Дмитрий Ревякин: «Я испугался, что не переживу эту ночь. Что известно об Ольге Ревякиной, жене Дмитрия Ревякина? — За что ты нас так? Тебя хоть раз журналисты обижали

22 апреля утренним московским поездом в наш город приехала легендарная рок-группа «Калинов мост». Собственно, выступление кумиров липецкие поклонники организовали себе, можно сказать, сами. Некоторое время назад они предложили лидеру «Моста» Дмитрию Ревякину бесплатно снять клип. Брали на себя полностью все расходы по подготовке сценария, операторской работе и т.д. Рокеру идея понравилась, а вскоре подвернулся подходящий случай - приглашение на гастроли в город металлургов.

Съемки были намечены в заповеднике Галичья гора. По сценарию, на руку Дмитрию должен сесть настоящий живой сокол - довольно крупный хищник.

Не страшно? - спросили мы у вокалиста.

Сибиряки - народ закаленный. К тому же у нас уже был опыт общения с птицами. Да мы и не собираемся никого из себя изображать: ни дрессировщиков, ни крутых охотников. Как я понял из сценария, музыканты останутся музыкантами, а актеры - актерами. Каждый должен знать свое место, иначе получится каламбур.

В Липецке калиновцы должны были пробыть два дня: вначале съездить на экскурсию в Елец, а затем заняться съемками клипа и дать концерт в областном центре.

Елец музыканты посмотрели. А вот с клипом не получилось. Из-за лившего почти сутки дождя съемки пришлось отменить. Ревякин и компания коротали время до концерта в гостиничных номерах, готовясь к выступлению. Еще одну попытку снять видео в Галичьей горе коллектив предпримет в конце мая.

ТОЛЬКО У НАС!

Ольга РЕВЯКИНА: Муж не умеет делать подарки!

В Липецк Дмитрий Ревякин приехал вместе с супругой. В то время как муж был занят предконцертной настройкой инструментов, Ольга скучала за кулисами киноконцертного зала «Октябрь».

- Вы всегда ездите на гастроли семьей?

Только когда чувствую, что мужу нужна поддержка. Как сейчас, когда группа лишилась гитариста. Дмитрий из-за этого очень переживает.

- Жены творческих людей могут быть боевыми подругами, музами или, например, хранительницами очагов. Кто вы?

Наверное, все-таки хранительница очага. Хотя Дмитрий посвятил мне не одну песню.

- Какой-нибудь необычный подарок супруга помните?

Дима дарит всегда не то, что нужно. Или то, что меня никак не устраивает. Поэтому все подарки делаю себе сама. Так проще. Еще в юности поняла, что муж делать подарки просто не умеет.

- Как давно вы с Дмитрием вместе?

В институте учились в одной группе. Однажды стали посылать друг другу письма. Договорились, что они будут в стихах. Дима сочинял какие-то ужасные послания, с жуткими рифмами, типа: свеча - крича. Позднее оказалось, что сочинял он их еще и вместе с друзьями. Я же хитрила: выдавала за свои строки Гамзатова . Так и подружились, а на пятом курсе поженились. Сыну Степану уже 18. Он студент юрфака МГУ .

- Песни отца слушает?

Он слушает настолько экстремальные вещи, что я просто вынуждена плотнее закрывать дверь в его комнату. Вообще я музыку не очень люблю. Могу под настроение послушать какие-нибудь тихие спокойные композиции, максимум минут 15. Кстати, чаще всего ими оказываются как раз песни «Калинова моста».

ДОСЬЕ «КП»

Дмитрий РЕВЯКИН родился в Новосибирске 13 февраля 1964 года. Первые сольные проекты начал делать еще студентом, в Новосибирске. Их слушателями были студенты радиотехнического факультета НЭТИ, с которого, собственно, и начался «Мост». В дальнейшем сольные проекты появлялись в разное время - и в период благополучного существования «Моста», и тогда, когда группа не работала. Не так давно вышла книга стихов Дмитрия Ревякина «Гнев совы».

В ТЕМУ

«Калинов мост» организаторы концерта пригласили, чтобы привлечь внимание к новому и весьма необычному проекту. Ученые общественной организации «Археолог» решили создать Центр исторической реконструкции в окрестностях села Каменка Задонского района.

Поселенцы в нем будут жить в стилизованных под старину постройках, - рассказал «КП » завкафедрой отечественной истории ЛГПУ Александр Бессуднов . - На территории древнего города запрещено пользоваться мобильными телефонами и остальными благами цивилизации. Гостям предложат поменять современную одежду на холщовые рубахи, а затем помочь кузнецу выковать меч или вылепить глиняный горшок своими руками.

Первые жители центра - члены исторических клубов - появятся в Задонском районе уже в начале мая. Вскоре после этого поселение будет готово принимать туристов.

Материалы подготовили Елена ВАСИЛЬЕВА , Юлия МЕРИНОВА и Александр ГРИШАЕВ .

