёрную кожу, но, тем не менее обладающие характерными монголоидными чертами.




Отличительная особенность этой расы - низкий рост: для бушменов 140-150 см., для готтентовов - 150-160 см. Среди народов Африки представителей капоидной расы выделяет светлый цвет кожи: готтентоты отличаются от негроидов более светлым, смугло-желтым цветом своей кожи, напоминающим цвет засохшего пожелтевшего листа, дубленой кожи или ореха и иногда сходным с цветом мулатов или желто-смуглых яванцев.

Цвет кожи бушменов несколько темнее и приближается к медно-красному. Кожа готтентотов отличается наклонностью к морщинистости, как на лице, так и на шее, под мышками, на коленях и т. д., придающей часто людям среднего возраста преждевременно старческий вид.
Помимо желтоватого цвета кожи народы этой расы объединяет с монголоидами и узкий разрез глаз (наличие эпикантуса), широкие скулы и слабо развитый волосяной покров на теле.

Борода и усы едва заметны, появляются лишь в зрелом возрасте и остаются весьма короткими, брови густые. Волосы на голове короткие и ещё более курчавые, чем у негроидов: на голове короткие, мелкокурчавые и завивающиеся в отдельные мелкие пучочки величиной с горошину и более (Ливингстон сравнил их с черными перечными зернами, насаженными на кожу, Барроу - с пучками сапожной щетки, с тою лишь разницей, что пучки эти закручены спирально в шарики).
Как у бушменов, так и у готтентотов, нос плоский с широкими крыльями.

Сложение сухощавое, мускулистое, угловатое, но у женщин (отчасти и у мужчин) замечается наклонность к отложению жира на задних частях тела (ягодицах, ляжках), или к так называемой стеатопигии — преимущественное отложение жира на ягодицах.), что, по некоторым наблюдениям, вызывается усиленным питанием в известное время года и заметно уменьшается при более скудной пище.

Для женщин этой расы характерны ряд признаков, выделяющих их среди остального населения планеты - помимо стеатопигии, встречается и "египетский фартук", или "готтентотский передник" (цгаи), - гипертрофия половых губ ("Готтентотская Венера" описана Ле-Вальяном в отчёте о путешествиях 1780 - 1785 гг.: "У готтентоток есть натуральный передник, служащий к закрытию знака их пола...Они могут иметь длинну до девяти дюймов, больше или меньше, смотря по летам женщины или по тем усилиям какие употребляет она на сие странное украшение...").
Ряд исследователей (Стоун) отмечали способность бушменов впадать в состояние неподвижности (сходное с анабиозом) в холодное время года.

Бушменов наряду с готтентотами, по лингвистическому признаку, выделяют в койсанскую расу, а их языки - в койсанскую группу языков
Название “койсанская” условно; это производное от готтентотских слов “кой” (Khoi - “человек”, Khoi-Khoin - самоназвание готтентотов, означающее “люди людей”, т.е. “настоящие люди”) и “сан” (san - готтентотское название бушменов).

Полагают, что бушмены и готтентоты, древнее аборигенное население южной оконечности Африканского материка, некогда расселялись по всей Южной и значительной части Восточной Африки, откуда их вытеснили племена негроидной расы, говорящие на языках семьи банту, которые впоследствии заселили всю Восточную и большую часть Южной Африки. Среди этих скотоводческих и земледельческих племен банту, в центральной части Танзании, еще и сейчас живут племена койсанской группы - это хадзапи (или киндига), обитающие к югу от озера Эяси, и находящиеся несколько южнее сандаве. Хадзапи и сандаве занимаются охотой и рыболовством.

Готтентоты когда-то кочевали со своими огромными стадами крупного рогатого скота по западным и южным районам современной территории ЮАР. Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку металлов (медь, железо). К моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием.

Петер Кольб, немецкий путешественник 18 века, говоря о навыках готтентотов обрабатывать металлы писал: "Тот, кто увидит их стрелы и хассагайи (копья)...и узнает, что они делались без применения молота и щипцов, напильника или каких-либо других инструментов, тот, бесспорно, этому обстоятельству очень удивится."
Быт готтентотов был подчинён скотоводческому образу жизни. В последующем, он во многом повлиял на хозяйственный уклад и жизнь переселенцев с севера - банту, а также на быт европейцев-африканеров (буров).
Мерилом богатства был скот, который практически не использовался для еды: недостаток мясной пищи восполнялся охотой на диких животных. Молочная пища была основой питания. Бык использовался как ездовое животное.

