Анализ пьесы «Бесприданница» (А.Н. Островский). Анализ «Бесприданница» Островский Бесприданница анализ произведения кратко

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-анализ

по пьесе А.Н.Островского

«Бесприданница»

Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка

Оформление урока: иллюстрации постановки пьесы в Малом театре; экранизации Э.Рязанова (опыт показывает, что с фильмом рекомендуется познакомиться до обсуждения пьесы в классе с целью более эмоционального восприятия произведения); афиша: «Бесприданница на сцене различных театров» (афишу учащиеся готовят самостоятельно).

Цели урока: более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».

Вот красота-то куда ведет… в самый омут.

А.Н. Островский «Гроза»

Ход урока

I. Слово учителя.

1.Особенности творчества А. Островского в 1870-1880гг.

Для творчества этого периода характерны:

Устойчивые темы;

Штрихи к психологической физиономии русского характера;

Усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;

Повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;

Фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);

Народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужды»).

II. История создания пьесы «Бесприданница».

Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

III. Работа с учащимися по пьесе островского «Бесприданница» (1879).

Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца- это, как правило, «сосуществовало» у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы и построим нашу беседу.

План беседы

  1. Царство хищных, цепных и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция значительных лиц в городе»).
  2. «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы (инд. задание).
  3. «Я любви искала…». Образ Ларисы Огудаловой.
  4. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.
  1. «Царство хищных, цепных и умных дельцов» или «значительные лица в городе».

Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа- предприниматель.

Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова?

(Учащиеся зачитывают цитаты из таблицы, которую они заполняли дома.)

Работа с таблицей.

Кнуров

Вожеватов

Паратов

«Значительные лица города»

«Блистательный барин»

Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому…у кого денег много.

Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

Если скажу6 орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

За удовольствие надо платить, они даром не даются…

Я знаю, что такое купеческое слово.

Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято.

Всякому товару цена есть.

Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

Я сам такой же бурлак.

Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

У меня правило: никому ничего не прощать…

Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

Господа, я имею слабость к артистам.

Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещаю промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.

В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватого?

Держаться с достоинством, способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом.

И все же, что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?

В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методам накопления, образ жизни, внешнему лоску так непохожих на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе».

Кнуров как будто бы заботился о Ларисе, предлагая свою помощь и расспрашивая ее мать, достаточно ли она подумала, выдавая дочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нельзя ли этим «добропорядочным» путем при содействии матери сделать девушку моей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможного мало»,- признается Кнуров.

В чем заключается сложность характера Паратова?

- В чем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием; душевные взлеты завершаются торжеством трезвой прозы.

- Паратов - смоделированный образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки, и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решимости в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.

- при общении с людьми держится на уровне, соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает… Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем органично. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин – восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта и здравомыслия, чтобы оценить опасность его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни современных читательниц симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути.

- Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «…найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.

Вывод. Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов – Лариса Огудалова.

  1. Драму Островского было принято назвать драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интеллигент – не состоятельны. Культурный буржуа-предприниматель, как мы только что увидели на примере героев пьесы, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.

С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех.

В центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведений Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872г. в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы). Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или «за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовольцами 3 апреля 1881г.).

Вот как писал о женщине в этот период Ф.М. Достоевский:

«В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться ». Достоевский достаточно глубок в понимании женщины.

И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса – яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается и иллюзиями…

  1. Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Лариса – значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).

Ответы учащихся:

«Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видится, без помехи…» Или: «Лариса создана для роскоши…».

Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

Торг за Ларису охватывает всех мужчин- героев пьесы. Вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватый – содержание. Карандышев- положение честной замужней женщины и унылое существованье. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

Главное же для Ларисы – любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:

« Паратов . Сейчас или никогда.

Лариса . Едем.

Паратов . Как, вы решаетесь ехать за Волгу?

Лариса . Куда вам угодно».

И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможность быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

Лариса поет Паратову на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует мир только чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее. (фрагмент из к/ф «Жестокий романс».)

Но постепенно несоответствия с романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развитии действия драмы.

Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его добротой и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы душе Карандышева. Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя по их законам.

Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. «Вещь…да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно …»

В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну, уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой, очень дорогой».

Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершенный не по расчету, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама…сама… Ах, какое благодеяние!»

Критики о Ларисе . (Высказывания о Ларисе записаны на доске.)

П.Д. Боборырыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы…ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной «низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь поскольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Беседа по вопросам:

  1. Можете вы согласиться, что Лариса не может «привлечь ваше внимания», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошенность души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что Лариса в определенный момент переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны ли вы с мыслью критика В. Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы лишена «цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших ли душевных сил стоит Ларисе не отдать себя в «добычу соблазна»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод. Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней – несчастлив…»). Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

  1. Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы.

Различное.

Катерина

Лариса

Душа Екатерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура.

Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. Лариса ничем не поддержана; ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утончена и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности: «Расставаться с жизнью совсем на так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».

Общее.

По меткому выражению А.И. Ревякина, Катерина и Лариса- это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет».) А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».

«Вот красота - то куда ведет… в самый омут».

IV. Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.

Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типические, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев…».

Аккуратность произведения островского подтверждается тем, что во многих театрах страны с большим успехом идет пьеса «Бесприданница», о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».

V. Домашнее задание.

Сочинение на тему: «Зачем же люди лгут, что Островский устарел?».


1. В чем суть пьесы Островского?
2. Знакомство с героиней.
3. Нравственный облик купцов.

4. Трагедия героини.

Суть драматического произведения А. Н. Островского «Бесприданница» состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского — драма личности в обществе. Раскрытию этой темы посвящены все линии пьесы. Говоря о женщине в буржуазном обществе, драматург открывает читателю истинное положение вещей.

В тихом городке на Волге живет девушка на выданье, Лариса Огудалова. Вокруг много завидных женихов, но Лариса — бесприданница. Поэтому, несмотря на ее душевные качества, она находится в невыгодном положении. Эти мужчины претендуют на Ларису всего лишь как на красивую вещь, говоря о ней как об очередном деле. Лирическая натура Ларисы сначала не понимает этого, она ищет любви. Если не взаимной, то хотя бы любви к себе. Поэтому, за неимением других кандидатов, она согласна стать женой Карандышева, который любит ее. Этим решением она зачеркивает год пустых страданий по другому человеку — Сергею Паратову, решив, что семейные обязанности помогут забыть о нем. Но Паратов вновь появляется в ее жизни. Он решил проститься с вольной холостой жизнью, может, он почти не помнит Огудаловой, но Лариса уверена, что приехал Сергей Сергеевич ради нее.

Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, знает, что ожидает ее дочь, и ее отношение к ней не отличается от отношения купцов — она тоже хочет выгодно сбыть Ларису с рук. С небогатым Карандышевым она разговаривает с пренебрежением, с Паратовым ведет себя немного фамильярно, с Кнуровым она во всем соглашается, понимает, что он готов взять дочь в содержанки и рада этому, получив гардероб для дочери и триста рублей.

У Ларисы есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт драмы — в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели...», — говорит она своему жениху Карандышеву. Лариса никак не может изменить свою судьбу — все наперед решают за нее другие.

Как ни прискорбно это осознавать, но Карандышев. пусть он и влюблен в Ларису, тоже относится к ней как к красивой бездушной вещи. Для Ларисы это ужасно. Ведь она считает любовь главным достоинством своего жениха. Он же радуется тому, что она станет его женой, воспринимает это событие как выгодную для себя сделку. Ему есть теперь, чем кичиться перед этими богачами! Есть, чем уязвить их! Но он ревнует и тоже уязвлен, ведь Лариса не скрывает даже, что любит Паратова! Потому что считает, что она дождалась свою любовь, пройдя через страдания.

Карандышев имеет одно отличие от других героев-мужчин — он действует по велению своего сердца. Говорит Ларисе, что ради нее готов на унижение. Как же ведут себя другие? Что испытывает к Ларисе Паратов? Значит ли она для него больше, чем для других, или же он наслаждается своей властью над влюбленной девушкой, а также ловкостью в обмане жениха? Насколько честны по отношению к Ларисе те, кто ее окружает?