10.09.2017 в 12:01 1564

Группу «Калинов мост», которая в прошлом году отметила своё 30-летие, не назовёшь мега-популярной, и тем не менее, на протяжении столь солидного срока она остаётся узнаваемой и интересной для поклонников. Когда-то лидер коллектива сибиряк Дмитрий Ревякин первым из пост-советских рокеров спел о мифических существах, древних божествах и тайных мирах, чем пленил тысячи душ, стосковавшихся по романтике непознанного. Да и само название группы, взятое из русских сказок, создавало ощущение чего-то настоящего, ни на что не похожего. Потом Ревякин отрёкся от своих языческих предпочтений, стал называть их лишь этапом на пути к истине, а себя - глубоко верующим человеком. Это отразилось и в поэтике Этот переход к христианскому миропониманию совпал с потерей любимого человека - в 2005-м от сердечного приступа скоропостижно умерла жена Дмитрия Ольга, которая прошла с ним весь путь становления группы. Опорой музыканта стал их взрослый сын. Говорят, Дмитрий до сих пор не собирается устраивать свою личную жизнь, храня верность любимой. А свои переживания щедро выражает в творчестве. В минувшую субботу «Калинов мост» приехал в Серпухов, чтобы отыграть концерт для своих преданных поклонников. А перед выступлением Дмитрий Ревякин с радостью согласился дать интервью нашему изданию.

В свои 53 года музыкант выглядит удивительно свежо, максимум на 40 с небольшим. Он по-прежнему носит длинные волосы и придерживается спокойного стиля в одежде. Но есть несколько характерных особенностей, отличающих Ревякина от коллег по цеху. Он говорит очень мягко, с едва уловимым северным акцентом, но не смотрит в глаза. Большая часть интервью прошла на эмоциональном подъеме, а потом неожиданно наступил спад, Дмитрий словно закрылся в себе, отвечал односложно, нехотя, хоть и безупречно вежливо. Такой вот уж он человек - одновременно искренний и обособленный.

- Дмитрий, рады видеть вас в Серпухове. Сейчас, за полчаса до концерта, чего вы ждёте от него?

Жду всегда, чтобы был хороший звук, мы приложим все усилия, чтобы зацепиться на сцене друг с другом звуком, получать от этого кайф. Чтобы потом этот кайф передать слушателям. Надеюсь, что это выступление запомнится и нам, и зрителям.

- А как вы понимаете, что контакт со зрителем установлен?

Ну как, люди подпевают, пританцовывают, приплясывают, реагируют на какие-то музыкальные фрагменты. У нас же слушатель всё равно уже грамотный музыкально и лирически, может на какое-то слово точное среагировать или на красивое музыкально место, где мы играем вместе. Это приятно, когда зритель видит, что музыканты трудятся над собой, над звуком, что они в режиме и не превратились в памятник. Зря говорят, что у нас зритель невоспитанный, ему шансон подавай или попсу...

- А вы в одном из интервью признались, что слушаете реп и что-то для себя находите в нём...

Слушаю - это громко сказано. Так, какие-то фрагменты, потому что меня все-таки удивить тяжело - в плане лирики, композиции и музыки. Но когда это удаётся, я обращаю внимание на этих музыкантов, на подачу материала. У меня даже была пара-тройка номеров с моими земляками, рэперами из группы «25/17».. И не возникло абсолютно никаких трудностей при общении, при вхождении меня в их музыкальный материал. Я считаю, мы качественно сработали.

- Как создавалась песня «Рахунок»- о событиях на Майдане в 2013 году. Она наделала много шума...

Писали песню вместе с ребятами из «25/17». Просто та ситуация взволновала всех мыслящих, неравнодушных людей. И у каждого было своё прочтение этих событий: у меня одно, у них - другое. В итоге так и вышло - я отвечал за свой блок, они - за свой. То место, которое пел Антон Завьялов, - «Мало-мало крови, прольётся ещё больше» - на него мало кто обратил внимание, все обсуждали, например, строки про Яроша. А я считаю, что это самое сильное место в песне. Да, она взбудоражила слушателей. Начались оживлённые обсуждения, даже проклятия сыпались в наш адрес, и отречения были. Чего только не было! Хороший был период. Мы наделали шуму. Вообще, я считаю, что главное в поэзии - эмоционально откликаться на происходящее. И если это ещё и поэтически сделано хорошо, и с определенным отношением.... До сих пор иногда слушаю «Рахунок» - потому что сама форма, само решение меня радует, несмотря на все то, что пришлось прочитать о себе в связи с этой пьесой.

- Никак не аукнулись вам те откровения?

Нет, никаких последствий не было. Я считаю, что сейчас что угодно говори - не влияет ни на что. Сейчас время, когда слова любые летят в пустоту. Кто бы их ни говорил, никто не слушает и не верит. Может, в провинции слово ещё ценят, а в мегаполисах - это все пыль, ворох, тлен. Слова потеряли свой вес.

- А как же пример Макаревича, Гребенщикова, которые попали в опалу за свои смелые высказывания?