Характерным типом поселения была лагерная стоянка - "крааль", представляющая собой круг, обнесённый изгородью из колючих кустарников. По внутреннему периметру сооружались округлые плетённые из прутьев хижины, покрытые шкурами животных (собственную хижину имела каждая семья). В западной части круга располагались жилища вождя и членов его клана). При вожде племени существовал совет из старейших его членов.
У готтентотов, вплоть до 19 века, практиковалось многожёнство.
Существовало рабство: рабами, как правило, становились военнопленные. Главной их задачей был выпас скота и уход за ним. Скотом владели большие патриархальные семьи, у некоторых поголовье доходило до нескольких тысяч голов.

Одеждой служила так называемая каросса - накидка из выделанной кожи или шкуры. Носили сандали из кожи.
Готтентоты любили украшения: и мужчины и женщины.
У мужчин - это браслеты из слоновой кости и меди, у женщин - железные и медные кольца, ожерелья из скорлуп. Вокруг щиколотки носили полоски кожи: просохнув они трещали ударяясь друг о друга.
Вода использовалась не часто: в силу засушливости климата на большей части территории проживания древних готтентотов. Туалет заключался в обильном натирании всего тела влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся. Чтобы придать коже эластичность, тело намазывалось жиром.

В 1651 году началась экспансия европейцев на юге Африки (в районе мыса Доброй Надежды): голландская Ост-Индская компания приступила к строительству форта Капстад, ставшем в дальнейшем крупнейшим портом и базой на пути из Европы в Индию.
Первыми с кем столкнулись голландцы в районе мыса были готтентоты племени кораква. Вождь этого племени Кора заключил первый готтентото-европейский договор с комендантом Капстада Яном ван Рибеком.
Это были "годы сердечного сотрудничества", когда установился взаимовыгодный обмен между кой-коин и "белыми".
Голландские поселенцы в мае 1659 года нарушили договор, приступив к захвату земель (администрация разрешила заниматься им сельским хозяйством). Подобные действия привели к первой готтентото-бурской войне. В ходе которой был убит вождь готтентотского племени - Кора. Имя своего вождя это племя увековечило в собственном названии, став называться корана. В конце 18 века это племя вместе племенем григриква откочевало на север Капской колонии.
Эта война закончилась в ничью.
18 июля 1673 года буры убили 12 готтентотов племени кочоква. Началась вторая война, проявлявшаяся в постоянных рейдах друг против друга. В этой войне "белые" начали играть на разногласиях между племенами готтентотов, используя одни племена против других.
В 1674 году рейд против кочоква: в составе 100 буров и 400 готтентотов чонаква. Было захвачено 800 голов крупного рогатого скота, 4 тыс. овец и много оружия.
В 1676 году кочоква предприняли 2 нападения на буров и их союзников. В результате они вернули себе украденное.
В 1677 году власти заключили мир с готтентотами, предложенный верховным вождём готтентотов - Гоннемой.
В 1689 году готтентоты Капской колонии были вынуждены прекратить борьбу против захвата их земли бурами.
В ходе войн и эпидемий численность готтентотов резко сократилась: на рубеже 18 века буры уже превосходили готтентотов по численности, их оставалось всего около 15 тыс. человек. Многие готтентоты погибли от эпидемии оспы в 1713 и 1755 годах.

Считается, что в доколониальный период численность племён кой-коин могла достигать 200 тыс. человек.
В течение 17 и 19 веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически полностью уничтожены. Так, исчезли племена кой-коин, населявших район современного Кейптауна, - кочоква, горингайиква, гайноква, хесеква, ханцунква.В настоящее время корана - единственное готтентотское племя проживающее на территории ЮАР (к северу от р. Оранжевой, в приграничных с Ботсваной районах) и сохранившее в значительной мере традиционный образ жизни.
Некоторое число готтентотов корана проживает в южных районах Ботсваны.

Африка - самый древний и загадочный континент нашей планеты, и самыми древними народами этого континента, как считают ученые, являются бушмены и готтентоты. В настоящее время их потомки обитают в пустыне Калахари и близлежащих областях Анголы и Юго-Западной Африки, куда они отступили под натиском народов банту и голландских поселенцев.

Готтентоты сегодня - это крайне малочисленная народность, их насчитывается не более пятидесяти тысяч человек. Но до сих пор они сохранили собственные обычаи и традиции.