Судя по их поступкам, главным «нравственным» качеством в купеческой среде является деловая хватка. Обо всем они рассуждают с точки зрения выгодности, и чувствам не место там, где должен быть только расчет. Купцы держат с остальным населением дистанцию, и они достаточно недоверчивы даже друг к другу. Их нравственный облик мы узнаем в отношениях с Ларисой. Властный и расчетливый Кнуров подчеркнуто доброжелателен с ней, говорит, что обязан принять участие в ее судьбе. Фактически же это означает, что он воспользуется безвыходным положением девушки.

Паратов ради денег готов на все, а его взаимоотношения с Ларисой — как азартная игра, ведь он считает, что в жизни надо попробовать все. К сожалению, влюбленная девушка не видит его эгоистичность. Нравственный облик Сергея Сергеевича Паратова проявляется для Ларисы только тогда, когда он, соблазнив девушку, говорит ей о своей невозможности жениться на ней. Что же он выбрал? Более выгодную в материальном плане женитьбу на миллионах. Об этом событии узнают все в самом начале пьесы. Но, видя, как мечется Лариса, ей никто не говорит об этом, в том числе и друг детства Вася Вожеватов. Вожеватов — бездушный эгоист, которого не трогает судьба Ларисы. Он не может ей даже предложить помощь в критической ситуации, потому что связан честным купеческим словом. Он разыгрывает Ларису в орлянку с Кнуровым.

Кнуров — циничный делец, он может только ради красного словца сказать Огудаловой, что «ни на одну минуту не задумался предложить руку», но он женат, поэтому готов дать ей такое довольствие, что все критики нравственности будут вынуждены замолчать. То есть, не бывает безнравственных поступков — бывает мало денег.

Так человеческие отношения, нравственность, любовь, дружба оказываются перечеркнутыми ради отношений деловых, ради выгоды. Вот как сама Лариса подводит итог своей жизни: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса делает выбор — она готова стать красивой вещью для богача Кнурова.

Как обычно, истина звучит из уст того, чьи слова не воспринимают всерьез. Робинзон говорит Паратову: купцы — невежи. И это самая мягкая характеристика, какую можно дать. Карандышев первым раскрывает глаза невесте на ее окружение, он говорит ей жестокие, но правдивые слова о тех, кого она считает друзьями: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Он считает, что обязан защитить Ларису и наказать ее оскорбителей. Но с ним тоже происходит трансформация — его любовь оскверняется ревностью и местью. Купцам же он завидует и тоже хочет чувствовать себя хозяином.

Ларисе после всего случившегося остается стать игрушкой для Кнурова или умереть. Поэтому она благодарит Карандышева за случайно исполненное ее желание: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» Возможно, она сама и не решилась бы свести счеты с жизнью, а став содержанкой Мокия Парменыча, утратила бы самое себя. Она берет на себя вину в своей смерти, покрывая Карандышева, избавившего ее от дальнейших разочарований и страданий.

Неизбежность трагического финала подготовило то обстоятельство, что Ларису ничего не держит в жизни. Ее любовь никому не нужна, девушка одинока в этом мире. Она утратила гармонию в своей душе и ни от кого не видит сострадания. Драма Ларисы в том, что она рождена в мире, в котором важны только деньги и власть.

Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.
  10. Основная тема

    Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

    Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

    Проблематика

    Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

    1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
    2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
    3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

    На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

    Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

    Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

    Быт и нравы провинции

    В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Итак, в центре своего повествования Островский ставит героиню — Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит — «Бесприданница». Лучшая из лучших — бесприданница».

— Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудалавой, — «лучшая из лучших».

Вот Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи …. эта женщина создана для роскоши».

Василий Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той (у матери) все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»

Мокий Парменыч Кнуров ничуть не преувеличивает, когда заверяет Хариту Игнатьевну в том, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет», что она «создана для блеску».

Лариса, мечтающая «поскорей отсюда выбраться», «вырваться отсюда», честно признается: «Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую». И С душевною болью сознает героиня самое страшное: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь! .. Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость, искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д.