Думаю, тут играли роль другие причины. В случае с Гребенщиковым - источник его доходов, например.

- Давайте поговорим о поэзии. Правда ли, что для каждого поэта его стихи - самые лучшие?

Нет, у меня никогда не было самолюбования. Просто для меня это самое высочайшее наслаждение, очень тонкое - писать стихи. Но когда стихотворение закончено - я его отпускаю. Я не хожу весь следующий день в эйфории, не прыгаю до потолка. Вот, мол, я кому-то нос утёр. У нас такая страна, что она рождает поэтов. Вспомним период Серебряного века. Сколько было замечательных талантов. Я не беру сейчас моральные качества, это отдельно. И сейчас то же самое. Многие люди просто пишут стихи и абсолютно довольны тем, что они делают.

- А в вас когда проснулся этот талант?

Очень поздно. На рубеже второго-третьего курса Новосибирского электротехнического института я начал писать песни, читать книги вдруг бросился, читать поэтов. На меня это нахлынуло. В институте у нас было сообщество людей, которые интересовались поэзией, литературой. Потом перестройка пришла, а там и «Калинов мост» собрался. И надо было уже писать такие песни, чтобы заставлять себя слушать. И понеслось. Очень мне помогало моё окружение, воспитывало меня. И, конечно, моя мама, потому что у неё дар слова от неба, от Бога, она очень хорошо это понимает и чувствует. Я при любом удобном случае обращаюсь к ней за советом. Сейчас всё просто с этим, есть мобильная связь. У меня выходит пятая книга стихов, мама целиком её отредактировала. Пока я не останавливаюсь, пишу дальше, слава богу, он дает мне такую возможность.

- А какой процент из стихотворений становится песнями?

Нет, песни - это отдельно. Песню для меня написать - это гораздо сложнее. Нужно и музыкально её представлять. Песня - это подарок, если она получается.

- В вашей жизни произошло печальное событие, вы стали отцом-одиночкой. С какими трудностями столкнулись?

Что об этом говорить, уже всё давно написано и рассказано, и нет смысла к этому возвращаться. А с сыном у меня никогда проблем не было, полное взаимопонимание, взаимовыручка и поддержка. Особенно теперь, когда ему уже 30 лет. У нас так в семье заведено. У моих родителей тоже со мной так было, надеюсь.

Вы много чего попробовали в жизни. Были и язычником, и шаманом, и буддистом, закалялись по системе Порфирия Иванова. Что считаете ошибкой?

Я пробовал всё то, что пробуют и другие ищущие люди. Ничего уникального в моём опыте нет, но я им дорожу, потому что именно он помог мне стать тем, кто я есть.

Личное дело.

Учился в Новосибирском электротехническом институте

Группа «Калинов мост» появилась в 1996 году, название придумала девушка Дмитрия Ольга, которая стала его женой

В составе группы записано 16 студийных альбомов

Владимир Полупанов, АиФ.ru: — С февраля у вас начался большой гастрольный тур, посвящённый новому альбому «Даурия» и твоему 55-летию. Вы всё время гастролируете?

Дмитрий Ревякин : — Нельзя сказать, что мы забыты или не востребованы. Но у нас — то пусто, то густо. У «Калинова Моста» есть свои преданные поклонники, пусть и немногочисленные, но в каждом городе. Больше всего их, конечно, в Москве, Питере и Новосибирске. Сейчас появился повод — 55-летие. И организаторы охотно приглашают нас. 27 февраля выступаем в Кремле, где я не был ни разу в жизни даже как зритель или как турист. Поэтому испытываю лёгкий трепет. И отношусь к этому так: Господь нас не оставит.

— Знаю тебя как человека скромного, который никогда не любил пышные торжества. И тут вдруг Кремль! Почему решил так широко отметить 55-летие?

— Мне самому никогда бы не пришло в голову стучаться в «ворота» Кремля.

Организаторы вышли на моего сына Степана , который уже как 3 года выполняет обязанности директора нашей группы, и предложили сыграть там. Мы согласились.

— На новый альбом деньги пришлось собирать всем миром?

— «Калинов мост» существует благодаря пожертвованиям наших друзей. На запись «Даурии» мы просили 1 млн 100 тыс. рублей. В результате собрали 800 тыс. с хвостиком. Это не первый случай. Мы и до этого собирали деньги на запись своих альбомов, и на сольные свои пластинки я просил денег, на книгу стихов. Я к этому отношусь примерно так, как книгам по подписке в советские времена. Всем, кто пожертвовал деньги, мы рассылаем новый альбом на CD.

— Можешь вспомнить самый непростой период в истории группы?