Язык природы

Название племени готтентотов происходит от нидерландского слова hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. Европейским людям это напоминало речь обезьян, и посему они сделали выводы, что этот народ является чуть ли не переходным звеном между миром приматов и человеком. Согласно этой теории, и отношение европейцев к этому народу было сродни отношению к домашним или диким животным.

Однако современные генетические исследования установили, что среди этого народа сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Это указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа. Именно готтентоты и родственные им группы относятся к главной расе человечества.

Первые сведения о готтентотах мы находим у путешественника Кольбена, который описывал их вскоре после учреждения голландских колоний в их стране. Готтентоты в то время еще были многочисленным народом, разделенным на множество племен под управлением вождей или старшин; они вели кочевую пастушескую жизнь, группами в 300 или 400 человек, и жили в подвижных хижинах, составленных из кольев, покрытых циновками. Одежду их составляли сшитые вместе овечьи шкуры; оружием служили луки с отравленными стрелами и дротики или ассегаи.

Предания этого народа и некоторые этимологические указания дают право заключить, что некогда распространение готтентотов было несравненно обширнее. Воспоминания об этом удерживаются еще до сих пор в готтентотских названиях рек и гор. Когда-то им принадлежала вся Юго-Западная Африка.

Не черные, не белые

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями. Представители этого племени невысоки - не более полутора метров ростом. Их кожа имеет желто-медный оттенок.

При этом кожа готтентотов очень быстро старится. Короткий миг расцветания - и после двадцати лет их лицо, шея и тело покрываются глубокими морщинами, что придает им вид глубоких старцев.

Интересно, что жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. У женщин этой народности существуют анатомические особенности, которые европейцы называли «готтентотским передником» (увеличенные малые половые губы).

Объяснить происхождение этой природной анатомии никто не может до сих пор. Но вид этого «передника» вызывал отвращение не только у европейцев - даже сами готтентоты считали его малоэстетичным, и потому с древних времен у племен был обычай удалять его перед вступлением в брак.

«Венера готтентотов» -женщины этой народности обладали необычными формами

И лишь с приходом миссионеров ввели запрет на это хирургическое вмешательство. Но туземцы противились таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе женихов. Тогда сам папа римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Однако такая физиологическая странность не мешала готтентотам практиковать многоженство, которое переросло в моногамию лишь к началу XX века. Но и до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» - выкупа за невесту скотом либо деньгами в сумме, эквивалентной его стоимости.

А вот у мужчин этого племени существует традиция ампутировать себе одну из тестикул, что не поддается научной логике - это делается, чтобы в семье не родилась двойня, появление которой считается проклятием для племени.

Кочевники и ремесленники

В древние времена готтентоты были кочевниками. Они передвигались с огромными стадами скота по всей южной и восточной части континента. Но постепенно их с традиционных территорий вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР.

Скот был основным мерилом богатства этого племени, который они оберегали и практически не использовали для еды. У зажиточных готтентотов количество коров доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если готтентоты хотели поесть мяса, то добывали его на охоте.

Дома представители этой расы строили из прутьев африканских деревьев и шкур животных. Технология постройки была проста. Они сперва закрепляли в специальных ямах несущие жерди, которые потом связывали горизонтально, и покрывали стены либо тростниковыми циновками, либо шкурами зверей.

Хижины были небольшими - диаметром 3 или 4 метра. Единственный источник света - низкая дверь, прикрытая циновкой. Основная мебель -кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда - горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. Каждая семья занимала отдельную хижину.

Гигиена готтентотов с позиции современного человека представляется чудовищной. Вместо ежедневного омовения они натирали тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся.

Несмотря на жаркий климат, готтентоты освоили производство одежды и украшений. Они носили накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах - сандалии. Руки, шею и ноги украшали всевозможными браслетами и кольцами из слоновой кости, меди, железа и скорлупы орехов.

Путешественник Кольбен так описывал их способ обработки металла: «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины и разводят там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет желоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

Под белым гнетом

В середине XVII века началась экспансия европейцев на юг Африки (в район мыса Доброй Надежды): голландская Ост-Индская компания приступила к строительству форта Капстад, ставшего в дальнейшем крупнейшим портом и базой на пути из Европы в Индию.

