Белый бим черное ухо краткое тест. Урок – размышление « Добрый урок о грустной повести: жестокость и милосердие» (по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»). Конкурс I. «Узнаю любимую породу»

Сочинение «Белый Бим Черное Ухо».

Эта повесть была написана Гавриилом Трое польским в тысячу девятьсот семьдесят первом году и сразу произвела потрясающий успех. Этим успехом она пользуется по настоящее время. В этой книге описывается история жизни шотландского сеттера. У Бима был совершенно нехарактерный для его породы окрас.Его хозяином был Иван Иванович, человек с большим и добрым сердцем. До того как выйти на пенсию он работал журналистом. А также принимал участие в Великой Отечественной войне. Иван Иванович очень любил свою собаку. Бим был собакой охотничьей породы, поэтому Иван Иванович часто ездил с ним на охоту.

Как-то случилось так что Иван Иванович серьезно заболел и ему пришлось ехать лечиться в Москву. Он попросил свою соседку присматривать за Бимом и ухаживать за ним. Однажды она, по неосторожности, нечаянно выпустило собаку из квартиры. Оказавшись на улице, Бен не захотел возвращаться в квартиру, ему без Иван Ивановича там было очень грустно и одиноко. Ему пришлось очень многое пережить, он сталкивался с абсолютно разным отношением людей к себе. Кто-то проявлял себя, по отношению к Биму, очень жестоко, прогонял его или обижал. А некоторые, наоборот, относились к нему очень хорошо, сочувствовали ему и заботились о нём. Биму многое пришлось пережить, пока он ждал своего хозяина, и голод, и холод, и жестокость людей. Но он не сдавался и не терял надежды, а только преданно ждал возвращения Ивана Ивановича. К сожалению, эта долгожданная встреча так и не состоялась. Одна злая соседка недолюбливала Бима и оговорив его, добилась того что его увезли собачий приют. Иван Иванович, вернувшись домой и не обнаружив там своего Бима, сразу же занялся его поисками. Ему удалось узнать где находится его любимая собака, и Иван Иванович сразу же едет в приют. К сожалению, Иван Иванович находит Белого Бима в приюте уже мертвым.

Это трогательная история никого не может оставить равнодушным, Мне до, слез было жаль и белого Бима и его хозяина Ивана Ивановича. Когда я прочитал эту книгу, меня не покидала мысль о том, что такие истории повторяются и в наше время. Ведь в подобных ситуациях находятся десятки и сотни собак по всему миру. Мне очень жаль, ведь они такие беззащитные, И становится совершенно непонятным, как люди сначала заводят собаку, берут на себя ответственность за благополучие, а затем со спокойной душой выгоняют ее на улицу. Ведь не просто так большое количество беспризорных собак оказалась на улице. Почему некоторые люди, такие как Иван Иванович из повести “Белый Бим Чёрное ухо” относится к своим животным ответственностью, ценят их преданность, а другие относятся к братьям своим меньшим с жестокостью и равнодушием? Есть ли ответ на этот вопрос, не знаю. Но знаю одно – однозначно, наш мир был бы светлее и лучше, если бы люди перестали быть жестокими и равнодушными, что друг другу, что к братьям своим меньшим.

Если вам понравилось сочинение по произведению «Белый Бим Черное Ухо», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» Троепольский написал в 1971 году. Автор посвятил произведение А. Т. Твардовскому. Центральной темой повести является тема милосердия. На примере истории о собаке Биме автор показывает, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, проявлять доброту, заботиться о братьях наших меньших.

Главные герои

Бим – пес «из породы шотландских сеттеров с длинной родословной. Был нетипичного окраса: белого цвета с «рыженькими подпалинами» , одним черным ухом и одной черной ногой.

Иван Иваныч Иванов – хозяин Бима, охотник, участник Великой Отечественной войны; журналист на пенсии.

Толик – мальчик, который заботился о Биме.

Другие герои

Степановна – соседка, которая присматривала за Бимом.

Даша – девушка, которая помогла Биму.

Хрисан Андреич – временный хозяин Бима в деревне.

Серый мужчина – человек, который снял у Бима табличку с ошейника и избил собаку.

Тетка – соседка, невзлюбившая Бима.