— В начале 90-х, когда всё сломалось. Тогда мы сосали лапу конкретно. Я спасался только тем, что писал песни. Как мы тогда выжили — не понимаю? Наверно, за счёт своих жен. При этом умудрялись в это сложное время даже альбомы выпускать. «Пояс Ульчи» мы записывали в полуголодном состоянии. Знакомые музыканты (Сергей Воронов, Инна Желанная, Вадим Голутвин, Александр Чиненков, Сергей Мазаев — Ред.) откликнулись на нашу просьбу, приходили в студию SNC Стаса Намина и радостно нам помогали в работе над альбомом. Даже еду какую-то приносили, чтобы нас чуть-чуть подкормить. Бывали периоды, когда у нас было всего 1 или 2 концерта в год. Мне одному проще: я сел, начал писать, меня здесь как бы нет. Музыкантам сложнее. Было очень тяжело удержать группу вместе: найти слова, чтобы объяснить музыкантам, что есть перспектива. Но постепенно дела у нас поправились.

— Приходилось ли тебе выполнять какую-то другую работу, чтобы заработать на жизнь?

— Нет. С февраля 1987 года я занимаюсь только тем, что пишу стихи и песни.

— Одна из песен на новом альбоме называется «Парторг». По музыке она динамичная, я бы даже сказал веселая и плясовая, но с печальным содержанием: «Парторг обижен, колхоз разогнан. Зияют окна без стекол. Растёт кладбище, темнеют лица». Это про конкретное место?

— В целом про Забайкалье, где я вырос. Про то, как было, и как стало. Если раньше там кипела жизнь, то сегодня...

— «Сейчас там пустыня, вырождение, мрак и смерть. И никакого будущего», — сказал ты в каком-то интервью про Забайкалье.

— Да. Это очень грустная для меня тема. Я помню, как развивалось Забайкалье. У нас там даже умудрялись хлеб выращивать, несмотря на всю рискованность земледелия и очень короткое лето. Горные комбинаты работали, БАМ прокладывали. А сейчас... Тебе надо съездить туда и посмотреть, что происходит, поговорить с ребятами и девчонками в Чите, спросить их, о чём они мечтают.

— И о чём мечтают?

— Мечтают они об одном — уехать оттуда.

— «А рядом рыщет и днём и ночью вестей разносчик двужильный». Это не про журналистов сказано?

— И про них тоже. Про телевидение современное и всё, чем насыщено наше современное информационное пространство.

— За что ты нас так? Тебя хоть раз журналисты обижали?

— А как меня можно обидеть? Я так организован по жизни, что меня особо никто не трогает. Если и были какие-то неточности, ну что тут поделаешь... Как говорил мой наставник и учитель Стас Намин: «Фамилия правильно указана? Имя тоже верно написано? Всё остальное неважно».

— В песне «Только здесь» есть строчки: «Господа под копирку одеты, самохвально блестят ордена». О каких «господах» речь?

— Про вороватых чиновников, которые выделились в отдельную касту и плевать хотели на народ, который их кормит, и верит им порой. Я хотел такой смысл вложить в эти строчки.

— Ты меня прости, но я совсем не понимаю, что ты хотел сказать вот этой фразой: «И придётся икоте традиций поутру присягнуть». Что такое «икота традиций»?

— Это я надеюсь, что чиновники всё-таки одумаются. Хотя особых иллюзий на этот счёт не питаю. Но в песне об этом можно написать.

— «Я лирик, — утверждаешь ты, — но есть у меня и „плакатные песни“». Это какие?

— Такие, где всё выражается достаточно прямолинейно. Например, «Мать Европа» из альбома «Эсхато»: «Мать Европа, что с тобой случилось? Мрак кромешный, хляби мутной лжи» и т.д.

— На его обложке — коллаж с изображениями Усамы бен Ладена, Обамы, Дмитрия Медведева и других «ньюсмейкеров» того периода. Почему они?

— Могли быть и другие лица. Но это образы того времени, когда выходил альбом в 2010-м году. Обложку эту делал мой сын. Что посчитал нужным, то туда и вложил.

— Плакатные песни «Мать Европа» и «Ангелы рая» попадали даже в хит-парады на радио. Значит, такие песни большее количество людей волнуют, нежели твоя лирика.

— «Ангелы рая» — одна из любимых моих песен о казачестве. Когда у нее были первые места в хит-параде, для меня это была полная неожиданность и радость. А в песне «Мать Европа» — там одни девизы. Может быть, просто они оказались близки и созвучны людям.

— Мне всегда казалось, что смысл песен «Калинова моста» предельно прост, но ты всегда стараешься завуалировать его, напустить тумана. Название альбомов «Калинова моста» заковыристые: «Узарень», «Выворотень», «Дарза», «Даурия». Кстати, Даурия — это старинное название Забайкалья. Можно же было назвать альбом просто «Забайкалье». Зачем ты всё усложняешь?

— Меня всегда привлекала звукопись. Такое у меня творческое мышление. Мне так видится мир. И я следую этому видению. Мы не сидели и ничего специально не выдумывали. «Подпустить туману» — это все-таки относится больше к другому жанру — поп-музыке, шоу-бизнесу. А так ты прав, в наших песня всё предельно просто.

Дмитрий Ревякин, фестивал «Нашествие», 2006 год. Фото: www.globallookpress.com / Nadezhda Lebedeva

— «Время сегодня путаное и заверченное, — сказал ты в одном из интервью. — Непросто разобраться в ситуации и выразить свою политическую позицию». Со временем тебе не становится яснее что-то?