Отметив, что душа Ларисы подобна птице, следует подчеркнуть одну из писательских особенностей драматурга – использование «прямой» этимологии, то есть соответствия первоначального значения имени основным качествам характера героини. Лариса в переводе с греческого значит «чайка».

— Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.

Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.

Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.

Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.

Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.

Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.
— Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?

Первая реакция учащихся — удивление: что общего между абсолютно разными героями?

Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает: «сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и
Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях.

По мнению Ларисы, Паратов — «идеаль мужчины», потому что В нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

В городе Бряхимове Сергея Сергеича знают все. На вопрос Хариты Игнатьевны, кто приехал, цыган Илья отвечает: «Такой барин, ждем не дождемся: год ждали — вот какой барин».

«Ну что такое Карандышев!» — недоумевает Мокий Парменыч, возмущенный тем, что именно за этого ничтожного человека выходит замуж Лариса Дмитриевна. Вожеватов называет его чудаком: «Ему бы жениться поскарей да уехать в свое именьишко, пока разговоры утихнут … а он таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а никогда их не носил. Кланяется, едва кивает; тон какой взял: прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю».

« … из ничего, да в люди попал» — таково мнение и Хариты Игнатьевны Огудаловой.
Отметим в конспекте различия: Паратов — блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса.

Карандышев — мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй и все, чем отличаются эти герои.

Карандышев — жертва? Да. Несчастный человек? Безусловно. Негодяй? В определенном смысле — несомненно. И хитрит Юлий Капитоныч, и изворачивается, и все в его поведении, особенно в присутствии Ларисы и Паратова, свидетельствует о том, что устроить скандал он может при первом удобном случае, и в аристократы метит … Не этим ли обстоятельством так уязвлено самолюбие Паратава, что в счастливом сопернике — ничтожном человечишке Карандышеве — он видит как в зеркале себя!

Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратава скорее всего драматург образовал от диалектного слова поратый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых
справочниках есть и такое объяснение фамилии: паратый — ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева по Далю — «коротышка, недоросток, малорослый человек».

— Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции.

Паратав: «Что такое «жаль», этого я не знаю, у меня … ничего заветного нет, знай выгоду, так все продам, что угодно».

Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь хочу и вправе погордиться и повеличаться. Ну чем я хуже Паратова?»

— Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?

Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратава ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева «А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал, — объясняет Юлий Капитоныч суматоху, поднявшуюся в городе. — Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек». Сам Паратов о причине неожиданного своего исчезновения год назад так говорит Харите Игнатьевне «Управители мои и управляющие свели без меня домок мой в ореховую скорлупку-с. Своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение … брешь порядочная осталась».

Решить такую проблему Паратов собирается следующим образом: «Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски … я должен проститься с моей свободой … отец моей невесты важный чиновный господин; старик строгий: он слышать не может о цыганах, о кутежах и о прочем»,

— Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышева?

Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.

— Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?

Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями: «Ведь Я было чуть не женился на Ларисе, — вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака». Сергей Сергеич давно избрал красивую жизнь не по своим средствам, бездумно сорит деньгами, которые не умеет сам зарабатывать, и в конце концов продает себя.

Помня о том, как влюбленная девушка «наглядеться на него не могла», Паратов, приехав в Бряхимов, собирается как можно веселей провести последние холостые денечки, для чего со спокойной совестью увозит Ларису со званого обеда. Когда же Лариса Дмитриевна просит дать ответ, кто же она ему, жена или нет, показывает обручальное кольцо: «Вот те цепи, которыми я скован на всю жизнь».

Не случайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.

Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме «Бесприданница» тип «маленького человека». Важно помнить, что эта пьеса создана в 1878 году, идеи индивидуализма, связанные с культом великого Наполеона, сказались и на мировоззрении мелкого чиновника.

Вот Карандышев приглашает на обед Кнурова и Вожеватова, говорит о желании видеть Ларису Дмитриевну окруженной только избранными людьми. А через несколько минут в разговоре с Ларисой называет Вожеватова пустым, глупым мальчиком.

Упрекая Ларису в простоте общения с людьми, невзыскательности, Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие.

Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе — «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.

В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.

Следующий этап составления конспекта — анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова. Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур — «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).

Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ — развязный, беспардонный.

Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате — запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.

Еще одно, последнее звено, замыкающее круг равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны.

Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.

Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана.

Фамилия Огудалова образована от глагола «огудать», который толкуется так: обмануть.

Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам.

— Какого мнения о Харите Игнатьевне влиятельные купцы города Бряхимова?

Мокий Парменыч Кнуров называет Хариту Игнатьевну «бойкой женщиной», с чем полностью согласен Василий Данилыч Вожеватов, который между тем высказывает предположение: «Она. должно быть, не русская … очень проворна». А дополнение «любит и сама пожить весело» многое объясняет в ее холодной, расчетливой натуре.

Разве думала она о счастье старшей дочери, выдавая замуж за какого-то горца, кавказского князька, зарезавшего молодую жену от ревности по дороге, так и не довезя ее до Кавказа?

Трудно поверить в наивность и простоту Хариты Игнатьевны, будто бы не сумевшей разглядеть в проходимце, выдающем себя за иностранца, обыкновенного шулера.

— Каковы жизненные принципы этой женщины?

«Без хитрости на свете не проживешь» — вот что в первую очередь внушает она дочери. Этот принцип — прямая, буквальная перекличка с фамилией: огудать, то есть обмануть. И еще в одном убеждена Харита Игнатьевна: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду. чтобы потом пожить по-человечески». Свою жизненную позицию она преподносит дочери. (В конспект заносим эти два высказывания Хариты Игнатьевны.)

— Как относится Харита Игнатьевна к дочери?

Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.

Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное — это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.

— Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».

  1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого — привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.
  2. Пьеса «Бесприданница» — психологическая драма, так как все внимание акцентировано на чувствах, движениях души героини, а не на действиях. «Линия борьбы, — читаем в статье А.И.Журавлевой «Тысячелетний памятник России», открывающей сборник избранных произведений писателя «Театр и жизнь», — проходит через душу самой Ларисы, ее личность лишена цельности, и сама она – поле битвы между стихийным стремлением к чистоте и ложными представлениями о жизненных ценностях. Таким образом, в центре пьесы — натура противоречивая, и наиболее подходящим жанром для воплощения такого характера оказывается именно психологическая драма».

0 / 5. 0

Русский драматург Александр Николаевич Островский создал целую плеяду русских характеров. В основном это были купцы: степенные, с окладистой бородой. И если в некоторых пьесах драматурга можно встретить настоящих «самодуров», то есть произведения, где Островский продолжил традиции Тургенева в изображении женских характеров. «Тургеневская» девушка отличается решительностью, она может первой признаться в своих чувствах и никогда не откажется от своих слов.

В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза» , «Снегурочка» созданы образы подобных героинь – решительных и смелых, но с трагической судьбой. Даже среди таких ярких девушек с «горячим сердцем» можно выделить одну – Ларису Огудалову, главную героиню пьесы «Бесприданница» . Незаурядная личность, она выделяется из своего окружения и разительно отличается от своей матери, которая во всем пытается найти выгоду.

Ее, Хариту Игнатьевну Огудалову, можно понять: она одна поднимала трех дочерей. Да только у двух старших, замуж отданных, несчастливо сложилась судьба: первую муж-кавказец зарезал из ревности, вторая оказалась во власти шулера. Лариса – последняя надежда матери: она прекрасно поет, исполняет русские романсы, музицирует, танцует. И мать надеется, что уж такую талантливую и красивую дочь ей удастся хорошо выдать замуж, чтобы жила как у Христа за пазухой. Поэтому она учит: «Лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

В представлении женщины с цыганским именем Харита, по-человечески, это когда в доме бывает много мужчин, вино льется рекой, звучат комплименты. Не случайно нынешний жених Ларисы, бедный чиновник Юлий Капитоныч Карандышев, сравнивает жизнь в доме Огудаловыъх с табором. Только все ухищрения матери напрасны, ведь Лариса – бесприданница. А в обществе, которое окружает девушку, есть место только деньгам. Новые хозяева жизни, в отличие от героев «Грозы», уже не самодуры: их власть основана на деньгах. «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам», - говорит другой герой пьесы Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин», в оценке автора.