Главы 1–2

Бим родился от породистых родителей сеттеров, но имел нетипичный окрас. Хозяева хотели утопить Бима, но щенка взял к себе Иван Иваныч. Мужчина очень привязался к животному и вскоре начал брать с собой на охоту. «К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой».

Глава 3

Прошло третье лето. На Бима написала жалобу «визгливенькая и жирная» тетка: якобы пес был опасен. Бумагу принес председатель дома, но, увидев пса, понял, что Бим добрый и послушный.

Главы 4–5

Во время охоты Иван Иваныч старался ограничиваться одним-двумя вальдшнепами за охоту и то только для того, чтобы Бим не «загибнул как охотничья собака» .

Иван Иваныч один раз брал Бима на облаву на волков. После этого случая пес на охоте всегда показывал хозяину, что учуял след волка.

Глава 6

Иван Иваныч все чаще страдал от болей, его беспокоило старое ранение – осколок у сердца. В один из дней ему стало совсем плохо. Ивана Иваныча забрали в больницу. Мужчина попросил соседку Степановну присматривать за псом.

Бим побежал за хозяином. Пес по следу добрался до здания «скорой помощи» и начал царапаться в дверь: тут пахло его хозяином. Однако Бима прогнали.

На следующее утро пес снова выбрался на поиски. Бим принюхивался к людям, рассматривал их. Пса заметили прохожие и вызвали милицию. Однако за Бима заступилась девушка Даша. Она отвела пса домой. Степановна рассказала девушке, что Иван Иваныча отправили самолетом в Москву делать операцию.

Глава 7

Утром Даша принесла Биму ошейник с пластинкой, на которой было написано: «Зовут его Бим. Живет в квартире. Не обижайте его, люди».

Соседка выпускала Бима гулять одного. Пес забрел в парк, его заметили мальчишки, принесли собаке поесть. Один из мальчиков, Толик, кормил Бима с рук. К ребятам подошел «какой-то дядька» с тростью – «серый» – и спросил, чей это пес. Узнав, что собака ничья, мужчина забрал ее с собой и привел домой. Он снял с Бима ошейник, так как собирал всевозможные «собачьи знаки» (медали, поводки, ошейники). Ночью от одиночества пес начал выть. Рассердившись, «серый» избил пса палкой. Бим набросился на мужчину и выскочил из квартиры через открытую женой обидчика дверь.

Глава 8

«Дни шли за днями». Бим уже хорошо знал город. Как-то пес учуял запах Даши, который привел его к вокзалу. Девушка уезжала. Пес долго бежал за поездом, а после, тоскуя, упал между рельсами.

К почти умирающему Биму подошла женщина и напоила его водой. Бим поплелся по железной дороге, ему защемило лапу. В этот момент приближался поезд. К счастью, машинист успел остановиться и освободил собаку. Бим вернулся домой.

Глава 9

Толик узнал, где живет Бим, и теперь каждый день гулял с хромающей собакой. В газете появилось объявление о том, что по городу ходит сеттер с черным ухом и кусает прохожих. Узнав об этом, Толик показал пса ветврачу. Врач заключил, что «собака не бешеная, а больная» .

Глава 10

Постепенно Бим начал поправляться, но только поздней осенью смог стать на четыре лапы. Соседка снова начала выпускать пса гулять одного.

Как-то Бима подобрал шофер, который возил их с Иваном Иванычем на охоту. Шофер продал собаку знакомому за 15 рублей. Новый хозяин Хрисан Андреич назвал пса «Черноухом» и забрал с собой в деревню.

Глава 11

В деревне для Бима все было необычно: маленькие домики, домашние животные и птица. Пес быстро «привык ко двору, к его населению, не удивлялся сытой жизни» .

Глава 12

Хрисан Андреич брал Бима с собой пасти овец. У пса появилась обязанность «поворачивать самовольных овец к стаду, следить за ними» .

Как-то к Хрисану Андреичу пришел знакомый – Клим, и начал просить продать Бима. Однако хозяин отказался: ранее он давал объявление в газету о том, что «Пристала собака» , и получил ответ: «Не объявляйте, пожалуйста. Пусть живет до срока» .