— Тут я могу впасть в самообман. Что-то становится ясным, что-то, наоборот, запутанным.

— Не яснее тебе стало, куда катится мир?

— Если говорить о нашей стране, то, по-моему, мы превращаемся в полуколониальную территорию с квазикапитализмом. Из уникальной страны с плановой экономикой, где происходили процессы, связанные формированием нового человека, мы превратились в заурядную страну третьего мира с огромными природными богатствами. Когда был СССР, мы были интересны всему миру. А сейчас мы никому неинтересны. Ежегодно из страны выводятся огромные деньги в оффшорные зоны. А если бы эти средства работали на нашу экономику, мы бы не были такими бедными.

— В твоих словах я слышу сожаление, что СССР распался. Или мне показалось?

— Конечно, сожаление. Сейчас наступает переосмысление. Мы за джинсы продали Советский Союз. Но нас никто не спросил. Всё решалось наверху, в том самом Кремле, в котором мы будем играть 27 февраля. Советский Союз был моделью, которая была привлекательна для огромного количества людей во всем мире. А сейчас мы вдобавок ко всему со всеми ещё и перессорились. И нами пугают новорождённых.

— Но помимо плановой экономики (эффективность которой, кстати, весьма сомнительна), индустриализации и «формирования нового человека», в СССР было немало жутких явлений: Гражданская война, насильственная коллективизация, красный террор, сталинские лагеря, переселение народов, железный занавес, уравниловка и т.д.?

— Советский Союз — это не монолитное образование. В советской эпохе были разные периоды и трагические, и героические. Огромное количество людей во всём мире смотрели на нашу страну с интересом и были с нами солидарны.

— Говоря о ЕГЭ, ты отметил, что из нас стараются сделать биороботов. Ты действительно считаешь, что ЕГЭ убивает образование?

— Насчёт биороботов это не я говорил. Наш президент сказал, что у нас растёт общество потребления. По-моему, только ленивый сейчас об этом не говорит. Наше образование уже убито. Стоит поговорить с современными подростками, спросить их про какие-то исторические даты, как они понимают то или иное физическое явление. Я смотрю в Москве, как дети ходят по улицам, как выглядят. У них в раннем возрасте уже испорчено зрение, многие носят очки. Они разобщены. Много истерик. Всё из-за чрезмерного увлечения гаджетами. Мне кажется, самое главное научить детей читать книги. Вслух им читать, подсовывать правильную литературу. Рано или поздно у них проявится всё, что в нашей гаплогруппе заложено.

— Ты как-то сказал, что беды и неурядицы в нашей стране от большой любви Бога к нам. Но если следовать твоей логике, то те страны, где бед и неурядиц меньше, Бог любит меньше? Поэтому и не посылает им испытания?

— Таким может быть одно из объяснений: Господь нас любит, поэтому посылает испытания. Но я, честно говоря, не знаю, где бед и неурядиц меньше. Они везде есть. Но просто другого характера. Я могу говорить только о том, что касается моей родины. А о том, что происходит на других территориях, не могу рассуждать — тут нужен другой ум и другой охват.

Группа «Калинов мост», 2006 г. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

— «Вообще, „Калинов Мост“ собирался для того, чтобы, прощу прощения, дать просраться всем. В нашем кругу это так называлось. Основная задача для группы стояла всегда — дать просраться всем группам по всем позициям. Она и осталась война». Ты говорил это?

— Да, году в 86-м, когда группа только собралась. Я говорил о том, что мы неслучайно собрались, что это не эпизод, что мы пришли всерьёз и надолго.

— А с кем ты воевал? И по какой причине?

— Всё исходит из названия группы. Если обратиться к русским сказкам, то там всё очень ясно проговорено — с кем и почему. (так назывался в русских сказках и былинах мост через реку Смородину, соединяющий мир живых и мир мёртвых. Существует множество былин и легенд, в которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла — Ред.).

Сравнивать нынешних музыкантов с героями 80-х неправильно. Мы жили переменами. Мы их ждали. И даже частично участвовали в демонтаже СССР. Отношение к слову, музыке было другое. Низкий жанр превратился в классический. И это было здорово.

— А что-то в современной музыке тебя радует сегодня? Что можешь сказать, если сравнить нынешних рок-героев с вами, рокерами, которые поднялись на волне интереса к року в 80-е?

— Слава богу, талантливых людей у нас всегда хватало. А сравнивать нынешних музыкантов с героями 80-х, неправильно. Мы жили переменами. Мы их ждали. И даже частично участвовали в демонтаже СССР. Отношение к слову, музыке было другое. Низкий жанр превратился в классический. И это было здорово. Но эта была другая эпоха. Была единая страна, единая ментальность, единые ожидания. Сейчас всё другое. Другие приоритеты и другие смыслы. Сегодня в музыке больше неестественности и просчитанности. Поэтому музыкантами, которые сейчас гремят, я особо не интересуюсь. И потом, я постоянно занят своей работой. Либо это репетиция, либо запись, либо доведение до ума новых песен «Калинова моста», либо моя сольная работа. До меня, конечно, что-то долетает — в основном, когда еду в такси по городу и по дороге слушаю радио. А чтобы специально что-то слушать дома — сейчас такого нет.