Первыми, с кем столкнулись голландцы в районе мыса, были готтентоты племени кораква. Вождь этого племени Кора заключил первый договор с комендантом Капстада Яном ван Рибеком. Это были «годы сердечного сотрудничества», когда установился взаимовыгодный обмен между племенем и белыми пришельцами.

Голландские поселенцы в мае 1659 года нарушили договор, приступив к захвату земель (администрация разрешила им заниматься сельским хозяйством). Подобные действия привели к первой готтентото-бурской войне, в ходе которой был убит вождь готтентотского племени Кора.

В 1673 году буры убили 12 готтентотов племени кочоква. Началась вторая война. В ней европейцы играли на разногласиях между племенами готтентотов, используя одни племена против других. В итоге этих вооруженных столкновений численность готтентотов резко сократилась.

А эпидемия оспы, которую завезли на Черный континент европейцы, почти полностью выкосила коренной народ. В течение XVII-XIX веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически полностью уничтожены.

В настоящее время сохраняется всего несколько небольших племен. Они живут в резервациях и занимаются скотоводством. Несмотря на то, что некоторые утратили все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть из них сохраняет культ предков, почитает луну и небо. Верят они в Демиурга (небесного бога-творца) и почитают божеств безоблачного неба - Хума - и дождливого -Сума. Они сохранили богатый фольклор, у них есть много сказок, легенд, в которых еще живут воспоминания о былом величии.

Ирина СТЕПКИНА

К особому расовому типу - капоидной расе .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Традиционно готтентоты делились на две крупные группы: нама и капские готтентоты, которые в свою очередь делились на более мелкие группы, а те на племена (!haoti).

    Фольклор

    Ироническое отношение к грубой силе льва и слона и восхищение умом и смекалкой зайца и черепахи проявляются во всех этих сказках.

    Главными героями их являются животные, но иногда рассказ ведется и о людях, однако люди - герои сказок - еще очень близки к животным: женщины выходят замуж за слонов и уходят в их селения, люди и животные живут, думают, разговаривают и действуют сообща.

    Нама

    Самоназвание - namaqua. До прихода европейцев делились на две группы:

    • нама собственно (большие нама; Great Nama) - к приходу европейцев жили к северу от р. Оранжевая (юг современной Намибии, Великий Намакваленд). Делились на следующие племена (перечислены с севера на юг, в скобках даются: варианты русского названия; название на африкаанс ; самоназвание):
      • свартбои (лъхауцъоан; swartbooi; ||khau-|gõan)
      • коперы (къхара-кхой, фрасманны; kopers, fransmanne, Simon Kopper hottentot; !kharkoen).
      • ройнаси (гай-лъхауа, «красный народ»; rooinasie; gai-||xauan)
      • хротдоден-нама (лъо-кай; grootdoden; ||ō-gain)
      • фельдсхундрахеры (лъабобе, хабобен; veldschoendragers; ||haboben).
      • цайбши (кхаро; tsaibsche, keetmanshopers; kharo-!oan).
      • бондельсварты (къамичнун; bondelswarts; !gamiǂnûn).
      • топнаары (чъаонин; topnaars; ǂaonîn).
    • орлам (малые нама; orlams, little nama; самоназвание : !gû-!gôun) - к приходу европейцев жили к югу р. Оранжевая до бассейна р. Улифантс (запад современной ЮАР, Малый Намакваленд). Известны пять племен орлам-нама:
      • племя Африканера (цъоа-цъаран; африкаанеры; orlam afrikaners; |hôa-|aran), не следует путать с африканерами (бурами).
      • ламберты (гай-цъхауан; lamberts, amraals; kai|khauan).
      • витбои (цъхобесин; witboois (‛белые парни’); |khobesin).
      • бетанийцы (къаман; bethaniërs; !aman).
      • берсебы (цъай-цъхауан; bersabaers; |hai-|khauan).

    Вскоре у них появился новый общий соперник - Германия . В 1884 году территория к северу от р. Оранжевая была объявлена германской колонией Юго-Западная Африка . Вслед за этим земли у готтентотов и других коренных жителей стали отбираться, что сопровождалось многими столкновениями и насилием. В 1904-08 гереро и готтентоты подняли несколько восстаний, которые были с небывалой жестокостью подавлены германскими войсками и вошли в историю под названием Геноцид племён гереро и нама . Было уничтожено 80 % гереро и 50 % готтентотов (нама).