И это действительно так: Паратов, которого Лариса полюбила так, что «чуть не умерла с горя», легко променял ее на «миллионную» невесту – дочь владельца золотых приисков. Покинув ее без объяснения причин год назад, теперь, когда Лариса решает выйти за «первого встречного» Карандышева, Паратов, объявившись вновь, Ларису же и обвиняет в измене. При встрече он с упреком говорит, что хотел бы знать, «скоро ли забывают страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…»

И Лариса, которая уже говорила своему жениху, что «Сергей Сергеич – идеал мужчины», снова теряет голову. Она прощает любимого, который год назад скрылся неожиданно, и «ни одного письма». Лариса – романтичная натура, поэтому не замечает очевидных вещей. Она с гордостью рассказывает Карандышеву, как год назад Паратов хладнокровно выстрелил в часы, которые она держала в руке. Но этот факт, скорее, говорит о том, что Лариса ничего не значит для него. К тому же Паратов злопамятен: едва познакомившись с Карандышевым, он успевает задеть самолюбие бедного чиновника, но настаивает на том, чтобы именно Юлий Капитоныч извинялся перед ним, хозяином жизни. А после, на званом обеде, спаивает его, чтобы в очередной раз унизить перед людьми, измеряющими все деньгами.

Так уж повелось в пьесах Островского: на фоне решительных и смелых героинь мужчины оказываются вялыми и безжизненными. В пьесе «Гроза» муж Катерины Кабановой во всем зависит от маменьки, что в результате приводит к трагедии: его молодая жена добровольно уходит из жизни.

В «Бесприданнице» похожая ситуация: от отчаянья согласившись выйти замуж за Карандышева, она умоляет его уехать в деревню, чтобы начать новую жизнь, мало напоминающую прежний табор. Но мелкий чиновник, терпевший насмешки в надежде дождаться взаимности от Ларисы, теперь «расправляет крылья». Ему хочется утереть представителям высшего сословия, и он дает обед в честь Ларисы Дмитриевны, чтобы сказать: она выбрала себе в женихи самого достойного человека – его, Юлия Капитоныча. Это его месть за ту зависть, которую ему приходилось испытывать каждый раз, когда он видел красивых и успешных поклонников Ларисы.

Но этим поступком он еще больше вызывает к себе презрение со стороны тех, кто привык пить шампанское по утрам и обедать в ресторане. Ведь у него, бедного чиновника, хватает денег лишь на дешевое пойло, бутылки из-под которого тщательно заклеивают этикетками от дорого вина. И если Лариса в ответ на упреки в измене со стороны Паратова говорит, что ее жених обладает самым главным достоинством – любит ее, то в финале она испытывает разочарование и в нем. Она с отвращением говорит бывшему жениху, стоящему на коленях перед ней: «Вы слишком ничтожны для меня», а потом с горечью признается: « Я любви искала и не нашла».

Трудно найти любовь в обществе, где все только продается и покупается. Паратов продает свой любимый пароход «Ласточку», потому что нашел выгоду – невесту с миллионным приданым. Но он совершает гораздо более подлый поступок: унизив в глазах Ларисы ее жениха, дает надежду на будущее и, воспользовавшись ситуацией, соблазняет бедную девушку, а после сознается, что обручен - у него «золотые цепи». Вот тогда приходит к героине прозрение. Она понимает, что все окружающие, даже родная мать, смотрят на нее как на вещь, на забаву.

У нее не хватает мужества покончить с собой, как это сделала Катерина в «Грозе», но она находит в себе силы признать, что никто никогда не старался заглянуть ей в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова. Лариса выносит страшный приговор самой себе: «Я не нашла любви, так буду искать золота». И она действительно готова прокатиться на выставку в Париж с немолодым купцом Кнуровым, выигравшим ее в «орлянку» у более молодого соперника, готова стать его содержанкой, то есть продать себя подороже, ведь для нее остается единственное утешение: если уж быть вещью, то очень дорогой.

Финал этой психологической пьесы предрешен. Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, а для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по-настоящему счастливой. Она умирает со словами прощения на устах. Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.