— Ты всегда больше напоминал мне священника, нежели лидера рок-группы. Ты сознательно этот внешний образ культивировал? Или просто так сложилось, и ты об этом даже не задумывался никогда?

— Больше второе, конечно. Я же человек из провинции. Родился в Новосибирске, вырос в небольшом поселке Первомайский в Забайкальском крае. И все эти городские нюансы, которые присущи многим музыкантам, у меня напрочь отсутствуют. Для меня все-таки важно другое — группа, коллективный процесс.

— У группы много раз менялся состав. В 90-е «Калином мост» совсем распался, и ты выступал один. Разве «Калинов мост» — это не ты?

— Нет, конечно. «Калинов мост» — это именно группа. С барабанщиком Виктором Чаплыгиным мы играем вместе с 1986 года. Баянист, клавишник, можно сказать, мультиинструменталист Саша Владыкин уже почти 27 лет играет в группе. Константин Ковачев и Андрей Баслык — уже 13 лет в группе. Сольные мои альбомы (их штук 5 есть) — это тоже со-творчество, общение, умение слушать друг друга, походная жизнь, гастроли, преодоление, радость от совместного творчества.

Выступление группы «Калинов мост», 1989 г. Фото: www.globallookpress.com / Evguenii Matveev

— В 2005 году твоя супруга Ольга ушла из жизни. Ты сейчас один? Или у тебя появилась женщина?

— Есть, конечно, любимая женщина. Мы рады, что появились в жизни друг друга.

— У тебя много любовной лирики, которая посвящена Ольге. А есть песни, которые ты посвятил нынешней супруге?

— Конечно, есть. Как дойдут руки, запишу альбом. Сначала надо было «Даурию» сделать. До этого мы долго работали над предыдущим альбомом «Сезон овец» — даже клип сняли на одну из песен «Всадники». Некоторые критики упрекали нас в том, что песня получилась как «Вологда» у «Песняров». Я не против. «Песняры» — одна из моих любимых групп. И сравнение с ними — это как медаль.

— Часто ли ты сегодня бываешь за границей?

— Нечасто. Но бывает, выезжаем, например, с группой в Германию, чтобы сыграть там концерт на фестивале. Бывал в Греции. Но это было связано с паломнической поездкой на Афон. А просто ехать туда как турист — не припомню такого.

— А где ты отдыхаешь?

— На море я езжу в Крым. Это уникальная, божественная территория. Поэтому несмотря на дороговизну и неважный сервис — Крым для меня — сказка!

— Как обычно ты отмечаешь дни рождения? И что для тебя явилось бы самым лучшим подарком?

— Я ничего не планирую в день рождения. Как будет, так будет. А про подарки мне сложно говорить. Главный подарок — что мне уже немало лет, и группа, которая родилась в провинции, до сих пор существует, и я в ней пою и играю. Нам по-прежнему удаётся совместно решать творческие задачи. Вот это, наверно, самый главный подарок. А всё остальное преходящее.

Группа «Калинов Мост» всегда стояла особняком в ряду легенд русского рока. Мало того что они были первыми в России, кто стал (а самое главное - не перестал) играть фолк-рок, так еще и сейчас Дмитрий Ревякин продолжает поражать. Каждая пластинка коллектива - это всегда что-то новое, что, кстати, совершенно удивительно, ведь Ревякин не начал ходить в качалку и скакать по сцене в шортах, а музыканты, хоть уже и другие (кроме вечно молодого Виктора Чаплыгина ), явно не изображают из себя Rammstein. О том, как «Калинову Мосту» удается меняться, оставаясь прежним, и почему в России нет православия, Дмитрий Ревякин рассказал корреспонденту «НГ».

Принято считать, что с 2000 года у «Калинова Моста» начался новый этап творчества (уже, кстати, пятый. - Прим. ред.), и, как вы сами говорили в одном из интервью, он последний - эсхатологический. Действительно ли до конца времен осталось так мало?

Конечно, загнать творчество «Калинова Моста» в рамки не так-то просто. Все-таки все эти пять условных периодов нашего творчества перетекают друг в друга, и даже самые ранние напоминают о себе и сейчас. Действительно, песни с пластинок «Ледяной поход», «Сердце», «Эсхато» и «Золотое толокно» я старался соотносить с библейскими ценностями. По крайней мере, это стало осознанно. Раньше творилось интуитивно.

Судя по последним пластинкам, у вас как будто открылось второе дыхание. Что вас сейчас вдохновляет и как вам удается не повторяться?

То есть никогда не возникало желания переписать в студии заново, например, альбом «Вольница»? А потом еще и на виниле его издать?..