    После подавления восстаний нама были поселены в специальных резерватах (home-lands): Берсеба (Berseba), Бондельс (Bondels), Гибеон (Gibeon, Krantzplatz), Сесфонтейн (Sesfontein), Соромас (Soromas), Вармбад (Warmbad), Нёйхоль (Neuhol), Цес (Tses), Хоаханас (Hoachanas), Окомбахе/Дамараланд (Okombahe /Damaraland), Франсфонтейн (Fransfontein). Систему резерватов поддерживала и южноафриканская администрация, контролировавшая территорию Намибии с по . Внутри них они и ныне составляют большинство населения, но живут и за их пределами: в городах и на фермах - смешанно с банту и белыми. Сохраняется деление на племенные группы, которые ныне сильно перемешаны.

    Капские готтентоты

    (капские койкоин; kaphottentotten) - как отдельная этническая группа ныне не существует. Населяли прибрежные земли от мыса Доброй Надежды на юго-западе до бассейна р. Улифантс на севере (где граничили с нама) и до р. Фиш (Vis) на востоке (современные Западно-Капская и запад Восточно-Капской провинции). На их число оценивается в 100 тысяч или в 200 тысяч . В начале XVII века делились на 2-3 группы, представленных как минимум 13 племенами.

    • Эйниква (riviervolk; ãi-||’ae, einiqua). Возможно, были ближе к нама, чем к капским готтентотам.
    • Западнокапские готтентоты
      • карос-хебер (kaross-heber; ǂnam-||’ae)
      • кохоква (цъохо; smaal-wange, saldanhamans; |’oo-xoo, cochoqua)
      • хюриква (guriqua)
      • хорингайква (goringhaiqua, !uri-||’ae)
      • хорахауква (къора-лъхау; gorachouqua (‘полуостровитяне’); !ora-||xau)
      • убиква (ubiqua)
      • хайноква (chainoqua; Snyer’s volk; !kaon)
      • хессеква (hessequa)
      • аттаква (attaqua)
      • аутениква (лъо-тани; houteniqua, zakkedragers; ||hoo-tani)
    • Восточнокапские готтентоты
      • инква (inqua)
      • дамаква (damaqua), не путать с

    Термин, употребляющийся для обозначения случаев чрезмерного развития малых половых губ, достигающих при этом необычайной величины и свисающих наподобие фартука в область промежности. Наблюдается как расовое явление у готтентоток, бушменок, а иногда и у европейских женщин.

    Готтентоты - древнейшее племя в Южной Африке. Название его происходит от нидерландского hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. Для женщин этой расы характерны ряд признаков, выделяющих их среди остального населения планеты - это стеатопигия (излишнее жировое отложение в области ягодиц) и "египетский фартук", или "готтентотский передник" (цгаи), гипертрофия половых губ .

    "Готтентотская Венера" впервые была описана Ле-Вальяном в отчёте о путешествиях 1780-1785 гг.: "У готтентоток есть натуральный передник, служащий к закрытию знака их пола...Они могут иметь длину до девяти дюймов, больше или меньше, смотря по летам женщины или по тем усилиям какие употребляет она на сие странное украшение..."

    Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак. «У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 15 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

    Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих обезьян, например, у самки гориллы, эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты - не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

    Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15-18 сантиметров в длину. Половые губы иногда свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай обрезать половые губы перед вступлением в брак. А вот у мужчин этого племени существует традиция ампутировать себе одну из тестикул, что не поддается научной логике - это делается, чтобы в семье не родилась двойня, появление которой считается проклятием для племени.

    После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

    Историческая драма французского режиссера Абдельлатифа Кешиша "Черная Венера" (2010) посвящена трагической судьбе готтентотской девушки Саарти Баартман (1779-1815), насильно вывезенной в Европу в 1810 г. хозяином-буром, где ее выставляли напоказ голой для увеселения досужей публики. Белых европейцев смешили гипертрофированные ягодицы несчастной дикарки; ученым-антропологам не давали покоя ее увеличенные половые губы .

    Трагедия Саарти Баартман, окончившей свои дни уличной проституткой, и не получившей даже христианского погребения (ее тело было отдано для научных исследований, с него сняли прижизненный слепок, а кости выварили и хранили для антропологических измерений), потрясла многих европейских зрителей. В настоящее время останки "Готтентотской Венеры" Саарти Баартман возвращены на родину в Южную Африку.

    НЕ НРАВИТСЯ, КАК​ ВЫГЛЯДЯТ ВАШИ ПОЛОВЫЕ ГУБЫ?

    УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ПРО.

    Готтентотская мораль (так называемая Protagonist-centered Morality ) — всё, что идёт на пользу/ведёт к счастью протагониста — хорошо; всё, что идёт ему во вред/ведёт к несчастью — плохо.

    Еще известна как "бушменская" и синонимична "Логике беспредела".

    Понятие "б. морали" происходит вроде бы с времен колонизации южной африки и из общения христианских проповедников с местным населением. "Я украл - хорошо. Дух, помогший мне украсть - хороший дух и наоборот.. "и пр. в том же смысле. Иногда "б. мораль" переносят и на Россию и россиян, что полагаю, частично не лишено смысла. "Русскому хорошо, когда у соседа крыша горит (что-то в этом роде). С бушменами, как и готентотами (и те и другие кочевники) россиян объединяют: большие пустые пространства и суровый климат. Так что, полагаю, это отчасти Жуков"ская мораль. Еще интересно было бы поискать у бушменов сказки наподобие "По щучьему велению.." и всяких-разных Богатырей, сидевших 30 лет на печи.

    В советскую эпоху не очень любили термин “готтентотская мораль”. Восходит он к легендарной, но реальной беседе христианского миссионера с одним из представителей южноафриканского племени готтентотов. На вопрос “Что такое плохо?” готтентот ответил: это когда мой сосед побьет меня, угонит мой скот, похитит мою жену. На вопрос “Что такое хорошо?” он же ответил: это когда я побью моего соседа, угоню его скот, похищу его жену.

    Очевидное любому из нас “Не делай другому того, чего не хотел бы себе” - требование довольно поздней стадии развития человечества. В частности, эту его формулировку дал иудейский законоучитель Гиллель уже во времена римского владычества. Да и она изрядно упрощена: к ней необходимо множество оговорок, связанных с различиями потребностей и вкусов.

    Правда, религиозное мышление объясняет разнообразие этических систем простейшим образом. Мол, истинный бог предписывает истинную этику, а все прочие образы жизни продиктованы то ли неведением этих предписаний, то ли и вовсе недобрым духом. Словом, есть два мнения: мое и неверное.

    Увы, все тот же Гёдель не оставляет ни малейшей надежды на подобную идиллию. Ведь из религии как полной - значит, противоречивой - системы можно вывести любые утверждения в любой сфере. В том числе и в этической.

    Иными словами, любая мыслимая и немыслимая система норм человеческого поведения может с равным основанием претендовать на божественное происхождение. А многие и впрямь претендовали. Например, наше нынешние борцы с рабством ссылаются на то же священное писание, откуда еще пару веков назад черпали аргументы рабовладельцы.

    Конечно, конкретная этическая система может ссылаться на божественный авторитет. Но такие ссылки, мягко говоря, не слишком убедительны. Ведь тем же авторитетом можно освятить и любую другую систему.

    Двойной стандарт или двойная мораль — критический термин для обозначения применяемых на практике и широко распространённых (но официально отрицаемых) дискриминационных подходов к оценке действий и прав групп населения, стран, рас . Двойные стандарты характеризуются различным применением принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов (одним из которых может выступать сам оценивающий) в зависимости от степени лояльности этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего. Термин широко используется для негативного описания явлений в современных политологии , журналистике , экономике , обществознании и других гуманитарных науках .

    Терминология двойных стандартов

    Одно из распространённых проявлений двойных стандартов — именование одних и тех же или очень близких объектов, действий, явлений различными терминами, имеющими различную эмоциональную окраску: «у них — война, у нас — борьба за мир; у них интервенты, у нас — воины-интернационалисты; наши — разведчики, их — шпионы» .

    Классическим примером двойных стандартов стала фраза «для кого террорист, а для кого — борец за свободу» (англ. One man"s terrorist is another man"s freedom fighter ) , введённая в обиход британским писателем Джеральдом Сеймуром (англ. Gerald Seymour ) в его художественном произведении «Игра Гарри» (англ. Harry"s game ) в 1975 году .