Хрисан Андреич разрешил просто брать пса на охоту. На следующий день Клим и Бим отправились в лес. Не приученный к крупной добыче, пес упустил зайца. Клим сильно рассердился и ударил Бима сапогом. Пес упал. Клим бросил собаку в лесу.

Бим, потерявший от удара сознание, вскоре проснулся и, едва переступая, нашел лечебные травы.

Глава 13

Пес провел пять дней в лесу, пока ему не стало лучше, и вернулся в город. По следу Бим нашел дом Толика. Мальчик был рад собаке, но родители категорически не хотели оставлять пса дома. Ночью отец Толика отвез Бима в лес и бросил там.

Глава 14

Бим вернулся в город и снова пришел к дому Толика. Отец мальчика вновь пытался поймать пса, но тому удалось убежать.

Глава 15

Бим поплелся к дому Ивана Иваныча. Однако, увидев собаку, та самая крикливая тетка позвонила в «карантинный участок» . Бима поймали, посадили в железный фургон и увезли в собачий приемник. Очнувшись в «железной тюрьме» , пес начал царапать дверь. «Он грыз зубами клоки жести и вновь царапался, уже лежа. Звал. Просил». К утру пес притих.

Глава 16

В то утро вернулся и Иван Иваныч. Мужчина уже на вокзале начал расспрашивать, не видел ли кто Бима. Иван Иваныч поехал в карантинный участок. Мужчине едва удалось уговорить сторожа открыть двери фургона.

«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего».

Глава 17

Весной Иван Иваныч взял нового щенка, себе и Толику. Это был «породистый, типичного окраска английский сеттер» , которого тоже назвали Бим. «Но старого друга он уже никогда не забудет».

Заключение

В повести «Белый Бим Черное Ухо» автор рассказывает о судьбе собаки, которая до последнего остается верной своему хозяину. Изображая страдания животного, его тоску по дому, автор словно сравнивает доброго, преданного пса и всех тех людей, которые ему встречались: многие из них по положительным качествам уступают Биму.

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» переведена более чем на 20 языков. Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Белого Бима Черное Ухо», а прочесть произведение полностью, чтобы пережить все описанные в рассказе события вместе с героями.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1388.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая душевная беседа по произведению.

Обратимся с вами к герою повести - Биму.

---Чем больше всего покорил вас Бим?

(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)

--- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?

(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта - это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)

--- Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек? – слайд 13.

(Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)

--- Как Иван Иваныч относится к Биму? Они друзья? – слайд 14.

«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.

----А как он относится к природе? - слайд 15.

(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:- слайд 16.

" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)

--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".

Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим "маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.

--- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы? – слайды 17 – 18.

Иван Иваныч и Бим были нужны друг другу, и это главное. Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, верной, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иваныч сказал Биму:

Ждать, мальчик, ждать.

Бим ждал и искал хозяина, превратясь в несчастного, одинокого и грустного пса.

---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима? Слайды 24- 25.

Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!

Учитель читает стихотворение:

С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…
Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…
Пусть год пройдет, и век пройдет,
А Бим все ждет…

---поиски хозяина. слады 26-27.

---Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему? -слайды 19-23

Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду.

Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

---Добрых людей много, почему же зло победило?

На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.

---- Слайд 28.

Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал.. просил.. к утру в фургоне стало тихо..». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча:

"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".

---В чем суть этого философского раздумья?

(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)

Учитель: Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».

Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра. – слайд 29.

Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски.
Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!

--- Какой след оставил Бим в вашем сердце?

«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»

«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»

«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»

«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был!

Прости нас, Бим!..»


Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.

---слово учащемуся 7 минипроект – рисунок Снориковой Влады.

На уроках внеурочной деятельности я занимаюсь проектом «Галерея года» и представляю свои рисунки. Однажды С.М предложила мне прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я была поражена содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба. Вот такой она у меня получилась: преданной и верной, которой хочется отдать частичку своей души, которую хочется любить и жалеть.

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим… Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!
--- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима.
Заключительное слово учителя.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником.

«Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"

Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

---слово учащемуся.

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.

Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.

---слово учащимся 6 минипроект - интерактивное упражнение «Навигатор».

В повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека. Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…

«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!.»

«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».

Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие».