Сразу скажу, на концертах мы играем почти все песни с «Вольницы». Остались только три неосвоенные. Думаю, что, когда мы будем играть концерты в поддержку нового альбома «Контра», над которым сейчас работаем, пригодятся и они. Что касается записи этой пластинки по-новому, то я не вижу смысла возвращаться к старому. Тут бы успеть разобраться с новым материалом, который требует большого внимания и сил. Скоро выйдет моя третья книга стихов, да и работа над сольными альбомами ведется. Нет времени для отдыха и почивания на лаврах. Еще много надо сделать.

А когда ждать нового сольника? Есть ли вообще смысл выпускать альбомы не под вывеской «Калинова Моста»?

Смысл есть. Я пытаюсь таким образом привлечь в свое творчество другие краски. Зачастую со мной играют музыканты, не имеющие отношения к группе, поэтому другая трактовка неизбежна. Например «Жатва» - это явно не «Калинов Мост». Да, голос тот же и поэтика во многом схожа, но подача совсем иная. Но это не самое главное. Я записываю сольные альбомы, потому что я очень плодовитый. У меня крайне много материала, поэтому я пытаюсь подрабатывать на стороне (смеется). Что касается новой сольной пластинки, то одна уже готова. Причем давно. К ней сделал аранжировки Анаксагор Владыкин, она называется «Grandi Canzoni. Opus 1», но пристроить ее куда-то очень сложно. Идет активная работа и над второй сольной пластинкой. Она тоже войдет в цикл Grandi Canzoni.

У вас в творчестве был антисоветский период. Длился он недолго. Сейчас в стране ситуация напряженная. Не возникало ли желание снова его возобновить?

Мы записали новый альбом «Контра», который, надеюсь, скоро будет представлен общественности. Он, на мой взгляд, как раз достаточно резкий. Конечно, это все равно «Калинов Мост»...

То есть никакой группы «Телевизор»? Вещи своими именами называть не будете? Не хотите спеть, как Михаил Борзыкин, какой-нибудь «Кремлядь», чтобы и вас сняли с ротации по радио?

Михаил Борзыкин - мизантропическая личность, и думаю, что от этого страдает. Мне кажется, что сейчас никто никому ничего не запрещает. Можно петь что угодно, говорить что угодно, выглядеть как угодно. Все равно ничего не меняется.

Вы человек, который прошел долгий путь (даже заигрывали в свое время с язычеством), но все-таки принял православие...

Я не могу сказать, что я заигрывал с язычеством. Скорее, это был просто мой путь познания мира и отношений между людьми. Хочу сказать, что это путь идет до сих пор. Однако сейчас я могу сказать, что у меня другие ценности. Да, я крещеный, но говорить, что православный, пока не могу. Я, если честно, не встречал в своей жизни ни одного православного.

Насколько я знаю, вам очень нравится творчество Велимира Хлебникова. В каком-то из интервью вы даже говорили, что он, по сути, король русской поэзии. Однако не скажешь, что Хлебников сильно повлиял на ваше творчество…

Творчество Хлебникова довольно сильно отразилось лично на мне. Я достаточно много изучал его наследие и даже, можно сказать, жил им - так мне было оно интересно. Единственное, что меня не тронуло, - его пифагорейство. Что же касается поэтики, то его любовь к русскому языку и вообще к славянским корням, из которых он мог творить что угодно, меня завораживала.

В последнее время в СМИ стали муссироваться ситуации со, скажем так, нерадивыми священниками, которые, мягко сказать, ведут себя не очень правильно...

Извините, но я даже не хочу эту тему обсуждать. Просто сейчас такой фон эпохи - нет никакого смысла кого-то осуждать, надо жить своей жизнью и решать свои проблемы. Мы с вами пытаемся говорить о религиозности, но это бесполезно. Ее практически нет. Да, стоят храмы, есть попы в рясах, но это ничего не меняет. Нет содержания. Именно поэтому ничего нет. И не будет уже. Вот с такими ощущениями я сейчас и живу.

Какая главная, на ваш взгляд, метаморфоза произошла с русским роком? Есть ли сейчас что-нибудь достойное?

Меня вообще тяжело удивить в этом плане и воодушевить, потому что для меня исполнение - это не самое главное. Мне обязательно нужна поэзия. Я всегда начинаю вслушиваться в то, как построена фраза, какие автор использовал метафоры и рифмы, как меняется ритмическая структура. Слушаю я преимущественно те команды, которые слушал раньше. Вот как остался шлейф из «Аквариума», «Алисы», «ДДТ» и т. п., так он и есть. Я продолжаю их слушать, если они что-то новое выпускают. Молодежь же своим мировосприятием меня не интересует. Для меня оно слишком примитивно и прямолинейно. Все основано на маркетинге, поэтому задача у музыкантов совершенно другая. Все эти лейсбийские и гейские проблемы меня не интересуют. Единственное, если еще можно назвать эту группу молодой, то это «Сплин». Я считаю Васильева настоящим поэтом. Все остальные - аферисты, я не воспринимаю их как музыкантов и уж тем более – как личностей.