    Федор Сологуб
    «Готтентотская мораль»

    Какой-то готтентот, пленившийся турнюром
    Чужой жены, ее украл, —
    Поддался страсти к авантюрам:
    Уж очень малый был удал, —
    И забавляяся подругой толстозадой,
    Провел он год с немалою усладой.
    Но наконец
    Нашелся и другой такой же молодец.
    Однажды готтентот, ушедши на охоту,
    Весь день прошлялся по болоту,
    Идет домой,
    И предвкушает радость.
    Но что за гадость!
    Шалаш пустой,
    Лишь на песке остался отпечаток
    Двух пар здесь пробежавших пяток.
    Бедняга поднял вой:
    »Жена моя с разбойником сбежала!
    Его повесить мало.
    Какой же он подлец! И как ее мне жаль!
    Скотом уведена моя овечка!»
    Отсюда и пошло словечко
    Про готтентотскую мораль.

    Да и у нас ведь не иначе,
    Себя хвалить мы погодим.
    Крестьянин Клим
    На краденой куда-то ехал кляче,
    Но к вечеру устал,
    И задремал,
    И по такой причине
    Забрался в лес,
    В дупло залез,
    А клячу привязал к осине.
    Случился здесь голодный конокрад,
    И жалкой кляче был он рад,
    Украл и скрылся.
    Поутру Клим выходит из дупла,
    Увидел, - клячи нет, - и рассердился:
    »Ведь лошадь не сама ушла!»
    И не подумал он, что так ему и надо,
    И проклинать он начал конокрада.

    Таких примеров здесь найдешь
    Немало, коль искать охота,
    А если счет им подведешь,
    То скажешь: - То-то!
    Не обижать бы готтентота!

    Наталья Трауберг

    Готтентот

    Готтентоты — так европейцы прозвали африканское племя кхои, живущее на самом юге континента, за то что они во время ритуальных танцев повторяли непонятные слова, сливавшиеся для чужого уха в «хотентот». С таким же успехом европейцев можно было бы назвать «аминями» — ведь и русские, и французы, и англичане твердят во время богослужения «аминь».

    Европейцы были уже достаточно охочи до знания, чтобы доплыть до мыса Кап, где жили готтентоты, но еще достаточно провинциальны и потому поражались, что у кхои нет церквей и Библий или что они не позволяют европейцам давить жуков-скарабеев. (Интересно, что бы сказали европейцы, если бы приехавшие в Англию — к примеру, готтентоты — стали бы убивать кошек, увидев их в жилом помещении.)

    Но большинство европейцев считали кхои грязными и ленивыми существами. Европейцы отбирали у готтентотов земли, обвиняя готтентотов же в жадности: якобы один кхои на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» ответил: «Хорошо — это когда я украду у друга жену, плохо — это когда друг у меня украдет жену».

    Даже если бы какой-нибудь готтентот сказал такую глупость, не стоило бы выдумывать выражение «готтентотская этика», а ведь выдумали. В России оно стало особенно популярно после того, как Семен Франк в статье знаменитого сборника «Вехи» против большевистской безнравственности упомянул «гогттентотскую этику».

    А еще через восемь лет эта самая готтентотская этика стала править Россией, а еще через восемьдесят в Москве вполне белокожие носители готтентотской этики начали убивать настоящих готтентотов-студентов только за то, что те черные и чужаки.

    Один православный диакон объяснял при этом, что готтентотская мораль — это такая принципиальная жестокость, а проявляли ее — нет, не московские нацисты, эти просто самообороняются, а все те же готтентоты, когда в четвёртом столетии завоевывали Рим. Диакон спутал готтентотов с готами. Но почему-то никто не говорит «дьяконская мораль», «дьяконская эрудиция». Шишки валятся по-прежнему на бедных кхои.

    В глазах уверенных в себе европейцев готтентот оказывается чем-то вроде обезьяны. На самом деле между обезьяной и человеком пропасть физиологическая, а вот между человеком, который считает, что любовь — это когда он крадет у другого женщину, и человеком, который считает, что любовь не может красть, — пропасть нравственная.

    Люди склонны смеяться над готтентотом, потому что не могут себе представить, чтобы вор любил то, что он крадет. В христианском мире (или в мире, стоящем на христианском основании) считается немножко неприличным любить деньги, а крадут обычно деньги или их эквивалент. Поэтому же в христианском мире считается неприличным мерять любовь к женщине деньгами — слишком разные вещи.

    Но одну аналогию люди, культура которых покоится на Евангелии, могут понять легко. Женщину уподоблять деньгам нехорошо, зато Сам Христос сравнивал с деньгами Царство Небесное: и с деньгами, и с жемчужиной, и с хорошим уловом. А Царство Небесное нам открывается через Церковь. Церковь же сравнивают с Невестой Христовой, то есть с женщиной.