Уроки доброты (по повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Арсланова Рафиля Сабирзяновна, учитель русского языка и литературы МБОУ» Гимназия№2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска, Республика Татарстан.
Цели:
1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализу литературного текста, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
2. Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение и художественный вкус учащихся.
3. Воспитательные: воспитывать личность, имеющую нравственные качества: доброту, ответственность за своих близких, совесть, милосердие, любовь к людям, животным, способствовать воспитанию дружбы и взаимопонимания в классном коллективе, побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД: понимать тему идею произведения, анализировать художественный материал, подбирать цитаты из текста для подтверждения собственной позиции, делать выводы; работать в группе, коллективно обсуждать проблемы; владеть монологической и диалогической речью; находить информацию, используя ресурсы Интернета; научиться выполнять проектно – исследовательскую работу
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему (цель, задачи) урока.
Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выдвигать гипотезу, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать с учителем, слушать и слышать собеседника, осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности
Личностные УУД: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению.
Технология проведения Деятельность учителя и учащихся.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
УУД:
Личностные: самоопределение и
построение жизненных планов во
временной перспективе.
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
- Древнегреческий мыслитель Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.
-Как вы думаете, какой смысл в этом высказывании?
И хотела бы начать нашу встречу со слов Гавриила Троепольского:
«Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми
В моей книге единственная цель – это говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».
Учитель: Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Если после нашего урока в ваших сердцах доброты и милосердия будет больше, то будем считать, мы не зря провели с вами время. Нам предстоит, поразмышлять о прочитанном, каждый имеет своё мнение и должен его высказывать. При этом нельзя забывать об уважении: выслушать другое мнение, даже если оно не совпадает с вашим. Сегодня мы не только будем размышлять и высказывать свое мнение
по произведению, но и представлять свои минипроекты.
---слово учащемуся. 1 проект – слово о писателе Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году в семье сельского священника, в которой было шестеро детей. В доме Троепольских любили
труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. Его жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он узнал, что такое гражданская война;
в 36 лет испытал ужасы Великой Отечественной войны. Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в четырех учебных заведениях. Уже со средним образованием он поступает в сельскохозяйственное училище. Потом работал учителем в городе Воронеже. На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу - повесть «Белый Бим Черное Ухо», которую посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского. Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае. В 1975 г. автор был удостоен государственной премии СССР за книгу. По повести в 1977 году был снят фильм. Повесть была переведена и издана во многих странах мира. Умер Троепольский в 1995 году. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.
2 минипроект – как же собака Бим появилась в жизни писателя? Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка и выкормил его. Бим был совершенно не похож на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженьким отливом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыжего цвета. С таким окрасом, Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это было уже не столь важно: Бим был уже его другом, а друзей всегда нужно уважать”. Теперь Иван Иванович был не одинок. «Он не заметил, как в одиночестве, постепенно начал вслух разговаривать с Бимом».
II. Формулирование темы урока, постановка цели.
Повторение пройденного материала.
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.
УУД:
Познавательные: самостоятельное
Формулирование познавательной цели, проблемы.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание Учитель подводит детей к формулированию темы и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Учащиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.
Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное – она стала ему спутником и другом.
---Какие высказывания, поговорки вы приготовили по теме «Собака – друг человека»? 4 минипроект вы делали дома - проверим сейчас:
Задание: нарисовать слева на листе бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его. Написать те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. Справа нарисовать образ, который выражает значение слова «милосердие». Назвать и написать те духовные ценности, которые противостоят жестокости. (любовь к ближнему, сострадание).
Учитель: К сожалению, некоторые люди не любят животных, жестоко относятся к ним. Это серьезная проблема, люди проявляют жестокость, забывая или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово - милосердие.
Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Обратившись к произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим и Черное ухо», мы выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственное отношение людей к животным.
III. Изучение нового материала.
Цели: приобретение новых знаний,
развитие умения искать ответы на
поставленные вопросы, подведение
детей к самостоятельному выбору
способа действия с информацией.
УУД:
Коммуникативные: сотрудничество
в поиске и выборе информации.
Познавательные: построение
логической цепочки рассуждений,
выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий. Учитель создает эмоциональный настрой на работу по теме. Формулирует задание на осмысление нового материала. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).
5 минипроект– кратко пересказать содержание повести
«Белый Бим черное ухо» - повесть о собаке, которая была очень верна своемухозяину. Совсем маленьким щенком его взял к себе бывший журналист, одинокий пенсионер, Иван Иванович. Глубокая любовь и верная преданность связали их. И всё бы было хорошо, если бы однажды Иван Иванович не попал в больницу с сердечным приступом. С этого момента у Бима началась очень непростая жизнь. В поисках своего хозяина Бим попадал и к злым людям, которые держали его на цепи, и просто к хулиганам. Раны, полученные от жестоких людей, Бим залечивал в лесу. После всех скитаний и поисков своего доброго хозяина он, наконец, снова в городе. Вредная Тетка, которая видит, что во дворе постоянно сидит и ждет кого-то собака, вызывает бригаду, которая занимается отловом бродячих собак. Она говорит, что Бим опасен, может быть переносчиком болезней и может даже покусать кого-нибудь. Бригада приезжает, но Бим не дается в руки ловцам, но его все же забирают и отвозят в приют. Из Москвы возвращается Иван