Вы вообще, насколько я знаю, практически ничего не слушаете. Это так? Разве это не необходимо, чтобы развиваться?

Конечно, надо слушать, но я не слушаю (смеется). Так часто бывает в жизни - вроде надо, но ты этого не делаешь.

Справка: Группа «Калинов Мост» создана в середине 1980-х в Новосибирске. Изначально коллектив представлял собой союз друзей и единомышленников Дмитрия Ревякина, которые познакомились в результате совместной учебы в Новосибирском электротехническом институте. Первые репетиции группы проходили в общежитиях НЭТИ, концерты проводились в ДК и других учреждениях города. Оригинальный («золотой») состав группы включает четверых человек: Дмитрий Ревякин (вокал, акустическая гитара, автор песен), Василий Смоленцев (гитары), Андрей Щенников (бас, бэк-вокал), Виктор Чаплыгин (барабаны). Иногда к группе на короткое время присоединялись приглашенные музыканты, однако в целом «золотой» состав сохранился вплоть до 1993 года.

Кстати: Название «Калинов Мост» на одной из первых репетиций группы предложила девушка Дмитрия Ревякина Ольга, ставшая впоследствии его женой

13 февраля 1964 г. родился Дмитрий Александрович Ревякин , музыкант, поэт, композитор, основатель и лидер рок-группы «Калинов мост».

  1. Дмитрий Ревякин родился в Новосибирске, а вырос в Забайкалье, в поселке Первомайском Читинской области. Для учебы Ревякин вернулся в Новосибирск, где закончил радиотехнический факультет НЭТИ (Новосибирский Электро-Технический институт). Таким образом, среди своих корней музыкант видит как сибирские, так и казачьи.
  2. В детстве Ревякин учился в музыкальной школе по классу баяна. Баян можно встретить в аранжировках «Калинового моста».
  3. На Дмитрия Ревякина как на поэта сильно повлиял Велимир Хлебников – его творчество музыкант буквально штудировал. Другие любимые поэты Ревякина – Леонид Губанов, Иван Жданов.
  4. На заре своего основания, еще не перебравшись из общежития радиотехнического факультета, Калинов мост делал записи на пленочный магнитофон «Электроника-004». Ревякин вспомнил о тех временах: «Наш товарищ, ныне уже покойный, работал на станции переливания крови. И у него всегда был спирт, конечно. Мы этот спирт слегка потребляли, разбавляя морсом брусничным. И распевали песни, а ребята их фиксировали» .
  5. Любимая жена Ревякина Ольга умерла в 2005 году из-за сбоя в работе сердца, что стало для музыканта большим потрясением и поводом полностью себя переосмыслить. Результатом стало появление на свет альбома «Сердце» и книги стихов «Знаки Небес».
  6. Ревякин - семейный человек. По поводу своего творчества он советуется с взрослым сыном («Он решает, какой альбом следующим записывать: у меня много песен, они разбиты по циклам» ) и с матерью, которая помогает ему редактировать стихи. Иногда они сообща пишут песни – так, например, появился «Севастополь».
  7. Дмитрий Ревякин серьезно погружен в христианскую веру, но не спешит называть себя православным. Как выразился музыкант в интервью с СИА-ПРЕСС: «Знаете, встретить православного (в моем понимании) человека мне пока не довелось. Кто на пути, кто пытается отыскать путь, кто-то интересуется для себя кто еще что-то - таких очень много. А вот истинного православного - с этим сложнее» .
  8. Ревякин принадлежит к числу тех музыкантов, которым музыки полностью хватает на работе, поэтому в повседневной жизни слушает не так много исполнителей. Однажды он упомянул, что слушает средневековую византийскую музыку. Постоянно следит за творчеством друзей-музыкантов – Алисы, ДДТ, Пикника, Бориса Гребенщикова.
  9. Летом Ревякин любит уезжать к родителям и возиться на огороде. На охоте или рыбалке с друзьями с большим удовольствием хозяйствует, чем собственно охотится.
  10. Из песен Калинового моста Ревякин считает особенно удачными «Сберегла» и «Иерусалим».
  11. Дмитрию Ревякину нравятся работы режиссера Алексея Балабанова, особенно фильм «Груз 200» .
  12. Сложно сказать, кем в душе больше является Ревякин – поэтом или музыкантом. В библиографии Дмитрия три поэтических сборника: «Гнев Совы», «Кольца алые» и «Знаки Небес». К выходу готовится четвертый сборник.
  13. Средства для записи сольного альбома “Grandi Canzoni, Opus 1” Дмитрий Ревякин собрал с помощью краудфандинга, т.н. «народного финансирования» через ресурс Planeta.ru. Музыкант не надеялся получить большую сумму денег, но общая сумма пожертвований достигла 400 тысяч рублей. Свой новый альбом “Contra” Калинов мост также профинансировал благодаря краудфандингу.
  14. Новый альбом Калинова моста “Contra” направлен против «пошлости в мыслях и действиях», как объяснил Ревякин.