    Крым и готтентоты

    Аргументы от истории. Крым у России несправедливо отобрали. Мы берем то, что принадлежит нам по праву.

    Конечно, Хрущев передал Крым Украине совершенно необоснованно. Но Екатерина II в свое время захватила Крымское ханство, тоже не обладая на него какими-то формальными правами. Границы никогда не имеют твердокаменных, безапелляционных обоснований. Все территории были когда-то кем-то переданы или завоеваны. Если начать пересматривать границы на основании какой-то высшей справедливости, о которой, замечу, у каждой стороны свое представление, будет перманентная война всех со всеми. Германия начнет требовать исконно немецкий Кенигсберг. Японцы — Курилы. Финны — Выборг. Китайцы — Дальний Восток, присвоенный, по их мнению, царским правительством в результате кабальных договоров.

    Единственный мирный, разумный выход из этой ситуации нашли европейские страны еще в середине 70-х годов во время Хельсинской конференции, когда признали границы в Европе, плохи они или хороши, незыблемыми и закрыли тему территориальных претензий.

    Аргументы от демократии. Крымчане имеют право на референдум и самоопределение.

    Конечно, крымчане имеют право на референдум и на самоопределение. Но какое может быть волеизъявление в условиях иностранной оккупации, под дулами пулеметов российских спецподразделений? Референдум проводится впопыхах, в условиях силового противостояния, пропагандистской истерии и провокаций. Среди ответов на его вопросы не предусмотрена независимость Крыма. Сделано это, чтобы ее сторонники, не найдя своего варианта ответа, проголосовали за присоединение Крыма к России. Наконец, отсутствует механизм независимого контроля над подведением итогов волеизъявления.

    По всей видимости, Крым ждет местный вариант российской "чуровщины". Результаты такого "референдума" ни в коей мере не могут быть корректными.

    Нужны переговоры, к которым призывают украинские власти, и мирное решение вопроса о референдуме, как, например, было в Квебеке, Гренландии, будет в Шотландии. Возможно, под контролем ООН, обязательно при участии международных наблюдателей.

    И, наконец, наверное, самый популярный набор: "аргументы от готтентотов". Наша страна имеет право на все, потому что это наша страна, наша возрождающаяся империя. И пусть нас боятся все!

    Как известно, готтентотская мораль проста: если меня едят — это плохо, если я ем других — это хорошо. Эта людоедская мораль опасна не только для окружающих, но и для самих "людоедов". Людоед, вышедший на охоту, всегда рискует быть съеденным своим более сильным коллегой. Логика "людоедов" в дорогих костюмах и генеральских формах, презирающих чужие права и интересы, неизбежно ведет к войне. Жертвы, загнанные в угол, начинают обороняться. Очень вероятно, что "съеден" в результате будет сам агрессор. Даже страшно представить, что произойдет, если у украинских военных не выдержат нервы и они начнут стрелять в "анонимных" оккупантов.

    Я понимаю, почему агрессию в Крыму поддерживает Лимонов, в партии которого популярен лозунг: "Да, смерть!". Эта авантюра может рано или поздно дать шанс желающим (и не только) героически умереть. Но зачем она людям, ориентированным на жизнь? В том числе и тем, кто сейчас поддерживает Путина. Ведь большинство из них, по сути, мирные обыватели, агрессивные только за экранами компьютеров.

    Россиская агрессия в Крыму привела человечество к началу новой холодной войны, которая, как и прошлая, будет всегда грозить перерасти в мировую катастрофу. Мир несколько десятков лет жил без угрозы глобальной бойни. А теперь в душах людей в разных странах вновь поселился страх.

    Только российские "готтентоты" пока еще думают, что все это просто игра, типа "Зарницы", где "наши" всегда побеждают "воображаемого противника". Они не понимают, что могут заплатить своими жизнями за шкурные интересы российского олигархата и чиновничества, скрывающиеся под романтическими рассказами о возрождении империи.

    "Готтентоты" еще не осознали, что стали жить в новом опасном мире, чреватом военными столкновениями и "полной гибелью всерьез". Диктатор, один раз поставивший свою страну на грань войны, будет поступать так и дальше. Рано или поздно все это может плохо закончиться. Тогда, думаю, окажется, что наши интернет-патриоты в подавляющем большинстве не хотят погибать на войне и отдавать на убой своих детей.