Иванович. Он узнает, что случилось с Бимом, выясняет адрес приюта и тут же едет за своей собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима закрыли за железными дверями в машине. Всю ночь Бим пытался открыть, отгрызть эту несчастную дверь, лапами раздирая железо, желая вырваться на свободу, чтобы продолжить поиски своего хозяина. Иван Ивановичу открыли дверь, но Бим был уже мёртв.
Учитель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.
Ученые выявили три основные причины, когда нашим друзьям нужна помощь:
Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.
Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.
Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.
----посмотрим, как влияют эти причины на нашего главного героя.
IV. Закрепление нового материала.
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
УУД:
Познавательные: выбор наиболее
эффективных способов решения
задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: контроль,
коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль способа
действия и его результата с заданным эталоном. Учитель подводит к первичному обобщению, побуждает высказывать свое мнение. Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывание одноклассников.
Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая беседа по произведению.
Обратимся с вами к герою повести - Биму.
Чем больше всего покорил вас Бим?
(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Сцена, где Бим плакал над письмом Ивана Ивановича, это было так по-человечески.
Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?
(Бим воспитывался добрым человеком и жил в уверенности, что доброта - это норма, по-другому быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)
Расскажите об Иване Ивановиче, хозяине Бима. Что это за человек? –
(Иван Иванович - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иванович любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)
Как Иван Иванович относится к Биму? Они друзья?
«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.
А как он относится к природе?
(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:
" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)
--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Ивановичу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого, и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".
"маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иванович.
--- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы?
Они были нужны друг другу, и это главное. Бим стал хорошей охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иванович сказал Биму: - Ждать, мальчик, ждать. Бим ждал и искал хозяина.
---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на
рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима?
Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!
---учитель читает стихотворение:
С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…Пусть год пройдет, и век пройдет, А Бим все ждет…
поиски хозяина. Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему?
Добрые: Злые:
Иван Иванович
Даша, Степановна
Матрена, Михей
водитель скорой Тетка
Семен Петрович
“Серый”
мать Толика
Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес
попал в беду. Разговаривают с ним, изливают ему свою душу. Всеони любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.
---Добрых людей много, почему же зло победило?
На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.
Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал... просил... к утру в фургоне стало тихо...». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над
смыслом слов Иван Ивановича:"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".
В чем суть этого философского раздумья?
(Как зима и весна, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек достигнет гармонии в мире природы.)
Учитель: Жестокость людей идет от равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть; когда утрачивается способность сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.
У вас, наверно, тоже возникали проблемы, переживания, когда к вашим друзьям меньшим относились «немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.
Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».
- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?
- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?
- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?
- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?
-Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок?
Расскажи об этом.
Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из вас станет добрым, отзывчивым, милосердным Человеком.
Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге сеттера Бима и его хозяина Иван Ивановича. Повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски. Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!
Какой след оставил Бим в вашем сердце?
«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»
«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»
«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»
«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был! Прости нас, Бим!»
Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.
7 минипроект – рисунок Мне предложили прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я был поражен содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба, она у меня получилась преданной и верной, которую хочется любить и жалеть.
- Перед вами изображение сердечка, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате рядом с Бимом. Заключительное слово учителя.
Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. «Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и
спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?" Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.
6 минипроект
--- в повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека.
Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…
«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!»
«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».
Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах
торжествует зло, равнодушие».
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: сопоставление поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
УУД: Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка;
Личностные: установление учащимся значения результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов. Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
- Закончить наш урок мне хочется строчками из стихотворения поэта Е. Евтушенко.
Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя.
Вижу, что повесть вас тронула, и поэтому я советую вам прочитать и другие произведения о животных.
----а девизом вашей жизни пусть станут слова Л. Толстого.
«Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Я желаю вам сохранить в ваших сердцах доброту и сердечность, чуткость и внимание, ответственность за «братьев наших меньших». Будьте хорошими хозяевами для своих четвероногих друзей!
8 минипроект «Памятники собакам».
Рефлексия. Продолжите предложение:
Этот урок научил меня…
Этот урок заставил меня задуматься…
Мне захотелось…
- Я хочу сказать, что раньше я…
-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…
-В чём я абсолютно уверен (- а), так это в том…
-Для меня важным в разговоре было…
- Вы бы посоветовали своим друзьям, близким прочитать эту книгу? Почему?
На дом: 1.Дать письменный ответ на один из вопросов:
Какое чувство во мне оставила повесть? Чему учит нас книга Г. Троепольского?
2.Написать письмо Биму.
Дает комментарий к домашнему заданию.

Я очень люблю собак. У меня дома живет собачка по имени Мышка. Она маленькая и проворная. А еще серая. Совсем как мышка. Она — мой лучший друг. И когда я читала книгу «Белый Бим Черное ухо», я постоянно думала о своей милой собачке. Мне было очень тяжело читать такую повесть. Она вызвала у меня большую жалость к Биму, а также к его хозяину Ивану Ивановичу.

Я считаю, что главный герой повести — это именно Белый Бим Черное ухо. Хоть он и не человек, а всего лишь собака, но он умел переживать, дружить и любить по-настоящему. Это положительный герой.

Иван Иванович — тоже положительный герой. Он добрый, умный и честный. Когда-то этот человек воевал с фашистами, и был на войне ранен. С тех пор у него в груди остался осколок.

Иван Иванович взял Бима к себе в дом, когда щенку был всего один месяц. Это крошечное существо сразу приглянулось бывшему солдату. Между человеком и собакой завязалась дружба. Иван Иванович ухаживал за малышом, посвящал ему много времени, брал его с собой на охоту. Он заботился о щенке, как мама заботится о своем ребенке. А когда Бим вырос, то отплатил своему хозяину безграничной любовью и преданностью и старался во всем ему помогать. Они понимали друг друга даже без слов. Когда я читала книгу, то даже иногда забывала, что Бим — всего лишь собака. Таким умным и понятливым он был. А Ивану Ивановичу было все равно, что его питомец отличается от других собак такой...
же породы. Цвет шерсти не имел для него значения, ведь это совсем не главное.

Страшные времена настали для Белого Бима, когда его хозяин попал в больницу. Из-за осколка в груди Иван Иванович умер, но его любимец этого не знал. Как же долго он верил и надеялся, что хозяин вернется! Как же он тосковал и плакал! У меня сердце разрывалось от жалости к бедной одинокой собачке. А потом Бим решил искать своего хозяина. Он обегал много километров, и однажды даже получил травму на железной дороге. Его лапка была ранена. Но это не остановило верного друга.

Некоторые люди приходили Биму на помощь. А другие показали себя подлыми, жестокими и безжалостными. В самом конце повести дядька Серый развесил объявления, в которых написал, что Бим — бешеный. И собаку отправили на живодерню. Это самый грустный эпизод книги, который невозможно читать без слез. Как же Бим скулил и царапался об железные двери! Как хотел он вырваться из ловушки! Как будто чувствовал, что его везут на гибель.

Книга Г. Троепольского закончилась очень плохо. Умер Иван Иванович. Умер и его верный друг. Что же хотел сказать нам этим автор? Почему он не оставил хотя бы собачку в живых? Наверное, писатель хотел показать, к чему приводят злость, жестокость и равнодушие людей. А еще он надеялся, что прочитав его книгу, люди станут лучше относиться к собакам и не будут их обижать, а тем более убивать. Ведь эти животные — самые лучшие наши друзья! А как же можно убить друга?